Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность педагога в инновационной системе образования'

Профессиональная деятельность педагога в инновационной системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / УЧИТЕЛЬ-УНИВЕРСАЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность педагога в инновационной системе образования»

РАЗДЕЛ VI. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Д.Ф. Битаева

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: профессиональный педагог, новая социальная ситуация, учитель-универсал, педагогический процесс, современный человек.

Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы.

К личности будущего педагога предъявляются ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность [4, с. 529]. Практика показывает, что каждый преподаватель должен четко осознавать:

1. зачем он идет на занятия (с какой целью);

2. что нового, интересного и полезного он несет учащимся;

3. чему и как он будет учить и насколько эффективно он сможет управлять учебно-познавательным процессом учащихся;

4. какого уровня обученности он сможет достичь с данной группой учащихся на этом и последующих занятиях;

5. как достоверно определить и оценить эффективность и результативность образовательного процесса в целом;

6. какими качествами как профессионал он обладает и что ему необходимо усовершенствовать в своей профессиональной деятельности.

В реализации задач, стоящих перед преподавателем, многое, но далеко не все, зависит от него. Порой ему мешает формальный, поверхностный подход со стороны не всегда компетентных проверяющих, что часто приводит к определенной дезорганизации его образовательной деятельности, к подавлению его инициативы, активности и само-

© Битаева Д.Ф., 2013

стоятельности. Поэтому каждый преподаватель должен уметь сам достоверно и доказательно оценивать как свою учебно-воспитательную деятельность, так и взаимообусловленную ею учебно-познавательную деятельность учащихся и уметь на этой основе вести аргументированный и доказательный разговор о степени ее эффективности и результативности [5,3].

Изменения в нашем обществе и в самом человеке характеризуют новую социальную ситуацию. Происходящие события требуют адекватной оценки в контексте понимания современного человека, его развития, а поэтому и задач его образования. В новой социальной ситуации возрастает значение не только активности молодых людей, но и их ответственности. Развитие духовно-нравственных качеств формируется в школьном возрасте на основе ответственного отношения к своим обязанностям. Моральные качества личности тесно связаны с оценочными отношениями и убеждениями, которые складываются, когда личность учится сопоставлять свои действия и поступки с требованиями и эталонами поведения. Так возникают требовательность к окружающим и самому себе, уважение к другим и самоуважение. В дальнейшем эти отношения преломляются в готовность действовать соответствующим образом: в социальную установку в ее смысловом варианте и далее - в ощущении личностного смысла предстоящей деятельности. Но все начинается с человеческих отношений со стороны тех, кто значим - к тем, кто в этих отношениях нуждается [6, с. 193].

В течение последних лет российская школа, в связи с ликвидацией октябрьской, пионерской и комсомольской организаций, с трудом противостоит безнравственности, идущей со стороны общества и СМИ. В силу одинокого противостояния такой лавине у педагогов часто «опускаются руки», и весь воспитательный процесс превращается в формальное проведение каких-либо мероприятий. Очевидно, что в основе кризиса, переживаемого сегодня отечественной школой, лежит не столько проблема обучения, сколько проблема воспитания, определение его целей, средств и методов [6, с. 194].

Чтобы построить воспитание в новой социальной ситуации, важно научиться входить в совершенно иной тип взаимодействия со школьником, который будет ориентировать растущего человека на умение в жизненных ситуациях делать выбор нравственным путем, что требует обращения его вовнутрь, к своим первоистокам. Образование как специфическая часть культуры должно быть ориентировано на сущностные свойства человека с целью уменьшения «фрагментарности», «дискретности» личностных черт индивида. Социальная ситуация предполагает становление и развитие жизненного мира учащихся, их духовно-нравственного потенциала в процессе воспитания. Новая роль отводится и учителю, приобщающему учеников к миру культуры через ее различные объекты.

К сожалению, воспитанием современная школа практически не занимается. То, что мы называем этим словом, чаще всего просто его имитирует. От педагога нельзя требовать невозможного. Он не может и не должен быть всегда и во всем авторитетом для ребенка. Но вокруг нас много интереснейших людей, ярких индивидуальностей. Надо сделать так, чтобы эти люди оказались в школе, а школа стала открытой в мир и для мира.

Ключевой инструмент развития индивидуальности ученика - свободный, широкий и осознанный выбор целей, задач, форм, методов, условий, темпов образования, обеспеченный возможностью практически реализовать усваиваемый «багаж» здесь и сейчас, в коллективной и индивидуальной деятельности [3, с. 89]. Учитель XXI века - универсал. Он должен быть мастером проведения урока, научным руководителем детской исследовательской работы, организатором проекта, психологом, логопедом [3, с. 90].

