Научная статья на тему 'Специфика обучения иностранному языку учащихся начальных классов в контексте современных требований в области образования'

Специфика обучения иностранному языку учащихся начальных классов в контексте современных требований в области образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1511
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRIMARY SCHOOL STUDENTS / LEARNING FOREIGN LANGUAGES / INDIVIDUAL APPROACH / DEVELOPING TRAINING / УЧАЩИЕСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахманова П. Д.

Обучение английскому языку учащихся начальной школы является очень актуальной проблемой для отечественной образовательной практики. Согласно современным подходам эффективность процесса обучения английскому языку в младшем школьном возрасте определяется готовностью и желанием детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Автор делает вывод о том, что с помощью английского языка в начальных классах закладываются основы для развития у учащихся интереса к культурному многообразию мира, уважения к языкам и культурам других народов, а также для развития первых представлений о нормах поведения в странах изучаемого языка, для «открытия» возможностей английского языка как средства общения в мире. Тем самым обучение иностранному языку должно способствовать становлению личности ребёнка, максимально развивать его потенциал, давать ему инструмент для иноязычного общения и взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдурахманова П. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF MODERN REQUIREMENTS IN THE FIELD OF EDUCATION

The teaching of English of elementary school students is a very actual problem for the Russian educational practice. According to current approaches, the efficiency of teaching English to pupils of a primary school age is determined by willingness and desire of children to participate in intercultural communication in the target language. The author concludes that classes on the English language in the primary school build foundation for the development of interest in cultural diversity, peace, respect for languages and cultures of other nations among pupils. The classes also help to develop ideas about behavioral norms in the culture who speak the target language. The children see new possibilities to use the English language as a means of communication in the whole world. Thus, a foreign language teaching should facilitate the creation of a child's personality, develop his potential, give him a tool for foreign language communication and interaction.

Текст научной работы на тему «Специфика обучения иностранному языку учащихся начальных классов в контексте современных требований в области образования»

УДК 371

Abdurakhmanova P.D., doctor of philological Sciences, Professor. head. the Department of Early learning foreign languages

and methods of their teaching, FGBOU VPO "Dagestan state pedagogical University", E-mail: [email protected]

SPECIFICITY OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF MODERN REQUIREMENTS IN THE FIELD OF EDUCATION. The teaching of English of elementary school students is a very actual problem for the Russian educational practice. According to current approaches, the efficiency of teaching English to pupils of a primary school age is determined by willingness and desire of children to participate in intercultural communication in the target language. The author concludes that classes on the English language in the primary school build foundation for the development of interest in cultural diversity, peace, respect for languages and cultures of other nations among pupils. The classes also help to develop ideas about behavioral norms in the culture who speak the target language. The children see new possibilities to use the English language as a means of communication in the whole world. Thus, a foreign language teaching should facilitate the creation of a child's personality, develop his potential, give him a tool for foreign language communication and interaction.

Key words: primary school students, learning foreign languages, individual approach, developing training.

П.Д. Абдурахманова, доктор филологических наук, профессор. зав. кафедрой Раннего обучения иностранным языкам

и методики их преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Обучение английскому языку учащихся начальной школы является очень актуальной проблемой для отечественной образовательной практики. Согласно современным подходам эффективность процесса обучения английскому языку в младшем школьном возрасте определяется готовностью и желанием детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Автор делает вывод о том, что с помощью английского языка в начальных классах закладываются основы для развития у учащихся интереса к культурному многообразию мира, уважения к языкам и культурам других народов, а также для развития первых представлений о нормах поведения в странах изучаемого языка, для «открытия» возможностей английского языка как средства общения в мире. Тем самым обучение иностранному языку должно способствовать становлению личности ребёнка, максимально развивать его потенциал, давать ему инструмент для иноязычного общения и взаимодействия.

Ключевые слова: учащиеся начальной школы, обучение иностранному языку, индивидуальный подход, развивающее обучение.

Обучение английскому языку учащихся начальной школы является очень актуальной проблемой для отечественной образовательной практики. Следует отметить, что общество не удовлетворено уровнем языковой подготовки учеников средней школы, что детерминирует разработки новых подходов обучения иностранному языку.

