Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников'

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1190
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников»

ности, то к недостаткам семейного воспитания. Также непонятно, является ли необщительность следствием отсутствия навыков и умений общения или природным свойством человека.

Ответы на эти и другие вопросы, как нам кажется, лежат в осмыслении такой структурно-сложной категории как личность и не менее объемного понятия -общения, как специфического вида деятельности.

Рассматривая межличностное общение младших школьников как процесс, на который влияют разнообразные социальные условия, многочисленные нервнопсихические и психологические факторы, обусловленные характером отношений в семье и школьном коллективе, что, в свою очередь напрямую и через обратные связи определяет личностные свойства подростков, воздействуют на их эмоциональноволевую сферу, формируют коммуникативные навыки и умения, следует; на наш взгляд, подходить к анализу препятствий к общению комплексно, с учетом всех социально-личностных факторов, детерминирующих характер общения, т.е. тех причинно-следственных формаций в сознании личности, которые и создают, как говорят на Востоке, комплекс негативных коренных причин, предобусловливающих такой дальнейший разворот жизненного пути, который принято называть проблемным, асоциальным и т.п.

Особый интерес представляют в связи с этим современные технические средства массовой коммуникации и последовавший за их бурным развитием «информационный взрыв». Если ранее значительное расширение круга общения у большинства детей происходило в начале посещения ими дошкольных учреждений, или в 6-8 лет, когда они начинали учиться в школе, то в настоящее время ситуация изменилась коренным образом. Полимодальные средства информационного воздействия в виде телевизоров и домашних компьютеров буквально «вбрасывают» ребенка в виртуальные миры, отождествляемые им с реальностью. Родители, в большинстве своем погруженные в многозадачность каждодневного бытия и постоянно занятые проблемами выживания, волей, неволей вынуждены мириться с таким положением вещей, фактически отдавая вопросы воспитания своих детей на откуп СМИ.

Рассматривая традиционный подход к решению главной задачи воспитания

- созданию у ребенка адекватного, т.е. близкого к реалиям представления о Мире и о взаимодействии с ним, в качестве главных фрагментов этого представления мы всегда хотели бы иметь реальные объекты и отношения, а не их упрощенные и зачастую извращенные виртуальные модели. Поэтому в современных условиях развития человеческого общества остро встает проблема преодоления этого главного препятствия к общению - технизации межличностных отношений. Знакомство с компьютерными технологиями еще в дошкольном возрасте приводит к весьма пагубным последствиям для ребенка в плане необходимого развития общения и общительности. Эти процессы резко затормаживаются, поэтому остро возникает проблема совершенствования и гуманизации межличностных отношений, перестройки системы обучения в школе на принципах доброго, уважительного и культурного общения. Исследователи призывают вернуться к представлению о самоценности непринужденного, не закомплексованного, доброжелательного, открытого общения, о ценности соблюдения этикета, социальных, этических, эстетических норм поведения; воспитывать психологическую культуру общения.

Е.М. Габуева, А.В. Непомнящий

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рассматривая учебный процесс в школе в контексте развития личности младшего школьника, можно сформулировать комплекс необходимых условий преодоления трудностей общения младших школьников. Под необходимыми условиями здесь понимаются те условия, без которых невозможно решение задачи принципиально. В то же время, проводя математические параллели, можно сказать, что эти условия не всегда являются достаточными. Таким образом, мы разделяем весь комплекс психолого-педагогических условий на две группы - необходимые условия и достаточные условия. Необходимые условия являются внутренней подструктурой достаточных условий.

Группу необходимых условий составляют следующие.

Процесс развития личности ребенка, как и любой другой с заданным конечным результатом, должен быть управляемым. Здесь это достаточно тривиальное условие поставлено на первое место потому, что под флагом свободы личности и в плане ведения информационной войны находится очень много желающих превратить процесс обучения школьника в некоторый аналог «броуновского движения» с одной лишь целью - реализовать теневое управление, препятствующее развитию личности ребенка в школе и направленное на превращение человека в социального робота, движущегося по замкнутому кругу «производство - потребление».

Поскольку составляющие процесса развития представляют собой системы бесконечной степени сложности, должно осуществляться непрерывное управление, а не дискретное.