Вестник университета №3, 2013

Несмотря на большое количество работ, посвященных проблемам трудностей профессионального развития педагогов, многие аспекты их преодоления не изучены, а результаты исследования не используются учителями. Педагогический процесс в школе является двусторонним и его успех определяется характером взаимодействия обучающего и обучаемого. Именно учитель, как никто другой, располагает возможностью больно задеть учащегося или же, наоборот, помочь ему, возвысить его в собственных глазах и в глазах одноклассников. В связи с этим можно сделать вывод, что необходимым качеством личности учителя при работе с учащимися является общительность. Общительность как профессионально значимое качество личности учителя формируется в процессе учебно-профессиональной деятельности. Ее формированию способствуют индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в виде направленности личности вовне или внутрь себя и определяемые в психологии как экстраверсия и интроверсия. Помимо умения конструктивно общаться, эффективность преподавания во многом зависит от эмоциональной зрелости и степени уверенности учителя в себе. Поведение уверенного в себе педагога отличается большей спонтанностью, инициативой, эмпатией, оно не располагает к конфликтам, не отличается эмоциональной холодностью и скованностью, которые столь неблагоприятны для общения с учащимися. Уверенность в себе помогает учителю справляться со страхом и тревожностью, радоваться удачам и не унывать, встречаясь с трудностями, позволяет ему оставаться эмоционально ровным и достаточно гибким, чтобы ежедневно на протяжении нескольких часов активно взаимодействовать с десятками энергичных и пытливых юных созданий.

Одним из универсальных способов познания в современном динамично изменяющемся мире является инновационная деятельность. Действительность показывает, что не каждый учитель готов к организации и проведению данного вида деятельности. Многие учителя-практики считают достаточной передачу учащимся накопленного человечеством опыта с использованием новых средств и методов воспитания и обучения. Они не испытывают необходимости в организации инновационной деятельности. Переход образовательных учреждений на стандарты нового поколения потребует системных изменений в их деятельности. Это длительный и сложный процесс, результаты которого определятся тем, как будет строиться инновационная деятельность педагогических коллективов.

Сегодня существует значительная научная и методическая база, опираясь на которую руководители школ могут совершенствовать управление развитием своих образовательных учреждений. Один из таких механизмов - мотивация учителей к решению задач развития школы. Без их участия невозможно рассчитывать на успех в этом деле. Объяснить, почему значительная часть учителей не проявляет активности в инновационной деятельности, проще всего, сославшись на то, что они «не хотят».

Мотивация - сложная и пока еще мало изученная психологическая функция. В качестве мотивирующих условий инновационной деятельности учителя на основе исследования выделены:

• возможность самореализации в инновационной деятельности;

• интерес к инновационной деятельности;

• ценность для педагога предлагаемых в школе вознаграждений за его достижения в инновационной деятельности;

• достаточное материальное стимулирование инновационной деятельности.

Массовое сознание учителя не готово к решению многих поставленных в рамках

модернизации образования задач. Уровень подготовки подавляющего большинства педа-

гогов в настоящее время, к сожалению, не соответствует требованиям, предъявляемым к ним современной социокультурной ситуацией. Многие педагоги имеют низкий уровень интереса к своей профессии; не владеют гуманитарными педагогическими технологиями; обладают высокой степенью конфликтности и агрессивности.

Литература

1. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы // Санкт-Петербург, 2007. 208 с.

2. Белова С. «Сгоревший» учитель на фоне «живого» компьютера, или Проекты в образовании: иллюзии и реальность // Народное образование. 2008. №1. С. 122-129.

3. Каменский А. Школа 21 века и ее учитель // Народное образование. 2009. №7. с. 89-92.

4. Немов Р.С. Психология // Москва, 2003. 606 с.

5. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя // Москва, 1995. 187 с.

6. Трофимова Н. Новая социальная ситуация и школьное образование // Народное образование. 2006. №9. С. 192-195.

Т.А. Година А.Е. Терехова

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ С УЧАСТИЕМ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА

Ключевые слова: система образования, информационное общество, повышение качества образования, корпоративная информационная система, ERP, SAP.

Новая государственная образовательная парадигма, в рамках которой система образования России должна присоединиться к так называемому Болонскому процессу, предполагает пересмотр ключевых ориентиров, развитие фундаментальных междисциплинарных знаний в сфере профессионального образования. Информатизация системы образования, которая заключается в широком применении во всех подсистемах и компонентах новейших информационных технологий, является одним из важнейших направлений реорганизации образования для целей реализации потребностей общества. Научно доказано, что овладение обществом современными информационными технологиями определяет возможности и темпы развития его интеллектуального потенциала, и, в конечном счете - роль и место в мировом сообществе.

В российском образовании, особенно в высших учебных заведениях, в последние десятилетия наблюдается достаточно активный интерес к использованию новых технологий в учебном процессе. Наряду с этим, недостаточность финансирования реформ системы образования привела к серьезному отставанию российской высшей школы от западных высших учебных заведений в сфере информатизации образования. В последнее

© Година Т.А., Терехова А.Е., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.