2. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. /Л. С. Выготский. — М. : Педагогика, 1982. - Т. 6. - 564 с.
3. Демина Л. Д. Психологический мир личности / Л. Д. Демина. — Барнаул : АГУ, 1994. — 167 с.
4. Каган М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. — СПб. : Питер, 1997. — 342 с.
5. Климов Е. А. Основы психологии / Е. А. Климов. — М. : ВЛАДОС, 1997. — 376 с.
6. Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников / Л. С. Колмогорова. — М. : ВЛАДОС-Пресс, 2002. — 359 с.
7. Мотков О. И. Психология самопознания личности / О. И. Мотков. — М. : Академия,
1993. - 368 с.
8. Обозов Н. И. Психологическая культура отношений / Н. И. Обозов. — СПб. : Питер, 1995. - 267 с.
9. Романов К. М. Психология межличностного познания / К. М. Романов. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1993. — 347 с.
Поступила 24.12.09.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
М. С. Ионова
В данной работе рассматривается одна из актуальных и недостаточно разработанных проблем современной психологической науки — проблема планирования и прогнозирования в профессиональной деятельности психолога.
В статье представлены результаты теоретического анализа психологической литературы. В частности, выделены основные направления исследований планирования и прогнозирования в профессиональной психологической деятельности, указаны недостаточно разработанные аспекты проблемы, очерчены ближайшие перспективы дальнейшей работы в данном направлении.
Согласно положениям деятельностного подхода, активно развивавшегося в нашей стране в предыдущие десятилетия, любое психическое явление в той или иной функции включено в структуру человеческой деятельности и обслуживает ее. Не составляют исключения планирование и прогнозирование. Наличие в любой деятельности опережающего начала, отмечает Л. А. Регуш, подтверждается такой психологической характеристикой деятельности, как целенаправленность [7]. Именно в умении планировать и прогнозировать проявляется опережающий характер деятельности человека.
Большинство исследований планирования и прогнозирования в психологии связаны прежде всего с разработкой проблемы прак-
тической деятельности. Так, Б. М. Теп лов одним из первых обратился к данной проблеме. В работе «Ум полководца» автор рассматривает планирование как одно из важнейших условий полководческой деятельности, а план как один из видов прогнозирования [11]. Е. Н. Сурковым раскрыта специфика данных компонентов в спортивной деятельности. Под руководством О. К. Тихомирова осуществлялись исследования планирования и прогнозирования в игре шахматистов [9; 12]. С. Н. Архангельский, Д. Н. За-валишина, В. Н. Пушкин и ряд других авторов обратились к данной проблеме, рассматривая деятельность представителей ряда рабочих профессий [1; 3]. Достаточно полно указанные составляющие исследованы в
© М. С. Ионова, 2011
Серия «Психологические науки»
17
профессиональной педагогической деятельности [4; 7].
Однако в профессиональной деятельности психолога планирование и прогнозирование до настоящего времени изучены слабо. Проблема структуры деятельности психолога относится к малоразработанным и остается открытой для дальнейших исследований. И. Г. Сизова объясняет это относительной молодостью специальности, полифункциональностью самой деятельности, ее многоплановостью и разнонаправленностью, новым осмыслением самого понятия «профессионализм» [8]. Существующий стандарт образования, по мнению автора, определяет задачи, цели деятельности, но не представляет собой единую функциональную модель, отражающую все компоненты психологического содержания деятельности в их взаимосвязи.
Попытку решения данной проблемы предпринимает Р. В. Овчарова. Автор включает в структуру профессиональной деятельности психолога мотивационно-ориентировочное звено, обеспечивающее постановку психологических целей и задач; исполнительное звено, предполагающее их реализацию, и контрольнооценочное звено, в ходе выполнения которого психолог анализирует собственные действия. В реализации всех указанных компонентов заключается эффективность профессиональной деятельности [6]. Кроме того, в ходе профессиональной деятельности психолог выполняет ряд функций, среди которых автор выделяет функцию планирования, реализуемую на первом этапе деятельности, и прогностическую функцию, предполагающую участие в программировании, прогнозировании и проектировании педагогического процесса, разработку критериев его результативности в терминах развития личности его субъектов.
Предлагаемая Р. В. Овчаровой модель профессиональной деятельности практического психолога образования наряду с необходимыми для психолога профессиональными знаниями и профессионально важными качествами включает и профессиональные умения, также определяющие результативность его деятельности. К профессиональным умениям кроме рефлексии, проблематизации, целеполатания и ряда других автор относит планирование и социально-педагогическое прогнозирование, подчеркивая, таким образом, значимость данных умений для эффективности профессиональной деятельности психолога [6].
А. А. Гопкало исследует профессиональную деятельность психолога, опираясь на исходные положения общепсихологической теории деятельности. В структуре профессиональной деятельности психолога автор выде-
ляет: направления и виды деятельности, цели и задачи, а также группы умений, необходимых для решения профессиональных задач. Это интеллектуальная, социальная и исполнительная активность, проективные, коммуникативные, организационные и прогностические умения. Данные компоненты динамичны, между ними возникают взаимосвязи и взаимоотношения, возможна и их трансформация. Именно эта динамика, по мнению автора, «является источником, фактором профессионального развития [2].
