педагогические Карпушкина Наталья Викторовна, Золотова Ирина Сергеевна, Шустова Эльвира Львовна
науки ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ...
УДК 372.881.1
DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0024
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
© 2020
SPIN-код: 8924-9148
AuthorlD: 379295
Карпушкина Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Специальная педагогика и психология» Золотова Ирина Сергеевна, магистрант кафедры «Специальная педагогика и психология» Нижегородский государственный педагогический университет (603022, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Шустова Эльвира Львовна, заведующий Детский сад № 49 «Светлячок» (603122, Россия, Нижний Новгород, улица В. Шишкова, д.7, корп. 5, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей восприятия старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Рассматриваются особенности развития восприятия в его основных модальностях, его специфика в зависимости от возрастных и типологических особенностей детей на протяжении старшего дошкольного возраста. Сравнительный анализ осуществлялся в двух подгруппах: старшие дошкольники с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи. Были обнаружены как общевозрастные, так и специфические, связанные со структурой дефекта, особенности зрительного, слухового и осязательного восприятия дошкольников. Было доказано единство общевозрастных и специфических особенностей развития познавательных процессов у старших дошкольников с нормальным развитием речи и с общим недоразвитием речи. В то же время, со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи необходимо проводить коррекционную работу для исправления недостатков восприятия. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента, направленная на комплексное сопровождение развития восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Психокоррекционная программа включала два блока - работу с подростками и занятий, направленных на работу со специалистами психолого- педагогического профиля. Основной технологией для коррекционной работы стала игровая терапия. Разработанная нами программа доказала свою эффективность. Показатели зрительного, слухового, осязательного восприятия в группе старших дошкольников с общим недоразвитием речи обнаружили тенденции качественно- количественных изменений.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, восприятие, дети старшего дошкольного возраста, зрительное восприятие, тактильное восприятие, слуховое восприятие, коррекция, психолого- педагогическое сопровождение.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PERCEPTION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH
© 2020
Karpushkina Natalya Viktorovna, candidate of psychological Sciences, associate professor, professor of the department of "Special pedagogics and psychology" Zolotova Irina Sergeevna, master's student of the Department of Special pedagogy and psychology Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603022, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov street, 1, e-mail: [email protected])
Shustova Elvira Lvovna, head Kindergarten № 49 «Glowworm» (603122, Russia, Nizhny Novgorod, V. Shishkov street, 7, korp. 5, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the study of the features of perception of older preschoolers with General underdevelopment of speech in comparison with their normally developing peers. The features of perception development in its main modalities, its specificity depending on age and typological features of children during the senior preschool age are considered. The comparative analysis was carried out in two subgroups: older preschoolers with normal speech development and General underdevelopment of speech. Both age-wide and specific features of visual, auditory and tactile perception of preschool children related to the structure of the defect were found. It was proved the unity of age-wide and specific features of the development of cognitive processes in older preschoolers with normal speech development and General underdevelopment of speech. At the same time, with older preschoolers with General underdevelopment of speech, it is necessary to carry out corrective work to correct the shortcomings of perception. On the basis of the results of the ascertaining experiment, a program of the formative experiment was developed and tested, aimed at complex support of the development of perception in older preschoolers with General underdevelopment of speech. Psychocorrection program included two blocks-work with teenagers and classes aimed at working with specialists of psychological and pedagogical profile. The main technology for corrective work was game therapy. The program developed by us has proved its effectiveness. Indicators of visual, auditory, tactile perception in the group of older preschoolers with General underdevelopment of speech revealed trends in qualitative and quantitative changes.
Keywords: general underdevelopment of speech, perception, preschool children, visual perception, tactile perception, auditory perception, correction, psychological and pedagogical support.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В настоящее время система коррекционно-развива-ющего обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) находится в центре внимания специалистов. Исследователи, которые работают с детьми и подростками с ОВЗ считают, что развитие нужно начинать как можно раньше. Это объясняется
тем, что ранние этапы детства- это периоды интенсивного физического, психологического и нравственного развития [1, 2, 3]. У детей с ограниченными возможностями здоровья возрастная динамика значительно снижена, к ним относятся дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У них может проявляться отставание в развитии основных качеств восприятия, дети могут быть невнимательны, имеют трудности речевого опосредования.
Karpushkina Natalya Viktorovna, Zolotova Irina Sergeevna, Shustova Elvira Lvovna
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PERCEPTION ..
pedagogical sciences
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Особенности восприятия детей с нарушениями речи, факторов его формирования рассматриваются в некоторых исследованиях по специальной педагогике и психологии [1, 2, 5, 6, 7,8].
