Научная статья на тему 'Психологические основы преподавания курса «История мордовской культуры» в русле деятельностного подхода'

Психологические основы преподавания курса «История мордовской культуры» в русле деятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашмайкина Л. И.

В статье раскрываются основные закономерности построения процесса обучения в рамках деятельностного подхода в системе высшего образования на примере курса «История мордовской культуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лашмайкина Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические основы преподавания курса «История мордовской культуры» в русле деятельностного подхода»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ МОРДОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ» В РУСЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Л. И. Лашмайкина

В статье раскрываются основные закономерности построения процесса обучения в рамках деятельностного подхода в системе высшего образования на примере курса «История мордовской культуры».

Система образования, в том числе и высшего, в настоящее время испытывает определенные трудности. В условиях рыночной экономики максимальные шансы на успех имеют те учебные заведения, которые непрерывно повышают качество подготовки специалистов и используют для этого все возможные резервы. Отсюда основная цель образования на современном этапе требует формирования у студентов такой системы знаний и умений, которая позволила бы объяснять, оценивать наиболее существенные, важные стороны происходящих явлений. Анализ научной литературы, посвященной рассматриваемой проблеме показал, что актуальность научных поисков не только сохраняется, но и обостряется в последнее время в связи с рядом факторов. Во-первых, необходимость рассмотрения данной проблемы обусловлена возросшими требованиями к будущим специалистам, способным быстро и мобильно решать проблемы, которые возникают в профессиональной деятельности, заниматься самообразованием. Во-вторых, развитие науки и практики достигло такого уровня, что студент не в силах усвоить и запомнить все необходимое для своей будущей работы. Поэтому необходимо усваивать такой учебный материал, который при своем минимальном количестве вооружит его максимальным количеством информации и, с другой стороны, позволит в дальнейшем успешно работать в ряде областей. Важно вместе с тем всесторонне развивать общий интеллект у студентов, способности решать различные задачи, в том числе и профессиональные.

В качестве альтернативы информационной модели обучения может выступать дея-тельностная концепция подготовки специалиста. Данная концепция позволяет рассматривать профессиональное обучение как формирование уникальной индивидуально-творческой личности специалиста и строить обучение в соответствии не только с логикой

предмета преподаваемой науки, но и с логикой развития личности. Это открывает реальную возможность разумно разрешать проблемы формирования профессионального мышления теоретического типа как необходимого условия профессионального мастерства. Последнее, как доказано исследователями научной школы Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, складывается в процессе выполнения обучающимися учебной деятельности [1]. Поэтому содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с ее особенностями и структурой. Отсюда, по нашему мнению, задача построения учебного процесса заключается в том, чтобы его содержание и способ овладения им формировали необходимый уровень способностей и культурных ценностей личности. Знания при этом должны учащиеся усваивать не созерцательно, а в форме предметно-чувственной деятельности. Следует специально отметить, что содержание учебной деятельности диктуется и определяется профессиональной деятельностью специалистов в той или иной сфере труда. Таким образом, категория учебной деятельности является тем исходным, базисным понятием, которое необходимо использовать и в вузовском обучении [3, с. 25]. Это открывает реальную возможность разумно разрешать проблемы формирования профессионального мышления теоретического типа как необходимого условия профессионального мастерства.

Наш подход к определению содержания и методов профессионального обучения в вузе базируется на следующих основных положениях: 1) в высшей школе должно осуществляться целенаправленное формирование у студентов целостного профессионального мышления теоретического типа; 2) в ходе профессиональной подготовки студентов необходимо овладевать особыми познавательными средствами и способами (такими как содержательный анализ, рефлексия, планирование); 3) центральной категорией про-

200

© Л. И. Лашмайкина, 2011

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 2

фессионального мышления является категория того предмета, генезис и развитие которого, главным образом, и реализуется в данной профессии (для историка-культуролога таким предметом является историко-культур-ный процесс развития и зависимость его от природных факторов внешней среды и социально-экономических связей развития общества в целом); 4) содержание учебного материала по истории мордовской культуры должно быть построено в соответствии с принципом восхождения мысли от абстрактного к конкретному [2]. Такое построение предполагает поиск и нахождение исходного генетического основания («клеточки»), происхождение и развитие которого предстоит проследить в ходе профессионального обучения (одной из таких «клеточек», на наш взгляд, является исходное отношение исторических и культурологических явлений развития народа). С этой целью мы попытались выделить исходную историческую и культурологическую категорию, которая может быть положена в основу всего курса.

Выделить такое исходное понятие нам удалось в русле «историографического» подхода. Мы определяем «историографию» как учение об историческом развитии культурного явления. Логика познания сущности конкретного исторического или культурного события (факта или явления) должна воспроизводить сам процесс, причины, следствие его возникновения и находить свое отражение в укладе народной жизни, быте.

