Научная статья на тему 'Основные требования к учителю иностранного языка в начальной школе'

Основные требования к учителю иностранного языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4410
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учитель иностранного языка в начальной школе / младший школьный возраст / игровая форма работы / профессио-нальные характеристики учителя иностранно-го языка в начальной школе / The foreign language teacher in the primary school / playing work form / primary school age / professional characteristics of the foreign lan-guage teacher in the primary school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Е. Б.

В статье анализируются ос-новные требования к учителю иностранного языка в начальной школе, описываются его личностные и профессиональные характери-стики обосновывается выбор методов и форм работы с младшими школьниками на уроках иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main requirements to the foreign lan-guage teacher in the primary school are analyzed in the article personal and professional characte-ristics of the foreign language teacher are de-scribed choice of the methods and work forms with the primary pupils is defined.

Текст научной работы на тему «Основные требования к учителю иностранного языка в начальной школе»

Беляева Е. Б.

Основные требования кучителю иностранного языка в начальной школе

УДК 372.8 ББК 74.204.2

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Беляева Е. Б.

Аннотация. В статье анализируются основные требования к учителю иностранного языка в начальной школе, описываются его личностные и профессиональные характеристики; обосновывается выбор методов и форм работы с младшими школьниками на уроках иностранного языка.

The main requirements to the foreign language teacher in the primary school are analyzed in the article; personal and professional characteristics of the foreign language teacher are described; choice of the methods and work forms with the primary pupils is defined.

Ключевые слова: учитель иностранного языка в начальной школе, младший школьный возраст, игровая форма работы, профессиональные характеристики учителя иностранного языка в начальной школе.

The foreign language teacher in the primary school, playing work form, primary school age, professional characteristics of the foreign language teacher in the primary school.

Новая образовательная парадигма, призванная обеспечить образовательные потребности XXI столетия, парадигма продуктивного развивающегося образования - помимо учета общемировых тенденций в обучении иностранным языкам, определяет существенные изменения роли и характера деятельности преподавателя иностранного языка. Ряд исследователей (Н. Д. Гальскова, Н. Ф. Коряковцева, К. С. Махмурян, Е. Н. Соловова, В. В. Сафонова, И. И. Халеева,) справедливо отмечают, что преподаватель, реализующий инновационный подход в обучении иностранному языку, становится старшим опытным товарищем, сотрудничающим с учащимися в процессе овладения знаниями и умениями в процессе решения учебных и образовательных задач.

Наиболее явно профессиональные характеристики представлены в психологическом портрете учителя иностранного языка в начальной школе. Именно такой учитель обладает

наиболее развитыми профессиональнопредметными, личностными характеристиками и коммуникативными ( интерактивными ) качествами в их совокупности по сравнению с учителем любого другого уровня и формы образования ( старшего школьного, вузовского ) [3, с. 159].

По мнению И. А. Зимней, «такой приоритет учителя начальной школы обусловлен, прежде всего, его ответственностью перед возрастными особенностями обучаемых, учет которых обязателен и необходим как ни в какой другой ситуации обучения он обусловлен трудностями игровой формы обучения, соответствующей ведущему виду деятельности ребенка в период младшего школьного детства, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения» [3, с. 159].

Специфичным для учителя начальной школы является то, что он одновременно и, прежде всего, должен быть гуманистически ориентированным воспитателем. Его усилия в целом должны быть направлены на развитие личности ребенка средствами учебного предмета, например, иностранного языка. В силу этого организация усвоения учебного предмета не есть самоцель для учителя начальной школы. Это инструмент личностного, интеллектуального, социального развития младшего школьника. Важно, что личность учителя начальной школы, его состояние, включенность в игровое обучение младшего школьника полностью отражается на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период обучения, но и в последующие годы.

И. А. Зимняя подчеркивает, что к необходимым качествам учителя начальной школы могут быть отнесены: сила, уравновешенность, высокая мобильность нервной системы, умеренная экстравертированность, стеничность эмоций, уровень интеллектуального развития не ниже нормального по сенсорно-перцептивно-мнемологическим показателям (то есть по показателям восприятия, памяти, мыш-

й»ДИ“^,

* А/£\

Исследования молодыхученых

ЧИППКРО

ления ) и по характеристикам внимания, высокий уровень способности воображения, представления, фантазирования [3, с. 160].

Рассматривая необходимые личностные (индивидуально-психологические) качества учителя начальной школы, И. А. Зимняя отмечает, что к ним в первую очередь могут быть отнесены: адекватность самооценки и уровня притязаний; определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность учителя; целенаправленность; эмпа-тийность.

