Научная статья на тему 'Подготовка сотрудников полиции к реализации социальной функции в современном российском обществе: предпосылки исследования'

Подготовка сотрудников полиции к реализации социальной функции в современном российском обществе: предпосылки исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1564
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ОХРАНА ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОВЕРИЕ / СЛУЖЕНИЕ ОБЩЕСТВУ / НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ / СОЦИОКУЛЬТУРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТИНА / КАРТИНА МИРА / POLICE / SOCIAL FUNCTION / TRAINING OF POLICE / LAW ENFORCEMENT / SOCIAL INSTITUTION / PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS / SOCIAL INTERACTION / TRUST / COMMUNITY SERVICE / MORAL AND ETHICAL COORDINATES / SOCIOCULTURAL TRENDS / PROFESSIONAL EDUCATION / INDIVIDUAL PICTURE / PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коваленко В. И., Коваленко Е. В.

На основе результатов аспектного анализа нормативных и теоретических источников обосновывается необходимость подготовки сотрудников полиции в вузах МВД России к реализации социальной функции в современном российском обществе, сущностью которой является служение обществу и предоставление услуг в сфере правоохранительной деятельности; анализируются социальные, нормативные и научные предпосылки исследования проблемы; подчеркивается устойчивая тенденция возрастания роли института полиции в развитии государства и становлении гражданского общества; выделяются деструктивные факторы социума, оказывающие негативное воздействие на авторитет полиции у населения; определяются перспективные направления исследования проблемы на институциональном, методологическом, концептуальном и технологическом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING POLICE OFFICERS TO THE REALIZATION OF SOCIAL FUNCTIONS IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY: BACKGROUND RESEARCH

Based on the results of the aspect of the analysis of normative and theoretical sources the necessity of training of police officers in the universities of the Ministry of internal Affairs of Russia to the realization of social functions in contemporary Russian society, the essence of which is serving the society and providing services in the field of law enforcement activities; analyzes the social, regulatory and scientific background of the research problem; underlines a steady trend of increasing the role of the police Institute in the state development and establishment of civil society; distinguished destructive factors society, have a negative impact on the credibility of the police among the population; determine directions of research issues at the institutional, methodological, conceptual and technological levels.

Текст научной работы на тему «Подготовка сотрудников полиции к реализации социальной функции в современном российском обществе: предпосылки исследования»



подготовка сотрудников полиции к реализации социальной функции в современном российском обществе: ПРЕДПОСЫЛКИ исследования

training police officers to the realization of social functions in contemporary Russian society: background research

УДК 316.4.062:378.6

В.И. КОВАЛЕНКО,

доктор педагогических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) e-mail: [email protected]

Е.В. КОВАЛЕНКО,

кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) e-mail: [email protected]

V.I. KOVALENKO,

Doctor of Pedagogical Sciences,Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

E.V. KOVALENKO,

Candidate of Pedagogical Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: на основе результатов аспектного анализа нормативных и теоретических источников обосновывается необходимость подготовки сотрудников полиции в вузах МВД России к реализации социальной функции в современном российском обществе, сущностью которой является служение обществу и предоставление услуг в сфере правоохранительной деятельности; анализируются социальные, нормативные и научные предпосылки исследования проблемы; подчеркивается устойчивая тенденция возрастания роли института полиции в развитии государства и становлении гражданского общества; выделяются деструктивные факторы социума, оказывающие негативное воздействие на авторитет полиции у населения; определяются перспективные направления исследования проблемы на институциональном, методологическом, концептуальном и технологическом уровнях.

Ключевые слова: полиция, социальная функция, подготовка сотрудника полиции, правоохранительная деятельность, социальный институт, охрана прав и свобод граждан, социальное взаимодействие, доверие, служение обществу, нравственно-этические ко-

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

79

По материалам диссертационных исследований

ординаты, социокультурые тенденции, профессиональное образование, индивидуальная картина, картина мира.

Abstract: based on the results of the aspect of the analysis of normative and theoretical sources the necessity of training of police officers in the universities of the Ministry of internal Affairs of Russia to the realization of social functions in contemporary Russian society, the essence of which is serving the society and providing services in the field of law enforcement activities; analyzes the social, regulatory and scientific background of the research problem; underlines a steady trend of increasing the role of the police Institute in the state development and establishment of civil society; distinguished destructive factors society, have a negative impact on the credibility of the police among the population; determine directions of research issues at the institutional, methodological, conceptual and technological levels.

Keywords: police, social function, training of police, law enforcement, social institution, protection of the rights and freedoms of citizens, social interaction, trust, community service, moral and ethical coordinates, sociocultural trends, professional education, individual picture, picture of the world.

Государственное строительство России на рубеже XXI века характеризуется сменой политического строя, установлением рыночных отношений и динамичным процессом построения демократического правового государства. Одной из важнейших задач этого этапа развития российского общества является создание высокоэффективного социального института полиции - органа исполнительной власти, осуществляющего правоохранительную деятельность и обеспечивающего защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации в XXI веке направлена на сбережение и защиту целей, идеалов, ценностей, интересов личности, общества и народов России в целом. Одним из субъектов обеспечения национальной безопасности является полиция.

Ситуация, сложившаяся в сфере правоохранительной деятельности, привела к тому, что уровень работы органов внутренних дел перестал соответствовать уровню социальных ожиданий, что потребовало принятия кардинальных организационно-правовых, кадровых и управленческих решений на государственном уровне.

Наряду с экономическим ростом, модернизацией и развитием производств, положительными изменениями в социальной сфере и уровне жизни россиян происходит активная модернизация правоохранительной системы, в том числе и полиции. Создаются организационно-правовые условия ее взаимодействия с гражданским обществом, направленного на обеспечение социальной стабильности общества и обеспечение приоритета развития личности. Достигается это, по мнению социолога В.А. Половинкина, от-

крытостью и публичностью в работе, формированием системы общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействием и сотрудничеством с государственными и муниципальными органами [1, с. 204].

