Научно-теоретическая статья
УДК 378.016 © Е. В. Коваленко, 2022
doi: 10. 24412/1999-6241-2022-289-224-233
5.8.7 Методология и технология профессионального образования
Опыт социального взаимодействия сотрудника полиции в поликультурной среде как предмет психолого-педагогического исследования
Елена Викторовна Коваленко \ кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-7243-1614
1 Белгородский юридический институт МВД России им. И. Д. Путилина, 308033, Белгород, ул. Горького, 71, Россия Реферат
Введение. Правоохранительная деятельность сотрудника полиции протекает в постоянном взаимодействии с гражданами, организациями, службами, институтами гражданского общества, что определяет высокую значимость исследуемого вида опыта в его профессиональной деятельности. Излагаются предпосылки и теоретические основания исследования опыта социального взаимодействия сотрудника полиции в меняющейся поликультурной среде. Цель — показать преимущества опыта социального взаимодействия обучающегося в качестве образовательного результата в условиях реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. Материалы и методы. Изучены отечественные и зарубежные публикации по философии, социологии, педагогике, психологии, теории систем в рамках проблемы исследования. Проведен анализ психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности, особенностей социального взаимодействия сотрудников полиции в новой социальной реальности, образовательной практики вузов МВД России. Исследовано содержание процесса преподавания психолого-педагогических дисциплин с 2015 г. по 2019 г. Для определения сущностных характеристик и системных параметров опыта социального взаимодействия применялись системный, деятельностный, культурологический подходы, теоретический анализ, моделирование. Результаты и обсуждение. Опыт — целостный результат деятельности человека в социуме. Опыт социального взаимодействия есть деятельностно-личностный ресурс сотрудника полиции в условиях повышения сложности и неопределенности социальной среды. Структурные компоненты: ценностно-смысловое ядро, мыследеятельностный и регулятивно-деятельностный. Факторы становления: субъектный состав взаимодействия; цели взаимодействия; субъективные смыслы взаимодействия; содержание взаимодействия; реализуемые способы взаимодействия. Механизмы становления: проникновение в глубину социальных отношений, выявление новых знаний социальной реальности и самого себя в ней. Этапы технологии педагогического обогащения опыта: актуализации и дифференцированного насыщения элементов; концентрации (укорачивание и уплотнение функциональных связей); аккумуляции и кристаллизации. Выводы. Выделены и теоретически обоснованы сущностные характеристики и профессиональные особенности содержания делового взаимодействия сотрудника полиции в современном социуме; обоснованы понятие, структурные компоненты опыта социального взаимодействия как интегрированного и целостного образовательного результата; этапы и механизмы технологии его педагогического обогащения; определена и обоснована значимость опыта социального взаимодействия обучающегося в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Результаты исследования целесообразно использовать для совершенствования процесса социального обучения и воспитания в образовательных организациях МВД России.
Ключевые слова: социальное взаимодействие; опыт; правоохранительная деятельность; социальная функция полиции;
компетентность; компетенция Благодарности: выражаю глубокую благодарность коллективу кафедры психологии и педагогики Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина за поддержку и экспертное сопровождение проведенного исследования.
Для цитирования: Коваленко Е. В. Опыт социального взаимодействия сотрудника полиции в поликультурной среде как предмет психолого-педагогического исследования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 2(89). С. 224-233. https://doi.org/ 10. 24412/1999-6241-2022-289-224-233
Scientific and Practical Article
UDC 378.016 © Е. V. Kovalenko, 2022
doi: 10. 24412/1999-6241-2022-289-224-233
5.8.7 Меthodology and Technology of Professional Education
Experience of Police Officer's Social Interaction in a Multicultural Environment as a Subject of Psychological and Pedagogical Study
Elena V. Kovalenko \ Candidate of sciences (in Pedagogy), Associate-Professor at the chair of Psychology and Pedagogy; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-7243-1614
1 Belgorod Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs named after I.D. Putilin, 71 Gorky st., Belgorod, 308033, Russia Abstract
Introduction. Law enforcement activity of a police officer takes place in constant interaction with citizens, organizations, services, civil institutions, which determines the high importance of the studied type of experience in the professional activities of a police
officer. The prerequisites and theoretical foundations for studying the experience of social interaction of a police officer in a changing multicultural environment are outlined. The goal is to show the benefits of the experience of social interaction of the student as an educational result in the context of the implementation of the competency-based approach in professional education. Materials and Methods. Domestic and foreign publications on philosophy, sociology, pedagogy, psychology, systems theory were studied within the framework of the research problem. The author analyzes psychological and pedagogical aspects of professional activity, features of social interaction of police officers in the new social reality, educational practice of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The content of the process of teaching psychological and pedagogical disciplines from 2015 to 2019 was studied. To determine the essential characteristics and system parameters of the experience of social interaction, systemic, activity-based, culturological approaches, theoretical analysis, and modeling were employed. Results and Discussion. Experience is a holistic result of a man's practice in society. The experience of social interaction is an activity-personal resource of a police officer under conditions of increasing complexity and uncertainty of the social environment. Structural components include value-semantic core, thought and activity and regulatory-activity components. Factors of formation involve subject composition of interaction; goals of interaction; subjective meanings of interaction; the content of the interaction; implemented ways of interaction. Formation mechanisms cover penetration into the depth of social relations, revealing new knowledge of social reality and oneself in it. Stages of technique of pedagogical enrichment of experience are as follows: actualization and differentiated enrichment of elements; concentration (shortening and compaction of functional links); accumulation and crystallization. Conclusions. The essential characteristics and professional features of the content of the business interaction of a police officer in modern society are specified and theoretically substantiated; the concept, structural components of the experience of social interaction as an integrated and holistic educational result as well as the stages and mechanisms of the technology of its pedagogical enrichment are explained; the significance of the experience of social interaction of a student in the context of the implementation of federal state educational standards is determined and substantiated. The results of the study should be used to improve the process of social education and upbringing in educational institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs.
