Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия самореализации учащихся в системе дополнительного образования'

Психолого-педагогические условия самореализации учащихся в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1397
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / NON-COMPULSORY EDUCATION / SELF REALIZATION / CONDITIONS OF SELF REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умярова Е. Ю.

В качестве одной из целей нынешнего образования выступает формирование навыков самореализации личности. Учитывая общее состояние российской школы, и принимая во внимание приоритетные задачи развития образования, актуальным становится вовлечение детей в систему дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PUPILS' SELF REALIZATION IN THE SYSTEM OF NON-COMPULSORY EDUCATION

One of the main purposes of the school education in Russia nowadays is to form the skills of self-development and self realization of the personality. Taking into account the most important aspects of the educational system, we are definitely aware of the fast that the process of children involving into the system of non-compulsory education is really actual and necessary today.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия самореализации учащихся в системе дополнительного образования»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2009 Е.Ю.Умярова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 23.04.2009

В качестве одной из целей нынешнего образования выступает формирование навыков самореализации личности. Учитывая общее состояние российской школы, и принимая во внимание приоритетные задачи развития образования, актуальным становится вовлечение детей в систему дополнительного образования.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, дополнительное образование, самореализация, потребность, условия самореализации.

В условиях социальных и экономических преобразований современного общества осознание общего состояния российской школы, трудностей и перспектив ее развития, позволило обозначить некоторые факторы, диктующие необходимость разработки новых образовательных технологий и сис-тем1: 1) динамичность социально-экономических условий требует способности гибко перестраивать свою деятельность, проявлять творческие способности и инициативу; 2) отсутствие четко заданной системы этических норм и жизненных ценностей, что влияет на недостаточное развитие у школьников духовной и нравственной сферы сознания; 3) отождествление психического и социального развития школьника с развитием его специальных способностей; 4) необходимость активного и осознанного использования психологических закономерностей развития детей не только при оказании психологической помощи, но и при построении учебных программ, планировании, и организации учебно-воспитательного процесса; 5) Широкий диапазон индивидуальных различий в природных задатках и в готовности к обучению детей; 6) Потеря познавательной активности детьми, проучившимися несколько лет в массовой общеобразовательной школе; 7) Учебно-воспи-тательная ограниченность видов деятельности в общем образовании, обусловленная ориентацией на образовательные стандарты и обуславливающие в свою очередь ограниченность возможностей к широкой индивидуализации и социализации школьников; 8) Поляризация педагогического сообщества на «педагогов пассивных» и на педагогов «инициативных», то есть стремящихся к профессиональной и личностной самореализации.

Необходимо отметить, что приоритетной задачей развития образования становится дифференциация и индивидуализация образовательного процесса, (на-

Умярова Елена Юрьевна, педагог-психолог, соискатель кафедры психологии образования. E-mail: lapka 21@inbox.ru

1 Панов В.И. Психодидактика образовательных систем. -СПб.: 2007. - С. 8 - 11.

правленность на личность школьника и развитие творческого процесса). В качестве одной из целей образования выступает формирование навыков самореализации личности. Мы рассматриваем самореализацию как врожденное стремление и ведущую потребность личности в продуктивном использовании своих задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной и творческой деятельности с пользой для себя и общества в целом. Реализация права личности на самореализацию находит свое воплощение в различных концепциях и теориях образования, в том числе дополнительном. За долгий путь развития дополнительное образование накопило опыт по формированию способностей школьников в различных видах творчества, внесло несомненный вклад в воспитание многих поколений нашей страны. Дополнительное образование как правопреемник внешкольного образования и воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для творческого развития личности ребенка, реализацию его интересов. Ценность дополнительного образования состоит в том, что на протяжении многих лет оно является социальным институтом детства и обеспечивает развитие личности с учетом ее индивидуальных особенностей, интересов, ценностных ориентаций. Дополнительное образование позволяет решать социально значимые проблемы: обеспечение занятости детей, их самореализацию и социальную адаптацию, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений среди детей и подростков. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года дополнительное образование характеризуется «...как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе», как один «.из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи». Сущность дополнительного образования детей определяется как «.мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве,

максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личност-но»2. В связи с этим, можно предположить, что дополнительное образование для детей должно обеспечивать создание условий для проявления творческого потенциала учащихся и их социализации в соответствии с возрастными этапами развития и собственными интересами. А для того в учреждении дополнительного образования (УДО) должна быть создана развивающая образовательная среда. Придерживаясь точки зрения В.И.Панова в вопросе формирования образовательной среды, актуальной является смещение вопроса содержание и методов обучения, по учебным предметам на вопрос создания условий, обеспечивающих проявление и развитие способностей у детей с разным уровнем готовности к обучению.

Важной задачей дополнительного образования является создание таких условий, при которых естественные стремления ребенка, подростка к развитию и самореализации, встречало бы меньше внешних препятствий, а окружающая среда оказывала бы оптимальное влияние для развития его сил и способностей. Для определения таких условий необходимо проанализировать специфику работы учреждения дополнительного образования. В целом для УДО характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, как явные и потенциальные способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса в УДО особые требования. Учебные программы и методы педагогической работы, за небольшим исключением, уже не могут быть строго ориентированы на определенный вид и уровень развития способностей учащихся. Напротив, они должны создавать условия и для развития детей как с проявившимися способностями, так и для проявления способностей у детей, которые еще «не нашли себя», не проявили своих интересов и способностей.

