запроса осуществляет целеполагание, затем приступает к проектированию самого процесса учения с учетом образовательной среды и образовательного ресурса. Учение становится самонап-равляемым, учащийся включается в рефлексивные практики и метапознавательную деятельность по реализации своего индивидуального учебного плана или маршрута, у него формируется автономная позиция.
Таким образом, инновации в учебно-познавательной деятельности связаны с усиливающейся автономностью и активностью обучающегося, которые наиболее ярко проявляются в нелинейном образовательном процессе, что требует проектирования новых обучающих моделей, в которых учебно-познавательная деятельность выстраивается как реализация потребностей личности. Учение понимается как средство самоосу-
ществления, реализующего подлинную сущность индивида, именно в этом случае проявляется свобода обучающегося и его деятельность носит творческий характер.
Библиографический список
1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
2. Инновационные процессы в образовании. II. Интеграция российского и западноевропейского опыта: сборник статей / Под ред. ГА. Бордовс-кого. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. - 285 с.
3. Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.
4. Оконь В. Введение в общую дидактику. -М.: Высшая школа, 1990. - 382 с.
УДК 378 (378.14)
С.С. Ермолаева
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В статье представлена модель педагогического проектирования качества организации обучения в вузе. Реализация данной модели предполагает формирование системы знаний, умений, навыков, общих профессионально значимых качеств и компетенций в процессе обучения гуманитарным дисциплинам. Рассмотрены алгоритм, структура проектирования, показатели качества обучения, критерии сформированности системы ЗУН, профессионально значимых качеств и компетенций.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, качество организации обучения, система знаний, умений, навыков, общие профессионально значимые качества, компетенции.
В настоящее время совершенствование образовательной системы всё больше связывают с необходимостью управления качеством образовательных услуг. Одним из ключевых компонентов, способствующих эффективному обеспечению качества организации обучения и управления им, является педагогическое проектирование.
Под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию проекта, который представляет собой инновационную модель педагогической системы, ориентированную на массовое использование [7]. Одна из таких моделей представлена на рисунке.
При разработке данной модели в понятие «качество организации обучения» вкладывалось следующее содержание: это целенаправленный про-
цесс с чёткой структурой, определёнными задачами, в результате которого обучающиеся приобретают систему знаний, умений и навыков, общие профессионально значимые качества личности, переходящие в компетенции, соответствующие требованиям современного общества, обеспечивающие профессиональное становление, необходимые для творческой деятельности, дальнейшего самообразования и саморазвития.
Проектирование модели осуществлялось в соответствии со следующими принципами: человеческих приоритетов, диагностического целепо-лагания, поэтапности, саморазвития, продуктивности, системности, при условии реализации исследовательской, аналитической, прогностической, преобразующей, нормирующей функций педагогического проектирования.
Содержательный компонент і
Блок целеполагания Цель: 1) Формирование системы знаний, умений, навыков.
2) Формирование общих профессионально значимых качеств.
3) Формирование компетенций.
Задача: сформировать систему ЗУН, общие профессионально значимые качества и компетенции в процессе обучения гуманитарным дисциплинам.
I
Содержание обучения (система ЗУН)
Содержательный блок
I
Содержание учебной дисциплины
Принципы Критерии
- генерализации - научно й целостности - обеспечение внутренней логики - соответствие содержания профессиональной деятельности - единства содержания обучения - перспективности развития научного знан ия - отражение задач формирования личн ости - научная и практическая значимость - соответствие сложности реальным возможностям обучающихся - соответствие объёма имеющемуся в ре м ен и - соответствие технической и материально- технической базам
I
Де яте льн о стн ый э тап
Процессуальный компонент і
полилог
Организационно- деятельностный блок і —
Субъекты образовательного процесса
Пр оектирование
Принципы:
- самодеятельности
- самоорганизации
- саморазвития
Управление деятельностью
Э та пы Функции
1. формирование целей 2. формирование информационной основы обучения 3. прогнозирование 4. принятие решений 5. организация исполнения 6. коммуникация 7. контроль и оценка результатов 8.коррекция 1. целеполагающая 2. информационная 3. прогностическая 4. проектировочная 5. коммун икативная 6. контрольно- оценочная 7. корректировочная
і
Коррекционный этап
Контрольно- коррекционный блок
I
Качество обучения Показатели:
- соответствие полученных результатов цели обучения
- мотивация обучения
- познавательная активность -сформированность ПЗК -отношение к дисциплине
і
Результативный блок Результат : 1) система ЗУН; 2) сформированность общих профессионально значимых качеств; 3) сформированность компетенций.
