Научная статья на тему 'О ВНЕСЕНИИ ПРОГРЕССИВНЫХ ДОПОЛНЕНИЙ В ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ, ПРОФПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ'

О ВНЕСЕНИИ ПРОГРЕССИВНЫХ ДОПОЛНЕНИЙ В ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ, ПРОФПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ОВЗ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / EARLY AGE / YOUNGER PRESCHOOLERS / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES / CHILDREN WITH DISABILITIES / COMMUNICATION CAPABILITIES / COMMUNICATIVE DEVELOPMENT / TRAINING OF TEACHING STAFF / TEACHING STAFF / SPECIAL PEDAGOGY / RETRAINING OF TEACHERS / TRAINING / PROFESSIONAL RETRAINING / REFRESHER COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григоренко Наталья Юрьевна, Вятлева Юлия Евгеньевна, Покровская Юлия Александровна

В статье затрагивается глобальная проблема совершенствования и модернизации системы профессиональных квалификаций в России. Данное направление в последние годы определено правительством Российской Федерации как приоритетное в сфере образования и взято под контроль президентскими структурами и лично В. В. Путиным. Далее, определяя проблемное поле исследования, авторы указывают на важность пересмотра подходов к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров в системе специального и инклюзивного образования. Для создания таких основных и дополнительных профессиональных программ очень важны глубокие фундаментальные научные знания в области специальной педагогики, психологии и медицины, теоретические представления о проблемах здоровья, жизнеобеспечения и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья и высокое владение профессиональными навыками для оказания им и их близкому окружению разносторонней помощи. Также основополагающим аспектом представляются образовательные стандарты, ориентирующие разработчиков не только на содержание обучения, его организацию, кадровое и финансовое обеспечение, но и на юридическое, нормативно - правовое сопровождение самого процесса учебной деятельности, что важно в рамках обеспечения всем категориям детей с ОВЗ качественного образования, соответствующего их паспорту здоровья и индивидуальным потребностям. В статье указывается, что на современном этапе среди приоритетных направлений выделяется подготовка педагогов и специалистов психолого - педагогического сопровождения для системы оказания ранней комплексной помощи детям первых лет жизни с отклонениями в развитии и их семьям. Одной из основных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от их нозологии нарушений, является потребность в раннем начале диагностических и коррекционно - развивающих мероприятиях по выявлению и преодолению задержек различных линий развития. Задержка коммуникативного развития характерна для любой категории детей с особыми образовательными потребностями, что обусловливает пересмотр существующих тенденций организации диагностических и коррекционно - развивающих мероприятий в рамках оказания логопедической помощи детям первых лет жизни. В статье рассматривается инновационная технология оценки уровня коммуникативного развития детей раннего возраста с различными отклонениями развития, и кратко определяются стратегии последующей логопедической работы по формированию основ общения в зависимости от уровня коммуникативных возможностей детей. Данная технология представляется важным прогрессивным дополнением в рамках программ подготовки, профпереподготовки и повышения квалификации, что апробировал в данном направлении институт специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». Данная технология включена в программы магистратуры, профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации данного образовательного учреждения высшего звена, что дало возможность расширить профессиональные компетенции обучающихся. Подводя итог, авторы подчеркивают важность своевременного реагирования системы высшего образования и дополнительного профессионального образования на современные тенденции и изменяющиеся социальные условия нашего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григоренко Наталья Юрьевна, Вятлева Юлия Евгеньевна, Покровская Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT INTRODUCTION OF PROGRESSIVE ADDITIONS TO PROGRAMS OF TRAINING, PROFESSIONAL RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF PEDAGOGICAL PERSONNEL FOR THE SYSTEM OF EARLY ASSISTANCE TO CHILDREN WITH DISABILITIES

The article deals with the global problem of improving and modernizing the system of professional qualifications in Russia. In recent years, this direction has been identified by the government of the Russian Federation as a priority in the field of education and taken under the control of the presidential structures and personally by Vladimir Putin. Further, defining the problem field of the study, the authors point out the importance of reviewing approaches to training, professional retraining and advanced training of teachers in the system of special and inclusive education. To create such basic and additional professional programs, it is very important to have deep fundamental scientific knowledge in the field of special pedagogy, psychology and medicine, theoretical ideas about the problems of health, life support and socialization of people with disabilities, and a high level of professional skills to provide them and their close environment with comprehensive assistance. Also, the fundamental aspect is represented by educational standards that focus developers not only on the content of training, its organization, personnel and financial support, but also on legal, regulatory and legal support of the learning process itself, which is important in providing all categories of children with disabilities with a quality education that meets their health passport and individual needs. The article indicates that at the present stage, among the priority areas is the training of teachers and specialists in psychological and pedagogical support for the system of providing early comprehensive assistance to children of the first years of life with developmental disabilities and their families. One of the main educational needs of children with disabilities, regardless of their nosology of disorders, is the need for an early start of diagnostic and correctional development measures to identify and overcome delays in various lines of development. Delayed communication development is typical for any category of children with special educational needs, which leads to a review of existing trends in the organization of diagnostic and correctional development activities in the framework of speech therapy for children of the first years of life. The article considers an innovative technology for assessing the level of communicative development of young children with various developmental disabilities and briefly defines strategies for subsequent speech therapy work on the formation of communication foundations, depending on the level of children’s communicative capabilities. This technology is an important progressive addition in the framework of training programs, professional retraining and advanced training, which was tested in this direction by the Institute of special education and comprehensive rehabilitation of the Moscow City University. This technology is included in the master’s degree programs, professional retraining and advanced training courses of this higher - level educational institution, which made it possible to expand the professional competencies of students. Summing up, the authors emphasize the importance of timely response of the system of higher education and additional professional education to modern trends and changing social conditions of our society.

