Научная статья на тему 'Структура полимодального восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи'

Структура полимодального восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
703
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / ПОЛИМОДАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / СЕНСОРНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ / ДОМИНАНТНОСТЬ-СУБДОМИНАНТНОСТЬ МОДАЛЬНОСТЕЙ / ГАРМОНИЧНЫЙ-ДИСГАРМОНИЧНЫЕ ПРОФИЛИ / ИНАКТИВНОСТЬ СУБДОМИНАНТНЫХ МОДАЛЬНОСТЕЙ / CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / POLIMODAL PERCEPTION / SENSORY MODALITIES / MODALITIES DOMINANCE-SUBDOMINANCE / HARMONIOUS-DISHARMONIOUS PROFILES / SUBDOMINANT MODALITIES INACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мурашова Ирина Юрьевна

В статье рассматривается проблема особенностей структуры полимодального восприятия детей седьмого года жизни c общим недоразвитием речи в сравнении со сверстниками с нормальным речевым развитием, и анализируются содержание и результаты формирующего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мурашова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE MULTIMODAL PERCEPTION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article considers a problem of structural features of the polimodal perception of seven year children with general speech underdevelopment in comparison with normally developed children. The content and the results of basic training are analyzed.

Текст научной работы на тему «Структура полимодального восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (12). Декабрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 159.95 + 372.3/4 ББК 74.3я73+88.я73 М911

И. Ю. Мурашова

Иркутск, Россия СТРУКТУРА ПОЛИМОДАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема особенностей структуры полимодального восприятия детей седьмого года жизни c общим недоразвитием речи в сравнении со сверстниками с нормальным речевым развитием, и анализируются содержание и результаты формирующего обучения.

Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, полимодальное восприятие, сенсорные модальности, доминантность-субдоминантность модальностей, гармоничный-дисгармоничные профили, инактивность субдоминантных модальностей

I. Yu. Murashova Irkutsk, Russia

THE STRUCTURE OF THE MULTIMODAL PERCEPTION

OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article considers a problem of structural features of the polimodal perception of seven year children with general speech underdevelopment in comparison with normally developed children. The content and the results of basic training are analyzed.

© Мурашова И.Ю., 2014

Key words: children with general speech underdevelopment, polimodal perception, sensory modalities, modalities dominance-subdominance, harmonious-disharmonious profiles, subdominant modalities inactivity

Федеральные государственные стандарты ориентируют дошкольное образование на максимальное преодоление недостатков речи к началу школьного обучения, что, в свою очередь, предполагает создание благоприятных условий для их коррекции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Одной из серьезных проблем для детей с ОНР является полноценное усвоение программной информации, восприятие которой предполагает достаточный уровень функциональной зрелости различных анализаторных систем (Е. М. Мастюкова, В. И. Нодельман, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и мн. др.). Общее недоразвитие речи проявляется на фоне не только задержки созревания центральной нервной системы, но и негрубого повреждения отдельных мозговых структур [Дзятковская, Нодельман, Востротина, 1998; 4 Жукова, 1998; Корнев, 2006]. Такой характер дизонтогенеза обусловливает наличие в его структуре не только собственно речевых дефектов, но и ряда недостатков других высших психических функций, в частности перцептивных процессов, обеспечиваемых функционированием анализаторных структур коры головного мозга. В этой связи полноценное усвоение программной информации, восприятие которой предполагает достаточный уровень функциональной активности отдельных анализаторов и их интеграции, становится для детей с ОНР одной из серьезных проблем.

Как известно, в онтогенезе становление речи происходит с опорой на комплекс различных видов афферентации - слуховой, зрительной, кинестетической. Онтогенетический подход в логопедической коррекции ОНР предполагает опору на полимодальные афферентации и использование ресурсов сохранных анализаторов. Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина - великие авторы программы обучения старших дошкольников с ОНР указывают также на обязательность

коррекционно-воспитательного воздействия на сенсорную сферу этих детей. Данное требование вызвано тем, что при ОНР наблюдаются отклонения в функциональном созревании как отдельных анализаторных систем, так и межанализаторных связей. В этом проявляется такая закономерность нарушенного развития как снижение способности к приему и переработке информации.

