НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ SCIENTIFIC- METHODICAL ARTICLES
Формирование у студентов представлений об этнической картине мира как
СПОСОБ ОСВОЕНИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
(на примере вузовского учебного курса «Народная художественная
КУЛЬТУРА» СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»)
Морева О.Л.
Formation of Ethnic Picture of the World Concept at the Students as a Tool
FOR UNDERSTANDING OF FOLK ART (ILLUSTRATED BY SPECIAL COURSE «FOLK CULTURE»
for High Educational Establishments’ Specialty «Socio- Cultural Activity»)
Moreva O.L.
Abstract
The article «Forming imaginations about Ethnic picture of the world is a way for understanding of national art culture». About author's university program «National art culture» for preparation of experts in social culture activity area.
The national art culture is reflected in the folk art. The folk art characterizes knowledge about the world saved up by people in the art - image form. A complete religious - mythological figurative picture of the world is found its reflection in the folk art. Principles of the folk art - integrity, collective, continuity, natural, figurativeness and synthesis are underlined in the article. These principles have educational potential and allow to attach to national culture adequately to its traditions.
The purpose of the author's university program «National art culture» is preparation of a national art culture expert who would have system knowledge in this area and would be a carrier of the national art culture and who would be able to transfer and develop the national art culture.
The objects of the program:
1. Forming knowledge about the national art culture as a complete historically developing system with many interrelations inside itself.
2. Acquainting with basis of the national art culture, its sources, genesis, various forms of expression.
3. Forming of analytic skill and cogitative activity through comparison of different aspects of the national art culture.
4. Developing of abilities to operate with acquired information and to use it in the future professional, research, organize activity.
5. Growing of a culture carrier who would be able to reproduce, transform, develop and transfer culture to other people.
В современном урбанистическом не только промыслы и ремесла, обществе человек все более которые уже не являются отдаляется от традиционной неотъемлемыми элементами
культуры своих предков. Развитие деревенской жизни и традиционного науки и техники, современных способа ведения хозяйства, но и
способов производства привело к обрядово-праздничная культура,
отмиранию традиционного народного фольклор. Утрачиваются
уклада жизни, а вместе с ним к накопленные народом за долгую
отмиранию народной историю знания о символике образов
художественной культуры. Исчезают и истоках традиций народного
искусства. Опасность утраты народной художественной культуры и искусства послужила толчком для целого ряда научных исследований, посвященных данной проблеме. Можно выделить несколько основных направлений (в период с первой половины XX века по настоящее время) научных исследований, посвященных вопросам изучения художественной культуры славянских народов:
- систематизация календарной
обрядово-праздничной культуры
(В.Я. Пропп, С.И. Селешников, В.К. Соколова, И. И. Шангина и др.);
- рассмотрение языческих корней
и символики декоративно-
прикладного искусства в связи с мифологией и религией (А.Голан, Б.А. Рыбаков);
- фольклор и его взаимосвязи с
народными представлениями и обрядами (А.Н. Афанасьев, Л.Н. Виноградова, Е.М.Мелетинский,
В.Я.Пропп, И.П.Сахаров и др.).
Одновременно ведутся
искусствоведческие и
этнографические исследования в регионах. Собирается, изучается и систематизируется художественная культура конкретных народов: башкир, бурят, марийцев, татар, удмуртов, чувашей и др.
На современном этапе назрела необходимость разработки стратегий и способов включения накопленного этнографического,
искусствоведческого материала в действующие институциональные структуры: вузы, школы,
художественные творческие
объединения и коллективы. Ведется работа по созданию региональных программ развития национальных культур, разрабатываются
образовательные программы для различных учреждений досуговой сферы (дома ремесел, центры художественного творчества,
фольклорные коллективы и др.),
создаются программы с учетом регионального компонента по различным предметам для
общеобразовательной школы. Вузы внедряют новые учебные
специальности, готовят специалистов в области народного искусства и художественной культуры. Одним из таких «новых» курсов в учебных программах вузов является курс «Народная художественная культура». В настоящее время разработано несколько вариантов программы «народная художественная культура». Наиболее систематизированной и логически обоснованной, на наш взгляд, является программа междисциплинарного интегрированного курса «Народная художественная культура»,
составленная Т. И. Баклановой.
Данная программа рассчитана на студентов специальности «Народное художественное творчество» и включает в себя четыре модуля:
понятийно-концептуальный, историко-культурографический, художественно-эстетический и
художественно-педагогический. Программа направлена на
подготовку профессиональных
кадров - педагогов специалистов по народной художественной культуре для системы дошкольного,
школьного, дополнительного, средне специального и вузовского
образования.
Нами составлена программа по народной художественной культуре для студентов специальности
«Социально-культурная деятельность». В данном случае цель и специфика подготовки специалиста несколько отличается от целей подготовки педагога. Специальность направлена на подготовку служащих и руководителей для различных
социально-культурных организаций и структур. Поэтому, на наш взгляд, учебный курс «Народная
художественная культура» для
специальности социально-
культурная деятельность должен быть направлен на подготовку специалиста, который не только освоил базовые знания о народной художественной культуре, но и проник в глубинные корни народной художественной культуры;
понимает народную
художественную культуру как целостную исторически
развивающуюся закономерную
систему с множеством взаимосвязей внутри неё.
