Научная статья на тему 'Профессиональная адаптация молодых специалистов ОВД: понятие и пути совершенствования'

Профессиональная адаптация молодых специалистов ОВД: понятие и пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9016
672
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специалист / сотрудник / профессиональная адаптация / требования / поведение / критерии / a specialist / an officer / professional adaptation / Requirements / Behavior / Criteria

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Алла Станиславовна, Шелепова Мэри Амирановна

Профессиональная адаптация сотрудника ОВД проявляется в формировании у молодых специалистов моделей поведения, адекватных условиям новой для них окружающей среды. В ее структуру входит адаптация к условиям службы, к требованиям профессиональной деятельности и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрова Алла Станиславовна, Шелепова Мэри Амирановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional adaptation of a law enforcement officer is revealed in forming behavior patterns which are appropriate to the conditions of a new environment. Its structure includes adaptation to the conditions of service, to the requirements of professional activity etc.

Текст научной работы на тему «Профессиональная адаптация молодых специалистов ОВД: понятие и пути совершенствования»

Кедрова Е. М. Теоретико-методологические предпосылки становления интеллектуально зрелой личности...

значает переход от этапа руководства поведением личности до самовоспитания, основой которого является способность к самоуправлению и самостоятельному выбору целей, не вступающих в противоречия с общественными интересами, а также сформированность интеллектуальной зрелости личности.

Комплекс критериев и показателей сформированно-сти интеллектуальной зрелости личности, исходя из анализа6 современных исследований, посвященных данной проблеме, включает: познавательный интерес (потребность в обогащении и обновлении знаний, в поиске истины и др.); познавательную самостоятельность (способность сознательно и активно управлять процессом учения, владение рациональными приемами умственной деятельности и др.); интеллектуальную активность (умение отстаивать свою позицию, интеллектуальная инициатива, активное оперирование наличным багажом знаний, умений и др.); интеллектуальную компетентность (ценностное отношение к иной позиции, широта, системность, оперативность, категориальный характер знаний, метапознание и др.); интеллектуальное творчество (беглость и гибкость мышления, оригинальность идей, метафоричность, способность видеть разные варианты решения задач, вариативность и разнообразие субъективных способов осмысления событий и др.); диалогичность индивидуального сознания (вариативность и разнообразие субъективных способов осмысления одного и того же явления, способность синтезировать разные познавательные позиции в условиях диалога с другими людьми и др.); психическую автономность (сформированность оценочных позиций, ответственность, самореф-лексия, саморегуляция и др.).

1 Деркач А. А. Акмеология: личностно-профессиональное развитие человека: Методико-прикладные основы акмеологи-ческих исследований. М., 2000. С. 102.

2 Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М., 2000. 174 с.

3 Даниленко И. М. Моральные критерии социальной зрелости личности. М., 1980. С. 7.

4 Анциферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности: учебное пособие. М., 1981. С. 8-9.

5 Ананьев Б. 77 Избранные психологические труды : в 2 т. / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М., 1980. Т. 1. 232 с.

6 Кедрова Е. М. Психолого-педагогические основы воспитания интеллектуально зрелой личности студента высшей школы в учебно-воспитательном процессе: монография. М., 2005. 139 с.

УДК 159.922

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОВД: ПОНЯТИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

А. С. Петрова, М. А. Шелепова

Профессиональная адаптация сотрудника ОВД проявляется в формировании у молодых специалистов моделей по-

ведения, адекватных условиям новой для них окружающей среды. В ее структуру входит адаптация к условиям службы, к требованиям профессиональной деятельности и др.

Ключевые слова: специалист, сотрудник, профессиональная адаптация, требования, поведение, критерии.

