Научная статья на тему 'Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи'

Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3054
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / PROCESS PERCEPTION / DELAYED SPEECH DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Золотова Ирина Сергеевна

В статье рассматривается проблема развития восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. Дети с нормальным речевым развитием в конце дошкольного периода имеют богатый словарный запас, овладевают звуковой стороной речи, умеют грамматически правильно выстраивать предложения. Дети с нарушениями речи часто обнаруживают недостатки познавательной сферы, в том числе и восприятия. Исследование показало, что реализация программы коррекционно-развивающих занятий, разработанных на основе результатов исследования, способствуют развитию восприятия у детей с ОНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of perception in children of preschool age with ONR

This article discusses the problem of perception in preschool children with General underdevelopment of speech. In the preschool period develops not only cognitive sphere, but also speech. Not all children this process is the same. Children with normal speech development at the end of the preschool period have a rich vocabulary, master the sound side of speech, and know how to build grammatically correct sentences. But there are children who have impaired speech development and it affect the cognitive sphere, including the development of perception. The study showed that the system of correctional and developmental activities, developed on the basis of the results of the study, contributed to the development of perception.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Выводы. Как видно из результатов исследования, уровень тревожности и индекс агрессивности повышены у подростков, состоящих на внутришкольном учете. Результаты проведенного исследования показали, что у 19 детей из внутри школьного учета (ВШУ), выявлен высокий уровень тревоги у 42% учащихся. Данный достаточно высокий уровень тревоги у учащихся - одна из особенностей подросткового возраста, что подтверждается полученными показателями самооценочной и межличностной тревожности.

Также, повышенный уровень агрессии выявлен у 42% учащихся - вербальная агрессия. Данная шкала агрессии - выражает негативные чувства как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

По результатам исследования были разработаны следующие рекомендации:

1. Классным руководителям взять во внимании учащихся с высоким уровнем тревожности и агрессии, иметь в виду то, что длительная устойчивая тревожность может провести к вегетативным, неврозоподобным и психическим нарушениям. Личностная тревожность и депрессия как одни из социокультурных особенностей личности является одним из факторов суицидального риска. При работе с данной категорией подростков рекомендуется организовать индивидуальный подход. Организовать индивидуальные собеседования, вести наблюдения за психоэмоциональным состоянием детей. Вести профилактическую работу по плану работы «группа риска».

2. Родителям детей данной категории рекомендуется пройти консультации у школьного психолога. Родителям уделять детям особое внимание, заботу, теплоту, любовь, установить с ребенком доверительные, близкие отношения.

3. Учащимся рекомендуется пройти психологическое консультирование, тренинги для снятия психоэмоционального состояния, тренинги по формированию навыков саморегуляции.

Таким образом, анализируя план работы с подростками «группы риска», можно сделать вывод, что данная профилактическая работа способствует предупреждению нарушений социальных норм среди обучающихся. Рекомендуется проводить с обучающимися систематическую, постоянную, содержательную, целенаправленную работу.

Литература:

1. Бурмистрова Е.А. Взрослеем с подростком: воспитание родителей / Изд.2-е. - М.: ДАРЪ, 2019. - с. 352.

2. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы. - СПБ.: 2019. - с. 278.

3. Индивидуальное сопровождение детей «группа риска»: экспериментально-исследовательская деятельность, коррекционно-развивающие занятия, картотека игр / авт.сост. Г.М.Татарникова, И.И.Вепрева, Т.Т.Кириченко. - Волгоград: Учитель 2016. - с. 229.

4. Мартынова Т.Ф., Павлова Л.Е. Психологическая помощь детям, оказавшимися в кризисной ситуации: метод. рекомендации для родителей / М-во образования РС (Я), Респ. центр психол.-мед.-соц. сопровождения. - Якутск, 2004. - с. 184

5. Оконешникова А.П. Норуот уйул5ата - иитэр улэ тириэ5э / МО РС (Я), Изд-во ИПКРО. - Якутск, 1996. - с. 95

6. Семенова Н.Б., Раменская Т.П., Купреева А.Е. Укрепление психического здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях РС (Я) / метод. рекомендации. - Красноярск, 2013. - с. 190

Психология

УДК 378.15

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Золотова Ирина Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи. Дети с нормальным речевым развитием в конце дошкольного периода имеют богатый словарный запас, овладевают звуковой стороной речи, умеют грамматически правильно выстраивать предложения. Дети с нарушениями речи часто обнаруживают недостатки познавательной сферы, в том числе и восприятия. Исследование показало, что реализация программы коррекционно-развивающих занятий, разработанных на основе результатов исследования, способствуют развитию восприятия у детей с ОНР.

