Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА'

МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АСПИРАНТЫ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / БАКАЛАВРЫ / МАГИСТРАНТЫ / МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Ирина Евгеньевна, Шерехова Ольга Михайловна

В последнее время гражданское воспитание приобретает всё большее значение, поскольку будущее страны, ее процветание и развитие полностью зависят от ценностных ориентиров молодого поколения, его взглядов и убеждений. В сложившейся ситуации серьезную угрозу на пути становления и развития гражданского общества представляет экстремистская идеология. Сегодня образование признано одним из основных социальных институтов, который способен создать все условия для предотвращения распространения экстремизма и терроризма, а также укрепления усилий по мирному урегулированию любых конфликтов. Цель статьи - описать опыт реализации Модели гражданского воспитания студентов разных уровней высшего образования на междисциплинарной основе в рамках дисциплины «Иностранный язык» (на примере аспекта профилактики экстремизма) и проанализировать полученные результаты. Иностранный язык, будучи надпредметной дисциплиной, позволяет включать в свое содержание изучение и обсуждение разнообразных тем, в том числе вопросы предотвращения угрозы распространения экстремистской идеологии и терроризма как одну из актуальных глобальных проблем в наши дни. Апробация Модели гражданского воспитания обучающихся на разных ступенях высшего образования в рамках дисциплины «Иностранный язык» с целью профилактики предотвращения распространения идей экстремизма и терроризма в группах бакалавров, магистрантов и аспирантов позволила получить следующие результаты: повышен уровень информированности обучающихся о распространении экстремизма на территории РФ и его социальной опасности, о причинах возникновения, способах распространения и необходимости противодействия данному явлению; у обучающихся сформированы основы антиэкстремистского сознания, повышена устойчивость к любым проявлениям экстремистской идеологии за счет формирования в рамках экспериментального обучения острого неприятия экстремистской деятельности, заложены основы гражданской грамотности. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в анализе приоритетных направлений в образовании по предотвращению распространения экстремистской идеологии среди молодежи. Авторы приходят к практическому выводу, что формирование антиэкстремистской личностной позиции обучающихся в процессе проведения профилактических мероприятий по предотвращению распространения экстремистской идеологии в молодежной среде эффективно достигается средствами иностранных языков при обучении студентов гуманитарного профиля. Подобный опыт может быть рекомендован для распространения и при организации воспитательной работы среди студентов технических и естественно-научных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Ирина Евгеньевна, Шерехова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF CIVIC EDUCATION FOR STUDENTS OF DIFFERENT LEVELS OF HIGHER EDUCATION: PREVENTION OF EXTREMISM

Civic education has become increasingly important, since the future of the country, its prosperity and development completely depend on the values of the younger generation, their views and beliefs. In the current situation, extremist ideology appears to be a serious threat to the formation and development of civil society. Today, education is recognized as one of the main social institutions that can create all conditions for preventing the spread of extremism and terrorism, as well as strengthening efforts to peacefully resolve any conflicts. The purpose of the article is to describe a model of civic education for different levels students on an interdisciplinary basis within the framework of the discipline "Foreign Language" (the case of extremism prevention) and analyze the results obtained. While studying a foreign language, students have a great opportunity to study and discuss various topics, including the prevention of the spread of terrorism and extremist ideology as one of the current global issues. Testing the model of civic education for students in the framework of the discipline "Foreign language" with the aim of preventing the spread of ideas of extremism and terrorism in groups of bachelors, graduate and postgraduate students allowed to achieve significant results. The level of students’ awareness about the spread of extremism in the territory of the Russian Federation, its social danger, the causes of dissemination and the need to counteract this phenomenon has been increased. The foundations of anti-extremist consciousness among students have been formed, resistance to any manifestations of extremist ideology has been increased due to the formation of acute rejection of extremist activities within the framework of experimental training, the foundations of civic literacy have been laid. The theoretical significance of the study lies in the analysis of priority areas in education to prevent the spread of extremist ideology among young people. The authors come to the practical conclusion that the formation of an anti-extremist personal position of students in the process of carrying out preventive measures against extremist ideology spreading among young people is effectively achieved by means of foreign languages when teaching the Humanities majors. Such experience can be recommended for distribution in the educational process among students of engineering and natural science specialties.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2023, № 07 (июль) Раздел 5.8. Педагогика

ART 231063 DOI 10.24412/2304-120X-2023-11063 УДК 37.013

Модель гражданского воспитания студентов разных уровней высшего образования: профилактика экстремизма

The model of civic education for students of different levels of higher education: prevention of extremism

Авторы статьи

I

Authors of the article

I

Абрамова Ирина Евгеньевна,

доктор филологических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных направлений ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск, Российская Федерация lapucherabr@gmail.com ORCID: 0000-0002-1263-3599

Шерехова Ольга Михайловна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных направлений ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск, Российская Федерация olmili@mail.ru

ORCID: 0000-0002-2817-7700

Конфликт интересов

Irina E. Abramova,

Doctor of Philological Sciences, Associate Professor, Chair of Foreign Languages for Humanities, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russian Federation lapucherabr@gmail.com ORCID: 0000-0002-1263-3599

Olga M. Sherekhova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chair of Foreign Languages for Humanities, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russian Federation olmili@mail.ru

ORCID: 0000-0002-2817-7700

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Абрамова И. Е., Шерехова О. М. Модель гражданского воспитания студентов разных уровней высшего образования: профилактика экстремизма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2023. - № 07. - С. 83-97. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231063.htm. DOI 10.24412/2304-120X-2023-11063

I. E. Abramova, O. M. Sherekhova, The model of civic education for students of different levels of higher education: prevention of extremism // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. - No. 07. -P. 83-97. - URL: https://e-kon-

cept.ru/2023/231063.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11063

Поступила в редакцию Received 26.05.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 21.06.23

Принята к публикации Accepted for publication 21.06.23 Опубликована Published 31.07.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Абрамова И. Е., Шерехова О. М., 2023

Аннотация

Abstract

L

В последнее время гражданское воспитание приобретает всё большее значение, поскольку будущее страны, ее процветание и развитие полностью зависят от ценностных ориентиров молодого поколения, его взглядов и убеждений. В сложившейся ситуации серьезную угрозу на пути становления и развития гражданского общества представляет экстремистская идеология. Сегодня образование признано одним из основных социальных институтов, который способен создать все условия для предотвращения распространения экстремизма и терроризма, а также укрепления усилий по мирному урегулированию любых конфликтов. Цель статьи - описать опыт реализации Модели гражданского воспитания студентов разных уровней высшего образования на междисциплинарной основе в рамках дисциплины «Иностранный язык» (на примере аспекта профилактики экстремизма) и проанализировать полученные результаты. Иностранный язык, будучи надпредметной дисциплиной, позволяет включать в свое содержание изучение и обсуждение разнообразных тем, в том числе вопросы предотвращения угрозы распространения экстремистской идеологии и терроризма как одну из актуальных глобальных проблем в наши дни. Апробация Модели гражданского воспитания обучающихся на разных ступенях высшего образования в рамках дисциплины «Иностранный язык» с целью профилактики предотвращения распространения идей экстремизма и терроризма в группах бакалавров, магистрантов и аспирантов позволила получить следующие результаты: повышен уровень информированности обучающихся о распространении экстремизма на территории РФ и его социальной опасности, о причинах возникновения, способах распространения и необходимости противодействия данному явлению; у обучающихся сформированы основы антиэкстремистского сознания, повышена устойчивость к любым проявлениям экстремистской идеологии за счет формирования в рамках экспериментального обучения острого неприятия экстремистской деятельности, заложены основы гражданской грамотности. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в анализе приоритетных направлений в образовании по предотвращению распространения экстремистской идеологии среди молодежи. Авторы приходят к практическому выводу, что формирование антиэкстремистской личностной позиции обучающихся в процессе проведения профилактических мероприятий по предотвращению распространения экстремистской идеологии в молодежной среде эффективно достигается средствами иностранных языков при обучении студентов гуманитарного профиля. Подобный опыт может быть рекомендован для распространения и при организации воспитательной работы среди студентов технических и естественно-научных специальностей.