Решение этой проблемы возможно путем формирования у студентов представлений и знаний о народной художественной культуре через построение целостной этнической картины мира. Этому вопросу и посвящена данная статья.
Прежде чем перейти к описанию программы, дадим определения того, что мы понимаем под народной художественной культурой и этнической картиной мира, а также рассмотрим некоторые
теоретические предпосылки
программы.
Говоря о народной культуре, мы рассматриваем народ как «нацию», «этнос», сложившуюся общность людей со своеобразным стереотипом поведения, который становится основой народных традиций. Адаптация и приспособление народа к природным условиям,
использование ресурсов ландшафта определяют социально-культурные и художественные формы жизни народа и закрепляются в традициях. «Всемирное сходство народностей» [7, с.17] существует благодаря
универсальному чувственноэстетическому восприятию
окружающего мира человеком любой национальности. Это восприятие становится основой художественной деятельности человека и проявляется в общих особенностях быта и культуры всех народов. Но наряду со
сходством существуют и отличия. Эти особенности - “национальный
стиль” являются основой народной культуры и искусства.
Народная художественная
культура как часть народной культуры является формой
проявления национальных
особенностей. Существуют различные трактовки и представления о сущности народной художественной культуры. Наиболее точной на наш взгляд является трактовка
художественной культуры
предложена М.С.Каган: “культура -это совокупный способ и продукт человеческой деятельности,
охватывающий и процессы деятельности, и ее продукты (так называемая вторая природа), и самого человека, который является и творцом культуры, и ее творением. ...если культура, взятая в целом, есть совокупный способ и продукт человеческой деятельности, то художественная культура есть совокупный способ и продукт художественной деятельности людей” [5, с.106-107]. Художественная культура создает условия для художественной деятельности
(выражающейся в народном искусстве), которая начинается в художественном творчестве,
выливается в художественные произведения и заканчивается художественным восприятием.
“Художественная культура имеет трехмерное строение - она охватывает духовно-содержательные характеристики творчества мастеров искусства, морфологические
особенности взаимоотношения
разных искусств, и
институциональные формы
организации процессов
художественного производства и потребления” [5, с.108].
Художественная культура
раскрывает сущность искусства, которое возникло и развивается в
культуре.
“Народное искусство - особая специфическая область коллективной человеческой деятельности -возникло как сложное явление, связанное общностью утилитарных и духовных задач. Оно представляет собой продукт взаимодействия окружающей среды и народного творчества в их непрерывном развитии и совершенствовании” [14, а270]. Народное искусство характеризует накопленные народом знания о мире в художественнообразной форме. В литературе дается множество определений функций искусства: познавательная,
гедоническая, эвристическая и т. д. Все авторы определений правы, поскольку функции искусства так же разнообразны, как и связи человека с социумом.
Для формирования целостного системного восприятия и понимания народной художественной культуры, знания и представления должны строиться по этапам от общего к частному. Первым важным этапом в понимание народной культуры является знакомство с
общефилософскими теориями,
объясняющие глубинные основы и закономерности развития народной художественной культуры. К таким теориям относятся: теория о
биосфере и ноосфере
В. В. Вернадского, обосновывающая взаимодействии всех элементов природы; теория пассионарной энергии этноса Л. Н. Гумилева о связи истории человечества с историей земной биосферы; теория
национальных образов мира Г. Д. Гачева о развитии культуры в зависимости от климата,
национального пейзажа, этнического типа взаимодействия с ландшафтом.
Вторым, этапом в понимании и осмыслении народной
художественной культуры является знакомство с историко-
этнографическими основами -«корнями» народной художественной культуры. Рассмотрение истоков славянской культуры, мировоззрения русских, украинцев и белорусов. Сопоставление художественных
образов народного искусства с хронологией возникновения
религиозных верований и
периодизацией славянского
язычества: дуалистический анимизм (культ вампиров и берегинь), культ божеств плодородия (Рода и рожаниц), дружинный культ Пеpyна, сменяемый христианством.
Отражение мифологических «корней» народной художественной культуры в искусстве. Роль древних источников мифологии и язычества в формировании художественно-
образной системы в народном искусстве. Рассмотрение
синкретизма и семиотической нерасчленённости народной
художественной культуры.
Третьим этапом формирования знаний о народной художественной культуре через понимание и осмысление является знакомство с теориями, которые объясняют вопросы возникновения и
функционирования народного
искусства. Данные теории
рассматривают искусство как часть художественной культуры и подводят к пониманию народных традиций и культуры. Это теория М.С.Каган об объективных исторических законах образования системы искусств и М. А. Некрасовой об истоках творчества и природе народного искусства.
