Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия развития речевого творчества старших дошкольников в театрализованной деятельности'

Психолого-педагогические условия развития речевого творчества старших дошкольников в театрализованной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPEECH CREATIVITY / CHILDREN’S CREATIVITY / THEATRICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потменская Елена Вячеславовна, Зубкова Наталья Александровна

В статье на основании изучения психолого-педагогической литературы и историко-педагогического опыта выделены психолого-педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста и охарактеризован потенциал, возможности его развития в театрализованной деятельности. Представлены результаты констатирующего и формирующего этапа эксперимента по развитию речевого творчества старших дошкольников в театрализованной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потменская Елена Вячеславовна, Зубкова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SPEECH CREATIVITY OF SENIOR PRESCHOOLERS IN THEATRICAL ACTIVITY

Based on the study of psychological and pedagogical resources and historical and pedagogical experience, the psychological and pedagogical conditions for the development of speech creativity of senior pre-school children are presented and the potential and possibilities for its development in theatrical activities are described in the article. The results of the stating and forming stages of the experiment on the development of speech creativity of senior pre-school children in theatrical activity in the conditions of the preschool educational organization are presented.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия развития речевого творчества старших дошкольников в театрализованной деятельности»

УДК 373.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Потменская Е. В., Зубкова Н. А. Психолого-педагогические условия развития речевого творчества старших дошкольников в театрализованной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 12-19. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo202/

Потменская Елена Вячеславовна | potmenskaya@mail.ru

Кандидат педагогических наук Доцент Института образования Балтийский федеральный университет им. И. Канта Калининград, Россия

Зубкова Наталья Александровна | natalya.fantom@mail.ru

Магистрант Института образования

Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Калининград, Россия

Психолого-педагогические условия развития речевого творчества старших дошкольников в театрализованной деятельности

Аннотация. В статье на основании изучения психолого-педагогической литературы и историко-педагогического опыта выделены психолого-педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста и охарактеризован потенциал, возможности его развития в театрализованной деятельности. Представлены результаты констатирующего и формирующего этапа эксперимента по развитию речевого творчества старших дошкольников в театрализованной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: речевое творчество, детское творчество, театрализованная деятельность.

Изучением вопросов речевого развития ребенка дошкольного возраста ученые

занимаются уже не одно десятилетие. Исследования в различных отраслях науки (Л. С. Выготский, Д. Б. Элько-нин, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, А. А. Пешковский, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Фле-рина, Ф. А. Сохин, Л. А. Пеневская, А. М. Леушина и др.) создали условия для комплексного изучения данного направления.

На каждом возрастном этапе дошкольного детства такие основные направления развития речи дошкольника, как активизация и обогащение его словаря, воспитание звуковой культуры речи и формирование ее грамматического строя, развитие связной речи, помимо того, что они многозадачны в своем содержании, имеют свои особенности.

УДК 373.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Потменская Е. В., Зубкова Н. А. Психолого-педагогические условия развития речевого творчества старших дошкольников в театрализованной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 12-19. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo202/

Так, речь ребенка старшего дошкольного возраста должна не только становиться содержательно, грамматически правильной и последовательной, богатой и выразительной, но и оставаться живой, непосредственной. Развитая связная речь помогает ребенку устанавливать связь с окружающим его миром, а также проявлять свою индивидуальность, понимать себя.

В рамках развития связной речи дошкольника интерес представляет феномен речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие» содержится понятие «речевое творчество» дошкольника [4], что, в свою очередь, подводит к необходимости рассмотрения речи как важнейшего компонента творческой деятельности человека.

Наиболее полно вопросы психологии творчества были исследованы Л. С. Выготским. Он считал, что «творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» [Цит. по: 1]. По определению Л. С. Выготского, «творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением» [Цит. по: Там же]. Процесс творческого воображения состоит из нескольких этапов: сначала накопление материала, затем его переработка, а после комбинация отдельных

образов — и переход воображения в действительность в виде материального воплощения навеянных им образов.