Профессиональная адаптация - это приспособление человека к новым для него условиям труда, овладение им ценностными ориентациями в рамках профессии, осознание в ней мотивов и целей, сближение внутренних норм человека и профессиональной группы, усвоение компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий. Она выражается в приспособлении новичка к социальной жизни сотрудников, коллектива, формировании положительных отношений с товарищами по работе и в достаточно высоком уровне удовлетворенности этими отношениями1. Профессиональная адаптация как один из видов социальной адаптации имеет и предметную, и социально-психологическую сторону. Предметная сторона отражает отношение «подсистема “человек - профессия”», социально-психологическая отражает отношение «подсистема “человек - человек” и “человек - коллектив”»). Эти взаимосвязанные стороны являются двумя моментами единого процесса адаптации, они протекают одновременно, дополняя и интенсифицируя друг друга. При этом каждый аспект адаптации относительно самостоятелен.

Адаптация - процесс динамичный, и время прохождения человеком каждого этапа всегда индивидуально. Главная задача профессиональной адаптации заключается в том, чтобы сократить длительность «взаимоприс-пособления» личности и профессии, сделать его управляемым, расположить каждого сотрудника к службе по профессии, с тем чтобы добиться эффективной профессиональной деятельности. Адаптация, по существу, призвана решить задачу воспитания социально-психологической надежности личности.

Цель профессиональной адаптации - научить молодых специалистов выполнять профессиональные обязанности. Однако необходимо учитывать, что процесс их адаптации в течение учебы и службы происходит неодинаково, каждый из них различается по общеобразовательному и культурному уровню, нравственно-психологической готовности к труду, уровню профессиональной подготовки.

Профессиональная адаптация сотрудника ОВД проявляется в формировании у молодых специалистов моделей поведения, адекватных условиям новой для них окружающей среды, т. е. структура процесса адаптации соответствует приспособлению к условиям службы, труда в системе органов внутренних дел, к требованиям профессиональной деятельности. Она заключается в определенном уровне овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, формировании необходимых профессиональных качеств личности сотрудника, являющихся условием успешного овладения данной специальностью2.

Соответственно можно выделить три основных направления, в русле которых происходит профессиональная адаптация таких лиц в органах внутренних дел. Моло-

дые специалисты адаптируются к условиям служебной деятельности в органе внутренних дел: уставные отношения, содержание трудовой деятельности; дисциплинарные требования, ответственность, связанная с присягой, определенная форма одежды, несение службы по наряду, подчинение начальникам, требованиям профессиональной деятельности в ее предметном и этическом содержании. Перечисленные группы условий взаимосвязаны между собой, но их значимость меняется на разных этапах вхождения молодого специалиста в профессию.

На основе анализа квалификационных характеристик и содержания деятельности сотрудника выделено три взаимосвязанных группы требований, каждая из которых требует формирования определенных установок и моделей поведения, позволяющих быстрее включиться в условия профессионального труда.

Первая группа связана с освоением новой лексики, понятий, понимания роли закона и права в жизни общества в целом и каждого гражданина в частности. Кроме того, у молодых специалистов должна закладываться необходимость на уровне автоматизма жестко подчинять свою деятельность процессуальным нормам и законам.

Вторая группа требований обусловлена тем, что сотруднику приходится постоянно общаться и взаимодействовать с правонарушителями, преступниками, потерпевшими, пострадавшими. В этих условиях необходимо уметь защищать собственную психику и душевное равновесие от пессимизма, цинизма, подозрительности, высокомерия и других форм профессиональной деформации личности. В каждом органе внутренних дел этому содействуют психологические службы и знания самого сотрудника в области психологии, а также владение приемами психологической защиты и релаксации.

Третья группа требований профессии связана с тем, что нравственность и этичность сотрудника постоянно подвергаются давлению. Необходимо соблюдать нравственные и этические нормы при выполнении властных полномочий и общении с асоциальными элементами. Чрезвычайно трудно оставаться неподкупным, честным в условиях, например, предложений взяткодателя, коррумпированного окружения. Трудно также уважать личность правонарушителя, быть с ним вежливым и выдержанным, особенно в случае встречной агрессии, хамства и др. Формированию необходимых моделей поведения и взаимодействия способствует освоение разнообразных техник общения, уважение к Отечеству, Закону, а также, что особенно важно, стимулирование честолюбия, чувства самоуважения и собственного достоинства будущего специалиста на основе оценки его позитивной мотивации,направленности, способностей и профессионализма.