Рис. Модель педагогического проектирования качества организации обучения
Сформирован ность ПЗК_______________
Критерии:
- мотивационный
- когнитивный
- деятельностный
Сформированность комп етенц ий_____
Критерии:
- мотивационный
- операциональный
- социальная активность
Система ЗУН
Кр ите рии:
- объём, полнота, системность, осмысленность, прочность, действенность, мобильность
Алгоритм проектирования модели сводится к четырем этапам:
1. Мотивационный этап, заключающийся в формулировании личностно-мотивированного выполнения проекта, выявлении важных в профессиональном плане проблем, осуществлении профессионально-мотивированного анализа собственных возможностей и активного поиска необходимой информации.
2. Установочный этап, заключающийся в формулировании целей, задач, принципов проектирования обучения, в анализе применяемых методов, форм, средств обучения; включающий уточнение целей, уточнение и перечисление конкретных задач, разработку критериев оценки результатов, определение условий и средств достижения целей, уточнение задач проектирования с ориентацией на требуемый уровень усвоения учебного материала.
3. Деятельностный этап, состоящий из диагностики уровня подготовленности и индивидуально-психологических особенностей студентов, отбора содержания учебного материала, выбора системы контроля качества усвоения с учётом выбранных критериев оценки результатов; завершающийся проектированием модели процесса обучения и её апробированием.
4. Коррекционный этап, заключающийся в анализе и оценке результатов проектирования и их оформлении.
В структуре модели выделяются следующие блоки: целеполагания, содержательный, организационно-деятельностный, контрольно-коррекционный и результативный.
Блок целеполагания заключается в определении целей и вытекающих из них задач обучения, являющихся главным компонентом построения системы качества организации обучения. Необходимым условием эффективной реализации системы на практике является соответствие целей каждого конкретного обучающегося целям обучения в целом и целям его отдельных этапов в частности, от которых зависит результативность всего процесса обучения. При разработке модели под результативностью понималась степень достижения студентами этих целей, трансформированных в систему знаний, умений и навыков, общих профессионально значимых качеств личности, переходящих в компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника вуза. При проектировании данного блока модели на основании по-
нятий «качество организации обучения», «результативность» были сформулированы следующие цели обучения гуманитарным дисциплинам:
1. Формирование системы знаний, умений, навыков.
2. Формирование общих профессионально значимых качеств личности.
3. Формирование компетенций, исходя из целей - задачи: сформировать в процессе обучения гуманитарным дисциплинам систему ЗУН, общие профессионально значимые качества и компетенции (коммуникативную, информационную, специальную (проектировочную и самообразовательную)).
Содержательный блок включает в себя содержание обучения, которое можно определить как признанную государством систему знаний, умений, навыков и содержание учебной дисциплины.
При формировании содержания учебной дисциплины следует руководствоваться:
- принципом генерализации, концентрации содержания вокруг ведущих концепций, идей и закономерностей науки, на которой базируется учебная дисциплина;
- принципом научной целостности, который означает, что рассматриваемые разделы, темы являются частью учебной дисциплины;
- принципом обеспечения внутренней логики науки, являющейся базой для учебной дисциплины;
- принципом соответствия содержания обучения профессиональной деятельности будущих специалистов;
- принципом единства содержания обучения, выражающим необходимость учёта связей, существующих между различными учебными дисциплинами, в целях создания в сознании будущего специалиста целостной научной картины, служащим базовой основой его последующей профессиональной деятельности;
- принципом перспективности развития научного знания [3].
Проектирование содержания учебной дисциплины в соответствии с вышеуказанными принципами предполагает формирование у обучающихся системы знаний, умений, навыков.
В качестве критериев отбора содержания учебной дисциплины целесообразно использовать следующие положения:
- целостное отражение в содержании обучения задач формирования всесторонне развитой личности;
- высокая научная и практическая значимость содержания;
- соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям обучающихся;
- соответствие объёма содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета;
- соответствие содержания имеющейся технологической (учебно-методической) и материально-технической базе вуза [3].
Реализация данных критериев на практике способствует формированию общих профессионально значимых качеств и компетенций обучающихся.
Организационно-деятельностный блок включает в себя деятельность субъектов процесса обучения (преподавателей и студентов). Взаимодействие между субъектами осуществляется в форме полилога. Мы считаем, что принцип приоритета полилогической речи способствует формированию у студентов таких общих профессионально значимых качеств, как коммуникабельность (способность к совместной работе, к общению, к передаче информации), гуманность (способ существования межличностных отношений, при которых каждый член коллектива относится к другому, как к самому себе, и к себе, как к другому, исходя из целей и задач совместной деятельности), демократичность (открытость в общении), - выступающих в роли внутренних условий, «проходя» через которые внешние характеристики и требования деятельности преобразуются в коммуникативную компетенцию.