Реформирование органов внутренних дел, трансформация милиции в институт полиции были обусловлены объективной необходимостью придания деятельности полиции выраженной социальной направленности, проявляющейся в социальном служении обществу и предоставлении ему социальных услуг в правоохранительной сфере [2], что и составляет сущность социальной функции полиции.

Федеральный закон «О полиции», определяя в ст.1 назначение (ведущую функцию) полиции, гласит:

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав [3].

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

80

По материалам диссертационных исследований

На начальном этапе своего становления институт полиции стал преемником основных черт существовавшей ранее правоохранительной системы,сохранив закрытость деятельности полиции от общества; отсутствие действенных механизмов контроля за деятельностью полиции; сохранение так называемого «телефонного права»; игнорирование и невнимание к мнению граждан в решении общественно значимых задач; декларативность норм, определяющих меры по борьбе с различными видами преступной деятельности, включая коррупцию, мошенничество и т.п.; избирательность в действиях полиции по защите прав и свобод граждан [1, с. 206].

Следует отметить, что эти черты полиции являются отражением системного кризиса социально-правовой сферы российского общества, проявляющегося в низкой политической культуре общества; неспособности граждан согласованно и четко выражать свои интересы; в подчиненности власти многих общественных институтов, отсутствие у них собственных независимых ресурсов; в вовлеченности государственных и общественных структур, призванных бороться с коррупцией, в коррупционную деятельность; разобщенности и низкой эффективности усилий антикоррупционных структур гражданского общества.

Многие исследователи отмечают наличие взаимного недоверия между институтами гражданского общества и полицией [4]. Но в обществе зреет осознание того, что в борьбе с преступностью как наиболее опасной формой социального зла государство не может обойтись без широкой поддержки и активного участия общественности, что сила полиции в связи с народом [5].

Намечаемое взаимодействие полиции с институтами гражданского общества приобретает многокритериальный характер, обусловленный социальным неравенством россиян. Проявлением социального неравенства в обществе является социальное недовольство граждан, которое основывается на базовых для конкретных слоев общества ценностно-мировоззренческих позициях в отношении распределения собственности, распределения доходов, участия в управлении и т.п., то есть на неудовлетворении своих социальных ожиданий. Как следствие, только 18,0% граждан полагают, что их труд оценивается по достоинству [6].

МВД России, реализуя политику открытого взаимодействия, создает необходимые ус-

ловия для дальнейшего развития партнерских отношений с гражданским обществом, что позволяет гарантировать гражданам их конституционные права и свободы и обеспечивать общественную безопасность [7].

В этих условиях обращение к вопросу подготовки сотрудников полиции к реализации социальной функции в современном российском обществе как к актуальной педагогической проблеме обусловлено рядом ее социальных, теоретических и практических аспектов.

Во-первых, бездуховностью, доминированием потребительской культуры, материальных ценностей в российском обществе. Нравственность как базовая характеристика общества, влияющая на состояние духовной безопасности страны, демографические процессы, тесно связана с вариацией выбора между ценностью и антиценностью [8]. В конце XX - начале XXI века российское общество, ввергнутое государством сначала в перестройку, а затем в радикальные реформы, постоянно испытывало моральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения [9].

Как пишет О.Т. Богомолов, «ежедневно сталкиваясь с вопиющими фактами беззакония и произвола, люди утрачивают остроту реакции на них, постепенно проникаются безразличием к происходящему» [10].

К.Н. Брутенц отмечает, что «россияне почти без всякого протеста и нравственного неприятия выживают в условиях тотальной коррупции, всеохватывающего взяточничества, сопровождающего едва ли не каждый их шаг, разгула криминалитета» [11]. Так формируется терпимость к злу и смирение перед ним, способствующие его утверждению во все более жестоких формах.

Экономисты отмечают, что «среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России, - пренебрежение нравственно-психологическим миром», подчеркивая «интенсивное искоренение морально-этической составляющей из социального бытия человека» [12]. Искусствоведы констатируют, что «у нас сформировалась тотально аморальная система» [13]. Философы связывают происходящее в современной России с тем очевидным фактом, что свобода приводит к высвобождению не только лучшего, но и худшего в человеке и, соответственно,

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

81

По материалам диссертационных исследований

должна предполагать ограничения на высвобождение худшего [14].

Многие люди утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры. Всякая власть и авторитет, диктующие нормы жизни, упали в глазах граждан. Так, понятие добра и зла для них стало относительным. Соответственно, падает уважение к традициям, к семейным ценностям, просходит деградация семьи как важнейшего социального института, что отрицательно отражается на демографических показателях [15].

Член-корреспондент РАН А.В. Юревич разработал в русле развиваемой им количественной макропсихологии индекс нравственного состояния общества, позволяющий дать количественную оценку этого состояния. При этом он приводит следующую статистику:

- ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;

- каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн детей, а 50 тыс. - убегают из дома;

- ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесённых мужьями;

- насилие над жёнами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвёртой семье;

- 12% подростков употребляют наркотики;

- более 20% детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России;

- около 1,5 млн российских детей школьного возраста вообще не посещают школу;

- детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн человек;

- темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности;

- в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов [14].