В народном искусстве находит отражение система народных воззрений. “Картина мира” у всех народов включает в себя одинаковые базовые компоненты: привычные
формы, цвета, звуки, родных, предков, семью, язык, среду обитания. Все эти компоненты в той или иной степени отражаются в
искусстве. Г .Д. Гачев рассматривает целостность жизни народа через понятие: космо-психо-логос как
единство тела (местной природы), души (национального характера) и духа (языка, логики). Он объединяет человека и мир понятием “национального образа мира”, “национального космоса”. “В понятии образ мира (или картины мира) воплощена идея целостности преемственности в зарождении, развитии и функционировании познавательной сферы личности” [8, с.227]. “В ходе истории произошло сближение народов по быту и мышлению, и, тем не менее, в ядре своем каждый народ остается самим собой до тех пор, пока сохраняются особенный климат, времена года, пейзаж, пища, этнический тип, язык и прочее, ибо они непрерывно питают и воспроизводят
национальные склады бытия и
мышления. Соответственно и о едином материальной Вселенной
(космос) или Духа (логос) у каждого народа складывается свой образ” [3, с.23].
Исследователи народного
искусства Г.К.Вагнер, М.С.Каган,
А.С. Канцедикас, М.А.Некрасова, и др. отмечают, что народное
искусство является основой
традиций и имеет характерные черты: коллективный характер
творчества, природосообразность, коммуникативность, совершенство языка, связь с окружающей жизнью. М. А. Некрасова указывает, что “традиция всегда содержательна, в народном искусстве она несет народное чувство мира, знание и опыт, сложившиеся в коллективной деятельности” [9, с.150]. Обобщая
исследования данных авторов, нами выделены основные принципы народного искусства, которые легли в основу разработанной нами программы.
I. Природосообразность. Жизнь
человека в традиционной культуре связана с природой, в ней человек и природа неразрывны. Народ не
может изменить законы природы и, поселившись в определенных природных условиях, он
приспосабливался к ним. Освоение природы в процессе труда и производства изделий быта, связано с годовым циклом и историческим временем. В результате чего создавалась культура, идеально подходящая к данной природной среде. Народное искусство связано с природой, с ее постоянством и цикличностью.
В каждой культуре преобладает один из видов взаимоотношения человека с природой, и эти отношения в той или иной форме отражаются в народном искусстве.
А. Л. Бугаева выделяет три вида взаимодействия природы и человека: природа как объект покорения; природа - “храм”, т. е. как объект поклонения; гармония природы и человека, т. е. природа - “партнер”.
Развитие информационного
общества, технологический и промышленный рост, вызванные научно-технической революцией второй половины двадцатого века, привели к преобладанию первого типа взаимодействия, при котором природа является объектом покорения. Второй тип, при котором природа выступает как объект поклонения, характерен народам, исповедующим языческую религию и живущим в традиционной культуре. На наш взгляд, наиболее приемлемым и желательным для настоящего времени является третий тип
взаимодействия природы и человека, который предполагает партнерство и гармонию. Но и второй тип
взаимодействия не может быть
целиком отброшен, он, так или иначе, естественным образом переходит в третий тип и частично сохраняется в нем. Формирование
партнерского взаимодействия между природой и человеком - это отдельная серьезная проблема, но при её решении, возможно, использовать народное искусство, т.к. оно, являясь частью культуры, позволяет формировать гармоничные взаимоотношения человека с природой.
“Самое стабильное в
национальной целостности - это природа. Природа постоянно “питает” национальную целостность, в ней совершается история данного народа. Если природу понимать так, как ее трактует народ, и фольклор, и поэзия, тогда она - Великая Матерь(я)
и, как мать - кормилица и заботница, излучает душу - ее явления полны смысла. Природа - это заповеди, в которые надо вникнуть и расшифровать данному народу... За время истории народ постигает свою землю и низ, и под, и небо, особый календарь свой по звездам составляет; приноравливается к природе и в одежде, и в вещах быта, и в красках живописи, в песнях; телодвижениями в танце очерчивает структуру национального
пространства - времени...” [3, с.19]. Природные явления и ландшафт определяют национальные
особенности жилища, питания, костюма, изделий быта, фольклора.
Природосообразность выражается также в том, что народное искусство находится в тесных связях с природным материалом: деревом,
растениями, глиной и др. “Изделие народного творчества не
противостоит (по всем параметрам: материалу, технике, назначению) природе, а является как бы ее продолжением, ее органом,
обращенным в сторону человека. Таковы деревянная изба с ее резьбой, домашняя мебель, кухонная утварь, предметы ткачества, одежда и пр. Таковы даже танец и песня” [2, с.33]. Природосообразность народного
искусства находит отражение в художественных образах
почерпнутых народом из природы, которые присутствуют в декоре, орнаменте, фольклоре.
В декоративно прикладном искусстве у разных народов встречаются одинаковые по назначению и схожие по изображению знаки-символы. Это солярные знаки, образы птиц и животных, деревьев, растений,
природных явлений. Знаки обычно располагались в трехчастной форме, отражающей представления народа о строении мира. В верхней части (небесный мир) располагались
солярные знаки и изображения птиц; в средней (земное царство) - знаки животных, растений, людей; а в нижней части (подземное царство) изображались знаки земли, рыб, змей и жителей подземного царства.
Трехчастная форма расположения
знаков сохраняется и в народном костюме, и в декоре жилища, часто встречается в изделиях быта.
II. Преемственность. По мнению В. В. Кандинского: “Всякое
произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать наших чувств” [6, с.10].
Произведения народного искусства, сохранившие традиции
художественного творчества,
отражают глубину народной жизни, позволяя заглянуть как в прошлое народа, так и в перспективу его развития.