В психолого-педагогической литературе под детским творчеством понимается такая активная и самостоятельная деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от шаблона и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий мир, создает нечто новое для других и для себя. При этом взрослый обогащает представления ребенка о мире, помогает в овладении им средствами выражения эмоций, значением построения существующих в мире отношений, законов, ценностей (М. В. Ермолаева, Е. Л. Яковлева).

Детское творчество, в отличие от творчества взрослых, имеет субъективную ценность. Так, значимость речевого творчества для ребенка может рассматриваться как в широком смысле — в удовлетворении духовных эстетических потребностей и интересов, так и в узком — развивающем связную речь, ее выразительность, активизирующем его фантазию, мышление.

Исследователями (Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, О. Н. Сомкова и др.) выделяются такие формы проявления речевого творчества дошкольников, как: словотворчество (создание новых слов), творческое рассказывание (сказки, рассказы и др.), поэтическое творчество. В исследованиях О. С. Ушаковой словесное творчество определяется как деятельность детей, формирующаяся под влиянием

УДК 373.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Потменская Е. В., Зубкова Н. А. Психолого-педагогические условия развития речевого творчества старших дошкольников в театрализованной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 12-19. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo202/

произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений [5, с. 203].

Так как продуктом речевого творчества является текст (имеющий структуру и категориальные признаки), некоторые исследователи (Л. М. Ворошнина, Э. П. Короткова, А. М. Леушина, Л. А. Пеньевская и др.) в процессе развития речевого творчества дошкольников делают акцент на развитии связной монологической речи, построении связного высказывания.

В исследованиях С. К. Алексиевой, М. Л. Панкратовой, О. С. Ушаковой, С. М. Чемортан, А. Е. Шибицкой развитие речевого творчества рассматривается в тесной связи с обучением — через накопление художественного опыта для и в процессе собственного творчества. Для нас близок именно этот подход.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить несколько основных психолого-педагогических условий, влияющих на развитие речевого творчества дошкольников:

- развитие поэтического слуха (понимание жанровых особенностей произведений, чувство художественной формы и ее связи с содержанием произведения) посредством накопления литературного опыта;

- развитие выразительности речи дошкольников (ее логичности, уместности, образности, эмоциональности, экспрессивности, индивидуальной оригинальности). При этом основным

средством подобного развития является ознакомление детей с народным творчеством, фольклором при поэтапном переходе к активности и самостоятельности в речевых творческих проявлениях;

- взаимодействие различных видов художественной деятельности (музыка, живопись, танец, театр, прикладное творчество) в процессе развития речевого творчества;

- обогащение опыта дошкольников разнообразием художественных образов;

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды (жанровое, тематическое разнообразие художественной литературы; наличие различных видов театров; создание специальных зон (творческая мастерская) и др.).

В результате анализа различных источников по проблеме развития речевого творчества дошкольников нами в дополнение к обозначенным выше видам творческой активности выделена театрализованная деятельность как важная составляющая развития речи детей.

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста достаточно широко применяется в практике дошкольных образовательных организаций. Основываясь на игре и театральном творчестве, которое объединяет все виды искусства (художественное слово, музыку, пластику, изобразительную деятельность и т. п.), данный вид деятельности позволяетребенку постичь доступные ему средства сценического искусства,

УДК 373.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Потменская Е. В., Зубкова Н. А. Психолого-педагогические условия развития речевого творчества старших дошкольников в театрализованной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 12-19. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo202/

стать участником театральных представлений и их постановки, приобщать его к театральной культуре [3, с 53-55].

Применение в театрализованной деятельности различных форм работы с детьми влияет на развитие познавательных процессов (мышление, внимание, память, воображение, речь и др.), а также на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку [2, с 6].

Изучение детского творчества в трудах Н. А. Ветлугиной, А. Е. Шибицкой, Л. С. Фурминой, О. С. Ушаковой доказывают необходимость целенаправленного обучения детей театральной деятельности. Принципиально, чтобы оно основывалось на творческой переработке материала, создании новых художественных образов дошкольниками.

Так, по мнению исследователей и представителей театрального искусства, показателями детского творчества в театрализованной деятельности являются сочинения детей, воплощение ими своего или авторского замысла, оформление спектакля (музыкальное, художественное) [3, с. 63-64].

