УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
© 2015 О. В. Богомолова
ст. преподаватель кафедры методики, педагогики и психологии профессионального образования e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье изложены педагогические принципы развития умений проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения в системе высшего профессионального образования.
Ключевые слова: принципы развития умений проектной деятельности,
проектная деятельность, умения проектной деятельности.
Проектная деятельность, с нашей точки зрения, вид профессиональноразвивающего обучения в системе профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения, аксиологической детерминантой которого выступает ориентация на реализацию потенциальных творческих проектных возможностей субъектов профессиональной подготовки.
Системообразующий признак деятельности - субъективность обусловливает новые представления о деятельности как целесообразной, творческой, целенаправленной активности субъекта. Способ деятельности, связанный с возможностями субъекта, осознается как способ самореализации личности, где деятельность, рассмотренная «от субъекта», - это способ, механизм самореализации личности. Самореализация личности, на наш взгляд, может осуществляться в процессе развития умений проектной деятельности. Эффективность этого процесса обеспечивается реализацией следующих педагогических принципов развития умений проектной деятельности:
- когнитивно-познавательной и творческо-проектной активности субъектов профессиональной подготовки;
- индивидуализации технологий и средств развития умений проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения;
- интегративности когнитивного, деятельностного, творческого, личностного и субъектного модулей в процессе развития умений проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения в их базовой и вариативной частях: диверсификации, вариативности, дифференциации, индивидуализации проектной деятельности;
- компетентностного подхода в развитии умений проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения.
Принцип когнитивно-познавательной и творческо-проектной активности субъектов профессиональной подготовки. Реализация данного принципа обеспечивает непрерывное развитие будущих педагогов профессионального обучения как активных субъектов образования. Когнитивные характеристики учебной деятельности будущих педагогов определяются индивидуально-своеобразными способами переработки информации, восприятия, анализа, структурирования, оценивания учебного материала.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Их познавательные действия отличает мобильность использования полученных профессиональных знаний, умений и навыков, что стимулирует переход к устойчиво преобразующей, активно-созидательной и самостоятельной профессиональной деятельности.
Характерной чертой творческо-проектной активности является приобретение студентами знаний, умений, навыков через собственные открытия, влияющие на развитие продуктивного мышления [Посталюк 1989]. При этом реализуются интуитивное, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое,
теоретическое и творческое мышление. Способность к рефлексии выступает основой творческой самостоятельности и создает условия для эффективной самореализации будущего педагога профессионального обучения в профессиональной деятельности и формирования творческого стиля деятельности.
Принцип индивидуализации технологий и средств развития умений проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения определяет направленность построения индивидуальной траектории развития умений проектной деятельности. При этом необходимо учитывать, что индивидуализированное обучение является развивающим, если оно адаптировано к уровню развития каждого обучающегося и направлено в первую очередь на развитие тех способностей, от которых в большей степени зависит успешность обучения, в нашем случае это умения проектной деятельности.
Индивидуализировать процесс развития умений проектной деятельности у студентов позволяет метод проектов, который позволяет будущим педагогам профессионального обучения проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности по развитию умений проектной деятельности. Как отмечает Г.К. Селевко, «индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных и специальных умений и навыков» [Селевко 1998].
Индивидуализация средств развития умений проектной деятельности направлена на обогащение способности пространственных представлений, сенсомоторных и творческих способностей (сформированность точности движений, содружественная координация рук, глазомер и др.).
Пространственные представления необходимы для решения конструкторскотехнических задач, связанных с использованием различных графических материалов: чертежей конструкции различных изделий; эскизов коллекций одежды; схем поузловой обработки швейных изделий.
Точность движений проявляется при выполнении чертежа конструкции изделия, ручных работ (выполнение ручных стежков) по подготовке изделия к примерке и последующей технологической обработке, качество выполнения ВТО и т.д.
Содружественная координация рук представляет собой одновременную скоординированную работу обеими руками. Она проявляется при работе на швейных машинах, выполнении ручных работ и т.д., от степени развитости этой способности зависит качество строчки, правильность ее выполнения, что отражается на качестве изделия.
Линейный глазомер необходим при построении чертежа конструкции будущего изделия (ровность линий, их толщина, длина), выполнении эскиза коллекции моделей одежды (пропорции фигуры, композиции костюма), выполнении ручных и машинных работ (длина ручных стежков, ширина машинных швов, определение расстояния между параллельными машинными строчками и т.п.).
Темп работы представляет собой фактическую скорость выполнения разных операций, от этой способности зависит производительность труда студентов, что отражается на качестве изделия, его сложности (при низком темпе работы студенты не
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)
Богомолова О. В. Педагогические принципы развития умений проектной деятельности
у будущих педагогов профессионального обучения
успевают за отведенное время выполнить учебное задание, поэтому им требуется дополнительное время).
