УДК 377.016:33
© Ю.Р. Дондупова
Особенности экономического образования студентов непрофильных специальностей среднего профессионального учреждения
Статья посвящена особенностям экономического образования студентов непрофильных специальностей среднего профессионального учреждения. Рассмотрены требования к современному молодому специалисту в условиях рыночной конкуренции и содержание федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
Ключевые слова: экономическое образование, экономическая компетентность, профессиональные компетенции, модульное обучение, преподавание экономических дисциплин.
© Yu.R. Dondupova
Peculiarities of economic training of students of non-core specialties in secondary vocational institution
The article is devoted to peculiarities of economic training of students of non-core specialties in secondary vocational institution. The requirements for a young specialist in the conditions of market competition and the content of Federal state educational standards of secondary vocational education have been considered.
Keywords: economic training, economic competence, professional competence, modular training, teaching of economic disciplines.
Модернизация профессионального образования направлена на созидание и развитие социально-экономической и культурной жизни общества. Сегодня назрела необходимость изменений в характере социальных требований к образованию, ориентации на формирование творческой, инициативной, ответственной, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности личности, отличающейся высокой конкурентоспособностью и ролевой мобильностью. Поэтому особое внимание уделяется экономическому образованию. В этом состоит суть социального заказа - учить будущего специалиста познавать и самосовершенствоваться в разных областях (экономического воспитания, формирования новой экономической культуры, развития умений пользоваться инструментами экономического выбора, осуществления перспективных проектов).
В современных социально-экономических условиях особая роль в подготовке специалистов отводится экономическому образованию студентов негосударственного образовательного частного учреждения (далее - НОЧУ) «Бурятский финансово-кредитный колледж». Оно призвано сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для продолжения профессионального обучения и практической деятельности. Изучение экономики связано с другими дисциплинами - математикой, информатикой, историей, географией, правовым обще-
ствознанием и т.д. Это позволяет создать у студентов колледжа адекватное, панорамное представление об окружающем мире, сформировать личность современного, всесторонне образованного, человека и гражданина. Анализ экономического образования в ряде учреждений показывает, что его качество зависит от оптимального сочетания самостоятельного курса экономики с другими обществоведческими курсами, от максимального использования межпредметных связей [1].
На сегодняшний день, несмотря на то что накоплен определенный опыт и разработано информационное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, подходы к профессиональной подготовке специалистов на современном этапе значительно обновляются.
Согласно концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг [2].
Действенным механизмом создания обновленного образовательного пространства среднего профессионального образования является фе-
деральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО).
В ФГОС третьего поколения реализован принципиально новый подход, разработанный на модульно-компетентностной основе. В разделе «Характеристика профессиональной деятельности выпускников» обозначены область, объекты профессиональной деятельности выпускника. Подробно освещены виды деятельности будущего специалиста в соответствии с базовой или углубленной подготовкой. В разделе требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы указаны общие и профессиональные компетенции, которыми должен обладать будущий специалист, требования к программно-методическому обеспечению учебного процесса.
Современное образование становится непрерывным в течение всей жизни. Под непрерывным понимается дополнительное образование специалистов, обеспечивающее оперативное обновление востребованных компетенций. Возможность учиться и переучиваться для подавляющего большинства людей молодого и среднего возраста в процессе освоения тех или иных образовательных модулей, которые необходимы им в определенный момент профессиональной карьеры, - это требование времени.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) экономика в учреждениях среднего профессионального образования (далее
- СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования [3].
При освоении специальностей «Операционная деятельность в логистике», «Право и организация социального обеспечения» дисциплина «Экономика» изучается в колледже как профильный учебный предмет (в объеме 102 ч.).
Образовательная программа по дисциплине «Экономика» ориентирована на достижение следующих целей:
• освоение основных знаний об экономической деятельности, экономике России;
• развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
• воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
• овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
• формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
Основу образовательной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. Особое внимание в программе уделяется формированию у обучающихся современного экономического мышления.
Экономическая подготовка студентов колледжа (в соответствии с новыми стандартами) осуществляется по образовательной программе учебной дисциплины «Экономика».
В содержание учебной дисциплины входит изучение следующих разделов:
1. Экономика и экономическая наука;
2. Семейный бюджет;
3. Рыночная экономика;
4. Труд и заработная плата;
5. Деньги и банки;
6. Государство и экономика;
7. Международная экономика.
В результате изучения учебной дисциплины «Экономика» обучающийся должен:
знать/понимать:
• функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
уметь:
• приводить примеры факторов производства и факторных доходов, общественных благ,
российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
• описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
• объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для получения и оценки экономической информации;
• составления семейного бюджета;
• оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина [3].