Непрерывное управление извне в наших условиях нереализуемо, т.к. с физической точки зрения оно требует круглосуточного контроля над обучаемым на всех уровнях его организации, а с моральной стороны означает отсутствие свободы воли, что идет в разрез с задачей развития личности.

Непрерывное управление изнутри возможно только при наличии самой управляющей системы, т.е. развитого сознания и, в частности, самосознания личности, что применительно к рассматриваемому случаю означает необходимость специальных мер и условий развития у обучаемых именно этих качеств и механизмов, прежде всего рефлексии.

Таким образом, существует только один способ обеспечения непрерывного управления учебным процессом для условий обычной школы - это способ последовательно-параллельной работы управляющих подсистем, сгармонизированных общей целью.

Обозначим необходимые условия, налагаемые на составляющие учебного процесса, при которых указанный способ может быть реализуем:

- в рамках учебного процесса должна быть организована специфическая обучающая среда, исключающая формирование антагонистических установок, появляющихся за счет функционального несоответствия отдельных элементов обучающей среды поставленным целям, и основанная на педагогике сотрудничества, исключающей редукцию управляющего треугольника «субъектность - внешняя среда-генотип» до диады «генотип - среда»;

- внешнее управление должно обеспечивать формирование у обучаемых установок на достижение общей цели с учетом всей многогранности этой задачи;

- эти установки должны быть устойчивы в пределах тех временных интервалов, в течение которых внешнее управление будет прерываться и заменяться

внутренним;

- основной осознанной задачей для обучаемых должно стать получение, закрепление и развитие навыков самооценки, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации в общении, поскольку в противном случае непрерывность управления не обеспечивается;

- основной задачей человека в процессе его самоорганизации является не-вхождение в информационные потоки, связанные с низшими стадиями развития человека (уже одно сквернословие лишает человека многих возможностей, т.к. произнося вслух или мысленно дурные слова, он неизбежно подключается к соответствующим информационным потокам как в процессе настройки радиоприемника на определенную волну, т.е. погружается на социальное дно);

- так как определенный процент обучаемых не только не владеет методами самоконтроля и саморегуляции, но и не представляет их сути, обучающая среда должна сформировать у обучаемых интерес к познанию этих методов, научить их использованию и показать пути их совершенствования.

Последнее условие является иерархически высшим, т.е. на начальном этапе становления учебного процесса с конкретной, параллельной обучению задачей развития общительности, задача развития у обучаемых стремления к самоорганизации должна быть для преподавательского состава главной, т.к. только с помощью ее решения можно достигнуть конечной цели.

Замыкая кольцо взаимодействия между условиями учебного процесса, нельзя не отметить, что роль самоорганизации в функционировании обучающей среды также является главенствующей, поскольку обучающий не может обучить тому, с чем сам не знаком и чем не владеет в совершенстве.

На основании вышесказанного можно спроектировать иерархическую модель комплекса необходимых условий, которая представлена ниже в виде таблицы.

№ уровня Наименование уровня группы условий Перечень основных условий рассматриваемого иерархического уровня

1 2 3

1 Концептуально - методологические условия Наличие системообразующей цели. Принятие всеми субъектами взаимодействия единой научной парадигмы, на основе которой строится коррекционное взаимодействие. Принятие всеми субъектами принципов взаимодействия, образующих также иерархическую структуру.

2 Организационные условия Организация системы психологического сопровождения развития общительности учащихся. Материальное обеспечение деятельности Системы. Создание методического обеспечения деятельности Системы. Профессиональная подготовка и переподготовка кадров для работы в Системе. Создание специфической образовательной среды в плане интерьерных решений. Создание системы обратных связей типа «ученик -> учитель и психолог» и «семья ученика -> учитель и психолог».

1 2 3

3 Образовательные условия Игры, деловые игры, тренинги, детский театр, уроки самопознания и т.п.

4 Личностноориентированные условия (уровень, обеспечивающий и необходимость, и достаточность условий) Наличие диагностико-прогностических средств и соответствующего персонала. Наличие системы психологического консультирования детей. Общая гуманистическая направленность деятельности коллектива педагогов и психологов школы (направленность на развитие личности).

