Морально-психологическая, профессиональная подготовка и надежность
Morally-psychological and professional training and reliability
Научно-теоретическая статья
УДК 159 © Лидак Л. В., 2023
doi: 10. 24412/1999-6241-2023-495-366-371
5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
Психолого-педагогические условия совершенствования корпоративной культуры сотрудников органов внутренних дел
Людмила Валентиновна Лидак 1 2, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии 1 профессор кафедры общей и возрастной психологии 2; [email protected]; https://orcid.org/0009-0002-4941-1110
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 603950, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, Россия
2 Ставропольский государственный педагогический институт, 355029, Ставрополь, ул. Ленина, 417А, Россия
Реферат
Введение. Рассмотрена актуальная психолого-педагогическая проблема современной России — совершенствование корпоративной культуры сотрудников в подразделениях органов внутренних дел, стоящих на передовых рубежах охраны мира и порядка в государстве, защиты прав и свобод каждого человека. Отмечено, что процесс формирования и совершенствования корпоративной культуры сотрудников полиции требует от руководителей высшего и среднего звена, наставников и психологов, работающих в системе МВД, объединения усилий в рамках конкретизации психолого-педагогических условий, обеспечивающих совершенствование корпоративной культуры в современных силовых структурах. Под психолого-педагогическими условиями совершенствования корпоративной культуры понимается комплекс специальных психологических и педагогических мер, играющих системообразующую роль в процессе планирования и осуществления воспитательной работы с личным составом. Материалы и методы. Исследование основано на методологии системно-структурного, культурологического, компетентностного и личностно-деятельностного подходов. Использовались сравнительно-сопоставительный анализ литературных источников и базовых документов, обеспечивающих профессиональную деятельность полицейских, обобщение и интерпретация передового опыта организации работы различных подразделений органов внутренних дел в контексте формирования корпоративной культуры личного состава. Результаты и обсуждение. Представлены педагогические условия, влияющие на процесс совершенствования корпоративной культуры в подразделениях органов внутренних дел. Раскрыто методологическое обоснование классификации психолого-педагогических условий совершенствования корпоративной культуры сотрудников органов внутренних дел. Выявлены содержательные характеристики научно-практических детерминант, определяющих сущность организационно-деятельностных, социокультурных и рефлексивно-прогностических условий, влияющих на динамику формирования корпоративной культуры у сотрудников органов внутренних дел. Предлагается ряд практических технологий, раскрывающих особенности психолого-педагогических условий совершенствования корпоративной культуры сотрудников полиции. Выводы. Полученные результаты могут быть рекомендованы в практической работе с сотрудниками ОВД для осуществления воспитательной работы и дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности в стабильных и временных коллективах; для использования на курсах повышения квалификации; для совершенствования профессионального взаимодействия не только в силовых структурах, но и в гражданских коллективах; для осуществления научно-практической подготовки бакалавров, магистров, специалистов, аспирантов, практических психологов, преподавателей высшей школы и др.