Текст научной работы на тему «О ВНЕСЕНИИ ПРОГРЕССИВНЫХ ДОПОЛНЕНИЙ В ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ, ПРОФПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ»

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 377.4:376.1 DOI 10.26170/po20-05-18

ББК Ч448.947.8 ГРНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.08

Григоренко Наталья Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии, Московский городской педагогический университет; 117261,

Россия, г. Москва, ул. Панферова, 8, стр. 2; e-mail: nugrigorenko@mail

Вятлева Юлия Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент, Лаборатория специального обучения и воспитания, ООО «Логомаг»; 127273,

Россия, г. Москва, ул. Лобачевского, 92, корп. 5; e-mail: uvyatleva@list.ru

Покровская Юлия Александровна,

старший преподаватель кафедры логопедии, Московский городской педагогический университет; 117261, Россия,

г. Москва, ул. Панферова, 8, стр. 2; e-mail: visna@yandex.ru

О ВНЕСЕНИИ ПРОГРЕССИВНЫХ ДОПОЛНЕНИЙ В ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ, ПРОФПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ранний возраст; младшие дошкольники; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; дети с ограниченными возможностями здоровья; коммуникативные возможности; коммуникативное развитие; подготовка педагогических кадров; педагогические кадры; специальная педагогика; переподготовка педагогов; повышение квалификации; профессиональная переподготовка; курсы повышения квалификации.

АННОТАЦИЯ. В статье затрагивается глобальная проблема совершенствования и модернизации системы профессиональных квалификаций в России. Данное направление в последние годы определено правительством Российской Федерации как приоритетное в сфере образования и взято под контроль президентскими структурами и лично В. В. Путиным. Далее, определяя проблемное поле исследования, авторы указывают на важность пересмотра подходов к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров в системе специального и инклюзивного образования. Для создания таких основных и дополнительных профессиональных программ очень важны глубокие фундаментальные научные знания в области специальной педагогики, психологии и медицины, теоретические представления о проблемах здоровья, жизнеобеспечения и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья и высокое владение профессиональными навыками для оказания им и их близкому окружению разносторонней помощи. Также основополагающим аспектом представляются образовательные стандарты, ориентирующие разработчиков не только на содержание обучения, его организацию, кадровое и финансовое обеспечение, но и на юридическое, нормативно-правовое сопровождение самого процесса учебной деятельности, что важно в рамках обеспечения всем категориям детей с ОВЗ качественного образования, соответствующего их паспорту здоровья и индивидуальным потребностям. В статье указывается, что на современном этапе среди приоритетных направлений выделяется подготовка педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения для системы оказания ранней комплексной помощи детям первых лет жизни с отклонениями в развитии и их семьям. Одной из основных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от их нозологии нарушений, является потребность в раннем начале диагностических и коррекционно-развивающих мероприятиях по выявлению и преодолению задержек различных линий развития. Задержка коммуникативного развития характерна для любой категории детей с особыми образовательными потребностями, что обусловливает пересмотр существующих тенденций организации диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий в рамках оказания логопедической помощи детям первых лет жизни. В статье рассматривается инновационная технология оценки уровня коммуникативного развития детей раннего возраста с различными отклонениями развития, и кратко определяются стратегии последующей логопедической работы по формированию основ общения в зависимости от уровня коммуникативных возможностей детей. Данная технология представляется важным прогрессивным дополнением в рамках программ подготовки, профпереподго-товки и повышения квалификации, что апробировал в данном направлении институт специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». Данная технология включена в программы магистратуры, профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации данного образовательного учреждения высшего звена, что дало возможность расширить профессиональные компетенции обучающихся. Подводя итог, авторы подчеркивают важность своевременного реагирования системы высшего образования и дополнительного профессионального образования на современные тенденции и изменяющиеся социальные условия нашего общества.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Григоренко, Н. Ю. О внесении прогрессивных дополнений в программы подготовки, профпереподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для системы ранней помощи детям с ОВЗ / Н. Ю. Григоренко, Ю. Е. Вятлева, Ю. А. Покровская. - Текст : непо-

средственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 5. - С. 154-161. - DOI: 10.26170/Р020-05-18.