Поскольку речь идет об истории и культуре, то «генетически исходное отношение», «клеточка» определяются нами также двояко. Для исторического компонента учебного предмета такой исходной основой будут являться «общественные отношения»: экономические, социальные, политические, идеологические. Для основного культурного блока учебного предмета «генетически исходным отношением» будут являться «формы общественного сознания»: наука, религия, искусство, мораль как «способы организации и развития человеческой жизнедеятельности».

При введении и развертывании понятия «историография культуры» в процесс обучения появляется возможность воспроизводить в целом всю систему историко-культурологи-ческих категорий, отражающих логику развития исторического процесса мордовского народа (форма собственности, общественного устройства, государственности и т. д., культурного развития). В результате осваиваемые в процессе изучения истории мордовской культуры понятия перестают быть формаль-

ными пластами информации, а становятся необходимыми инструментами содержательного анализа. Необходимо также отметить следующее обстоятельство: для каждой исторической эпохи дидактическая модель будет иметь свое конкретное содержательное наполнение, обусловленное уровнем общекультурного, социального, экономического развития. Однако основные параметры содержательного анализа должны оставаться постоянными.

Проиллюстрируем сущность нашего подхода на примере изучения культурного национального явления: мордовский народный костюм. Возникает вопрос — как изучать его с теоретических позиций? Мы полагаем, что изучение мордовского народного костюма может вводиться как учебная задача, целью которой должна стать разработка обобщенного способа рассмотрения костюма как культурно-исторического явления. Студенты должны обнаружить, что народный костюм может рассматриваться с совершенно различных исследовательских позиций и несет в себе довольно разнообразную и обширную информацию: 1) народный костюм чаще всего рассматривается с позиций ДПИ, т. е. исследователей интересует, прежде всего, структура костюма, его цветовая гамма, материалы изготовления, структура и специфика узоров, специфика выполнения украшений и их состав; 2) народный костюм может рассматриваться с точки зрения межкультурных этнографических различий, т. е. с позиции сходства и различия его у различных групп этнической мордвы; 3) народный костюм может рассматриваться с позиции экономических и межкультурных отношений, так как отражает и содержит в себе их специфику: наличие металлов, стекла, монет, жетонов в украшениях дает особую информацию для исследователя, например, о наличии товарно-денежных отношений; 4) народный костюм свидетельствует об уровне развития и специфике производства: домотканое или мануфактурное полотно, качество выполнения обуви и украшений; 5) костюм может рассматриваться как знак социальной роли индивида в социуме: девочка, девушка, женщина, пожилая женщина; 6) народный костюм может рассматриваться с позиции культурно-эстетических представлений об эталонах женской красоты, так как напрямую их отражает; 7) народный костюм отражает религиозные верования: имеются четкие знаки периодов язычества и христианства; 8) народный костюм может рассматриваться с позиции функционального назначения: повседневный, ритуальный, праздничный; 9) на-

Серия «Психологические науки»

201

родный костюм отражает особую тендерную специфику: все вышеперечисленное относится к женскому костюму, так как мужской народный костюм не имел сколь-нибудь интересной динамики развития или качественного своеобразия; 10) народный костюм может рассматриваться с позиции его генезиса: происхождения и становления.

Таким образом, обнаруживаются по меньшей мере десять параметров (аспектов) анализа этого культурного явления, основанных на исходных генетических основаниях: общественные отношения и общественное сознание. Одна из главных особенностей экспериментальной схемы анализа историко-| культурологического процесса состоит в том, что она обеспечивает не передачу и усвоение готовых знаний, умений и навыков по курсу истории мордовской культуры, а самостоятельную деятельность студентов по выведению ими содержания того или иного куль-

ту рно-исторического факта, его многоаспектного анализа.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы: 1) категория учебной деятельности является исходным базисным понятием, которое необходимо использовать в вузовском обучении; 2) в ходе профессиональной подготовки студентам необходимо овладевать особыми познавательными средствами и способами, в качестве которых выступают содержательный анализ, рефлексия и планирование; 3) содержание учебного материала по истории мордовской культуры должно строиться в соответствии с принципом восхождения мысли от абстрактного к конкретному; 4) сама логика познания сущности конкретного историко-культу-рологического факта должна воспроизводить сам процесс, причины, результат ее возникновения и находить свое отражение в укладе народной жизни и быте.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М. : ИНТОР, 1996. — 554 с.

2. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студента / В. А. Якунин. — М. : Логос, 1994. - 155 с.

3. Якунин В. А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов / В. А. Якунин. - Л. : ЛГУ, 1996. - 44 с.

Поступила 21.03.09.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

М, С. Ионова

Данная работа посвящена проблеме развития умственных действий планирования и прогнозирования в профессиональном мышлении будущих психологов. В статье представлены результаты диагностического исследования планирования и прогнозирования у студентов-психологов, определены психолого-педагогические условия развития данных умственных действий.

В настоящее время общество предъявляет высокие требования к психологу. Для того чтобы соответствовать им, недостаточно обла-

дать определенным уровнем методологической и методической подготовки. Психолог должен уметь грамотно ставить и решать

© М. С. Ионова, 2011

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.