Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности магистров в современной системе подготовки специалистов'

Формирование коммуникативной компетентности магистров в современной системе подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
703
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / MAGISTRACY / NON-LINGUISTIC PROFESSIONS / FOREIGN LANGUAGES TEACHING / SYSTEM OF SPECIALIST TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедова Альбина Ваидовна

В статье коммуникативная компетентность личности представлена в качестве одной из основных в системе подготовки специалистов. Процесс обучения магистров иностранному языку, нацеленный на расширение профессионально-ориентированного вокабуляра, развитие и совершенствование грамматической компетенции в научном формате общения, формирование переводческих компетенций в профессиональной и научной среде, овладение умениями аннотирования, тезирования, реферирования на иностранном языке рассматривается как эффективный способ овладения данным качеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING COMMUNICATIVE COMPETENCE OF MASTER’S DEGREE STUDENTS

The article regards the communicative competence of a specialist as one of the major ones in the system of training and improvements of professional skills of specialists. The process of foreign language training the students for master degree is aimed at professional-focused vocabulary accumulation, the scientific dialogue skills development, the translational skills enhancement. It is considered to be an effective way of mastering the given quality. The students for master degree in the course of studying foreign languages develop the skills of annotation, proceedings, abstract writing.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности магистров в современной системе подготовки специалистов»

УДК 378.2

А.В. Мамедова

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРОВ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье коммуникативная компетентность личности представлена в качестве одной из основных в системе подготовки специалистов. Процесс обучения магистров иностранному языку, нацеленный на расширение профессионально-ориентированного вока-буляра, развитие и совершенствование грамматической компетенции в научном формате общения, формирование переводческих компетенций в профессиональной и научной среде, овладение умениями аннотирования, тезирования, реферирования на иностранном языке рассматривается как эффективный способ овладения данным качеством.

магистратура, нелингвистические специальности, обучение иностранным языкам, система подготовки специалистов.

Современные образовательные условия подготовки специалистов связаны с изменениями в обществе, политической, экономической жизни страны и мира в целом. Считаем, что главной задачей высшей школы России должна стать качественная подготовка специалиста, отвечающая изменениям, происходящим на рынке труда. Показателями качественной подготовки специалиста приняты два основных интегральных критерия: 1) количество времени, необходимое выпускнику вуза для адаптации на рабочем месте в соответствии со своей специальностью; 2) количество «родственных» (смежных) специальностей, по которым выпускник может работать без значительных затрат времени и сил на их освоение 1.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования. Ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора вызывают необходимость повышения уровня готовности граждан к современной жизни. Переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия требуют от специалиста таких качеств, как коммуникабельность и толерантность. Возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, формируют современное мышление у молодого поколения.

1 Кириллова О.Ю. Противоречия и перспективы развития Российской системы образования // Успехи современного естествознания. 2006. № 10. С. 27-29.

Особую роль в процессе подготовки специалистов в современных условиях отечественной системы образования призван сыграть компетентностный подход, переход к которому обусловлен рядом объективно существующих причин. Главной из них является общеевропейская и мировая тенденция к интеграции науки и экономики. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения 2 выпускник должен обладать определенными общекультурными и профессиональными компетенциями. В ФГОС ВПО представлена совокупность требований, обязательных для образовательных учреждений высшего профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию, при реализации основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по различным направлениям подготовки («Химия», «Биология», «География», «Политология», «Юриспруденция» и др.).

При разработке основной образовательной программы бакалавриата, магистратуры, специалитета должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных и профессиональных компетенций выпускников.

Профессиональная компетентность - степень проявления профессионализма, глубокое знание своего дела и умение делать его хорошо и эффективно 3. Вместе с тем на престижной и интересной работе заняты, как правило, люди общительные и оптимистичные, способные быстро, легко и непринужденно устанавливать контакты с другими людьми, точно передавать свои мысли и чувства.