Keywords: social interaction; experience; law enforcement; social function of the police, competency; competence.
Acknowledgments: The author is grateful to the members of the chair of Psychology and Pedagogy of the Belgorod Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs named after I.D. Putilin for their support and expert assistance in conducting the research.
Citation: Kovalenko Е. V. Experience of Police Officer's Social Interaction in a Multicultural Environment as a Subject of Psychological and Pedagogical Study. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2022. Vol. 27, No. 2(89). Pp. 224-233 (In Russ.). https://doi.org/ 10. 24412/1999-6241-2022-289-224-233
Основные положения
1. Опыт социального взаимодействия человека является источником и носителем социального ресурса человека, обеспечивающего его развитие, гомеостаз в социуме и продуктивность совместной деятельности. Правоохранительная деятельность сотрудника полиции протекает в постоянном взаимодействии с гражданами, организациями, различными службами, институтами гражданского общества, что определяет высокую значимость исследуемого вида опыта в профессиональной деятельности сотрудника полиции.
2. Опыт социального взаимодействия будущего специалиста правоохранительной деятельности рассматривается в качестве интегрированного образовательного результата, отражающего личностно-деятельностный потенциал обучающегося в его подготовке к реализации социальной функции полиции в меняющемся социуме.
3. В условиях реализации компетентностного подхода обращение к опыту социального взаимодействия позволяет преодолеть функциональную разделенность социальных компетенций, осваиваемых обучающимися, и повысить продуктивность этого процесса средствами педагогического обогащения исследуемого опыта.
Введение
Актуальность и значимость. Профессиональная деятельность сотрудника полиции протекает в постоянном взаимодействии с гражданами, сотрудниками иных
правоохранительных служб и ведомств, представителями власти и социальных институтов гражданского общества, разных профессиональных и культурных сообществ. Общественное доверие и поддержка полиции населением во многом определяются теми впечатлениями и оценками граждан, которые складываются после контактов и взаимодействия с сотрудниками этой службы. Как показывают результаты изучения общественного мнения, авторитет полиции остается низким, одной из причин чего является недостаточный уровень общей и коммуникативной культуры сотрудников.
Психолого-педагогические исследования коммуникативных аспектов профессиональной деятельности сотрудников ОВД и подготовки к ней в ведомственных вузах МВД России чаще обращены к проблемам общения, за редким исключением работ, посвященных социальному взаимодействию. Общение, являясь лишь одной из форм социального взаимодействия, в большей степени отражает инструментальную сторону непосредственного контакта взаимодействующих субъектов, их позиции, средства перцепции, акты коммуникаций, приемы воздействия друг на друга, специфический для субъектов способ взаимных отношений. Социальное взаимодействие значительно шире общения по природе возникновения, по общественной значимости функций, по охватываемой сфере социальных отношений, по уровню воздействия на субъекты.
Сотрудники полиции призваны защищать правопорядок и государственное устройство в обществе и одновременно интересы граждан, а также способствовать развитию институтов гражданского общества. В этой ситуации от них требуются глубоко осознанная позиция при осуществлении своих профессиональных обязанностей, неукоснительное соблюдение закона и возможность вести открытый диалог с гражданами, с чем, как показывает практика, правоохранительные структуры не совсем справляются. Чаще преобладает силовое решение проблем. Это не вина сотрудников ОВД — само российское общество еще не имеет необходимого опыта функционирования институтов гражданского общества, способных вести продуктивный диалог с государственной властью в рамках правового поля, как и сама власть не готова к такому диалогу. В данном контексте задачей ведомственной системы профессионального образования МВД России должна стать целенаправленная подготовка сотрудников полиции к социальному взаимодействию в условиях новой реальности. При этом важно определить, каков будет целостный, системный образовательный результат, на формирование которого будет направлена подготовка сотрудников полиции к социальному взаимодействию. Поиск ответа на указанный вопрос составил проблему исследования.
Цели — продемонстрировать обоснованность выбора опыта социального взаимодействия в качестве интегрированного, отражающего целостность личности и деятельности образовательного результата подготовки сотрудника полиции к социальному взаимодействию; показать преимущества опыта социального взаимодействия обучающегося в качестве образовательного результата в условиях реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.
Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Обращение к категориям «социальное взаимодействие» и «опыт социального взаимодействия» обусловлено необходимостью, во-первых, осмысления происходящих в современном российском обществе процессов нарастания социальной напряженности, социального и экономического расслоения, обособления и самоизоляции отдельных сообществ, отчуждения людей друг от друга, снижения роли нравственности как базового регулятора отношений, во-вторых, определения места и функции института полиции в этих процессах, в-третьих, объективной потребностью совершенствования подготовки сотрудников полиции к социальному взаимодействию в поликультурной среде на основе стратегии открытого диалога.
Генезис понятия «социальное взаимодействие». Социальное взаимодействие — интегральная категория, исследуемая рядом наук: философией, социологией, психологией, педагогикой и др., поэтому изучение теории и практики обогащения опыта социального взаимодействия будущих специалистов в поликультурной среде
рассматривается нами на интегративной теоретико-методологической основе философии, социологии,
психологии, педагогики и культурологии. Э. Дюркгейм определяет сущность социального взаимодействия посредством связей, притягивающих людей друг к другу [1]. Г. Зиммель видит в нем взаимные воздействия друг на друга [2]. П. А. Сорокин вносит в теорию социального взаимодействия его дополнительную сущностную особенность — его общемировой процессный характер [3].