Ключевые слова: корпоративная культура, психолого-педагогические условия, психологическое сопровождение, детерминанты, производственные отношения, сотрудники полиции, коллектив, органы внутренних дел
Для цитирования: Лидак Л. В. Психолого-педагогические условия совершенствования корпоративной культуры сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 4(95). С. 366-371. Мрх//Моге|/10. 24412/1999-6241-2023-495-366-371
Scientific and Practical Article
UDC 159 © Lidak L. V., 2023
doi: 10. 24412/1999-6241-2023-495-366-371
5.3.4. Pedagogical Psychology, Psychodiagnostics of Digital Educational Environment
Psychological and Pedagogical Conditions for Improvement of Law Enforcement Officers' Corporative Culture
Lyudmila V. Lidak 1 2, Doctor of Science (in Psychology), Professor, Professor at the Chair of Developmental and Pedagogical Psychology 1 Professor at the Chair of General and Developmental Psychology 2; [email protected]; https://orcid.org/0009-0002-4941-1110 ' Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, 1 Ulianov st., Nizhny Novgorod, 603950, Russia 2Stavropol State Pedagogical Institute, 417 Lenin st., Stavropol, 355029, Russia Abstract
Introduction. Under consideration is a relevant psychological and pedagogical problem of modern Russia, that is improvement of corporative culture of law enforcement officers, who are in the forefront of maintaining law and order in the state, protection of rights and freedoms of every person. As it is noted, the process of forming and improving police officers' corporative culture demands from higher and middle managerial personnel, mentors and psychologists working in the system of the Ministry of Internal Affairs to combine their efforts within concretization of psychological and pedagogical conditions, which provide improvement of corporative culture in the modern police forces. Psychological and pedagogical conditions for improving corporative culture mean a complex of special psychological and pedagogical measures, which play a system-forming part in planning and carrying out moral work with personnel. Materials and Methods. The study is based on the methodology of system-structural, cultural, competency-focused and personality- and activity-focused approaches. The author employs comparative analysis of literature sources and basic documents maintaining professional police activity, summarizing and interpretation of the experience of organization of work of different law enforcement units in the context of forming personnel corporative culture. Results and Discussion. The article comprises pedagogical conditions influencing the process of improvement of corporative culture in law enforcement units. Methodological grounds for classification of psychological and pedagogical conditions for improving law enforcement officers' corporative culture are explained. The paper identifies content characteristics of scientific practical determinants which shape the essence of organizational and activity-based, socio-cultural and reflective prognostic conditions influencing the dynamics of formation of law enforcement officers' corporative culture. The author suggests a number of practical technologies which reveal the peculiarities of psychological and pedagogical conditions for improving police officers' corporative culture. Conclusions. The obtained results can be recommended in practical work with law enforcement personnel for providing moral activities and further improvement of professional performance in stable and temporary units; for using at the advanced training courses; for enhancement of professional interaction not only in the police forces but in civilian collectives as well; for providing science and practice training of bachelor's, master's, specialist degree students, post-graduate students, practical psychologists, teachers of higher school etc.
Keywords: corporative culture, psychological and pedagogical conditions, psychological maintenance, determinants, business relationship, police officers, collective, law enforcement agencies
Citation: Lidak L. V. Psychological and Pedagogical Conditions for Improvement of Law Enforcement Officers' Corporative Culture. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023. Vol. 28. No. 4(95). Pp. 366-371 (In Russ). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2023-495-366-371
Основные положения
1. Совершенствование корпоративной культуры сотрудников органов внутренних дел является неотъемлемой частью осуществления воспитательной работы, повышающей эффективность служебной деятельности в подразделениях.
2. Психолого-педагогические условия совершенствования корпоративной культуры сотрудников органов внутренних дел рассматриваются как комплекс организационно-деятельностных, социокультурных, рефлексивно-прогностических мероприятий, направленных на осуществление воспитательной работы с личным составом подразделений.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы.
Современная психология рассматривает корпоративную культуру как совокупность норм и образцов поведения, определяющих особенности деятельности, общения и взаимоотношений всех сотрудников, составляющих трудовой
коллектив, силовое подразделение или общество с ограниченной ответственностью.
Исследования А. Н. Занковского, А. Л. Журавлева и др., раскрывающие современное состояние психологии труда и организационной психологии, свидетельствуют о том, что корпоративная культура в трудовом коллективе представляет собой явление динамичное, которое постоянно развивается, совершенствуется и обогащается культурным опытом самих сотрудников [1].
Диалектика совершенствования корпоративной культуры зависит от личностных качеств каждого сотрудника, влияющих на формирование коллективного взаимодействия в профессиональном сообществе. С одной стороны, корпоративная культура представляет свод неписаных правил поведения и отношений сотрудников в коллективе, с другой — это свод формализованных правил. В этом случае формирование корпоративной культуры личности в системе производственных отношений осуществляется благодаря законам, актам и предписаниям, содержащимся
в должностных инструкциях специалистов, в распорядительных документах, определяющих направление, субординацию и порядок профессиональной деятельности каждого сотрудника — участника трудового процесса.