Жизнь каждого народа меняется от поколения к поколению, находится в вечном движении. Народное искусство сохраняет и передает культуру общества. Создаваемые в народном искусстве, универсальные для данной среды образы отражают сознание народа, материальную и духовную культуры предков, контакты между народами. Поэтому в искусстве разных народов прослеживаются элементы
культурной общности. Искусство является “средством сохранения и передачи опыта человечества, рационального и эмоционального” [16, с.26].
Корни народного искусства уходят в глубину веков, несколькими поколениями творцов отбирались и отрабатывались художественные образы, композиция и техника росписи, резьбы, танца, фольклора. “Народное искусство сохраняет во времени жизненные связи с природой, с землей, с этнической общностью, формирует сознание человека, живущего своей
причастностью к народному целому, чувством своего места в космосе. Отсюда космизм, всечеловечность, всенародность образов народного искусства. В восприятии мира и
жизни они сохраняют действенную, формирующую силу в культуре каждого этноса. Все это делает народное искусство фундаментом современной культуры, оно не перестает быть корневой системой национальной культуры...” [10, с.5].
Через произведения народного искусства, сохранившиеся и
дошедшие до нас, можно познать и изучить народную культуру. Общение с первоисточниками, к которым относятся фольклор, декоративноприкладное искусство, деревянное зодчество, это единственный путь освоения культуры. Наиболее эффективно передача культуры
осуществляется при
непосредственном контакте с носителями культуры.
Народное искусство является
постоянным источником творчества профессиональных художников, тем самым, способствуя преемственности культуры.
III. Коллективность. Произведения народного искусства несут в себе коллективный опыт многих
поколений, раскрывают
мировоззрение творцов культуры
прошлого, их отношение к миру. Приобщение к народному искусству позволяет вовлечь человека в мир настроений и художественно-
эстетических переживаний предков.
Живя в обществе, человек подчиняется коллективным законам, которые существуют в форме обычаев и традиций. Коллективность народного искусства проявляется в общности, все участники обрядов и праздников, объединяются во время действа единством переживаний. Фольклор и декоративно-прикладное искусство объединяют людей не только всеобщностью исполнения, но и схожестью творческих приемов мастеров, отраженной в них
психологией жизни народа. Коллективность народного искусства выступает как объединяющий фактор, который позитивно влияет на взаимоотношения людей. Художественный язык народного искусства доступен и понятен
каждому, поэтому через него
возможно общение людей не только в рамках своей культуры, но и представителей различных этносов.
IV. Образность. По мнению П.А.Флоренского: “Задача искусства -переорганизовать пространство, т. е. организовать его по-новому, устроить по своему” [15, с.70-71].
Этим объясняется и образность народного искусства. Народ в
искусстве переорганизовывает
пространство по средствам художественных образов. Но в отличие от профессионального искусства в народном искусстве художественные образы несут в себе глубокий духовно-религиозный
смысл, выполняют обереговую функцию. Смысловое обрядово-
обереговое значение образов народного искусства постепенно
утрачивается, изображения
приобретают декоративный
характер, но при прочтении образы способны раскрыть и показать
особенности культуры народа. В них отражена жизнь народа и эстетические ценности.
Народное искусство стремится не к конкретной естественно-природной достоверности, а к воссозданию “идеи образа: идеи человека, идеи коня, идеи цветка и т.п. Идея образа лишена индивидуальных черт (что проистекает из коллективности творческого сознания), поэтому она объективна и поэтому же она канонична. Поэтому она достаточно абстрактна, даже, может быть, космологична... В народном творчестве идея образа
непосредственно вытекает из поэтического отношения к природе, к ее явлениям, которые не
подвергаются рационализации.
Отсюда величайшая поэтическая сила образов народного искусства, высочайшая одухотворенность их, граничащая с волшебностью...” [2,
с.35].
Культура, созданная
человечеством, хранится и
передается через произведения народного искусства с помощью их художественных языков, в частности
посредством образов народного
искусства. Гармония и простота формы произведений народного
искусства и их содержания делают произведения народного искусства интересными и доступными для всех. Кажущаяся простота
художественных образов отточена и выверена многими поколениями, поэтому произведения народного
искусства близки и понятны.
V._______Синкретичность. О
синкретизме искусства пишут искусствоведы, этнографы,
философы, культурологи.
Ю. В. Рождественский отмечает, что “в синкретичном искусстве
соединяются прекрасное,
справедливое и истинное. Образы синкретичного искусства устроены так, что все три критерия
применимы к ним одновременно” [12, с.116]. Синкретизм искусства еще в конце ХК века толковали как “нерасторжимое единство всех искусств в художественном действии древних... народов, людских обществ, а также определенный уровень развития художественной культуры, например, в крестьянском искусстве и народных обрядах, где танец, песню, драматическое построение, наговоры, имитацию трудовых и жестикулярно-мимических действий трудно отделить друг от друга в едином праздничном или магическом ритуале” [13, с.265].