Особенностями профессиональной адаптации молодых специалистов, будущих профессионалов ОВД, является необходимость включаться в специфическое правовое, социально-психологическое и нравственно-этическое взаимодействие3.

Под процессом профессиональной адаптации следует понимать такой период жизни молодого специалис-

та, когда он активно и сознательно включается в новую для него сферу правоохранительной деятельности и соответствующую социальную (и профессиональную) среду, условия, нормы, правила и привычки профессионального поведения которой ему предстоит усвоить. При этом процессы собственно профессиональной и социальнопсихологической адаптации, обладая относительной самостоятельностью, протекают во взаимодействии и взаимовлиянии.

Рассматривая профессиональную адаптацию как динамическое, комплексное, системное явление, можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты процесса: адаптация к содержанию деятельности, к условиям деятельности, к служебному коллективу, к отношениям с руководством; включение в первичную (малую) группу сослуживцев; включение в процессы профессионального саморазвития (развитие мотивации, целеобразование, овладение профессиональными знаниями, становление профессиональных умений, навыков и т. д.).

Неудовлетворительная адаптация хотя бы к одному из компонентов, нарушение целостности всего процесса не позволяют говорить об успешности всего процесса. Нарушение адаптации может приводить к низким эффективности и качеству оперативно-служебной деятельности, дисциплинарным проступкам, явлениям психической дезадаптации, вплоть до формирования кризисных психологических состояний. Особое внимание должно уделяться психологопедагогическому обеспечению работы с личным составом и особенно с молодыми специалистами4.

Основными субъектами, включенными в процесс профессиональной адаптации молодых специалистов ОВД и в конечном итоге определяющими ее результаты, являются:

- руководители органов внутренних дел;

- работники кадровых аппаратов и отделов по работе с личным составом;

- центры психологической диагностики;

- наставники;

- практические психологи ОВД;

- общественные формирования подразделений ОВД (совет ветеранов ОВД, общие собрания сотрудников, комиссия по служебной дисциплине и профессиональной этике).

Самих молодых специалистов также необходимо рассматривать как наиболее активных субъектов профессиональной и психологической адаптации, соответственно психолого-педагогическое обеспечение необходимо строить дифференцированно, с учетом различных их категорий:

1) вновь поступившие на службу - рядовой, сержантский или офицерский состав, пополняемые из числа гражданских лиц;

2) военнослужащие, уволенные в запас;

3) выпускники образовательных учреждений МВД России.

Специализация перечисленных субъектов, определение функций и ответственности представляют самостоя-

тельную управленческую задачу руководителя, которая может быть решена при разработке и утверждении программы профессиональной адаптации.

Объединение усилий руководителя, наставника, сотрудников отдела по работе с личным составом, психолога и представителей общественных формирований (совет ветеранов, общее собрание сотрудников, комиссия по служебной дисциплине и профессиональной этике) в процессе адаптации молодого специалиста, и их влияние на интенсивность этого процесса, совместное установление критериев и путей целенаправленного, сознательного управления им - это задачи первостепенной важности для ОВД, от решения которых зависит качество службы молодого специалиста и эффективность его включения в оперативно-служебную деятельность подразделения.

Анализ различных подходов к данной проблеме, реализуемых в работах отечественных педагогов и психологов (А. Д. Сазонов, В. П. Давыдов, А. В. Барабанщиков,

В. В. Синявский, В. С. Олейников, В. Я. Слепов, А. Т. Ро-стунов, С. А. Голобородько и др.), позволяет выделить критерии и показатели профессиональной адаптирован-ности сотрудника ОВД:

- профессиональная подготовленность будущих офицеров;

- психологическая готовность к овладению профессией;

- профессиональная направленность будущих сотрудников.

Исходя из содержания выделенных критериев профессиональной адаптированности сотрудников можно определить следующие показатели молодых специалистов ОВД:

- объем знаний по общеюридическим и специальным дисциплинам;

- сформированность профессионально важных умений, навыков и качеств личности;

- способность решать профессиональные задачи;

- уровень представлений о содержании и условиях будущей профессиональной деятельности;

- готовность к преодолению трудностей в процессе будущей профессиональной деятельности;

- уровень адаптивных способностей и нервно-психической устойчивости;

- уровень нравственно-этической воспитанности.

