Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ ЛОГОПЕДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПО ПРОГРАММАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ ЛОГОПЕДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПО ПРОГРАММАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SPEECH THERAPY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / POSTGRADUATE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балашова И.Н., Алемпьева А.А., Ванчакова Н.П., Вацкель Е.А., Денишенко В.А.

В статье рассматриваются вопросы оптимизации подготовки медицинских логопедов, так как оказание квалифицированной логопедической помощи неврологическим пациентам - необходимое условие модернизации системы здравоохранения и обеспечения качественной реабилитации для пациентов. Целью исследования было определение психолого-педагогических условий, способствующих повышению мотивационной составляющей профессиональной деятельности логопедов медицинской сети, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования. К таким условиям относятся: связь теории с практикой; дифференцированный подход к обучающимся на основании специфики их профессиональной деятельности и условий труда; опора на принципы андрагогического подхода. Применение указанных педагогических условий позволило повысить внутреннюю профессиональную мотивацию обучающихся и снизить уровень внешней отрицательной мотивации. Указанная система обучения показала свою эффективность в плане повышения уровня профессиональных компетенций и внутренней профессиональной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балашова И.Н., Алемпьева А.А., Ванчакова Н.П., Вацкель Е.А., Денишенко В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR INCREASING THE INTERNAL MOTIVATION OF SPEECH THERAPISTS WHEN TRAINING UNDER THE ADVANCED TRAINING PROGRAMS

The article considers the psychological and pedagogical conditions that determine the effectiveness of the professional and motivational component of the professional development of speech therapists, as raising professional level leads to modernization of healthcare system and raising the quality of neurological rehabilitation of the patients. The aim of the study was to determine the psychological and pedagogical conditions that contribute to increase in the motivational component of the professional activity of the medical speech therapists. These conditions include: connection between theory and practice; differentiated approach to the students based on the specifics of their professional activities and working conditions; using principles of the andragogical approach. These pedagogical conditions made it possible to increase the internal professional motivation of speech therapists and to reduce the level of external negative motivation. The conditions specified have shown its effectiveness in increasing the level of professional competencies and internal professional motivation

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ ЛОГОПЕДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПО ПРОГРАММАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

- наличие адекватной оценки достигнутого результата, свобода выбора программы личностного развития;

- индивидуализированный подход к личности занимающегося.

Таким образом, технологию с применением информационно-компьютерных модулей можно рассматривать как обучение с учетом конечных результатов деятельности студент/преподаватель.

Полученные знания позволят студентам самостоятельно корректировать свое психофизическое состояние, физическую подготовленность, объем знаний и умений, необходимых для организации здоровьесберегающей и профессиональной деятельности.

Внедрение в учебный процесс по физическому воспитанию предложенной модели применения современных компьютерных технологий изменит внутреннее содержание урочной формы организации занятий и создаст благоприятные педагогические условия для повышения уровня физической подготовленности и адаптивных резервов организма студентов.

Все это позволит индивидуализировать учебный процесс по физическому воспитанию в соответствии с современными тенденциями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виленский, М.Я. Физическая культура / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - 2-е изд., стер. - Москва i КНОРУС, 2Q16 - 214 с

2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - 8-е изд. -Москва i Академия, 2Q13 - 2Q8 с.

3. Куликов, Л.М. Управление спортивной тренировкой! системность, адаптация, здоровье / Л.М. Куликов. - Москва i Физкультура, образование и наука, 1995. - 394 с.

4. Московченко, О.Н. Оптимизация физических нагрузок на основе индивидуальной диагностики адаптивного состояния у занимающихся физической культурой и спортом (с применением компьютерных технологий) i автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.Н. Московченко. - Москва i 2QQ7. - 43 с.

5. Розенфельд, А.С. Мотивация студентов к дисциплине «физическая культура»; проблемы, возможные пути решения / А.С. Розенфельд, К.А. Рямова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2Q17. - № 4 (146). - С. 181-187.

REFERENCES

1. Vilensky, M.Ya. and Gorshkov, A.G. (2Q16), Physical culture, KNORUS, Moscow.

2. Zakharova, I.G. (2Q13), Information technologies in education, Academia, Moscow.

3. Kulikov, L.M. (1995), Management of sports training: system, adaptation, health, Physical Culture, education and science, Moscow.

4. Moskovchenko, O.N. (2QQ7), Optimization of physical loads on the basis of individual diagnostics of adaptive state in those engaged in physical culture and sports (using computer technologies), dissertation, Moscow.

5. Rosenfeld, A.S. and Ryamova, K.A. (2Q17), "Motivation of students to the discipline physical culturei problems, possible solutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (146), рp. 181-187.