Различные виды искусства существуют в художественной культуре взаимосвязано, они взаимопроникают, взаимодополняют друг друга. “Взаимное притяжение искусств - закон развития художественной культуры, ее вечный двигатель. Человечество давно, еще в глубокой древности, было
неисчерпаемо изобретательно,
создавая всё новые модели синтеза музыки, поэзии, танца, живописи. Художественная культура в те незапамятные времена была синкретичной, неразрывно связывая в себе все начала познания, человечество училось
художественному мышлению
интуитивно, соединяя звук и жест, слово и ритуальный танец и не могло не учитывать в своем росте уроки родственных муз - поэзии, танца, театра, живописи, архитектуры” [11, с.3].
Создаваемые в настоящее время коллективы и центры изучения и распространения народных
традиций, фольклора, промыслов, к сожалению, не всегда учитывают этот принцип. Зачастую один вид искусства изучается в отрыве от остальных. Попытки популяризации отдельных видов народного искусства, народных промыслов в отрыве от целостной культурной
среды привели к появлению псевдокультурных образцов
искусства.
VI. Целостность (образная картина мира). Искусство “...дает человеку целостный, концентрированный и оценочный с позиций определенного идеала опыт жизни в конкретночувственных формах самой жизни. Это не означает, что искусство отражает действительность только в жизнеподобной форме, форма может быть и весьма условной. Но искусство всегда рисует мир во всем многообразии его проявлений, поэтому создаваемые искусством образы, как в жизни, диалектически сочетают единичное, особенное и всеобщее” [16, с.27]. В народном
искусстве находят отражение в той или иной степени все сферы человеческой деятельности.
Целостность народного искусства проявляется в знаках, символах, ритуалах, фольклоре, сказках, поверьях, пословицах, декоративноприкладном искусстве. Обряды, соответствующие различным
временам года, делают жизнь народа закономерной, целостной,
цикличной, непрерывной, идущей по кругу.
Одним из объединяющих факторов народного искусства является религия. Народное искусство, являясь частью
художественной культуры, отражает общие представления о мире, людях, которые тесно переплетаются с религией. “Культура родилась из
культа и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего возрождения. Ей передался иерархический характер культа” [1, с.248]. “Исторически художественное творчество и религия связаны друг с другом. Стремление к красоте, подобно вере, - продукт
преимущественно эмоциональной, нравственной природы человека. ... Одновременное формирование
зачатков искусства и религии свидетельствует о синкретизме ... , выражающем древнее мировоззрение народа с его рациональными и иррациональными представлениями о мире” [4, с.5-6].
Выделенные принципы народного искусства: целостность,
коллективность, преемственность, природосообразность, образность, синкретичность обладают
воспитательным потенциалом,
позволяют приобщать к народной культуре адекватно её традициям.
В настоящее время не достаточно изучать искусство только своего народа. Современное
многонациональное общество
нуждается в грамотном человеке, носителе своей национальной культуры, воспринятой не
изолированно, а в условиях взаимодействия с другими
культурами. В.С.Библер, обосновывая концепцию школы “диалога культур”, подчеркивает, что “... сейчас меняется строй разумения - от “человека образованного” к “человеку культуры”, сопрягающему в своем мышлении и деятельности
различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные, смысловые спектры” [17, с.5-6].
Поэтому студенты должны знакомиться не только с русской культурой (культурой славянских народов), но и с самобытностью национальными ценностями других народов (восточных, азиатских). Изучение русского народного искусства следует осуществлять во взаимодействии с искусством других народов и в сравнении с общечеловеческими культурными ценностями. Взаимосвязь культур в процессе обучения осуществляется не за счет показа элементов различных
культур, а через выявление их сходства и различия, общих истоков, корней, взаимодополнения.
Такой подход к изучению культуры и искусства возможно осуществлять через диалог
“регионально-этнический” (по
горизонтали) и “историкоэволюционный” (по вертикали).
Историко-эволюционный диалог предполагает соотнесение культуры изучаемой эпохи с культурами других времён и современностью. Это позволяет на примере опыта прошлой культуры увидеть не только ценности предков (материальные, духовные, эстетические и др.), но и их связь с современностью. Через диалог времен можно проследить параллели в развитии различных видов культур и искусств. Возвращение к обычаям, традициям и праздникам различных культур в процессе обучения позволяет соотносить реальное время нашей жизни со временем изучаемой культуры. Благодаря чему народное искусство предстает перед студентами как система исторически развивающегося знания о мире, а произведения народного искусства -как эволюционирующие образы, отражающие ценности национальной культуры.
Регионально-этнический диалог предполагает соотнесение культур разных народов,
существующих одновременно. При этом формируются представления: о духовных и материальных ценностях, созданных народом в определенном регионе и в целом; о народном
искусстве как художественной
системе. Через такое сравнение, возможно, выявить связи между искусством разных народов, а также зависимости искусства от природноклиматических условий.
Регионально-этнический диалог позволяет выявлять национальный характер, общие и различные
элементы, составляющие основу
культур. К общим элементам относятся календарные обряды и праздники, ремесла, знаки и символы, костюм, жилище и др. При внешнем отличии искусства у разных народов внутреннее наполнение его, законы построения, смысловая функция будут одинаковы. Так, например, у каждого народа есть свои ремесла и промыслы, развиваемые из поколения в поколение и обусловленные
природно-климатическими условиями, но смысл и каноны построения на разных изделиях декоративно-прикладного искусства (ДПИ) будут одинаковыми. Это и трехчастное строение (“небесное царство”, земля, “подземное
царство”), которое прослеживается не только в изделиях ДПИ, но и в костюме, жилище. Это общие для разных культур знаки и символы в которых народ отражал свои представления о мире, о добре и зле. Такие как: “древо жизни”, солярные знаки, образ птицы священный для многих народов и др.