Важное место в формировании корпоративной культуры занимает комплекс психолого-педагогических условий, определяющих организационное и содержательное наполнение корпоративной культуры отдельной личности и целостного коллектива. Феномен «психолого-педагогические условия» имеет различное толкование в психологической и педагогической науке и практике. Конкретизируем сущностные характеристики базового понятия. В толковом словаре русского языка «условие» понимается как определенное обстоятельство, от которого что-то зависит и которое влияет на успех совместной деятельности *.
В научной литературе существуют дифференцированные подходы к определению педагогических, психологических, организационных и психолого-педагогических условий. В исследовании Н. И. Плаксиной под психолого-педагогическими условиями совершенствования корпоративной культуры рассматриваются те обстоятельства, которые повышают эффективность труда и производительность личности [2]. В работе А. В. Шилякиной выявленная совокупность психолого-педагогических условий определяется как конструкт, влияющий на совершенствование культуры личности и развитие корпоративных отношений на производстве [3].
Отдельные исследователи, которые в большей мере сосредоточены на изучении профессиональных отношений в подразделениях силовых структур, отмечают первостепенную важность педагогических условий, играющих важную организационную роль в системе профессионального воспитания. Об этом свидетельствуют работы Ю. П. Ветрова [4], Г. А. Витольника [5], В. Л. Кубышко [6] и др. Авторы, изучающие содержательные характеристики педагогических условий формирования корпоративной культуры работающего человека, в большей мере концентрируют внимание на их сущностных характеристиках, зависящих от набора профессиональных компетенций, представленных в должностных инструкциях, и условий профессиональной деятельности. При этом комплекс педагогических условий рассматривается двояко: как педагогический процесс погружения сотрудника в мир положительных корпоративных отношений и как результат присвоения каждым участником совместного труда лучшего опыта взаимодействия в коллективе.
Анализ различных подходов к обоснованию психолого-педагогических условий совершенствования корпоративной культуры сотрудников полиции позволяет обнаружить противоречия:
— между актуализацией государственных задач по совершенствованию культуры корпоративных отношений в подразделениях ОВД и отсутствием конкретного толкования данного феномена;
— между необходимостью разработки системы воспитательной работы в коллективах органов внутренних
дел (далее — ОВД), направленной на совершенствование корпоративной культуры сотрудников, и недостаточным теоретическим обоснованием инновационных подходов к классификации педагогических условий ее осуществления.
Актуальность темы, а также выявленные противоречия позволили конкретизировать цель, задачи и гипотезу данного исследования.
Гипотеза исследования позволяет предположить, что совершенствование корпоративной культуры в подразделениях ОВД будет эффективным, если для обоснования психолого-педагогических условий воспитательной работы применить методологию культурологического, системно-структурного, личностно-деятельностного и компетент-ностного подходов.
Цель исследования направлена на конкретизацию феномена «корпоративная культура сотрудников органов внутренних дел» и разработку оснований для классификации психолого-педагогических условий ее формирования.
Теоретические предпосылки и состояние проблемы исследования. Проблемы выбора психолого-педагогических условий совершенствования, развития и формирования базовых качеств личности достаточно часто встречаются в работах по социальной, организационной и практической психологии. Так, А. Н. Занковский, А. Л. Журавлев [1], И. В. Дубровина [7] и др. конкретизируют наиболее эффективные условия для трудовой социализации, профессиональной адаптации, самоактуализации сотрудника и психологического сопровождения развития личности профессионала. С точки зрения указанных авторов, трудовая социализация связана с совершенствованием корпоративной культуры, а под условиями ее совершенствования понимается комплекс практических мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению развития личности и коллектива в системе профессиональной деятельности.
Обращение к проблеме выбора наиболее эффективных психолого-педагогических условий совершенствования корпоративной культуры сотрудников ОВД охватывает научно-практические области психологии и педагогики, что позволяет конкретизировать рабочее определение психолого-педагогических условий совершенствования корпоративной культуры личности и коллектива. Есть основания утверждать, что под психолого-педагогическими условиями следует понимать комплекс специальных мер, направленных на решение конкретных воспитательных задач, обеспечивающих формирование корпоративного духа в профессиональных коллективах, развитие ценностно-ориентационного единства всех членов коллектива и совершенствование уважительного отношения личности к своим коллегам и совместной производственной деятельности. Предложенное рабочее определение способствует дифференцированному анализу групп и видов психолого-педагогических условий, обеспечивающих динамику и содержательное наполнение корпоративной культуры применительно к подразделениям ОВД.
* Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М., 2012. С. 826. 368 ISSN 1999-6241 Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Том 28, № 4(95)
Психолого-педагогические условия совершенствования корпоративной культуры сотрудников ОВД представляют собой комплекс практических мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению развития общей культуры и культурных компетенций личности и производственного коллектива.
Проявление корпоративной культуры в ОВД связано с теми обстоятельствами, что сотрудники полиции в большей мере, чем гражданские специалисты, находятся в постоянном напряжении, в состоянии мобилизационной готовности, зависящей от социальных потрясений и природных катастроф. В исследованиях И. А. Смирновой [8], М. В. Пряхиной [9] и др. справедливо отмечено, что профессиональный долг полицейских требует эмоциональной устойчивости, волевых усилий, проявления «коллективной ответственности» личности, товарищеского участия и корпоративного духа в решении общих задач.
Совершенствование корпоративной культуры в подразделениях органов внутренних дел следует рассматривать как целостную психолого-педагогическую систему, обеспечивающую профессиональную и культурную социализацию личности, направленную на совершенствование социокультурных, общекультурных и профессиональных компетенций, принятых в профессиональном сообществе. Культурное, национальное и профессиональное разнообразие, существующее в России, требует от сотрудников ОВД особых навыков взаимодействия и общения, личностной и межнациональной культуры в метасистеме «человек — профессия — общество». Выявленные социокультурные, общекультурные и профессиональные компетенции специалистов, имеющие приоритетное значение для органов внутренних дел, позволяют дать более подробную характеристику тем психолого-педагогическим условиям, которые обеспечивают продуктивное выполнение профессиональных обязанностей и совершенствование корпоративной культуры личности.
Проблема конкретизации психолого-педагогических условий в системе профессиональной деятельности достаточно часто обсуждается на страницах печати (Н. Б. Баранникова [10], А. Д. Лазукин [11], И. А. Смирнова [8], Е. А. Шам-рай [12] и др.). Несмотря на различные оценки при выборе наиболее эффективных психолого-педагогических условий совершенствования культуры личности, общим у представленных авторов является понимание, что условия определяются психолого-педагогическими программами и во многом зависят от конкретных обстоятельств, сложившихся в производственных коллективах.
Материалы и методы
Базовыми методами исследовательского поиска являются сравнительно-сопоставительный анализ литературных источников и обобщение передового опыта организации воспитательной работы в органах внутренних дел. Исследование носит общетеоретический характер. На общетеоретическом уровне конкретизация психолого-педагогических условий совершенствования корпоративной культуры в подразделениях органов внутренних дел опирается на методологию системно-структурного, культурологи-
ческого, личностно-деятельностного и компетентностного подходов к сотруднику как активному субъекту осознанной профессиональной деятельности. Об этом свидетельствуют исследования А. Г. Асмолова [13], Л. С. Выготского [14], В. В. Серикова [15], С. Л. Рубинштейна [16], А. Маслоу [17], К. Роджерса [18] и др.
Культурологический подход позволяет изучить проблему создания условий для трансформации общечеловеческих культурных достижений в сознание и поведение конкретного человека. Методология культурологического подхода определяет особенности духовно-нравственных отношений и профессионального климата в производственных коллективах. Культурологический подход использован в комплексе с личностно-деятельностным подходом, который позволил конкретизировать психолого-педагогические условия совершенствования корпоративной культуры с точки зрения субъектной активности личности в профессиональной деятельности. Важное место отводилось компетентностному подходу, способствующему конкретизации комплекса ведущих компетенций, которые определяют осознанное отношение сотрудника органов внутренних дел к корпоративной культуре.
Результаты и обсуждение
Группы психолого-педагогических условий.