При приеме молодых специалистов на работу учитывается их коммуникабельность, способность согласовывать свои действия с другими, умение работать в команде и коллективно принимать решения. Коммуникативная компетентность является одним из основных показателей оценки кадров. Она открывает перспективы для дальнейшей профессиональной деятельности, в том числе и для осуществления любых деловых и профессиональных контактов.

В 2010-2012 годах нами был проведен опрос среди студентов Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина (РГУ имени С.А. Есенина), Московского психолого-социального университета (филиал в городе Рязани), учащихся школ № 3, 51, 68, 71 города Рязани, а также среди преподавателей, учителей и сотрудников этих учебных заведений. В опросе участвовало 145 человек. В результате были выделены основные качества, необходимые специалисту для успешной профессиональной деятельности. Такими качествами являются добросовестность, целеустремленность, воспитанность, доброжелательность

2 Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки магистров 030200 Политология (приказ Минобрнауки России от 20 мая 2010 г. № 542); 030900 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 14 декабря 2010 г. № 1763); 021000 География (приказ Минобрнауки России от 22 марта 2010 г. № 201). URL : Ы1р://минобрнауки.рф/документы/ (дата обращения: 09.04.2013).

3 Маркова Н.Г. Конкурентоспособность как индикативная характеристика успешности будущего специалиста. С. 8. URL : http://viperson.ru/data/201201/jxjbljcjujejb.doc (дата обращения: 25.02.2013).

в общении, умение объективно оценивать собственные способности, иметь представление о стоимости своего труда, умение одеваться сообразно деловому этикету, пунктуальность, способность правильно распоряжаться своим временем (тайм-менеджмент), умение решать проблемы, ставить цели и достигать их, вовремя мобилизоваться, совершенствовать свой профессиональный уровень, адекватно воспринимать и анализировать информацию, четко выделяя нужное. При этом студенты младших курсов, а также учащиеся школ выделяют профессионально значимые качества, а студенты старших курсов, преподаватели и специалисты с опытом работы - личностные качества. Личностная компетенция (эффективность) - набор психологических качеств, обеспечивающих эффективное поведение человека в определенной деловой ситуации.

Студенты вузов, участвуя в учебно-воспитательном процессе, знакомятся и в разной степени овладевают так называемыми личностными компетенциями, столь необходимыми в будущей деятельности (умение вовремя мобилизоваться; осваивать новые направления профессиональной деятельности; адекватно воспринимать и анализировать информацию), а также коммуникативными компетенциями (способность к продуктивному диалогу; управление своими эмоциями, чувствами, поведением; умение прогнозировать возможные напряженные межличностные отношения; умение выходить из ситуации конфликта; умение выбирать оптимальный стиль общения в деловых ситуациях). Культура общения в профессиональной деятельности во многом определяет ее эффективность, а также репутацию организации в целом и отдельного специалиста. Особые навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки, а культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества.

В формировании компетенций решающую роль играет не только содержание образования, но и образовательная среда вузов, организация образовательного процесса, образовательные технологии. Освоение компетенций происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, блоков, так и тех дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины. Основным итогом новой образовательной стратегии должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством компетенций в профессиональной, интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», принятому в декабре 2012 года, компетенция - это «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений и навыков при решении задач, общих для многих видов деятельности» 4 При этом понятие обучение рассматривается как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, развитию способностей». Таким образом, компетенция с точки зрения образовательного процесса включает в себя знания, умения, навыки, а также предполага-

4 Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. URL : Ы1р://минобрнауки.рф/документы/ (дата обращения: 09.04.2013).

ет наличие способности действовать в заданных обстоятельствах. С точки зрения организации как заказчика и потребителя образовательного продукта - выпускника, компетенция - это набор определенных качеств и поведенческих характеристик, которым должен обладать сотрудник; при этом вариативность компетенций связана не только с отраслью деятельности промышленности, организации, учреждения, компании, фирмы, но и с занимаемой позицией, должностью (менеджер проекта, экономист, юрист, политолог, научный сотрудник, технический специалист и т. п.).

