УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
© 2018 О. В. Богомолова
ст. преподаватель каф. профессионального обучения и методики преподавания технологии e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье изложена педагогическая технология развития умений организации проектной деятельности у бакалавров профессионального обучения в системе высшего образования. Представлены ее структурные компоненты и организационно-процессуальные формы. Особое место в статье уделяется результатам опытно-экспериментальной работы, которые эмпирически доказывают эффективность разработанной нами технологии развития умений организации проектной деятельности у бакалавров профессионального обучения.
Ключевые слова: педагогическая технология, проектная деятельность, умения организации проектной деятельности.
В настоящее время структурно-содержательная модернизация системы образования бакалавров профессионального обучения вызвала изменения в требованиях к их профессиональной подготовке. Стали востребованы специалисты, способные не только адаптироваться к условиям обучения в образовательной организации, но и быть компетентными в решении стандартных и нестандартных практических задач по созданию современных инновационных производственных проектов, в частности, например, по разработке и изготовлению коллекции моделей одежды. Возникает потребность в актуализации педагогического потенциала проектной деятельности, которая интегрирует ключевые компетенции в будущей профессиональной деятельности бакалавров профессионального обучения. Кроме того, современные психолого-педагогические исследования показывают, что творческая реализация бакалавров возможна при наличии сформированных умений организации проектной деятельности.
Решение стандартных и нестандартных практических задач профессиональной подготовки бакалавров и развития у них умений организации проектной деятельности возможно путем использования современных педагогических технологий. В психолого-педагогических исследованиях существует ряд определений понятия «педагогическая технология». В.А. Сластенин понимает педагогическую технологию как планомерную, целостную взаимосвязанную структурную деятельность педагога, ассоциирующуюся с решением педагогических целей и задач [Сластенин 2007]. В.И. Андреев в свою очередь считает, что педагогическая технология - это система практического применения педагогических закономерностей, принципов, целей, содержания, методов и средств обучения, обеспечивающих относительно высокий уровень их продуктивности, включая последующие повторения и тиражирование [Андреев 2012]. И.Ф. Бережная предлагает рассматривать педагогическую технологию как средство проектирования индивидуальной образовательной траектории студентов в процессе их профессиональной подготовки с учетом преодоления противоречия между индивидуальностью студента и его алгоритмичностью [Бережная 2016].
Следует заметить, что современные педагогические технологии функционируют и в качестве науки, исследующей наиболее оптимальные пути обучения и воспитания, и в качестве системы закономерностей, форм, способов, методов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве фактического процесса обучения. Умение применять образовательные технологии дает возможность бакалавру не только проектировать свою деятельность, но и осуществлять организационно-управленческие функции, что повышает его конкурентоспособность. Реализуя педагогическую технологию, мы опирались на то, что стратегией профессиональной подготовки бакалавров профессионального обучения является формирование компетенций профессионально-педагогической деятельности. Технологическую основу такой подготовки составляет проектная деятельность как средство развития творческих и технологических способностей бакалавров профессионального обучения.
Технология соединяет в себе следующие структурные компоненты: уровни и этапы процесса развития умений организации проектной деятельности; модуль целостного процесса развития умений организации проектной деятельности; модуль метода проектов; Scrum-метод; система межпредметных (междисциплинарных) взаимосвязей профессиональной подготовки будущих бакалавров профессионального обучения (рис. 1).
В составе данной технологии реализуются три организационно-процессуальные формы развития умений организации проектной деятельности у бакалавров профессионального обучения: выполнение научно-исследовательских работ; самостоятельная работа над групповыми, парными и индивидуальными проектными творческими заданиями; педагогическая практика по формированию у обучающихся колледжей, техникумов умений организации проектной деятельности. При этом управление организацией проектной деятельности ее субъектами осуществляется с использованием таких методов и методик, которые позволяют удерживать его в русле управляемой дивергенции. Ведущим методом здесь являлся Scrum-метод в связи с решением задачи обучения бакалавров сознательному выполнению системно структурированного управления (самоуправления) творческими и технологическими действиями субъектов проектной деятельности, ориентированной на личностную модель взаимодействия.
