Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия профилактики экстремистских взглядов среди обучающихся'

Психолого-педагогические условия профилактики экстремистских взглядов среди обучающихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные организации / обучающиеся / профилактика / экстремистские взгляды / психолого-педагогические условия / educational organizations / students / prevention / extremist views / psychological and pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зауторова Эльвира Викторовна

В настоящее время остается актуальной внутренняя угроза безопасности современного общества России из-за распространенности экстремизма. Анализ деятельности различных образовательных организаций Вологодской области позволяет констатировать отсутствие у них единой системы профилактики экстремизма среди обучающихся. В статье рассмотрены первичная диагностика и меры по повышению устойчивых взглядов обучающихся на деятельность экстремистской направленности. Названы психолого-педагогические условия для создания профилактической системы и воспитательной среды, способствующей формированию гражданских качеств, патриотических чувств и правовой грамотности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical conditions for the prevention of extremist views among students

Currently, there remains an internal threat to the security of modern Russian society, as such a phenomenon as extremism is widespread. An analysis of the activities of various educational organizations in the Vologda region allows us to state that they do not have a unified system for preventing extremism among students. The article shows the primary diagnosis and measures to increase the stable views of students on extremist activities. The psychological and pedagogical conditions for the creation of a preventive system and an educational environment conducive to the formation of civic qualities, patriotic feelings and legal literacy of students are named.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия профилактики экстремистских взглядов среди обучающихся»

Э. В. За уторова

173

Вестник Прикамского социального института. 2024. № 1 (97). С. 173-177.

Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2024. No. 1 (97). Pp. 173-177.

Научная статья УДК 374:376:377 EDN: GHKWAB

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ВЗГЛЯДОВ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1 2

Эльвира Викторовна Зауторова ’

1 Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний,

Вологда, Россия, elvira-song@mail.ru

2

Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний,

Вологда, Россия

Аннотация. В настоящее время остается актуальной внутренняя угроза безопасности современного общества России из-за распространенности экстремизма. Анализ деятельности различных образовательных организаций Вологодской области позволяет констатировать отсутствие у них единой системы профилактики экстремизма среди обучающихся. В статье рассмотрены первичная диагностика и меры по повышению устойчивых взглядов обучающихся на деятельность экстремистской направленности. Названы психолого-педагогические условия для создания профилактической системы и воспитательной среды, способствующей формированию гражданских качеств, патриотических чувств и правовой грамотности обучающихся.

Ключевые слова: образовательные организации, обучающиеся, профилактика, экстремистские взгляды, психолого-педагогические условия

Для цитирования: Зауторова Э. В. Психолого-педагогические условия профилактики экстремистских взглядов среди обучающихся // Вестник Прикамского социального института. 2024. № 1 (97). C. 173-177. EDN: GHKWAB.

Original article

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE PREVENTION OF EXTREMIST VIEWS AMONG STUDENTS

1 2

Elvira V. Zautorova ’

1 Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Vologda, Russia, elvira-song@mail.ru

2

Research Institute of the Federal Penitentiary Service Russia, Vologda, Russia

Abstract. Currently, there remains an internal threat to the security of modern Russian society, as such a phenomenon as extremism is widespread. An analysis of the activities of various educational organizations in the Vologda region allows us to state that they do not have a unified system for preventing extremism among students. The article shows the primary diagnosis and measures to increase the stable views of students on extremist activities. The psychological and pedagogical conditions for the creation of a preventive system and an educational environment conducive to the formation of civic qualities, patriotic feelings and legal literacy of students are named.

© Зауторова Э. В., 2024

174

Психология и педагогика

Keywords: educational organizations, students, prevention, extremist views, psychological and pedagogical conditions

For citation: Zautorova E. V. Psychological and pedagogical conditions for the prevention of extremist views among students. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2024, no. 1 (97), pp. 173-177. (In Russ.). EDN: GHKWAB.