Исследователями (И. Г. Андреева, М. Б. Зацепина, Е. А. Медведева, Л. С. Фурмина, О. В. Солнцева и др.) уже изучалась проблема развития детского творчества в театрализованной деятельности. Кроме того, существуют исследования по развитию речевого творчества старших дошкольников в художественной деятельности (Л. В. Танина,

В. А. Краснова, Н. В. Гавриш), основным средством которого является художественная литература, фольклор.

Но, несмотря на наличие отдельных исследований проблемы, ее актуальность остается высокой в связи с тем, что потребность в речевом общении современного ребенка удовлетворяется недостаточно, компьютер и телевидение подменяют живое общение, снижается интерес детей к чтению художественной литературы, у многих родителей не хватает времени на всестороннее развитие ребенка. Поэтому целенаправленное развитие связной речи, в том числе речевого творчества ребенка, имеет важное значение в системе дошкольного образования.

В настоящее время нами уже была проведена констатирующая диагностика развития речевого творчества старших дошкольников. Опытно-экспериментальной базой исследования стало муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Ручеек»» пос. Васильково. В констатирующем эксперименте приняло участие 40 детей 5-6 лет.

В качестве диагностического инструментария была выбрана методика выявления особенностей развития связной речи старших дошкольников (исследования Н. Г. Смольниковой и Е. А. Смирновой).

Распределение детей экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп по уровням речевого творчества отражено в гистограмме (рисунок 1).

УДК 373.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Потменская Е. В., Зубкова Н. А. Психолого-педагогические условия развития речевого творчества старших дошкольников в театрализованной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 12-19. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo202/

Рисунок 1 — Уровни речевого творчества детей по результатам констатирующего эксперимента

Анализ результатов не выявил существенных отличий в особенностях речевого творчества детей ЭГ и КГ. Количественные данные свидетельствуют о невысоком уровне речевого творчества старших дошкольников.

Далее нами была разработана и внедрена программа по театрализованной деятельности «Сотворчество». Целью программы является развитие речевого творчества старших дошкольников.

В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

1) знакомство дошкольников с различными видами театра (драматический театр, театр кукол би-ба-бо, пальчиковый театр и др.);

2) формирование первоначальных представлений о средствах актерской

выразительности, а также первоначальных навыках создания образа различными художественно-сценическими средствами (жестикуляция, артикуляция и дикция, мимика, интонация и др.);

3) развитие диалогической и монологической речи;

4) раскрепощение детей, создание условий для проявления ими активности и самостоятельности на всех этапах подготовки спекталей, в том числе через выдумывание и озвучивание собственных сценариев (обучение речевому творчеству);

5) развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления;

6) формирование потребности в самостоятельной театрализованной деятельности.

УДК 373.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Потменская Е. В., Зубкова Н. А. Психолого-педагогические условия развития речевого творчества старших дошкольников в театрализованной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 12-19. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo202/

Программа состоит из нескольких модулей.

Первый модуль «Билет в театр» состоит из деятельности, целью которой является знакомство дошкольников с миром театра. С этой целью педагогом создаются игровые ситуации экскурсии в театр (в том числе виртуальные), которые могут помочь разнообразить представления детей о театрах. Детей знакомят с историей театра, его архитектурой, рассказы -вают им о работниках театра, знакомят с этикетом поведения в театре. Далее происходит знакомство с различными видами театра, детям предоставляется возможность самим смастерить театральных кукол, декорации и др., проводятся инсценировки потешек, сказок, детских песен.

Первый модуль также включает творческие задания, игры и упражнения, направленные на развитие всех психических процессов (например, игра «Отгадай, как нас зовут», в которой детям показывают персонажей и просят описать их, придумать им имена). Не менее интересна игра «Как правильно поступить?», в которой детям предлагаются проблемные ситуации, связанные с этикетом (например, «Сидя на спектакле, ты вспоминаешь, что у тебя в кармане лежит любимая конфетка. Как ты поступишь?»; «Твое место оказалось в середине ряда, и при этом на соседних местах уже сидят люди, как тебе пройти?» и др.), которые предлагается разрешить.