Диалог между народами, обмен культурными ценностями всегда выступали движущими и
обогащающими факторами в развитии культуры. Сравнивая искусства разных народов и выделяя в них общие элементы, студенты шире и глубже воспринимают изучаемую национальную культуру.
Таким образом, народное искусство является эффективным средством приобщения к
художественной культуре благодаря его связям с прошлым, настоящим и будущим. Педагогический потенциал народного искусства заключается в том, что оно:
- принизывает все сферы традиционного уклада жизни, выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям культуры и к самому себе;
- дает картину мира в слитности
чувства и мысли, воссоздает
идеальную художественную
реальность - образную картину мира, подлежащую усвоению;
- приобщает к духовным ценностям, отражает религиозные, нравственные ценности, идеалы, традиции, культурно-исторический опыт человечества;
- способствует выработке
художественной общности, через
общение создателей произведений искусства и потребителей;
- включает человека в историю, в систему взаимоотношений и ощущений людей прошлого, сближает человека с природной средой, помогает осознать единство с миром;
- способствует социально -культурной адаптации к условиям современной жизни народа и осознанию себя как представителя определенной культуры.
В основе построения программы по народной художественной культуре лежит этническая картина мира, которая находит отражение в народном искусстве. Этническая картина мира отражает
представления народа об
окружающем мире, включает в себя духовные, материальные,
художественные, социальные
аспекты, находящие отражение в народном искусстве. Нами
составлена инвариантная схема
этнической картины мира для
приобщения к народной культуре и изучения искусства. На основе инвариантной схемы можно
составить вариант схемы этнической картины мира конкретной
народности, которая будет учитывать национальные черты, региональные особенности природы, языка,
культуры. Основным объектом в схеме этнической картины мира, ее точкой измерения, является человек, предметом выступают представления человека, его знания, творчество, деятельность. Схема содержит
компоненты картины мира, которые необходимо отображать в процессе изучения народного искусства для формирования у студентов целостной системы представлений о
художественной культуре.
От теоретических положений перейдем к рассмотрению структуры построения разработанной нами программы. Программа представляет собой интегрированный курс, составленный для студентов специальности «Социально-
культурная деятельность». Программа имеет междисциплинарный характер и представляет разнообразные научные взгляды и концепции связанные с народной
художественной культурой.
Целостное пространство
художественной культуры
формируется через изучение различных научных теорий в области философии, психологии, истории, социологии, искусствоведении,
педагогики и др.
Цель курса - подготовка специалиста гуманитария, который обладает систематизированными знаниями о народной
художественной культуре,
основанными на представлениях о целостном исторически
развивающемся пространстве
культуры.
Задачи курса:
1. Формирование знаний о
народной художественной культуре как целостной исторически
развивающейся закономерной
системе с множеством взаимосвязей внутри неё.
2. Знакомство с основами народной художественной культуры, её истоками, генезисом, различными формами проявления.
3. Формирование у студентов
навыков анализа и
мыследеятельности через сравнение, сопоставление разных аспектов народной художественной культуры.
4. Развитие способностей оперировать усвоенной информацией и использовать её в своей будущей профессиональной деятельности, научно-исследовательской, организационно-практической.
5. Воспитание носителя культуры, который не только знает и созерцает народную культуру, но и способен воспроизводить, преобразовывать, развивать, передавать культуру.
Программа представляет собой построенный в единой логике материал: от обоснования основных понятий и усвоения концептуальных, фундаментальных основ народной художественной культуры к конкретным и частным формам её проявления, заканчивая
технологиями возможного включения народной художественной культуры в современные институциональные
структуры. Программа состоит из нескольких разделов и предполагает возможность использования
отдельных разделов как
самостоятельных частей в системе дополнительного образования и других образовательных системах.
Раздел I. «Основные понятия и концептуальные принципы
народной художественной
культуры» направлен на
формирование научно-понятийного
аппарата и теоретико-
методологических основ дисциплины. Рассматриваются общефилософские теории, объясняющие глубинные основы и закономерности развития народной художественной культуры. В раздел входят следующие темы:
Тема 1. Формирование
понятийного аппарата. Выявление понятийно-концептуальных основ и терминологии учебного курса. Цели и задачи образовательной дисциплины «Народная художественная культура».
Тема 2. Общефилософские основы народной художественной культуры. Рассмотрение концепций
В. И. Вернадского, Л. Н. Гумилёва,
Г .Д. Гачева. Историческая и
социокультурная динамика народной художественной культуры.
Раздел II. «Историкоэтнографические основы
народной художественной
культуры» предполагает изучение «корней» народной художественной культуры. Рассматриваются истоки славянской культуры и народного мировоззрения. Дается периодизация славянского язычества. Изучается влияние древней мифологии и язычества на художественнообразный системы в народном
искусстве, семантику, морфологию народного искусства. В раздел входят следующие темы:
Тема 3. Истоки славянской культуры. Периодизация
славянского язычества. Древние источники мифологии и язычества в формировании художественнообразной системы в народном
искусстве.