Формирование профессионально значимых качеств, под которыми понимаются индивидуальные качества, значимые особенности личности, способствующие эффективному освоению деятельности в ходе обучения и обеспечивающие эту деятельность посредством развития компетенций, рассматривалось при проектировании модели с позиций деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов. Деятельностный подход позволяет рассматривать формирование профессионально значимых качеств студентов как будущих специалистов в условиях процесса обучения как вида деятельности, выявлять основные компоненты, анализировать её результаты с позиции деятельности. Ком-петентностный подход позволяет определять результат и логику формирования профессионально значимых качеств через структуру и содержание деятельности студентов. Применение лично-
стно-ориентированного подхода к осуществлению процесса обучения означает направленность на формирование студента как личности, полной реализации внутренних ресурсов на основании взаимопомощи, сотрудничества, совместного творчества субъектов образовательного процесса.
Исходя из положений личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов при разработке данной модели под формированием профессионально значимых качеств в процессе обучения гуманитарным дисциплинам понимался целенаправленный процесс позитивных изменений, которые определяют развитие особенностей личности студента, подготавливают его к деятельности посредством становления коммуникативной, информационной и специальной компетенций (самообразовательной и проектировочной). Под понятием «компетенция» понималась способность человека применять имеющиеся у него знания, умения и личные качества в деятельности.
Своё обучение согласно нашей модели студент осуществляет на основе проектирования собственной деятельности, что является наиболее актуальным при существующей в настоящее время тенденции к самообучению и саморазвитию в соответствии с Концепцией 2010 и моделью 2020. При проектировании образование становится личностно значимой деятельностью обучающегося. В основе проектировочной деятельности студента, развития его самостоятельности лежит процесс, построенный на принципах самодеятельности, самоорганизации и саморазвития. Принцип самодеятельности определяет мотивационную сторону проектирования. Суть его в том, чтобы студенты чувствовали себя полноправными субъектами этого процесса, свободными в творческом достижении принятых целей, в поиске новых знаний. Из принципа самоорганизации следует, что студента нужно вооружить инструментарием, средствами и научить способам самоконтроля своей деятельности, способам формирования и самоконтроля уровня сформи-рованности общих профессионально значимых качеств и компетенций. Принцип саморазвития заключается в самостоятельности, которую можно сформировать только при условии отчётливо выраженной потребности личности в самоизме-нении, саморазвитии. Реализация данных принципов оказывает непосредственное влияние на развитие следующих общих профессионально
значимых качеств личности: целеустремлённости, самостоятельности, ответственности, организованности, творчества, критичности, самокритичности, осознанности, рефлексии.
Определение критериев сформированности общих профессионально значимых качеств осуществлялось на основе дисциплины «Иностранный язык», входящей в цикл гуманитарных, обладающей, по нашему мнению, большим потенциалом развивающего воздействия на личность студента, способствующей, кроме приобретения знаний и умений, совершенствованию общих профессионально значимых качеств, так как основной задачей при изучении иностранного языка является его практическое применение, а это непосредственно связано с развитие личности человека, его творческих способностей. К таким критериям следует отнести:
- мотивационный критерий, включающий положительную внешнюю и внутреннюю мотивацию к обучению, заинтересованность в положительном результате учебной деятельности и выполнении самостоятельных, творческих заданий, положительное отношение и готовность применять иностранный язык в будущей трудовой деятельности;
- когнитивный критерий, показателями которого являются владение лексическими единицами, умение воспринимать иностранную речь на слух, правильное использование разных языковых средств в устной и письменной речи, понимание документации на иностранном языке, умение вести беседу на иностранном языке;
- деятельностный критерий, предполагающий практическое применение иностранного языка: составление делового письма, резюме, анкеты, использование профессионально направленной лексики, умение вести переговоры юридического характера на иностранном языке; саморегуляция поведения; принятие творческих решений; самоконтроль и самостоятельность учебной деятельности.
Выделенные общие профессионально значимые качества (целеустремлённость, самостоятельность, ответственность, организованность, творчество, критичность, самокритичность, осознанность, рефлексия) способны трансформироваться в информационную и специальную (самообразовательную и проектировочную) компетенции. Под информационной компетенцией понималась способность при помощи информа-
ционных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию; способность критического отношения к информации. В рамках специальной компетенции рассматриваются самообразовательная компетенция, связанная со способностью учиться на протяжении всей жизни как основой непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной жизни, а также проектировочная компетенция, связанная со способностью качественно организовывать свою деятельность.