Контактная информация: letchik45@bk.ru

Статья поступила в редакцию 18.09.2020

УДК 378.046.4

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ ЛОГОПЕДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПО ПРОГРАММАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Ирина Николаевна Балашова, кандидат психологических наук, доцент, Алина Анатольевна Алемпьева, ассистент, Нина Павловна Ванчакова, доктор медицинских наук,

профессор, заведующая кафедрой, Елизавета Александровна Вацкель, кандидат педагогических наук, доцент, Вероника Александровна Денишенко, ассистент, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика

И.П. Павлова

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы оптимизации подготовки медицинских логопедов, так как оказание квалифицированной логопедической помощи неврологическим пациентам - необходимое условие модернизации системы здравоохранения и обеспечения качественной реабилитации для пациентов. Целью исследования было определение психолого-педагогических условий, способствующих повышению мотивационной составляющей профессиональной деятельности логопедов медицинской сети, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования. К таким условиям относятся: связь теории с практикой; дифференцированный подход к обучающимся на основании специфики их профессиональной деятельности и условий труда; опора на принципы андрагогического подхода. Применение указанных педагогических условий позволило повысить внутреннюю профессиональную мотивацию обучающихся и снизить уровень внешней отрицательной мотивации. Указанная система обучения показала свою эффективность в плане повышения уровня профессиональных компетенций и внутренней профессиональной мотивации.

Ключевые слова: логопедия, повышение квалификации, последипломное обучение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p21-27

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR INCREASING THE INTERNAL MOTIVATION OF SPEECH THERAPISTS WHEN TRAINING UNDER

THE ADVANCED TRAINING PROGRAMS Irina Nikolaevna Balashova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Alina Anatolyevna Alеmpievа, the assistant, Nina Pavlovna Vanchakova, the doctor of medical sciences, professor, department chair, Elizaveta Aleksandrovna Vatskel, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Veronika Alexandrovna Denishenko, the assistant, The Pavlov First Saint Petersburg State Medical University

Abstract

The article considers the psychological and pedagogical conditions that determine the effectiveness of the professional and motivational component of the professional development of speech therapists, as raising professional level leads to modernization of healthcare system and raising the quality of neurological rehabilitation of the patients. The aim of the study was to determine the psychological and pedagogical conditions that contribute to increase in the motivational component of the professional activity of the medical speech therapists. These conditions include: connection between theory and practice; differentiated approach to the students based on the specifics of their professional activities and working conditions; using principles of the andragogical approach. These pedagogical conditions made it possible to increase the internal professional motivation of speech therapists and to reduce the level of external negative motivation. The conditions specified have shown its effectiveness in increasing the level of professional competencies and internal professional motivation.

Keywords: speech therapy, professional development, postgraduate training.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях реформирования дефектологической службы в России, разработки и внедрения нового профессионального стандарта для логопедов, работающих в системе здравоохранения, остро встает вопрос о подготовке кадров, которые будут соответствовать новым требованиям и обладать необходимыми профессиональными компетенциями для оказания квалифицированной логопедической помощи в рамках ком -плексной медицинской реабилитации и абилитации неврологических пациентов [7].

Основная задача профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке

труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [9]. На современном этапе социально-экономических преобразований в России особое значение для последипломного образования имеет развитие общих способностей человека, его профессионального самосознания, мотивации [11].

Важность обеспечения преемственности в профессиональной подготовке логопеда обусловлена развитием научно-практических подходов к диагностике и терапии различных форм патологии речи, высших психических функций и глотания. Согласно Приказу Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 383 от 28 декабря 1998 г. «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций», логопед обязан повышать свою квалификацию на циклах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет [8]. Возрастающая роль дополнительного профессионального образования связана с конкуренцией и требованиями рынка, диктующие необходимость постоянного повышения квалификации, профессиональной компетентности, непрерывного развития и совершенствования [10]. Непрерывное профессиональное образование компенсирует недостатки полученного образования, поддерживает квалификацию специалиста на современном уровне, повышает компетентность специалистов в соответствии с требованиями здравоохранения [12]. В связи с этим проблема определения психолого-педагогических условий повышения уровня профессиональной мотивации логопедов медицинской сети является актуальной [3]

На кафедре педагогики и психологии факультета последипломного образования Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова в течение уже более 10 лет проходят курсы повышения квалификации для логопедов, работающих в системе здравоохранения. На курсах обучаются специалисты из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также логопеды из других регионов России. Цель нашего исследования заключалась в определении психолого-педагогических условий повышения квалификации логопедов в системе последипломного образования, способствующих повышению учебной мотивации слушателей курсов и оптимизации учебного процесса.

