УДК 159.9 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10365
ББК 88.4 © А.В. Гайнуллина, 2019
Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ОВД К УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Айгуль Вильевна Гайнуллина, доцент кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников ОВД, кандидат психологических наук
Уфимский юридический институт МВД России (450103, Уфа, ул. Муксинова, д. 2) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы адаптации молодых сотрудников полиции к условиям профессиональной деятельности. Раскрываются основные компоненты адаптации молодых сотрудников ОВД; исследованы основные показатели успешной адаптированности молодых специалистов ОВД; проанализированы основные этапы их адаптации: поступление на службу (подготовительный этап), непосредственно профессиональная адаптация (основной этап) и включение в процессы саморазвития (заключительный этап). Уточнено понятие психолого-педагогического сопровождения молодых сотрудников полиции, изложены требования к деятельности его субъектов: руководителей структурных подразделений, руководителей подразделений по работе с личным составом, наставников, воспитателей, психологов. На основе анкетного опроса сделаны выводы о состоянии практики психолого-педагогического сопровождения адаптации молодых сотрудников ОВД к условиям профессиональной деятельности; даны рекомендации по его совершенствованию.
Ключевые слова: адаптация, приспособление, молодые сотрудники ОВД, руководители, наставники, психологи, психолого-педагогическое сопровождение.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF ADAPTATION OF YOUNG POLICE STAFF TO THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY
Aigul V. Gainullina, assistant professor of the department of pedagogy and psychology in police activity, candidate of psychological sciences
Ufa law institute of the ministry of internal affairs of Russia (450103, Ufa, ul. Muksinova, d. 2) E-mail: [email protected]
Annotation. The article deals with topical issues of adaptation of young police officers to the conditions of professional activity. The author reveals the main components of the adaptation of young police officers; the main indicators of the successful adaptation of young police professionals; the main stages of their adaptation were analyzed: entry into service (preparatory stage), direct professional adaptation (main stage) and inclusion in self-development processes (final stage). The article clarifies the concept of psychological and pedagogical support of young police officers, sets out the requirements for the activities of its subjects: heads of departments, heads of personnel departments, mentors, educators, psychologists. Based on a questionnaire, the author draws conclusions about the state of the practice of psychological and pedagogical support for the adaptation of young officers of the internal affairs bodies to the conditions of professional activity and gives recommendations for its improvement.
Keywords: adaptation, young police officers, managers, mentors, psychologists, psychological and pedagogical support.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Гайнуллина А.В. Психолого-педагогические проблемы адаптации молодых сотрудников ОВД к условиям профессиональной деятельности. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(6):324-329.
Министерством внутренних дел уделяется первостепенное внимание формированию и развитию кадрового потенциала. В настоящее время полиция остро нуждается в молодых компетентных специалистах, эффективность профессиональной деятельности которых напрямую зависит от степени их адаптированности к современным условиям и требованиям профессиональной деятельности.
Вместе с тем, наблюдающееся в последнее время у молодежи снижение мотивации к службе в органах внутренних дел, особенно в рядах младшего началь-
ствующего состава, обусловленное возрастанием требовательности к уровню профессиональной подготовленности сотрудников полиции, увеличением нервно-психических нагрузок, на фоне ухудшения материально-технического оснащения подразделений, материального благополучия сотрудников и т.д., требует изучения особенностей психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов с целью совершенствования социально-психологических механизмов их профессионального становления.
Вопросы адаптации являются одними из главных междисциплинарных проблем и вызывают огромный интерес у специалистов различного профиля: психологов и педагогов, юристов и экономистов, социологов и физиологов; данной теме посвящено значительное количество научных исследований.
В отличие от биологии, где основной характеристикой адаптации является пассивное приспособление организма под влиянием внешней среды, общественные науки рассматривают адаптацию как активную позицию человека, регулирующего взаимодействие с окружающей средой. Так, по мнению Л.Б. Волынской, адаптация — это процесс и результат приспособления человека к постоянно изменяющимся условиям социокультурной среды и воздействия на эту среду таким образом, чтобы, по возможности, приспособить ее к себе [1, с. 10].