Grigorenko Natalia Yurievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Logopedics, Moscow City University, Moscow, Russia

Vyatleva Yuliya Evgenievna,

Candidate of Pedagogy, .Associate Professor, Laboratory of Special Training and Education, "Logomag" LLC, Moscow, Russia Pokrovskaya Yuliya Alexandrovna,

Senior Lecturer of the Department of Logopedics, Moscow City University, Moscow, Russia

ABOUT INTRODUCTION OF PROGRESSIVE ADDITIONS TO PROGRAMS

OF TRAINING, PROFESSIONAL RETRAINING

AND ADVANCED TRAINING OF PEDAGOGICAL PERSONNEL

FOR THE SYSTEM OF EARLY ASSISTANCE

TO CHILDREN WITH DISABILITIES

KEYWORDS: early age; younger preschoolers; limited health opportunities; children with disabilities; communication capabilities; communicative development; training of teaching staff; teaching staff; special pedagogy; retraining of teachers; training; professional retraining; refresher courses.

ABSTRACT. The article deals with the global problem of improving and modernizing the system of professional qualifications in Russia. In recent years, this direction has been identified by the government of the Russian Federation as a priority in the field of education and taken under the control of the presidential structures and personally by Vladimir Putin. Further, defining the problem field of the study, the authors point out the importance of reviewing approaches to training, professional retraining and advanced training of teachers in the system of special and inclusive education. To create such basic and additional professional programs, it is very important to have deep fundamental scientific knowledge in the field of special pedagogy, psychology and medicine, theoretical ideas about the problems of health, life support and socialization of people with disabilities, and a high level of professional skills to provide them and their close environment with comprehensive assistance. Also, the fundamental aspect is represented by educational standards that focus developers not only on the content of training, its organization, personnel and financial support, but also on legal, regulatory and legal support of the learning process itself, which is important in providing all categories of children with disabilities with a quality education that meets their health passport and individual needs. The article indicates that at the present stage, among the priority areas is the training of teachers and specialists in psychological and pedagogical support for the system of providing early comprehensive assistance to children of the first years of life with developmental disabilities and their families. One of the main educational needs of children with disabilities, regardless of their nosology of disorders, is the need for an early start of diagnostic and correctional development measures to identify and overcome delays in various lines of development. Delayed communication development is typical for any category of children with special educational needs, which leads to a review of existing trends in the organization of diagnostic and correctional development activities in the framework of speech therapy for children of the first years of life. The article considers an innovative technology for assessing the level of communicative development of young children with various developmental disabilities and briefly defines strategies for subsequent speech therapy work on the formation of communication foundations, depending on the level of children's communicative capabilities. This technology is an important progressive addition in the framework of training programs, professional retraining and advanced training, which was tested in this direction by the Institute of special education and comprehensive rehabilitation of the Moscow City University. This technology is included in the master's degree programs, professional retraining and advanced training courses of this higher-level educational institution, which made it possible to expand the professional competencies of students. Summing up, the authors emphasize the importance of timely response of the system of higher education and additional professional education to modern trends and changing social conditions of our society.

FOR CITATION: Grigorenko, N. Yu., Vyatleva, Yu. E., Pokrovskaya, Yu. A. (2020). About Introduction of Progressive Additions to Programs of Training, Professional Retraining and Advanced Training of Pedagogical Personnel for the System of Early Assistance to Children with Disabilities. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 154-161. DOI: 10.26170/po20-05-18.

Международное признание проблемы повышения качества и доступности образования одной из наиболее актуальных детерминировано динамическим расширением и адаптацией образовательного пространства для лиц с разновариа-тивными образовательными потребностями, ограничениями здоровья и социальными возможностями. Основополагающие принципы для реализации программ до-

ступного и, вместе с тем, полноценного образования в Российской Федерации, заложенные в Конституции, транслируют доминирующий приоритет образования; важность и обязательность соблюдения прав каждого человека на образование; недопущение никаких проявлений дискриминации; обеспечение жизненно важных условий для сохранения здоровья и развития личности; а также обеспечение всех граж-

© Григренко Н. Ю., Вятлева Ю. Е., Покровская Ю. А., 2020

дан России возможностями реализовывать свое право на образование в течение всей жизни в зависимости от свободы выбора каждого конкретного человека. <...> Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека... [8]. Следует отметить, что правительством РФ последние несколько лет одним из приоритетных направлений в сфере образования считается развитие системы повышения квалификации и профессиональной подготовки с учетом изменяющейся социальной и экономической ситуации в стране. В связи с этим в настоящее время производится модернизация системы профессиональных квалификаций, что находится под пристальным вниманием президентских структур и лично В. В. Путина [10; 12].