Принцип интегративности когнитивного, деятельностного, творческого, личностного и субъектного модулей в процессе развития умений проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения в их базовой и вариативной частях: диверсификации, вариативности, дифференциации,
индивидуализации проектной деятельности. Он позволяет интегрировать
образовательные модули в процессе развития умений проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения.
В.Э. Штейнберг считает, что образовательные системы и процессы, направленные на развитие умений проектной деятельности, должны строиться у будущих педагогов на основе функциональных модулей. Функциональный модуль «учебный материал» включает следующие элементы: научное знание; гуманитарный фон научного знания; учебная упаковка научных знаний. Функциональный модуль «учебный процесс» состоит из элементов - этапов освоения изучаемого явления: «познание» - фаза научного познания нового явления; «переживание» - фаза эмоционального и художественно-эстетического освоения изучаемого явления; «оценивание» - фаза освоения изучаемого явления путем оценивания. «Каркасом» функционального модуля являются формируемые и развиваемые в обучении базовые способности и виды деятельности, а «слоями» - базовые виды развития: психофизиологическое, духовно-интеллектуальное и социальное. Первые два модуля, по мнению В.Э. Штейнберга, являются универсально-инвариантными как для профессионального образования, так и для общего среднего образования. Степень развертывания, наполнения, детализации модулей определяется конкретными условиями использования [Штейнберг 2000].
Мы полагаем, что интегративность когнитивного, деятельностного, творческого, личностного и субъектного модулей в процессе развития умений проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения в их базовой и вариативной частях предполагает внутрипредметную и междисциплинарную интеграцию между циклами: гуманитарный, социальный и экономический;
математический и естественно-научный (общенаучный); профессиональный и разделами: физическая культура, учебная и производственная практики и/или научноисследовательская работа. В этом случае аккумулируется структура и содержание теоретической и практической подготовки на основе их интеграции, что позволяет выходить на новый качественный уровень решения проблемы профессионального образования будущих педагогов профессионального обучения. Особенно важен принцип интегративности в процессе изучения в вузе дисциплин профессионального цикла.
Вариативная часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей) и основной образовательной программой вуза в соответствии с профилями подготовки. Базовая часть предусматривает проектируемые ФГОС ВПО результаты знаний, умений и владений по учебным циклам и разделам. Важно согласовывать учебный материал модулей при реализации межпредметных связей, так как это устраняет рассогласованность и дублирование в изучении дисциплин, обеспечивает осмысленное восприятие и понимание студентами сложной учебной информации.
В результате интеграции когнитивного, деятельностного, творческого, личностного и субъектного модулей в их базовой и вариативной частях происходит целостное, качественно новое объединение знаний, структур и видов деятельности студентов. Цели и задачи профессиональной подготовки будущих педагогов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
профессионального обучения требуют того, чтобы в процессе такой интеграции образовалось системное единство профессиональных знаний, способов действий и взаимосвязанных с ними познавательных подходов, вариантов решения учебнопознавательных задач. При конструировании содержания обучения должны учитываться законы, закономерности обучения. Реализация принципа интегративности в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения предполагает разработку специальных методических средств, направленных на формирование у студентов системы профессиональных знаний, умений и навыков проектной деятельности, которые позволяют осуществлять проектирование содержания обучения, его организацию и управление им. Это позволяет индивидуализировать и активизировать профессиональную направленность учебной деятельности студентов, мобилизовать их личностный потенциал.
Принцип интегративности важен при корректировке совместной деятельности преподавателя и студента вуза, так как позволяет будущему педагогу профессионального обучения представить целостный педагогический процесс преподавания дисциплин профессионального цикла во всех его взаимосвязях и зависимостях, где учитываются все уровни процесса развития умений проектной деятельности у будущих педагогов на основе разработки и изготовлении коллекции одежды.
Принцип компетентностного подхода в развитии умений проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения позволяет реализовать компетентностный подход в решении профессиональной задачи развития у них умений проектной деятельности.
Реализация представленных здесь педагогических принципов обеспечивает эффективность процесса развития умений проектной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения на индивидуальном уровне.
Библиографический список
ГОС ВПО по специальности 030500.04 Профессиональное обучение (дизайн). Утвержден приказом МОиН РФ от 27 марта 2000 г., № 237
Климов Е.А. Психология профессионала: избр. психол. тр. М.: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. 456 с.
Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. завед. / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред.
И.А. Колесниковой. М., Академия, 2005. 288 с.
Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань, Изд-во Казан. ун-та, 1989. 204 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М., Народное образование, 1998. 256 с.
Ходусов А.Н. Педагогическое сопровождение личностно-профессионального развития будущего специалиста как методологическая детерминанта профессиональной ориентации учащейся молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск, 2015. №2 (34) URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/039-020.pdf (дата обращения: 13.07.2015).
ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям). Утвержден приказом МОиН РФ от 22 декабря 2009 г., № 781
Штейнберг В.Э. Технологии проектирования образовательных систем и процессов // Школьные технологии: научно-практический журнал для школьного технолога (завуча). 2000. №2. С. 3-23
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)