Civic education has become increasingly important, since the future of the country, its prosperity and development completely depend on the values of the younger generation, their views and beliefs. In the current situation, extremist ideology appears to be a serious threat to the formation and development of civil society. Today, education is recognized as one of the main social institutions that can create all conditions for preventing the spread of extremism and terrorism, as well as strengthening efforts to peacefully resolve any conflicts. The purpose of the article is to describe a model of civic education for different levels students on an interdisciplinary basis within the framework of the discipline "Foreign Language" (the case of extremism prevention) and analyze the results obtained. While studying a foreign language, students have a great opportunity to study and discuss various topics, including the prevention of the spread of terrorism and extremist ideology as one of the current global issues. Testing the model of civic education for students in the framework of the discipline "Foreign language" with the aim of preventing the spread of ideas of extremism and terrorism in groups of bachelors, graduate and postgraduate students allowed to achieve significant results. The level of students' awareness about the spread of extremism in the territory of the Russian Federation, its social danger, the causes of dissemination and the need to counteract this phenomenon has been increased. The foundations of anti-extremist consciousness among students have been formed, resistance to any manifestations of extremist ideology has been increased due to the formation of acute rejection of extremist activities within the framework of experimental training, the foundations of civic literacy have been laid. The theoretical significance of the study lies in the analysis of priority areas in education to prevent the spread of extremist ideology among young people. The authors come to the practical conclusion that the formation of an anti-extremist personal position of students in the process of carrying out preventive measures against extremist ideology spreading among young people is effectively achieved by means of foreign languages when teaching the Humanities majors. Such experience can be recommended for distribution in the educational process among students of engineering and natural science specialties.

Ключевые слова

I

Key words

I

гражданское воспитание, профилактика экстремизма, модель гражданского воспитания, иноязычное образование, бакалавры, магистранты, аспиранты

Благодарности

I

civic education, prevention of extremism, model of civic education, foreign language education, bachelors, graduate and postgraduate students

Acknowledgements

L

Авторы выражают благодарность дирекциям Института истории, политических и социальных наук и Института экономики и права Петрозаводского государственного университета, отделу аспирантуры в содействии при проведении экспериментального обучения.

The authors express their gratitude to the Executive Boards of the Institute of History, Political and Social Sciences and the Institute of Economics and Law of Petrozavodsk State University, the Department of Postgraduate Studies for their cooperation in the experimental study.

Введение / Introduction

Современный мир чрезвычайно сложен, полон трудноразрешимых противоречий и конфликтов, вызванных целым комплексом взаимосвязанных причин, в том числе противостоянием цивилизаций [1] и «множественностью реальностей» [2]. Согласно индексу терроризма в странах мира за 2022 год, Россия занимает 45-ю позицию среди 90 стран мира, пропустив вперед не только Афганистан, Сирию и Индию, но и Израиль, Турцию, США, Францию, Германию и Великобританию [3]. Однако не может не беспокоить тот факт, что в 2022 году количество экстремистских преступлений в Российской Федерации рекордно возросло за последние пять лет [4]. На этом фоне оптимистичным выглядит положение КНР, которая продемонстрировала нулевой индекс терроризма за 2022 год, добившись данного показателя не только благодаря эффективной и систематической борьбе с бедностью в результате поступательного развития экономики, но и с помощью организации системной воспитательной работы с подрастающим поколением

[5]. В таких условиях перед профессиональным сообществом высшей школы РФ остро стоит задача обеспечения эффективной социализации молодежи через морально-нравственное и гражданское воспитание. Такое социальное явление, как распространение идеологии экстремизма, настолько сложное по своей сути, причинам возникновения, способам распространения, что обеспечить его профилактику в среде учащейся молодежи возможно только совместными усилиями специалистов разных областей знаний на междисциплинарной основе. В этом плане дисциплина «Иностранный язык» имеет большой потенциал и различные возможности, которые мы попытаемся раскрыть в рамках данной статьи. Цель статьи - описать опыт реализации модели гражданского воспитания студентов разных уровней высшего образования на междисциплинарной основе в рамках дисциплины «Иностранный язык» (на примере профилактики экстремизма) и проанализировать полученные результаты.

Обзор литературы / Literature review

Гражданское воспитание является областью оживленных исследований и практики

[6], которому в последние годы уделяется приоритетное внимание как в России, так и за рубежом. Согласно О. Ю. Муллер, оно направлено на развитие понимания обучающимися своей «принадлежности к обществу, в котором он живет, к своей стране» [7]. По мнению С. В. Ивановой, гражданское воспитание включает в себя осознание своих прав и обязанностей, подразумевает формирование ценностного отношения к национальной идентичности [8], родному языку, культуре, религии, направлено на осознание связей между глобальными, национальными и местными проблемами. Реализация государственной политики страны по укреплению традиционных ценностей способствует «сохранению общероссийской гражданской идентичности», «поддержанию гражданского мира и согласия в стране», а также «повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации» [9]. Лори Морган считает, что особую актуальность приобретает формирование гражданской грамотности обучающихся [10] посредством развития у них таких навыков, как способность анализировать и критически переосмысливать информацию, готовность к ответственности и принятию решений, умений вести переговоры и взаимодействовать с разнообразными людьми. В последние годы появляются инновационные формы и методы гражданско-патриотиче-ского воспитания, направленные на изучение традиций и ценностей своего народа, раз-

витие чувства гражданской идентичности, формирование гражданской ответственности. По мнению Л. Н. Авдеевой, О. Ю. Колпачевой, Н. А. Сиволобовой, большую результативность и эффективность в этом направлении приобретает оптимальное сочетание традиционных и инновационных форм воспитательной работы [11].

Серьезной опасностью на пути становления здорового гражданского общества сегодня становится угроза распространения экстремистской идеологии, под влияние которой в первую очередь попадают представители молодого поколения. По мнению Д. М. Абдрахманова, К. В. Максимова, М. М. Нугуманова, Э. Н. Сафиной, радикализация взглядов молодежи вызвана рядом причин, среди которых можно выделить такие, как структурные социальные изменения, имущественное расслоение, отрицательная оценка текущей ситуации, фактов коррупции, социальной несправедливости, а также рост производства и распространения экстремистских материалов с целью вовлечения молодых людей в противоправную деятельность [12]. В связи с этим одной из комплексных задач образовательной политики государства является разработка мер, способствующих противодействию распространения идей экстремистской пропаганды и вовлечения молодежи в радикально настроенные сообщества.