Как видно из приведенной таблицы, создание необходимых психологопедагогических условий преодоления трудностей общения младших школьников в виде системы сопровождения учебного процесса является необходимым, но не достаточным условием решения поставленной задачи, поскольку здесь может быть применима логическая максима Авиценны, который говорил больному следующее: «Нас трое - ты, твоя болезнь и я. На чью сторону ты станешь, та сторона и победит». Нами это обсуждалось выше в другом тезаурусе с акцентом на то, что решение проблем человека с помощью только внешнего управления превращает его в социального робота.

Что же мешает решить до конца проблему преодоления школьниками трудностей общения? Каковы проблемы на пути создания достаточных условий? Для ответа на эти вопросы, необходимо еще раз вернуться к проблеме общения вообще.

Этимологический анализ слова «общение» показывает саму изначальную сущность этого явления как действия, направленного на поддержание общности, т.е. целостности системы, в которой это общение происходит. В случае «общения» это консолидация системы в общность, в единое целое. В случае «разобщения» результат противоположен: система, как совокупность элементов, объединенных общей целью функционирования, теряет свое главное цементирующее начало - общую цель, и, не смотря на наличие в ее природе все тех же элементов, прекращает свое существование.

В частности, одной из причин старения человеческого организма сейчас считают нарушение структуры и эффективности межклеточного «общения». Клетка, потерявшая общность с системой, утилизируется организмом через обменные процессы, или превращается в раковую, т.е. входит в другую систему. При этом необходимо подчеркнуть, что самым уязвимым «местом», через которое можно воздействовать на систему с целью снижения ее потенциала или полного разрушения является синхроничность.

Применяя метод ориентирующих обобщений, прекрасно проиллюстрированный Кеном Уилбером, мы не можем не заметить тот факт, что здесь имеет место фундаментальный закон нашего Мироздания, проявляющийся во всех без исключения его системах и подсистемах любого уровня: «общение» по своей сути может рассматриваться только как процесс поддержания синхроничности в системе. Противоположное явление, называемое «разобщением», прежде всего, разрушает систему синхроничности в функционировании. Как ни прискорбно это осознавать, но для тех, кто из политических соображений хотел бы пребывать в состоянии «золотой середины (ни в общении, ни в разобщении), вот этого срединного третьего

- не дано. Каждый человек вольно или невольно, либо способствует целостности системы через процесс общения, либо разрушает ее синхроничность, разобщая ее элементы. Знание этого механизма отображено в известном тезисе «разделяй и вла-

ствуй».

По отношению к понятию «общение» понятие «взаимодействие» занимает более высокий уровень, т.е. является метапонятием. Естественно, именно по этой причине возникает возможность подмены смысловых значений этих понятий, поскольку их семантические поля не просто «соприкасаются», но соотносятся друг с другом как множество (поле смысловых значений метапонятия) соотносится с входящим в него подмножеством (полем смысловых значений понятия нижнего уровня). В связи с этим возникают большие возможности для разного рода ментальных спекуляций прикладного характера: от межличностных - до политических.

Реализации этих возможностей способствует также фундаментальное свойство человеческого разума разобщать целостный Мир нашего существования на фрагменты и рассматривать их как отдельные независимые элементы. На этой фрагментации строятся все научные теории, ибо наука, пользуясь конечным инструментом описания явлений - языком, не может не фрагментировать Мир, создавая модели, в которых изначально заложено предварительно осуществленное разобщение. Рассмотрение Мира фрагментарно, использованное в определенных целях, затенило саму суть общения, превратив его во всего лишь одну из форм взаимодействия, вследствие чего, в частности, процветают все идеи, связанные с Эго, и возникают проблемы Общения, т.е. сохранения целостности системы.

Таким образом, обращаясь к реалиям современной семантики, мы вынуждены констатировать, что в понятие «общение», уже давно, образно говоря, вставлена другая душа, т.е. доминирующее смысловое значение. Единение уступило место Взаимодействию - смысловому значению понятия иерархически более высокого уровня, что и позволяет затенить суть общения. Теоретически могут существовать три стратегии взаимодействия людей: содействие, противодействие и «невзаимодействие». Однако на практике отсутствие взаимодействия, т.е. полное прекращение человеком своих обменов веществом, энергией и информацией с другими людьми и средой обитания в состоянии жизни недостижимо. Прекращение обменов для диссипативной системы, которой является и человек, - это всегда только смерть. Можно говорить только об их ограничении или о переводе обменов на неосознаваемый уровень, что иногда, на наш взгляд ошибочно, характеризуется как их отсутствие.