В общечеловеческом смысле это должен быть расположенный к людям (детям), сердечный, гуманный, внимательный и искренний человек, который имеет в виду их социальную незащищенность и может видеть себя в детях, встать на их позицию.

Характеризуя статусно-позиционные качества учителя начальной школы И. А. Зимняя говорит о важности пластичности и легкости смены учителем социальных ролей, готовности принять позицию ребенка. Учитель должен проявлять уважительное, заинтересованное отношение к тем ценностям, которые составляют содержание позиции ребенка, каким бы оно простым или неинтересным ни показалось [3, с. 161].

Вслед за И. А. Зимней, мы считаем, что, работая именно с младшими школьниками, учитель начальной школы должен свободно владеть учебным предметом. Так учитель иностранного языка в начальной школе должен обладать высокой языковой культурой, многообразием, отточенностью и вариативностью языковых форм выражения мысли, в совершенстве владеть методическими приемами обучения, знать особенности организации и управления игровыми методами обучения [3, с. 164].

Совет Европы выделяет пять базовых компетенций, необходимых сегодня любым специалистам. В контексте преподавания иностранного языка они приобретают особое значение.

1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.

2. Компетенции, касающиеся жизни в по-

ликультурном обществе, призванные препятствовать возникновению ксенофобии, распространению климата нетерпимости и способствующие как пониманию различий, так и готовность жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не владеет, грозит изоляция от общества. К этой группе общения относится владение несколькими языками, принимающее все возрастающее значение.

4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемым по каналам СМИ и Интернет информации и рекламе.

5. Компетенции, реализующие способность и желание учится всю жизнь, не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни [4].

Кроме того, Ж. Л. Витлин считает, что преподаватель этого предмета должен быть:

1. Знатоком не только в области методики преподавания иностранного языка, но и в области культуры одной или нескольких зарубежных стран, народы которых говорят на том или ином языке, изучаемом учениками.

2. Учитель этого предмета должен в учебном процессе выполнять функции носителя не только отечественной, но и зарубежной культуры, показывать учащимся различные аспекты культуры других стран, содействовать их осмыслению и приобщению к ценным сторонам этой культуры.

3. Являясь носителем культуры страны изучаемого языка, учитель этого предмета должен, в частности, владеть принятыми в стране нормами поведения, т.е. он должен не только знать иностранный язык, но и владеть культурой речи на этом языке, выражающейся в культуре речевого поведения, в богатстве, точности и выразительности речи, в соблюдении речевого этикета [1, с. 51].

По мнению В. Д. Шадрикова, начальное обучение иностранному языку призвано решить такую задачу, как развитие у учеников основ коммуникативной компетенции. Последняя, являясь сложным интегративным целым,

Беляева Е. Б.

Основные требования кучителю иностранного языка в начальной школе

предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступить в контакт, умения взаимодействовать в коллективе и т.д. В. Д. Шад-риков говорит, что «речь идет не о том, чтобы обеспечить детям развитие в ущерб знаниям, а о том, чтобы способ усвоения знаний был специально направлен на развитие. А для этого важно, чтобы ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимая активное участие в обсуждении темы урока, выстраивая его сюжет» [2, с. 71].

Е. И. Негнивицкая утверждает, что «использование игры как способа обучения устной речи в начальной школе позволяет учителю иностранного языка формулировать такие речевые задачи, в которых есть и мотив, и цель речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения» [2, с. 76]. Использование различных игр (включая разгадывание загадок, кроссвордов, инсценирование песен, стихов, сказок и др.) обеспечивает постоянный интерес детей к иноязычной речевой деятельности, к предмету «иностранный язык» и позволяет подчинить процесс овладения иноязычным материалом решению внеязы-ковых задач общения. При этом важно не только, как говорит ученик на иностранном языке, но и что он говорит, имеет ли высказываемая или воспроизводимая на слух им информация для него личную значимость.

Ш. А. Амонашвили отмечает, что «отличительной особенностью общения на иностранном языке в начальной школе должна быть взаимная гуманистическая установка между учителем иностранного языка и учениками, стремление к соучастию, принятию друг друга. Во многом это определяется стилем поведения учителя иностранного языка в начальной школе. Авторитарный стиль не только разрушает атмосферу взаимного доверия, но и «убивает» интерес. Основной двигатель изучения языка для детей - радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Поэтому учителю иностранного языка в начальной школе следует отказаться от назидательного и «обучающего» тона, необходимо стать речевым партнером детей, помощником и организатором общения. Учитель сам должен быть раскован, толерантен (терпим к другим суждениям, идеям, ошибкам),

уметь сопереживать и восхищаться» [2, с. 72]. Ученый подчеркивает важность того, «каким голосом произносятся слова, фразы и какое при этом выражение лица. Безусловно, голос учителя иностранного языка, работающего с младшими школьниками, должен быть добрым, располагающим к общению, а выражение лица соответствовать тону, который может быть интригующим, заговорщическим и доверительным, серьезным, деловым и т.д. Главные педагогические средства - улыбка и ласковый взгляд, доброе отношение к каждому ученику» [2, с. 73].