Относительно новым направлением противодействия экстремистской идеологии является идея формирования антиэкстремистского сознания у обучающихся, которое, согласно Ю. А. Давыдовой, Е. В. Каргаполовой, Т. В. Платовой, представляет собой «закрепление представления об экстремизме как общественно опасном явлении», представляющем угрозу личности, обществу и государству [13]. В. М. Шинкарук, П. П. Фантров, Н. А. Соловьёва считают систему образования одним из основных институтов гражданского общества, которое может создать все условия для формирования антиэкстремистского сознания [14]. Этой же позиции придерживается А. Ч. Асильдаров, высказывая мнение, что именно образование представляет наиболее организованную структуру, охватывающую практически все сферы жизнедеятельности человека [15]. Однако, по мнению Саманты де Силва, образование может быть использовано как «для радикализации, так и для дерадикализации молодых людей» [16], поэтому крайне важной является включенность органов государственной власти в поддержку мер противодействия экстремизму и терроризму в рамках образовательных программ.

Российский педагог-исследователь О. Ю. Годунов уделяет большое внимание необходимости предотвращения опасности вовлечения молодежи в «деструктивные социальные группы» [17], мнение которого поддерживают Б. М. Камергоев и М. К. Курманова, считая, что преступная деятельность по распространению экстремистской идеологии и вербовке молодежи осуществляется преимущественно в цифровом пространстве [18], месте наибольшей социальной активности представителей молодого поколения. В связи с этим принципиально важным становится формирование у обучающихся критического мышления, воспитания чувств патриотизма, гражданской ответственности, духовно-нравственных ценностей. Необходимо отметить, что гражданско-патриотическое воспитание, нравственное воспитание, поликультурное воспитание взаимосвязаны и в равной степени важны для формирования личности молодого человека в контексте понимания и уважения родной культуры, достижений русской цивилизации, героического прошлого страны, осознания своих обязанностей перед обществом и с учетом важности для нашей страны межнационального и межэтническое взаимодействия, взаимопонимания, необходимости противодействовать национализму и расизму.

Анализ отечественных исследований позволяет определить приоритетные направления в образовании по предотвращению распространения экстремистской идеологии в обществе:

1) повышение роли нравственного воспитания молодежи (Р. А. Хачидогов) [19]:

- включение в рабочие программы дисциплин модулей, направленных на воспитание духовно-нравственных ценностей;

- проведение внеклассных и внеаудиторных мероприятий, направленных на формирование навыков сотрудничества и взаимопомощи в коллективе;

- привлечение обучающихся к участию в волонтерской деятельности;

2) повышение роли патриотического воспитания (А. И. Кирсанов) [20]:

- проведение мероприятий, направленных на формирование гражданской идентичности, чувств причастности к своей родине, гордости за историю России;

- привлечение обучающихся к деятельности, направленной на улучшение качества жизни в своем городе, регионе;

- включение в рабочие программы дисциплин материалов по реализации регионального компонента;

- организация конкурсов, связанных с историей, культурой и традициями родного края;

3) формирование культуры межнационального общения (М. Х. Шигалугова) [21]:

- организация мероприятий, нацеленных на формирование уважительного отношения ко всем нациям, этносам и религиям (Л. И. Галеева) [22];

- проведение занятий по основам культуры мирного поведения, обучению навыкам бесконфликтного общения, нахождению конструктивных, компромиссных решений проблем;

4) повышение роли поликультурного образования (А. В. Зорина, Н. Н. Выгодчикова) [23]:

- создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся, их креативности и культурного развития;

- включение в учебный план дисциплин, направленных на формирование навыков общения, основанных на принципах диалога культур, осознания ценностей чужих культур и их принятия;

- организация мероприятий по формированию толерантной позиции по отношению к культурному многообразию и развитию бережного отношения к культурному наследию разных народов (И. В. Васютенкова) [24].

Таким образом, принципиально важным направлением гражданского воспитания обучающихся является разработка теоретических и методологических основ по противодействию распространения экстремистской идеологии во всех ее проявлениях, которые могут стать фундаментом формирования антиэкстремистского сознания обучающихся и способствовать созданию комплекса эффективных мер, направленных на борьбу с данным явлением.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Следует отметить, что иноязычное образование имеет широкие возможности для формирования как профессиональных [25], так и универсальных [26] компетенций обучающихся. Иностранный язык может выступать инструментом познания и воздействия на окружающий мир [27]. Дисциплина «Иностранный язык» содержит в себе неисчерпаемый дидактический потенциал при обучении студентов нелингвистических специальностей. Будучи напредметной дисциплиной [28], иностранный

язык может включать в свое содержание неограниченное количество тем для изучения и обсуждения, в том числе и по профилактике экстремизма, с целью формирования у обучающихся негативного отношения к этому явлению и становления их гражданской позиции. В вузовском образовании сегодня широко распространено обучение иностранному языку в профессиональных целях, отвечающее требованиям общества и потребностям самих обучающихся. В то же самое время в рабочие программы по иностранному языку включены универсальные модули, связанные с современной реальностью, например с необходимостью решения глобальных проблем, которые представлены в целях в области устойчивого развития, поставленных ООН в 2015 году [29]. Так, согласно повестке дня в области устойчивого развития [30], проблема отсутствия безопасности остается серьезной угрозой для современного мира.

С учетом вышесказанного специалистами кафедры иностранных языков гуманитарных направлений Петрозаводского государственного университета была апробирована экспериментальная модель гражданского воспитания студентов разных уровней высшего образования на междисциплинарной основе в рамках дисциплины «Иностранный язык» (на примере профилактики экстремизма), что описано ниже.

В эксперименте приняли участие 119 (Ы = 119) студентов гуманитарных институтов ПетрГу, из них 23 бакалавра с первого по второй курс специальности 46.03.01 История международных отношений, 62 бакалавра 1-11 курсов направления подготовки

40.03.01 Юриспруденция, 20 магистрантов специальностей 46.04.01 Новейшая история России, 46.04.01 Единая Европа: от идеи античной империи до Европейского Союза,

43.04.02 Проектирование в индустрии туризма, 44.04.02 Психология карьерного консультирования, 14 аспирантов гуманитарных направлений подготовки (специальности: 5.1.3 Частно-правовые (цивилистические) науки, 5.1.4 Уголовно-правовые науки, 5.9.5 Русский язык. Языки народов России, 5.9.8 Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика, 5.6.1 Отечественная история). В качестве методов исследования применялись наблюдение, эксперимент, анкетирование открытого и закрытого типов. Ниже в табл. 1 представлена Модель организации гражданского воспитания студентов разных уровней высшего образования на примере комплекса мероприятий по профилактике экстремизма среди обучающихся вуза.