Согласно опросам Левада-Центра, кризис морали, культуры и нравственности большинство респондентов относят к острым общественным проблемам. В 2010-2011 гг. эта проблема тревожила соответственно 28 и 29% опрошенных. Это подтверждается и данными Института социологии РАН (2011 г.), согласно опросам которого моральное состояние общества в 2000 годы получило лидирующую позицию среди сфер жизни общества, в которых положение дел в течение этих лет ухудшалось, обогнав при этом такие сферы, как уровень жизни, состояние социальной

сферы (здравоохранения, образования, культуры), борьбу с коррупцией и состояние правопорядка. При этом моральный упадок характеризуется как основной вектор, направляющий и определяющий развитие общества в последние 20 лет.

Опросы Левада-Центра, проведенные в 2009-2010 гг., также показывают, что, начиная с 2001 г., около 75% россиян не удовлетворены тем, что происходит в области морали и нравственности. При этом 44% опрошенных считают, что за последние 10 лет уровень морали в обществе снизился; 26% опрошенных среди наиболее острых проблем нашего общества назвали кризис морали, культуры, нравственности. Согласно опросам Левада-Центра (2006-2011 гг.), касающимся наиболее острых общественных проблем России, кризис морали, культуры и нравственности к таковым относят: в 2006 г. — 26% опрошенных; в 2008 г. — 30%; в 2010 г. — 28%; в 2011 г. — 29%.

По мнению россиян, резко выросли цинизм (57%) и агрессивность (51%), а ослабли традиционные для российской нравственной традиции: товарищество (52%), бескорыстие (59%), душевность (62%), доброжелательность (63%), патриотизм (65%), доверие (65%), честность (66%) и искренность (67%).

Среди основных причин аморализации в постсоветской России можно отметить разрушение привычной идеологической и социальной системы, которое привело к кризису общественной морали и популяризации криминала, псевдолиберальное понимание свободы как несоблюдения любых правил и запретов, как разнузданности и безответственности, а также игнорирование традиционного для России единства обучения и воспитания молодого поколения.

Это сказывается на психологическом состоянии общества. Согласно опросу Левада-Центра (декабрь 2012 г.) у россиян проявились и окрепли следующие чувства: усталость, безразличие (37%); надежда (30%); растерянность (19%); ожесточение, агрессивность (18%); обида (13%), зависть (12%); отчаяние (12%), страх (12%).

При этом утрату моральных ценностей, безнравственность, распространение наркомании, порнографии, проституции, азартных игр и т. п. считают вероятными в нашей стране в ближайшем будущем 63% опрошенных. Беспокойство по этому поводу (вплоть до сильного страха) испытывают 83% опрошенных [16].

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

82

По материалам диссертационных исследований

Защита и сохранение традиционных духовных ценностей российского общества (особенно таких, как толерантность, коллективизм, добродушие, сострадательность, милосердие), его менталитета становятся жизненно необходимыми задачами современного общества. Естественно, основная нагрузка при выполнении данной фундаментальной задачи в контексте профилактики аморальности лежит на системе образования. Речь идёт о воспитании гражданской активности молодого поколения, о формировании стойкой убеждённости в актуальности веками сложившихся духовных традиций, норм и ценностей [15]. Велика роль в этом процессе взаимодействия полиции как государственного института социального контроля и гражданского общества.

Одной из важнейших задач профессионального образования сотрудников полиции является формирование их нравственноценностных ориентаций, базовых личностных координат, обеспечивающих социально-ценностную направленность личности в профессиональной деятельности.

Во-вторых, дальнейшим возрастанием роли и значения полиции в развитии общественных отношений и самоорганизации современной России. Результаты социологических исследований последних лет фиксируют динамический процесс становления в России гражданского общества, как особой структурированной сферы социума, совокупности межличностных отношений и взаимодействий в рамках различных структур и институтов, его образующих и существующих вне рамок государства. По мнению В.А. Половинкина, этот социальный феномен составляют следующие элементы:

- институтыы целеполагания (деятельность строится на основе включенного наблюдения за происходящими в обществе трансформациями и протестно-дискуссионных характеристиках взаимодействия с органами государственного управления);

- предметно-аналитический (фиксация в сознании граждан происходящих в обществе изменений и их объединяющие для осуществления или разрешения экономических, политических, социальных, психологических и правовых проблем);

- организационно-деятельный (влияние на состав принимаемых решений в сферах государственного управления);

- протестный (отторжение текущих либо стратегических инициатив по преобразованию общества);

- институциональных преобразований (созидающий и основанный на принципе единства социальных, культурных и личностных изменений).

Автор выделяет три основные функции гражданского общества: саморегуляция (гомеостазис), социальная интеграция, саморазвитие социальных субъектов гражданского общества.

Роль полиции в становлении и развитии гражданского общества возрастает в силу того, что российское правосознание опосредовано различными институциональными формами жизнедеятельности государства, среди которых: принятие или неприятие экономических, социальных и политических реформ; отношение к модернизационной и инновационной политике федеральных и местных органов власти, имущественному расслоению общества, экологии жизнедеятельности и жизнеспособности, правоохранительным органам, обеспечивающим безопасность и законность.

При построении гражданского общества необходим учет национальной общественной традиции, уникальности и самодостаточности развития России. В противном случае преобразования в направлении гражданского общества будут ориентироваться, прежде всего, на чужой опыт, тогда как исторический анализ показывает, что непосредственное применение этого опыта разрушающим образом действует на ткани российского социума [1, с. 206].

Роль и значение полиции в развитии общественных отношений возрастают и в связи с тем, что гражданское общество в последние годы представляет собой общественный организм, охватывающий все сферы жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека: от реального производства до развития социальной инфраструктуры и среды обитания людей.

Полиция, действующая в прямом контакте с социумом, осуществляет мониторинг общественных процессов; выявляет случаи, препятствующие развитию общественных отношений и институтов; участвует в обеспечении защиты личности, в поддержании и реализации баланса интересов личности и общества (нации); оказывает влияние на процесс формирования правосознания, правовой культуры граждан и общества в целом; способствует его самоорганизации и укреплению жизнеспособности.