В социальных науках современное понимание категории «адаптация» стало применяться с середины 1960-х гг. Теоретико-методологические основы изучения проблем адаптации в отечественной психологии и педагогике были заложены в трудах Т.Г. Дичева, Д.А. Андреевой, А.А. Налчаджяна, И.К. Кряжевой, А.Н. Леонтьева, И.О. Зотовой, И.Д. Калайкова, И.А. Милославовой, Е.В. Шоро-ховой и др. Исследователи относили социальную адаптацию к высшему уровню адаптации человека, подчеркивая ее значимость в развитии и становлении личности, в ходе которой происходит усвоение общественных норм, овладение приемами и средствами деятельности; рассматривали адаптацию как динамический процесс активного приспособления индивида к условиям новой среды, а также результат этого процесса.
Профессиональной адаптации молодых специалистов посвящены работы И.М. Карелиной, Т.А. Ку-харевой, Р.Л. Мучинова, С.В. Овдей, Н.Л. Руфовой, В.А. Самойловой, Т.А. Панковой, А.И. Ходакова, М.С. Сотниковой, И.А. Матвеевой и др. В работах анализируются такие виды производственной адаптации, как: психофизиологическая (приспособление работника к условиям труда, режиму работы и отдыха), социально-психологическая (приспособление специалиста к первичному трудовому коллективу, к его нормам и ценностям, системе взаимоотношений, особенности его вживания в коллектив, которое проявляется в чувстве эмоционального комфорта, и профессиональная (усвоение специалистом задач,
предмета, способов, средств, результатов и условий профессиональной деятельности, приспособление человека к условиям труда, преобладание внутренней мотивации к профессиональной деятельности, активное приспособление к требованиям профессии и традициям коллектива).
Значительное количество научных разработок проблем адаптации проведено в области юридической деятельности. В трудах А.М. Столяренко, А.В. Резе-пина, А.Ф. Караваева, О.В. Томиловой, С.А. Ларионовой, А.В. Молокановой, Е.А. Вертягиной, А.С. Петровой, М.А. Шелеповой, Д.А. Александровой, Ю.А. Кравцовой, В.В. Ермолаевой и И.Ю. Кобозева раскрываются психолого-педагогические аспекты адаптации молодых сотрудников правоохранительных органов, проанализированы факторы, влияющие на их профессиональное становление.
С точки зрения Е.А. Вертягиной, профессиональная адаптация молодого специалиста обусловлена взаимовлиянием специфики профессиональной деятельности, а также психологических особенностей его личности и включает овладение сотрудником целями, ценностями, смыслом, нормами и правилами профессиональной деятельности [2, с. 7].
Можно выделить такие показатели адаптиро-ванности сотрудника ОВД к условиям профессиональной деятельности, как:
1) успешность деятельности (эффективность выполнения профессиональных обязанностей, рост квалификации, конструктивное взаимодействие с руководством, коллегами и гражданами);
2) способность принимать самостоятельное решение, избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять ее (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий);
3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья.
На основе анализа квалификационных характеристик и содержания деятельности сотрудника исследователями выделено три взаимосвязанных группы требований, каждая из которых требует формирования определенных установок и моделей поведения, позволяющих быстрее включиться в условия профессионального труда [3, с. 30].
Первая группа связана с освоением новой лексики, понятий, понимания роли закона и права в жизни общества в целом и каждого гражданина в
частности. Кроме того, у молодых специалистов должны быть сформированы сознательные позитивные установки безукоризненного соблюдения процессуальных норм и законов.
Вторая труппа требований обусловлена тем, что сотруднику приходится постоянно взаимодействовать с правонарушителями, преступниками, потерпевшими, пострадавшими. В каждом органе внутренних дел предусмотрены психологи, которые занимаются психологической подготовкой сотрудников, обучают их приемам психологической защиты и саморегуляции психических состояний.
Третья группа требований профессии связана с тем, что при выявлении и пресечении преступлений и административных правонарушений сотрудникам ОВД необходимо соблюдать нравственные и этические нормы. При взаимодействии с гражданами сотрудники полиции не должны чрезмерно акцентировать внимание на властных полномочиях, их преимущество должно выражаться, в первую очередь, в профессиональной компетентности и психологической подготовленности.
Выделяются следующие взаимосвязанные компоненты адаптации сотрудников ОВД: адаптация к содержанию деятельности; адаптация к условиям реальности; адаптация к первичному служебному коллективу, адаптация к отношениям с руководством; включение в первичную (малую) группу сослуживцев; включение в процессы профессионального саморазвития [4, с. 23].
Успешность профессионального становления молодых специалистов полиции во многом зависит от особенностей психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации, цель которого заключается в том, чтобы оптимизировать процесс приспособления сотрудника к условиям профессиональной деятельности, способствовать овладению специалистом профессиональными знаниями, умениями и навыками и т.д.