В настоящий момент обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Обязательное изучение иностранного языка со 2-го класса по 4-й (начальная школа) и с 5-го класса по 9-й (основная школа) реализует принцип непрерывного образования по иностранному языку в общеобразовательной школе, что соответствует современной потребности личности и общества.

Тем самым, согласно современным ФГОС, изучение иностранного языка предполагается со 2 класса общеобразовательной школы. Это можно рассматривать как большой прогресс, так как в Советской России обучение иностранному языку начиналось с 5 класса, что заведомо делало его неэффективным, в связи с тем, что к этому времени уже проходил сенситивный период, когда освоение нового языка проходит быстрее.

Выделим основные преимущества раннему обучению иностранному языку:

- положительное влияние на общие речевые способности ребёнка;

- более раннее вхождение ребёнка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке,

- положительное влияние на развитие различных психических функций (память, мышление, восприятие, воображение),

- повышение качества владения родным языком, создание базы для продолжения его изучения в основной школе.

Успешное и быстрое овладением иностранным языком возникает в случае, когда английский язык выполняет в жизни ребёнка те же социальные функции, что и первый язык, например, необходимость играть с иноязычным партнёром, общаться с бабушкой, которая говорит на английском языке и т. д.

Анализ существующей практики обучения позволяет выдвинуть новые требования к построению обучения у школьников начальной школы иностранным языкам. Еще в 1985 г. на международном семинаре ЮНЕСКО-МАПРЯЛ по данной проблеме

специалисты из различных стран были едины в подходе к этим требованиям: язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение ни в коем случае не должно превращаться в имитационный процесс; дети должны овладевать иностранным языком как средством общения, и все компоненты обучения (отбор и подача языкового материла, содержание действий по его реализации) необходимо подчинить коммуникативной цели. Подчёркивалась также необходимость достижения развивающего эффекта курса английского языка, то есть не просто опора на сложившиеся понятия, навыки и умения, а их развитие и формирование новых психических качеств. [1, а 83]

Реализация этих требований предполагает адекватную психолого-педагогическую организацию деятельности (точнее, взаимодействия) педагога и детей в процессе обучения.

В современных школах особенности организации учебного процесса по изучению иностранного языка на начальной ступени образования заключаются в том, что:

- учителю необходимо стремиться, чтобы занятия проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения.

- учитель должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие ребёнка, а не в ущерб ему.

В этой связи особенно важно, чтобы каждый ребёнок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Тем самым не только знания и навыки владения языковым материалом определяют эффективность процесса обучения английскому языку в младшем школьном возрасте, но, прежде всего, готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Это возможно, если основной формой школьной деятельности будет не слушание, говорение, чтение или письмо на английском языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом [2].

Суть такой организации педагогического процесса заключается в том, чтобы сделать ребёнка своим соратником в его обучении и воспитании, настроить его на педагогическое влияние, сохранить за ним переживание чувства свободного выбора. При этом каждый учащийся должен чувствовать веру в свои способности, испытывать радость за успехи. При неудачах необходимо помочь школьнику осмыслить их, оценить их как временные

трудности, которые можно преодолеть, увидеть пути своего дальнейшего продвижения и успеха.

Приоритетным в начальной школе является воспитательный и развивающий аспект обучения предмету. Иностранный язык вводит учащихся в мир другой культуры, ориентирует их на формирование навыка и умения самостоятельно решать простейшие коммуникативно-познавательные задачи в процессе говорения, чтения и письма, формирует такие качества личности, как инициативность, умение работать в коллективе, умение защищать свою точку зрения и устойчивый интерес к изучению предмета.

При изучении иностранного языка, в связи с его особой фонетикой, важно то, каким голосом преподаватель произносит слова и фразы и какое при этом выражение его лица. Безусловно, голос преподавателя должен быть добрым, располагающим к общению, а выражение лица должно соответствовать тону, который должен быть интригующим, доверительным, или серьезным, деловым, выражающим радость встречи, вселяющим успех.

Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные [3].

Для успешного прохождения процесса обучения иностранному языку необходимо создать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Дети должны видеть результаты практического применения иностранного языка.