Специальное образование в общей системе занимает не второстепенное и вспомогательное место, а является частью базовой общероссийской инклюзивной модели образования. В связи с этим важно задуматься не только о содержании и организации такого образования, но и о вопросах кадрового обеспечения - педагогах, психологах и социальных работниках, сопровождающих данный образовательный процесс. Разработка программ по подготовке кадров осуществляется с учетом лучших отечественных традиций, современных достижений, международных требований к качеству образования. Такая работа в РФ ведется в основном на базе государственных вузов, академий повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров работников системы образования, а также в ведомственных и/или муниципальных и других образовательных организациях, сертифицированных на осуществление данного вида деятельности. Основой для реализации такого обучения является разработка и апробирование программ по подготовке и профпереподготовке специалистов для работы в условиях инклюзивного образования [1; 4; 11]. Для создания таких программ очень важны глубокие фундаментальные научные знания в области специальной педагогики, психологии и медицины, теоретические представления о проблемах здоровья, жизнеобеспечения и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья и высокое владение профессиональными навыками для оказания им и их близкому окружению разносторонней помощи [2; 3; 13]. Также необходимой основой являются образовательные стандарты, ориентирующие разработчиков не только

на содержание обучения, его организацию, кадровое и финансовое обеспечение, но и на юридическое, нормативно-правовое сопровождение самого процесса учебной деятельности, что важно в рамках обеспечения всем категориям граждан с ОВЗ качественного образования, соответствующего их паспорту здоровья и индивидуальным потребностям. Огромный вклад в разработку СФГОС внес научный коллектив Института коррекционной педагогики Российской академии образования (Е. Л. Гончарова, И. А. Коробейников, О. И. Кукушкина, О. А. Никольская, Г. В. Чиркина и др.), под руководством доктора педагогических наук, Академика РАО, директора ИКП РАО Н. Н. Малофеева [9]. Благодаря многолетнему труду ученых впервые в российской науке были обозначены реперные точки инклюзивного образования для всех категорий детей с ОВЗ, нуждающихся в коррек-ционной помощи. Благодаря концепции СФГОС стало очевидным, что не существует не обучаемых детей, есть не соответствующие их образовательным возможностям программы, которые необходимо менять в соответствии с образовательными потребностями каждого конкретного ребенка. Утверждение данного документа на практике содействовало разработке не только специальных и адаптивных образовательных программ для самых разнообразных категорий детей с ОВЗ, но и разработке профильных учебников, рабочих тетрадей и разнообразных пособий как для детей, так и для их родителей и специалистов, т. е. для тех, кто взаимодействует или работает с определенной нозологией дефекта и нуждается в изучении конкретной специфики как самой проблемы, так и ее преодолении. Безусловно, особое место среди них занимают издания, посвященные технологиям коррекционно-развивающей работы.

Одной из основных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от их нозологии нарушений, является потребность в раннем начале диагностических и коррек-ционно-развивающих мероприятиях по выявлению и преодолению задержек различных линий развития (познавательной, коммуникативной, двигательной, социальной) [2; 3; 5; 6]. В связи с этим очень востребованными являются программы дополнительного профессионального образования в рамках курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров дошкольной системы образования (воспитателей, методистов, специалистов психолого-педагогического сопровождения), работающих с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Логопедическая работа с детьми первых лет жизни является одним из приоритетных направлений, т. к. в структуре дефекта у детей с ОВЗ при любом варианте дизонтогене-за имеются проблемы в коммуникативной сфере и, прежде всего, в развитии речевой функции. Следует отметить, что именно в раннем возрасте рассматривать в привычном аспекте работу по стимуляции речевой линии развития уже представляется недостаточным для эффективного развития коммуникативных возможностей детей. В связи с этим возникает необходимость внедрения в программы подготовки педагогов, работающих в системе ранней комплексной помощи, иных, более глобальных подходов к формированию коммуникативных возможностей детей с ОВЗ [4; 13].

Данное положение детерминировало разработку методики логопедического обследования детей раннего и младенческого возраста, где помимо стандартных процедур диагностики, основанных на модификации классических подходов и традиционных методик (О. Е. Громова [7], О. Г. При-ходько [14], Ю. А. Разенкова [15], Е. А. Стре-белева [15] и др.), впервые был разработан комплекс инновационных приемов и методов обследования сформированности именно коммуникативной сферы в целом у детей данного возраста. Такую методическую разработку подготовила и апробировала в течение 13 лет на базе образовательных организаций и развивающих центров г. Москвы и Московской области Н. Ю. Гри-горенко [5; 6] (в исследовании было задействовано 662 ребенка раннего возраста, из них 586 детей с разновариативными отклонениями в развитии и 76 детей с развитием, соответствующим возрастной норме).