Приведенные структуры существенным образом отличаются друг от друга, что доказывает отсутствие в психологической науке единой точки зрения на строение профессиональной деятельности психолога и недостаточную изученность этой проблемы. Данные обстоятельства обусловливают неоднозначность определения разными авторами роли и места планирования и прогнозирования в общей структуре профессиональной деятельности психолога.
В большинстве работ, раскрывающих особенности труда психолога и его профессионально значимые качества, авторы отмечают планирование и прогнозирование. Причем чаще исследователи обращаются к прогнозированию, указывая на его особую роль в профессиональной деятельности психолога.
Так, И. В. Чиркова пишет, что любое профессиональное взаимодействие психолога с другими людьми только тогда будет благотворным, когда он обладает высоким уровнем чувствительности к восприятию другого человека и прогнозирования его и своего поведенческого репертуара. В частности, развития способности к вероятностному прогнозированию требует профилактическая работа психолога [13].
Л. В. Темнова среди общих личностнопрофессиональных качеств психолога (на интеллектуальном уровне) выделяет прогностич-ность наряду с научно-гуманистическим мировоззрением, логичностью мышления, профессиональной рефлексией и рядом других. Психолог, по мнению автора, должен уметь постичь причины и следствия самопроявлений другого, прогнозировать поведение и адекватно воздействовать на него [10].
М. Ю. Краева рассматривает прогностические способности как общие и одновременно профессиональные образования личности и выделяет в их структуре эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Автор считает, что прогностические способности как системные образования предполагают три уровня развития: I уровень — прогноз на основе отношения, переживания; II уровень — прогноз на основе познания; III — прогноз
18
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | 2
обратной связи, регуляции деятельности [5]. Результаты экспериментальных исследований М. Ю. Краевой свидетельствуют о возможности эффективного формирования данных способностей в учебном процессе.
Анализ приведенных источников позволил условно выделить два основных направления в немногочисленных исследованиях, затрагивающих проблему планирования и прогнозирования в профессиональной психологической деятельности. В рамках первого из них планирование и прогнозирование рассматривают в качестве составляющих, структурных компонентов деятельности. Представители второго направления, обращаясь в большей степени [чностному аспекту данных явлений, определяют их как личностно-профессиональные качества специалиста. В то же время большинство авторов сходятся во мнении, указы-
вая планирование и прогнозирование в качестве обязательных условий эффективности и успешности психолога в профессиональной сфере.
Деятельность психолога максимально ориентирована на будущее, на перспективу, поэтому планирование и прогнозирование приобретают в ней особую значимость. Следовательно, данные компоненты необходимо целенаправленно развивать у студентов-пси-хологов в процессе профессиональной подготовки.
К сожалению, обычные условия обучения в вузе не всегда способствуют решению данной проблемы. Именно поэтому мы считаем необходимым внедрение в учебный процесс спецкурса, направленного на формирование и развитие планирования и прогнозирования у будущих психологов.
Г
4
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Архангельский С. Н. Очерки по психологии труда / С. Н. Архангельский ; под ред.
Н. Ф. Добрынина. — М. : Трудрезервиздат, 1958. — 160 с.
2. Гопкало А. А. Динамика структуры и содержания субъективной модели профессии психолога
на разных этапах профессиональной подготовки : дис. ... канд. психол. наук / А. А. Гопкало. — Казань, 2003. — 157 с.
3. Завалишина Д. Н. Некоторые вопросы оперативного планирования в труде дежурного по станции / Д. Н. Завалишина, В. Н. Пушкин // Вопр. психологии. — 1962. — № 1. — С. 3—10.
4. Кашапов М. М. Психология педагогического мышления / М. М. Кашапов. — СПб. : Але-
тейя, 2000. — 463 с.
5. Краева М. Ю. Динамика прогностических способностей у студентов-психологов в образовательном процессе вуза : дис. ... канд. психол. наук / М. Ю. Краева. — Астрахань, 1999. — 205 с.
6. Овчарова Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. — М. : Академия, 2003. - 448 с.
7. Регуш Л. А. Психология прогнозирования : успехи в познании будущего / Л. А. Регуш. —
СПб. : Речь, 2003. — 352 с.
8. Сизова И. Г. Личность и профессиональная деятельность психолога (социальные представ-
ления у разных социальных групп) : дис. ... канд. психол. наук / И. Г. Сизова. — Тверь, 1999. — 214 с.
9. Сурков Ё. Н. Антиципация в спорте / Е. Н. Сурков. — М. : Физкультура и спорт, 1982. — 144 с.
10. Темнова Л. В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования : дис. ... д-ра психол. наук / Л. В. Темнова. — Москва, 2001. — 325 с.
11. Теплов Б. М. Ум полководца / Б. М. Теплов. — М. : Педагогика, 1990. — 208 с.
12. Терехов В. А. К анализу процессов целеобразования / В. А. Терехов, И. А. Васильев // Психол. исследования творческой деятельности / отв. ред. О. К. Тихомиров. — М., 1975. — С. 100-142.
13. Чиркова И. В. Профессиональное мышление психолога как предмет психологического исследования [Электронный ресурс] / И. В. Чиркова. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru/ соп!Г/(1а1а/3560Ааи1.рсК?РНР8Е88Ю=415ае41а7ас4А>е8ЬШе23Ь89Н03Га. - Загл с экрана.
Поступила 14.04.10.
Серия «Психологические науки*
19