Ключевые слова: восприятие, общее недоразвитие речи.

Annоtation. This article discusses the problem of perception in preschool children with General underdevelopment of speech. In the preschool period develops not only cognitive sphere, but also speech. Not all children this process is the same. Children with normal speech development at the end of the preschool period have a rich vocabulary, master the sound side of speech, and know how to build grammatically correct sentences. But there are children who have impaired speech development and it affect the cognitive sphere, including the development of perception. The study showed that the system of correctional and developmental activities, developed on the basis of the results of the study, contributed to the development of perception.

Keywords: process perception, delayed speech development.

Введение. Актуальность исследования. В настоящее время во всем мире приковано внимание к системе коррекционно-развивающего обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [1]. Многие психологи и педагоги считают, что развитие нужно начинать как можно раньше. Это не случайно, так как известно, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного физического, психологического и нравственного развития [3, 5].

Целью исследования является оптимальный подбор методик позволяющих определить особенности восприятия у детей с общим недоразвитием речи и нормой речевого развития.

Исходя из цели, нами были определены следующие задачи:

1. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение особенностей восприятия у детей с общим недоразвитием речи и их сверстников без нарушения речи.

2. Провести экспериментальное исследование особенностей восприятия у детей с ОНР и их сверстников без нарушения речи.

3. Провести качественный и количественный анализ полученных данных.

Исследование проводилось в МБДОУ «Дружба» в Автозаводском районе г.Нижнего Новгорода. В эксперименте участвовало 60 детей.

Возраст детей: 4-5 лет.

Экспериментальная группа (ЭГ) - 30 человек с нарушением речевого развития (ОНР);

Контрольная группа (КГ) - 30 человек с нормальным речевым развитием.

Мы подобрали следующие методики для изучения морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста:

1. Методика на исследование зрительного восприятия ребенка «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (модифицированный материал методики Р.С. Немова) [4];

2. Методика на исследование слухового восприятия «Узнавание неречевых звуков» (модифицированный вариант методики развития фонематического восприятия Т. А. Ткаченко) [6];

3. Методика на исследования тактильного восприятия «Чудесный мешочек» (модифицированный вариант методики Марии Монтессори) [2].

Анализ результатов исследования особенностей восприятия у детей с ОНР и их сверстников без нарушения речи.

Анализ выполненного исследования позволил получить представления об особенностях восприятия детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

1. Проанализируем результаты исследования методики на исследование зрительного восприятия и представим количественный и качественный анализ результатов (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Анализ диагностики сформированности зрительного восприятия в ЭГ

Из рисунка 1 можно сделать вывод, что по результатам первого задания у детей из КГ уровень подготовки выше, чем у детей в ЭГ.

Проанализировав ответы детей из ЭГ, мы получили, что дети узнают не все предлагаемые предметы, а только знакомые, которые часто встречаются в быту. Только 16% детей с речевыми нарушениями назвали все предметы, представленные на рисунке, а также меньше всех затратили времени на выполнение задания, поэтому и получили высокий уровень развития зрительного восприятия. У многих детей возникла проблема узнавания кувшина и грабли, это свидетельствует о малом словарном запасе детей. Некоторые дети называли предметы, которых нет на картинке. 20% детей не назвали ножницы, заменили их ножом.

Трудно было различить детям кисть. Были замены на иглу и палку.

Детям из КГ понадобилось меньше времени на выполнение задания. 50% детей не назвали кувшин, заменили это слово на вазу.

Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что дети с общим недоразвитием речи воспринимали образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивалось время принятия решения, дети не были уверены в правильности своих ответов, отмечались ошибки опознания.

2. Проанализируем результаты исследования методики на слуховое восприятие и представим количественный и качественный анализ результатов (см. Рисунок 2).

Рисунок 2. Анализ диагностики сформированности слухового восприятия в ЭГ

Из рисунка 2 можно сделать вывод, что по результатам второго задания у детей из КГ уровень подготовки выше, чем у детей в ЭГ. Проанализировав ответы детей из ЭГ, мы получили, что у 20% испытуемых с речевой патологией не возникают трудности с выполнением задания. У остальных детей возникали сложности на распознание мелодии, как мурлычет кошка ( многие из них подумали, что это рычит собака, один услышал стрекотание кузнечика, 1 ничего не назвал).

Не удалось детям распознать звук переливания воды, ответов не прозвучало.

Детям из КГ понадобилось меньше времени на выполнение задания. Испытуемые отвечали быстро, но были трудности с опознаванием мелодии, где мурлычет кошка. Дети подумали, что это рычит собака.