Поскольку коммуникативное развитие конкретного ребенка не могло быть изучено изолированно, без оценки состояния коммуникативных отношений с его близким окружением, диапазон обследования был значительно расширен, следовательно, субъектами обследования, помимо самого ребенка, стали и его близкие (мать, отец, братья, сестры и т. п.), что, в свою очередь, простимулировало создание дополнительного универсального инструментария, включающего не только диагностические приемы, задания, игры и упражнения для самих детей, но и тесты, анкеты и задания для взрослых - все, чем располагает методика в настоящий момент.

Для оценки результатов диагностики были выделены критерии анализа состояния предпосылок коммуникативного развития, определены параметры обследования и разработана подробная технология и инструктаж для всех этапов работы. Важно,

что данное обследование могут проводить как специалисты, так и родители, обеспокоенные развитием своего малыша.

Неоспоримым преимуществом обсуждаемой методики является разработанная уровневая классификация коммуникативного развития детей раннего возраста, впервые представленная в методической разработке Н. Ю. Григоренко [6].

В соответствии с разработанной уров-невой классификацией к 1-му уровню коммуникативного развития могут быть отнесены такие показатели, при которых потребность в общении у обследуемого ребенка с окружающими взрослыми отсутствует или значительно снижена. В данном случае отмечается, что ребенок не идет на контакт с чужими взрослыми, выделяет только мать (или другого наиболее близкого взрослого, как правило, это один человек); у него практически отсутствуют невербальные средства; понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых отсутствует или обнаруживается минимально, речеязы-ковые средства общения отсутствуют.

При таком тяжелом варианте психоречевого развития алгоритм первичной логопедической помощи в рамках психолого-педагогического воздействия должен включать активизацию потребности ребенка к общению со взрослым, стимуляцию и закрепление элементарных невербальных средств в бытовых (рутинных) ситуациях, развитие понимания ребенком обращенной к нему речи взрослых и побуждение детей к ответной коммуникативной рефлексии в рамках развития познавательно-коммуникативной активности.

Ко 2-му уровню коммуникативного развития могут быть отнесены такие показатели, при которых у обследуемого ребенка потребность в общении в целом с окружающими взрослыми снижена, при этом полностью отсутствует потребность в речевом общении. Для данного уровня характерно, когда ребенок неохотно вступает в контакт с чужим взрослым, долго привыкает к нему, наиболее охотно общается с близким взрослым (мамой); может проявлять инициативу в контактах с родными; ребенок обладает ограниченным объемом невербальных средств общения; понимание обращенной к нему речи взрослых ограничено; речеязыко-вые средства общения отсутствуют.

Примерный алгоритм логопедического воздействия в рамках комплексной коррек-ционно-развивающей работы на начальном этапе может включать активизацию работы в диаде «ребенок - мать», в том числе: стимуляцию потребности ребенка в общении со взрослым и поощрение его собственных инициатив к контактам; акцент на развитии

понимания обращенной речи и расширение спектра невербальных средств общения с точки зрения их понимания и самостоятельного использования ребенком в бытовых ситуациях в общении со взрослым; стимуляцию и поощрение любых первых попыток подражания речевым элементам взрослых (лепетных слов, звукоподражаний) при соотнесении их с объектами.

К 3-му уровню коммуникативного развития могут быть отнесены такие показатели, когда отмечается, что у обследуемого ребенка потребность в общении с окружающими взрослыми выражена, но при этом снижена потребность в речевом общении. В этом случае отмечается, что ребенок охотно вступает в контакт с родными и чужими взрослыми, в контакте он заинтересован и может проявлять инициативу; он обладает значительным объемом невербальных средств общения; понимает обращенную к нему речь взрослого в соответствии с бытовой ситуацией; речеязыковые средства в стадии начала формирования и представлены в ограниченном объеме в рамках соотнесенных первых лепетных слов, звукоподражаний, звукокомплексов, в основном носящих номинативный характер, фраза отсутствует.

В алгоритм логопедической работы с ребенком, имеющим третий уровень коммуникативного развития, на начальном этапе рекомендуется включать: формирование правильного коммуникативного поведения малыша в диаде «ребенок - мать», активизацию у ребенка понимания обращенной к нему речи окружающих посредством расширения объема пассивного словаря, сложных, многоступенчатых инструкций и перехода от сопряженной речи и повторения за взрослым к самостоятельному воспроизведению звукокомплексов, лепетных и полных слов адекватно бытовой ситуации.

К 4-му уровню коммуникативного развития могут быть отнесены такие показатели, когда отмечается, что у обследуемого ребенка потребность в общении с окружающими взрослыми выражена и при этом формируется потребность в речевом общении. При таком варианте развития можно увидеть, что ребенок охотно вступает в контакт с родными и чужими взрослыми, в контакте он заинтересован и способен самостоятельно проявлять инициативу; он обладает значительным объемом невербальных средств общения и использует их адекватно коммуникативной ситуации; в полном объеме понимает обращенную к нему речь взрослого; активно использует речеязыковые средства общения, но пока они еще не совсем полноценны; ребенок общается фразой от простой нераспростра-

ненной до развернутой.