В то же время, исследований, посвященных формированию основных модальностей восприятия у старших дошкольников с ОНР [5-12], крайне недостаточно. В специальной педагогике и психологии также практически нет работ, рассматривающих вопросы комплексного сопровождения развития восприятия у детей данной категории на протяжении дошкольного возраста.
Таким образом, проблема комплексного сопровождения развития восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является весьма актуальной.
Формирование целей статьи (постановка задания)
Цель исследования: изучить особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, разработать и апробировать программу комплексной коррекции восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Основу нашей диагностической экспериментальной программы составили:
1. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»^];
2. Методика «Узнавание неречевых звуков»[6];
3. Методика «Чудесный мешочек»[7];
4. Анкета для психолога, логопеда, воспитателя для наблюдения и оценки развития восприятия [8].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В ходе проведения экспериментального исследования нами были выделены следующие особенности восприятия у старших дошкольников с ОНР:
1. Зрительное восприятие развивается медленно. В течение длительного периода оно остается на более низком уровне, чем у сверстников с нормальным речевым развитием.
2. Для дошкольников с ОНР характерен более низкий уровень слухового восприятия. Ребенок с нарушениями речи испытывает трудности в узнавании неречевых звуков, у него есть нарушения слухового внимания, сложности дифференциации бытовых шумов, звуков речи, анализа ритмических структур.
3. Дети с речевыми нарушениями используют элементарные виды ориентировки. Это является следствием недоразвития перцептивного действия, так как дети без речевых нарушений используют зрительное соотнесение [9-24].
Обнаруженные особенности восприятия требуют организации комплексного воздействия по его коррекции. Нами была разработана программа психолого- педагогической коррекции восприятия у старших дошкольников с ОНР.
Цель: коррекция основных модальностей восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
Для достижения данных целей нужно решить следующие задачи:
1. Развитие зрительно - пространственных представлений.
2. Развитие слухового восприятия.
3. Развитие тактильного восприятия.
В реализации программы участвовали психолог, логопед, воспитатель. У каждого специалиста предусмотрен блок занятий, направленный на коррекцию восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Программа осуществлялась по следующим направлениям:
1. Развитие у ребенка с общим недоразвитием речи целостного образа предмета.
Целью данного направления является восприятие
целостного образа предмета.
2. Развитие сенсорных эталонов формы.
Необходимо сформировать у ребенка сенсорные эталоны.
3. Развитие зрительно — пространственных представлений.
Необходимо сформировать у ребенка зрительно -пространственную ориентировку.
4. Соотнесение зрительного образа предмета со словом.
Научить ребенка соотносить воспринимаемый зрительный образ предмета со словом - это основная цель данного направления.
Направление реализуется в каждом задании из нашей программы, так как все задания сопровождаются речью.
5. Узнавание неречевых звуков.
Научить ребенка узнавать и различать неречевые звуки - это основная цель данного направления.
6. Дифференциация фонем родного языка.
Цель: развитие способности различать фонемы родного языка.
7. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Научить ребенка с ОНР элементарному звуковому анализу- это основная цель данного направления.
8. Развитие тактильного восприятия.
Цель: формирование у детей тактильное восприятие.
Для оценки эффективности предложенной программы нами было проведено повторное диагностическое исследование.
В исследовании принимали участие 30 детей. Испытуемыми стали 15 детей с общим недоразвитием речи, с которыми проводились занятия по развития восприятия (ЭГ), и 15 детей с речевыми нарушениями (КГ).
Представим анализ результатов диагностического исследования.
Проанализируем результаты исследования по методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (см. рисунок 1).
100% 77% Задание 1
50% -40% 20% 60% 40% В ■ экспериментальная группа
■ 0% 0% ■ контрольная группа
высокий yp средний yp низкий yp
Рисунок 1- Анализ диагностики сформированности зрительного восприятия в ЭГ и КГ
Сравнительный анализ результатов по методике показал, что результаты дошкольников экспериментальной группы (ЭГ) улучшились. У 60% детей обнаружен высокий уровень зрительного восприятия, у 40% детей-средний уровень. Дети из КГ справились с заданием хуже. Высокого уровня достигли 33% детей, а среднего-77%. Благодаря критерию Фишера мы видим, что детей, которые справились с заданием больше в 1 группе (ЭГ) - 9 человек (60%). Всего 5 человек (33.3%) из 2 группы (КГ) справились с заданием.
Показатели участников экспериментальной группы стали намного выше. Дети, которые были в контрольной группе, справились с заданием, но их результаты немного хуже, чем у старших дошкольников из экспериментальной группы. Детям из КГ требовалось больше времени на выполнение задания, они допускали больше ошибок.