Исходя из изложенного, процесс коррекционной работы по преодолению речевых дефектов должен происходить с учетом индивидуальной структуры полимодального восприятия у старших дошкольников с ОНР. При этом эффективность логопедического воздействия может быть существенно повышена при проведении целенаправленной работы по совершенствованию полимодального восприятия детей с ОНР.

Методологической основой проведенного исследования явились: представления отечественной психологической науки о восприятии как перцептивной деятельности и познавательном процессе, имеющем полимодальную структуру, представленную взаимодействием доминантных и субдоминантных модальностей, объединенных механизмом интеграции функциональных систем (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия и др.); положения о закономерностях и условиях созревания сенсорной сферы в дошкольном возрасте и отклонениях в этом процессе при различных нарушениях речевого развития, представленные в трудах отечественных ученых (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, М. Е. Хватцев и др.); требования учета индивидуальных особенностей сенсорной сферы ребенка и соблюдения принципа опоры на полимодальные афферен-тации в процессе коррекционно-развивающей работы с ним (Т. В. Ахутина, Т. Б. Филичева, М. А. Холодная, Г. В. Чиркина и др.).

Для оценки состояния полимодального восприятия использовался модифицированный вариант методики Е. Н. Дзятковской «Определение регуляторного профиля сенсорно-перцептивной активности» [Дзятковская, 1998]. Сущность методики заключается в определении активности трех сенсорных модальностей, доступных для изучения в старшем дошкольном

возрасте (зрительной, тактильно-кинестетической, слуховой), при выборе ребенком одного из вариантов предъявления информации на определенную тему: текста, цветографического плоскостного пятна или черно-белой композиции в объемном изображении. При этом определялись три типа профиля структуры полимодального восприятия. 1) Гармоничный тип, при достаточной активности ведущей (доминантной) и неведущих (субдоминантных) модальностей - отсутствии инактивных каналов. 2) Дисгармонично-избирательный тип, при наличии инактивных прикрытых (с ограниченной активностью) неведущих модальностей, обеспечивающих слабые межфункциональные взаимодействия. 3) Дисгармонично-инертный тип, при наличии инактивных закрытых (практически не используемых в перцептивной деятельности) неведущих модальностей, обусловливающих крайне слабые межфункциональные взаимодействия7 [Нодельман, 2010].

Кроме того, в логике исследования было необходимо проследить соотношение специфики структуры полимодального восприятия с особенностями симптоматики недостатков речи в общей картине ОНР. Для чего использовалась традиционная логопедическая диагностика на исследование словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, составленная на основе методических рекомендаций О. Б. Иншаковой [Иншакова, 2000].

По результатам констатирующего этапа исследования, количественные показатели, между сопоставляемыми группами по частоте ведущей (доминантной) модальности в группе ОНР выявили своеобразную иерархию. У детей с нормальным речевым развитием ведущие модальности испытуемых так распределяются по мере снижения частоты: зрительная - слуховая - тактильно-кинестетическая. В то же время группе ОНР это соотношение выглядит так: зрительная - тактильно-кинестетическая - слуховая. Различия распределений

1 В ранних публикациях выделенные нами типы профилей ПМВ «Гармоничный», «Дисгармонично -избирательный», «Дисгармонично-инертный» определялись, соответственно, как «Сглаженный», «Акцентуи-рованно-избирательный», «Акцентуированно-застревающий».

между зрительной (50,66%) и тактильно-кинестетической (38,16%) модальностями в ЭГ, не значимы. Значимость различий между зрительной и слуховой модальностью (11,18%) достоверна (при p < 0,01). Различия распределений между тактильно-кинестетической (38,16%) и слуховой (11,18%) модальностями достоверны при p < 0,02. Таким образом, у детей с ОНР прослеживается игнорирование доминанты слуховой модальности в пользу зрительной и тактильно-кинестетической. Это объясняется как нарушением фонематического восприятия, входящего в симптоматику ОНР, так и повышенной склонностью детей с ОНР к невербальному сенсорному доминированию.