При рассмотрении четвертого уровня как наиболее благополучного варианта психоречевого развития у детей, алгоритм начального этапа логопедической работы должен включать активизацию потребности в речевом общении у малыша и его поощрение взрослым при активном использовании усвоенных речеязыковых средств в их взаимодействии; формирование и расширение объема лексических, грамматических и фонетико-фонематических аспектов речеязыкового общения на бытовом уровне и в системе специально организованных игр-занятий.

Для каждого из выделенных уровней коммуникативного развития необходим свой вариативный алгоритм логопедического воздействия, и в последующих работах нами будут представлены дифференцированные методические рекомендации по их реализации.

Соотнесение данных психолого-педагогической диагностики с разработанными уровнями коммуникативного развития содействуют обоснованию и разработке вариативных алгоритмов коррекционного воздействия, адекватных актуальному уровню развития коммуникативных возможностей ребенка в раннем возрасте, которые являются перспективой данной работы. Однако для специалистов и родителей важно своевременно и точно определить состояние коммуникативного развития детей с тем, чтобы безотлагательно начать кор-рекционную работу.

По итогам экспериментального обследования наиболее тяжелый вариант коммуникативного развития нами был обнаружен у 12% испытуемых; выраженный по степени тяжести вариант психоречевого развития отмечался у 18% исследуемого контингента; умеренно выраженный по степени тяжести вариант психоречевого развития - у 26% обследованных детей и незначительно выраженный по степени тяжести вариант психоречевого развития - у 44% детей раннего возраста. Статистические данные, полученные в ходе исследования, планируется наиболее подробно рассмотреть в последующих публикациях с наиболее детальной выборкой по всем нозологиям, вошедшим в эксперимент с тем, чтобы наиболее подробно представить корреляционный анализ связи и взаимовлияния между имеющейся патологией и состоянием коммуникативного развития.

С помощью данной диагностической методики может быть определен уровень коммуникативного развития ребенка с различными отклонениями в развитии, в том числе возможно выявить наличие или отсутствие у ребенка потребности в общении со взрослым (с родным - матерью; с чу-

жим - педагогом, осуществляющим диагностическое исследование) в целом; а также установить наличие или отсутствие потребности к непосредственно речевому общению со взрослыми. Данная технология позволяет выявить специфику и качество инициативы общения, проявляемой малышами к родным и чужим взрослым; определить основные мотивы, ведущую деятельность и форму общения, способы и средства общения у ребенка, в том числе приоритетные средства общения, которыми он активно пользуется; оценить наличие и уровень сформированности невербальных средств общения, способности и уровень восприятия, распознавания и понимания ребенком обращенной к нему речи; диагностировать уровень сформированности рече-языковых средств общения.

Сопоставление данных диагностической работы с соответствующими уровнями коммуникативного развития содействовали обоснованию и разработке стратегий кор-рекционного воздействия, адекватных актуальному уровню развития коммуникативных возможностей ребенка в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Данная авторская технология, основывающаяся на коммуникативном подходе к коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста с ОВЗ, была успешно внедрена в программы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для системы специального образования (в частности, системы ранней комплексной помощи) в институте специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». Специфика оценки уровня коммуникативного развития и развития коммуникативных возможностей у различных категорий детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья раскрывается в процессе обучения магистрантов по программам «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии», «Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения», слушателей курсов повышения квалификации по программам дополнительного образования «Организация и

реализация инклюзивного образования детей с ОВЗ в образовательных организациях в соответствии с ФГОС» (в рамках модуля «Профессиональная деятельность специалистов психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ») и «Современные подходы к оказанию логопедической помощи детям в системе дошкольного образования». Особое внимание внесению прогрессивных технологий логопедической работы уделяется в рамках разработанной и реализованной в 2019-2020 учебном году программы профессиональной переподготовки «Логопедическая помощь детям с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (1200 часов с присвоением квалификации «учитель-логопед»). Программа ориентирована не только на переподготовку уже работающих педагогов, но и на опережающее обучение студентов различных педагогических специальностей. Классические и инновационные технологии диагностики и формирования коммуникативной сферы различных категорий детей с ОВЗ представлены в третьем модуле «Технологии логопедической работы с детьми с ОВЗ». Реализация данной программы, несмотря на трудности, связанные с пандемией, позволила успешно подготовить тридцать учителей-логопедов, часть из которых уже трудоустроилась.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить важность своевременного реагирования системы высшего образования и дополнительного профессионального образования на современные тенденции и изменяющиеся социальные условия нашего общества. Подготовка высокопрофессиональных кадров для образования детей с ОВЗ является важным направлением социальной политики России. Ранняя комплексная помощь очень востребована в связи с увеличением количества детей с различными вариантами аномального развития. Расширение и совершенствование знаний и профессиональных компетенций педагогов в рамках оказания раннего вмешательства, обучение их по программам, ориентированным на прогрессивные разработки современных исследователей, позволяет значительно повысить уровень их профессионализма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волковская, Т. Н. К вопросу совершенствования профессиональной подготовки учителя-логопеда / Т. Н. Волковская // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 8. - С. 42-43.