Каким образом построить учебную программу и сам процесс обучения, социализации и самореализации, если речь идет о дополнительном образовании, для которого характерны разная готовность ребенка к обучению, разная мотивация, а так же разные виды и уровни развития способностей и личности. В этом случае на первый план выходит понятие развивающей образовательной среды как необходимого условия для раскрытия и развития творческого потенциал учащихся и педагогов, их способности быть субъектом своего познавательного и личностного развития, а также формирования позитивной «Я-концепции». Для развивающего образования предметом развития выступает психическое развитие учащегося в целом. Оно включает в себя кроме мышления и перцептивную, и эмоциональную, и духовно-нравственную, и телесную сферы психики. В психологическом отно-

2 Концепция модернизации российского образования до 2010

года. - М.: 2002.

шении развивающее образование должно обеспечивать формирование у ученика, и педагога способности быть субъектом своего развития как компонента системы «ученик(и) - учитель». Эта система также должна быть развивающейся потому, что, помимо традиционного субъект-объектного типа взаимодействия, должна иметь субъект-субъек-тный тип взаимодействия, когда каждый компонент становится условием и средством развития другого. Необходимым условием этого является формирование у ученика и у учителя рефлексивного отношения к самому себе.

Проанализировав, все предложенные подходы к выделению условий самореализации и принимая во внимание, что условия неразрывно связаны с учебно-воспитательным процессом в УДО, мы выделили следующие психолого-педагогические условия самореализации:

Создание развивающей творческой среды как особого способа организации взаимодействия всех субъектов процесса самореализации, сочетающей традиционные и развивающие методы обучения и самореализации ребенка. Предметом развития выступает психическое развитие учащегося в целом, а дидактическое содержание используется как средство личностного, художественного и эстетического раз-

3

вития учащегося .

Свобода в выборе творческой деятельности на основе собственных интересов, ценностей и целей. Исходным пунктом при анализе этого условия является утверждение многих авторов, что свобода - это деятельность в соответствии со своими внутренними интересами, потребностями и целями. Исходным пунктом наших рассуждений при анализе этого условия являются утверждения многих авторов, что свобода - это деятельность в соответствии со своим внутренними интересами, потребностями и целями. Деятельность, по мнению Р.Х.Шакурова - это механизм включения человека в систему общественных отношений и факторов его социализации, и свойство преобразования окружающего мира, средства преодоления барьеров, мешающих удовлетворению потребностей. Любая потребность перерастает в действия лишь при одном условии: если удовлетворяющий ее предмет отделен от индивида каким-то барьером, хотя бы пространственным. Если желание удовлетворяется действиями других людей, потребность не вызывает никаких действий, т.к. исчезает сопротивляющийся барьер. Без барьеров нет деятельности. Её структурные компоненты представляют собой не что иное, как психические образование, возникающие с участием барьеров и обеспечивающие их преодоление. Получить доступ к привлекательным ценностям, в том числе производя их самому - вот подлинная цель деятеля. Иными словами, цель - это запланированный результат деятельности, выражающий в получении доступа к ценностям, необходимым для

3 Панов В.И. Психодидактика образовательных систем.... - С. 259 - 261.

удовлетворения потребностей субъекта4. Одним из элементов условий деятельности, по мнению Р.Х.Шакурова, является барьер. Он рассматривается автором как объект познания, значение которого надо оценить. После оценки условия, мешающего достижению цели, превращается в барьер. Когда субъект принимает решение преодолеть барьер, возникает задача - выполнить необходимые для этого действия. Деятельность в рамках учебно-воспитательного процесса - художественно-творческая деятельность, построенная на определенных ценностях и эмоциональных переживаниях.

Рассмотрим следующее условие: Социальная значимость и активность. С педагогической точки зрения, социальная активность рассматривается в качестве готовности к деятельности, заинтересованности, осознания ее собственной значимости, умения действовать, проявлять самостоятельность, инициативу и активность. Мы придерживаемся точки зрения О.В.Лишина, который полагает, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью становится групповая деятельность, которой по необходимости свойственны демонстративность, ориентация на внешнего зрителя, насыщенность общением. При определенных условиях в систему педагогической организованной деятельности могут войти и занятия искусством в целом, при условии, что эти виды деятельности будут сопровождаться высокой мотивацией самоутверждения, ориентацией на референтную группу, удовлетворенностью процессом деятельности, таким образом, способствуя процессу самореализации5. Специфическая роль искусства отмечалась Л.С.Выготским, который считал, что именно посредством искусства самые интимные сферы личности вовлекаются в процесс осуществления общественных целей и задач. Поскольку искусство - своеобразная модель человеческой культуры, то приобщение к художественным ценностям, способствует развитию потребности в активной деятельности по законам красоты6. И это последнее, особенно важным представляется в подростковом возрасте, когда на первый план выступает потребность в практическом действии. Эта потребность в практическом действии, и активно - творческом отношении к жизни наиболее полно реализуется в художественно-творческой деятельности школьников. Вовлечение ученика в систему социальных связей - это и есть включение в систему отношений, которые согласно В.Н.Мя-сищеву, представляют собой целостную систему индивидуальных, сознательных и избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности»7. Принципиально важно отметить, что

4 Шакуров Р.Х. Личность: психогенез и воспитание. - Казань: 2003. - С. 23 - 28.