Для реализации уровней процесса развития умений организации проектной деятельности у бакалавров профессионального обучения также реализуется система разноуровневых вариативных заданий на разработку и изготовление коллекции моделей одежды с использованием творческих технологий. Динамика развития умений организации проектной деятельности обеспечивается в процессе профессиональной подготовки бакалавров с первого по четвертый курсы - от реализации репродуктивного уровня организации проектной деятельности к частично-поисковому, проблемному и творческому. Качественное изменение этих уровней отражает динамику развития умений организации проектной деятельности у бакалавров профессионального обучения. Также технология включает критерии диагностики уровней развития умений организации проектной деятельности: объем и сложность реализуемых бакалаврами умений организации проектной деятельности; качество и результативность организации проектной деятельности; мотивационно-потребностная готовность бакалавров к организации целенаправленной проектной деятельности.
В контрольной группе профессиональная подготовка бакалавров осуществлялась с применением традиционных форм и методов обучения, в экспериментальной - по разработанной нами технологии.
Рассмотрим динамику диагностических данных на примере критерия «объем и сложность реализуемых бакалаврами умений организации проектной деятельности».
ВЗАИМОСВЯЗЬ
Ж
ж
о Й ю и
^ А ^ 9 л ё и
и о К о
о §
К и
£ Б.
О
ю и
и
о &
и о л
€3
в
о о к л
5
н «
и
« : «
О
& Й о
Ч Э °
8 а Я И
& I
И &
эт д
л 8
й 3
о н
о о
(и ^ Я
о &
н
т
Уровни процесса развития
умений организации проектной деятельности у бакалавров профессионального обучения на основе разработки и изготовления коллекции моделей одежды
Уровень диверсификации проектной деятельности по основанию творческого стиля бакалавра профессионального обучения
V
Уровень вариативности проектной деятельности по основанию творческого стиля бакалавра профессионального обучения
Уровень дифференциации проектной деятельности по степени технологической сложности
Ж
Уровень индивидуализации проектной деятельности по основанию творческого стиля бакалавра профессионального обучения
ж
Модуль целостного процесса развития умений
организации проектной деятельности у бакалавров профессионального обучения на основе разработки и изготовления коллекции моделей одежды
Диагностика творческой ситуации разработки и изготовления коллекции современной одежды
Ж
Проблематизация разработки и изготовления коллекции современной одежды
V
Концептуализация авторской разработки и изготовления коллекции современной одежды
Ж
Технологизация авторской разработки и изготовления коллекции современной одежды
Ж
Программирование, планирование и реализация этапов разработки и изготовления коллекции моделей одежды
ж
Инновационная и творческая рефлексия разработки и изготовления коллекции современной одежды
ж
Модуль метода проектов
Метод проектов уровня
диверсификации проектной деятельности по основанию творческого стиля
бакалавра профессионального обучения
Система межпредметных (междисциплинарных) взаимосвязей профессиональной подготовки бакалавров профессионального обучения
V
Метод проектов уровня
вариативности проектной деятельности по основанию творческого стиля
бакалавра профессионального обучения
ФГОС как средство и механизм формирования компетенций бакалавра профессионального обучения
Метод проектов уровня
дифференциации проектной деятельности по основанию творческого стиля
бакалавра профессионального обучения
V
Образовательные модели, методы и
приемы профессиональной подготовки бакалавров профессионального обучения
Метод проектов уровня
индивидуализации проектной деятельности по основанию творческого стиля
бакалавра профессионального обучения
Бсгиш-метод
Ж
ж
Проектирование и реализация бакалаврами профессионального обучения инновационно-стандартизированных и
альтернативных технологий разработки и изготовления коллекции моделей одежды
ж
Условия эффективности развития умений организации проектной деятельности у бакалавров профессионального обучения на основе разработки и изготовлении коллекции моделей одежды: формирование у бакалавров профессионального обучения мотивационно-потребностной готовности к развитию умений организации проектной деятельности; моделирование целостного процесса развития умений организации проектной деятельности у бакалавров профессионального обучения на основе компетентностного подхода для развития трех групп умений: когнитивные, деятельностно-практические, личностные в соотношении диверсификации, вариативности, дифференциации, индивидуализации проектной деятельности; ориентация технологий, методов, приемов профессиональной подготовки бакалавров профессионального обучения на развитие умений организации проектной деятельности; проектирование и реализация бакалаврами профессионального обучения инновационно-стандартизированных и альтернативных технологий разработки и изготовления коллекции моделей одежды; самореализация бакалавра профессионального обучения как субъекта проектной деятельности; рефлексивное управление процессом развития умений организации проектной деятельности у бакалавров профессионального обучения; инициирование у бакалавров профессионального обучения реализации творческого стиля при разработке и изготовлении коллекции моделей одежды как механизма развития умений организации проектной деятельности
Ж
ж
ж
ж
ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ Рис. 1. Технология развития умений организации проектной деятельности у бакалавров профессионального обучения на основе разработки и изготовления коллекции моделей одежды
Обобщив диагностические данные, мы установили, что по критерию «объем и сложность реализуемых бакалаврами умений организации проектной деятельности» визуальный анализ диаграмм констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы позволяет выявить равенство уровней сформированности умений в контрольной и экспериментальной группах (рис. 2, 3).