Рассмотрим основные этапы профессиональной адаптации молодых сотрудников ОВД и особенности их психолого-педагогического сопровождения [3, с. 31,32]:
I этап— подготовительный, в результате которого у кандидата на должность должно сложиться объективное представление о выбранной профессии. Данный этап продолжается до принятия молодого специалиста на службу, в него входят: профес-
сиональная ориентация кандидатов на службу в органы внутренних дел; профессиональная консультация кандидатов на службу [5, с. 8-13]; предварительное изучение и психологическое обследование кандидатов психологами на местах; профессионально-психологический отбор в центрах психологической диагностики (далее ЦПД).
Особая роль на данном этапе отводится психологам, которые, беседуя с кандидатами на службу, должны, в первую очередь, обращать внимание на мотивацию их поступления на службу в ОВД, уровень самооценки, правосознания, уровень развития соответствующих специальности профессионально важных качеств и т.д.
II этап— непосредственно профессиональная адаптация, во время которой у молодого сотрудника формируются профессионально важные качества, характеризующие его адаптированность к специфике службы, происходит закрепление специалиста в коллективе, что занимает период примерно до одного года.
Проведение мероприятий организационно-педагогического, методического и психологического характера на данном этапе должно включать формирование позитивных установок на саморазвитие тех качеств личности, от которых в наибольшей мере зависит успешность адаптации. Требуется активная и систематическая деятельность всех лиц, принимающих участие в работе с молодыми специалистами в период их адаптации, а также формирование системы наиболее эффективных методов и психотехнологий, направленных на ускорение адаптационных процессов молодых сотрудников ОВД.
Основными субъектами, включенными в процесс профессиональной адаптации молодых специалистов ОВД, являются: руководители структурных подразделений; руководители подразделений по работе с личным составом; подразделений воспитательной работы; наставники; практические психологи.
В целях оказания помощи молодым сотрудникам в адаптации к условиям служебной деятельности, решении проблем профессионального становления с молодыми сотрудниками необходимо проводить индивидуальную воспитательную работу, которая предусматривает проведение ознакомительных бесед; психолого-педагогическое наблюдение, изучение документов, посещение по месту жительства [6].
Руководитель, при проведении ознакомительной беседы, в течение недели после назначения кан-
дидата на службу должен лично познакомиться с молодым сотрудником, разъяснить ему правила поведения в служебном коллективе, раскрыть нормы и ценности коллектива, пропагандируя позитивные примеры служебной деятельности.
Затем, в течение года службы, руководитель обязан проводить с молодыми сотрудниками корректирующие беседы, объясняя сотруднику возможные варианты преодоления возникших сложностей, мешающих ему в повседневной жизнедеятельности, а также раскрывая личностные резервы по коррекции своего поведения.
Особое внимание руководителю следует обращать на молодых сотрудников с низкими адаптационными способностями, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании по результатам профессионально-психологического отбора и изучения индивидуально-психологических качеств, а также склонных к нарушению служебной дисциплины.
III этап — профессиональное саморазвитие молодого сотрудника в коллективе ОВД продолжается до 3-5 лет с момента принятия на службу. Он включает: возрастание интереса к самосовершенствованию в профессии; формирование высокоразвитых специальных профессионально важных умений и навыков; проявление творческой активности, инициативности в поиске новых методов достижения оптимальных результатов оперативно-служебной деятельности; реализацию своих способностей, развитие собственной личности через профессиональную деятельность, стремление к личностному росту.
В исследованиях Ю.А. Грачева и А.А. Кежова было выявлено, что у испытуемых с недостаточным уровнем адаптации наблюдается также низкий уровень коммуникативных способностей и морально-нравственной регуляции, что, в свою очередь, приводит к затруднениям в установлении контактов с окружающими [7, с. 129-132].
Существенную помощь в приспособлении молодых специалистов к условиям служебной деятельности, оказании психолого-педагогической поддержки в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей, должны оказывать наставники. В их обязанности входит: изучение индивидуально-психологических особенностей стажера, его интересов и увлечений, образа жизни и поведения; всесторонняя помощь в овладении им профессиональными навы-
ками выполнения служебных обязанностей; контроль за усвоением стажером нормативных правовых актов, а также правильностью применения полученных знаний и навыков на практике [8].