Дж. Мид, основоположник школы символического интеракционализма, придает большее значение влиянию человека на социальную реальность, рассматривая социальное взаимодействие с позиций коммуникации в адекватной системе символов, обеспечивающей однообразное понимание людьми их содержания [4].
Представитель школы структурного функцонализма Т. Парсонс на основе соотнесения взаимодействия и социальной системы приходит к выводу, что социальные системы являются результатом длительных взаимодействий и обладают устойчивой и стабильной структурой [5]. Значимый вклад в теорию социального взаимодействия внес Д. Хоманс, основатель школы теории обмена, предложив концепцию рационального начала социального поведения человека, движимого расчетливыми побуждениями и непрерывным стремлением к выгоде, достижению материального и финансового благополучия, к удовлетворению социальных потребностей в помощи, одобрении, любви, дружбе и удаче [6].
Значительное развитие теория социального взаимодействия получила благодаря концепции И. Гофмана, основанной на анализе повседневности социального взаимодействия, выступающего неким театральным представлением его участников, стремящихся вызвать у других людей желаемые впечатления на основе создания искусственных срежиссированных ситуаций [7].
Особое место в истории познания социального взаимодействия занимает феноменологическая модель А. Шюца, отражающая закономерность формирования взаимодействия под влиянием ранее сложившихся стереотипов поведения — продукта прошлого опыта его участников. Автор рассматривает феномен социального взаимодействия в контексте типов предшествующего социального опыта человека и смыслов, придаваемых им ситуациям социального взаимодействия [8]. Его последователи П. Бергер и Т. Лукман, развивая эту концепцию, убедительно доказывают жизненную необходимость взаимодействия и общения для человека как источников становления его социальной сущности [9].
Генезис понятия «социальное взаимодействие» свидетельствует о поступательном движении научных представлений от социально незначимого и малоизученного феномена до его доминирующей роли в формировании и развитии социальной реальности. Э. А. Сергеева отмечает, что «социальные взаимодействия являются основой, сущностью социальной реальности, по отношению
к которой другие социальные структуры, институты рассматриваются как вторичные» [10, с. 36].
Сущностные характеристики и виды опыта.
Неменьшей значимостью для субъекта социальных отношений является его социальный опыт. С. В. Истомина, рассматривая опыт в качестве динамической
информационной системы внешнего и внутреннего мира личности, от которой зависят стратегия и успешность деятельности, в качестве ее ядра выделяет личностный смысл — интегральный элемент мотивационной сферы [11]. М. А. Холодная определяет сущность ментального опыта посредством способности восприятия, интерпретации и оценивания действительности на основе системы личностных конструктов. Разработчики субъектно-деятельностного подхода, исследуя опыт, акцентируют внимание на личностной системе координат, в которой личность воспринимает и оценивает социальную ситуацию, тем самым подчеркивая важность ценностно-смыслового, мировоззренческого элемента [12].
А. К. Осницкий, вводя в научный оборот понятие «регуляторный опыт», толкует его как системно организованные знания, умения и переживания и выделяет пять его видов: ценностный опыт; опыт рефлексии; опыт привычной активизации; операциональный опыт; опыт сотрудничества [13].
Философские концептуальные идеи П. Сорокина [14], Э. Фромма [15] дают основание рассматривать опыт социального взаимодействия сотрудника полиции в новой реальности как способ реализации продуктивных отношений социального взаимодействия в исторически сложившихся условиях. Устойчивая тенденция к становлению разделенного, сословного общества, наблюдаемая в современной России, и имеющийся в общественном сознании коллективистский опыт жизнедеятельности обусловливают, по мнению А. Ю. Долгова, возврат исследователей к «отечественной социально-философской традиции обращения к проблемам социального равенства, солидарности, справедливости, добра и любви, к идеям теории социальной солидарности» [16]. В условиях усиливающейся международной изоляции России в связи с событиями на Украине курс на мобилизацию и развитие внутренних ресурсов страны требует консолидации всего общества и его социальных институтов. Выросшая во времена либеральных реформ молодежь, в отличие от старшего поколения, не имеет опыта коллективного созидания и тяготеет в своих ценностных ориентациях к индивидуалистской культуре Запада.
В западной же науке повышается интерес к социально и политически значимому феномену коллективных действий [17]. Его появление связано с ростом во всем мире массовых манифестаций, движений и «цветных революций», имеющих общую информационно-координируемую основу действий больших групп населения, чаще молодежи [18]. Коллективные действия понимаются как «совокупность действий, представляющих собой
определенную систему организованных индивидуумов, входящих в определенной степени в организованные группы» [19]; «патопсихологические проявления толпы, привлекающей изгоев и девиантов» [20]; «следствие объективных обстоятельств, человеческих восприятий, мотивационных, эмоциональных и поведенческих диспозиций» [21]; «форма удовлетворения потребности личности в сопричастности группе, установки на протест, нормы протестной активности» [22].