Тема 4. Этническая картина мира. Синкретизм и семиотическая нерасчленённость народной
художественной культуры. Целостная религиозно-мифологическая картина мира и её компоненты. Трехчастная модель строения мира.
Представления о строении Земли, о происхождении всего живого.
Тема 5. Боги древних славян. Дуалистический анимизм (культ вампиров и берегинь), культ божеств плодородия (Рода и рожаниц), дружинный культ Перуна,
сменяемый христианством. Иерархия богов. Нечистая и неведомая сила.
Раздел III. «Традиционные формы народной художественной культуры» направлен на
формирование знаний о
календарных обрядах и праздниках, об обрядах жизненного цикла, семейно-бытовых и культово-
праздничных традициях в народной художественной христианской
культуре. В раздел входят следующие
темы:
Тема 6. Народная
художественная культура в календарных обрядах и праздниках Народный календарь его связь с годовым солнечным циклом и аграрным укладом. Зимние, весеннелетние, осенние праздники и обряды и связанные с ними традиции, поверья, игры, культы.
Тема 7. Народная
художественная культура в обрядах
и праздниках жизненного цикла.
Праздники и обряды годового цикла. Домашние обряды: родины и
крестины, новоселье, свадьба, похороны, поминовение усопших и связанные с ними традиции, поверья, игры, культы.
Тема 8. Домоуправление и бытовые традиции в народной художественной культуре. Образ жизни, семейные нравы, отношение к материнству, старости, детям, главе семьи. Воспитательные традиции. Система питания.
Раздел IV. «Народное искусство как часть художественной культуры» включает изучение природы и принципов народного искусства, «морфологии искусства». Народное искусство рассматривается во взаимосвязи с природной средой, как способ освоения пространства, что приводит к отражению модели мира в народном искусстве. Дается целостная схема видов и жанров народного искусства.
Рассматриваются отдельно
различные виды искусства и народные художественные промыслы на основе обработки различных природных материалов. В раздел входят следующие темы:
Тема 9. Формы и виды народного искусства. Классификация
народного искусства: принципы,
формы, виды, жанры. Концепция М. С. Каган. Устойчивость
композиционных структур в народном искусстве.
Тема 10. Народное зодчество. Отражение модели мира в жилище. Связь ландшафта и зодчества. Структура жилища, особенности конструкции и комплекс украшений. Расположение предметов внутри жилища.
Тема 11. Традиционный народный костюм.. Отражение модели мира в костюме. Поневный и сарафанный комплексы костюмов. Национальное своеобразие костюмов различных
регионов России. Праздничная, обрядовая и повседневная одежда.
Тема 12. Народное
изобразительное и декоративноприкладное искусство. Отражение
модели мира в декоративноприкладном искусстве. Форма, декор и практическое назначение изделия в народном искусстве (принцип
«пользы и красоты»). Национальные особенности декоративного стиля
заимствование и
взаимопроникновение.
Тема 13. Характеристика народных художественных
промыслов России. Ремесла на основе обработки различных материалов: дерева, глины, растительных и животных волокон, кости, металла, кожи.
Раздел V. «Современные
технологии развития народной
художественной культуры»
направлен на ознакомление
студентов с действующими
образовательными и культурнодосуговыми институциональными системами, существующими
концепциями приобщения к
народной художественной культуре и действующими программами. Раздел предполагает формирование у студентов навыков включения теоретических основ народной художественной культуры в
практическую деятельность.
Обсуждаются вопросы
функционирования народной
художественной культуры в
современных условиях, а также пути планирования и организации различных сообществ и учреждений в данной области. В раздел входят следующие темы:
Тема 14. Художественнопедагогическая деятельность в сфере сохранения и развития народной художественной культуры.
Проблемы приобщение к народной художественной культуре в
образовательных учреждениях:
дошкольных, школах, учреждениях дополнительных форм образования, среднеспециальных и высших учебных заведениях.
Тема 15. Организация культурнодосуговой сферы на материале
народной художественной культуры. Проблемы народного
художественного творчества в
культурно-досуговой сфере.
Организация самодеятельных
художественных коллективов и
студий, смотров, конкурсов, выставок народных промыслов, фестивалей и праздников народного художественного творчества.
Совокупность разделов учебного курса создает обширное
информационное пространство,
народная художественная культура рассматривается с позиций разных научных школ и концепций.
Программа имеет проблемный характер и содержит вопросы, которые не имеют однозначного решения. Это должно послужить студентам толчком к размышлению, анализу, мыследеятельности и
оценочному восприятию изучаемых явлений. Система семинарских
занятий предполагает проблемно-
задачный, коммуникативно-
деятельностный тип общения между студентами и преподавателем при котором студенты являются
субъектами познавательной
деятельности. Приобщение к культуре должно осуществляться через культурные дискурсы. Программа
предполагает самостоятельную
исследовательскую деятельность
студентов. Главным критерием
оценки знаний студентов становится не точность воспроизведения им пройденного материала, а
самостоятельное изучение
теоретических основ, понимание
законов народной художественной культуры, умение активизировать мышление, способность
самоопределения и самоорганизации человека.