Гипотеза исследования была основана на том, что процесс повышения квалификации логопедов в системе последипломного образования будет наиболее эффективным, если определить и реализовать психолого-педагогические условия, которые будут обеспечивать актуализацию профессионального потенциала специалистов и повышать внутреннюю профессиональную мотивацию. К таким условиям были отнесены: связь теории с практикой и профессиональные пробы в клинике; дифференцированный подход к обучающимся на основании специфики их профессиональной деятельности и условий труда (в зависимости от работы на первой, второй или третей ступени реабилитации неврологических пациентов); опора на принципы андрагогического подхода при реализации учебного курса.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В 2019 году были проведены анкетные исследования слушателей в начале курса повышения квалификации и после его прохождения. Общее количество респондентов 52 человека в возрасте от 24 до 58 лет (все обучающиеся - женщины, средний возраст 39±15,13 лет).

Для решения поставленной цели и подтверждения исходной гипотезы нами был применен комплекс методов исследования:

1. Теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2. Эмпирические методы - анкетирование слушателей курсов: а) методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. Реана [1]; б) авторская анкета для выявления уровня профессиональных знаний слушателей в области логопедии,

3. Статистические методы - количественный и качественный анализ результатов исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мотивация является одним из ключевых компонентов в структуре личности, так как служит побудителем к учебной и профессиональной деятельности. Учебная мотивация представляет собой систему мотивов, включающую в себя познавательные потребно -сти, цели, интересы, стремления, идеалы, мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности [6]. Учебно-познавательная деятельность мотивируется познавательными интересами, направленными на научные факты и закономерности, на методы и приемы познания, то есть на ценность теоретического знания [5].

Согласно теоретическому анализу научных источников, было выявлено следующее. Одним из научных подходов, который показывает свою эффективность при использовании в организации повышения квалификации, является андрагогический подход. К его особенностям относят: признание субъектной позиции учащегося (в процессе ведущая позиция должна принадлежать обучающемуся); учет мотивации, обусловленной интересами и потребностями взрослого человека; учет специфики деятельности взрослого человека, его включенность его в профессиональную трудовую деятельность; наличие личностного и профессионального опыта и учет их при планировании занятий [2].

Исследования в области андрагогики показывают, что взрослый человек учится не просто для накопления знаний, он ориентирован на получение информации относительно реально значимых для него вопросов, а полученные в ходе обучения компетенции, должны быть актуализированы на практике [4]. Таким образом, повышение внутренней мотивации обучающихся возможно за счет ориентации на их потребности, в частности, рассмотрение возникающих у них профессиональных вопросов, затруднений и учету специфики работы. Совместный с преподавателем анализ опыта обучающихся, соответствующий требованиям андрагогического подхода, позволяет слушателям не только повышать профессиональные компетенции, но и существенно влияет на мотивацию обучения.

В качестве второго условия нами был выделен дифференцированный подход к обучающимся на основании специфики их профессиональной деятельности и условий труда (в зависимости от работы на первой, второй или третей ступени реабилитации неврологических пациентов). Поскольку первый этап реабилитации предусматривает работу с тяжелыми пациентами в остром периоде в неврологических отделениях и реанимации, это определяет специфику работы логопеда: восстановление витальных функций - глотания и дыхания; первичное растормаживание речи. Второй этап реабилитации более пролонгированный, он подразумевает реабилитацию в стационарах на отделениях нейрореабилитации (в подострый период). Третий этап реабилитации - амбулаторный или поликлинический. На каждом этапе используются свои методы и приемы работы. Важно учитывать в процессе повышения квалификации, что именно каждый конкретный обучающийся логопед будет реализовывать на своем рабочем месте.

Значительный вклад в образование новых психолого-педагогических знаний и повышение профессиональной мотивации вносится в связи с соединением теоретического материала и практической подготовки обучающихся. Реализация профессиональных знаний на практике происходит на базе сосудистого стационара Елизаветинской больницы Санкт-Петербурга, неврологического отделения ПСПбГМУ им. И.П. Павлова, детского

сада № 15 Калининского района. Наглядное применение полученных знаний под руководством высококвалифицированных преподавателей с большим опытом логопедической работы приводит к повышению мотивации логопедов. Итоговая аттестация показывает значительные результаты усовершенствования профессиональных компетенций, образование положительного настроя и готовность применить полученные знания на практике.