Для сотрудника полиции важно владеть навыками выделения, дифференциации и учета в происходящих массовых взаимодействиях признаков отклоняющегося, девиантного поведения и коллективных действий, направленных на защиту законных прав и интересов граждан. В зарубежных исследованиях опыта социального взаимодействия чаще рассматриваются социальный интеллект, включающий в себя способности [23]; черты личности [24]; социальные, эмоциональные, когнитивные навыки и мотивации [25]; эмоциональные и социальные компетенции, навыки и умения, отражающие эффективность понимания и выражения субъектом себя, понимания других и взаимодействия с ними [26]. Результаты обзора научных источников свидетельствуют о том, что способы взаимодействия становятся решающим фактором сосуществования глобальных и малых социальных систем, а нарождающаяся новая социальная реальность обусловливает рост научного интереса к человеку, базовому элементу этих взаимодействий. При наличии в отечественном и зарубежном гуманитарном знании результатов многочисленных исследований проблем социального взаимодействия и общения проблема целенаправленного преобразования опыта социального взаимодействия будущего специалиста в профессиональном образовании является малоизученной.
Материалы и методы
Системно-диалектический подход к изучению социальных процессов, примененный к выявлению специфики социального взаимодействия сотрудника полиции в поликультурной среде, позволил выработать актуальную методологию и методику многомерного моделирования опыта социального взаимодействия, его сущностные характеристики, компонентный состав, тенденции и механизмы становления, типологию, направления и условия обогащения и формирования индивидуального опыта в образовательном процессе [27].
Изучены отечественные и зарубежные публикации по философии, социологии, педагогике, психологии, теории систем в рамках проблемы исследования. Проведен анализ психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности и особенностей социального взаимодействия сотрудников полиции в новой социальной реальности, изучены образовательная практика вузов МВД России и содержание образования в процессе преподавания психолого-педагогических дис-
циплин. Исследование началось в 2012 г. и проводится по настоящее время.
Результаты и обсуждение
Опыт и факторы социального взаимодействия.
Обоснованность выбора опыта социального взаимодействия в качестве образовательного результата подготовки сотрудника полиции к профессиональной деятельности определяется следующими положениями:
— новая социальная реальность в современной России характеризуется процессами дезинтеграции, ростом социально-психологической напряженности, а также протестных настроений граждан, что требует особой профессиональной подготовки сотрудников полиции к социальному взаимодействию как к отдельному метапредметному виду деятельности;
— опыт, являясь целостным результатом практико-вания человека в социуме, отражается в соответствующих сферах личности (когнитивной, ценностно-смысловой, поведенческой) и наполнен содержанием совместной социально значимой деятельности сотрудника полиции и иных субъектов, имеющей свои особенности;
— опыт социального взаимодействия сотрудника полиции в качестве образовательного результата представляет собой целостное личностно-деятельностное образование, формируемое в педагогическом взаимодействии и позволяющее преодолеть функциональную обособленность и обеспечить системную целостность выстраиваемых в образовательном процессе компетенций.
Сотрудник полиции непосредственно взаимодействует с представителями сообществ, являющихся носителями типичных для них ценностей и смыслов (например, представителями криминальной или молодежной субкультуры, этнических диаспор и т. д). Взаимодействие с субъектами правоотношений в сфере правоохранительной деятельности, регламентируемое нормами права, приказами, инструкциями, наставлениями и другими официальными регуляторами, нами определяется как деловое взаимодействие, часть социального взаимодействия сотрудника. К его сущностным характеристикам относятся «активность субъектов, направленная на согласование целевых установок совместной деятельности, позиций по отношению к различным ситуациям, возникающим в ней; гармонизацию отношений между ними; мобилизацию личностного потенциала для достижения общих и частичных целей; координацию их действий; содействие и взаимопомощь друг другу в решении поставленных перед ними задач; обмен информацией, намерениями, ценностями и действиями для обеспечения успеха в реализации совместных действий» [28, с. 17].
Успешность делового взаимодействия сотрудника полиции во многом зависит от того, насколько отчетливо он понимает эти характеристики и их особенности в конкретных ситуациях профессиональной деятельности. Во-первых, ему необходимо установить субъектный состав совместной деятельности, т. е. отдельных
людей и группы людей (контур взаимодействия), воздействующих друг на друга, в целях эффективного решения профессиональной задачи; определить их цели и смыслы, взаимные связи, позиции и характер действий; их возможные стратегии и тактики поведения в ситуации раскрытия и расследования преступления либо его предотвращения; предусмотреть изменения конфигурации и содержания взаимодействия при различных вариантах развития ситуации и обеспечить заданную направленность и целостность совместных действий.
Во-вторых, следует ясно представлять себе цели взаимодействия. В совместной деятельности выделяются стратегические, тактические и оперативные цели, зависящие от уровня реализуемых функций профессиональной деятельности. Стратегический уровень целей профессиональной деятельности сотрудника полиции, как правило, совпадает с его жизненной стратегией, ценностными ориентациями и профессиональными смыслами. Эти цели задаются доминирующей ориентацией его ценностно-смысловой сферы, опирающейся на систему нравственных координат. В условиях вытеснения в российском обществе традиционных, базовых духовно-нравственных ценностей коллективистской культуры рационально-потребительскими ценностями западной индивидуалистской культуры молодое поколение оказывается дезориентированным в условиях все возрастающей неопределенности будущего. В полной мере это касается курсантов и слушателей вузов МВД России. Как показывают результаты исследования их мотивационной сферы, хотя ими уже сделан профессиональный выбор, однако осознанное представление о собственной системе ценностных ориентаций у них не сформировано. Такая ценностно-смысловая неопределенность молодого специалиста значительно осложняет процесс принятия им решений в ситуациях конфликта интересов сотрудника полиции в реальной профессиональной деятельности.