Методологическое обоснование выбора психолого-педагогических условий совершенствования корпоративной культуры позволяет конкретизировать совокупность общекультурных, социокультурных и профессиональных компетенций, включающих определенный объем знаний, умений, навыков и отношений, направленных на выполнение служебного долга сотрудниками, на сохранение и приумножение культурного наследия, на охрану нравственных и деловых отношений в подразделениях. Наши рассуждения совпадают с позицией молодого автора Е. А. Шамрай, посвятившей развернутое монографическое исследование формированию корпоративной культуры в подразделениях ОВД [12].
Обобщение современных концепций, посвященных вопросам формирования корпоративных отношений, позволило систематизировать и описать три группы психолого-педагогических условий совершенствования корпоративной культуры в подразделениях органов внутренних дел, основанных на вышеперечисленных компетенциях профессионала. К их числу относятся организационно-деятель-ностные, социокультурные и рефлексивно-прогностические условия.
Группа организационно-деятельностных условий включает те базовые компоненты, которые определяются содержанием профессиональной деятельности: осуществлением служебной деятельности в рамках законодательных актов, нормативных положений, должностных инструкций, обеспечивающих эффективное функционирование коллективов и сотрудников органов внутренних дел. К числу организационно-деятельностных относится комплекс условий по осуществлению мониторинга интересов сотрудников, анонсированию предстоящих развлекательных или развивающих мероприятий, формированию индивидуальных программ творческого или профессио-
нального саморазвития сотрудников ОВД. Реализация организационно-деятельностных мероприятий осуществляется через проведение конференций, круглых столов, заседаний общественных советов, встреч с интересными людьми, организацию выставок, фотогалерей, презентаций, размещение видеоматериалов в общих чатах или на страничках интернета.
Во вторую группу вошли социокультурные условия, направленные на формирование готовности сотрудников к саморазвитию в рамках совершенствования общекультурных, социокультурных и профессиональных компетенций. Они реализуются в контексте участия сотрудников в совместных творческих мероприятиях, активизирующих познавательные интересы и совершенствующих усвоенные компетенции в практической деятельности. Прежде всего, это волонтерские и шефские десанты, спортивные и творческие соревнования, трудовые мероприятия и коллективные посещения спектаклей, выставок, творческих мастерских, дидактических мероприятий в рамках дополнительного обучения и обмена профессиональным или творческим опытом.
Третью группу составили рефлексивно-прогностические условия. Они предполагают работу по совершенствованию профессиональных и творческих видов деятельности. Их важная роль состоит в том, что они направлены на развитие творческого потенциала личности в рамках любимого хобби, самовыражения в инновациях и самопрезентации в культурных артефактах. Рефлексивная самооценка собственных и коллективных достижений в индивидуальном или совместном творчестве способствует прогнозированию новых возможностей для развития общего уровня культуры всех членов коллектива. К числу важных технологий реализации рефлексивно-прогностических условий относятся такие психолого-педагогические мероприятия, как тренинги личностного роста, деловые игры, круглые столы, беседы с наставниками, планирование и моделирование этапов и содержания саморазвития.
Представленные группы психолого-педагогических условий совершенствования корпоративной культуры будут способствовать совместным эмоционально-ценностным переживаниям сотрудников, объединенных не только профессией, но и творчеством. Продукты творческой деятельности могут размещаться в рабочих и рекреационных помещениях, у социальных партнеров, на сайтах, выставках.
У сотрудников, объединенных совместными творческими делами, формируются такие показатели корпоративной культуры, как профессиональная ответственность, гордость за личные и коллективные достижения, способность к сопереживанию, стремление к саморазвитию и самореализации. Благодаря специальным мерам, направленным на совершенствование корпоративной культуры, в сознании и поведении сотрудников ОВД наметится активная динамика, обеспечивающая бережное отношение к культурным достижениям и традициям в коллективе, уважение к институту наставничества, прогнозирование возможностей для сотрудничества, объ-
ективный выбор кадрового резерва для подразделений органов внутренних дел.
Выводы
Авторское определение, выбранное в качестве рабочего инструмента для данного исследования, послужило основанием для дальнейшего методологического обоснования исследовательского поиска и конкретизации полученных результатов.
Изложенное выше позволяет сделать ряд выводов о том, что корпоративная культура представляет собой совокупность норм и образцов поведения, определяющих особенности деятельности, общения и взаимоотношений всех сотрудников единого трудового коллектива.
