Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ИГРОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ИГРОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПОСОБНОСТЬ / ТАЛАНТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / ПОТРЕБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева Кристина Александровна

В период социальной и экономической нестабильности к молодому поколению предъявляются различные требования. Современное общество нуждается в личности, которая мыслит иначе. Также личность должна быть свободна, независима и креативна. Это требует обновления теоретических подходов и практической деятельности по развитию личности ребенка в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ИГРОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ»

УДК 371.8.061

Научная статья

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ИГРОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Фадеева К.А.

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»

(г. Кострома, Россия)

Аннотация. В период социальной и экономической нестабильности к молодому поколению предъявляются различные требования. Современное общество нуждается в личности, которая мыслит иначе. Также личность должна быть свободна, независима и креативна. Это требует обновления теоретических подходов и практической деятельности по развитию личности ребенка в образовательном процессе.

Ключевые слова: самореализация, дополнительное образование, способность, талант, образование, потенциал, потребность.

Для цитирования:

Фадеева, К. А. Психолого-педагогические условия самореализации старшеклассников в игровом взаимодействии /К.А. Фадеева //Наука и реальность. - 2022. - № 3 (11). - С. 14-17.

Самореализация- это термин, который использовался в различных психологических теориях, часто в несколько разных смыслах. Первоначально этот термин был введен теоретиком Куртом Гольдштейном для обозначения стремления полностью реализовать свой потенциал. Примерами самореализации являются выражение творческих способностей, стремление к духовному просветлению, стремление к знаниям и желание принести пользу обществу.

Главная цель образования (в частности школы)- развитие всех врожденных способностей учащегося, ведущих к всестороннему гармоничному развитию его личности, то, какие силы заложены в индивиде, должны достичь полного развития, то, кем он может стать, является результатом образования. Высшей целью образования является достижение полноты жизни, которая возможна при оптимальном использовании потенциала и возможностей человеческого существа. Песталоцци считал, что образование - это естественное гармоничное и прогрессивное развитие врожденных способностей человека [1].

Таким образом, образование помогает человеку стать всем, чем он способен быть. Образование раскрывает то, что находится внутри человека. Оно делает явным истинное назначение образования - достижение поставленных целей путем оптимального использования возможностей и талантов индивида. Сам процесс удовлетворения

потребностей является всеобъемлющим, и удовлетворение потребностей на низшем уровне усиливает или расширяет возможности удовлетворения потребностей на высшем уровне

Более того, для того чтобы иметь какие-то достижения в своей жизни, необходимо иметь представление о своих возможностях, которые можно определить, выяснив свои предпочтения, а также то, что у ребенка получается лучше всего. В этом ему помогает школа, а именно учителя и психологи, а также сверстники.

Свободный выбор заинтересованных сторон, неформальное взаимодействие и отсутствие строгих правил делают дополнительное образование привлекательным для школьниковстарших классов. Оно обладает значительным педагогическим потенциалом и часто является важным фактором при выборе жизненного пути. В процессе можно создать ситуацию успеха для каждого ученика, что положительно влияет на развитие личного достоинства.

Дополнительное образование позволяет сочетать досуг с различными формами учебной деятельности, тем самым решая проблему занятости детей и предотвращая девиантное поведение.

В настоящее время существуют различные подходы к проектированию технологий

' 1 и и и Т/* ^

обучения: информационный, деятельностный, личностно-ориентированный и т.д. Каждый из них характеризуется определенными целями, позицией ученика и учителя в процессе обучения, организационной логикой, процедурами выбора методов обучения и т.д. Многие исследователи отмечают важность создания особенных условий для возникновения интереса к обучению (как эмоционального переживания, удовлетворения познавательных потребностей) и для возникновения самого интереса.

Для того чтобы ученик был реализован в процессе обучения, необходимо, чтобы он осознавал собственные мотивы обучения, так как от уровня осознания зависит проявление интеллектуально-волевой активности ученика и развитие его отношения к обучению. Только наличие достаточно сильных и настойчивых мотивов обучения может создать у ребенка желание учиться и, следовательно, желание развиваться.

Создание деятельности, основанной на мотивации самореализации, явно сопровождается положительным опытом и отношением к тому, что делает ученик. Эта мотивация лежит в основе любой творческой деятельности ребенка и является предпосылкой для развития творческой личности и создания нового продукта в любой сфере деятельности.

Подростковый возраст - самый сложный и трудный период развития личности. В то же время — это самый ответственный период, потому что именно здесь формируются основы морали, социальные установки и отношение к себе, людям и обществу. Основными мотивационными нитями этого возрастного периода, связанными со стремлением к активному личностному развитию, являются самопознание, самовыражение, самооценка и самореализация [2].