- отношение к профессии офицера ОВД;

- стремление служить в ОВД;

- сформированность представлений о нормах и ценностных ориентациях профессии офицера ОВД;

- готовность руководствоваться нормами, принятие ценностных ориентаций профессии офицера ОВД.

На этой основе можно выделить базовые этапы профессиональной адаптации молодых специалистов в ОВД:

Первый этап - подготовительный, или этап профессиональной ориентации и отбора кандидатов на службу в ОВД. Продолжается до принятия молодого специалиста на службу.

Второй этап - непосредственно профессиональная адаптация, начинается с момента принятия молодого специалиста на службу и заканчивается по мере форми-

рования составляющих интегративного показателя адаптированности, что занимает период примерно до одного года.

Третий этап - профессиональное саморазвитие молодого специалиста в коллективе ОВД, продолжается до 3-5 лет с момента принятия на службу.

Смена этапов характеризуется, во-первых, постепенным уменьшением активности сопровождения молодого специалиста со стороны основных субъектов управления процессами профессиональной адаптации, во-вторых, увеличением его профессиональной самоотдачи и достижением оптимальной результативности в оперативно-служебной деятельности.

На каждом этапе организация работы требует согласованных действий всех субъектов управления процессом профессиональной адаптации под руководством начальника ОВД и его заместителя. Только высокая ответственность, четкое планирование всех вопросов, постоянное наблюдение за ходом процесса (мониторинг) и своевременное внесение в него корректив позволят достичь поставленной цели - пополнить ряды ОВД профессиональными кадрами и уменьшить их текучесть. На каждом этапе реализации программы профессиональной адаптации должны решаться определенные задачи.

Задачи первого этапа:

- определение источников комплектования и работа с потенциальными кандидатами для поступления на службу;

- привлечение молодежи и специалистов к поступлению на службу;

- предварительное изучение и психологическое исследование кандидатов перед принятием на службу, выработка рекомендаций по их целесообразному использованию;

- профессионально-психологический отбор в центрах психологической диагностики;

- субъект адаптации должен иметь четкое представление о выбранной профессии и соотносить требования, предъявляемые профессией к личности сотрудника ОВД, со своими реальными возможностями.

Эти задачи направлены на то, чтобы оптимизировать профессиональную адаптацию еще до того, как кандидат становится молодым специалистом, так как адаптационный процесс начинается с момента принятия решения о зачислении на службу (с испытательным сроком и стажировкой в должности).

На втором этапе процесса адаптации происходит закрепление молодых специалистов органов внутренних дел в коллективах.

Задачей второго этапа является формирование уровня психической деятельности сотрудника, определяющего адекватное заданным требованиям и условиям среды профессиональное поведение (модели поведения), эффективное взаимодействие с социальным окружением и успешную деятельность, без значительного нервнопсихического напряжения.

Деятельность по профессиональной адаптации каждого молодого специалиста, нуждающегося в помощи и поддержке со стороны руководителей, членов коллективов подразделений, наставников, психологов и предста-

вителей из состава общественных формирований подразделений ОВД должна быть направлена на создание ему наиболее благоприятных условий для скорейшей социально-психологической адаптации. Главным условием принятия нового сотрудника коллективом и субъектами процесса адаптации выступает активность самого молодого специалиста (познавательная, коммуникативная, творческая). В этот период важно предоставить ему возможность проявить и развить гражданскую позицию. Для этого целесообразно осуществлять мероприятия организационно-педагогического, методического и психологического характера. Они направлены на то, чтобы:

- активизировать деятельность всех лиц, принимающих участие в работе с молодыми специалистами в период их адаптации;

- развивать собственную активность молодых специалистов, те качества их личности, от которых в наибольшей мере зависит успешность адаптации;

- придать работе с молодыми специалистами системный, комплексный характер;

- усовершенствовать систему управления процессом адаптации;

- сформировать систему наиболее эффективных методов и психотехнологий, направленных на ускорение адаптационных процессов;

- подбирать методики работы с молодыми специалистами по видам и этапам.

