УДК 378.18
С.Н. САВИНКОВ, Н.В. ЕГОРОВ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ
Статья посвящена проблеме достижения высоких показателей результативности и формированию профессиональной компетентности у студентов Академии ГПС МЧС России. Для выполнения поставленных задач необходимо совершенствовать образовательный процесс, развивающий познавательную активность обучающихся, их творческое мышление, умение применить полученные знания на практике. Успешному внедрению инновационных технологий обучения способствует ряд педагогических условий (социально-педагогических, организационно-педагогических и психолого-педагогических) повышения эффективности формирования необходимых умений, навыков и развития профессионально значимых качеств для будущей деятельности специалистов и руководителей.
Ключевые слова: педагогический процесс, профессиональная компетентность, познавательная активность, технологии обучения, индивидуально-дифференцированный подход, интерактивные технологии обучения.
The article is devoted to the problem of achieving high performance indicators and the formation of professional competence among students of the Academy of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia. To fulfill the tasks set, it is necessary to improve the educational process that develops the cognitive activity of students, their creative thinking, the ability to apply the knowledge gained in practice. A number of pedagogical conditions contribute to the successful implementation of innovative learning technologies: socio-pedagogical, organizational-pedagogical and psychological-pedagogical conditions for increasing the effectiveness of the formation of necessary skills and the development ofprofessionally significant qualities for the future activities of specialists and managers.
Keywords: pedagogical process, professional competence, cognitive activity, interactive learning technologies, individually differentiated approach, interactive learning technologies.
К одной из основных проблем образования, решаемых в современных гуманитарных науках и психолого-педагогических теориях, относится проблема подготовки творчески активного и в то же время компетентного сотрудника, который способен эффективно решать сложные профессиональные задачи. Это связано, с одной стороны, с повышением динамичности процесса подго-
© Савинков С.Н., Егоров Н.В., 2022
товки будущих специалистов и эффективных руководителей в российском обществе, а с другой - с ростом требований к качеству результатов этого процесса, которые сохраняют свою актуальность в современных социально-экономических условиях как в нашей стране, так и во всем мире.
Педагогический процесс в образовательных организациях МЧС России представляет собой специально организованную комплексную систе-
му воспитательных и дидактических воздействий, направленных на достижение целей и задач обучения, а также воспитание и развитие личности обучающегося. Кроме этого, учитывается подготовленность студентов к осуществлению предстоящей профессиональной деятельности. Исходя из принципиального положения о развитии личности в деятельности, целесообразно рассмотреть психолого-педагогические условия и иные воспитательные методы воздействия на студентов с целью достижения у них высокой результативности, а также формирования их профессиональной компетентности для дальнейшего выполнения поставленных задач в районе ЧС или на пожаре.
В связи с этим особого внимания заслуживает проблема совершенствования образовательного процесса развития познавательной активности студентов через формирование творческого мышления и умения применять полученные теоретические знания на практике.
Результаты многих научных психолого-педагогических исследований позволяют определить и систематизировать социально-педагогические, организационно-педагогические и психолого-педагогические условия для повышения эффективности необходимых умений, навыков и формирования профессионально важных качеств для будущей деятельности специалистов и руководителей.
В философском словаре И.Т. Фролова условие определяется как «относительно внешнее предмету многообразие объективного мира, в отличие от причины, порождающей то или иное явление или процесс, составляет ту среду, обстановку, в которой последние
возникают, существуют и развиваются» [8]. Таким образом, это позволяет нам определить ряд необходимых психолого-педагогических условий, которые способствуют успешному повышению познавательной активности обучающихся в процессе использования современных интерактивных методов, применяемых в процессе обучения.
К наиболее значимым относятся социально-педагогические условия обучения. Среди них можно отметить соблюдение необходимых законодательных актов, базовых принципов и правил использования интерактивных методов обучения, учет взаимосвязей учебной и проектировочной деятельности, целенаправленный и обоснованный выбор преподавателем разнообразных видов и форм применения интерактивных методов обучения. Осуществление данных условий возможно при реализации индивидуально-дифференцированного подхода в работе со студентами, имеющими различный уровень познавательной активности и различный уровень подготовки по дисциплинам, а также с учетом их психоэмоционального фона на занятиях.
Не менее значимыми являются психолого-педагогические условия, при которых происходит учет влияния интерактивных методов обучения на формирование знаний, умений и навыков (далее - ЗУН) и развитие профессионально значимых качеств студентов. К данным условиям относятся: формирование у студентов познавательного интереса к учебной деятельности, мотивация на творческую самореализацию в процессе обучения, развитие стремления к адекватной самооценке.
Кроме того, необходим учет организационно-педагогических условий, при которых происходит применение инте-
рактивных технологий обучения: определение преподавателем содержания и целей проведения учебной деятельности, установление субъект-субъектных отношений в занятии, организация деятельности на разных этапах реализации интерактивных технологий обучения, наличие общей системы оценок и самооценок процесса и результатов.