В подростковом возрасте у многих учащихся часто происходят серьезные изменения в обучении. 11 класс является критическим в этом отношении, потому что это период, когда, по сравнению с младшими классами, многое меняется в обучении и в подростке: с одной стороны, меняется характер учебного материала и значительно повышаются требования к качеству обучения, с другой стороны, у подростка появляются новые интересы и увлечения.

Основным инструментом для развития самореализации является использование вопросов и заданий, требующих от учащихся активного поиска решений. Это возможно путем организации проблемных ситуаций, в которых учащиеся сталкиваются с трудностями, которые они не могут решить с помощью имеющихся у них знаний. Столкнувшись с трудностями, они убеждаются в необходимости приобретения новых знаний или применения старых знаний в новой ситуации.

Это очень наглядно проявляется в ситуации имитационной игры, где в контексте присутствуют социальные и личностные смыслы. Вместо традиционной цели "запомнить и ответить", целью становится реальное достижение, а процесс обучения приобретает черты конкурентоспособности и сотрудничества. Однако такая игра обязательно должна включать в себя соревнование и конфликт, выполнение заданий и взаимную оценку, анализ результатов. Таким образом, симуляция и игра выявляют скрытые противоречия в жизни, усиливая ситуацию конкуренции не только с окружающими студентами, но и с самим собой. Эта ситуация создает мотивационную сферу, характеризующуюся креативностью, состоянием партнерства личностей, в основе которого лежит диалогичность, а значит, и то, в чем ученик может реализовать себя как личность [3].

Л.С. Выготский в своём труде указывает на то, что подростковый возраст - это, своего рода, комплекс условий, которые максимально предрасполагают к влиянию различных факторов психотравмирующего свойства. Наиболее влиятельными являются поведение родителей (алкоголизм, аморальное поведение, супружеская измена и т.д.), трудности в межличностных отношениях, унизительное отношение родителей к ребенку, отсутствие доверия или пренебрежение интересами ребенка. Сочетание этих факторов ставит под угрозу возможность продолжить самореализацию. Такие условия являются благоприятной почвой для возникновения различных поведенческих расстройств [4].

Для подростков интимно-личностное взаимодействие является ведущим видом деятельности, когда их личность полностью развивается. Усваиваются правила поведения, формируются жизненные цели, идеалы, принципы и установки. Главной положительной чертой этих мероприятий является то, что они моделируют реальные социальные отношения, которые способствуют удовлетворению потребностей подростков и связаны с началом активной жизни в обществе.

Самореализация школьников старших классов понимается как процесс раскрытия личного потенциала и возможностей через творческую деятельность и отношения. Мотивационные, интеллектуально-когнитивные и личностно-деятельностные критерии можно рассматривать как основные критерии и показатели творческого применения

подростков в дополнительном образовании. Исследование, проведенное по данным критериям, показало, что процесс самореализации подростков в учреждениях дополнительного образования проходит более успешно, так как в учреждении присутствуют необходимые психолого-педагогические условия:

- широкий спектр дополнительных общеобразовательных программ и видов деятельности;

- позитивный характер взаимоотношений в рамках образовательной деятельности и комфортность образовательного пространства;

- активные методы и технологии работы с подростками;

- возможность творческой деятельности и презентации собственных достижений [5].

Однако самореализация подростков - это сложный, длительный и непрерывный

процесс, поэтому необходимо найти новые методы работы, которые способствовали бы творческой самореализации подростков в учреждениях дополнительного образования.

Библиографический список

1. Байбородова, Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей / Л.В. Байбородова - Ярославль: Издательство ЯГПИ, 1992. — 215 с.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - Москва: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК»,1995. - 352а

3. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности / В.Е. Клочко. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2015. - 174 с.

4. Маслоу, А. Мотивация и личность. 3-е издание / А. Маслоу. - СанктПтербург: Питер, 2014.- 400 с.

5. Плетнева, И.Ф., Демин, А.Ю. Феномен самоактуализации личности в контексте гуманистической педагогической традиции / И. Ф. Плетнева, А. Ю. Демин // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2013. - Вып. № (21). - Том 1. - С. 74-79.

Фадеева Кристина Александровна, магистрант, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г.Кострома, Россия).

: kristina_fadeeva_98@bk.ru Щербинина Ольга Станиславовна, научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г.Кострома, Россия).

Дата поступления: 23.09.2022

© Фадеева К.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.