родный костюм отражает особую тендерную специфику: все вышеперечисленное относится к женскому костюму, так как мужской народный костюм не имел сколь-нибудь интересной динамики развития или качественного своеобразия; 10) народный костюм может рассматриваться с позиции его генезиса: происхождения и становления.
Таким образом, обнаруживаются по меньшей мере десять параметров (аспектов) анализа этого культурного явления, основанных на исходных генетических основаниях: общественные отношения и общественное сознание. Одна из главных особенностей экспериментальной схемы анализа историко-| культурологического процесса состоит в том, что она обеспечивает не передачу и усвоение готовых знаний, умений и навыков по курсу истории мордовской культуры, а самостоятельную деятельность студентов по выведению ими содержания того или иного куль-
ту рно-исторического факта, его многоаспектного анализа.
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы: 1) категория учебной деятельности является исходным базисным понятием, которое необходимо использовать в вузовском обучении; 2) в ходе профессиональной подготовки студентам необходимо овладевать особыми познавательными средствами и способами, в качестве которых выступают содержательный анализ, рефлексия и планирование; 3) содержание учебного материала по истории мордовской культуры должно строиться в соответствии с принципом восхождения мысли от абстрактного к конкретному; 4) сама логика познания сущности конкретного историко-культу-рологического факта должна воспроизводить сам процесс, причины, результат ее возникновения и находить свое отражение в укладе народной жизни и быте.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М. : ИНТОР, 1996. — 554 с.
2. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студента / В. А. Якунин. — М. : Логос, 1994. - 155 с.
3. Якунин В. А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов / В. А. Якунин. - Л. : ЛГУ, 1996. - 44 с.
Поступила 21.03.09.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
М, С. Ионова
Данная работа посвящена проблеме развития умственных действий планирования и прогнозирования в профессиональном мышлении будущих психологов. В статье представлены результаты диагностического исследования планирования и прогнозирования у студентов-психологов, определены психолого-педагогические условия развития данных умственных действий.
В настоящее время общество предъявляет высокие требования к психологу. Для того чтобы соответствовать им, недостаточно обла-
дать определенным уровнем методологической и методической подготовки. Психолог должен уметь грамотно ставить и решать
© М. С. Ионова, 2011
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 2
профессиональные задачи. Это становится возможным только при высоком уровне развития профессионального мышления. Его важнейшими составляющими наряду с це-леполаганием, постановкой задачи, контролем, оценкой и коррекцией являются умственные действия планирования и прогнозирования. Планирование обеспечивает определение способа решения задачи и построение системы действий, соответствующих ее существенным условиям и направленных на достижение общей цели [2]. Прогнозирование на основе прошлого опыта и поступающей информации направляет решение профессиональной задачи, обеспечивая предвидение результатов будущих действий, систем действий, способов решения в целом.
Для того чтобы выяснить, насколько традиционная система обучения в вузе способствует развитию данных умственных действий, нами было проведено экспериментальное исследование. Констатирующий эксперимент проводился на базе Историко-социо-логического института Мордовского государственного университета в период с 2006 по 2008 г. В нем приняли участие 239 студентов IV—V курсов очной и заочной форм обучения.
На основе анализа существующих диагностических методик нами были разработаны и применены в исследовании критериально-ориентированные методики диагностики умственных действий планирования и прогнозирования. Данные методики предполагали решение профессиональных (психологических) задач и выполнение заданий на построение прогнозов в профессиональных и житейских ситуациях.
Анализ решений студентов позволил выявить у будущих психологов два типа планирования: детализированный и неде-тализированный. При недетализиро-ванном планировании студенты, предлагая способы решения, не предпринимают попыток раскрыть их. Этот тип планирования является малоэффективным (выявлен у 56,8 % студентов). При детализированном — более эффективном — планировании студенты-психологи конкретизируют и детализируют предлагаемые способы решения (характерен для 43,2 % испытуемых).
Исследованием установлены высокий, средний и низкий уровни умственного действия прогнозирования в профессиональном мышлении будущих психологов:
— при низком уровне единственный вариант прогноза ориентирован преимуще-
ственно на существенные условия при учете несущественных, перспективность следствий низкая (36 % студентов);
— при среднем уровне два варианта прогноза основаны на существенных условиях, но по-прежнему с учетом несущественных, перспективность следствий повышается (41 % испытуемых);
— при высоком уровне три и более варианта прогноза основаны только на существенных условиях, каждый из предложенных вариантов отличается высокой перспективностью следствий (23 % будущих психологов).