Определяя партнеров совместной деятельности (помимо процессуальных участников), сотрудник придерживается различных стратегий: а) добиться максимальной пользы для себя, причем даже в ущерб взаимодействующей стороне; б) обеспечить взаимную выгоду в ущерб профессиональным или общественным интересам; в) опираться на закон и принципы нравственности, стремиться к реализации широких социальных интересов, в том числе всех участников. Выбор стратегии во многом зависит от имеющегося у сотрудника социального опыта, включая опыт морального выбора.
В-третьих, необходимо понимать субъективные смыслы, реализуемые во взаимодействии всеми его участниками. По нашему мнению, субъективные смыслы — это значимость и важность для субъекта участия в совместной деятельности. В психологии личностный смысл определяется отношением мотива к цели деятельности. Субъективный смысл обусловлен тем, ради чего человек участвует во взаимодействии. Например, подозреваемый
в совершении преступления, занимая позицию раскаявшегося правонарушителя и сообщая недостоверные сведения, стремится уйти от наказания, пренебрегая угрозой его ужесточения за дачу заведомо ложных показаний. Для сотрудника важно уметь распознавать личностный контекст взаимодействия, владеть навыками рефлексии, прогнозирования поведения партнеров.
В-четвертых, следует знать содержание взаимодействия, представляющее собой его ориентировочную основу в виде структурных компонентов совместной деятельности, процессов межсубъектного информационного обмена, определяющих их отношений. Для организации продуктивного взаимодействия сотрудник должен хорошо знать структуру управленческого цикла, включающего в себя следующие элементы: анализ исходной ситуации; постановку цели; декомпозицию цели на задачи по ее достижению; информационное обеспечение принятия решения; вариативный прогноз последствий принимаемых решений; принятие решения; организацию исполнения принятого решения; рефлексивную оценку полученного результата по системе имеющихся критериев и его коррекцию. Управляя взаимодействием, он должен уметь не только применять этот алгоритм, но и согласовывать свои действия на каждом из его этапов с действиями партнеров, их целями и задачами, возможностями и желаниями.
В-пятых, владеть способами взаимодействия, представляющими собой комплекс приемов и средств интерактивного обмена, применяемых субъектами для обеспечения необходимого воздействия на партнеров по совместной деятельности. Арсенал этих способов обширен и применяется в зависимости от избранной стратегии, тактики взаимодействия, ролевых позиций партнеров, складывающейся ситуации раскрытия и расследования преступления, личностных особенностей и отношений партнеров. В силу неопределенного множества и разнообразия социальных контактов и взаимодействий в профессиональной деятельности сотрудник полиции должен владеть максимально широким спектром коммуникативных тактик, тактических приемов и способов организации взаимодействия и оказания правомерного психологического влияния на участников совместной деятельности. Более того, сотрудник полиции, в силу должностного положения являясь чаще инициатором делового взаимодействия, обязан обладать высоким уровнем рефлексии, самостоятельности, активности, быть субъектом профессиональной деятельности и собственной жизни.
Механизмы становления опыта социального взаимодействия. Ю. В. Громыко, говоря о путях развития общества на основе самопреобразования человека, связывает «развитие человека и общества с подъемом на новый уровень процессов понимания, мышления, рефлексии, мыслекоммуникации, воображения, самоопределения, мыследействования» [29, с. 56]. Эти элементы развития
человека отражаются в его социальном опыте и должны стать частью содержания образования.
С позиций психологического подхода социальное взаимодействие рассматривается на уровне специфической, самостоятельной формы деятельности человека, обеспечивающей накопление, расширение и углубление индивидуального опыта осуществления иных видов деятельности в различных предметных областях. Выстраивая психологическую модель опыта социального взаимодействия сотрудника полиции, мы рассматриваем поликультурную среду его профессиональной деятельности в качестве пространства познания, в котором в процессе социального взаимодействия происходят, во-первых, проникновение в глубь пространства (среды) и его освоение; во-вторых, выявление субъектом познания новых граней социальной реальности; в-третьих, выявление новых граней самого себя. По мере проникновения субъекта в глубь поликультурной среды в его сознании «открываются» новые «окна» реальности — как результат выявления ее новых свойств и нового знания о себе. Таким образом, опыт социального взаимодействия сотрудника есть психический след его проникновения в глубину социальных отношений, выявление новых знаний социальной реальности и самого себя в ней.
В качестве общего механизма становления опыта социального взаимодействия сотрудника мы рассматриваем процесс преобразования качества и способов отражения и познания осваиваемой им социальной реальности. Реальность — это реальная среда жизнедеятельности человека, представленная в его сознании познаваемым пространством, по мере освоения становящегося познанной реальностью. Накопление опыта — это дискретный, прерывистый процесс проникновения в глубь познаваемого социума, обретения нового знания реальности и себя, рефлексивного упорядочения и аккумуляции результата открытия в сознании новых «окон» познанной реальности. Целостная совокупность открытых «окон» реальности составляет мировоззрение человека, когнитивную основу его опыта.
«Окна» реальности в сознании человека «накрывают» все ее сферы (хозяйственную, социальную и духовную), открываются по мере накопления (аккумуляции) и системной упорядоченности элементов его опыта (представлений, знаний, умений, владения способами поведения и деятельности). С этой позиции мировоззрение сотрудника полиции есть видение им мира через открытые для него «окна» реальности. Мировоззрение может быть «мозаичным» (при котором все оперируемые психикой смысловые единицы взаимно связаны между собой) и «калейдоскопическим» (отсутствие системы определенных взаимосвязей между смысловыми единицами). Безусловно, в процессе профессиональной подготовки юриста — сотрудника полиции должно формироваться системное мировоззрение с опорой на научное знание и нравственные общечеловеческие
ценности, составляющие нравственно-этическую ориентировочную основу мировоззрения, в которую вписывается «мозаика» («окна») познаваемого мира.