Внутренняя угроза безопасности современного общества остается и сегодня, что обусловлено распространенностью экстремизма. Экстремистские течения возникли по ряду как объективных, так и субъективных причин и отражают свойства кризисной экономики различных систем общества, специфику взаимоотношений в семье, особенность деятельности социальных институтов, что порождает неопределенность будущего, падение общечеловеческих ценностей и приоритетов. В связи с этим важно проводить профилактическую работу с населением, при этом особого внимания заслуживают обучающиеся различных образовательных организаций, так как личность подростка, юноши и девушки находится в стадии становления и формирования.

Учитывая положения ст. 2 федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»1 и ряда нормативно-правовых актов Российской Федерации, отметим, что сегодня осуществляется разработка различных профилактических программ, которые нацелены на предотвращение распространения идей и убеждений экстремистского характера. Однако в образовательных организациях, чья роль в профилактике экстремизма признана первостепенной, эта работа носит фрагментарный и эпизодический характер и сводится, по сути, к повышению правовой культуры обучающихся, пропаганде патриотических и интернациональных идеалов [1].

Действительно, анализ деятельности различных образовательных организаций Вологодской области позволяет констатировать отсутствие у них единой системы профилактики экстремизма среди обучающихся. Нет четких целей, направлений и другого педагогического инструментария их реализации в образовательном процессе.

Проблемам различных сторон и направлений экстремизма, террористической деятельности, нравственного и правового просвещения подрастающего поколения посвящены современные научные исследования Ю. А. Акуниной, Б. З. Вульфова, С. Н. Ениколопова, Ю. Н. Зеленова, В. И. Красикова, В. С. Кудрина, А. В. Кузьмина, А. Ю. Пиджакова, А. А. Свиридова, М. Н. Солнцева, А. М. Столяренко, А. А. Хоровинникова и др. Ученые указывают на терминологическую неопределенность понятия «экстремизм», неоднозначность его классификации, сущностных характеристик и т. д., говорят о необходимости повышения правовой культуры обучающихся [2].

Отмечено также, что проблема профилактики экстремизма среди обучающихся связана с проблемой профилактики девиантного поведения, недостаточной работы в образовательных организациях по формированию чувства патриотизма, гражданской ответственности, правовой компетентности воспитуемых [3]. В нашем исследовании под экстремизмом мы будем понимать деятельность физических лиц или организаций по подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности Российской Федерации, а также возбуждение и пропаганду расовой, национальной, религиозной или социальной розни, осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов [4; 5].

Нами было проведено исследование, в котором участвовали пять учебных заведений различного типа г. Вологды (общеобразовательные школы, колледж, вуз). Всего в исследовании приняли участие 430 обучающихся в возрасте от 15 до 18 лет. Вначале осуществлялись

1 О противодействии экстремистской деятельности : федер. закон от 25 июля 2002 г. .№ 114-ФЗ (ред. от 28 дек. 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. .№ 30. Ст. 3031.

Э. В. За уторова

175

диагностические действия: определены лица, которые отличались устойчивостью / неустойчивостью к экстремистским убеждениям и информации экстремистской направленности, изучен уровень сформированности у обучающихся правовой и гражданской компетентностей, обеспечивающих данную устойчивость. Низкая (слабая) степень устойчивости к экстремистским взглядам и убеждениям выявлена только у 10 % испытуемых (деструктивное поведение, признание культа силы и агрессии, проявление нигилизма, мистичности, конформизма, социального пессимизма и т. д.), для 60 % опрошенных характерна средняя степень устойчивости и для 30 % - высокая (сильная). Хотя большая часть обучающихся показала «средние» результаты, профилактическая работа в этом направлении требует пристального педагогического внимания, особого проектирования и планирования.

В психолого-педагогическую группу причин, объясняющих наличие экстремистских взглядов обучающихся, следует включать такие признаки, как крайняя нетерпимость к людям с иными позициями, психологическая установка на отказ в участии в общественной жизни образовательной организации, неприязненное отношение к некоторым людям другой национальности, культивирование слепого повиновения и исполнения приказов лидера, оказывающего психологическое давление, манипуляцию сознанием человека, а также личностная и эмоциональная незрелость при сочетании истерических и эксплозивных черт и т. д. [6; 7].