Результаты констатирующего эксперимента показали, что традиционная система обучения в вузе не в полной мере способствует развитию умственных действий планирования и прогнозирования в профессиональном мышлении студентов-психологов. В этой связи приходится констатировать наличие противоречия между практической необходимостью формирования профессионального мышления студентов-психологов и недостаточной разработанностью в психологической литературе психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие умственных действий планирования и прогнозирования.
Мы поставили перед собой задачу определить психолого-педагогические условия, соблюдение которых обеспечивает развитие умственных действий планирования и прогнозирования у студентов-психологов. Для ее решения мы обратились к опыту отечественных ученых, использовавших результаты экспериментальных исследований мышления в педагогической практике.
В концепции В. В. Давыдова метод решения учебных задач является основным методом обучения. В. В. Давыдовым и представителями его школы показана эффективность использования данной методики для формирования и развития теоретического мышления у младших школьников [2].
Развивая идеи автора, В. П. Андронов создал оригинальный подход к формированию профессионального мышления будущего специалиста. Профессиональное мышление в рамках данного подхода рассматривается как рефлексивная умственная деятельность по решению профессиональных задач. Учебная деятельность студентов создается как построение и решение системы профессиональных задач. Решая системы таких задач, студенты овладевают основными компонентами теоретического мышления [1]. Мы стали придерживаться данного подхода при развитии
планирования и прогнозирования в профессиональном мышлении студентов-психологов.
Однако каждый из компонентов профессионального мышления имеет свои специфические особенности и их развитие должно осуществляться с учетом этих особенностей. Для того чтобы выяснить, как именно следует учитывать специфику компонентов мышления при их развитии, мы обратились к опыту Л. А. Регуш, Н. Н. Лобановой, Е. В. Минаевой [3 — 5]. В работах авторов четко прослеживается идея поэтапного формирования умственных действий.
Положения отечественных ученых о роли психолого-педагогического управления процессом формирования умственных действий и о развитии профессионального мышления студентов на основе концепции теоретического мышления и содержательного обобщения были положены нами в основу модели развития умственных действий планирования и прогнозирования в профессиональном мышлении будущих психологов (рисунок). В качестве компонентов структурно-содержательной модели выступили: цель (развитие умственных действий планирования и прогнозирования в профессиональном мышлении будущих психологов), принципы (научности, сознательности и активности, личностной ориентированности и др.), содержание (программа развития данных умственных действий), методы (решения задач, проектирования и моделирования профессиональных ситуаций и др.), критерии (умственного действия планирования: анализ условий задачи, разработка способов решения, отбор действий и объединение их в систему, определение операций; умственного действия прогнозирования: существенность условий, служащих основанием прогноза, вариативность прогнозов, перспективность прогноза (их наличие и высокая степень выраженности), показатели (соответствие умственных действий установленным критериям) и результат (развитые умственные действия, планирование и прогнозирование в профессиональном мышлении будущих психологов).
Программа развития планирования и прогнозирования у студентов-психологов была реализована в учебном процессе в форме спецкурса. На лекционных занятиях будущие специалисты приобретали необходимые теоретические знания (подготовительный этап реализации). На практических занятиях студенты развивали умственные действия планирования и прогнозирования при помощи специальных заданий — проблемных ситуаций, задач и упражнений, основанных на профессиональном материале (тренировочный этап).
Результаты теоретического анализа психологической литературы по рассматриваемой проблеме и результаты собственного исследования позволили нам выделить следующие психолого-педагогические условия, реализация которых обеспечивает развитие планирования и прогнозирования в профессиональном мышлении студентов-психологов:
— реализация программы развития умственных действий планирования и прогнозирования в профессиональном мышлении будущих психологов базируется на принципах научности, сознательности и активности, личностной ориентированности и др.;
— последовательное выполнение студентами серий практических заданий обеспечивает поэтапное развитие планирования и прогнозирования в профессиональном мышлении будущих психологов;
— методами развития умственных действий планирования и прогнозирования являются: рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, а также метод решения задач, проектирования и моделирования профессиональных ситуаций и др.