Основными задачами третьего этапа являются:

- самосовершенствование в избранной профессии, достижение успеха, одобрения, признания и авторитета у коллег;

- становление заинтересованности в самом процессе работы, в познании нового, приобретении новых навыков, понимании закономерностей в сфере правопорядка;

- проявление эстетических потребностей, отношения к профессиональной деятельности как к искусству;

- реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности через профессиональную деятельность, стремление к личностному росту.

Выполнение данных задач является программой-мак-симум на третьем этапе. В то же время эти задачи свойственны всему периоду службы в ОВД, вплоть до выхода на пенсию. Часть из них составляют высшие, смыслообразующие жизненные задачи человека, реализующие его высшие потребности.

Необходимо подчеркнуть, что профессиональная адаптация и становление специалиста в системе ОВД является сложным, многоплановым и динамичным процессом и включает в себя такие составляющие, как профессиональное самоопределение, профессиональная пригодность, профессиональная подготовка, время вхождения в профессию, профессиональная адаптация, профессиональное развитие, профессиональный личностный рост, профессиональная компетентность.

Человек может достичь высокого уровня профессионализма именно через свое профессиональное развитие.

Постановка целей и задач по профессиональному развитию молодого специалиста ОВД должна быть на-

правлена на формирование необходимых умений и качеств личности, способствующих успешному выполнению работы; преодоление отрицательных качеств и привычек; самоориентирование в процессе работы; мобилизацию и стимулирование своих психических возможностей; самопобуждение к преодолению трудностей; целенаправленное регулирование своих действий в сложных ситуациях; профилактику профессиональной деформации; эффективное использование рабочего времени; самоконтроль за результатами работы.

Названные цели и задачи профессионального саморазвития регулируют процесс дальнейшего профессионального становления личности специалиста. Поэтому необходимо обозначить ряд аспектов профессиональной адаптации.

1. С целью формирования верного представления о характере предстоящей служебной деятельности и адекватной установки на профессию считать приоритетным направлением активное использование в процессе обучения в вузах МВД России материалов практического характера, конкретных актуальных примеров оперативно-служебной деятельности, проведение деловых игр, осуществление учебных занятий и иных мероприятий с приглашением практических работников, в том числе выпускников вузов.

2. С целью повышения уровня профессиональной адаптированности молодых специалистов необходимо особое внимание уделить прохождению курсантами и слушателями вузов МВД России различных видов учебных практик (стажировок).

3. С целью оптимизации процесса адаптации и деятельности молодых специалистов в экстремальных ситуациях требуется уделить особое внимание психологической подготовке к действиям в нетипичных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

4. С целью подкрепления идеализированного образа сотрудника ОВД видится необходимым проведение лекций, посвященных вопросам ответственности за злоупотребления по службе, превышение должностных полномочий, иных должностных преступлений и дисциплинарных проступков, в которых можно раскрыть правовые последствия таких негативных действий, их возможное влияние на профессиональную деформацию личности сотрудника и его жизненный путь.

5. Психологам ОВД следует проводить индивидуальные и групповые, информационные и обучающие занятия, тренинги, направленные на формирование профессионально важных качеств сотрудников ОВД, чувства долга и ответственности, развитие навыков компетентного, эффективного общения и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Руководителям подразделений ОВД проводить анкетирование и последующий анализ полученных результатов с целью выявления трудностей, встречающихся у молодых специалистов в процессе профессиональной деятельности.

7. В целях повышения качества уровня психологопедагогической подготовленности субъектов, включенных в процесс профессиональной адаптации мо-

лодых специалистов ОВД, необходимо систематически повышать их педагогическое мастерство путем изучения теоретических источников, передового опыта, методической работы в области профессиональной, юридической педагогики и психологии, управления и менеджмента.

Таким образом, можно отметить, что рассмотренный авторами подход к проблеме профессиональной адаптации, с одной стороны, максимально уменьшает возможность ошибок в выборе профессии, неудовлетворенности, разочарований, связанных с началом службы, что создает предпосылки разного рода негативных явлений (пьянства, профессиональной деформации и т. п.), с другой стороны, способствует закреплению на службе сотрудников, сокращает текучесть кадров, улучшает профессиональную подготовку в целом всего личного состава ОВД.