Большое значение в оптимизации процесса адаптации играет психологическое сопровождение молодых сотрудников [9, с. 62-64; 10], которое начинается с момента изучения заключения психологического обследования молодого сотрудника в ЦПД. Психологическая работа в данном направлении заключается в следующих мероприятиях: постоянный мониторинг особенностей адаптации стажеров, особенно относящихся к группе повышенного психолого-педагогического внимания; изучение особенностей взаимоотношений в коллективе и с руководством, а также отношения к перспективам профессионального развития. Психокоррекционная работа должна быть направлена на проведение бесед, консультаций, а также социально-психологических тренингов по развитию профессионально важных качеств сотрудников ОВД, повышению сплоченности коллективов, а также формирования коммуникативной, в том числе конфликтной компетентности.
Выделяются следующие психологические показатели успешной адаптированности молодых специалистов ОВД: преобладание социально значимых мотивов профессиональной деятельности; высокий уровень профессиональной психологической подготовленности; стремление участвовать в общественной жизни коллектива; умение применять методики психологической саморегуляции; умение эффективно общаться и конструктивно разрешать конфликтные ситуации как в служебном коллективе, так и во взаимодействии с гражданами; высокий уровень адаптивных способностей, готовность преодолевать трудности.
К числу объективных критериев эффективности молодых сотрудников в работе, могут относиться: показатели оперативно-служебной деятельности, соблюдение мер личной безопасности, самостоятельность и ответственность в принятии решений, проявление инициативы в достижении профессионально-значимых целей, дисциплинированность и исполнительность.
Таким образом, под психолого-педагогическим сопровождением адаптации молодых сотрудников ОВД можно рассматривать, в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов МВД
России, совместную скоординированную работу руководителей, субъектов воспитательного процесса, психологов и наставников по оказанию помощи молодым специалистам в органичном и своевременном включении в конкретные условия оперативно-служебной деятельности и организационные отношения посредством применения современных психолого-педагогических форм и методов, позволяющих успешно справляться с повседневными профессиональными обязанностями без значимого нарушения физического и психического здоровья.
В целях выявления особенностей психолого-педагогического сопровождения молодых сотрудников нами было проведен анкетный опрос 55 обучающихся факультета профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России из числа младшего начальствующего состава. Из них со стажем службы до 1 года — 40%, со стажем службы от 1 до 2 лет — 38,2%, со стажем службы от 2 до 3 лет — 21,8%.
По мнению опрошенных, наиболее важными показателями успешной адаптированности молодых сотрудников ОВД являются: умение эффективно общаться и конструктивно разрешать конфликтные ситуации во взаимодействии с гражданами (65,5%); сформированность профессионально важных умений, навыков и качеств (54,6%); умение совладать собой в трудных ситуациях служебной деятельности (52,7%); умение поддерживать в служебном коллективе благоприятный морально-психологический климат (50,9%); готовность к преодолению трудностей и принятию самостоятельных решений (43,6%).
Молодые сотрудники полиции придают существенное внимание подготовленности к будущей служебной деятельности, к предстоящему контактированию с гражданами, которое займет существенную часть их служебного времени; к тем трудностям, которые стоят на пути их профессионального становления. Осознают опрошенные сотрудники значимость влияния и поддержки коллектива для эффективного разрешения оперативно-служебных задач.
Наиболее полная информация о специфике служебной деятельности опрошенным респондентам была предоставлена при проведении консультаций сотрудниками кадровых подразделений (58,2%), а также из общения с родственниками и знакомыми (54,6%).
Причем более половины опрошенных (66%) отметили, что их представления об особенностях слу-
жебной деятельности полностью совпали с реальными; 27,3% сотрудников утверждают, что их представления о будущей профессии совпали с реальными лишь частично и только 12,7% респондентов, отметили, что их представления о будущей профессии не соответствовали реальным.
По мнению опрошенных, значимая поддержка в приспособлении к специфике службы в подразделениях им была оказана, в основном, наставниками (52,7%), а также наиболее опытными коллегами (65,5%). Роль непосредственных руководителей на местах (20%), заместителей руководителей по работе с личным составом (12,7%), воспитателей (10,9%) и психологов (5,45%) ими была оценена как менее значимая.
Таким образом, активными субъектами психолого-педагогического сопровождения молодых сотрудников полиции являются опытные наставники, а также непосредственно служебный коллектив; в то же время деятельность других субъектов оценена как недостаточно эффективная.
Анализируя перспективы своей служебной деятельности опрошенные отмечают, что: планируют повышать уровень образования, необходимый для профессионального роста (47,3%); нацелены на достижение высоких результатов и рост по службе (43,6%); ориентированы на самосовершенствование, саморазвитие профессиональных умений и навыков (21,8%); не видят позитивных перспектив в работе (9,1%) и не задумываются о будущей карьере (3,64%); т.е. большинство опрошенных сотрудников положительно оценивают перспективы избранной ими профессии и имеют определенные карьерные устремления.