Не обсуждая возможные причины и основания для сделанного большинством людей выбора, можно лишь констатировать, что в основной своей массе человек в своей жизнедеятельности выбирает стратегию противодействия, т.е. разобщения, о чем неумолимо свидетельствуют информационно-психологические войны за «место под солнцем», вяло или бурно протекающие на всех уровнях социальных отношений - от семейных, до межгосударственных.

Собственно все развитие современной цивилизации технократического характера, в основном, стимулируется процессами противодействия, что наиболее наглядно проявляется в самом ходе технического прогресса, направленного первостепенно на совершенствование оружия противодействия и, соответственно, средств защиты от воздействия этого оружия. Можно также обратить внимание на тот факт, что формы и средства ведения войны, как наиболее сконцентрированного и явно выраженного противодействия, всегда базируются на последних достижениях научнотехнического прогресса и, конечно же, на самой современной научной парадигме. Соответственно, установление новой научной парадигмы, прежде всего, проявляется в сфере вооружений. Так, например, уточнение (с развитием науки) закона сохранения всегда сопровождалось появлением качественно нового оружия, которое эволюционировало от контактного и энергетического, до информационного.

С появлением современного информационного оружия война приобрела

принципиально новое качество - непрерывность, что поставило человечество под угрозу полного самоуничтожения. Собственно, именно этот факт и определяет первостепенную актуальность проблемы общения, как механизма сохранения жизнедеятельности системы Человечество в целом.

Самым удивительным феноменом современного человеческого существования является то, что стратегии противодействия проецируются даже на самого носителя этой стратегии, у которого дух, душа и тело, будучи составляющими единого целого, взаимодействуют друг с другом не иначе как лебедь рак и щука в известной басне Крылова. Поистине, дух рвется «в облака», душа стремится в «воды океана эмоций», а тело пятится назад в «компанию с толстяком» и к состоянию жвачного животного, не мыслящего своего существования без орбитов, диролов, или какой-нибудь другой синтетической продукции его же и разрушающей.

Межличностное общение - это такой же важный процесс, как и общение клеток в едином организме. В ходе него осуществляется взаимовлияние и взаимодействие людей в целом, а также, в частности, информационно-воспитательное воздействие образовательных систем на подрастающее поколение.

До современного развития технических средств массовой коммуникации и последовавшего за ним «информационного взрыва» значительное расширение круга общения у большинства детей происходило в начале посещения ими дошкольных учреждений, или в 6-8 лет, когда они начинали учиться в школе. В настоящее время ситуация изменилась коренным образом. Полимодальные средства информационного воздействия в виде телевизоров и домашних компьютеров буквально «вбрасывают» ребенка в виртуальные миры, отождествляемые им с реальностью. Родители, в большинстве своем погруженные в многозадачность каждодневного бытия и постоянно занятые проблемами выживания, волей, неволей вынуждены мириться с таким положением вещей, фактически отдавая вопросы воспитания своих детей на откуп СМИ.

Рассматривая традиционный подход к решению главной задачи воспитания

- созданию у ребенка адекватного, т.е. близкого к реалиям представления о Мире и о взаимодействии с ним, в качестве главных фрагментов этого представления мы всегда имели «добро» и «зло», а также соответствующие отношения субъекта с Миром - в пользу добра или зла. При этом, достаточно общеизвестно, что эффект бумеранга приводит к тому, о чем на Руси говорят: «Что посеешь, то и пожнешь!» Т.е. то, что человек отдает Миру, то он и получает обратно, но многократно умноженное, поскольку энергетический потенциал Мира больше соответствующего потенциала отдельного человека. В этой связи каждый здраво (логически обоснованно) мыслящий родитель, естественно, хотел бы видеть своего ребенка существующим в пространстве добра во всех его измерениях (психическом, социальном и физическом), а не в пространстве зла. Считая по привычке, что СМИ принадлежат государству, которое заинтересовано в развитии своего народа и сделает все, чтобы это воспитание было правильным, т.е. соответствовало благим мечтам и чаяниям родителей эти родители во многом надеются на положительную роль СМИ в воспитании молодого поколения. Увы, государство давно передало СМИ, а стало быть и бразды правления воспитательным процессом в руки частного предпринимательства в области масс-медиа, которого, по большому счету, интересуют не проблемы воспитания граждан, а вопросы капитализации СМИ, рейтинга популярности, доходы от рекламы и все прочее, практически всегда входящее в противоречие с задачами благого воспитания, ибо последнее всегда требовало определенного терпения в ожидании прибылей от предварительных вложений и отдавало сторицей через десяток -другой лет, что никоим образом не устраивает экономику СМИ.