Анализ частоты распределений модальностей восприятия по степеням активности у испытуемых сопоставляемых групп показал, что для старших дошкольников с ОНР, в отличие от их сверстников с нормальным речевым развитием, характерен высокий процент наличия закрытых модальностей. Здесь также прослеживается типично высокая частота инактивности слуховой модальности в сочетании с редкими проявлениями инактивной зрительной. Данный феномен можно обосновать дизонтогенетическим характером становления полимодального восприятия этих дошкольников: незрелость слуховой модальности, компенсируемая преобладанием зрительной и тактильно-кинестетической.

Активность взаимодействия сенсорно-перцептивных модальностей у испытуемых сопоставляемых групп определялась путем исследования уровня корреляционной связи между открытыми, прикрытыми и закрытыми перцептивными модальностями. Установлено, что в обеих выборках между открытыми модальностями связь наиболее тесная, а с присутствием закрытых модальностей, наоборот, самая слабая. Также обнаружилось, что в группе ОНР достоверная связь выявляется только в 8 парах, в то время как у детей с нормальным развитием речи в 22 парах из 27 возможных. Кроме того, даже при наличии связей, в группе ОНР они значительно слабее, при p < 0,05.

На основании полученных данных, были выделены три типа профиля полимодального восприятия испытуемых. Различия между группами выразились превалированием у дошкольников с ОНР самого неблагоприятного (дисгармо-

нично-инертного), а у детей нормальным речевым развитием - гармоничного типов профилей полимодального восприятия.

Нами было предпринято констатирующее сопоставительное исследование состояния устной речи у детей с ОНР с разными типами профиля полимодального восприятия. У испытуемых с дисгармоничными типами профиля полимодального восприятия средние показатели количества правильных ответов значимо ниже по каждому из исследуемых компонентов речи, чем у детей с гармоничным типом. Одновременно обнаруживаются различия в средних показателях правильных ответов испытуемых с дисгармоничными типами: у детей с дисгармонично-избирательным типом показатель выше по всем исследуемым компонентам речи, чем у детей с дисгармонично-инертным типом. Кроме того, по трем речевым компонентам из четырех эти различия значимы. Достоверность определяется в пределах от р < 0,001 до р < 0,004.

Обнаруживается также специфика проявлений симптоматики ОНР при разных вариантах инактивности неведущих модальностей восприятия, выявленных у 103 испытуемых ЭГ. В небольшом количестве случаев (10,68 %) при равномерности проявлений фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений в симптомокомплексе ОНР, ведущей является тактильно-кинестетическая перцептивная модальность в сочетании с инактивностью слуховой и зрительной. В случаях преобладания лексико-грамматических несовершенств речи при относительно благополучном состоянии фонетико-фонематических процессов (11,65%), структура полимодального восприятия объединяется сочетанием ведущей слуховой модальности с тремя вариантами инактивности неведущих модальностей. У абсолютного большинства детей (77,67%, при p < 0,001) в симптомокомплексе ОНР наблюдается относительное преобладание достаточно устойчивых фонетико-фонематических недостатков над лексико-грамматическими дефектами, а структура полимодального восприятия при этом проявляется инактивностью слуховой модальности в сочетании с разными степенями активности двух других.

Таким образом, было установлено своеобразие структуры полимодального восприятия у старших дошкольников с ОНР и подтверждена необходимость целенаправленной работы по ее совершенствованию.

Формирующий эксперимент проводился по специально разработанной нами программе, где подразумевается построение коррекционно-образовательного процесса, обеспечивающее совершенствование структуры полимодального восприятия посредством активизации инактивных сенсорно-перцептивных каналов при опоре на ведущую и активные неведущие модальности.

Основное содержание экспериментального обучения реализовывалось на фронтальных и индивидуальных занятиях, сочетаясь с требованиями программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей седьмого года жизни, на втором году обучения [Филичева, 2008], а также на специально организованных, психокоррекционных занятиях, проводимых педагогом-психологом в соответствии с этапами программы фронтальных занятий совершенствования полимодального восприятия.

Работа на фронтальных занятиях включала шесть этапов, реализующихся в течение одного учебного года. Количество занятий зависело от периода кор-рекционно-развивающего воспитания и обучения.

