УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ И ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЛЕКЦИИ ОДЕЖДЫ
© 2014 О. В. Богомолова1, А. Н. Ходусов2
1ст. преподаватель каф. методики, педагогики и психологии профессионального образования e-mail: [email protected] 2докт. пед. наук, профессор каф. педагогики e-mail:pedagogy@kursksu. ru
Курский государственный университет
В статье изложены психолого-педагогические условия развития умений проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения в системе высшего профессионального образования.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, проектная деятельность, умения проектной деятельности.
В современных психолого-педагогических исследованиях умение
рассматривается как характеристика мастерства личности, проявляющегося в деятельности, осуществляемой сознательно. Кроме того, в этих исследованиях утверждается, что природа и закономерности формирования умений не могут быть рассмотрены вне связи со знаниями и навыками, так как в любом виде познавательной и трудовой деятельности человека знания, умения и навыки всегда выступают в сложном взаимодействии и диалектическом единстве [Милерян 1973].
На наш взгляд, умения не образуются в процессе обучения самопроизвольно, поэтому возникает необходимость в специальной методике их формирования и развития под руководством преподавателя в различных видах деятельности студентов. Поиск эффективных способов развития умений привел нас к рассмотрению педагогического потенциала проектной деятельности, которая интегрирует приобретенные знания, умения, навыки и имеет широкую область их применения на всех уровнях организации системы образования. Более того, теоретикометодологический анализ процесса развития умений проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения на основе разработки и изготовления коллекции одежды позволяет нам утверждать, что эффективность этого процесса обеспечивается наличием следующих психолого-педагогических условий:
- формирование мотивационно-потребностной готовности к развитию умений проектной деятельности;
- моделирование целостного процесса развития умений проектной деятельности
у будущих педагогов профессионального обучения на основе компетентностного подхода в соотношении диверсификации, вариативности, дифференциации,
индивидуализации проектной деятельности и реализации творческого стиля субъекта проектной деятельности;
- ориентация технологий, методов, приемов профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения на развитие умений проектной деятельности;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
- рефлексивное управление процессом развития умений проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения;
- инициирование реализации творческого стиля при разработке и изготовлении коллекции одежды как механизма развития умений проектной деятельности;
- самореализация будущего педагога профессионального обучения как субъекта проектной деятельности;
- проектирование и реализация будущими педагогами профессионального
обучения инновационно-стандартизированных и альтернативных технологий
разработки и изготовления коллекции одежды.
Формирование мотивационно-потребностной готовности к развитию умений проектной деятельности заключается в создании педагогических условий, обеспечивающих развитие у студентов механизмов рефлексии и саморазвития, направленных на формирование у них профессиональных и личностно-ценностных ориентаций, заключающихся в приоритете ценностей:
- саморазвития посредством проектной деятельности в области дизайна костюма;
- познания и самопознания через единство и многообразие содержания учебного процесса, своеобразие форм его организации осуществлять подход от трансляции готового знания к формированию творческого мышления, новых форм сознания через применение творческих заданий по развитию умений проектной деятельности;
- профессионализма в представлении специфики профессиональной деятельности в области проектирования одежды и эффективного ее выполнения, а также организации взаимодействия в проектной деятельности;
- самореализации в профессиональной деятельности по основанию творческого стиля. Через исследование окружающего пространства, среды, решение различных творческих ситуаций будущий педагог профессионального обучения открывает в этом мире самого себя, обнаруживает в нем свои интересы, формирует цели и задачи в проектной деятельности.
Моделирование целостного процесса развития умений проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения на основе компетентностного подхода в соотношении диверсификации, вариативности, дифференциации, индивидуализации проектной деятельности и реализации творческого стиля субъекта проектной деятельности заключается в том, что будущий педагог профессионального обучения должен понимать объективные закономерности взаимосвязей и причинную обусловленность всех явлений педагогической действительности. Он должен
дифференцировать на научно-теоретическом уровне многообразие условий
эффективности педагогического процесса, которые детерминируют дальнейшее эволюционное преобразование педагогической деятельности в процессе развития умений проектной деятельности [Иванов 2013]. Кроме того, у будущих педагогов профессионального обучения должна быть сформирована совокупность
общекультурных и профессиональных компетенций действующего Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования по направлению подготовки - профессиональное обучение (по отраслям) [ФГОС ВПО].