Описание блоков и расшифровка их содержания для каждого уровня образования

Бакалавры. Блок 1: установочный. Цель - предоставить историческую справку о развитии экстремизма и терроризма в России и за рубежом, проинформировать бакалавров об опасности данных явлений. В рамках данного блока студенты-бакалавры изучают проблему угрозы экстремизма и терроризма как одну из тем модуля рабочей программы «Навстречу глобальным вызовам». На данном этапе студенты получают информацию об истории возникновения этих явлений, о самых ранних проявлениях экстремизма в истории человечества, обсуждают причины совершения террористических актов, различие методов и способов совершения данных преступлений, конфликты, где одним из инструментов борьбы с противниками являлся терроризм. Студенты анализируют цели террористов, а также причины, толкающие людей на совершение подобных преступлений, такие как бедность, низкий уровень образованности, ненависть, неудовлетворенность жизнью и др. Глубокий анализ причин данных явлений позволяет понять необходимость принятия мер, обеспечивающих безопасность жителей планеты.

Таблица 1

Комплекс мероприятий на английском языке по профилактике экстремизма в рамках реализации Модели гражданского воспитания студентов разных уровней высшего образования ПетрГУ

Мероприятие Цель проведения Участники

Аналитическая беседа «История развития терроризма, причины и последствия» Обсуждение и анализ политических, экономических, социальных, идеологических, этнонациональ-ных и правовых факторов, способствующих распространению идеологии экстремизма и терроризма Бакалавры

Круглый стол «Способы предотвращения преступлений экстремистского и террористического характера» Изучение УК РФ с целью анализа понятий «террорист», «террористический акт», «экстремизм» и других, а также предусмотренных законом наказаний за данные виды преступлений Бакалавры

Образовательная дискуссия «Крупнейшие террористические атаки» Ознакомление обучающихся с последствиями крупнейших террористических атак в мире и обсуждение мер предотвращения подобных преступлений Бакалавры

Образовательная викторина, посвященная противодействию терроризму Составление алгоритма действий и поведения человека, оказавшегося в экстремальной ситуации Бакалавры

Конкурс аудирования англоязычных фильмов по релевантной тематике Критический анализ содержания англоязычных фильмов, посвященных проблемам финансирования и распространения международного терроризма, анализ положительного опыта Магистранты

Брифинг на английском языке по проблемам экстремизма, причинам радикализации учащейся молодежи, мерам профилактики Критический анализ источников на английском языке из сети Интернет, выявление и постановка проблем, анализ их причин, обсуждение и поиск возможных решений Магистранты

Конкурс эссе «Как можно победить явление экстремизма среди молодежи: мои предложения» Рефлексия и осознание сложности изучаемого явления, выработка собственной позиции и предложений по профилактике опасных социальных явлений Магистранты

Круглый стол на английском языке по проблемам экстремизма среди молодежи РФ Критический анализ и отбор источников на английском языке из сети Интернет, посвященных данной теме, выявление и постановка проблем, их обсуждение и поиск возможных решений Аспиранты

Индивидуальные информационные ролики по тематике «Профилактика экстремизма» Информирование студентов первой и второй ступеней обучения об экстремизме, истории и причинах его появления в мире и в РФ, мерах противодействия Аспиранты

Круглый стол по обсуждению тематических роликов аспирантов после их просмотра Ознакомление с содержанием роликов, обсуждение заявленной в них тематики, осознание сложности и опасности явления, формирование собственной гражданской позиции Бакалавры, магистранты аспиранты

Инструменты и педагогические технологии: цифровые ресурсы MovieMaker, Платформа Мудл, Гугл диск, цифровые ресурсы машинного перевода DeeplTranslate, ресурсы нейросетей для визуализации FusionBrain

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этапы эксперимента: установочный, основной, завершающий

Принципы и подходы к обучению: коммуникативный подход, личностно ориентированный, дея-тельностный, наставничество, социально-культурный, междисциплинарный, интегративный подходы

Блок 2: основной. Цель - представить обучающимся информацию об ответственности за причастность к преступлениям экстремистского и террористического характера. В рамках данного блока студенты знакомятся с основными понятиями, определениями преступлений, связанными с экстремизмом и террористической деятельностью, обсуждают статьи и наказания за данный вид преступлений, предусмотренные законом в России и других странах. Обсуждают преступления, связанные со стрельбой в школах, организацией взрывов и других терактов в общественных местах, а также последствия этих преступлений. Студенты предлагают варианты возможного предотвращения данных видов преступления, а также обсуждают правила поведения в учебных заведениях, соцсетях, компаниях и т. д., которые помогут обратить внимание на неадекватное поведение людей. Кроме того, студенты изучают статистику преступлений подобного рода и получают информацию о крупнейших терактах современности, унесших тысячи жизней. После просмотра документальных видеоматериалов студентам предлагается написать краткое эссе-впечатление, в котором необходимо выразить те чувства, которые ты переживал во время просмотра. Материалы, обсуждения, дискуссии в данном блоке носят профилактический характер.

Блок 3: завершающий. Цель - обобщить полученные знания и разработать алгоритм действий в случае экстремальной ситуации, связанной с угрозой террористической атаки. Участие в викторине, ответы на предлагаемые в ней вопросы, проявление способности разрешить предложенные ситуации свидетельствуют о сформированной устойчивости обучающихся к любым проявлениям экстремистского поведения.

Магистранты. Блок 1: установочный. Цель - проинформировать магистрантов об опасности экстремизма, радикализации учащейся молодежи и важности формирования личной гражданской позиции. На данном этапе преподаватель информирует студентов о целях и задачах планируемых мероприятий в рамках дисциплины «Иностранный язык», обеспечивает обучающихся инструментами для выполнения индивидуальных и групповых заданий (они представлены на Образовательном портале кафедры ИЯГН на платформе Мооё1е, а также в пособиях преподавателей кафедры).

Блок 2: основной. Цель - обучить магистрантов навыкам критического отбора и анализа англоязычных интернет-материалов по релевантной тематике, сформировать у них собственную гражданскую позицию по острым социально значимым темам. В рамках дисциплины «Иностранный язык» проводятся четыре мероприятия по профилактике экстремизма среди магистрантов: брифинг по проблемам экстремизма, причинам радикализации учащейся молодежи, мерам профилактики; круглый стол по обсуждению тематических роликов аспирантов после их просмотра; конкурс аудирования англоязычных фильмов по релевантной тематике; конкурс эссе «Как можно победить явление экстремизма среди молодежи: мои предложения» (см. табл. 1).

Блок 3: завершающий, включает индивидуальную рефлексию магистрантов через анкетирование открытого типа.

Аспиранты. Блок 1: установочный. Цель - проинформировать аспирантов об актуальности данной тематики и важности гражданской позиции, а также о целях и задачах планируемых мероприятий в рамках дисциплины «Иностранный язык», обеспечить аспирантов инструментами для выполнения индивидуальных и групповых заданий.