На первых двух этапах экспериментальной программы совершенствования полимодального восприятия основной задачей являлось дифференцированное предъявление образовательной информации детям с учетом ведущей модальности восприятия у каждого из них. Занятия на первом и втором этапах проводились по подгруппам, в которые дошкольников объединяли в соответствии с ведущей модальностью.

С третьего по шестой этапы программы, происходила мультисенсорная подача образовательной информации, занятия проводились при традиционном распределении детей с ОНР по подгруппам, с позиций учета особенностей речевого дефекта.

На индивидуальных логопедических занятиях, которым отводилось особое место в реализации экспериментальной программы, обучение велось по веду-

щей модальности, с одновременными приемами на активизацию неведущих модальностей, что позволяло при закреплении усвоенного материала и проведении контроля знаний использовать всю структуру полимодального восприятия ребенка - с привлечением субдоминантных каналов.

Все экспериментальное обучение было ориентировано на достижение детьми осознанности процесса выполнения заданий, базирующихся на полимодальном восприятии: применялись различные приемы исследования стимула - рассматривание, ощупывание, манипулирование, прослушивание; детям предоставлялась возможность свободного выбора сенсорно-перцептивных стимулов в рамках регламентированной деятельности.

Рассмотрим некоторые результаты контрольного этапа.

Выявилось, что у испытуемых сопоставляемых групп произошли определенные положительные изменения в структуре полимодального восприятия к концу процесса коррекционно-развивающего обучения в ДОУ. Эти изменения выразились в увеличении количества детей с наиболее благополучным типом профиля - гармоничным и, соответственно - в снижении частоты встречаемости дисгармоничных типов. Однако если в группе дошкольников с ОНР, включенных в формирующее (ЭГ) все эти сдвиги имеют статистически подтверждаемую достоверность, при р < 0,01, то в группе детей, не включавшихся в экспериментальное обучение, они не значимы.

Полученные данные отражают также максимальное приближение показателей структуры полимодального восприятия у детей с ОНР, охваченных формирующим обучением, к показателям сверстников с нормальным речевым развитием. Так, процент испытуемых ЭГ с гармоничным типом профиля структуры полимодального восприятия на контрольном этапе незначительно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием (79,41% и 85,23% соответственно). В то же время в контрольной группе (КГ) испытуемых с ОНР такого значительного продвижения не зафиксировано.

Различия у испытуемых с ОНР между ЭГ и КГ, отразились и в средних показателях успешности выполнения заданий на исследование состояния разных

компонентов устной речи. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что работа по гармонизации полимодального восприятия способствовала более успешной коррекции нарушений фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов речи.

Таким образом, проведенное на контрольном этапе нашей работы сопоставление результатов диагностических исследований показало, что у дошкольников с ОНР, принимавших участие в формирующем эксперименте, наблюдается достоверно более выраженная, динамика в гармонизации структуры полимодального восприятия, что благоприятно сказалось на эффективности коррекции речевых нарушений.

Библиографический список

1. Бандурка Т. Н. Полимодальность восприятия в обучении. Как раздвинуть границы познания: монография. Иркутск: Оттиск, 2005. 204 с.

2. Дзятковская Е. Н. Комплексная диагностика индивидуальных стилей регуляции. Здоровье и образование (теория, диагностика, практика реабилитации). Иркутск: изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1998. 60 с.

3. Дзятковская Е. Н., Нодельман В.И., Востротина З. И. Здоровье и образование: монография. Иркутск: ИГУ, 1998. 320 с.

4. Жукова Н. С., . Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. 320 с.

5. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2000. 280 с.

6. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические психологические аспекты. СПб.: Речь, 2006. 380 с.

7. Мурашова И. Ю., Нодельман В.И. Особенности индивидуальной структуры полимодального восприятия старших дошкольников // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 213- 217.

8. Мурашова И. Ю., Нодельман В. И. Особенности структуры полимодального восприятия у дошкольников с недостатками речи и их учет в кор-

рекционно-развивающей работе // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2010. №5. С. 382- 394.

9. Мурашова И. Ю., Нодельман В. И. Совершенствование полимодального восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедической коррекции // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2011. №2. С. 269-274.

10. Филичева Т. Б. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей / Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / под ред. Г. В. Чиркиной. М.: Просвещение, 2008. С.72-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.