Ориентация технологий, методов, приемов профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения на развитие умений проектной деятельности. Особую функцию в развитии умений проектной деятельности в профессиональной подготовке педагогов профессионального обучения выполняет технология проектного обучения, формирующая у студентов индивидуальный стиль продуктивной деятельности, направленный на развитие личности профессионала.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)
Богомолова О. В., Ходусов А. Н. Психолого-педагогические условия развития умений проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения
на основе разработки и изготовления коллекции одежды
Более того, как показало наше исследование, в технологии проектного обучения доминантой является не передача готового знания студенту, а овладение им методологией познания, чтобы сформировать совокупность общекультурных и профессиональных компетенций для развития умений проектной деятельности. Основой технологии является метод проектов, суть которого заключается в решении практической задачи, а в нашем случае данный метод рассматривается как вид профессионально-развивающего обучения с ориентацией на реализацию потенциальных творческих проектных возможностей субъектов профессиональной подготовки. Также в рамках метода проекта важно применять эвристические методы (приемы) для развития умений проектной деятельности [Лазарев 2013].
Рефлексивное управление процессом развития умений проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения связано со способностью к размышлению, самонаблюдению, самопознанию, осмыслению своих собственных действий и законов, то есть студент реализует на профессиональном уровне различные виды мышления в процессе развития умений проектной деятельности:
О наглядно-действенное - отличается тем, что развитие умений
проектной деятельности осуществляется с помощью моделирования коллекции одежды;
О наглядно-образное - связано с выработкой алгоритмов проектной
деятельности;
□ словесно-логическое - обеспечивает использование аналитических и
логических схем в развитии умений проектной деятельности;
О интуитивное - характеризуется минимальной осознанностью
реализации умений проектной деятельности;
О творческое - способствует созданию субъективно нового продукта
(проекта);
О объемное мышление образами - направлено на обогащение
творческой деятельности в проектировании коллекции одежды.
Инициирование реализации творческого стиля при разработке и изготовлении коллекции одежды как механизма развития умений проектной деятельности предполагает развитие индивидуально-своеобразного уровня когнитивной сферы личности, характеризующейся абстрактностью, ассоциативностью мышления.
Профессиональные действия студентов должны отличаться мобильностью использования полученных профессиональных знаний, умений и навыков и стимулировать переход к устойчиво преобразующей, к активно-созидательной и самостоятельной профессиональной деятельности по реализации творческого стиля при разработке и изготовлении коллекции одежды [Посталюк 1989].
Самореализация будущего педагога профессионального обучения как субъекта проектной деятельности заключается в реализации индивидуального потенциала субъекта. Средствами достижения самореализации могут быть:
- рефлексия и пробуждение смыслотворческой функции сознания, так как развитая способность к рефлексии выступает основой творческой самостоятельности и создает условия для эффективной самореализации будущего педагога профессионального обучения в процессе развития умений проектной деятельности. Здесь может наблюдаться позитивное отношение к профессии, стремление к самосовершенствованию и выработке творческого стиля деятельности;
- построение содержания образования в виде поэтапного развития умений проектной деятельности в учебном процессе вуза как движения от репродуктивного,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
частично-поискового, проблемного, творческого уровней сложности выполнения заданий.
Проектирование и реализация будущими педагогами профессионального обучения инновационно-стандартизированных и альтернативных технологий разработки и изготовления коллекции одежды предполагает реализацию умений проектной деятельности в создании коллекций одежды, где учебная деятельность студентов трансформируется в учебно-профессиональную, а весь учебно-
воспитательный процесс в вузе должен быть направлен на развитие личности профессионала.
Проектная деятельность по разработке и изготовлению коллекции одежды ориентирована на внедрение инновационных технологий дизайнерского творчества. Технологии дизайнерского творчества развиваются как многоуровневая система, охватывающая этапы освоения базовых знаний и развития умений проектной деятельности. Изобретательская деятельность применительно к проектированию коллекции одежды направлена на поиск способов получения эксклюзивных художественно-конструктивных и технологических решений моделей одежды, учитывающих свойства материалов.
