Научная статья на тему 'Сочетание недостатков полимодального восприятия и речи у старших дошкольников с речевым недоразвитием'

Сочетание недостатков полимодального восприятия и речи у старших дошкольников с речевым недоразвитием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
350
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИМОДАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ВЕДУЩИЕ И НЕВЕДУЩИЕ МОДАЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ / АКТИВНЫЕ И ИНАКТИВНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ / ГАРМОНИЧНЫЙ / ДИСГАРМОНИЧНО-ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ / ДИСГАРМОНИЧНО-ИНЕРТНЫЙ ТИПЫ ПРОФИЛЯ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ / АКЦЕНТУАЦИЯ НА ВЕДУЩЕЙ МОДАЛЬНОСТИ / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ НЕДОСТАТКИ / ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / MULTIMODAL PERCEPTION / A GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / LEADING AND NON-LEADING MODALITY OF PERCEPTION / ACTIVE AND INACTIVE MODALITY / HARMONIOUS / DISHARMONIOUS-ELECTION / DISHARMONIOUS-INERT TYPES OF PROFILE POLYMODAL PERCEPTION / THE ACCENTUATION ON THE LEADING MODALITY / LEXICAL AND GRAMMATICAL DEFECTS / PHONETIC-PHONEMIC DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мурашова Ирина Юрьевна

В статье рассматривается соотношение выявленных несовершенств индивидуальной структуры полимодального восприятия у детей седьмого года жизни с недостатками речи. Дается анализ сочетаний между структурой ПмВ и особенностями проявлений лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений речи у тех детей с дисгармоничными профилями, у которых одна из неведущих модальностей достаточно активна (открыта), а другая была инактивной (прикрытой или закрытой), что указывает на недостаточную активность сенсорно-перцептивных модальных взаимодействий. Кроме того, характеризуется симптоматика речевых недоразвитий у детей при инактивности одновременно двух неведущих модальностей с акцентуацией на конкретной ведущей модальности в структуре ПмВ, что свидетельствует о застревании восприятия на ведущей модальности. По частоте обнаруженных вариантов дисгармоничных типов профиля подробно описывается выявленная симптоматика общего недоразвития речи, даются рекомендации по предпочтительным способам подачи информации для каждого варианта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The combination of the disadvantages of multimodal perception and speechof the senior preschool children with speech

The article considers the ratio of detected imperfections individual patterns of multimodal perception in children of the seventh year of life with impaired speech. The analysis of the combinations between the CEM structure and peculiarities of manifestations of lexical-grammatical and phonetic, phonemic speech disorders in those children with disharmonious profiles, in which one of the non-driven modalities rather active (open) and the other was inactive (covered or enclosed), indicating insufficient activity of the sensory-perceptual modal interactions. In addition, speech is characterized by symptoms of nedorazvitie of children inactively two non-leading modalities with specific accentuation on the leading modality in the structure of the CEM, indicating that the jam of perception to a leading modality. The frequency of detected variants disharmonious profile types, described in detail the identified symptomatology General underdevelopment of speech, with recommendations on the preferred methods of presenting information for each option.

Текст научной работы на тему «Сочетание недостатков полимодального восприятия и речи у старших дошкольников с речевым недоразвитием»

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

УДК 376.36+372.3/.4

Мурашова Ирина Юрьевна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, Иркутский государственный университет, irinangarsk@yandex.ru, Иркутск

СОЧЕТАНИЕ НЕДОСТАТКОВ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Аннотация. В статье рассматривается соотношение выявленных несовершенств индивидуальной структуры полимодального восприятия у детей седьмого года жизни с недостатками речи. Дается анализ сочетаний между структурой ПмВ и особенностями проявлений лекси-ко-грамматических и фонетико-фонематических нарушений речи у тех детей с дисгармоничными профилями, у которых одна из неведущих модальностей достаточно активна (открыта), а другая была инактивной (прикрытой или закрытой), что указывает на недостаточную активность сенсорно-перцептивных модальных взаимодействий. Кроме того, характеризуется симптоматика речевых недоразвитий у детей при инактивности одновременно двух неведущих модальностей с акцентуацией на конкретной ведущей модальности в структуре ПмВ, что свидетельствует о застревании восприятия на ведущей модальности. По частоте обнаруженных вариантов дисгармоничных типов профиля подробно описывается выявленная симптоматика общего недоразвития речи, даются рекомендации по предпочтительным способам подачи информации для каждого варианта.