В процессе экспериментальной работы у респондентов, обучающихся на курсах повышения квалификации, оценивались: мотивация профессиональной деятельности, теоретические профессиональные знания и практические профессиональные умения и навыки. Анализ результатов анкетирования респондентов, проведенного в начале обучения на курсах повышения квалификации, выявил невысокий уровень сформированности теоретической и практической профессиональных компетенций, а также мотивационной составляющей у логопедов, работающих в системе здравоохранения, вне зависимости от опыта работы и стажа профессиональной деятельности специалистов.

У слушателей курсов в начале обучения были установлены следующие профессиональные трудности:

1. Проблемы в анализе и интерпретации сведений о заболевании неврологических пациентов, полученных из медицинской документации (истории болезни, выписные эпикризы);

2. Затруднения в ориентировке в медицинских показателях;

3. Сложности в топической диагностике клинической симптоматики при очаговых поражениях головного мозга;

4. Проблемы в анализе результатов логопедической дифференциальной диагностики (определении вида, степени выраженности речевых расстройств и нарушений глотания);

5. Сложности в написании квалифицированного логопедического заключения на основе анамнеза, данных логопедического обследования и топической диагностики;

6. Сложности составления индивидуальной логопедической программы реабилитации пациентов с нарушением речи, голоса и глотания;

7. Проблемы в ориентировке в междисциплинарных знаниях смежных дисциплин, касающиеся нарушений речи, голоса и глотания.

По результатам первого обследования количество слушателей, у которых показатели профессиональных знаний были на высоком уровне, составляло 5,8% (3 человека), на среднем уровне - 55,8% (29 человек), на низком уровне - 38,5% (20 человек).

По окончании курса повышения квалификации при вторичном исследовании профессиональных компетенций была выявлена значительная положительная динамика, как в теоретических, так и практических знаниях респондентов. Специалисты стали лучше ориентироваться в топической диагностике неврологических симптомов при очаговых поражениях головного мозга, исчезли затруднения в формулировании логопедического заключения и в составлении логопедических программ реабилитации неврологических пациентов, усовершенствовалась дифференциальная диагностика речевых нарушений и расстройств глотания, а также расширились междисциплинарные знания в области смежных дисциплин.

По результатам итогового обследования количество слушателей, у которых показатели профессиональных знаний были на высоком уровне, составляло 59,6% (31 человека), на среднем уровне - 26,9% (14 человек), на низком уровне - 13,5% (7 человек) (рисунок 1). По результатам первичного обследования профессиональной мотивации респондентов на первый план вышли как внешние отрицательные, так и внешние положительные мотивы. Согласно интерпретации данной методики, респонденты в своей трудовой деятельности ориентированы не на внутреннюю мотивацию и потребность в самореализации, а на стимулы, ради которых стоит работать: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, а также избегание наказа-

ния, критики и осуждения со стороны начальства и коллег. Средний мотивационный комплекс по результатам первого обследования составил ВОМ>ВПМ>ВМ, что является наихудшим вариантом мотивационного комплекса: внутренняя мотивация (ВМ) - 3,3; внешняя положительная (ВПМ) - 3,64; внешняя отрицательная (ВОМ) - 3,68.

80 -

%

60 -

40 -

20 -

0

Рисунок 1 - Сравнительный анализ результатов исследования профессиональных знаний респондентов курса повышения квалификации в начале и в конце обучения

При вторичном обследовании профессиональной мотивационной составляющей были зафиксированы положительные результаты. На первый план вышла внутренняя профессиональная мотивация: удовлетворение от самого процесса и результата работы, возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности, потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других. Среди основных мотивов были выделены: необходимость получения новых знаний в профессии и повышение профессиональной квалификации для конкурентоспособности на рынке труда. Средний мотивационный комплекс по результатам итогового обследования изменился на положительный ВМ>ВПМ>ВОМ: внутренняя мотивация - 4,6; внешняя положительная -3,7; внешняя отрицательная - 1,96.

ВЫВОДЫ

В результате исследования было установлено, что проведение первичного исследования уровня знаний и особенностей мотивации логопедов позволили ориентировать программу обучения на наиболее слабые разделы знаний у слушателей цикла повышения квалификации. Это особенно значимо для оптимизации образовательного процесса при повышении квалификации логопедов, работающих в системе здравоохранения.

Работа логопедов в системе здравоохранения требует постоянного повышения клинических знаний, ориентировки на специфику условий работы тех медицинских учреждений, в которых они работают. Без применения дифференцированного подхода к обучению, включающего базовый уровень знаний и профиль мотивации трудно достичь хорошего уровня повышения квалификации. Дифференцированный подход позволил в рамках обязательной программы создать индивидуальные образовательные маршруты в зависимости от опыта и запросов специалистов, и, ориентируясь на специфические условия работы каждого из них, внедрить адресное методическое сопровождение для дальнейшего успешного профессионального развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовская Н. В. Педагогика : учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 304 с.