По мнению В.А. Половинкина, в основе социального механизма взаимодействия

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

83

По материалам диссертационных исследований

полиции и институтов гражданского общества заложен процесс, представляющий собой: социальные измерения и социальную диагностику, влияние, ценности, поведение, согласование, договор, результат.

Цель взаимодействия полиции и гражданского общества формулируется как достижение максимальной общественной полезности человека-гражданина [1, с. 208].

В-третьих, наличием острой необходимости диалога власти, государства (полиции в том числе) и гражданского общества (населения). Социальная функция российской полиции реализуется в приоритетных формах, определенных Федеральным законом «О полиции»: защита и безопасность общественных отношений, их воспроизводство и развитие; охрана общественного порядка; противодействие преступности.

ФЗ «О полиции» ввел не только новое наименование социального института правоохранительной деятельности, но и в качестве основы деятельности полиции установил принципы её деятельности: публичность, беспристрастность, открытость, доверие и поддержка граждан, использование новых социальных техник и технологий. Сотрудники полиции обязаны участвовать в формировании положительного имиджа правоохранительных органов, обеспечивать поддержку и доверие граждан.

В качестве основного критерия оценки деятельности полиции законом определено общественное мнение, зависящее от авторитетности сотрудников и степени доверия граждан к полиции. Оно позволяет не только объективно оценить роль органов внутренних дел в обеспечении общественной безопасности, но и способствует воспитанию правовой культуры в обществе и уважения к закону.

В дополнение к ФЗ «О полиции» для определения качественных характеристик общественного мнения был разработан ряд показателей, позволяющих отслеживать динамику его уровня с помощью социологических опросов населения:

- уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов (доля положительных оценок в числе опрошенных граждан);

- уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов на объектах транспорта (доля положительных оценок в числе опрошенных граждан);

- оценка эффективности деятельности полиции как государственного института по

защите личных и общественных интересов граждан (доля положительных оценок в числе опрошенных граждан);

- готовность граждан оказать поддержку органам внутренних дел (полиции) (доля готовых оказать поддержку от числа опрошенных);

- уровень доверия к органам внутренних дел (доля обратившихся в органы внутренних дел граждан от числа подвергшихся противоправным посягательствам);

- удовлетворенность граждан мерами, принятыми органом внутренних дел по их заявлениям и сообщениям о правонарушениях (доля положительных оценок в числе опрошенных граждан) [17].

В мировой практике функции полиции варьируются в зависимости от типа политического и государственного устройства. В тоталитарных государствах полиция, наряду с борьбой с преступностью, выполняет функцию защиты власти, подавления протестных движений и акций неповиновения, делая упор на репрессивных методах социального контроля и социального воздействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При демократических режимах в правовых государствах доминирует социальная, защитная функция, а меры карательного, репрессивного характера уступают место мерам правоохранительного характера, социального взаимодействия, упорядочивания и корректировки деятельности граждан и отдельных социальных групп.

Л.В. Крымец, исследуя социальное взаимодействие в контексте философии диалога, отмечает, что с позиций социальной философии социальное взаимодействие в контексте демократизации отношений осуществляется в виде диалога. Диалог как принцип организации и осуществления коммуникативного процесса имеет ярко выраженную духовно-нравственную, гуманистическую сущность. Социальный диалог как фактор динамической сбалансированности общественной системы устанавливает равноправное участие его субъектов, что делает общественную систему устойчивой и дает возможность конструктивного развития социальных процессов. В то время как отсутствие диалогического равноправия имеет тенденцию к повышению уровня социальной напряженности, стимуляции социальных конфликтов, социальной деструкции и социальной энтропии, что делает социальную систему нестабильной.

Диалог, являясь ведущим принципом демократизации социального взаимодейс-

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

84

По материалам диссертационных исследований

твия, устанавливает между его субъектами подлинные отношения доверия. Диалог осуществляется непосредственно на личностном уровне и обусловливает равенство активности и личностных позиций субъектов отношений [18, с. 246].

В психологии выделяются следующие условия демократического стиля общения при построении эффективного социального взаимодействия:

- равенство позиций участников общения, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируются способности вставать на позицию другого;

- отсутствие оценок, полное принятие партнера таким, какой он есть, уважение и доверие к нему;

- особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств и переживаний друг друга;

- формирование у партнеров сходных установок относительно одной и той же ситуации;

- способность участников общения видеть, понимать и активно использовать широкий спектр коммуникативных средств, включая невербальные [19].

Л.В. Крымец, опережая время, как бы предвидя трагические события в Украине, отмечая ее цивилизационную уникальность и самобытность, рассматривает социальный диалог в качестве «основы, на которой необходимо строить замок настоящего и будущего взаимопонимания между культурами и цивилизациями в нашем мире». Автор делает вывод о том, что между цивилизациями нет четко разделительных линий, между ними существует гигантская широчайшая полоса «диффузионного» взаимопроникновения разных смыслов, культур, воззрений на окружающий мир. Это именно те места, где возможен взаимовыгодный обмен социальным опытом, а это значит, что речь должна идти о наращивании этой пограничной полосы и ее расширении. И сам процесс диалога есть отход от центристских взглядов» [18, с. 248].

Ход развития событий в процессе разрешения сегодняшнего украинского кризиса, повлекшего гибель тысяч ни в чем не повинных граждан, служит убедительным доказательством правильности этого вывода.

Современная многонациональная, поликультурная Россия, находящаяся в буферной зоне интересов западных стран, при отстаивании своих собственных интересов, в условиях обострения внутренних противоречий,

бесспорно, остро нуждается в налаживании всех форм внешнего и внутреннего диалога. Для повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудников полиции в современных условиях им необходимо в совершенстве владеть культурой диалога, механизмом построения социального взаимодействия на основе диалога, технологией ведения диалога.