Результаты контрольного констатирующего эксперимента показали качественные сдвиги в планировании и прогнозировании, характерные для студентов-психологов экспериментальной группы. Это обстоятельство подтверждает эффективность выделенных нами психолого-педагогических условий развития умственных действий планирования и прогнозирования в профессиональном мышлении будущих психологов.
204
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | МЬ 2
Цель
Принципы
Содержание
Методы
Критерии
Показатели
Развитие умственных действий планирования и прогнозирования в профессиональном мышлении будущих психологов
Научности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности, личностной ориентированности и др
Программа развития умственных действий планирования и прогнозирования в профессиональном мышлении будущих психологов
Этапы реализации (направления работы)
< »
Подготовительный этап
- формирование необходимых теоретических знаний
Тренировочный этап
- выполнение практических заданий, направленных на развитие умственных действий планирования и прогнозирования
Система заданий
Прогнозирование
Упражнения, основанные на житейских ситуациях
Планирование
Упражнения, основанные на профессиональных ситуациях
Профессиональные задачи
Упражнения, основанные на профессиональном материале
Методы обучения: рассказ, беседа, объяснение; дискуссия как один из методов интерактивного обучения; метод решения задач, метод малых групп
|Я 11111
шЫт
- планирование: анализ условий задачи; разработка способов решения и выбор из них оптимального; отбор действий и объединение их в систему; определение операций (их наличие и высокая степень выраженности);
прогнозирование: существенность условий, служащих основанием Прогноза, вариативность прогнозов, перспективность поогноза
Соответствие умственных действий планирования и прогнозирования в профессиональном мышлении будущих психологов их критериям
Развитые умственные действия планирования и прогнозирования в профессиональном мышлении будущих психологов
Рисунок. Структурно-содержательная модель развития умственных действий планирования
и прогнозирования в профессиональном мышлении будущих психологов
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андронов В. П. Психологические основы формирования профессионального мышления / В. П. Андронов. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1991. - 82 с.
2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М. : Интор, 1996. -
544 с.
3. Лобанова Н. Н. Формирование у младших школьников общего умственного действия планирования как условия развития прогнозирования / Н. Н. Лобанова // Проблема развития познавательных способностей : межвуз. сб. науч. тр. — Л. : Изд-во ЛГПИ, 1983. — С. 64 — 74.
4. Минаева Е. В. Формирование внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста : дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Минаева. — Н. Новгород, 2000. — 170 с.
5. Регуш Л. А. Психология прогнозирования : успехи в познании будущего / Л. А. Регуш. — СПб. : Речь, 2003. - 352 с.
Поступила 25.02.11.
ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ К НРАВСТВЕННОСТИ
Е. А. Кочкаев
В статье рассмотрен феномен психологического отношения. Проанализирована психологическая структура отношений к нравственности, а также отношение личности к соблюдению нравственных норм.
Морально-нравственная сфера личности, традиционно являющаяся предметом этико-философских изысканий, становится и предметом психолого-педагогических исследований. Это определяется и обращением психолого-педагогических наук к конкретным экзистенциальным проблемам человека, становлением и развитием личности в обществе, группе, коллективе. Личность включена в самые разнообразные социальные отношения не просто как пассивный объект, испытывающий на себе влияние групповых, общественных норм, ценностей, представлений и т. д., но и является активным субъектом, переживающим и оценивающим объекты, события, явления окружающей реальности, в том числе и сложившиеся в обществе нравственные нормы.
Нравственные отношения образуют устойчивые типичные связи между людьми в различные исторические эпохи. Они же представляют особую общественную форму деятельности, которая дает явлениям нравственную специфику. Данная общественная форма находит свое выражение в особом
способе регуляции и ориентации человеческого поведения.
Одно из первых определений психологического отношения принадлежит В. Н. Мя-сищеву: «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» [7, с. 241]. И. Р. Сушков считает, что «...под психологическим отношением следует понимать субъективную меру изменения событий, которые могут быть вызваны связью субъекта с субъектом» [И,
с. 273].
В. П. Позняков на основе многочисленных отечественных исследований психологического отношения считает, что психологические отношения выступают специальным, самостоятельным классом психических явлений. Он предлагает обобщающее %определе-ние: «Психологические отношения — это
206
© Е. А. Кочкаев, 2011
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 2
т