Кроме того, для развития у будущих педагогов профессионального обучения умений проектной деятельности применяются методики конструирования ЦНИИШП (Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности), ЦОТШЛ (Центральной опытно-технологической швейной лаборатории), ЕМКО СЭВ (единая методика конструирования одежды стран-членов СЭВ). Также существует система кроя «Мюллер и сын». Здесь при построении чертежей конструкции изделий обращается внимание на технический рисунок изделия и затем проводится конструктивный анализ модели, который может быть представлен в следующем порядке:
^ форма линии плеча, длина плечевого ската, высота плеча модели;
^ степень прилегания модели по линии груди, талии, бедер;
^ уровень расположения линии талии модели;
^ уровень расположения линии низа модели;
^ ширина модели по линии низа;
^ форма боковой линии модели в целом, на участках лифа и юбки;
^ глубина проймы и ее форма;
^ ширина, глубина и форма горловины;
^ конструктивные линии, обеспечивающие выпуклость в области груди (вытачки, рельефы, подрезы, кокетки, складки), их местоположение и форма;
^ конструктивные линии, обеспечивающие выпуклость в области лопаток, их местоположение, форма;
^ конструктивные линии, обеспечивающие прилегание или расширение в области талии и бедер, их положение и форма;
^ ширина борта модели, число петель, их положение, направление разреза;
^ ширина лацкана и форма его угла;
^ ширина воротника и форма его концов;
^ положение, конструкция, форма карманов;
^ ширина, длина рукава; форма рукава; конструкция и конфигурация низа рукава;
^ положение, размер, форма пояса, хлястика, клапана и других мелких деталей.
Вместе с тем в развитии умений проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения, кроме традиционных ручных методов конструирования, используются новые компьютерные системы разработки и выполнения конструкций.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.
№ 3 (31)
Богомолова О. В., Ходусов А. Н. Психолого-педагогические условия развития умений проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения
на основе разработки и изготовления коллекции одежды
В Курском государственном университете на индустриально-педагогическом факультете в рамках дисциплины «САПР швейного производства» студенты знакомятся с основными принципами построения систем автоматизированного проектирования (САПР) швейных изделий, рассматривают вопросы структурного построения САПР одежды, основные принципы формализации этапов проектирования одежды, принципы подготовки информационного обеспечения САПР швейных изделий. Цель применения САПР и информационных технологий в учебном процессе -освоение приемов машинной графики и автоматизированной разработки конструкции швейных изделий. На лабораторных занятиях студенты осваивают принципы синтеза графических примитивов и их редактирования при использовании графических редакторов Paint, CorelDrow, Photoshop. Они осваивают команды главного меню, возможности инструментов панели графики, цветовой палитры. В графическом редакторе Автокад студенты выполняют построение базовой конструкции плечевой одежды, базовой конструкции рукава плечевой одежды, конструктивное
моделирование 1-го вида (перевод вытачек) и 2-го вида (параллельное и коническое расширение) для плечевой и поясной одежды и т.д. Они также выполняют раскладку лекал плечевой и поясной одежды в САПР «ЛЕКО», рассматривают вопросы, связанные с особенностями структуры построения САПР швейных изделий, таких как Ассоль, Elendr CAD, Elendr CАРР, Графис и др. [Ноздрачева 2005]
Как показало проведенное нами исследование, совокупность представленных здесь психолого-педагогических условий обеспечивает эффективность развития умений проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения на индивидуальном уровне.
Библиографический список
Иванов С.С., Волкова И.Е. Диверсификация высшего образования: в 2 ч. Ч. 1. М., 2013. 64 с.
Ноздрачева Т.М. Использование компьютерных технологий в производстве одежды: учеб. пособие / Курск. гос. техн. ун-т. Курск. 2005. 178 с.
Лазарев В.С. Метод проектов в образовании: новое понимание // Народное образование. М., 2012. № 8. С. 203-211
Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. 300 с.
Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань, Изд. Казанского университета, 1989. 204 с.
ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям). Утвержден приказом МОиН РФ от 22 декабря 2009 г., № 781