Одним из важных требований к профессиональной подготовке специалиста является формирование профессиональной компетентности личности, способной к сотрудничеству, умеющей вести диалог, обмениваться деловой информацией, обладающей коммуникативной деловой культурой, коммуникативной компетентностью, компоненты которой - лингвистический, социолингвистический, стратегический, дискурсивный, прагматический - являются объектами контроля.

От умения установить контакт с деловым партнером, от правильного речевого поведения, умения в беседе придерживаться стратегической линии зависит успех деловых встреч. Деловое общение не является самоцелью, а выступает в качестве средства выполнения каких-либо задач - принятия управленческих решений, поиска выхода из затруднительных ситуаций, установления контактов с деловыми партнерами. Таким образом, в современной системе подготовки специалиста формирование компетенций и компетентностей в целом и коммуникативной компетентности в частности является основной задачей высшего учебного заведения.

Под коммуникативной компетентностью мы понимаем совокупность свойств, необходимых будущему специалисту, бакалавру, магистру для успешного проведения коммуникативной деятельности в профессионально-деловой сфере, то есть для осуществления перцептивных, собственно-коммуникативных и коммуникативно-операциональных действий. При этом понятие «компетентность» определяется нами как способность человека к практической деятельности, а «компетенция» как содержательный компонент данной способности в виде овладения знаниями, умениями, навыками. Отсюда в структуру коммуникативной компетентности будущего специалиста мы включаем перцептивную, интерактивную и собственно коммуникативную компетенции делового общения 5.

Магистратура - это вторая ступень высшего профессионального образования, предусматривающая специальную, индивидуальную для каждого студента программу обучения, направленную на самостоятельную подготовку к научноисследовательской деятельности. Учеба в магистратуре включает сдачу семестровых зачетов и экзаменов, выполнение научных исследований по избранной теме, подготовку и защиту магистерской диссертации. Диплом магистра, выдаваемый высшим учебным заведением лицу, завершившему обучение на второй

5 Мамедова А.В. Психолого-педагогическое стимулирование коммуникативной компетентности будущего специалиста // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 1/21. С. 115-123. С. 116.

ступени высшего образования и успешно прошедшему итоговую аттестацию, подтверждает право на обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и (или) на трудоустройство с учетом ранее присвоенной квалификации специалиста с высшим образованием и обучение в магистратуре. Мы рассматриваем магистратуру как возможность повысить уровень своего образования и своей квалификации.

Магистратура нацелена на профессионалов с более углубленной специализацией, способных на решение сложных задач. Магистратура призвана помочь овладеть научной базой и методологией научного труда и быть в курсе современных информационных технологий и методов получения и обработки научной информации, а также подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, для аналитической, консультационной деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности студентов магистратуры мы считаем возможным и достаточно эффективным в процессе обучения иностранным языкам. Знание иностранного языка признается в настоящее время частью общекультурной компетенции (ОК) выпускника магистратуры по различным направлениям подготовки, что отражено в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения 6. Так, в частности, компонентом общекультурной компетенции является владение иностранным языком как средством делового общения: ОК-4 (способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средствами делового общения, способность к активной социальной мобильности), ОК-5 (свободное владение иностранным языком как средством делового общения). Овладение такими общими компетенциями, как ОК-11 (способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять свое научное мировоззрение», также невозможно без знания иностранного языка), ОК-18 (способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию), ОК-20 (способность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы), вырабатываются на занятиях по иностранному языку при работе над научными текстами, статьями, при реферировании научных, газетных статей, составлении аннотаций и т. п.

Знание иностранного языка, в частности английского, представляется необходимым особенно в современном мире благодаря расширению профессиональных контактов, более свободному обмену информацией, распространению научной и учебно-методической литературы на языке. Английский считается международным языком для научных публикаций. Так, например, на современном этапе при написании научных статей в большинстве периодических изданий заглавие научной статьи, аннотация, ключевые слова, список литературы представляются на английском языке.

В настоящее время выпускникам университетов, магистрам неязыковых факультетов иностранный язык требуется главным образом для более глубокого

6 Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки магистров.