2. Вятлева, Ю. Е. Актуальные вопросы организации логопедической помощи детям дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи / Ю. Е. Вятлева // Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации : сб. научн. ст. по материалам международной научно-практической конференции. - М. : Парадигма, 2019. - С. 62-72.

3. Вятлева, Ю. Е. Проблема взаимосвязи и преемственности деятельности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации отечественной системы образования / Ю. Е. Вятлева, В. С. Калмыкова // Мир специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. - М. : Логомаг, 2014. - Вып. 1. - С. 60-67.

4. Григоренко, Н. Ю. Актуальные проблемы подготовки и профпереподготовки логопедов в условиях реформирования системы образования / Н. Ю. Григоренко // Коммуникативный подход в системе специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья : сборник научных статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции. - М. : Парадигма, 2019. - С. 88-94.

5. Григоренко, Н. Ю. Основные аспекты диагностики коммуникативных возможностей детей раннего и дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии / Н. Ю. Григоренко // Раннее и дошкольного образование в системе непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья : сб. науч. ст. по мат-лам научно-практ. конф. (22-23 марта 2017 г.) / сост.: О. Г. Приходько, В. В. Мануйлова, А. С. Павлова. - М. : Парадигма, 2017. - С. 75-80.

6. Григоренко, Н. Ю. Формирование основ общения у детей первых лет жизни с нормальным и аномальным развитием : монография / Н. Ю. Григоренко ; под ред. Ю. Е. Вятлевой. - М. : Логомаг, 2020. - 336 с.

7. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. - М. : Сфера, 2003. - 176 с.

8. Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ). Глава 1. Общие положение. Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

9. Концепция Специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская [и др.]. -М. : Просвещение, 2013. - 42 с. - (Стандарты второго поколения).

10. Национальное Агентство Развития Квалификаций. (Новости. 26.07.2019) Владимир Путин пообещал уделять личное внимание теме развития профессиональных квалификаций. - URL: https: //nark.ru/news/vladimir-putin-poobeshchal-udelyat-lichnoe-vnimani.php (дата обращения: 27.09.2020).

11. Покровская, Ю. А. Современные требования к профессиональной подготовке учителей-логопедов / Ю. А. Покровская // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушениями речи : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2013. - С. 69-76.

12. Послание президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию. - URL: http://kremlin.ru/events/ president/transcripts/messages/56957 (дата обращения: 22.03.2019).

13. Приходько, О. Г. Актуальные проблемы логопедии в российском специальном образовании / О. Г. Приходько // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи : материалы международной научно-практической конференции научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых: аспирантов и магистрантов / научные редакторы И. А. Филатова, А. В. Кубасов. - Екатеринбург, 2013. - С. 12-18.

14. Приходько, О. Г. Комплексное диагностическое обследование детей раннего возраста / О. Г. При-ходько // Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии в современном образовательном пространстве : сб. науч. ст. по материалам междунар. научно-практ. конф. (18-20 апр. 2013 г.) / Департамент образования г. Москвы, Гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. ун-т» (ГБОУ ВПО МГПУ), Ин-т спец. образования и комплекс. реабилитации ; сост.: О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова, Е. В. Ушакова. - М., 2013. - С. 129-135.

15. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова ; под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Просвещение, 2004. - 164 с.

REFERENCES

1. Volkovskaya, T. N. (2010). K voprosu sovershenstvovaniya professional'noy podgotovki uchitelya-logopeda [On the issue of improving the professional training of a speech therapist]. In Srednee professional'noe obrazovanie. No. 8, pp. 42-43.

2. Vyatleva, Yu. E. (2019). Aktual'nye voprosy organizatsii logopedicheskoy pomoshchi detyam dosh-kol'nogo i shkol'nogo vozrasta s narusheniyami rechi [Topical issues of organizing speech therapy assistance to children of preschool and school age with speech disorders]. In Logopedicheskaya pomoshch' v usloviyakh spet-sial'nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya: traditsii i innovatsii : sb. nauchn. st. po materialam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Moscow, Paradigma, pp. 62-72.

3. Vyatleva, Yu. E., Kalmykova, V. S. (2014). Problema vzaimosvyazi i preemstvennosti deyatel'nosti uchite-ley-logopedov doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya v usloviyakh modernizatsii otechestvennoy sistemy obrazovaniya [The problem of the relationship and continuity of the activities of speech therapists of a preschool educational institution in the context of modernization of the domestic education system]. In Mir spetsial'noy pedagogiki ipsikhologii. Nauchno-prakticheskiy al'manakh. Moscow, Logomag. Issue 1, pp. 60-67.