2. Василькова, Т.А. Основы андрагогики : учебное пособие / Т.А. Василькова. - Москва : КНОРУС, 2011. - 256 с.

3. Гордиенко, И.В. Психолого-педагогические условия совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников в системе непрерывного повышения квалификации / И.В. Гордиенко, Г.А. Репринцева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5, № 2 (15). - С. 35-39.

55,8 59'6

38,5

26,9 13,5

5,8

1 обследование 2 обследование

□ высокий уровень Передний уровень □ низкий уровень

4. Змеев, С.И. Основы андрагогики : учебное пособие для вузов / И.С. Змеев. - Москва : Флинта, 2013. - 156 с.

5. Лебедева Н.В. Гендерные особенности учебной мотивации слушателей курсов повышения квалификации / Н.В. Лебедева // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. Человек и образование. - 2013. - № 4 (37) . - С. 59-62.

6. Мальцева Л.В. Исследование мотивационной сферы студентов в процессе обучения в вузе / Л.В. Мальцева, Ю.А. Суслова // Вестник Курганского государственного университета. Серия : Физиология, психология и медицина. - 2017. - № 3 (46). - С. 63-68.

7. О порядке организации медицинской реабилитации : приказ Министерства здравоохранения РФ N 1705н. от 29.12.2012. - URL : https://base.garant.ru/70330294/ (дата обращения: 03.08.2020).

8. О специализированной помощи больным при нарушении речи и других высших психических функций: приказ Министерства здравоохранения РФ № 383 от 28.12.1998. - URL : https://base.garant.ru/4175525/ (дата обращения: 03.08.2020).

9. Петелина Н.Г. Психологические условия повышения личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда в системе повышения квалификации : дис. ... канд. психол. наук / Петелина Наталья Геннадьевна. - Курск, 2006. - 251 с.

10. Тюрин Э.И. Особенности мотивации получения дополнительного профессионального образования / Э.И. Тюрин // Общественные науки. Социология. - 2012. - № 3 (23). - С. 77-82.

11. Чиркина С.Е. Смыслообразование взрослых в период профессиональной переподготовки / С.Е. Чиркина // Филология и культура. - 2015. - № 1 (39). - С. 347-351.

12. Шестак Н.В. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования / Н.В. Шестак // Высшее образование в России. - 2013. - № 6. - С. 98-103.

REFERENCES

1. Bordovskaya, N.V. and Rean, A.A. (2006), Pedagogy: textbook, Peter, St. Petersburg.

2. Vasilkova, T.A. (2011), Fundamentals of andragogy: textbook, KNORUS, Moscow.

3. Gordienko, I.V. and Reprintseva, G.A. (2016), "Psychological and pedagogical conditions for improving the professional competence of teachers in the system of continuous professional education", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 5, No. 2 (15), pp. 35-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zmeev, S.I. (2013), Fundamentals of andragogy: textbook for universities, Flinta, Moscow.

5. Lebedeva, N.V. (2013), "Gender features of educational motivation of students of advanced training courses", Academic Bulletin of the Institute of pedagogical education and adult education of RAO. People and education, No. 4 (37), pp. 59-62.

6. Maltseva, L.V. and Suslova, Yu.A. (2017), "Research of the motivational sphere of students in the process of studying at the University", Herald of The Kurgan State University. Series : Physiology, Psychology and Medicine, No. 3 (46), pp. 63-68.

7. Ministry of Health of the Russian Federation (2012), Order of the "On the procedure for organizing medical rehabilitation" dated 29.12. 2012 N 1705n., available at: https://base.garant.ru/70330294/.

8. Ministry of Health of the Russian Federation (1998), Order of the "On specialized care for patients with speech and other higher mental functions disorder" dated 12.28.1998, No. 383, available at: https://base.garant.ru/4175525/.

9. Petelina, N.G. (2006), Psychological conditions for improving the personal and professional competence of a speech therapist teacher in the system of professional development, dissertation, Kursk.

10. Tyurin, E.I. (2012), "Features of motivation for obtaining additional professional education", Social Sciences. Sociology, No. 3 (23), pp. 77-82.

11. Chirkina, S.E. (2015), "The meaning-making of adults in professional education", Philology and culture, No. 1 (39), pp. 347-351.

12. Shestak, N.V. (2013), "Educational technologies in the system of continuous professional education", Higher education in Russia, No. 6, pp. 98-103.

Контактная информация: alempalina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.