освоения специальности и для практического использования в профессиональной деятельности и повседневном деловом, личном общении, а также по теме научных исследований. Поэтому одной из наиболее актуальных задач обучения английскому языку на нелингвистических факультетах высших учебных заведений является формирование у студентов компетенций использовать иностранный язык для практической работы по специальности, для повышения своего профессионального уровня, достижения карьерных целей, осуществления эффективной деловой и межличностной коммуникации. Именно эта задача реализуется при обучении английскому языку в непрофильной магистратуре Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина.

Программа обучения иностранным языкам в магистратуре неязыковых направлений нацелена на реализацию системы разноуровневой профессионально-ориентированной подготовки по иностранному языку высококвалифицированных специалистов в области гуманитарных, естественных и точных наук и предусматривает развитие основных компетенций, совершенствование знаний и умений в области иностранного языка по завершении вузовского курса.

Основная задача дисциплины «Иностранный язык» для неязыковых специальностей, обучающихся по магистерской программе, - достижение магистрантами естественнонаучных, юридических и других специальностей практического владения иностранным языком, позволяющего использовать его в их будущей профессиональной деятельности и научной работе, а также для активного применения как в повседневном, так и в профессиональном общении.

Кроме того, обучение иностранному языку на уровне магистратуры подразумевает подготовку магистрантов к вступительному экзамену в аспирантуру по иностранному языку, что предполагает расширение терминологического вока-буляра, дальнейшее развитие и совершенствование грамматической компетенции, направленной на научный формат общения, развитие переводческих навыков в профессиональной и научной среде при устном и письменном общении.

В ходе изучения иностранного языка в магистратуре студенты знакомятся с профессиональной лексикой на английском языке, основами делового общения (презентация, ведение переговоров и участие в научных конференциях; развитие навыков научного реферирования, аннотирования; формирование коммуникативной компетенции в сфере бизнеса и науки). Содержание курса английского языка для магистрантов нелингвистических факультетов включает в себя следующие аспекты: чтение, аудирование, говорение, перевод, письмо, реферирование и аннотирование с целью развития и углубления профессионально-ориентированной языковой компетенции магистров.

При организации обучения иностранному языку в непрофильной магистратуре нами учитывается тот факт, что после двух-, трехлетнего перерыва в изучении иностранного языка магистрантам следует восстановить приобретенные ранее языковые навыки. В связи с этим программу обучения магистров необходимо реализовывать на фоне общекоммуникативной направленности обучения. При этом используется комплексный междисциплинарный подход к формированию речевых умений и навыков.

Основное внимание уделяется коммуникативному, культурологическому и технологическому аспектам. При обучении деловому английскому языку рассматриваются реальные ситуации современного делового общения. В частности, эффективным способом формирования у магистрантов практических навыков деловой межкультурной коммуникации представляется целенаправленное изучение различных случаев коммуникативных неудач и конфликтов в сфере бизнеса и профессиональной деятельности.

Важным при обучении деловому английскому языку является формирование практических навыков поиска работы, составление резюме и прохождение собеседования (интервью) на иностранном языке. В современном мире молодому специалисту чрезвычайно важно овладеть умениями, связанными с поиском места работы. Успех в этом во многом зависит не только от уровня владения иностранным языком, но и от умений кандидата на должность представить себя и свою квалификацию в наиболее выигрышном свете, что невозможно без знания культурных особенностей делового общения на английском языке. Поэтому на занятиях по английскому языку в непрофильной магистратуре мы предлагаем такие виды заданий, как изучение англоязычных и русскоязычных объявлений о поиске и предложении работы, анализ и усвоение правил составления резюме на английском языке, подготовка речи для самопрезентации на собеседовании в сопоставительном аспекте, при этом очень важным становится усвоение студентами лексико-фразеологических норм делового английского языка.

При работе над лексикой учитывается специфика лексических средств делового и профессионального дискурса: обилие многозначных служебных и общенаучных слов, терминов и интернационализмов. Магистр должен знать наиболее употребительные фразеологические сочетания, часто встречающиеся в письменной и устной речи изучаемого им подъязыка профессионального общения, а также слова, словосочетания и фразеологизмы, характерные для письменной и устной речи в ситуациях делового общения.