Ключевые слова: полимодальное восприятие, общее недоразвитие речи, ведущие и неведущие модальности восприятия, активные и инактивные модальности, гармоничный, дисгармонично-избирательный, дисгармонично-инертный типы профиля полимодального восприятия, акцентуация на ведущей модальности, лексико-грамматические недостатки, фонетико-фоне-матические нарушения.

Речевой дизонтогенез, проявляющийся симптоматикой общего недоразвития речи (далее ОНР), сопровождается, как известно, несовершенствами различных психических функций, и, в частности, недостатками полимодального восприятия (далее ПмВ) [1-10 и др.]. При сходстве диагноза проявления этих недостатков в картине ОНР могут существенно различаться. В нашем исследовании в качестве основной использовалась методика «Диагностика ПмВ старших дошкольников» [3; 4]. По результатам исследования нам удалось обнаружить, что структура ПмВ детей 6-7 лет с ОНР в отличие от их сверстников с нормальным развитием речи дисгармонична и характеризуется рядом негативных особенностей. На основании полученных данных были выделены три типа профиля ПмВ испытуемых. Различия между группами выразились достоверным преобладанием у дошкольников с ОНР самого неблагоприятного, дисгармонично-инертного типа профиля (32,23 %), а у детей с нормальной речью - достоверным преобладанием гармоничного типа профиля (76,14 %), различия достоверны при p < 0,001. Внутри ис-

следования нам представилась возможность проанализировать и описать соотношения между структурой ПмВ и особенностями проявлений ОНР у тех детей, у которых обнаружились дисгармоничные профили, всего у 103 дошкольников.

В первую очередь рассмотрим сочетания недостатков ПмВ и речи у испытуемых, у которых одна из неведущих модальностей была достаточно активна (открыта), а другая была инактивной (прикрытой или закрытой), что указывало на недостаточную активность модальных взаимодействий.

На первом месте по частоте проявлений оказался дисгармоничный тип профиля с одной инактивной, закрытой модальностью - слуховой, который был зафиксирован у 84,32 % детей. Единообразие в соотношении и степени выраженности недостатков различных сторон речи в структуре речевого недоразвития у всех этих детей выразилось в относительном преобладании (устойчивости) фонетико-фонематических дефектов над лексико-грамматическими недостатками. Выяснилось, что дошкольникам с одной инактивной закрытой слуховой модально-

стью трудно воспринимать, запоминать информацию на слух, любое слово требует для них подкрепления зрительным или тактильно-кинестетическим стимулом. Представители этой группы с трудом воспринимают и дифференцируют звуковые образы: шумовые, музыкальные, речевые. У них нарушена дифференциация речевых звуков. Им недоступно выделение заданного звука из середины и конца слова, они с трудом различают близкие по звучанию фонемы, затрудняются в дифференциации слов, различающихся только одним звуком (паронимов), а также слов, редко употребляемых или сложных по звуковому составу. Некоторые испытуемые с закрытой слуховой модальностью были не способны определить направление звучания предмета (в игровом приеме «Где звенит?»).

На втором месте по частоте проявлений оказался дисгармоничный тип профиля с одной инактивной, прикрытой модальностью - тактильно-кинестетической, который выявлен у 11,76 % испытуемых. Неравномерность в структуре ОНР у всех этих детей проявилась в преобладании лек-сико-грамматических нарушений над фо-нетико-фонематическими. Было выявлено, что дошкольники с одной инактивной прикрытой тактильно-кинестетической модальностью с трудом воспринимают мимику, артикуляцию речевых звуков и слов в целом, что определяет неспособность дифференциации артикулем. В истории речевого развития таких детей иногда встречается диагноз «Моторная алалия». У них прослеживаются нарушения восприятия движений и совершаемых с предметами действий. Им нелегко воспринимать пространство относительно своего тела (слева - справа, спереди - сзади, сверху - снизу и т. д.), срисовывать с образца. У детей отмечается слабость восприятия движений мелкой пальцевой моторики, трудности их дифференциации, что в школе может обусловливать специфические недостатки письма. Чаще всего у таких дошкольников наблюдаются затруднения узнаваний предметов на ощупь, они неверно опознают форму, размер, материал объекта.