Психолого-педагогические исследования [1, 2, 4, 5, 7] показывают, что применение интерактивных методов обучения студентов на занятиях способствует формированию ЗУН и развитию профессионально значимых компетенций. Среди таких компетенций выделяют:
• проектировочные и конструктивные - умение делать обоснованные выводы и принимать решения, а также умение организовывать деятельность подчиненных;
• организаторские - умение выносить справедливые оценки, сохранять объективность в поведении и руководствоваться пониманием поставленных задач; умение строить доверительные отношения с подчиненными, при этом предъявлять необходимые требования и являться ориентиром для коллег;
• гностические - способность мыслить креативно, творчески решать поставленные задачи, иметь широкую эрудицию, стремиться к обогащению знаниями, проявлять уважение к мнению коллег;
• коммуникативные - умение предупреждать развитие конфликтных ситуаций, а в случае их неизбежности не бояться вступать в конфликты с целью их продуктивного разрешения;
• морально-нравственные - умение принимать ответственность за вы-
полняемые обязанности, развивать чувство собственного достоинства, быть дисциплинированным.
Система формирования ЗУН и профессионально важных качеств у обучающихся представлена на рисунке. Данная система была апробирована в ходе ряда экспериментов по формированию навыков управления различными подразделениями у курсантов ФСБ России и успешно подтверждена.
Психолого-педагогические условия, а также все установленные взаимосвязи и зависимости между компонентами системы служат для успешной реализации поставленных целей и задач обучения студентов. Кроме того, все действия обучающихся в этих условиях направленны на достижение необходимых целей и получение высоких результатов [4].
В процессе обучения будущих сотрудников ГПС МЧС России перед профессорско-преподавательским составом поставлены определенные цели и задачи, которые приводят к формированию профессиональных компетенций, позволяют реализовывать учебную деятельность с учетом необходимого отношения к дисциплине, позволяя выразить отношение к явлениям, а также обусловить сам предмет процесса обучения.
Проведенный нами анализ применения интерактивных методов и технологий обучения позволил выделить наиболее значимые условия для развития профессиональных компетенций у студентов - будущих специалистов ГПС МЧС России.
Наиболее целесообразными, на наш взгляд, являются следующие условия: • соблюдение общих принципов обучения и воспитания, а также учет психолого-педагогических законо-
Система формирования ЗУН и профессионально значимых качеств
мерностей и личностных особенностей студентов;
установление тесных взаимосвязей между учебной и проектировочной деятельностью студентов; выбор адекватных форм и технологий обучения, учитывающих психолого-педагогические особенности студентов, соответствующие целям и задачам процесса образования;
реализация индивидуального подхода к студентам, имеющим различный уровень познавательной активности, психофизиологические особенности (темперамент, способности, группу здоровья), различный уровень включенности в образовательный процесс.
Анализ исследований С.Н. Зло-биной, М.В. Кларина, А.М. Князева, П.Н. Пидкасистого, В.В. Хрипко и др. показывает, что учет преподавателями принципов и законов обучения и воспитания при использования различных инновационных методов обучения студентов позволяет реализовывать задачи по формированию профессиональных компетенций у обучающихся. Так, например, закон единства цели отражает единство целеполагания всех студентов в стремлении к достижению лучшего итогового результата, а закон постоянного действия отражает необходимость учитывать последовательность и очередность выполняемых действий, закон самооценки действий отражает стремление студентов при
групповой или командной работе получать объективные и достоверные оценки их реального уровня подготовки.
На занятиях с использованием инновационных методов обучения необходим учет принципов активности, индивидуальности, коллективности, диалогичности взаимодействия, самодеятельности и самостоятельности.
Принцип активности выражает необходимость проявления у человека его физических и познавательных возможностей. Принцип индивидуальности выражается в личном отношении человека к процессу обучения, в котором он имеет возможность развивать собственные качества, имеющие значимость и ценность для него. Принцип коллективности выражается в совместной групповой работе студентов с учетом личностных особенностей и качеств каждого. Принцип диалогичности взаимодействия позволяет учитывать индивидуальный стиль работы, уровень подготовки, развития познавательной и мотивационной сферы. Принципы самодеятельности и самостоятельности не являются идентичными понятиями. В работах М.В. Кларина отмечается, что «самодеятельность проявляется в личном почине, а самостоятельность несет в себе функцию управления, т.е. является самопроизвольно выбираемым вариантом действий и способов деятельности» [5].
В качестве одного из инновационных методов организации занятий можно предложить проведение семинара (практического занятия) методом викторины (конкурса), который представляет собой постановку целого ряда вопросов по тематике занятия, требующих конкретных ответов (в устной или письменной форме) на конкурсной основе. В качестве одной из целей такого
занятия ставится повышение интереса и мотивации обучающихся к изучению дисциплины. Необходимо отметить, что на семинарских занятиях происходят активация познавательного интереса, развитие мышления, внимания, волевых процессов и др. В то же время для проведения такого занятия требуется тщательная и всесторонняя подготовка преподавателей и личного состава группы, особенно состава жюри и капитанов команд, умелое распределение времени при проведении и определение критериев оценки обучающихся.