Уровень сформированности компетенций следует определять по следующим критериям:
- мотивационный, определяющийся ценностями, мировоззрением, выполнением этических норм, мотивами (внешними и внутренними), целями, рефлексией, готовностью к гибкой переориентации в рамках своей деятельности и вне её;
- операциональный, заключающийся в способности к осуществлению деятельности, результативности деятельности; в знаниях, умениях, навыках, владении современными технологиями, индивидуальным стилем деятельности;
- социальной активности, предполагающий умение вступать в продуктивное взаимодействие, сотрудничество, понимание значимости своей деятельности и деятельности других.
Но не следует забывать, что одним из критериев эффективности организации обучения выступают ключевые характеристики профессиональной подготовки: знания, умения, навыки. Усвоение знаний происходит на разных уровнях: осознанного восприятия; актуального осознания способов применения знания; творческого применения усвоенной информации в новой ситуации, то есть на уровне кумуляции знаний. В соответствии с этими положениями в качестве наиболее существенных критериев оптимального усвоения студентами знаний, умений и навыков были выделены: объём, полнота, системность, осмысленность, прочность, действенность, мобильность.
Реализация организационно-деятельностного блока модели предполагает следующие этапы управленческой деятельности: формирование целей, информационной основы обучения, прогнозирования, принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля и оценки результатов, а также их коррекцию. Выделенные этапы детерминируют реализацию в рамках управления познавательной деятельностью студен-
тов соответствующие им функции управления: целеполагающую, информационную, прогностическую, проектировочную, организационную, коммуникативную, контрольно-оценочную и корректировочную [3].
Контрольно-коррекционный блок включает в себя оценку и контроль результатов обучения, его коррекцию. При этом качество обучения определяется уровнем достижения этих результатов по отношению к существующим нормам (ГОСам ВПО и квалификационным требованиям). По результатам контроля могут быть уточнены цели и содержание обучения, пересмотрены подходы к выбору организационных форм и методов обучения.
К показателям качества обучения следует отнести:
- соответствие полученных результатов поставленным целям обучения, представленное обученностью, под которой понимается способность студентов к действиям на основе полученных ими знаний и сформированных умений, навыков;
- мотивация обучения (под факторами, влияющими на формирование положительных мотивов к учению, понималось: осознание студентами непосредственных и перспективных целей обучения; теоретическая и практическая значимость усвоенных знаний; эмоциональная форма изложения научной информации; наращивание содержания и новизна научной информации; профессиональная направленность учебной деятельности; поддержание любознательности; адекватная организация педагогического контроля [5]);
- познавательная активность, связанная со стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий;
- сформированность профессионально значимых качеств;
- отношение к изучаемой дисциплине, определяющееся интересом, результативностью и удовлетворённостью студентов процессом обучения [2].
Результативный блок предполагает в соответствии с современной теорией и практикой преподавания гуманитарных дисциплин в вузе сфор-мированность у студентов системы знаний, умений и навыков по предмету, развитие общих профессионально значимых качеств личности, сфор-мированность компетенций.
Современное профессиональное образование должно ориентироваться на становление образа личности, адекватного содержанию профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает подготовку профессионалов - социально- и профессионально компетентных работников с хорошо выраженными профессионально значимыми качествами и компетенциея-ми, отличающихся индивидуальным стилем деятельности [1]. Таким образом, очевидна актуальность формирования общих профессионально значимых качеств личности, компетенций, которые следует рассматривать как результат обучения, а следовательно, совместно с системой знаний, умений и навыков, как показатель качества организации обучения гуманитарным дисциплинам в целом.
Библиографический список
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и пере-раб. - М.: Логос, 2001.
2. Изотова Н.В. Корректирующий контроль как фактор повышения качества обучения в вузе (на материале предметов гуманитарного цикла): Дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 2004.
3. Образцов П.И.., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы. - Орёл: Академия Спецсвязи России, 2004.
4. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 года / Под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина: Гос. университет - Высшая школа экономики. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.
5. Столярова И.В. Педагогический контроль как фактор повышения качества обучения слушателей вузов МВД России: Дис. . канд. пед. наук. - СПб, 1999.
6. Трофимова О.Н. Формирование профессионально значимых качеств у будущих менеджеров средствами иностранного языка в условиях вуза: Автореф. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2008.
7. Яковлева Н. О. О педагогическом проектировании. // Профессиональное образование. -2001. - №>5. - С. 13.