Правильный подход к преподаванию экономики по новым стандартам позволит обеспечить целостность и преемственность восприятия студентами экономических знаний между общеобразовательной школой, колледжем и вузом, а также сочетать теоретические формы проведения занятий с практическими: написанием учебно-исследовательских работ, решением задач, проведением тренингов, деловых игр, моделированием и участием в работе учебных заведений.
На первой ступени обучения очень важно сформировать у обучающихся знания, необходимые для понимания природы экономических процессов, места и роли экономики в жизни людей, основных экономических закономерностей, связи микро- и макроэкономических явлений.
На следующей ступени в преподавании экономики упор делается на углубление знаний по основам экономической теории и ее прикладным аспектам, изучение видов и форм предпринимательской деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, профессиональную ориентацию и овладение элементарными профессиональными навыками.
Особенностью современной системы среднего профессионального образования, как известно, является практикоориентированность, которая должна обеспечиваться 60-70% содержания основных профессиональных образовательных программ по разным специальностям. Учитывая этот факт, обучение студентов экономике на втором этапе целесообразно осуществлять с опорой на практические формы подготовки [1].
Это возможно, если в преподавании максимально использовать активные методы обучения.
Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с другими учащимися, оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности, у них развиваются творческие способности, устная речь, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление. Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.
В этой связи на первый план в учебном процессе колледжа должны выйти такие методы обучения, как деловые игры, метод проектов, кейс-анализ, «мозговой штурм», метод Дельфи. [4]. Рассмотрим в общем виде их сущность и специфику применения в процессе подготовки молодых специалистов в колледже.
Деловая игра - это метод имитации принятия управленческих или производственных решений в искусственно смоделированных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам. Имитационное моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста, как правило предполагающих наличие одной или нескольких проблемных ситуаций, позволяет представить во всем многообразии служебные, социальные и личностные связи. Например, студентам предлагается участие в игре «Рынок кофе», где каждый из них будет играть роль оптового покупателя или оптового продавца кофе (производители кофе являются оптовыми продавцами, а владельцы коммерческих магазинов -оптовыми покупателями кофе). После объявления «Рынок открыт» студенты идут на место торгов, где ищут партнеров для заключения сделки по купле-продаже партии кофе. После того как продавец и покупатель пришли к соглашению о взаимоприемлемой цене и решили совершить сделку, они регистрируют ее на специальных карточках. Игра проводится в 5 раундов (каждый по 3 минуты). После объявления «Рынок закрыт» студенты должны подвести итоги их торговой деятельности в листе учета результатов. Преподаватель определяет победителей игры - продавца и покупателя, получивших наибольшую прибыль. В ходе обсуждения результатов игры победителям следует предоста-
вить возможность рассказать о своих действиях и причинах успешного результата [5].
Существенным дидактическим потенциалом для формирования экономической компетенции будущих выпускников также обладает метод проектов как способ достижения педагогической цели через детальную разработку научной или практической проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым результатом. Это совокупность действий студентов в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, личностно значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Приведем пример метода применения проектов при изучении темы «Доходы населения и проблемы их формирования». На фазе проектирования в вводной беседе должны быть определены цели и круг проблемных вопросов. Выбор проблемных вопросов был обусловлен различными причинами. Участники ориентировались на жизненный опыт своих родителей (которым пришлось пережить потерю работы, переквалификацию, потерю сбережений в результате экономического кризиса) или семьи, где занимались частным бизнесом и могли подсказать своим детям, как выжить в современных экономических условиях. На стадии моделирования (с этапами построения моделей, оптимизации, выбора), самостоятельно разбившись на группы, студенты приступили к обсуждению проблемы проекта: выживание в современных экономических условиях. Определена цель: разработать рекомендации по различным вопросам экономической деятельности. На стадии конструирования (с этапами декомпозиции, агрегирования, исследования условий, построения программы) студенты сообщили о тех направлениях, над которыми будут работать: 1 -я группа - «Как защитить свои доходы», 2-я группа - «Разработка памятки потребителя», 3-я группа - « Преимущества и недостатки работы на себя, на частного предпринимателя и на государство», разработали план решения отдельных проблемных вопросов проекта и дальнейшего оформления результатов решения. Технологическая стадия включила реализацию и оформления проекта. На рефлексивной стадии была проведена оценка и самооценка, совместное обсуждение результатов проекта.
В процессе преподавания экономических дисциплин активно используется метод «кейс-анализ» - анализ студентами, объединенными в подгруппы, реальной или гипотетической ситуации и разработка критериев решения проблем и
программы действий. Анализ ситуации предполагает выделение не столько фактов, сколько признаков проблемы и ее факторов. Залогом проблемности является самостоятельная выработка обучающимися собственных предположений. Пример метода «кейс-анализ» - «Эластичность спроса на бензин в Улан-удэ и Республике Бурятия. Студентам необходимо выбрать методику оценки и прогнозирования спроса, провести социологические опросы потребителей, опросы продавцов, дать экспертные оценки, провести рыночные эксперименты. Выявить преимущества и недостатки существующих методик оценки и прогнозирования спроса.