Блок 2: основной. Цель - обучить аспирантов навыкам критического отбора и анализа англоязычных интернет-материалов по релевантной тематике, сформировать навыки и умения создавать качественный цифровой контент по острым социальным темам, разъясняющим студентам младших курсов опасность радикализации

учащейся молодежи в современных условиях, сформировать у аспирантов компетенцию наставничества. В рамках дисциплины «Иностранный язык» проводятся два основных мероприятия по профилактике экстремизма. Первоначально аспиранты самостоятельно готовят дискуссионный круглый стол по проблемам экстремизма и терроризма в мире, самостоятельно анализируя большой массив интернет-источников, отбирая наиболее достоверные источники и факты, вырабатывая собственное видение явления и предложения по его преодолению. Следующим мероприятием является самостоятельное создание цифрового контента информационной направленности на английском языке для последующего просмотра и анализа бакалаврами и магистрантами. В роликах освещаются следующие темы: «Международные организации Европы по борьбе с молодежным экстремизмом», «Роль Интернета в распространении идей экстремизма и радикализации молодежи РФ», «Особенности распространения идеологии экстремизма в современных условиях», «Криминологическая характеристика экстремизма и терроризма», «Правовые основы противодействия: административная и уголовная ответственность за распространение экстремизма», «Профилактика радикализации: зарубежный и российский опыт»,

Блок 3: завершающий, включает индивидуальную рефлексию аспирантов через анкетирование открытого типа.

Результаты исследования / Research results

Для диагностирования динамики изменения информированности бакалавров о причинах возникновения экстремистских и террористических явлений, о способах их распространения им было предложено ответить на несколько вопросов авторской анкеты закрытого и открытого типов до и после эксперимента, наиболее релевантные данные представлены в табл. 2. Что касается магистрантов и аспирантов, они после завершения эксперимента должны были развернуто ответить на более сложные вопросы, отражающие их гражданскую позицию по данной проблеме: «Какие причины распространения идей экстремизма среди российской молодежи Вы считаете самыми важными?» и «Какие меры необходимо предпринять для профилактики радикализации российской молодежи?»

Таблица 2

Результаты экспериментального обучения бакалавров по Модели гражданского воспитания (профилактика экстремизма) в рамках дисциплины «Иностранный язык»

Динамика степени информированности бакалавров о стремительном распространении экстремистской идеологии во всем мире (%, до и после участия в эксперименте)

Высокая Средняя Низкая

До После До После До После

14,1 90,5 47 7,2 38,9 2,3

Динамика осведомленности бакалавров об основных причинах возникновения экстремизма среди молодежи (%, до и после участия в эксперименте)

Высокая Средняя Низкая

До После До После До После

9,4 91,7 36,4 5,9 54,1 2,3

Динамика осведомленности бакалавров о способах распространения информации об экстремистских организациях в РФ и способах вербовки (%, до и после участия в эксперименте)

Высокая Средняя Низкая

До После До После До После

25,88 90,5 36,4 7,2 37,6 2,3

Уровень информированности бакалавров о мерах административной и уголовной ответственности за экстремизм (до и после эксперимента, %)

Высокая Средняя Низкая

До После До После До После

14,1 95,2 40,0 3,5 45,88 1,7

Причины возникновения экстремизма среди молодежи, названные бакалаврами

До обучения После обучения

Религиозные убеждения 88,9% Недемократические политические режимы 57,1% Бедность 44,4% Безграмотность 27,8% Вооруженные конфликты 57,1 % Недовольство сложившейся ситуацией в отдельно взятой стране 72,2% Этнонациональные факторы 38,9% Религиозные убеждения 54,5% Недемократические политические режимы 45,5% Бедность 54,5% Безграмотность 0% Вооруженные конфликты 72,7% Недовольство сложившейся ситуацией в отдельно взятой стране 78,6% Этнонациональные факторы 63,6%

Способы распространения информации об экстремистских организациях в РФ и способах вербовки, выделенные бакалаврами (вопрос открытого типа)

До обучения После обучения

С помощью Интернета Различные воздействия на граждан из группы риска Запугивание Обман Ищут людей с такими же взглядами Завлекают в секты Обещание хорошего заработка С помощью Интернета, соцсетей Вхождение в доверие «Промывание мозгов» Манипуляция людьми Посредством сетей Интернет и Даркнет Внушения правильности этих действий авторитетными людьми Шантаж

Какой, на Ваш взгляд, самый эффективный способ борьбы с глобальным терроризмом? (вопрос открытого типа)

До обучения После обучения

Проведение воспитательных мероприятий Усиление контроля за населением со стороны государства Ужесточение наказания за это преступление Повышение грамотности людей Создание оперативных групп и служб, специализирующихся на борьбе с терроризмом Усиление надзора в общественных местах Проведение реформ Совершенствование законодательства Сплочение всех государств для борьбы с терроризмом Повышение уровня международной безопасности Проведение воспитательных мероприятий Совершенствование социальной и молодежной политики Повышение бдительности самих граждан

Согласно данным табл. 2, в общем и целом обучающимся первой ступени высшей школы были известны определенные факты по данным вопросам, но в то же самое время бакалавры повысили уровень информированности о явлениях экстремизма и терроризма, а именно: увеличили степень осведомленности об их опасности, причинах их возникновения, возможных способах вербовки молодежи в преступные организации, а также предложили собственные варианты решения данной проблемы. До начала обучения в рамках данной модели 14,1% опрошенных считали, что они достаточно осведомлены о стремительном распространении экстремистской идеологии во всем мире, тогда как после окончания изучения данной темы 90,5% опрошенных понимают реальную опасность данного явления на глобальном уровне. До эксперимента основной причиной возникновения экстремизма и терроризма 88,9% опрошенных считали религиозные убеждения, тогда как после окончания обучения 54,5% студентов называют это в качестве основной причины. Кроме

того, до обучения бакалавры считали, что причины данного явления - бедность (44,4%), вооруженные конфликты (57,1%), недовольство сложившейся ситуацией в отдельно взятой стране (72,2%), безграмотность (27,8%), недемократические политические режимы (57,1%), этнонациональные факторы 38,9%, тогда как после обучения были названы следующие причины: бедность (54,5%), вооруженные конфликты (72,7%), этнонациональные факторы (63,6%), недемократические политические режимы (45,5%), а безграмотность не названа в качестве причины вообще. В качестве возможных вариантов решения проблемы бакалавры предлагают следующее: проведение воспитательных мероприятий, совершенствование социальной и молодежной политики, усиление контроля за населением со стороны государства, повышение уровня международной безопасности, сплочение всех государств для борьбы с терроризмом, повышение бдительности самих граждан. Однако, что не может не беспокоить, большинство респондентов считают, что на данный момент не представляется возможным остановить распространение данного явления. Таким образом, основными результатами обучения бакалавров в рамках данной модели стали: повышение уровня информированности по данному вопросу, увеличение степени осведомленности о возможностях распространения экстремистской идеологии и способах вербовки молодежи в преступные организации, а также переосмысление мер предосторожности и анализ методов противодействия экстремизму и терроризму.