В модуль также включено знакомство дошкольников с миром музыки и

музыкальным оформлением спектаклей. Дети слушают музыкальные произведения, описывают свои впечатления, участвуют в музыкальном оформлении инсценировок (шорох листвы, шум воды и др.).

Второй модуль «Театральное искусство» предполагает знакомство со средствами актерского искусства. Каждое занятие направлено на раскрытие одной (радость, удивление, печаль, злость, отвращение / непринятие, страх и пр.) или нескольких эмоций. Упражнения, задания и игры этого модуля ориентированы на развитие мимики детей, их артикуляции, жестикуляции, дикции. Используются образы положительных и отрицательных героев литературных произведений. Дети знакомятся с приемами подачи образа героя через портрет, одежду, походку, цветовое решение и др.

Во втором модуле активно применяется художественная литература, описание героев и их поступков. Например, при знакомстве с эмоцией отвращения использовались сказки Х. К. Андерсена «Гадкий утенок», «Дюймовочка». При этом дети также проигрывали этюд «Кислое яблоко» и «Соленый чай». Также возможно исполнение стихотворения, выражающего чувство отвращения к чему-либо.

Третий модуль «Истории театра» направлен на знакомство детей с профессией сценариста, писателя, поэта. Кроме того, дошкольники узнают об основных стилистических особенностях

УДК 373.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Потменская Е. В., Зубкова Н. А. Психолого-педагогические условия развития речевого творчества старших дошкольников в театрализованной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 12-19. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo202/

произведений разного жанра (сказки, рассказа, стихотворения).

Данный модуль также предполагает активное применение художественной литературы как образца. В качестве образца жанра сказки используются произведения В. Г. Сутеева. В качестве образцов рассказа могут быть взяты произведения М. Пришвина, И. Бунина, Л. Н. Толстого, Н. Сладкова и др. Стихотворения также подбираются согласно возрасту и художественной ценности. Мы, например, использовали стихотворения А. Барто, С. Михалкова, Е. Благининой и др.

В третьем модуле педагог вместе с детьми проявляет творчество в создании новых сюжетных линий (могут использоваться знакомые герои, но в новых условиях или же, напротив, добавляться в систему образов произведения новые персонажи и др.); придумывает новые названия к знакомым произведениям; разрешает проблемные ситуации; создает сказочных героев, сказочные пространства (применение игры-фантазирования); пробует создавать рифмы и т. п.

Завершает программу четвертый модуль «Сотворчество». Цель четвертого модуля состоит в создании детьми спектакля на основе сценария, который они также придумывают самостоятельно. На этом этапе дети максимально независимы в своих творческих проявлениях, педагог может только направить их или помочь

им в случае затруднения, но не контролировать и тем более не навязывать свое видение. Создание коллективного продукта также создает условия для развития навыков сотрудничества.

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — URL: http://pedlib.ru/ Books/7/0060/7_0060-1.shtml (дата обращения: 06.05.2020).

2. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду / Е. В. Мигунова. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.

3. Потменская, Е. В. Использование творческих упражнений в формировании эмоциональной культуры студентов-педагогов / Е. В. Потменская // Перспективы науки. — 2020. — № 1 (124). — С. 150-153.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 (ред. от 21.01.2019 года) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — URL: https://normativ.kontur.ru/document? moduleId=1&documentId=330197 (дата обращения: 06.05.2020).

5. Танина, Л. В. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Танина Любовь Васильевна. — М., 1999. — 151 с.

УДК 373.24

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-методический электронный журнал

Потменская Е. В., Зубкова Н. А. Психолого-педагогические условия развития речевого творчества старших дошкольников в театрализованной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 12-19. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo202/

Elena V. Potmenskaya

Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia

Natalya A. Zubkova

Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia

Psychological and pedagogical conditions for the development of speech creativity of senior preschoolers in theatrical activity

Abstract. Based on the study of psychological and pedagogical resources and historical and pedagogical experience, the psychological and pedagogical conditions for the development of speech creativity of senior pre-school children are presented and the potential and possibilities for its development in theatrical activities are described in the article. The results of the stating and forming stages of the experiment on the development of speech creativity of senior pre-school children in theatrical activity in the conditions of the preschool educational organization are presented.

Keywords: speech creativity, children's creativity, theatrical activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.