4. Grigorenko, N. Yu. (2019). Aktual'nye problemy podgotovki i profperepodgotovki logopedov v usloviyakh reformirovaniya sistemy obrazovaniya [Actual problems of training and professional retraining of speech therapists in the context of reforming the education system]. In Kommunikativnyy podkhod v sisteme spetsial'nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : sbornik nauchnykh statey po materialam Mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Moscow, Paradigma, pp. 88-94.

5. Grigorenko, N. Yu. (2017). Osnovnye aspekty diagnostiki kommunikativnykh vozmozhnostey detey rannego i doshkol'nogo vozrasta s razlichnymi otkloneniyami v razvitii [The main aspects of diagnostics of the communicative abilities of children of early and preschool age with various developmental disabilities]. In Rannee i doshkol'nogo obrazovanie v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : cb. nauch. st. po mat-lam nauchno-prakt. konf. (22—23 marta 2017 g.). Moscow, Paradigma, pp. 75-80.

6. Grigorenko, N. Yu. (2020). Formirovanie osnov obshcheniya u detey pervykh let zhizni s normal'nym i anomal'nym razvitiem [Formation of the foundations of communication in children of the first years of life with normal and abnormal development] / ed. by Yu. E. Vyatleva. Moscow, Logomag. 336 p.

7. Gromova, O. E. (2003). Metodika formirovaniya nachal'nogo detskogo leksikona [Methodology for the formation of the initial children's vocabulary]. Moscow, Sfera. 176 p.

8. Zakon RF «Ob obrazovanii» (273-FZ). Glava 1. Obshchie polozhenie. Stat'ya 3. Osnovnye printsipy gosu-darstvennoy politiki i pravovogo regulirovaniya otnosheniy v sfere obrazovaniya [Law of the Russian Federation "On Education". Chapter 1. General provisions. Article 3. Basic principles of state policy and legal regulation of relations in the field of education].

9. Malofeev, N. N., Kukushkina, O. I., Nikol'skaya, O. S., et al. (2013). Kontseptsiya Spetsial'nogo feder-al'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta dlya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdo-rov'ya [Concept of the Special Federal State Educational Standard for Children with Disabilities]. Moscow, Pros-veshchenie. 42 p.

10. Natsional'noe Agentstvo Razvitiya Kvalifikatsiy. (Novosti. 26.07.2019) Vladimir Putin poobeshchal udelyat' lichnoe vnimanie teme razvitiya professional'nykh kvalifikatsiy [National Agency for the Development of Qualifications. (News. 26.07.2019) Vladimir Putin promised to pay personal attention to the development of professional qualifications]. URL: https://nark.ru/news/vladimir-putin-poobeshchal-udelyat-lichnoe-vnimani.php (mode of access: 27.09.2020).

11. Pokrovskaya, Yu. A. (2013). Sovremennye trebovaniya k professional'noy podgotovke uchiteley-logopedov [Modern requirements for the professional training of speech therapists]. In Logopedicheskie tekhnologii v usloviyakh inklyuzivnogo obucheniya detey s narusheniyami rechi : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg, pp. 69-76.

12. Poslanie prezidenta RF V.V. Putina Federal'nomu Sobraniyu [Message from the President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly]. URL: http://kremlin.ru/events/ president/transcripts/messages/56957 (mode of access: 22.03.2019).

13. Prikhod'ko, O. G. (2013). Aktual'nye problemy logopedii v rossiyskom spetsial'nom obrazovanii [Actual problems of speech therapy in Russian special education]. In Filatova, I. A., Kubasov, A. V. (Eds.). Logopedicheskie tekhnologii v usloviyakh inklyuzivnogo obucheniya detey s narusheniem rechi: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii nauchnykh rabotnikov, prepodavateley vuzov, rukovoditeley i logopedov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy, reabilitatsionnykh tsentrov; molodykh uchenykh: aspirantov i magistrantov. Ekaterinburg, pp. 12-18.

14. Prikhod'ko, O. G. (2013). Kompleksnoe diagnosticheskoe obsledovanie detey rannego vozrasta [Comprehensive diagnostic examination of young children]. In Rannyaya kompleksnaya pomoshch' detyam s otkloneni-yami v razvitii v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve : sb. nauch. st. po materialam mezhdunar. nauchno-prakt. konf. (18-20 apr. 2013 g.). Moscow, pp. 129-135.

15. Strebeleva, E. A. Mishina, G. A., Razenkova, Yu. A. (2004). Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika detey rannego i doshkol'nogo vozrasta [Psychological and pedagogical diagnostics of children of early and preschool age] / ed. dy E. A. Strebeleva. Moscow, Prosveshchenie. 164 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.