Таким образом, построение программы по народной
художественной культуре на основе освоения этнической картины мира позволяет формировать у студентов системных знаний о народной художественной культуры.
Этническая картина мира находит отражение в народном искусстве. Этническая картина мира отражает представления народа об окружающем мире, включает в себя духовные, материальные,
художественные, социальные
аспекты, находящие отражение в народном искусстве. Схема содержит компоненты картины мира, которые необходимо отображать в процессе изучения народного искусства для формирования у студентов целостной системы представлений о
художественной культуре.
Этническая картина мира
Объект Предме т Отражение объекта в жизни
Человек Предста вления о человеке • Представления о происхождении человека (мифы, легенды, фольклор о происхождении жизни человека). • Обряды, связанные с жизненными циклами человека (рождение, инициация, свадьба, похороны).
Семейные взаимоотношения (отношение к материнству, старости, детям, отцу, знания о родословной).
Жилище человека • Обряды и поверья связанные с домом. Выбор места для дома. Отражение модели мира в жилище. Структура жилища (жилые и нежилые помещения, дополнительные постройки). Расположения предметов внутри дома (“красный угол”, домашний очаг -“центральная ось” жилища).
Человек и обществ о Медицин а • Представители врачевания: лекари, ясновидцы, знахари, повитухи и др. Методы врачевания: рациональные (использование продуктов растительного, животного, минерального происхождения) и иррациональные (предсказания, обереги, заклинания, ворожба)
Воспита ние • Воспитательные традиции: система поощрения и наказания, запреты, правила этикета, благопожелания. • Цель народной системы воспитания - идеал “совершенного” человека.
Хозяйств енная деятельн ость • Орудия труда и бытовая утварь. • Национальная кухня. Пища: повседневная, праздничная, обрядовая, священная. • Национальная одежда (комплексы костюмов).
Искусств о • Декоративно-прикладное искусство. Отражение трехчастной модели мира в предметах ДПИ. Язык знаков и символов, символика цвета. Ремесла на основе обработки материалов: глины, дерева (кора, корни, древесина), соломы, железа, шерсти, растительных волокон и др. • Фольклор (поэтический, музыкальный (песенный, инструментальный)). Танец. • Синкретичность искусства - праздники, игры, обряды.
Человек и природа Предста вления о природе • Представления о Вселенной, о времени и пространстве. Астрономия: представления о возникновении и существовании Земли и небесных тел. Обряды поклонения небу, солнцу, связанные с погодой, явлениями природы. Метеорология. Календарь летоисчисления. Метрические системы. • Представления о строении Земли. Трехчастная модель мира. Отношение к воде, земле, огню, воздуху. • Представления о происхождении всего живого. • Тотемизм, поклонение и обряды, связанные с живыми существами.
Хозяйств енное использо вание природы • Использование природных ресурсов: охота, рыболовство, бортничество и др. • Хозяйственная деятельность и технологии переработки: животноводство, земледелие, скотоводство и др.
Бог и человек Система религиоз ных воззрени й • Бог или система (иерархия) богов (полубоги, посланники бога на земле, проповедники - служители культа). • Религиозные представления и суеверия, отражающиеся во всех сферах деятельности человека: бытовой, культурной, обрядовой, художественной, межличностной и др.
Библиографический список.
1. Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М.: ИМА-пресс, 1990.- 285с.
2. Вагнер Г. К. О природе народного искусства // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. Материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. - М, 1991.- С.32-38.
3. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо - Психо - Логос. - М.: Издат. группа “Прогресс” - “Культура”, 1995.- 480с.
4. Измайлова А.С. Удмуртская литература в контексте языческих и христианских традиций. Автореф. дисс. ... докт. филолог. наук. - М., 1998.40с.
5. Каган М. С., Хилтухина Е.Г. Проблема “Запад - Восток” в культурологии: взаимодействие художественных культур.- М.: Наука. Изд. фирма “Восточная лит-ра”, 1994.- 160с.
6. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992.- 110с.
7. Канцедикас А.С. Искусство и ремесло: К вопросу о природе народного искусства.- М.: Изобр. иск-во, 1977.- 87с.
8. Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2 изд. - Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 1998.- 512с.
9. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. - М.: Изобразит. иск-во, 1983.- 343с.
10. Некрасова М. А. Народное искусство и экология культуры //Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. Материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. - М., 1991.- С.4-19.
11. Рапацкая Л.А.. Русское искусство XVIII века. - М.: Просвещ., 1995.190с.
12. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. - М.: ЧеРо, 1996.- 288с.
13. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика. - Ижевск: Удм. ун-т., 1992.- 310с.
14. Удмурты: историко-этнографические очерки /Научный ред. д-р ист. наук В.В.Пименов. - Ижевск: Удм. институт истор., языка и лит-ры УрО РАН, 1993.- 392с.
15. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. - М.: Прогресс, 1993.324с.
16. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека: Об особенностях взаимодействия искусства на личность. - М.: Знание, 1982.112с.
17. Школа диалога культур: Идеи: Опыт: Перспективы /Сост.
В.С.Библер. - Кемерово: Алеф, 1993.- 412с.