Научная статья на тему 'Психосоциальная адаптация пожилых людей средствами физкультурно-реабилитационных мероприятий'

Психосоциальная адаптация пожилых людей средствами физкультурно-реабилитационных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / PSYCHOSOCIAL ADAPTATION / MOVEMENT CORRECTION / INDIVIDUAL EXERCISES / ELDERLY / INSTRUCTIONAL TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрунина С. В., Пашин А. А., Дворянинова Е. В., Хайрова Х. Ж., Кирюхина И. А.

В статье представлены методические приемы оздоровительных технологий для пожилых людей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрунина С. В., Пашин А. А., Дворянинова Е. В., Хайрова Х. Ж., Кирюхина И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOSOCIAL ADAPTATION OF THE ELDERLY BY MEANS OF PHYSICAL REHABILITATION ACTIVITIES

The article presents some techniques of health-improving technologies for elderly people

Текст научной работы на тему «Психосоциальная адаптация пожилых людей средствами физкультурно-реабилитационных мероприятий»

Петрунина С.В. \ Пашин А.А.2, Дворянинова Е.В.3, Хайрова Х.Ж4, Кирюхина И.А5

1, 2,3,4 Кандидат педагогических наук, доцент, 5доцент, Пензенский государственный университет, Россия

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНОРЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Аннотация

В статье представлены методические приемы оздоровительных технологий для пожилых людей

Ключевые слова: пожилые люди, психосоциальная адаптация, двигательная коррекция, индивидуальные упражнения, методические приемы

Petranina S.V1.,Pashin A.A.2, Dvoryaninova E.V.3, Khayrova Kh. Z4 , Kiryuhina I. A.5

1,2,3, PhD assistant professor, 4assistant of professor Penza State University, Russia

PSYCHOSOCIAL ADAPTATION OF THE ELDERLY BY MEANS OF PHYSICAL REHABILITATION ACTIVITIES

Abstract

The article presents some techniques of health-improving technologies for elderly people

Keywords: the elderly, psychosocial adaptation, movement correction, individual exercises, instructional techniques

Исследование проводилось на базе Центра социального обслуживания населения Наровчатского района. В данном центре осуществляется медицинская, социальная, по возможности трудовая реабилитация и обеспечивается уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в полном уходе и наблюдении.

В Центр принимаются в основном граждане пожилого возраста на основании приказа по центру, который подписывается директором центра.

Существует 4 отделения:

1. численность пенсионеров - 89 человек.

2. численность пенсионеров - 75 человек.

3. численность пенсионеров - 63 человека.

4. численность пенсионеров - 73 человека.

В стационарном отделении проживают 14 человек, 5 женщин старше 55 лет и 9 мужчин старше 60 лет. Это инвалиды 1-й, 2-й, 3-й групп, инвалиды детства. Инвалиды 1-й группы - 2 человека, 2-й группы - 2 человека, 3-й группы - 1 человек, 3 инвалида детства.

В Центре работает клуб пожилых людей под названием «Милосердие».

Цель клуба - психосоциальная адаптация пенсионеров в новых условиях.

Задачами клуба являются:

1. Оказание помощи при психосоциальной адаптации вновь прибывшим пенсионерам.

2. Оказание правовой помощи пенсионерам, проживающим в стационаре.

3. Защита их прав на социальную и медицинскую помощь

4. Организация культурно - массовых мероприятий в стационаре.

5. Поддерживать связь с отделением дневного пребывания детей с целью патриотического и духовного воспитания молодежи.

6. Приобщение пенсионеров проживающих в стационаре, к посильному труду.

Известно, что людям престарелого возраста присущи не только физиологические и психические изменения (нарушение памяти, внимания, эмоциональной сферы, ориентировки), но и личностные — недоверчивость, подозрительность, нетерпимость, ранимость. Все это способствует нарушению адаптивных процессов.

Нарушению таких процессов способствует смена места жительства, привычного окружения. Поэтому очень важно помочь людям адаптироваться к новым для них условиям.