Ученик, при традиционном подходе к обучению, чаще всего не имеет возможности воспользоваться на практике своими знаниями. Устранить этот недостаток можно с помощью приёмов проектной методики, которая строится на следующих принципах:

- формулировка конкретной цели, направленная на достижение не «языкового», а практического результата;

- получение каждым учеником или группой учащихся конкретного задания, нацеленного на выполнение практического внеязыкового действия с помощью языка;

- обоюдная ответственность учащихся и учителя за результаты работы;

Библиографический список

- самостоятельное выполнение учащимися полученного задания и помощь учителя в случае необходимости. [4, а 21].

Опираясь на опыт учителей-практиков, можно отметить, что современный урок должен:

- строиться в соответствии с избранной учителем системой обучения;

- планироваться с учётом коммуникативной направленности, которая должна его пронизывать в ходе реализации практической цели обучения иностранному языку;

- обеспечивать комплексное осуществление воспитательной, образовательной и развивающей целей;

- иметь благоприятный психологический климат для изучения языка;

- вызывать у учащихся мотивацию изучения английского языка за счёт вовлечения каждого в активную речемыслитель-ную деятельность по овладению языком, затрагивая при этом и эмоциональную сферу обучаемого;

- оснащаться необходимыми средствами, которые позволяют создавать учебные ситуации и использовать естественные ситуации для развития устной речи и помогают в обучении чтению и письму;

- включать разнообразные обучающие игры, чтобы снимать усталость и напряжение [5].

Таким образом, обучение иностранному языку в начальных классах средней общеобразовательной школы направлено на воспитание и развитие детей средствами предмета на основе и в процессе практического овладения языком как средством общения. С помощью иностранного языка в начальных классах закладываются основы для последующего изучения иностранных языков в средней школе, для формирования учебных умений, для развития у учащихся интереса к культурному многообразию мира, уважения к языкам и культурам других народов, а также для развития первых представлений о нормах поведения в странах изучаемого языка, для «открытия» возможностей английского языка как средства общения в мире.

Тем самым обучение иностранному языку должно способствовать становлению личности ребёнка, максимально развивать его потенциал, давать ему инструмент для иноязычного общения и взаимодействия.

1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва, 1991

2. Беляева О.Н. Особенности обучения английскому языку в начальной школе. Иностранный язык в школе. 2010; 1.

3. Пелеванюк Е.Н. Английский язык в начальной школе: особенности обучения Available at: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&es rc=s&source=web

4. Гальскова Н.Д., Никитенко З.И. Процесс обучения иностранным языкам в начальной школе. Английская литература в школе. 1994; 1.

5. Акмальдинова Д.Р. Методика преподавания английского языка в начальной школе. Available at: http://nsportal.ru/akmaldinova-dinara-rafekovna

References

1. Zimnyaya I.A. Psihologiya obucheniya inostrannym yazykam v shkole. Moskva, 1991

2. Belyaeva O.N. Osobennosti obucheniya anglijskomu yazyku v nachal'noj shkole. Inostrannyjyazyk vshkole. 2010; 1.

3. Pelevanyuk E.N. Anglijskij yazyk v nachal'noj shkole: osobennosti obucheniya Available at: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s &source=web

4. Gal'skova N.D., Nikitenko Z.I. Process obucheniya inostrannym yazykam v nachal'noj shkole. Anglijskaya literatura vshkole. 1994; 1.

5. Akmal'dinova D.R. Metodika prepodavaniya anglijskogo yazyka v nachal'noj shkole. Available at: http://nsportal.ru/akmaldinova-dinara-rafekovna

Статья поступила в редакцию 05.03.16

УДК 371

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

Masaeva Z.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

Ehaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

FORMING ETHNOPEDAGOGICAL CULTURE IN FUTURE TEACHERS IN THE TEACHING PROCESS. The article deals with topical problems of formation of an ethnopedagogical culture of students in a multicultural educational process. It covers objectives and conditions of forming the ethnopedagogical culture of students in training in a university. Ethnopedagogical culture involves professional education and introduction of ethnopedagogical technologies into the process of education. The authors define the ethnopedagogical culture as a new concept due to the requirements for teachers working in a multicultural educational space. Thus ethnopedagogical competence has an integrative property with respect to general vocational training. The authors come to the conclusion that the formation of ethnopedagogical culture, as an essential part of pedagogic culture is connected with the development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.