Научная статья на тему 'Модель педагогического проектирования качества организации обучения в вузе'

Модель педагогического проектирования качества организации обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА ЗНАНИЙ / УМЕНИЙ / НАВЫКОВ / ОБЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / КОМПЕТЕНЦИИ / PEDAGOGIC PROJECTING / TEACHING ARRANGEMENT QUALITY / SYSTEM OF KNOWLEDGE-ABILITIESSKILLS / GENERAL PROFESSIONALLY IMPORTANT CHARACTER PROPERTIES / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолаева Светлана Сергеевна

В статье представлена модель педагогического проектирования качества организации обучения в вузе. Реализация данной модели предполагает формирование системы знаний, умений, навыков, общих профессионально значимых качеств и компетенций в процессе обучения гуманитарным дисциплинам. Рассмотрены алгоритм, структура проектирования, показатели качества обучения, критерии сформированности системы ЗУН, профессионально значимых качеств и компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермолаева Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of pedagogic projecting of the quality of teaching arrangement in the institute of higher education is represented in the article. The realization of such model presupposes forming of the system of knowledge, abilities, skills (KAS), of general professionally important character properties and of competencies in the process of teaching humanities. The algorithm, designing structure, showings of teaching quality, criteria of the readiness of the system KAS, of professionally significant qualities of character and competencies are considered.

Текст научной работы на тему «Модель педагогического проектирования качества организации обучения в вузе»

запроса осуществляет целеполагание, затем приступает к проектированию самого процесса учения с учетом образовательной среды и образовательного ресурса. Учение становится самонап-равляемым, учащийся включается в рефлексивные практики и метапознавательную деятельность по реализации своего индивидуального учебного плана или маршрута, у него формируется автономная позиция.

Таким образом, инновации в учебно-познавательной деятельности связаны с усиливающейся автономностью и активностью обучающегося, которые наиболее ярко проявляются в нелинейном образовательном процессе, что требует проектирования новых обучающих моделей, в которых учебно-познавательная деятельность выстраивается как реализация потребностей личности. Учение понимается как средство самоосу-

ществления, реализующего подлинную сущность индивида, именно в этом случае проявляется свобода обучающегося и его деятельность носит творческий характер.

Библиографический список

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

2. Инновационные процессы в образовании. II. Интеграция российского и западноевропейского опыта: сборник статей / Под ред. ГА. Бордовс-кого. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. - 285 с.

3. Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.

4. Оконь В. Введение в общую дидактику. -М.: Высшая школа, 1990. - 382 с.

УДК 378 (378.14)

С.С. Ермолаева

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье представлена модель педагогического проектирования качества организации обучения в вузе. Реализация данной модели предполагает формирование системы знаний, умений, навыков, общих профессионально значимых качеств и компетенций в процессе обучения гуманитарным дисциплинам. Рассмотрены алгоритм, структура проектирования, показатели качества обучения, критерии сформированности системы ЗУН, профессионально значимых качеств и компетенций.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, качество организации обучения, система знаний, умений, навыков, общие профессионально значимые качества, компетенции.

В настоящее время совершенствование образовательной системы всё больше связывают с необходимостью управления качеством образовательных услуг. Одним из ключевых компонентов, способствующих эффективному обеспечению качества организации обучения и управления им, является педагогическое проектирование.

Под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию проекта, который представляет собой инновационную модель педагогической системы, ориентированную на массовое использование [7]. Одна из таких моделей представлена на рисунке.

При разработке данной модели в понятие «качество организации обучения» вкладывалось следующее содержание: это целенаправленный про-

цесс с чёткой структурой, определёнными задачами, в результате которого обучающиеся приобретают систему знаний, умений и навыков, общие профессионально значимые качества личности, переходящие в компетенции, соответствующие требованиям современного общества, обеспечивающие профессиональное становление, необходимые для творческой деятельности, дальнейшего самообразования и саморазвития.

Проектирование модели осуществлялось в соответствии со следующими принципами: человеческих приоритетов, диагностического целепо-лагания, поэтапности, саморазвития, продуктивности, системности, при условии реализации исследовательской, аналитической, прогностической, преобразующей, нормирующей функций педагогического проектирования.

Содержательный компонент і

Блок целеполагания Цель: 1) Формирование системы знаний, умений, навыков.

2) Формирование общих профессионально значимых качеств.

3) Формирование компетенций.

Задача: сформировать систему ЗУН, общие профессионально значимые качества и компетенции в процессе обучения гуманитарным дисциплинам.