Метод «мозгового штурма» включает в себя следующие основные этапы: подготовка, генерация идей, анализ и оценка идей. Для решения какой-либо проблемы, как правило, создается две группы участников (по 7-10 чел.): «генераторы идей» будут предлагать идеи, а «эксперты»
- заниматься их анализом. Работу групп организует ведущий, задача которого - сформулировать задачу, распределить участников по группам, обеспечить фиксацию идей. Главным условием является «разведение» во времени процессов выдвижения гипотез и их оценки. Это позволяет студентам свободно обсуждать проблему, высказывать как можно больше идей в непринужденной, неформальной обстановке. Пример, Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста в XXI веке.
Метод Дельфи помогает выбрать из предлагаемой серии альтернатив лучшую. Он применим практически в любой ситуации, требующей прогнозирования спроса, конкуренции, положения фирмы и продукта на рынке и т.д. Например, выявлено пять причин снижения спроса на какой-либо вид услуг. Какую следует назвать главной и устранять в первую очередь? Для удобства подсчета делают специальную таблицу. Участники обсуждения сначала ранжируют все причины по степени важности. На первое место каждый ставит ту альтернативу, которую считает самой главной, а на пятое - второстепенную. Затем каждая альтернатива оценивается по 10балльной системе в зависимости от издержек, связанных с той или иной причиной снижения спроса. При этом за высший балл принимается 1, а за низший - 10. На третьем этапе оба результата по каждой альтернативе перемножают и находят сумму произведений. Наименьшая сумма укажет на причину, которую надо устранять в первую очередь. Метод Дельфи особенно эф-
фективен, когда участники обсуждения - компетентные в своей сфере эксперты, но, тем не менее, положительно зарекомендовал себя в учебном процессе колледжа на старших курсах [6].
Таким образом, исходя из особенностей экономического образования студентов непрофильных специальностей в Бурятском финансовокредитном колледже», программа учебной дисциплины «Экономика» опирается на широкое использование активных методов обучения, что позволяет развить познавательные навыки студентов и творческое мышление, сформировать экономические компетенции, способствует повышению мотивации к успешной профессиональной деятельности.
Литература
1. Мисаилов А.Ю. Требования к экономической подготовке студентов колледжа в современном профессиональном образовании // Интернет-журнал «Науковедение». - 2011. - №7. - С. 2-8.
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61.
3. Гомола А.И. Экономика. Примерная программа учебной дисциплины для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. -ФГУ «ФИРО» Минобр. науки России. - 2008.
4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия. - 2008. - 368 с.
5. Плешакова М.В., Чигиринская Н.В., Шаховская Л.С. Деловые игры в экономике: методология и практика: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2008. - С. 80-86.
6. Шумова И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) - Челябинск: Два комсомольца, 2011.
- С. 57-61.
Дондупова Юлия Ракшаевна, преподаватель по экономическим дисциплинам НОЧУ Бурятского финансовокредитного колледжа. E-mail: yuka2530@mail.ru.
Dondupova Yulia Rakshaevna, a lecturer on economic disciplines, Buryat Financial-Credit College. E-mail: yuka2530@mail.ru
УДК 376.1
© О.Н. Кибалова Реализация здоровьесберегающих технологий в практике современной школы интернатного типа
В статье на основе анализа теоретических исследований и собственной педагогической практики автора обоснована актуальность и представлен практический опыт реализации здоровьесберегающего подхода в организации образовательного процесса эвенкийской школы-интерната.
Ключевые слова: физическое и психическое здоровье детей, социальные проблемы здоровьесбережения в особых климатических условиях Крайнего Севера, здоровьесберегающий подход в разработке программы инновационного развития школы.
© O.N. Kibalova The realization of health saving technologies in the practice of modern school of boarding type
In the article on the basis of the analysis of theoretical researches and the author’s own pedagogical practice, the urgency is grounded and practical experience of realization of health saving approach is represented in the organization of educational process in the Evenk boarding school.
Keywords: physical and psychical health of children, social problems of health saving in special climate conditions of the Extreme North, health saving approach to working out a program of innovative development of school.
В условиях рыночной экономики, высокой ски здоровые, профессионально компетентные
конкуренции значение здоровья резко возраста- работники. В уставе Всемирной организации
ет. Работодателям нужны физически и психиче- здравоохранения понятие «здоровье» трактуется