Количество испытуемых с одной инак-тивной - прикрытой модальностью (зрительной) составило всего 3,92 % от общего числа детей с одной инактивной модальностью восприятия. Неравномерность в струк-

туре ОНР проявилась у них в преобладании лексико-грамматических нарушений над фо-нетико-фонематическими. Обнаружилось, что детям с инактивной прикрытой зрительной модальностью трудно воспринимать зрительный образ предметов и объектов, они неправильно опознают образ предмета в условиях наложения: увеличивается время принятия решения, отмечаются ошибки узнавания, проявляется неуверенность в правильности своих ответов. Иногда испытуемые называют лишь отдельные фрагменты предмета или его изображения, вычленяют только отдельные признаки, недостаточные для идентификации. При обучении грамоте такие дети затрудняются в зрительном распознавании букв, двигательные же программы их написания усваиваются довольно легко. В некоторых случаях наблюдается зеркальность при списывании букв, зрительно-пространственные ошибки при срисовывании графических стимулов в процессе подготовки руки к письму.

Дети с инактивностью сразу двух неведущих модальностей (52 чел.) могли воспринимать информацию в основном мономодально, т. е. по ведущей модальности. У них отмечалась выраженная акцентуация на ведущей модальности, что свидетельствовало о значительном несовершенстве сенсорно-перцептивных межмодальных взаимодействий.

Теперь остановимся на характеристике симптоматики речевых недоразвитий у детей в сочетании инактивности двух неведущих модальностей с акцентуацией на конкретной ведущей модальности. Акцентуация на ведущей зрительной модальности оказалась на первом месте по частоте проявлений -у 71,15 % детей с дисгармоничным профилем. В симптомокомплексе ОНР у всех испытуемых фонетико-фонематические нарушения преобладали над лексико-грамма-тическими. Выявилось, что дети с акцентуацией на ведущей зрительной модальности лучше воспринимают и запоминают то, что видят, им легче представить зрительные игровые образы. При обучении они требуют установления с педагогом зрительного контакта «глаза в глаза». Информацию такие дети воспринимают целостно, обобщенно. Они в первую очередь обращают внимание на артикуляционные профили и схемы,

Siberian Pedagogical Journal ♦ № 2 / 2016

107

модели звуков, слогов, слов предложений, зеркала, игрушки, предметные и сюжетные картинки. Эти дети легко воспринимают пространственные отношения предметов. Отдают предпочтение невербальному способу переработки информации. В то же время они быстро утомляются при однообразии наглядности, им необходимо разнообразие пособий, варьирование расстояния от глаз до зрительных стимулов. Для них характерна особая чувствительность к цвету и наличие саморегуляции по цветовому выбору. При длительной фиксации зрения на любимом цвете у дошкольников повышается внимание и работоспособность, что улучшает качество восприятия программного материала.

На втором месте по частоте проявлений оказались случаи акцентуации на ведущей тактильно-кинестетической модальности, что встретилось у 21,15 % испытуемых. У этих детей отмечалась равномерность проявлений нарушения лексико-граммати-ческой стороны речи и фонетико-фонема-тических процессов. Выяснилось, что дети с акцентуацией на ведущей тактильно-кинестетической модальности лучше воспринимают, запоминают то, что сделали сами, прочному усвоению знаний способствует механизм мышечной памяти. Испытуемые с таким типом профиля ПмВ с удовольствием воспринимают учебный материал в условиях сопровождения подвижными играми. Они воспринимают информацию обобщенно, опираясь преимущественно на двигательные и тактильные ощущения. В образовательной деятельности они нуждаются в мягких прикосновениях, поглаживаниях педагога, в мимической поддержке. Эти дети отдают предпочтение вербальному способу переработки информации с одновременной жестикуляцией, но кроме жестового показа им необходимо и практическое освоение полученной вербальной информации. Особую

чувствительность испытуемые с акцентуацией на ведущей тактильно-кинестетической модальности проявляют к вкусу, запахам, прикосновениям, у них наблюдается обостренность болевых ощущений. При неприятных запахах, резких и неприятных прикосновениях снижается внимание и работоспособность этих детей, что ухудшает качество восприятия предъявленного материала, и, наоборот, при приятных запахах и прикосновениях качество восприятия повышается.