о 100.00%
Г4
90.00% 80.00% 70.00% 60.00% 50.00% 40.00% 30.00% 20.00% 10.00%
Э - эскизный этап
конструкторский этап технологический этап Э Конст. К Конст. Т Конст. Э Обобщ. К Обобщ. Т Обобщ.
■ Частично-поисковый 24.73% 29.03% 43.01% 17.20% 23.66% 32.26%
■ Проблемный 40.86% 26.88% 20.43% 44.09% 26.88% 27.96%
■ Творческий 34.41% 20.43% 8.60% 38.71% 29.03% 19.35%
■ Не справились 0.00% 23.66% 27.96% 0.00% 20.43% 20.43%
Рис. 2. Качественная характеристика умений бакалавров профессионального обучения, способных к решению проектных задач различных уровней сложности (контрольная группа)
ш
п п
а и
в в о
т н
о
£ т с
о в
т
В"
и
Ч о
И
100.00% 90.00% 80.00% 70.00% 60.00% 50.00% 40.00% 30.00% 20.00% 10.00% 0.00%
Э - эскизный этап К - конструкторсий этап Т - технологический этап
Э Конст.
К Конст.
Т Конст.
Э
Обобщ.
К
Обобщ.
Т
Обобщ.
I Частично-поисковый
25.53%
29.79%
41.49%
8.51%
12.77%
6.38%
' Проблемный
41.49%
27.66%
21.28%
34.04%
35.11%
43.62%
Творческий
32.98%
21.28%
7.45%
57.45%
46.81%
41.49%
' Не справились
0.00%
21.28%
29.79%
0.00%
5.32%
8.51%
Рис. 3. Качественная характеристика умений бакалавров профессионального обучения, способных к решению проектных задач различных уровней сложности (экспериментальная группа)
На обобщающем этапе опытно-экспериментальной работы нами повторно определялись уровни развития умений организации проектной деятельности у бакалавров контрольной и экспериментальной групп, проводился их сравнительный анализ с результатами констатирующего этапа. Расчеты эмпирических значений критерия позволяют констатировать существенные различия количества бакалавров профессионального обучения, способных к решению проектных задач различных уровней сложности, на обобщающем этапе опытно-экспериментальной работы в контрольной и экспериментальной группах.
В контрольной группе по соотношению констатирующего и обобщающего этапов опытно-экспериментальной работы динамика количества бакалавров профессионального обучения, способных к решению проектных задач различных уровней сложности, находящихся на творческом уровне, не существенна: эскизный этап - было 34,41%, стало 38,71%; конструкторский этап - было 20,43%, стало 29,03%; технологический этап - было 8,6%, стало 19,35%. В экспериментальной группе динамика более очевидна: эскизный этап - было 32,98%, стало 57,45%; конструкторский этап - было 21,28%, стало 46,81%; технологический этап - было 7,45%, стало 41,49%.
Результаты опытно-экспериментальной работы эмпирически доказывают эффективность разработанной нами технологии процесса развития умений организации проектной деятельности у бакалавров профессионального обучения на основе разработки и изготовления коллекции моделей одежды. Данный факт отвечает современным образовательным процессам, опирающимся на инновационные изменения, когда на смену принципу художественного оформления одежды приходит принцип организации проектной деятельности для решения эстетических, технологических, содержательно-художественных, то есть дизайнерских задач.
Библиографический список
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.
Бережная И.Ф. Педагогическая технология проектирования индивидуальной образовательной траектории студентов в процессе // Преподаватель. XXI век. 2016. № 2. Ч. 1. С. 44-48.
Богомолова О.В. Проектная деятельность в профессиональной подготовке студентов // Вестник научных конференций. Наука и образование в XXI веке: по материалам междунар. науч.-практич. конф. Тамбов: Изд-во ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. № 2-2(18). С. 22-24
Бреднева Н.А. Развитие проектного мышления студентов // Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практич. конф. Уфа: Изд-во ООО «Агентство международных исследований», 2018. С. 40-41
Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. 6-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 576 с.