Как показывает практика, учебно-воспитательный процесс в вузах МВД России в большей степени направлен на профессионально-знаниевую составляющую в ущерб социально-деятельностной и личностно-раз-вивающей. По оценке экспертов (руководителей территориальных подразделений полиции из 18 регионов Российской Федерации), выпускники ведомственных вузов, пришедшие в их подразделения за последние 5 лет, продемонстрировали весьма низкий уровень готовности к выполнению профессиональных функций (средний балл — 4,7 по 10-балльной шкале) и еще ниже уровень готовности к социальному взаимодействию (3,2 балла). В качестве основных недостатков профессиональной подготовки молодых сотрудников полиции руководители отметили неумение оформлять документы и организовать свою работу; отсутствие навыка отбирать объяснения (первичные показания); общий низкий уровень мотивации к работе; неспособность налаживать деловые контакты с людьми; слабую инициативность; невысокую степень ответственности. При этом эксперты единодушны в том, что отдельные выпускники (10-15%) имеют достаточную готовность к работе и взаимодействию в силу своих развитых интеллектуальных и коммуникативных способностей, что совпадает с долей абитуриентов с подобными показателями по результатам психодиагностики на «входе» в образовательную систему.
Этот факт указывает на отсутствие позитивной динамики индивидуального развития курсантов и слушателей в процессе обучения в вузе, что требует более глубокого теоретического и экспериментального исследования. В рамках научно-исследовательской работы на тему «Подготовка сотрудников полиции к реализации социальной функции», проводимой на кафедре психологии и педагогики в Белгородском юридическом институте МВД России им. И. Д. Путилина, в качестве образовательного результата рассматривается опыт будущего специалиста в социальном взаимодействии, представляющий собой, как уже отмечалось, психический след деятельности субъекта в социальной среде и включающий в себя ценностно-смысловую, социально-когнитивную, регулятивно-деятельностную и рефлексивную составляющие. В своей интегративной целостности опыт социального взаимодействия выполняет функцию социального гомеостаза личности в социуме. На наш взгляд, эта функция реализуется посредством понимания и ценностно-смысловой ориентации в социальной среде; целеполагания и принятия социально значимых регулятивных решений; саморегуляции и взаимной регуляции совместной деятельности; рефлексивной коррекции собственных социальных действий и поведения.
Этапы технологии педагогического обогащения опыта социального взаимодействия обучающегося.
Указанная технология реализуется в три этапа.
Первый этап — рефлексивная актуализация исходного состояния опыта и дифференцированного насыщения его понятийного (семантического) поля значениями, правилами, нормами, традициями российской и мировой культуры, когнитивными приемами, программами и алгоритмами мыследеятельности и самоорганизации в деятельности, приемами саморегуляции, самопрезентации и соуправления в совместной деятельности.
Второй этап — концентрация насыщенных элементов опыта за счет «укорачивания» их функциональных связей и «уплотнения» в более крупные его единицы (убеждения, когнитивные конструкты, умения применять их в мыследеятельности, опыт организации внутреннего плана отдельных этапов деятельности (анализ ситуации, формирование и выбор альтернатив, личностно приемлемые и продуктивные способы целеполагания, принятия и исполнения решений и др.)), владения способами решения задач в усложняющейся учебно-профессиональной деятельности, способами самоуправления.
Третий этап — аккумуляция и кристаллизация опыта, выработанного на предыдущих этапах в педагогическом взаимодействии, до уровня устойчивых концептов ценностно-смыслового ядра социального опыта личности (жизненные принципы, ценностные и социально-психологические ориентации, установки, ценности, смыслы) в условиях взаимодействия и практик культурного наследования в реальной полисубъектной среде социума.
Одной из задач исследования являлось определение, в какой мере опыт социального взаимодействия сотрудника полиции, рассматриваемый нами в качестве образовательного результата, соответствует результатам, предусмотренным во ФГОС. В 2019 г. на кафедре было завершено кандидатское диссертационное исследование А. А. Белимовой «Подготовка будущего сотрудника полиции к социальному взаимодействию», согласно которому результативно-целевым элементом подготовки выступает «компетентность социального взаимодействия» сотрудника. Опыт социального взаимодействия и компетентность социального взаимодействия соотносятся между собой как общее и частное. Компетентность понимается автором как «владение обучающимся на нормативном уровне социальными компетенциями, обеспечивающими успешное выполнение предстоящей профессиональной деятельности» [30, с. 66]. Опыт социального взаимодействия значительно шире компетентности, является результатом жизнедеятельности человека, включая образование, и выступает в качестве его жизненного ресурса, в том числе обеспечивающего и отдельные виды деятельности (досуговую, учебно-профессиональную, профессиональную).
Опираясь на концепцию культурологического подхода А. М. Новикова, рассматривающего в качестве содержания профессионального образования адаптированный опыт человечества, А. А. Белимова сделала попытку сгруппировать социальные компетенции, указанные во ФГОС по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность, на основании структурных компонентов опыта социального взаимодействия. Социальные компетенции разделены на три группы: мировоззренческие, социально-когнитивные и социально-регулятивные. Как оказалось, ФГОС не содержит ни одной компетенции, относящейся к рефлексивности будущего специалиста, являющейся метакачеством, интегрирующим элементы социального опыта человека.
Значительную трудность для преподавателей при реализации компетентностно ориентированного ФГОС представляет приведение к системной целостности содержащихся в нем компетенций разного уровня и модальности. Одни компетенции обращены к психическим процессам (восприятию, мышлению и др.), другие — к качествам личности (ответственности, толерантности, психологической устойчивости и др.), третьи — к отдельным видам и функциям профессиональной деятельности сотрудника полиции (предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений и др.).