Акцентуации на ведущей слуховой модальности установлены лишь у 7,69 % дошкольников с ОНР, у которых в симптоматике ОНР преобладали лексико-грамматические нарушения. Фонетико-фонематические недостатки у всех этих детей были незначительны, наблюдались отдельные дефекты произношения лишь в одной группе звуков. Обнаружилось, что дошкольники с акцентуацией на ведущей слуховой модальности довольно хорошо воспринимают информацию на слух, для них лучше услышать, чем увидеть. При предъявлении информации требуют опоры на логику, материал должен подаваться им поэтапно. Они отдают предпочтение вербальному способу переработки информации. Эти дети проявляют обостренную чувствительность к слишком громкой музыке, резким шумам, скрежещущим звукам. Внимание и работоспособность у таких дошкольников повышаются при сопровождении учебного материала негромкими музыкальными композициями, звукоподражаниями, модуляцией высоты голоса, при сочетании шепотных, тихих и громких высказываний.

Таким образом, выявленные особенности структуры ПмВ у детей 6-7 лет с ОНР сочетаются со спецификой лексико-грамматиче-ских и фонетико-фонематических недостатков, что следует учитывать в коррекционной работе.

Библиографический список

1. Гуровец Г. В. Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией и обоснование методов лечебно-коррекционного воздействия // Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - С. 258-266.

2. Корнев А. Н. Основы логопатологии дет-

ского возраста: Клинические и психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2006. - 380 с.

3. Мурашова И. Ю. Полимодальное восприятие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и условия его совершенствования: дис. ... канд. психол. наук. -М., 2013. - 207 с.

4. Мурашова И. Ю. Содержательные аспек-

ты исследования полимодального восприятия у детей старшего дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 2. -С. 166-169.

5. Мурашова И. Ю. Соотношение особенностей полимодального восприятия с симптомами общего недоразвития речи у детей к началу школьного обучения // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. -№ 9 (40), Ч. 4. - С. 98-100.

6. Мурашова И. Ю. Структура полимодального восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2014. - № 3. - URL: http:// oaji.net/articles/2015/955-1421673234.pdf (дата обращения: 14.12.2015).

7. Мурашова И. Ю. Роль полимодального

восприятия в речевом развитии ребенка // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2015. - № 1. - URL: http://ce.if-mstuca.ru/index. php/130000/follow-up/multimodal-perception (дата обращения: 14.12.2015).

8. Bradway L., Albers Hill B. How to Maximize Your Child's Learning Ability: A Complete Guide to Choosing and Using the Best Games, Toys, Activities, Learning AIDS and Tactics Fo. - Garden City Part. New York: Avery Publishing Group, Inc., 1993. - 282 p.

9. Morin P., Rivrain Y., Eustache F., Lambert J., Courtheoux P. Agnosie visuelle et agnosie tactile // Revue neurologique. - 1984. - № 140. - 271 p.

10. Trocme-Fabre Hélène. J' apprends, donc je suis. Introduction a la neuropedagogie. - Paris: NATHAN, 1987. - 291 p.

Поступила в редакцию 15.12.2015

Murashova Irina Jur'jevna

Cand. Sci. (Psychol.), Assist. Prof., Comprehensive Correction of Violations of Child Development, Irkutsk State University, irinangarsk@yandex.ru Irkutsk, Russia

THE COMBINATION OF THE DISADVANTAGES OF MULTIMODAL PERCEPTION AND SPEECH OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH

Abstract. The article considers the ratio of detected imperfections individual patterns of multimodal perception in children of the seventh year of life with impaired speech. The analysis of the combinations between the CEM structure and peculiarities of manifestations of lexical-grammatical and phonetic, phonemic speech disorders in those children with disharmonious profiles, in which one of the non-driven modalities rather active (open) and the other was inactive (covered or enclosed), indicating insufficient activity of the sensory-perceptual modal interactions. In addition, speech is characterized by symptoms of nedorazvitie of children inactively two non-leading modalities with specific accentuation on the leading modality in the structure of the CEM, indicating that the jam of perception to a leading modality. The frequency of detected variants disharmonious profile types, described in detail the identified symptomatology General underdevelopment of speech, with recommendations on the preferred methods of presenting information for each option.