В-четвертых, наличием социального заказа на подготовку сотрудника полиции с высоким уровнем культуры социального взаимодействия.

Российская полиция, являясь важным социальным институтом государства, субъектом правоохранительной системы, выполняет охранительную миссию жизнедеятельности российского общества. В этом проявляется социальная природа и социальный характер полицейской деятельности [20]. При этом обеспечение безопасности, защита прав и интересов личности и всего населения являются важнейшим элементом качества жизни российских граждан. Построение правового, демократического государства, развитие общества в первую очередь направлены на удовлетворение их социально значимых потребностей обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Современный сотрудник полиции, по сути, охраняет не только правопорядок в государстве, но на метасоциальном уровне защищает фундаментальные основания человеческого бытия [21].

По мнению руководителя одного из ведущих учебных заведений МВД России Н.В. Румянцева, «формируется новое поколение служителей Закона, защитников прав и законных интересов граждан. Полиция должна стать лучше того общества, в котором она существует, подавать пример законопослушного поведения и высокой культуры, служить эталоном профессионализма. В правовом и демократическом обществе структуры, стоящие на страже Закона, должны быть образцом и в морально-нравственном плане. То есть не плыть в общем потоке социальных проблем и изъянов, прикрываясь общими словами о несовершенстве всего земного, а противостоять социальному злу и помогать людям, которых они защищают» [22].

В рамках реализации данной модели руководством государства делается акцент на изменении контекста профессиональной подготовки кадров полиции, в частности на переформатировании их психологических установок в аспектах применения властных

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

85

По материалам диссертационных исследований

полномочий, смещения доминанты профессиональной деятельности с готовности ОВД к непосредственному пресечению преступлений к активному предупредительному воздействию на факторы социальной ситуации, провоцирующие преступность.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Правоохранительная деятельность», по которому, в основном, ведется подготовка кадров для полиции МВД РФ, содержит требования к результатам образовательного процесса, раскрывающие сущность социального заказа на этого специалиста.

Сотрудник полиции по окончании вуза должен обладать:

- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии;

- способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач;

- способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;

- способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности;

- способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности и т.д.

Приведенные лишь частично общекультурные компетенции, которыми должен обладать сотрудник полиции, наглядно

свидетельствуют о необходимости его целенаправленной подготовки к социальному взаимодействию, осуществлению социальной функции в профессиональной деятельности.

В-пятых, опытом профессионального образования кадров полиции зарубежных стран, основными социально-профессиональными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам полиции. Результаты сравнительных педагогических исследований систем профессиональной подготовки сотрудников полиции стран с развитой демократией свидетельствуют о том, что хотя педагогическая практика зарубежного профессионального полицейского образования не строится на какой-то единой согласованной, всеобщей международной системе научно обоснованных знаний об этом образовании, но в ней проявляются общие тенденции развития в современных условиях. Эти тенденции связаны с происходящими в мире глобальными социально-экономическими преобразованиями, развитием международного законодательства, демократизацией жизни обществ, гуманизацией национальных законодательных систем и систем исполнения наказаний, появлением у полиции функций специализированного социального обслуживания населения [23].

И.Ф. Колонтаевская отмечает, что в педагогических аспектах зарубежного профессионального образования сходство определяется, прежде всего, целями и содержанием правоохранительной деятельности, а также общими проблемами борьбы с преступностью. Это обусловливает и сходство целей полицейского образования, его задач, организации, содержания, форм и методов, технологий, средств обеспечения. Интенсивное развитие международных интеграционных процессов в современных условиях усилило взаимное влияние опыта полицейского образования в разных странах, а также долю общего в полицейском образовании в каждой отдельной стране. Эта тенденция повышает объективную целесообразность и возможность использования зарубежного опыта профессионального образования кадров полиции и в нашей стране. Полицейское образование все больше ориентируется на формирование личности полицейского с выраженными установками на решение социальных задач, уважение прав, свобод и достоинства граждан, воспитание культуры общения с населением [23].

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

86

По материалам диссертационных исследований

Федеральный закон «О полиции» ориентирует сотрудников органов внутренних дел на проведение существенных преобразований своей деятельности в контексте перехода к статусу полиции, стоящей на службе общества. Одно из концептуальных оснований данной модели полиции заключается в том, что доминирующей стратегией ее деятельности должно стать сотрудничество с гражданами в целях совместного предупреждения преступных, деструктивных воздействий отдельных лиц (групп) на правопорядок и общественное благополучие. По мнению С.Е. Кораблева, эффективность преобразований в деятельности российских полицейских структур во многом зависит от того, насколько быстро и прочно сотрудники органов внутренних дел воспримут, поймут и примут как личную известную во всем мире доктрину полиции, стоящей на службе общества.

Автор отмечает, что «в рамках реализации данной модели полиции руководством государства делается акцент на изменении контекста профессиональной подготовки кадров полиции, в частности на переформатировании их психологических установок в аспектах применения властных полномочий, смещения доминаты профессиональной деятельности с готовности ОВД к непосредственному пресечению преступления к активному предупредительному воздействию на факторы социальной ситуации, провоцирующие преступность» [24].

Безусловно, необходимо вести активную работу по формированию положительного имиджа сотрудника полиции, чему в МВД России уделяется пристальное внимание. Но не менее сложной и важной проблемой является формирование внутренней корпоративной культуры полиции, оказывающей существенное влияние как на процесс социализации начинающих сотрудников, так и общественное мнение населения.