После завершения экспериментального обучения среди причин радикализации современной молодежи магистранты и аспиранты выделили следующие: 1) в активный трудоспособный возраст все больше вступают представители того поколения, кто родился и сформировался в трудные годы перестройки и после нее; 2) в этот период были пересмотрены нравственные и духовные ценности и установки, что не могло не сказаться на жизненных взглядах современных молодых людей; 3) в отличие от старших поколений, воспитанных в советское время, молодежь не имеет положительного опыта общения и взаимодействия с разными народами; 4) низкий уровень патриотизма среди подрастающего поколения, деформация традиционных ценностей; 5) незаконное использование сети Интернет для пропаганды экстремистской деятельности; глобальная цифровизация, Даркнет, анонимность преступников и в то же время быстрое распространение информации в криминальных кругах; 6) проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда религиозного экстремизма), религиозные противоречия среди конфессий; 7) вовлечение влиятельных людей с целью наживы в преступные схемы и заговоры; бесконечный поток денег на поддержку террористической деятельности от незаконных благотворительных организаций; 8) отсутствие четкой, скоординированной контртеррористической работы на межгосударственном уровне по всему мире.

Отвечая на вопрос, какие меры необходимо предпринять для профилактики данных явлений, обучающиеся второй и третьей ступеней высшей школы высказали следующие мнения: «Приоритетом в борьбе с экстремизмом должно стать устранение причин и условий, способствующих девиантному поведению: социальное неравенство среди молодежи, неравенство в образовании и карьере»; «должна быть выработана эффективная государственная молодежная политика, что является одним из важнейших инструментов формирования активной гражданской позиции у молодых, воспитания социальной инициативы, чувства гордости за свою страну»; «...я считаю, что для достижения наибольшего результата в борьбе с молодежным экстремизмом необходимо начинать формирование духовно-нравственных ценностей у

подрастающего поколения с раннего возраста - школьных лет, а не через разовые выступления среди молодых людей, у которых уже сформировалось определенное мировоззрение в отношении многих жизненных позиций»; «...ликвидировать глобальную угрозу можно только путем систематической, порой рутинной работы, иногда подвергая свою жизнь риску и полагаясь на веру в лучший исход.»; «.гибель невинных людей, сломанная психика граждан - этого можно избежать, если бороться с терроризмом: усилить наркоконтроль, запретить свободную покупку оружия, ужесточить условия приобретения оружия и взрывчатки».

Заключение / Conclusion

Предложенная Модель гражданского воспитания на примере реализации комплекса мероприятий по профилактике предупреждения распространения экстремизма в рамках дисциплины «Иностранный язык» для студентов разных уровней высшего образования ПетрГу доказала свою эффективность в ходе практической апробации. Она позволила сформировать у обучающихся основы антиэкстремистского сознания, повысить устойчивость к отдельным проявлениям экстремистской идеологии за счет формирования в рамках экспериментального обучения неприятия экстремистской деятельности, а также развить гражданскую грамотность.

Кроме того, в процессе экспериментального обучения специалистам КИЯГН удалось сформировать у студентов всех уровней обучения эмоциональное отношение к данной проблеме, что отразилось в следующих высказываниях: «.страшно жить в мире, где терроризм так распространен»; «.из-за террористических актов тысячи людей больше никогда не увидят своих близких, десятки тысяч людей не смогут продолжать жить прежней жизнью», «человеческая жизнь больше не является самой главной ценностью, и это очень печально...» и другие.

Тем не менее следует признать, что причины экстремизма недостаточно хорошо изучены, существует мало эмпирических данных, демонстрирующих эффективность предпринимаемых мер в образовательной сфере, поэтому продолжается поиск методов и форм воспитания, которые будут способствовать неприятию экстремистской идеологии. Только усилиями всего профессионального сообщества педагогов высшей школы на междисциплинарной основе возможно разработать и внедрить в практику новые модели, методики, технологии воспитания гражданской позиции выпускников вуза, способных справляться со все более серьезными вызовами современного мира. Авторами статьи была предпринята попытка решить задачу формирования антиэкстремистской личностной позиции обучающихся в процессе проведения профилактических мероприятий по предотвращению распространения экстремистской идеологии в молодежной среде средствами иностранных языков при обучении студентов гуманитарного профиля. Подобный опыт может быть рекомендован для распространения и при организации воспитательной работы среди студентов технических и естественно-научных специальностей.

Ссылки на источники / References

1. Спирова Э. М. Противостояние цивилизаций // Философская школа. - 2017. - № 2. - С. 29.

DOI: 10.24411/2541-7673-2017-00014

2. Герасимова И. А., Бургете Аяла М. Р., Киященко Л. П., Розин В. М. Сложностность и проблема единства знания. Вып.

2: Множественность реальностей в сложностном мире / Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФ РАН, 2019. - С. 8.

3. Institute for Economics & Peace. Global Terrorism Index 2023: Measuring the Impact of Terrorism, Sydney. - 2023. - Р.

83. - URL: http://visionofhumanity.org/resources

4. В РФ в 2022 году зарегистрировали рекордное за пять лет число экстремистских преступлений // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/16910891(lfnf

5. Fight against Terrorism and Extremism in Xinjiang: Truth and Facts // Information Office of the People's Government of Xinjiang Uyghur Autonomous Region. - 2022. - Р. 47. - URL: https://www.ohchr.org/sites/de-fault/files/documents/countries/2022-08-31/ANNEX_A.pdf

6. Carretero M., Haste H., & Bermudez A. Civic education // Handbook of educational psychology / eds. L. Corno & E. M. Anderman. - Routledge/Taylor & Francis Group, 2016. - P. 295. - URL: https://www.researchgate.net/pub-lication/282119605_Civic_Education

7. Муллер О. Ю. Гражданское воспитание как цель и условие формирования личности // Вестник СПбГИК. -2023. - № 1 (54). - C. 97. DOI: 10.30725/2619-0303-2023-1-95-101

8. Иванова С. В. О гражданственности, национальной идентичности, безопасности // Ценности и смыслы. -2012. - № 5 (21). - С. 4-8.

9. Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [от 9 ноября 2022 г. № 809]. -URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/

10. Morgan Lori A. Developing Civic Literacy and Efficacy: Insights Gleaned Through the Implementation of Project Citizen // i.e.: inquiry in education. - 2016. - Vol. 8. - Iss. 1. - Article 3. - Р. 2. - URL: http://digitalcom-mons.nl.edu/ie/vol8/iss1/3

11. Авдеева Л. Н., Колпачева О. Ю., Сиволобова Н. А. Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания обучающихся в инновационной образовательной среде // МНКО. - 2020. - № 2 (81). - С. 270.

12. Абдрахманов Д. М., Максимов К. В., Нугуманов М. М., Сафина Э. Н. Экстремизм. 100 ответов на насущные вопросы об экстремизме и терроризме: информационно-справочное пособие. - Уфа: Мир печати, 2018. - С. 32.