Исходя из изложенного, вопросы адаптации молодых сотрудников ОВД к условиям профессиональной деятельности являются одними из актуальных в правоохранительной науке и практике. Для их успешной адаптации, наряду с эффективной работой наставников, требуется существенная активизация деятельности и других субъектов психолого-педагогического сопровождения. Только систематическая и целенаправленная работа в данном направлении сможет существенно ускорить и оптимизировать процесс приспособления молодых специалистов к нормам и ценностям служебных коллективов, создать благоприятные условия для их личностного и профессионального саморазвития, способствовать
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
формированию и закреплению в органах внутренних ренних дел Российской Федерации» // СПС «Кон-дел высокоэффективных профессионалов. сультантПлюс».
Литература
1. Волынская Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла: Учеб. пособие. М.: Флинта, 2012.
2. Вертягина Е.А. Профессиональная адаптация молодых следователей прокуратуры: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2006.
3. Петрова А. С., Шелепова М.А. Профессиональная адаптация молодых специалистов ОВД: понятие и пути совершенствования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 3 (46). С. 29-33.
4. Осинцева А.В., Гусева Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел: Учеб.-практ. пособие. Тюмень: ТИПК МВД России, 2016.
5. Петров В.Е., Яковцов С.А. Профессионально-психологическая ориентация граждан Российской Федерации на службу в полицию: Учеб.-метод. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2012.
6. Организация морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации // Методические рекомендации. М.: ДГСК МВД России, 2018.
7. Грачев Ю.А., Кежов А.А. Психолого-педагогические проблемы адаптации курсантов образовательных учреждений системы МВД // Научный портал МВД России. 2010. №. 4 (12). С. 129-132.
8. Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении порядка организации службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Кобозев И.Ю. Психологическое обеспечение служебной деятельности: Учеб. пособие. М.: ДГСК МВД России, 2015.
10. Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660. «Об утверждении положения об основах организации психологической работы в органах внут-
References
1. Volynskaya L.B. Sotsiokul'turnaya i lichnostnaya adaptatsiya cheloveka na razlichnykh stadiyakh zhiz-nennogo tsikla: Ucheb. posobie. M.: Flinta, 2012.
2. Vertyagina E.A. Professional'naya adaptatsiya molodykh sledovateley prokuratury: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. M., 2006.
3. Petrova A.S., Shelepova M.A. Professional'naya adaptatsiya molodykh spetsialistov OVD: ponyatiye i puti sovershenstvovaniya // Psikhopedagogika v pravo-okhranitel'nykh organakh. 2011. № 3 (46). S. 29-33.
4. Osintseva A.V., GusevaN.V. Psikhologo-pedago-gicheskoye soprovozhdeniye sotrudnikov, vpervye prinya-tykh na sluzhbu v organy vnutrennikh del: Ucheb.-prakt. posobie. Tyumen': TIPK MVD Rossii, 2016.
5. Petrov V.E., Yakovtsov S.A. Professional'no-psikhologicheskaya oriyentatsiya grazhdan Rossiyskoy Federatsii na sluzhbu v politsiyu: Ucheb.-metod. posobie. Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2012.
6. Organizatsiya moral'no-psikhologicheskogo obes-pecheniya deyatel'nosti organov vnutrennikh del Mini-sterstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii // Metodi-cheskiye rekomendatsii. M.: DGSK MVD Rossii, 2018.
7. Grachev Yu.A., Kezhov A.A. Psikhologo-peda-gogicheskie problemy adaptatsii kursantov obrazova-tel'nykh uchrezhdeniy sistemy MVD // Nauchnyy portal MVD Rossii. 2010. №. 4 (12). S. 129-132.
8. Prikaz MVD Rossii ot 1 fevralya 2018 g. № 50 «Ob utverzhdenii poryadka organizatsii sluzhby v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Kon-sul'tantPlyus».
9. Kobozev I.Yu. Psikhologicheskoe obespechenie sluzhebnoy deyatel'nosti: Ucheb. posobie. M.: DGSK MVD Rossii, 2015.
10. Prikaz MVD Rossii ot 2 sentyabrya 2013 g. № 660. «Ob utverzhdenii polozheniya ob osnovakh organizatsii psikhologicheskoy raboty v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».