В начале исследования была проведена беседа с пожилыми людьми, во время которой обсуждались понятия: двигательная активность, потребность в двигательной активности, «мышечная радость». Цель беседы - настроить испытуемых на самооценку ощущений, связанных с двигательной активностью. Испытуемых попросили описать свои ощущения, связанные с двигательной активностью, а также объяснить, как они понимают и ощущают потребность в двигательной активности. Опрос показал, что все испытуемые в той или иной форме описали свои ощущения, которые, по их мнению, связанны с потребностью в двигательной активности. Наиболее общей характеристикой потребности в двигательной активности, по мнению испытуемых, является частота ее возникновения. На этом основании был разработан опросник. Наряду с вопросами о состоянии здоровья, физической формы, спортивной и физкультурной активности, он включал вопрос: «Как часто возникает потребность в двигательной активности (в любой форме: подвигаться, побегать, попрыгать и т.д.)?» В результате были выделены варианты ответов на этот вопрос: 1 -никогда не появляется; 2 - реже 1 раза в неделю; 3 - примерно 1 раз в неделю; 4 - 3 раза в неделю; 5 - 1 раз в сутки и чаще. В ходе обработки результатов испытуемых большинство (70%) отмечало ежедневное возникновение потребности в движении. Число выбравших с 4 по 1 ответы, прогрессивно уменьшалось. Второй и первый ответы выбрало в общей сложности 5,7% испытуемых, у которых отмечались выраженные дефекты в состоянии здоровья. Все остальные испытуемые выбрали ответы на 4 вопрос (24,3 %). На основании опроса испытуемых была составлена и апробирована программа психосоциальной адаптации пожилых людей средствами физкультурно-оздоровительных мероприятий на базе Центра.

В течение двух месяцев три раза в неделю проводились физкультурно-оздоровительные занятия с группой пожилых людей, которые были членами Клуба «Милосердие».

Общепризнанно, что двигательная активность с возрастом снижается. Но, находясь в центре пожилые люди должны быстро адаптироваться в данных условиях. Для этого им необходимо больше двигаться, участвовать в различных оздоровительных мероприятиях и конкурсах. Все это возможно через физкультурно-реабилитационные занятия, в которых принимают участие весь контингент и в процессе которых, и происходит общение.

В процессе занятий у лиц пожилого возраста, имеющих повышенные и пониженные значения артериального давления (АД), проводилось его измерение до, в середине и после окончания занятия. Показано, что у гипертоников во время проведения занятий АД снижается в среднем 178/95 мм рт. до 138/85 мм. рт При этом частота сердечных сокращений (ЧСС) снижается с 72, 5 уд/мин до 63, 8 уд/мин. За 10 дней занятий у 90% испытуемых полностью нормализовалось АД как утром, так и днем. Многие испытуемые использовали утренний оздоровительный бег в сочетании с контрастным душем. Программа занятий включала в себя суставную, дыхательную гимнастику, элементы самомассажа.

Каждую неделю в Центре проводились оздоровительные мероприятия для пожилых людей, которые включали в себя прогулки, оздоровительный бег, часы танца в вечернее время, чаепитие и беседы.

Прежде чем проводить физкультурно-оздоровительные занятия по дозированной ходьбе была проведена беседа с испытуемыми

После третьего занятия у испытуемых дозированная оздоровительная ходьба не вызывала чувства тяжести, жжения в грудной клетке, болей и усталости в ногах. Первые 2-3 дня уходили на овладение навыками ритмичной ходьбы, согласованной с

89

равномерным дыханием. Примерный ритм ходьбы: 2-3 шага - вдох, 4-6 шагов - выдох. Темп ходьбы выбирался по самочувствию и по уровню двигательной активности. У некоторых он был медленным (60 шагов в минуту), у других - средним (70 шагов в минуту) и у самых подготовленных - быстрым (90 шагов в минуту). Прежде чем выбрать для себя оптимальный темп, испытуемым было предложено подсчитать количество шагов, пройденных за минуту в привычном темпе. Затем выбрать темп средний в интервале от 60 до 80 шагов в минуту. Важно было в начале добиться повышения нагрузки за счет увеличения расстояния, а не темпа. Первую неделю испытуемые преодолевали от 600-700 метров в оптимальном темпе, с отдыхом сидя в течение 3-5 минут на половине пути. Затем расстояние увеличивалось через 2-3 дня на 200-300 метров. Время для отдыха сократилось на 2-3 минуты. Через месяц регулярных занятий дозированной оздоровительной ходьбой темп ходьбы увеличился и не превышал 90 шагов в минуту, а расстояние постепенно доходило до 4000 метров в день.

После цикла физкультурно-реабилитационных занятий оздоровительной ходьбой испытуемые отмечали, что у них появилась уверенность в себе, появилось спокойствие, улучшился сон и аппетит.

Анализ социально-психологических исследований по данной проблематике показывает, что процесс адаптации пожилых людей к пенсионному возрасту проходит достаточно тяжело. Причинами этого являются изменение социального статуса пожилого человека, потеря контактов с окружающими ранее людьми, избыток свободного времени, а также сама травмирующая ситуация, связанная с выходом на пенсию.