13. Давыдова Ю. А., Каргаполова Е. В., Платова Т. В. Формирование антиэкстремистского сознания в образовательном пространстве вуза // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 3 (20). - С. 3. - URL: https://ma123.ru/ru/2019/06/%d1%843-%d0%b4%d0%b0%d0%b2%d1%8b%d0%b4%d0%be%d0%b2%d0%b0-%d0%ba%d0%b0%d1%80%d0%b3%d0%be%d0%bf%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b0/

14. Шинкарук В. М., Фантров П. П., Соловьёва Н. А. Формирование антиэкстремистского сознания российской молодежи как приоритетное направление профилактики политического экстремизма // Право и политика. - 2021. - № 3. - С. 70. DOI: 10.24412/2411-2275-2021-3-70-75

15. Асильдаров А. Ч. Формирование антиэкстремистского сознания у молодежи как форма противодействия терроризму // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2021. - № 1. - С. 90. -URL: http://jurvestnik.dgu.ru/

16. De Silva S. Role of education in the prevention of violent extremism. - Washington, D.C.: World Bank Group, 2017. - Р. 4. - URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/448221510079762554/Role-of-education-in-the-prevention-of-violent-extremism

17. Годунов О. Ю. Образование как способ противодействия деструктивным социальным процессам // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. «Современные тенденции развития системы образования». Чебоксары, 16 июня 2020 г. - Чебоксары, 2020. - С. 3. DOI: 10.31483/r-75860

18. Камергоев Б. М., Курманова М. К. Профилактические меры по противодействию молодежному экстремизму в сети Интернет // Закон и право. - 2019. - № 10. - C. 87.

19. Хачидогов Р. А. Нравственный аспект воспитания молодежи при формировании антиэкстремистского мировоззрения // Образование. Наука. Научные кадры. - 2022. - № 1. - C. 276-278.

20. Кирсанов А. И. Патриотическое воспитание как фактор противостояния экстремисткой деятельности // Язык и текст. - 2018. - Т. 5. - № 4. - C. 89-95. - URL: http://psyjournals.ru/langpsy/2018/n4/Kirsanov.shtml

21. Шигалугова М. Х. Формирование культуры межнациональных отношений в рамках подготовки сотрудников органов внутренних дел // Пробелы в российском законодательстве. - 2018. - № 3. - С. 120-121.

22. Галеева Л. И. Формирование культуры межнационального общения молодежи: методологический анализ // Вестник КазГУКИ. - 2013. - № 3. - С. 83-87.

23. Зорина А. В., Выгодчикова Н. Н. Роль поликультурного образования в профилактике экстремизма среди студентов на занятиях по иностранному языку в вузе // Известия ВГПУ. - 2017. - № 6. - С. 39-46.

24. Васютенкова И. В. Поликультурное воспитание и профилактика экстремизма в образовательной среде // Вестник ЛОИРО. - 2020. - № 1. - C. 37-40.

25. Баева Т. А., Воеводина О. С. Формирование профессиональной иноязычной компетенции студентов неязыковых вузов средствами новых информационных технологий // Многоязычие в образовательном пространстве. - 2014. - № 6. - С. 124-130.

26. Цику Л. Х., Арутюнов Э. К. Формирование компетенций в процессе обучения иностранному языку // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 10. - С. 316-317. - URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6111

27. Головчанская Р. Г. Иностранный язык как учебная дисциплина на современном этапе // Евразийский Союз Ученых. - 2014. - № 8-3. - С. 78-80.

28. Щербакова И. В. Достижение метапредметных результатов на уроках английского языка с использованием технологии проблемно-диалогического обучения // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. - 2016. - № 1 (20). - C. 72-78.

29. 17 целей для преобразования нашего мира // ООН: Цели в области устойчивого развития. - 2015. - URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/

30. The Sustainable Development Goals Report 2020 // United Nations. - 2020. - 68 p. - URL: https://un-stats.un.org/sdgs/report/2020/

1. Spirova, E. M. (2017). "Protivostoyanie civilizacij" [Confrontation of civilizations], Filosofskaya shkola, № 2, p. 29. DOI: 10.24411/2541-7673-2017-00014 (in Russian).

2. Gerasimova, I. A., Burgete Ayala, M. R., Kiyashchenko, L. P., & Rozin, V. M. (2019). Slozhnostnost' i problema edinstva znaniya, Ros. akad. nauk, In-t filosofii. Vyp. 2: Mnozhestvennost' real'nostej v slozhnostnom mire [Complexity and the problem of the knowledge unity. Issue. 2: Multiple Realities in a Complex World], IF RAN, Moscow, p. 8 (in Russian).

3. (2023). Institute for Economics & Peace. Global Terrorism Index 2023: Measuring the Impact of Terrorism, Sydney, p. 83. Available at: http://visionofhumanity.org/resources (in English).

4. V RF v 2022 godu zaregistrirovali rekordnoe za pyat' let chislo ekstremistskih prestuplenij, [A record number of extremist crimes in five years was registered in the Russian Federation in 2022], TASS. URL: https://tass.ru/obsch-estvo/16910891(lfnf (in Russian).

5. (2022). "Fight against Terrorism and Extremism in Xinjiang: Truth and Facts", Information Office of the People's Government of Xinjiang Uyghur Autonomous Region, p. 47. Available at: https://www.ohchr.org/sites/de-fault/files/documents/countries/2022-08-31/ANNEX_A.pdf (in English).

6. Carretero, M., Haste, H., & Bermudez, A. (2016). "Civic education", in Corno, L. & Anderman, E. M. (eds.). Handbook of educational psychology, Routledge/Taylor & Francis Group, p. 295. Available at: https://www.re-searchgate.net/publication/282119605_Civic_Education (in English).

7. Muller, O. Yu. (2023). "Grazhdanskoe vospitanie kak cel' i uslovie formirovaniya lichnosti" [Civic education as a goal and condition for personality formation], VestnikSPbGIK, № 1 (54), p. 97. DOI: 10.30725/2619-0303-2023-1-95-101 (in Russian).

8. Ivanova, S. V. (2012). "O grazhdanstvennosti, nacional'noj identichnosti, bezopasnosti" [About citizenship, national identity and security], Cennosti i smysly, № 5 (21), pp. 4-8 (in Russian).

9. Ukaz Prezidenta RF "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej" [Decree of the President of the Russian Federation "On the approval of the Foundations of State Policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values"] [ot 9 noyabrya 2022 g. № 809]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (in Russian).

10. Morgan, Lori A. (2016). "Developing Civic Literacy and Efficacy: Insights Gleaned Through the Implementation of Project Citizen", i.e.: inquiry in education, vol. 8, iss. 1, article 3, p. 2. Available at: http://digitalcom-mons.nl.edu/ie/vol8/iss1/3 (in English).

11. Avdeeva, L. N., Kolpacheva, O. Yu., & Sivolobova, N. A. (2020). "Pedagogicheskie usloviya grazhdansko-patriotich-eskogo vospitaniya obuchayushchihsya v innovacionnoj obrazovatel'noj srede" [Pedagogical conditions for civil-patriotic education of students in an innovative educational environment], MNKO, № 2 (81), p. 270 (in Russian).

12. Abdrahmanov, D. M., Maksimov, K. V., Nugumanov, M. M., & Safina, E. N. (2018). Ekstremizm. 100 otvetov na nasushchnye voprosy ob ekstremizme i terrorizme, Informacionno-spravochnoe posobie [Extremism. 100 answers to pressing questions about extremism and terrorism: information and reference guide], Mir pechati, Ufa, p. 32 (in Russian).