Сравнивая результаты констатирующего и формирующего эксперимента, можно увидеть, что у детей ЭГ после формирования преобладают высокий (60%) и средний (40%) уровни зрительного восприятия. До формирования мы наблюдали у детей из ЭГ средний (44%) и низкий (40%) уровень, лишь 16% имели высокий уро-
педагогические науки
Карпушкина Наталья Викторовна, Золотова Ирина Сергеевна, Шустова Эльвира Львовна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ...
вень сформированности восприятия.
Проанализируем результаты исследования по методике «Узнавание неречевых звуков» (см. рисунок
2).
■ экспериментальная группа
■ контрольная группа
Рисунок 2 - Анализ диагностики сформированности слухового восприятия в ЭГ и КГ
Сравнительный анализ результатов по методике показал, что у детей из ЭГ после формирующего эксперимента появилась положительная динамика. В ЭГ преобладает высокий уровень слухового восприятия (80% детей). 7% старших дошкольников имеют низкий уровень. Дети меньше ошибались, быстрее отвечали, были более внимательными. Дети из КГ справились с заданием хуже, но также наблюдается положительная динамика. Высокого уровня достигли 27% детей, а среднего- 67%. И только 6% старших дошкольников с ОНР обнаружили низкий уровень. Благодаря критерию Фишера мы видим, что детей, которые справились с заданием больше в 1 группе (ЭГ) - 12 человек (85.7%). Всего 4 человек из 2 группы (КГ) справились с заданием.
Показатели участников экспериментальной группы стали заметно выше, а дети из контрольной группы также справились с заданием, но их результаты хуже, чем у старших дошкольников экспериментальной группы. Детям из КГ требовалось больше времени на выполнение задания, они допускали больше ошибок.
Сравнивая результаты констатирующего и формирующего эксперимента, можно увидеть, что у детей ЭГ после формирования восприятия наблюдается высокий (80%) и средний (13%) уровни. До формирования мы наблюдали у детей из ЭГ средний (53%) и низкий (27%) уровни, лишь 20% имели высокий уровень сформиро-ванности слухового восприятия. Мы наглядно увидели скачок показателей, что положительно влияет на коррекцию восприятия у детей с ОНР.
Проанализируем результаты исследования по методике «Чудесный мешочек» (см. рисунок 3).
100К 8Ж 73« 67% Задание 3
60К
Л« ■ ■ экспериментальная группа
20М ■ 13% ?0%щ ■ контрольная группа 7%
высокий ур средний ур низкий ур
Рисунок 3 - Анализ диагностики сформированности тактильного восприятия в ЭГ и КГ
Сравнительный анализ результатов показал, что в ЭГ преобладает высокий уровень тактильного восприятия (73% детей). Так же выражен и средний уровень (20% детей). Только 7% детей продемонстрировали низкий уровень сформированности тактильного восприятия. Дети из КГ показали положительную динамику. Высокого уровня достигли 13% детей, а среднего- 67%. Благодаря критерию Фишера мы видим, что детей, которые справились с заданием больше в 1 группе (ЭГ) - 11 человек. Всего 2 человек из 2 группы (КГ) справились с заданием.
Сравнивая результаты констатирующего и формирующего эксперимента, можно увидеть, что у детей из ЭГ после формирования преобладают высокий (73%) и средний (20%) уровни. До формирования мы наблюдали у детей из ЭГ средний (50%) и низкий (33%) уровни,
лишь 17% имели высокий уровень сформированности тактильного восприятия. Мы наглядно увидели скачок показателей, что положительно влияет на коррекцию восприятия у детей с ОНР.
Представим результаты анкетирования логопеда, воспитателя и психолога.
Благодаря анкетам мы видим, что дети с общим недоразвитием речи,с которыми проводили занятия по развитию восприятия, имеют показатели выше, чем у детей с общим недоразвитием речи, с которыми дополнительно не велась работа.
Можно заметить, что у детей из экспериментальной группы теперь преобладает 4 и 5 уровни развития восприятия. Мы видим большой скачок, так как при констатирующем эксперименте преобладал 3 уровень.
После проведения занятий по развитию процесса восприятия дети стали лучше справляться с заданиями. Дети справляются с заданиями самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.
Остался небольшой процент старших дошкольников с ОНР, которые еще нуждаются в умеренной помощи взрослого.
Можно заметить, что дети стали различать основные геометрические фигуры, им стало легче классифицировать объекты по форме, по цвету. Слуховое восприятие достигло 4 уровня развития у 44% детей. И 36% детей обнаружили 5 уровень развития слухового восприятия.
Дети из экспериментальной группы улучшили свои результаты. Они стали лучше дифференцировать неречевые звуки, передавать заданный ритм, определять источник звука.