1. Корпоративная культура в ОВД во многом зависит от комплекса практических мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению развития общей культуры коллектива и культурных компетенций каждой отдельной личности.
2. При осуществлении воспитательных мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры сотрудников полиции важное место занимает комплекс психолого-педагогических условий, определяющих организационное, содержательное и рефлексивно-прогностическое наполнение корпоративной культуры личности и целостного коллектива.
3. Психолого-педагогические условия совершенствования корпоративной культуры в ОВД — это комплекс специальных мер, направленных на решение задач, обеспечивающих формирование корпоративного духа, развитие ценностно-ориентационного единства, воспитания уважительного отношения личности к своим коллегам и порученному делу.
4. Выявлены три группы психолого-педагогических условий совершенствования корпоративной культуры в подразделениях ОВД: организационно-деятельностные, социокультурные и рефлексивно-прогностические.
5. Организационно-деятельностные условия включают те базовые компоненты, которые определяются содержанием профессиональной деятельности в коллективах и подразделениях ОВД.
6. Социокультурные условия направлены на формирование готовности сотрудников к саморазвитию в рамках совершенствования общекультурных, социокультурных и профессиональных компетенций.
7. Рефлексивно-прогностические условия направлены на рефлексию каждым сотрудником собственных успехов и объективную оценку достижений коллектива, что станет базой для прогнозирования путей, форм и методов самореализации и саморазвития личности в системе коллективных взаимоотношений.
Перспективы. В статье предпринята попытка осуществить теоретическое обоснование психолого-педагогических условий совершенствования корпоративной культуры сотрудников ОВД, но остается открытым вопрос о необходимости специальной практической апробации возможностей их использования в психолого-педагогической системе воспитания корпоративной культуры у сотрудников полиции.
Список источников / References
1. Занковский А. Н., Журавлев А. Л. Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии : монография. М., 2018. 975 с.
2. Плаксина Н. И. Обоснование педагогических условий развития корпоративной культуры преподавателей вуза // Гау-деамус. 2021. Т. 20, № 2(48). С. 76-84.
3. Шелякина А. В. Корпоративная культура организации // Молодой ученый. 2018. № 14(200). С. 206-209.
4. Ветров Ю. П., Рубан Д. А. Педагогическое сопровождение личностно-профессионального развития курсовых офицеров в университетах МВД России : монография. Армавир, 2019. 160 с.
5. Витольник Г. А., Душкин А. С. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел : учеб. пособие. СПб., 2014. 126 с.
6. Кубышко В. Л. Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел // Национальный психологический журнал. 2017. № 4(28). С. 95-103.
7. Дубровина И. В. Практическая психология образования : учеб. пособие. 4-е изд. СПб., 2004. 592 с.
8. Смирнова И. А. Корпоративная культура организации: психолого-акмеологические основы формирования и развития корпоративной культуры организации : учеб. пособие. М., 2009. 194 с.
9. Пряхина М. В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2000. 20 с.
10. Баранникова Н. Б., Полякова М. А., Пичугина В. К. и др. Педагогика и образование в зеркале исторической рефлексии : монография и др. / под ред. Г. Б. Корнетова. М., 2015. 294 с.
11. Лазукин А. Д., Федотов А. А. Развитие теории и практики воспитания сотрудников органов внутренних дел : монография. М., 2014. 148 с.
12. Лидак Л. В., Шамрай Е. А. Корпоративная культура и корпоративные отношения в служебных коллективах органов внутренних дел: педагогический аспект : монография. Пятигорск, 2022. 202 с.
13. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М., 2007. 528 с.
14. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.
15. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/serikov_ education_of_personality.pdf (дата обращения: 11.06.2023).
16. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. СПб., 2017. 288 с.
17. Maslow A. H. Motivation and Personality. 2nd ed. New York: Harper & Row, 1970. 369 p.
18. Rodgers K. Toward a modern approach to values: The valuing process in the mature person. Journal of Abnormal and Social Psychology. 1964. No. 68. Pp. 160-167.
Поступила 01.04.2023; одобрена после рецензирования 24.08.2023; принята к публикации 30.08.2023.