13. Davydova, Yu. A., Kargapolova, E. V., & Platova, T. V. (2019). "Formirovanie antiekstremistskogo soznaniya v obra-zovatel'nom prostranstve vuza" [Formation of anti-extremist consciousness in the educational space of the university], CITISE, № 3 (20), p. 3. Available at: https://ma123.ru/ru/2019/06/%d1%843-%d0%b4%d0%b0%d0%b2%d1%8b%d0%b4%d0%be%d0%b2%d0%b0-

%d0%ba%d0%b0%d1%80%d0%b3%d0%be%d0%bf%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b0/ (in Russian).

14. Shinkaruk, V. M., Fantrov, P. P., & Solov'yova, N. A. (2021). "Formirovanie antiekstremistskogo soznaniya rossijskoj molodezhi kak prioritetnoe napravlenie profilaktiki politicheskogo ekstremizma" [Formation of anti-extremist consciousness in Russian young people as a priority direction of political extremism prevention], Pravo ipolitika, № 3, p. 70. DOI: 10.24412/2411-2275-2021-3-70-75 (in Russian).

15. Asil'darov, A. Ch. (2021). "Formirovanie antiekstremistskogo soznaniya u molodezhi kak forma protivodejstviya terrorizmu" [Formation of anti-extremist consciousness among young people as a form of countering terrorism], Yuridicheskij vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta, № 1, p. 90. Available at: http://jurvest-nik.dgu.ru/ (in Russian).

16. De Silva, S. (2017). Role of education in the prevention of violent extremism, World Bank Group, Washington, D.C., p. 4. Available at: http://documents.worldbank.org/curated/en/448221510079762554/Role-of-education-in-the-prevention-of-violent-extremism (in English).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Godunov, O. Yu. (2020). "Obrazovanie kak sposob protivodejstviya destruktivnym social'nym processam" [Education as a way to counteract destructive social processes], Materialy Vserossijskoj nauch.-prakt. konf. "Sovremennye tendencii razvitiyasistemy obrazovaniya". Cheboksary, 16iyunya 2020g., Cheboksary, p. 3. DOI: 10.31483/r-75860 (in Russian).

18. Kamergoev, B. M., & Kurmanova, M. K. (2019). "Profilakticheskie mery po protivodejstviyu molodezhnomu ekstremizmu v seti Internet" [Preventive measures to counter youth extremism on the Internet], Zakon ipravo, № 10, p. 87 (in Russian).

19. Hachidogov, R. A. (2022). "Nravstvennyj aspekt vospitaniya molodezhi pri formirovanii antiekstremistskogo miro-vozzreniya" [The moral aspect of educating young people in the formation of an anti-extremist worldview], Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry, № 1, pp. 276-278 (in Russian).

20. Kirsanov, A. I. (2018). "Patrioticheskoe vospitanie kak faktor protivostoyaniya ekstremistkoj deyatel'nosti" [Patriotic education as a factor in countering extremist activity], Yazyk i tekst, t. 5, № 4, pp. 89-95. Available at: http://psyjournals.ru/langpsy/2018/n4/Kirsanov.shtml (in Russian).

21. Shigalugova, M. H. (2018). "Formirovanie kul'tury mezhnacional'nyh otnoshenij v ramkah podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del" [Development of interethnic relations culture in the framework of the training of personnel of internal affairs bodies], Probely v rossijskom zakonodatel'stve, № 3, pp. 120-121 (in Russian).

22. Galeeva, L. I. (2013). "Formirovanie kul'tury mezhnacional'nogo obshcheniya molodezhi: metodologicheskij ana-liz", [Development of the interethnic communication culture in young people: methodological analysis], Vestnik KazGUKI, № 3, pp. 83-87 (in Russian).

23. Zorina, A. V., & Vygodchikova, N. N. (2017). "Rol' polikul'turnogo obrazovaniya v profilaktike ekstremizma sredi studen-tov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v vuze" [The role of multicultural education in the prevention of extremism among students in foreign language classes at the university], Izvestiya VGPU, № 6, pp. 39-46 (in Russian).

24. Vasyutenkova, I. V. (2020). "Polikul'turnoe vospitanie i profilaktika ekstremizma v obrazovatel'noj srede" [Multicultural education and prevention of extremism in the educational environment], Vestnik LOIRO, № 1, pp. 37-40 (in Russian).

25. Baeva, T. A., & Voevodina, O. S. (2014). "Formirovanie professional'noj inoyazychnoj kompetencii studentov ne-yazykovyh vuzov sredstvami novyh informacionnyh tekhnologij" [Formation of professional foreign language competence of students in non-linguistic universities by means of new information technologies], Mnogoyazychie v obrazovatel'nom prostranstve, № 6, pp. 124-130 (in Russian).

26. Ciku, L. H., & Arutyunov, E. K. (2014). "Formirovanie kompetencij v processe obucheniya inostrannomu yazyku" [Formation of competences in the process of teaching a foreign language], Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya, № 10, pp. 316-317. Available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6111 (in Russian).

27. Golovchanskaya, R. G. (2014). "Inostrannyj yazyk kak uchebnaya disciplina na sovremennom etape" [Foreign language as an academic discipline at the present stage], EvrazijskijSoyuz Uchenyh, № 8-3, pp. 78-80 (in Russian).

28. Shcherbakova, I. V. (2016). "Dostizhenie metapredmetnyh rezul'tatov na urokah anglijskogo yazyka s ispol'zovaniem tekhnologii problemno-dialogicheskogo obucheniya" [Achieving meta-subject results in English lessons using the technology of problem-dialogical learning], Aktual'nye voprosy sovremennoj filologii i zhurnalistiki, № 1 (20), pp. 72-78 (in Russian).

29. (2015). "17 celej dlya preobrazovaniya nashego mira" [17 goals to transform our world], OON: Celi v oblasti ustojchivogo razvitiya. Available at: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (in Russian).

30. (2020). "The Sustainable Development Goals Report", United Nations, 2020, 68 p. Available at: https://un-stats.un.org/sdgs/report/2020/ (in English).

Вклад авторов

И. Е. Абрамова - разработана концепция статьи, совместно разработана модель обучения, совместно разработан протокол эксперимента, проведен совместный эксперимент в разных группах (аспиранты и магистранты), обработаны данные по эксперименту с целевой группой, осуществлены подбор и анализ релевантной литературы для обзора, совместное написание введения, выводов, аннотации.

О. М. Шерехова - совместно разработана модель обучения, совместно разработан протокол эксперимента, проведен совместный эксперимент в разных группах (бакалавры), обработаны данные по эксперименту с целевой группой, осуществлены подбор и анализ релевантной литературы для обзора, совместное написание введения, выводов, аннотации, оформление списка литературы.

Contribution of the authors

I. E. Abramova - development of the article concept, the training model was jointly developed, the protocol of the experiment was jointly developed, a joint experiment was conducted in different groups (graduate and postgraduate students), data on the experiment with the target group were processed, selection and analysis of relevant literature were made for review, joint writing of introduction, conclusions and abstract.

O. M. Sherekhova - a training model was jointly developed, an experimental protocol was jointly developed, a joint experiment was conducted in different groups (bachelors), data on the experiment with the target group were processed, selection and analysis of relevant literature for the review were made, joint writing an introduction, conclusions, abstract; presentation of a list of references.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.