В-шестых, развитием социокультурных тенденций профессионального образования сотрудников российской полиции. Идеология и логика реформы полиции требуют подготовки сотрудника нового типа, способного к эффективному взаимодействию с социумом в динамично изменяющихся реалиях современного мира и в условиях поляризационных сдвигов социальных ориентаций в обществе.

В этой ситуации в профессиональном образовании сотрудников органов внутренних дел со всей остротой проявились

накапливающиеся многие годы проблемы. В обобщенном виде они могут быть сформулированы как неадекватность ценностей, целей, содержания и технологий образования социально-культурным тенденциям преобразования российского общества и стратегическим задачам развития его правоохранительной системы.

Педагогическое исследование проблемы подготовки сотрудника полиции к реализации социальной функции в современном российском обществе является необходимым элементом этапа осмысления направлений реформирования системы профессионального образования МВД России. Его результаты позволят не только дать научно обоснованную оценку соответствия традиционной системы профессионального образования сотрудников полиции, но и спрогнозировать, смоделировать процесс её дальнейшего развития в условиях становления и развития гражданского общества в России.

Исследование этой важной проблемы осуществляется нами на четырех уровнях: институциональном, методологическом, концептуальном, технологическом.

Институциональный уровень. Как социальный институт постиндустриального общества полиция как элемент системы более высокого порядка (государство) является носителем системных свойств этой более высокой целостности и вынужденно, адаптивно реагирует на тенденции глобализации, информатизации, гуманизации социальнокультурной среды. В условиях реализации модели служения обществу, доминирования социальной функции адаптивный механизм развития института полиции малоэффективен - требуется активизация его внутренних механизмов развития, включение в этот процесс максимально большего числа элементов системы (сотрудников полиции). Это придает системе большую устойчивость, повышает способность к самоорганизации и приведения к норме вектора развития.

В условиях активного действия в социуме деструктивных факторов в процессе профессиональной подготовки сотрудников полиции необходимо формировать их нравственно-этические координаты, реальные, а не виртуальные жизненные смыслы; опыт проверки транслируемых в обществе псевдокультурных смыслов на нравственность; готовить их к просвещению, возрождению в общественном сознании изначального смысла нравственно-этических ценностей.

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

87

По материалам диссертационных исследований

В настоящее время вузы МВД России осуществляют массовое воспроизводство кадров полиции в качественных параметрах прошлого социального заказа на специалиста, соответствующего заданным требованиям модели личности сотрудника, определяемой особенностями его профессиональной деятельности. В качестве внешнего фактора, побуждающего вузы МВД России активно включиться в процесс «окультурации» образования на основе общечеловеческих ценностей, выступают ФГОС ВО, формирующий новый социальный заказ, ориентирующий профессиональное образование на овладение основами человеческой культуры.

Методологический уровень. Стратегия модернизации образования ориентирует на то, что образовательным результатом должны стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых общекультурных компетентностей, позволяющих не только решать узкопрофессиональные задачи, но и воспринимать, оценивать и понимать мир и за пределами профессии.

Сложившаяся система профессионального образования сотрудников органов внутренних дел направлена на подготовку и повышение квалификации специалиста в узких рамках своей профессиональной деятельности, что изначально затрудняет становление ключевых компетентностей у сотрудников полиции, таких, к примеру, как поликультурная и чело-вековедческая компетентности.

Переход от стратегии «постоянного подтягивания профессионального образования кадров полиции к социальной практике» к стратегии «опережающего развития» требует поиска исходных, фундаментальных философских идей, теоретических концепций, гипотез, педагогических ценностей, имеющих методологический смысл по отношению к проблеме социокультурных компонентов реализации новой стратегии, - поиск того, что можно определить как парадигму развития социокультурных тенденций профессионального образования сотрудников полиции. Она, по нашему мнению, должна строиться на инновационных идеях синергетического компетентностного, аксиологического, культурологического, личностно-развивающего подходов. В педагогической теории профессионального образования сотрудников полиции МВД России такая парадигма пока не сложилась.

Следует сделать попытку изменения исследовательской позиции со взгляда

изнутри системы на взгляд с метауровня, с позиции систем более высокого порядка, опираясь на теорию функциональных систем П.К. Анохина. Это позволит выделить внешние системные факторы, оказывающие влияние на развитие института полиции, его внутренние механизмы и тенденции развития, определить место и роль социального взаимодействия сотрудников полиции в развитии общественных отношений.

В связи с этим заслуживает более глубокого изучения метауровневая сущность социальной функции полиции в современном российском обществе, что неизбежно повлечет за собой коррекцию как методологических позиций профессионального образования сотрудников полиции, так и его целей.

Традиционный образовательный процесс в вузах МВД осуществляется преимущественно в русле когнитивно-информационной (направленность обучения на приобретение знаний, умений, навыков на всю жизнь), личностно-ориентированной (воспитание и обучение на основе индивидуального подхода, однако слабое развитие умений и навыков совместной деятельности, работы в команде) и культурологической (направленность на овладение культурным содержанием, «вхождение в культуру», но с наличием элементов «предметоцентризма») парадигм.

Реализация ФГОС ВО в русле деятельностной парадигмы компетентностного подхода предполагает направленность образовательного процесса на результат образования, повышение его качества, измеряемого не суммой усвоенных знаний, умений и навыков, а формированием способности сотрудника полиции продуктивно действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях. Знания, умения, навыки - это лишь средство, цель - формирование личности, профессионала, гражданина, обучение через всю жизнь.

Концептуальный уровень. Разработка концептуальных основ теории подготовки сотрудников полиции к реализации социальной функции в современном обществе предполагает определение сущностных и содержательных характеристик этой функции, исследование её генезиса, особенностей реализации в современном социуме.