У старших дошкольников с общим недоразвитием речи, с которыми не проводили дополнительные занятия по развитию восприятия, наблюдается 3 и 4 уровни развития восприятия. Третий уровень говорит нам о том, ребенок нуждается в помощи взрослого. У детей, которые продемонстрировали 4 уровень развития восприятия, знания имеются, но не всегда применяются в практике. 3 уровень зрительного восприятия имеют 75% детей из контрольной группы. Слуховое восприятие достигает 3 уровня у 36% детей и 4 уровень у 61% детей из контрольной группы.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Сравнивая результаты констатирующего и формирующего экспериментов, можно отметить скачок качественно- количественных показателей, что положительно влияет на коррекцию восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
Полученные результаты экспериментального исследования показали, что у изучаемой категории старших дошкольников отмечается низкий уровень развития восприятия в отличие от их сверстников, которые не имеют каких-либо нарушений. При выполнении диагностических заданий дети с общим недоразвитием речи испытывали трудности в выполнении заданий. Они допускали много ошибок. Им требовалось больше времени на выполнение заданий.
Результаты, которые были получены после первого этапа эксперимента позволили теоретически обосновать и методически разработать программу комплексного сопровождения развития восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. Взаимодействие всех педагогов дошкольного учреждения, родителей определило эффективность работы по данному направлению, и помогло решить поставленные задачи [15, 19].
Развитие всех компонентов восприятия осуществлялось с учетом особенности детей с ОНР, что позволяло обеспечить последовательность и систематичность формирования данных навыков.
Контрольный эксперимент дал возможность проследить динамику развития восприятия и оценить эффективность разработанной программы.
Karpushkina Natalya Viktorovna, Zolotova Irina Sergeevna, Shustova Elvira Lvovna
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PERCEPTION ..
pedagogical sciences
Таким образом, мы изучили особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и доказали эффективность программы комплексного сопровождения развития восприятия у этой категории детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зееман А.В. Расстройства речи. -М.: Изд. медицинской литературы, 1962. 299 с.
2. ЖинкинН.И. Нарушенияречи.М.:Изд. АПН РСФСР, 1958. 370с
3. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях. М: Институт общегуманитарных исследований. 2007. 128 с.
4. Исследования по психологии восприятия / Отв. ред. С.Л. Рубинштейн. Л.: Изд. АН СССР, 1948. 432 с.
5. Карпушкина Н.В., Гунько О.А. Особенности восприятия детей раннего возраста с задержкой речевого развития//Современные проблемы науки и образования. - 2018- вып. 60, Ч.1. - С.444- 449.
6. Карпушкина Н.В, Золотова И.С. Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи// Современные проблемы науки и образования. - 2019- Вып. 63, Ч.4. - С. 288-291.
7. Карпушкина Н.В, Конева И.А., Шустова Э.Л. Развитие восприятия у детей раннего возраста с задержкой речевого развития средствами изобразительной деятельности// Современные проблемы науки и образования. - 2018- Вып. 61, Ч.4.- С. 475- 480.
8. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Особенности психологической готовности к школе у старших дошкольников с задержкой психического развития//Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018- вып. 4 (25). - С. 28- 36.
9. Немов Р.С. Учебное пособие: Психология. Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 496 с.
10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. СПб., 2001. 240 с.
11. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада /Под ред. Г.А. Урунтаевой. М.: Просвещение: Владос, 1995. 291 с.
12. Основы психодиагностики. Познавательные процессы: Учеб.-метод. пособие/ О.Е. Антипенко. Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2004. 130с
13. Восприятие и действие / Под ред. А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1967.322 с.
14. Восприятие. Механизмы и модели /Под ред. Н.Ю. Алексеенко. М.: «Мир», 1974. 366 с.
15. Ананьев Б.Г. Восприятие как феномен индивидуального развития человека // Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. - С. 323 - 333.
16. Психология детей. Учебник. Под редакцией А.А. Реана СПб., 2003. 368 с.
17. Кузнецова Л.Е. Как составить психолого-педагогическую характеристику дошкольника? Методические материалы. Под ред. Дружининой В.Н., Рябовой О. А. Карпогоры, 2018. 52 с.
18. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. 366 с.
19. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. 256 с.
20. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения: комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошк. возраста с тяжелыми нарушениями речи. СПб.: Детство-Пресс, 1999. 63 с.
21. Григорьева Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия //Дефектология. 2000. № 3.
22. Николаева Е.А. Влияние профиля латеральной организации мозга на усвоение орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 162-165.
23. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Изд-во APT ЛТД, 1999. 320 с.
24. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: СОЮЗ, 2001. 222 с.
Статья поступила в редакцию 07.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020