Опыт, являясь открытой и многофункциональной подсистемой личности, позволяет охватить и интегрировать эти разрозненные в традиционном образовательном процессе конструкты в системную целостность деятельности. При этом необходимо психическую форму его структуры наполнить и обогатить содержанием совместной деятельности, что и позволяет решить проблему целостности образовательного результата.
Для включения нормативно заданного результата ФГОС в содержание образования достаточно осуществить декомпозицию содержащихся в нем компетенций через их дескрипторы (признаки проявления) и «вмонтировать» их в структурные блоки опыта, связав функционально с одноуровневыми элементами соответствующей деятельности. Общепринятыми дескрипторами выступают предметные и процессуальные знания, умение применять их в деятельности и владение способами решения задач деятельности. Такой алгоритм позволил нам увязать на одном элементарном уровне способ социального взаимодействия
(как неделимый на нашем уровне анализа элемент деятельности) с неделимым элементом образовательного процесса — педагогической задачей.
Выводы
1. Выявленные личностно-деятельностные характеристики опыта социального взаимодействия сотрудника полиции позволяют рассматривать его
в качестве интегративного целостного образовательного результата социально-психологической и педагогической подготовки к реализации социальной функции полиции в динамично меняющемся социуме.
2. Результаты проведенного исследования показали общую продуктивность технологии педагогического обогащения опыта социального взаимодействия, направленной на насыщение, концептуализацию и кристаллизацию его элементов до уровня устойчивых концептов ценностно-смысловой сферы личности.
3. Предлагаемая структура и содержание опыта социального взаимодействия обучающегося в полном объеме охватывают содержание социальных и общепрофессиональных компетенций, обязательных к освоению будущим специалистом правоохранительной деятельности, в части организации и регуляции собственной и совместной деятельности.
Рекомендации. Результаты исследования целесообразно использовать для совершенствования процесса социального обучения и воспитания в образовательных организациях МВД России. Предложенная структура опыта социального взаимодействия будущего специалиста, отражая интегрированный характер образовательного результата развития личности обучающегося, позволяет обеспечивать системную целостность формируемых у него социальных компетенций в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла.
Перспективы. На основе приведенных результатов исследования разрабатывается концепция педагогического обогащения опыта социального взаимодействия будущих специалистов гуманитарного профиля в условиях динамично меняющейся социальной среды. Расширение проблемного поля исследования позволяет выделить и разработать общие теоретико-методологические основания обеспечения социального, профессионального и личностного контекстов профессионального образования юристов, педагогов, специалистов сферы культуры и иных гуманитариев в новой социальной реальности.
Список источников
1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996. 432 с.
2. Зиммель Г. Избранное : в 2 т. М., 1996. Т. 2 : Созерцание жизни. 607 с.
3. Сорокин П. Система социологии. М., 2008. 1003 с.
4. Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 213-221.
5. Парсонс Т. Социальная система. М., 2018. 529 с.
6. Homans G. C. Social behavior: Its elementary forms. N.-Y., 1961. Рр. 30-83 // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11, Социология. 2001. № 2. С. 117-163.
7. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М., 2004. 752 с.
8. Шюц А. О. множественности реальностей // Социологическое обозрение. 2003. Т. 3, № 2. С. 3-34.
9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. 334 с.
10. Сергеева Э. А. Социальное взаимодействие как основа построения социальной реальности: социально-философский анализ // Теория и практика общественного развития. 2011. № 5. С. 36-41.
11. Истомина С. В. Гендерные различия ценностного опыта в юношеском возрасте. Концепт, 12. URL: http://e-koncept. ru/2015/75187.
12. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. СПб., 2002. 272 с.
13. Osnitsky A. K., Korneeva S. A. Neuropsychological phenomenology of self-regulation processes. Research result. Pedagogy and psychology of education. 2017. No 3(4). Рр. 64-72.
14. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М., 2007. 344 с.
15. Фромм Э. Иметь или быть. М., 2012. 314 с.
16. Долгов А. Ю. Генезис теории созидательного альтруизма Питирима Сорокина: Социально-исторический и методологический аспекты // Социологический ежегодник : сб. науч. тр. РАН. М., 2013. С. 267-279.
17. Соколов А. В. Коллективные действия: подходы к пониманию и особенности организации // Социология и жизнь. 2018. № 2. С. 113-122.
18. Della Porta D. Comment on organizing in the crowd. Information, Communication &Society. 2014. Vol. 17, No. 2. Рр. 269-271.
19. Medina L. F. A Unified Theory of Collective Action and Social Change, Analytical Perspectives on Politics. Ann Arbor : University of Michigan Press, 2007. 271 p.
20. McAdam D., McCarthy J. D., Zald M. N. Comparative Perspectives and Social Movements: Political Opportunities, Mobilizing Structures, and Cultural Framing. N.-Y., 446 p.
21. Jenkins R. Social Identity. Abingdon, 2004. 256 p.
22. Brandstatter H., Opp K. D. Personality Traits («Big Five») and the Propensity to Political Protest: Alternative Models. Political Psychology. 2014. Vol. 35, No 4. Pр. 515-537.
23. Mayer J., Caruso D., Salovey P. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates First Published. Emotion Review. 2016. Vol. 8, No 4. Pр. 311-315.
24. Petrides K. V., Pita R., Kokkinaki F. The location of trait emotional intelligence in personality factor space. British Journal of Psychology. 2007. Vol. 98, № 2. Pр. 273-289.