Основным показателем адаптации к выходу на пенсию является принятие старения за нормальное явление, а выход на пенсию — за заслуженный отдых после многих лет работы. Мерой адаптации к пенсионному периоду является активность и умение заполнить свое свободное время. Активность должна быть соизмерима с возможностями человека: если она чрезмерна, это свидетельствует, скорее, о плохом приспособлении, отражая потребность человека показать, что он до сих пор еще молод. Важным фактором приспособления к старости является существование увлечений, хобби, наличие друзей вне профессионального круга. С уходом на пенсию и прекращением трудовой деятельности пожилые люди испытывают дефицит информации, общения, самореализации. Все это порождает ограничения жизнедеятельности пожилых людей, их вынужденную изоляцию и, как следствие, наступает ухудшение духовного и физического здоровья.

Литература

1. Психосоциальная адаптация пожилых людей средствами физкультурно-оздоровительных мероприятий: методические рекомендации / Петрунина С. В., Кирюхина И.А., Хабарова С.М. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. -44 с.

2. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А. Особенности коррекции двигательных действий у людей с различной патологией в функциях опорно-двигательного аппарата// Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2013. № 5-3 (12). С.37-39

3. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А., Рогов А.А. Определение силы-чувствительности нервных процессов у инвалидов // Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2013. №10 (17), С. 29-30

Романов В.А.

Доктор педагогических наук, профессор, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ В ВУЗЕ

Аннотация

Рассматриваются вопросы совершенствования процесса обучения студентов-бакалавров профессиональным дисциплинам на основе внедрения психолого-педагогических условий, способствующих развитию творческой активности студентов в усвоении знаний, формировании компетенций, умений и навыков, комплексном применении их в будущей профессиональной практической деятельности.

Ключевые слова: подготовка бакалавра, профессиональная подготовка, психолого-педагогические условия, учебный процесс, формирование компетенций.

Romanov V.A.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Tula State Pedagogical University them. L.N. Tolstoy PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SUCCESSFUL TRAINING BACHELORS IN HIGH

SCHOOL

Abstract

The issues of improving the learning of students, bachelors professional disciplines through the introduction of psycho-pedagogical conditions conducive to the development of creative activity and independence of students in the assimilation of knowledge, formation competencies and skills, integrated use of them in their future professional practice.

Keywords: Bachelor preparation, training, psychological and pedagogical conditions, the learning process, the formation of skills.

На современном этапе модернизации отечественного образования все четче проявляется тенденция повышения требований к качеству образования, которое рассматривается в неразрывной связи с созданием условий для полной и гармоничной реализации всех возможностей и потребностей личности. Рассмотрение обучения бакалавров в современном вузе в виде процесса, проходящего в рамках педагогической системы, позволяет проводить его изучение (с опорой на принцип гуманизма, который определяет направленность на раскрытие человеческих способностей, обеспечение его прав на получение достойного образования) в виде целостного педагогического явления, включающего не только целевую, процессуальную, содержательную, логическую, материально-техническую, но и психолого-педагогическую стороны.

В центр внимания педагогов-практиков, при реализации личностных потребностей обучаемых ставится деятельность преподавателя, направленная на организацию процесса обучения и усвоение обучающимися студентами-бакалаврами содержания обучения на необходимом уровне.

Как показывает опыт передовых вузов, совершенствование процесса обучения бакалавров требует создания особого комплекса научно обоснованных методов (приемов), форм и средств, способствующих развитию творческой активности и самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании компетенций, умений и навыков, комплексном применении их в будущей профессиональной практической деятельности. В процессе обучения бакалавров на профильных кафедрах в системе современных вузов, можно добиться решения как минимум двух важных дидактических задач: формирования прочных профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков, а также совершенствования творческих способностей по их грамотному применению в будущей профессиональной практической деятельности.

Для успешного решения поставленных задач по профессиональной подготовке бакалавров особое значение приобретают разработка и внедрение в учебный процесс вузов необходимых психолого-педагогических условий их совершенствования на основе интенсификации. Принимая во внимание опыт работы современных отечественных педагогов-исследователей в этом направлении, можно сказать, что “... под психолого-педагогическими условиями целесообразно понимать содержательную характеристику компонентов, конституирующих систему обучения” и, хотелось бы добавить, опираясь на наш вузовский опыт работы, “. создание такого процесса обучения, который был бы направлен на достижение определенных дидактических целей в рамках многоуровневой системы подготовки ”бакалавр-специалист-магистр”.

В качестве основных психолого-педагогических условий, как вариант, можно выделить следующие:

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.