Смещение акцентов в методологических подходах к профессиональному образованию обусловливает и требования к выбору содержания образования, выделения его метапредметного уровня, включения в со-

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

88

По материалам диссертационных исследований

держание образования социального опыта, индивидуального жизненного и профессионального опыта сотрудника полиции, опыта созидательного поведения и целенаправленной созидательной деятельности, опыта социального взаимодействия.

Выявление комплекса организационнопедагогических и психолого-педагогических условий эффективной подготовки сотрудников полиции к реализации социальной функции обусловливает исследование внешних и внутренних факторов и закономерностей, детерминирующих этот процесс.

Отдельной важной проблемой подготовки сотрудников полиции к реализации социальной функции является проектирование многомерной модели этого процесса, обеспечивающего формирование голографически целостной индивидуальной картины мира сотрудника, в том числе индивидуальной картины профессиональной деятельности в системе ценностносмысловых координат.

Технологический уровень. В период значительных социальных преобразований и социально-экономических реформ в российском обществе существенно изменилось место человека в системе социальных и культурных координат. Главным капиталом и генератором прогрессивных социальных изменений становится личностный потенциал, творческая деятельность людей, способность к инновационным изменениям и готовность жить в постоянно изменяющемся мире. Основным источником развития любой образовательной системы является творческая активность ее субъектов, направленная на разрешение существующих в ней противоречий, их стремление к саморазвитию и самореализации в процессе социального взаимодействия. Традиционная система управления в ведомственном профессиональном образовании МВД России носит административно-командный характер, во многом блокирующий реализацию творческого потенциала как профессорско-преподавательского состава, так и обучающихся.

В профессиональной педагогике известны глубокие и содержательные исследования образовательных технологий становления учителя, которые подготовили переход от

фрагментарного и статического рассмотрения педагогической деятельности к пониманию педагогического труда как целостной и развивающейся социокультурной реальности. Подобный переход востребован и практикой подготовки сотрудников полиции, предотвращения таких негативных явлений, как грубость, неуважительное отношение к людям, коррупция, деформация ценностных ориентаций. Их преодоление предусматривает замену авторитарной стратегии обучения личностно-развивающей.

В педагогике и социальной психологии накоплен богатейший материал по формированию опыта социального взаимодействия, культуры общения, конфликтологической культуры, социальной компетентности отдельных категорий специалистов, в том числе и сотрудников правоохранительных органов, который требует осмысления и развития применительно к современным условиям в подготовке сотрудников полиции.

Представляют значительный интерес технологии полисубъектного управления развитием образовательной системы вуза, формирования культуры делового взаимодействия сотрудников ОВД, формирования поликультурной компетентности сотрудников полиции, которые были разработаны и прошли экспериментальную апробацию в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина. Требуют разработки и обоснования педагогические условия эффективного применения инновационных образовательных технологий профессионального образования сотрудников полиции, обеспечивающие направленность образования сотрудника на овладение основами человеческой культуры в течение всей жизни; выбор содержания образования, изоморфного содержанию культуры и социальной функции правоохранительной деятельности; применение динамических форм организации образовательного процесса; поликультурную насыщенность образовательной среды; принятие обучающимися на себя ответственности за свое учение и выполнение гражданских обязанностей; взаимное партнерство педагога с курсантами, их полисубъектное взаимодействие; самоконтроль и самооценка субъектов и т.д.

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

89

По материалам диссертационных исследований

Литература —

Л.Половинкин ВА. Социальный механизм взаимодействия полиции и институтов гражданского общества: дис. ... д-ра социол. наук. 22.00.08 Социология управления. - Санкт-Петербург, 2014. 232 с.

2. ЯковлевР.Р. Эффективность социального взаимодействия института полиции и гражданского общества в современной России: автореф. дис. ...канд. социолог. наук. 22.00.04. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2012.

3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 4-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. С. 900.

4. Астанин А.В., Стороженко И.В., Санатин В.П. Взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции (результаты конкретно-социологического исследования). Мониторинг правоприменения. - М., 2011, с. 12-24.

5. Егорышев С.В., Линкевич АЕ. Из истории взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества и населением в Российской Федерации. - М.: Вестник ВЭГУ, 2011. № 5 (37). С. 12-13.

6. Горшков М.К. Российское общество как новая социальная реальность. Вместо предисловия. В кн.: Россия реформирующаяся. Ежегодник / отв. ред. М.К.Горшков. - Вып. 6. - М.: ИС РАН, 2007. С. 5.

7. Нургалиев Р.Г. Органы внутренних дел и их роль в обеспечении социально-экономической безопасности страны. - М., 2010. С. 139.

8. Национальная идея России: в 6 т. Т. 3 / под общей ред. С.С. Сулакшина. - М.: Научный эксперт, 2012.

9. Левашов В.К. Социополитическая динамика российского общества: 2000-2006. - М., 2007.

10. Богомолов О.Т. Экономика и общественная среда // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. Научные записки и очерки. - М., 2008. С. 19.

11. Брутенц К.Н. Пагубный упадок нравов: нужна действенная терапия // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. - М., 2008. С. 396-397.

12. Гринберг Р.С. Пятнадцать лет рыночной экономики в России // Вестник РАН. 2007. Т. 77. № 7. С. 588.

13. Дондурей ДБ. Без обновления массового сознания социально-экономические преобразования обречены // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. Научные записки и очерки. - М., 2008. С. 73.

14. Юревич А.В. Нравственное состояние российского общества // Социологические исследования. 2009. № 10. C. 70-79.