В качестве социально-педагогического условия можно отметить взаимосвязи проектировочной и учебной деятельности с оценочной деятельностью, которая реализуется на основе:
• проектирования организации инновационных технологий обучения (определения форм, методов и приемов достижения целей занятия), согласующих интересы группы с личными интересами каждого обучающегося;
• развития общественного мнения (группы, коллектива, команды), утверждающего ценность коллективной деятельности;
• анализа взаимоотношений, которые возникают при подготовке и выполнении учебных задач;
• адекватной свободы действий студентов, необходимой для того, чтобы они могли самостоятельно планировать и проводить анализ и оценку своей деятельности [7].
Среди психолого-педагогических условий успешного влияния на формирование ЗУН и развитие профессионально важных качеств студентов ГПС МЧС России в ходе учебно-воспитательного процесса можно выделить:
• акцент на осуществление личностной концепции в процессе учебной деятельности;
• установку на творческую самореализацию;
• подкрепление мотивации студентов на адекватную самооценку в процессе обучения.
Следует считать, что инновационные формы и методы только тогда могут достичь результата в учебно-воспитательном процессе, когда они позволяют пробудить у студентов познавательную активность, стимулируют их к творческому проявлению и самореализации. Для этого преподавателю необходимо понимать сущность системы инновационных методов и приемов обучения, а также уверенно использовать социально-коммуникативные приемы в процессе обучения для обеспечения передачи предметных ЗУН, развития познавательной активности и пробуждения у студентов активных стимулов к самопознанию, саморазвитию и самореализации. Таким образом, мы можем констатировать, что применение инновационных методов обучения позволяет формировать у студентов приемлемые способы повышения морально-нравственного самосознания, уверенного познавательного поведения, способности к самоанализу и стремления к поиску адекватных решений в условиях учебного общения и взаимодействия.
Интерактивные методы обучения позволяют студенту «быть на голову выше самого себя, своего обычного поведения», дают возможность говорить с собой на разных языках, по-разному координировать свое собственное Я» [3].
А.Н. Леонтьев подчеркивает значение воспитательно-дидактических функций, реализуемых в процессе пе-
дагогического общения. По его мнению, «преподаватель создает наилучшие условия для развития мотивации обучаемых и творческого характера учебной деятельности; обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, осуществляет управление социально-психологическими процессами в коллективе обучаемых и позволяет самому себе максимально использовать в учебном процессе свои личностные особенности» [6].
Следовательно, общение преподавателя со студентами - это не просто социально-психологический, но и социально-нравственный феномен. В процессе реализации морально-нравственных и психолого-педагогических условий обучения преподаватель должен владеть технологией установления личностного контакта и обладать навыками конструктивного воздействия на познавательную мотивацию студентов.
В отличие от традиционных форм обучения (лекции, семинары, практические занятия), интерактивные формы обучения расширяют диапазон личностных качеств, позволяя обучающимся осваивать специальные профессиональные знания, а кроме того, создают условия для формирования последующих ЗУН, которые необходимы для формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов. Также они способствуют развитию умений в сфере делового общения и личностно ориентированного взаимодействия.
Не вызывает сомнения, что ведущая роль как на практическом, так и на теоретическом занятии всегда принадлежит преподавателю, к профессиональным умениям которого относится умение на личном примере экспонировать
все то, чему он обучает студентов. Преподаватель несет персональную ответственность за процесс управления вниманием слушателей в любой ситуации, которая может сложиться в процессе обучения. Он отвечает за соблюдение этических правил и выполнение норм профессионально-педагогического поведения, отвечает за собственную компетентность в том или ином вопросе, через которую происходит передача обучающимся необходимого знания. Кроме того, ответственность за фор-
мирование практических навыков, достаточных будущим специалистам для выполнения поставленных задач в районе ЧС или на пожаре, также лежит на преподавателе.
Таким образом, выделенные нами психолого-педагогические условия повышения познавательной активности студентов - будущих сотрудников ГПС МЧС России оказывают решающее воздействие на педагогический процесс и способствуют повышению его эффективности.
литература и ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Авдеев А.Д., Соловов А.И. Психология и педагогика управленческой деятельности: учеб. пособие. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2007.300 с.
2. Беломестных Л.А., Беломестных В.Н. Введение в личностно-ориентированное обучение: учеб. пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 1996.
3. Городов П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1990. 74 с.
4. Егоров Н.В. Формирование умений управления подразделениями пограничных органов на основе интерактивных форм и методов обучения у курсантов образовательных учреждений ФСБ России: дис.... канд. пед. наук. М.: ПА ФСБ России, 2009.235 с.
5. Кларин М.В. Инновации в обучении. Методы и модели (анализ зарубежного опыта). М.: Наука, 1997.233 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.304 с.
7. Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 236 с.
8. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. 474 с.