В связи с этим нами была разработана профилактическая программа по развитию мотивации отказа от экстремистских установок и взглядов в условиях учебной и внеучебной деятельности обучающихся различных образовательных организаций (программа рассчитана на год, 40 часов). Содержательная часть программы включала такие тематические блоки, как «Закон жизни», «Человек в правовом поле», «Национальность без границ», «Я - гражданин России», «Разные, но равные», «Лидерство и подчинение», «Общечеловеческие ценности», «Толерантность», «Раскаяние», «Межэтническое общение», «Ориентация на будущее» и др. Использовались разнообразные формы и методы: просветительская учеба, беседы, тематические занятия, тренинги, анализ сложных жизненных ситуаций, анализ доступной в сети Интернет информации, зрительские конференции, метод дилемм, метод нравственной симпатии, метод преодоления игнорирования и социального исключения, метод рефлексии, психолого-педагогической поддержки и др.

Разработка и реализация вариативных профилактических программ, содержащих формы, средства и методы профилактической работы с основными участниками образовательного процесса, обеспечивают решение задач профилактики экстремизма, что доказывается при сопоставлении исходных и заключительных критериальных показателей эффективности профилактической деятельности образовательной организации. Так, повторная диагностика показала, что 60 % обучающихся обладают средней устойчивостью, а 40 % имеют высокую (сильную) устойчивость к экстремистским установкам и взглядам. Отметим увеличение количества испытуемых с более четкой позицией, с отрицанием экстремистских установок, проявлением способности и готовности жить в поликультурном обществе, возможности взаимодействовать с лицами разных национальностей, с ориентацией на соблюдение действующего законодательства, наличием гражданской ответственности и чувства патриотизма и т. д.

Практика показала, что в профилактической работе необходим интегративно-объеди-няющий подход, охватывающий учебную и внеучебную деятельность посредством включения в них элементов и технологий, ориентированных на формирование у обучающегося тех компетентностей, которые обеспечивают устойчивость его личности к экстремистским убеждениям и взглядам. Это возможно при использовании вариативных программ, включении специальных разделов и тем в различные учебные дисциплины, применении на учебных занятиях интерактивных методов и педагогических приемов и т. д. [8].

176

Психология и педагогика

В ходе разработки программы были выявлены необходимые психолого-педагогические условия профилактики экстремистских взглядов и устремлений среди обучающихся: проведение тематических занятий по развитию этнической идентичности личности (различные формы, методы и средства), повышение правовой компетентности каждого обучающегося (посредством организации психологической работы по подавлению внутренней агрессии и враждебности, а также развитию положительно-лидерских качеств личности), особый контроль за обучающимися «группы риска» и имеющих девиантное поведение (включение их в специальные индивидуальные занятия и мероприятия, работа в малых группах), формирование гражданской компетентности и социально значимых ценностей у обучающихся, мотивация их активного участия в общественной жизни образовательной организации.

В связи с этим необходимо отметить также готовность профессорско-преподавательского состава образовательной организации к профилактической деятельности, повышение квалификации преподавателей, изучение специальных курсов, ориентированных на реализацию программы отказа обучающихся от взглядов экстремистской направленности.

Таким образом, в образовательных организациях необходимо осуществлять профилактическую работу, создавать целостную систему обучения и воспитания по формированию устойчивых взглядов и установок обучающихся на проявления экстремизма в молодежной среде и окружающей действительности. Достижение эффективности данной деятельности обусловливается включением в образовательный процесс специальных программ, целенаправленных воспитательных мероприятий различного вида, включением в процесс освоения программ учебных дисциплин разделов, тем и обсуждений, ориентированных на создание воспитательной среды, которая будет способствовать формированию гражданских качеств, патриотических чувств и правовой грамотности обучающихся.

Список источников

1. Вешкин С. В., Розин А. Е. Проявление экстремизма у молодежи: причины его развития и методы профилактики // Фундаментальные и прикладные исследования: концепты, методики, новации : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 12 мая 2022 г.). Ростов н/Д : Профпресслит ; АНО «НИИ ДПО» ; Манускрипт, 2022. С. 124-130.

2. Лутовинов В. И. Духовно-нравственная основа военно-патриотического воспитания и подготовки учащейся молодежи к защите Отечества // Воспитание школьников. 2012. № 9. С. 3-9.