Keywords: multimodal perception, a General underdevelopment of speech, leading and non-leading modality of perception, active and inactive modality, harmonious, disharmonious-election, disharmonious-inert types of profile polymodal perception, the accentuation on the leading modality, lexical and grammatical defects, phonetic-phonemic disorders.

References

1. Gurovec, G. V., 2011. Osobennosti psiho-rechevyh rasstrojstv u detej s motornoj alalijej i obosnovanie metodov lechebno-korrekcionnogo vozdejstvija [Features psycho speech disorders in children with motor alalia and justification of methods of treatment, corrective action]. Lalaeva R. I., Shahovskaja S. N., ed. Logopatopsihologija [Logo-patopsihologija]. Moscow: Gumanitar. Publ. centr VLADOS, pp. 258-266 (in Russ.).

2. Kornev, A. N., 2006. Osnovy logopatologii detskogo vozrasta: klinicheskie i psihologicheskie aspekty [Basics lalopathology childhood: clinical and psychological aspects]. St. Petersburg: Rech', 380 p. (in Russ.).

3. Murashova, I. Ju., 2013. Polimodalnoe vospriyatie detej starshego doshkol'nogo vozras-ta s obshhim nedorazvitiem rechi i uslovija ego sovershenstvovanija [Multimodal perception of the

Siberian Pedagogical Journal ♦ № 2 I 2016

1G9

senior preschool children with the general underdevelopment of speech and the conditions for its improvement]. Cand. Sci. (Psychol.). Moscow, 207 p. (in Russ.).

4. Murashova, I. Ju., 2015. Soderzhatelnye as-pekty issledovanija polimodal'nogo vospriyatija u detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Substantive aspects of the study multimodal perception in children of the senior preschool age]. Sibirskij ped-agogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2, pp. 166-169 (in Russ., abstr. in Eng.).

5. Murashova, I. Ju., 2015. Sootnoshenie oso-bennostej polimodal'nogo vosprijatija s simptomami obshchego nedorazvitija rechi u detej k nachalu shkol'nogo obuchenija [Value features multimodal perception of the symptoms of the general underde-velopment of speech in children to the beginning of school]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatelskij zhurnal [International Research Journal], 9 (40), ch. 4, pp. 98-100 (in Russ. abstr. in Eng.).

6. Murashova, I. Ju., 2014. Struktura polimodal'nogo vosprijatija u detej starshego doshkol'nogo vozrasta s obshchim nedorazvitijem rechi [Value features multimodal perception of the symptoms of the general underdevelopment of speech in children to the

beginning of school]. Crede Experto: transport, ob-shchestvo, obrazovanie, jazyk [Crede Experto: transport, society, education, language], 3 [online]. Available at: http://oaji.net/articles/2015/955-1421673234. pdf (Accessed 14 Dezember 2015) (in Russ.).

7. Murashova, I. Ju., 2015. Rol' polimodal'nogo vosprijatija v rechevom razvitii rebenka [The role of multimodal speech perception in the development of the child]. Crede Experto: transport, obshchestvo, obrazovanie, yazyk [Crede Experto: transport, society, education, language], 1 [online]. Available at: http://ce.if-mstuca.ru/index.php/130000/follow-up/ multimodal-perception (Accessed 14 Dezember 2015) (in Russ.).

8. Bradway, L., Albers Hill, B., 1993. How to Maximize Your Child's Learning Ability: A Complete Guide to Choosing and Using the Best Games, Toys, Activities, Learning AIDS and Tactics Fo. Garden City Part. New York: Avery Publishing Group, Inc., 282 p.

9. Morin, P., Rivrain, Y., Eustache, F., Lambert J., Courtheoux, P., 1984. Agnosie visuelle et agnosie tactile. Revue neurologique, 140, 271 p.

10. Trocme-Fabre, Hélène, 1987. J apprends, donc je suis. Introduction a la neuropedagogie. Paris: NATHAN, 291 p.

Submitted 15.12.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.