В целом задание на распознание неречевых звуков для детей, посещающих логопедическую группу, оказалось не простым, для определения мелодий затрачивалось много времени. Можем говорить о том, что у детей с ОНР слуховые представления сформированы не полностью, отмечается нарушение слухового внимания.

3. Проанализируем результаты исследования методики на тактильное восприятие и представим количественный и качественный анализ результатов (см. Рисунок 3).

Рисунок 3. Анализ диагностики сформированности тактильного восприятия в ЭГ

Из рисунка 3 можно сделать вывод, что по результатам третьего задания у детей из КГ уровень подготовки выше, чем у детей в ЭГ. При выполнении заданий по данной методики, мы выяснили, что у детей с ОНР трудности возникали при нахождении похожих предметов. На выполнение задания уходило много времени, 5 детей не назвали большое количество предметов.

Детям из КГ понадобилось меньше времени на выполнение задания. Возникли трудности в распознании похожих предметов. Дети путали яблоко и апельсин.

Можем сделать вывод о том, что тактильная сфера дошкольников с ОНР развита слабо, отмечаются явные нарушения.

Таким образом, дети с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень развития зрительного, слухового и тактильного восприятия, так как дети допускают в этих заданиях много ошибок.

Выводы:

1. Проанализировав полученные данные по исследованию восприятия детей, мы пришли к выводу о том, что для детей с нарушением речи характерен более низкий уровень развития восприятия, чем у детей с нормальным уровнем речевого развития.

2. Исследование зрительного восприятия позволяет говорить о том, что дети с общим недоразвитием речи воспринимали образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивалось время принятия решения, дети не были уверены в правильности своих ответов, отмечались ошибки опознания.

3. У детей с ОНР слуховые представления сформированы не полностью,отмечается нарушение слухового внимания. Задание на распознаниенеречевых звуков для детей, посещающих логопедическую группу, оказалось не простым, для определения звуков затрачивалось много времени.

4. У детей с ОНР степень развития тактильного восприятия оказалась сформировано не полностью, отмечаются определенные нарушения. Дети часто путали похожие предметы.

Литература:

1. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Новые подходы к аттестации студентов в условиях модернизации высшего образования // Вестник Мининского университета, 2016 - №2.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2004. - 583 с.

3. Монтессори М. Дети - другие. - М., 2004. - 336 с.

4. Немов С.Р. Основы общей психологии. - М., 2003. - 688 с.

5. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. - М., 2001. - 640 с.

6. Нуркова В.В. Березанская Н.Б. Психология. - М., 2004. - 484 с.

7. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия навыков звукового анализа. - СПб., 1998. - 32 с.

Психология

УДК: 159.9

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики, информатики и естествознания Киргизова Елена Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); магистр педагогики, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы диагностики гиперактивности в дошкольном возрасте. В работе актуализируется необходимость использования современных методов диагностики гиперактивности дошкольников в условиях образовательной организации. В статье представлен обзор современных методов диагностики гиперактивности и результаты экспериментального исследования проявления гиперактивности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: гиперактивность, психолого-педагогическая диагностика, современные методы диагностики гиперактивности, дошкольный возраст.

Annоtation. This study is devoted to the study of the problem of diagnosing hyperactivity in the preschool years. The work actualizes the need to use modern methods for diagnosing hyperactivity of preschool children in an educational organization. The article presents a review of modern methods for the diagnosis of hyperactivity and the results of an experimental study of the manifestation of hyperactivity in children of preschool age.

Keywords: pedagogical skills, components of pedagogical skills, tact, pedagogical tact.

Введение. Всемирная ассоциация детской и подростковой психиатрии и смежных профессий (IACAPAP) признала гиперактивность проблемой номер один в сфере охраны здоровья детей. Число детей с данным диагнозом постоянно возрастает. На наш взгляд, диагностику и профилактические мероприятия необходимо проводить уже на ранних этапах развития ребенка. В процессе диагностики на современном этапе эффективна роль не только педагогов и психологов, но и родителей. Данный факт свидетельствует об актуальности комплексной диагностики гиперактивности детей дошкольного возраста в условиях образовательной организации.

Изложение основного материала статьи. Наряду с тревожными детьми в современном мире наметилась устойчивая тенденция к возрастанию количества гиперактивных дошкольников. По данным разных исследований гиперактивностью страдают от 4 до 9,5% детей дошкольного и младшего школьного возраста [3]. Они часто имеют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкую самооценку и, как следствие, повышенную тревожность.

Гиперактивные дети давно привлекают внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребёнка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил [2, c. 3].

Огромный вклад в изучение проблемы гиперактивности внёс известный английский педиатр и первый профессор по детским болезням сэр Г.Ф. Стилл. В 1902 г. Он представил первое подробное описание данного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.