15. ЧуприйЛ. Падение нравственности в российском обществе [Электронный ресурс]. http://www.apn.ru/publications/ print

16. Нравственность российского общества и факторы влияния (интернет, телевидение) [Электронный ресурс]. http://rusrand.ru/analytics/nravstvennost-rossijskogo-obschestva-i-faktory-vlijanija-intemet-televidenie

17. Золотарев И.И. К вопросу о совершенствовании деятельности органов внутренних дел с учетом положений Федерального Закона «О полиции» // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 4. [Электронный ресурс]. http://cyberleninka.ru/artide/n7k-voprosu-o-sovershenstvovanii-deyatelnosti-organov-vnutrennih-

18. Крымец Л.В. Социальное взаимодействие в контексте философии диалога // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (63). 2011. № 2. С. 245-253.

19. Петровская ЛА, Спиваковская А.С. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 56-62.

20. Филиппов А.Ф. Теоретические основания социологии пространства: автореферат дис. .д-ра социол. наук. 22.00.01. ВШЭ. - М., 2003.

21. Цуканов А.Н. Фундаментальные концепции прав и свобод человека и гражданина. - Пермь, 2003. 131 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. РумянцевН.В. Полицейский должен стать эталоном профессионализма и высокой нравственности для общества, которое защищает // Парламентская газета. 2012. 11 апреля.

23. Колонтаевская И. Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран: анализ, оценка, использование опыта: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Москва, 2002. 461 с.

24. Кораблев С.Е. Социально-ориентированная стратегия деятельности полиции как фактор ее профессиональной эффективности // Научный портал МВД России. 2013. № 2. С. 97-107.

References

1 .Polovinkin VA. Social mechanism of interaction between the police and the institutions of civil society: dis. ... doctor. Sociology. Sciences. 22.00.08 Sociology of management. - St. Petersburg. 2014. 232 p.

2. Yakovlev R.R. ТЬю Effectiveness of social interaction Institute police and civil society in modern Russia: author. dis. ...cand. sociolog. Sciences. 22.00.04. Ufa: Bashkir state University. 2012.

3. Federal law of 7 February 2011 № 4-FZ “On police” // ^Mected legislation of the Russian Federation. 2011. № 7. Р. 900.

4. Astanin V.A., Storozhenko VJ, Santin V.P. Interaction of public authorities with civil society institutions in the sphere of combating corruption (the results of specific sociological research). Monitoring law enforcement. - M., 2011. Р. 12-24.

5. Egorychev S.V., Linkevich A.E. From the history of interaction between law enforcement bodies and civil society institutions and the population in the Russian Federation. - M.: Bulletin of the vegu, 2011. № 5 (37). 12-13.

6. Gorshkov M.K. Russian society as a new social reality. Instead of a Foreword. In the book: Russia is reforming. Yearbook / ed. edited by M.K. Gorshkov. - Vol. 6. - M.: IS RAS, 2007. P.5.

7. Nurgaliev R.G. ТЬю internal Affairs Bodies and their role in ensuring socio-economic security of the country. - M., 2010. Р. 139.

8. Russia’s national idea: in 6 T. T. 3 / under the General editorship of S.S. Sulakshin. - Moscow: Scientific expert, 2012.

9. Levashov V.K. Socio-Political dynamics of Russian society: 2000-2006. - M., 2007.

10. Bogomolov O.T. Economy and social environment // Economic and social environment: unconscious interference. Scientific notes and essays. - M., 2008. P. 19.

11. Brutents K.N. Pernicious moral decline: desired effective therapy // Economics & social environment: unconscious interference. - M., 2008. P. 396-397.

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

90

По материалам диссертационных исследований

12. Grinberg R.S. Fifteen years of market economy in Russia // Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2007. T. 77. № 7. Р. 588.

13. Dondurei D.B. Without updating the mass consciousness of the socio-economic transformation are doomed // Economics & social environment: unconscious interference. Scientific notes and essays. - M., 2008. Р. 73.

14. Yurevich A.V. Moral state of Russian society // Sociological researches. 2009. № 10. Р. 70-79.

15. Cuprija L. The fall of morality in Russian society [Electronic resource]. http://www.apn.ru/publications/print

16. The morals of Russian society and impact factors (Internet, TV) [Electronic resource]. http://rusrand.ru/analytics/ nravstvennost-rossijskogo-obschestva-i-faktory-vlijanija-internet-televidenie

17. Zolotarev I.I. To the question on improvement of activity of internal Affairs bodies subject to the provisions of the Federal Law “On police” // Herald of the Voronezh Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2011. № 4. [Electronic resource]. http://cyberleninka.ru/artide/n7k-voprosu-o-sovershenstvovanii-deyatelnosti-organov-vnutrennih-

18. Ciimes L.V. Social interaction in the context of the philosophy of dialogue // scientific notes of Taurida national University. V.I. Vernadsky. Series “Philosophy. Cultural studies. Political science. Sociology”. Tom 24 (63). 2011. № 2. P. 245-253.

19. Petrovskaya LA., Spivakovsky S.A. Education as dialogue-dialogue // Questions of psychology. 1983. № 2. P. 56-62.

20. Filippov A.F. Theoretical foundations of the sociology of space: abstract dis. ...d-ra sociol. sciences. 22.00.01. HSE. - M., 2003.

21. Tsukanov A.N. The fundamental concepts of the rights and freedoms of man and citizen. - Perm, 2003. 131 p.

22. RumyantsevN.V. Police have become a benchmark of professionalism and high morality for a society that protects // Parliamentary newspaper. 2012. April 11.

23. Kolontaevskaya I.F. Pedagogy of professional education of personnel of the police of foreign countries: Analysis, evaluation, use of experience: dis. ... d-ra teacher. sciences: 13.00.01. - Moscow, 2002. 461 p.

24. Korablev S.E. Socially-oriented strategy of the police activity as a factor in her professional efficiency // Scientific portal of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2013. № 2. P. 97-107.

(Статья сдана в редакцию 30.04.2015)

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.