5 Лишин О.В. Смысловой конструкт в личностном становлении подростков и юношей // Мир психологии. - 2002. - №1. -С. 83 - 107.

6 Выготский Л.С. Психология искусства. З-е изд. - М.: 1987.

7Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.; Воронеж: 1995.

- С. 356.

ведущим механизмом включения учащихся в отношения является собственная сознательность и целенаправленная деятельность личности, т.е. социальная активность.

Рефлексивная направленность педагогического процесса, включающая рефлексивную деятельность, как учителя, так и ученика, основанную на выработке собственного мировоззрения, реализации своего собственного способа жизни и ответственности за свою субъективность. Исходным пунктом наших рассуждений при выделении этого психолого-педагогического условия самореализации учащихся является утверждение С.Л.Рубинштейна, что «рефлексия выступает как внутренне условие, включенное в общий эффект, определяемый закономерным соотнесением внешних и внутренних условий, а свобода, рассматриваемая как одно из важнейших внешних условий самореализации, предполагает так же наличие рефлексии»8. Рефлексия - своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, содержанием которого является субъективные воспроизведения внутреннего мира партнера по взаимодействию. Переход к развивающему образованию требует от педагогов осознанного рефлексивного понимания того, на какие психологические закономерности и особенности развития школьника они опираются при проектировании своей поурочной работы и при создании авторских программ, построенных на осознанном использовании психологических оснований обучения и развития учащихся. Однако принципы рефлексивной направленности педагогического процесса предполагает не только рефлексивную деятельность учителя, но и рефлексивную деятельность ученика, основанную на выработке собственного мировоззрения, определении и реализации своего собственного способа жизни и ответственности за свою субъективность9.

Как одно из психолого-педагогических условий самореализации нами было выделено формирование положительного образа «Я». Основная цель развития положительной «Я» концепции помочь учащемуся самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения. Принимая во внимание утверждение К.Род-жерса, существуют три необходимых и достаточных условия личностных изменений: 1) эм-патия; 2) безусловное позитивное отношение к другому; 3) искренность и неподдельность в отношении

10 тэ

с ним . В конечном итоге, основная цель развития положительной «Я-концепции» заключается в том, чтобы помочь ребенку самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения. Этой цели модно добиться наилучшим образом, развивая у ребенка специфические навыки, дающие ему уверенность в том, что он уникален, умственно способен к усвоению знаний и к разнообразным достижениям. Большинство людей действуют по заранее заданным программам, схемам, шаблонам. Такая «запрограммированность» поведения приводит к переживанию

8 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: 1976.

бессмысленности своего существования, негативному самовосприятию, переживанию протеста против требований общества. Эти переживания связаны с тем, что человек не может позволить выразить себя. Для преодоления стереотипности восприятия, мышления и поведения наиболее эффективными являются традиционные лекционные и семинарские занятия, а также проведение психологических тренингов. Для достижения этой цели необходимо развивать специфические навыки, дающие ребенку уверенность в своей уникальности.

Формирования потребности и установки на личностное развитие и преодоление барьеров. Одна из главных потребностей человека - потребность в самореализации. Специфика потребностей (устремлений) в том, что они имеют эмоционально-волевой характер и легко возникают на основе приятных чувств. Они ориентированы на обладание той ценностью, которая удалена от субъекта определенным

барьером - временным, пространственным и другим. Эти барьеры различаются по степени актуальности. При успешной деятельности - успешном преодолении барьера - появляется позитивная энергия и на-оборот11. Адекватной формой удовлетворения потребностей являются культурно выработанные средства, потребность в практическом действии реализуется в художественно-творческой деятельности учащихся УДО. Таким образом, выделенные нами психолого-педагогические условия на наш взгляд способствуют самореализации учащихся в системе дополнительного образования.

9Панов В.И. Психодидактика образовательных систем... - С. 253 - 258. - С.263 - 268.

10 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.

- М.: 1994.11 ШакуровРХ. Личность: психогенез и воспитание.

- Казань: 2003.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PUPILS' SELF REALIZATION IN THE SYSTEM OF NON-COMPULSORY EDUCATION

©2009 EY.Umyarova°

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

One of the main purposes of the school education in Russia nowadays is to form the skills of self-development and self realization of the personality. Taking into account the most important aspects of the educational system, we are definitely aware of the fast that the process of children involving into the system of non-compulsory education is really actual and necessary today.

Key words: Psychological and pedagogical conditions, non-compulsory education, self realization, conditions of self realization.

o

Umyarova Elena Yuryevna, Teacher-psychologist, Degree-seeker student of the Educational psychology department. E-mail: lapka 21@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.