Адаптация призвана, по существу, решать задачи профессиональной и социально-психологической надежности молодого специалиста и сотрудника ОВД в целом.

1 Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. Минск, 1984.

2 Шелепова М. А. Педагогические условия профессиональной адаптации будущих следователей в вузе МВД России : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. С. 52-53.

3 Там же. С. 53.

УДК. 152.27.

СТАНОВЛЕНИЕ «Я» В РАННЕМ ДЕТСТВЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА

И. В. Плаксина

В статье представлен анализ становления «Я» в раннем возрасте, который особенно важен для образования целостной, психологически здоровой личности. В статье раскрыты психологические основания условий формирования личности безопасного типа.

Ключевые слова: раннее детство, становление целостного «Я», здоровое личностное развитие, духовность.

В настоящее время перед обществом стоит задача формирования человека психологически здорового, адекватно действующего в любых обстоятельствах, способного к реализации смысла собственного существования. Очевидно, что решение этой задачи надо начинать с раннего детства.

Несмотря на существование множества подходов к изучению «Я», в психологической литературе мало данных о результатах теоретических и эмпирических исследований в границах раннего возраста. В теории психологии этот возраст однозначно представлен как один самых важных в становлении «Я», так как основные характеристики личности формируются именно в раннем возрас-

те, сохраняясь почти неизменными на протяжении всей последующей жизни индивида.

Существующие в отечественной и зарубежной теории психологии подходы к изучению «Я» описывают становление Я-концепции, самосознания, как правило, после трех лет.

В ходе теоретического анализа стало понятно, что в литературе существует множество названий и определений того, что является предметом нашего исследования, а именно того «Я», которое формируется у ребенка от рождения до трех лет: «Я-эмпирическое», «Я-реальное», «Я-рефлексивное», «эмоционально-оценочное Я», «феноменальное Я», «познающее Я».

В научной литературе практически полностью отсутствуют эмпирические данные о развитии «Я» в младенчестве. Это связано прежде всего с существованием методических трудностей в обнаружении осознанных представлений ребенка о себе как о субъекте своих действий и отношений1.

Одной из задач нашего теоретического исследования был анализ подходов, которые раскрывают особенности становления целостности и идентичности «Я», вне возрастных ограничений со стороны детства. Нас интересовало, в какой момент жизни ребенка начинается становление «Я»; что служит первичной основой обеспечения единства «Я»; какое «Я» является началом формирования «Я-концепции» ребенка; что является движущей силой становления; какую роль в этих процессах играют рефлексивные механизмы; на сознательном или бессознательном уровне проходят изучаемые нами процессы? И главное - что становится причиной становления целостного «Я»?

Рассмотрим различные точки зрения, которые могут пролить свет на процесс становления «Я» и формирование полноценной, психологически здоровой личности, адекватно действующей в изменяющемся мире.

Многие психологи (Э. Эриксон, П. Жане, В. И. Сло-бодчиков, К. Хорни, А. Маслоу и др.) склоняются к тому, что существуют два варианта развития «Я» - здоровый и патологический. В результате здорового варианта развития формируется целостная, организующая себя личность, «Я» которой и является предметом нашего исследования. В результате патологического варианта происходит расщепление «Я» на множество аспектов. Это ведет к функциональным расстройствам психики, депрессии, дезадаптации и другим личностным нарушениям.

В период развития ребенка до трех лет традиционно выделяются две стадии становления «Я». Это осознание собственного существования (организмическая идентичность) - до одного года и осознание себя субъектом деятельности, межличностных взаимоотношений (социальная идентичность) к трем годам.

Однако существует мнение о том, что развитие индивидуальных и социальных тенденций происходит параллельно. Ребенок познает не «мир» и не «самого себя», а свои возможности, которые раскрываются в процессе его взаимодействия с окружающей средой2. Познание своих возможностей «Я могу» проявляется во всех ас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.