Образцы поведения, предлагаемые средствами массовой информации не

соответствуют ранее соблюдавшемуся соотношению - добра больше чем зла. Добро, всегда ранее побеждавшее зло, ныне на экранах телевидения зачастую сдает свои позиции умному, красивому и социально успешному злу. Откуда же возьмется поколение, которому предстоит бороться за процветание Родины, если тема патриотизма в СМИ стоит отнюдь не на первом месте, а вместо ее пропаганды дети видят войны, грабежи и насилия?

К источнику пропаганды насилия уже вернулся бумеранг, и мы узнаем из новостей о том, что школьники в США время от времени пытаются решать свои проблемы с помощью далеко не игрушечного оружия прямо в школьных классах, расстреливая своих однокашников. Так в жизни реализуются модели поведения, воспринятые из компьютерных игр и телевизионных программ. Стоит ли Российским СМИ добиваться аналогичного результата в своей стране, делая своих же детей заложниками зла только из-за сиюминутной прибыли, которая, в конечном счете, все равно будет потрачена на нейтрализацию негативного результата воспитания. При этом нужно учитывать, что заработанных денег, конечно же, никому не хватить, чтобы окупить даже собственные будущие несчастья. Следовательно, и из экономических соображений, если к экономике относиться профессионально, а не с позиций временщика, СМИ должны сделать все, чтобы, по крайней мере, восстановить паритет в своих отношениях к системам добра и зла. Как говорит восточная мудрость: «Не плоди врагов, твои враги придут к тебе сами».

Итак, современные реалии таковы, что на пути преодоления трудностей общения младших школьников, как впрочем и всех остальных возрастных категорий людей, стоит осознанно или неосознанно организованная система разобщения людей, владеющая огромным интеллектуальным, экономическим и техническим потенциалом.

В связи с этим, было бы чрезвычайно наивным утверждать, что можно со сто процентной вероятностью гарантировать достаточность тех или иных психоло-го-педагогических условий школы, способных оказать адекватное корректирующее компенсационное влияние на личность ребенка. Здесь мы возвращаемся к ранее подробно рассмотренной проблеме непрерывного управления и вынуждены еще раз подчеркнуть, что только объединенными усилиями всех участников воспитательного процесса в семье и школе можно получить искомое преодоление трудностей общения. И, если психолого-педагогическое сопровождение решает эту задачу внешним по отношению к школьнику воздействием, то вторым необходимым и, теперь уже, достаточным условием будет решение ее с подключением и собственных усилий школьника, т.е. изнутри, путем активизации и развития у участников учебного процесса навыков самооценки, самоконтроля, самоорганизации и самоуправления, направленных на самосовершенствование личности, которое и позволит поднять уровень общительности обучаемых в обучающей среде и дома.

Первым спонтанным возражением против реальности последнего условия будет ссылка на современное состояние детей, большинство из которых уже всецело управляется невидимой рукой с помощью рекламы и других психологических и информационных операций, направленных на рост финансового могущества тех, кто эти операции проводит в повседневную жизнь. Однако позитивная альтернатива этому условию отсутствует. Осознанная, осмысленная и поистине свободная жизнь будущего гражданина зарождается или умирает именно в его детском возрасте, когда, как сказал Илья Глазунов, главным полем битвы становится сердце человека. Поэтому истинный воспитатель, патриот своего рода и своей родины, никогда и ни под каким предлогом не может покинуть это поле битвы за сердца наших детей, за будущее всего человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.