В качестве подготовки к представлению своих профессиональных навыков и научных или карьерных достижений предлагается такое задание, как изложение краткого содержания своей магистерской диссертации на изучаемом иностранном языке и оформление ее в формате презентации, выполненной в программе Power Point. Также очень важным при обучении деловому английскому языку и научной коммуникации в непрофильной магистратуре является овладение навыками составления реферата на основе англоязычной специальной литературы, что полезно каждому молодому исследователю не только при написании литературного обзора своей магистерской диссертации, но и в дальнейшей научной и профессиональной деятельности. Работа с иноязычной информацией по специальности также способствует углублению знаний магистранта в избранной им области научного знания. Составление же реферата на английском языке на основании русскоязычной литературы подготовит его как к возможным выступлениям на научных конференциях в других странах, к общению с иностранными коллегами, так и к прохождению собеседований на английском языке в процессе поиска будущего места работы.

Организация обучения деловому иностранному языку в непрофильной (неязыковой) магистратуре предполагает развитие самостоятельности магистранта, его творческой активности и личной ответственности за результативность обучения. С этой целью предусматривается значительный объем самостоятельной работы, включающей выполнение различных заданий с использованием персонального компьютера, а также творческих групповых и индивидуальных проектов.

Кроме того, обучение иностранному языку магистрантов способствует как расширению возможностей в изучении основной специальности, так и развитию памяти, логического мышления, поскольку в процессе работы с текстами он запоминает не только новые лексические единицы, но и их место в контексте. Построение речевого высказывания на иностранном языке вызывает необходимость поиска соответствующих конструкций в родном языке, что в значительной степени стимулирует развитие грамотности речи магистранта и на родном языке, снимая тем самым барьер перед различными публичными выступлениями 7.

Таким образом, магистратура является одной из форм гибкой системы профессионального образования по подготовке специалистов, включающей обновление содержания и структуры образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями развития народного хозяйства страны и запросами рынка труда. Обучение иностранному языку в системе магистратуры повышает уровень научной подготовки и владения профессионально-деловой коммуникацией специалистов, что способствует эффективному формированию коммуникативной компетентности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кириллова, О.Ю. Противоречия и перспективы развития российской системы образования [Текст] // Успехи современного естествознания. - 2006. - № 10. - С. 27-29.

2. Мамедова, А.В. Психолого-педагогическое стимулирование коммуникативной компетентности будущего специалиста [Текст] // Психолого-педагогический поиск. -2012. - №1/21. - С. 115-123.

3. Маркова, Н.Г. Конкурентоспособность как индикативная характеристика успешности будущего специалиста. [Электронный ресурс]. С. 8. - Режим доступа : http://viperson.ru/data/201201/jxjbljcjujejb.doc (дата обращения: 25.02.2013).

4. Степанова, М.М. Современные подходы к обучению иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза [Текст] // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. - 2010. - № 2/111. - С. 109-114.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки магистров 030200 Политология (приказ Минобрнауки России от 20 мая 2010 г. № 542), 030900 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 14 декабря 2010 г. № 1763), 021000 География (приказ Минобр-

7 Степанова М.М. Современные подходы к обучению иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2010. № 2/111. С. 109-114.

науки России от 22 марта 2010 г. № 201) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://mH06pHayra^^0KyMeHTbi/ (дата обращения: 09.04.2013).

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : httpV/минобрнауки.рф/до-кументы/ (дата обращения: 09.04.2013)

A.V. Mamedova

DEVELOPING COMMUNICATIVE COMPETENCE OF MASTER’S DEGREE STUDENTS

The article regards the communicative competence of a specialist as one of the major ones in the system of training and improvements of professional skills of specialists. The process of foreign language training the students for master degree is aimed at professional-focused vocabulary accumulation, the scientific dialogue skills development, the translational skills enhancement. It is considered to be an effective way of mastering the given quality. The students for master degree in the course of studying foreign languages develop the skills of annotation, proceedings, abstract writing.

magistracy, non-linguistic professions, foreign languages teaching, system of specialist training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.