3. Зауторова Э. В., Рейма О. Я. Патриотизм как социальное явление и интегративное качество личности // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2018. № 1 (41). С. 130-136.

4. Гревцева Г. Я., Ипполитова Н. В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 27-32.

5. Зауторова Э. В., Желтов А. А., Соболев Н. Г. Программа психолого-педагогического воздействия на осужденных, являющихся носителями религиозных экстремистских убеждений. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2018. 129 с.

6. Лебедева И. Н. Психология личности террориста // Законность и правопорядок в современном обществе. 2012. № 9. С. 123-128.

7. Пионтковский В. В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Якутск, 2006. 41 с.

8. Панова О. Б. Основные формы научного пенитенциарно-педагогического знания // Пенитенциарная наука. 2022. Т. 16. № 3 (59). С. 327-342. https://doi.Org/10.46741/2686-9764.2022.59.3.011.

Э. В. За уторова

177

References

1. Veshkin S. V., Rozin A. E. Proyavlenie ekstremizma u molodezhi: prichiny ego razvitiya i metody profilaktiki [The manifestation of extremism among young people the causes of its development and methods of prevention]. Fundamental’nye i prikladnye issledovaniya: kontsepty, metodiki, novatsii. Matirialy 6 Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Rostov-on-Don, Profpresslit, National research institute of additional professional education, Manuscript, 2022, pp. 124-130. (In Russ.).

2. Lutovinov V. I. Dukhovno-nravstvennaya osnova voenno-patrioticheskogo vospitaniya i podgo-tovki uchashcheysya molodezhi k zashchite Otechestva [Spiritual and moral basis of military patriotic education and preparation of studying youth for protection of the Fatherland]. Vospitanie shkol’nikov, 2012, no. 9, pp. 3-9. (In Russ.).

3. Zautorova E. V., Reima O. Ya. Patriotizm kak sotsial’noe yavlenie i integrativnoe kachestvo lich-nosti [Patriotism as a social phenomenon and integrative property of the individual]. Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction, 2018, no. 1 (41), pp. 130-136. (In Russ.).

4. Grevtseva G. Ya., Ippolitova N. V. Vospitanie grazhdanstvennosti i patriotizma molodezhi: is-toricheskiy aspekt [Civic and patriotic education of the young: the historical aspect]. Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University (Herald of CSPU), 2015, no. 6, pp. 27-32. (In Russ.).

5. Zautorova E. V., Zheltov A. A., Sobolev N. G. Programma psikhologo-pedagogicheskogo vozdeystviya na osuzhdennykh, yavlyayushchikhsya nositelyami religioznykh ekstremistskikh ubezhdeniy [Program of psychological and pedagogical impact on convicts who are carriers of religious extremist beliefs]. Vologda, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2018, 129 p. (In Russ.).

6. Lebedeva I. N. Psikhologiya lichnosti terrorista [Psychology of terrorist personality]. Zakonnost’ i pravoporyadok v sovremennom obshchestve, 2012, no. 9, pp. 123-128. (In Russ.).

7. Piontkovskiy V. V. Patrioticheskoe vospitanie uchashcheysya molodezhi v usloviyakh re-gional’nogo obrazovaniya [Patriotic education of students in regional education]. Abstract of Doctor’s degree dissertation. Yakutsk, 2006, 41 p. (In Russ.).

8. Panova O. B. Osnovnye formy nauchnogo penitentsiarno-pedagogicheskogo znaniya [Key forms of scientific penitentiary and pedagogical knowledge]. Penitentiary Science, 2022, vol. 16, no. 3 (59), pp. 327342. (In Russ.). https://doi.org/10.46741/2686-9764.2022.59.3.011.

Информация об авторе

Э. В. Зауторова - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и педагогики Вологодского института права и экономики ФСИН России, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России,

член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.

Information about the author

E. V. Zautorova - Doctor of Pedagogical Sciences, Full Professor,

Professor at the Department of Legal Psychology and Pedagogy,

Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Leading Researcher, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Corresponding member of the International Academy of Sciences of Pedagogical Education.

Статья поступила в редакцию 22.01.2024; одобрена после рецензирования 13.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.

The article was submitted 22.01.2024; approved after reviewing 13.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.