И. Л. Бим настаивает на том, что «комфортность общения зависит, кроме того, и от того, как учитель иностранного языка в начальной школе реагирует на ошибки детей. Маленькому ученику нужна вера в его способности и радость за его успехи. Он нуждается в помощи учителя и его положительной оценке. Исправлять ошибки нужно очень деликатно, не обидно для ребенка, например, вежливым переспросом, уточнением, подсказкой» [2, с. 73]. И. Л. Бим считает, что «исправление ошибок нарушает коммуникацию. Устные ответы школьников должны быть нацелены в первую очередь на взаимопонимание с окружающими и не являться объектом преимущественного контроля сформированности их языковой компетенции» [2, с. 73].

М. Н. Вятютнев полагает: « Главное, чтобы ученик, вступая в общение на изучаемом языке, не испытывал страха сделать ошибку и стремился всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение. Считается, что ошибки -это средство и условие успешного овладения коммуникативной компетенцией. Их наличие не свидетельствует о неуспехе, наоборот, они доказывают, что учебный процесс проходит нормально, учащиеся принимают в нем активное участие » [2, с. 73].

Таким образом, приоритетным в начальной школе является воспитательный и развивающий аспект обучения предмету. Иностранный язык вводит учащихся в мир другой культуры, ориентирует их на формирование навыка и умения самостоятельно решать простейшие коммуникативно-познавательные задачи в процессе говорения, чтения и письма, формирует такие качества личности, как инициативность, умение работать в коллективе, умение защищать свою точку

й»ДИ“^,

* А/£\

Исследования молодъхученъх.

ЧИППКРО

зрения и устойчивый интерес к изучению предмета [4]. Поэтому, говоря об основных требованиях к учителю иностранного языка в начальной школе, можно сделать вывод о том, что такой учитель:

- должен способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них пространству в том возрасте, когда дети ещё не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;

- учитель иностранного языка в начальной школе должен сформировать элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

- ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке;

- приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счёт расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения; формировать представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам младших школьников правах и обычаях стран изучаемого языка;

- формировать некоторые уни-версальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся [4].

Таким образом, вслед за Ш. А. Амонашвили, И. Л. Бим, И. А. Зимней, В. А. Сластениным и др., можно сделать вывод о том, что учителя иностранного языка в начальной школе как субъекта педагогической деятельности в целом характеризуют: це-лепологание, активность, саморегулятивность; педагогическое самосознание как специфический для субъектой деятельности образ мира; индивидуально-психологические свойства, определяющие его соответствие педагогической деятельности; структура педагогических способностей; педагогическая направленность, адекватность самооценки, уровня притязаний; эмпатия [3, с. 164]. Для учителя начальных классов требуется реализация всех педаго-

гических умений, основанных на академических, дидактических, организаторских способностях учителя, которые должны проявляться в таких его педагогических функциях, как информационная, организационная, контрольная и т.п. Внешнеповеденчески учитель иностранного языка в начальной школе должен быть образцом для подражания, располагать к себе детей воспитанностью, образованностью, компетентностью, культурой поведения, общения [3, с. 164]. Учитель иностранного языка в начальной школе должен помнить о том, что в основе обучения детей лежит игра, которая по выражению И. А. Зимней, является психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения [2, с. 75]. В центре обучения - ребенок, который является главным субъектом учебного процесса. При организации общения и взаимодействия детей, учителю иностранного языка в начальной школе необходимо создать благоприятную атмосферу в классе и чувство комфорта у каждого ребенка.

Литература

1. Витлин, Ж. Л. Развитие общей и профес-

сиональной культуры учителей иностранного языка [Текст] / Ж. Л. Витлин // Иностранные языки в школе. - 1993. - 6. - С. 50-53.

2. Головачева, Т. С. Иностранные языки для общеобразовательных учебных заведений. Начальная школа [Текст] : программно-методические материалы / Т. С. Головачева - 2-е изд. - М. : Дрофа, 1999. - 160 с.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2004. - 480 с.

4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42. // http://www.orenipk.ru/seminar/simnja.htm.

5. Кокорина, Л. А. Раннее обучение иностранным языкам в начальной школе [Электронный ресурс] / Л. А. Кокорина, А. Л. Ищенко // http://festival. 1september.ru/articles/415959/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.