25. Esnaola I., Revuelta L., Ros I., Sarasa M. The development of emotional intelligence in adolescence. Anales de Psicología. 2017. Vol. 33, № 2. Pp. 327-333.
26. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence. Psico-thema. 2006. Vol. 18. Pp. 13-25.
27. Винограй Э. Г. Системно-диалектический подход: теория и методология : монография. Кемерово, 2014. 308 с.
28. Коваленко Е. В. Культура делового взаимодействия сотрудников полиции: теория и практика формирования : монография. Белгород, 2012. 171 с.
29. Громыко Ю. В. Российская система образования сегодня: решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология. М., 2019. 368 с.
30. Белимова А. А. Социальный опыт личности как содержание социальной компетентности будущего специалиста // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. А. Яковлева. 2019. № 1. С. 66-72.
Поступила 20.12.2021; одобрена после рецензирования 14.02.2022; принята к публикации 30.03.2022.
References
1. Durkheim E. On the division of social labor. Moscow, 1996. 432 p. (In Russ.)
2. Simmel G. Elected. Contemplation of life. Moscow, 1996. Vol. 2. 607 p. (In Russ.)
3. Sorokin P. System of sociology. Moscow, 2008. 1003 p. (In Russ.)
4. Mead G. From gesture to symbol. American Sociological Thought. Moscow, 1996. Pp. 213-221. (In Russ.)
5. Parsons T. Social system. Moscow, 2018. 529 p. (In Russ.)
6. Homans G. C. Social behavior: Its elementary forms. N.-Y., 1961. Pp. 30-83. Social and Humanitarian Sciences. Series 11. Sociology. 2001. No. 2. Pp. 117-163. (In Russ.)
7. Goffman E. Analysis of frames: an essay on the organization of everyday experience. Moscow, 2004. 752 p. (In Russ.)
8. Schütz A. On multiple realities. Sociological Review. 2003. Vol. 3, No. 2. Pp. 3-34. (In Russ.)
9. Berger P., Luckmann T. Social construction of reality. A treatise on the sociology of knowledge. Moscow, 1995. 334 p. (In Russ.)
10. Sergeeva E. A. Social interaction as a basis for building social reality: socio-philosophical analysis. Theory and Practice of Social Development. 2011. No. 5. Pp. 36-41. (In Russ.)
11. Istomina S. V. Gender differences in value experience in adolescence. Concept. No. 12. URL: http://e-koncept.ru/2015/75187. (In Russ.)
12. Kholodnaya M. A. The Psychology of Intelligence: The Paradoxes of Research. St. Petersburg, 2002. 272 p. (In Russ.)
13. Osnitsky A. K., Korneeva S. A. Neuropsychological phenomenology of self-regulation processes. Research Result. Pedagogy and Psychology of Education. 2017. No. 3(4). Pp. 64-72.
14. Sorokin P. A. Social and cultural dynamics. Moscow, 2007. 344 p. (In Russ.)
15. Fromm E. To have or to be. Moscow, 2012. 314 p. (In Russ.)
16. Dolgov A. Yu. Genesis of the theory of creative altruism by Pitirim Sorokin. Collected scientific papers of the Russian Academy of Science. Moscow, 2013. Pp. 267-279. (In Russ.)
17. Sokolov A. V. Collective actions: approaches to understanding and features of organization. Sociology and Life. 2018. No. 2. Pp. 113-122. (In Russ.)
18. Della Porta D. Comment on organizing in the crowd. Information, Communication & Society. 2014. Vol. 17, No. 2. Pp. 269-271.
19. Medina L. F. A Unified Theory of Collective Action and Social Change, Analytical Perspectives on Politics. Ann Arbor, 2007. 271 p.
20. McAdam D., McCarthy J. D., Zald M. N. Comparative Perspectives and Social Movements: Political Opportunities, Mobilizing Structures, and Cultural Framing. N.-Y., 1996. 446 p.
21. Jenkins R. Social Identity. Abingdon, 2004. 256 p.
22. Brandstatter H., Opp K. D. Personality Traits ("Big Five") and the Propensity to Political Protest: Alternative Models. Political Psychology. 2014. Vol. 35, No. 4. Pp. 515-537.
23. Mayer J., Caruso D., Salovey P. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates. Emotion Review. 2016 Vol. 8, No 4. Pp. 311-315.
24. Petrides K. V., Pita R., Kokkinaki F. The location of trait emotional intelligence in personality factor space. British Journal of Psychology. 2007. Vol. 98, No. 2. Pp. 273-289.
25. Esnaola I., Revuelta L., Ros I., Sarasa M. The development of emotional intelligence in adolescence. Anales de Psicología. 2017. Vol. 33. No. 2. Pp. 327-333.
26. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence. Psicothema. 2006. Vol. 18. Pp. 13-25.
27. Vinogray E. G. System-dialectical approach: theory and methodology. Monograph. Kemerovo, 2014. 308 p. (In Russ.)
28. Kovalenko E. V. Culture of business interaction of police officers: theory and practice of formation. Monograph. Belgorod, 2012. 171 p. (In Russ.)
29. Gromyko Yu. V. The Russian education system today: A decisive factor in development or a path to the abyss? Education as a political technology. Moscow, 2019. 368 p. (In Russ.)
30. Belimova A. A. Social experience of the individual as the content of the social competency of the future specialist. Bulletin of Chuvash State Pedagogical University named after I. A. Yakovlev. Cheboksary, 2019. No. 1. Pp. 66-72. (In Russ.)
Submitted: 20.12.2021; approved after reviewing: 14.02.2022; accepted for publication: 30.03.2022.