I

Содержание обучения (система ЗУН)

Содержательный блок

I

Содержание учебной дисциплины

Принципы Критерии

- генерализации - научно й целостности - обеспечение внутренней логики - соответствие содержания профессиональной деятельности - единства содержания обучения - перспективности развития научного знан ия - отражение задач формирования личн ости - научная и практическая значимость - соответствие сложности реальным возможностям обучающихся - соответствие объёма имеющемуся в ре м ен и - соответствие технической и материально- технической базам

I

Де яте льн о стн ый э тап

Процессуальный компонент і

полилог

Организационно- деятельностный блок і —

Субъекты образовательного процесса

Пр оектирование

Принципы:

- самодеятельности

- самоорганизации

- саморазвития

Управление деятельностью

Э та пы Функции

1. формирование целей 2. формирование информационной основы обучения 3. прогнозирование 4. принятие решений 5. организация исполнения 6. коммуникация 7. контроль и оценка результатов 8.коррекция 1. целеполагающая 2. информационная 3. прогностическая 4. проектировочная 5. коммун икативная 6. контрольно- оценочная 7. корректировочная

і

Коррекционный этап

Контрольно- коррекционный блок

I

Качество обучения Показатели:

- соответствие полученных результатов цели обучения

- мотивация обучения

- познавательная активность -сформированность ПЗК -отношение к дисциплине

і

Результативный блок Результат : 1) система ЗУН; 2) сформированность общих профессионально значимых качеств; 3) сформированность компетенций.

Рис. Модель педагогического проектирования качества организации обучения

Сформирован ность ПЗК_______________

Критерии:

- мотивационный

- когнитивный

- деятельностный

Сформированность комп етенц ий_____

Критерии:

- мотивационный

- операциональный

- социальная активность

Система ЗУН

Кр ите рии:

- объём, полнота, системность, осмысленность, прочность, действенность, мобильность

Алгоритм проектирования модели сводится к четырем этапам:

1. Мотивационный этап, заключающийся в формулировании личностно-мотивированного выполнения проекта, выявлении важных в профессиональном плане проблем, осуществлении профессионально-мотивированного анализа собственных возможностей и активного поиска необходимой информации.

2. Установочный этап, заключающийся в формулировании целей, задач, принципов проектирования обучения, в анализе применяемых методов, форм, средств обучения; включающий уточнение целей, уточнение и перечисление конкретных задач, разработку критериев оценки результатов, определение условий и средств достижения целей, уточнение задач проектирования с ориентацией на требуемый уровень усвоения учебного материала.

3. Деятельностный этап, состоящий из диагностики уровня подготовленности и индивидуально-психологических особенностей студентов, отбора содержания учебного материала, выбора системы контроля качества усвоения с учётом выбранных критериев оценки результатов; завершающийся проектированием модели процесса обучения и её апробированием.

4. Коррекционный этап, заключающийся в анализе и оценке результатов проектирования и их оформлении.

В структуре модели выделяются следующие блоки: целеполагания, содержательный, организационно-деятельностный, контрольно-коррекционный и результативный.

Блок целеполагания заключается в определении целей и вытекающих из них задач обучения, являющихся главным компонентом построения системы качества организации обучения. Необходимым условием эффективной реализации системы на практике является соответствие целей каждого конкретного обучающегося целям обучения в целом и целям его отдельных этапов в частности, от которых зависит результативность всего процесса обучения. При разработке модели под результативностью понималась степень достижения студентами этих целей, трансформированных в систему знаний, умений и навыков, общих профессионально значимых качеств личности, переходящих в компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника вуза. При проектировании данного блока модели на основании по-

нятий «качество организации обучения», «результативность» были сформулированы следующие цели обучения гуманитарным дисциплинам:

1. Формирование системы знаний, умений, навыков.

2. Формирование общих профессионально значимых качеств личности.

3. Формирование компетенций, исходя из целей - задачи: сформировать в процессе обучения гуманитарным дисциплинам систему ЗУН, общие профессионально значимые качества и компетенции (коммуникативную, информационную, специальную (проектировочную и самообразовательную)).

Содержательный блок включает в себя содержание обучения, которое можно определить как признанную государством систему знаний, умений, навыков и содержание учебной дисциплины.

При формировании содержания учебной дисциплины следует руководствоваться:

- принципом генерализации, концентрации содержания вокруг ведущих концепций, идей и закономерностей науки, на которой базируется учебная дисциплина;

- принципом научной целостности, который означает, что рассматриваемые разделы, темы являются частью учебной дисциплины;

- принципом обеспечения внутренней логики науки, являющейся базой для учебной дисциплины;

- принципом соответствия содержания обучения профессиональной деятельности будущих специалистов;

- принципом единства содержания обучения, выражающим необходимость учёта связей, существующих между различными учебными дисциплинами, в целях создания в сознании будущего специалиста целостной научной картины, служащим базовой основой его последующей профессиональной деятельности;

- принципом перспективности развития научного знания [3].

Проектирование содержания учебной дисциплины в соответствии с вышеуказанными принципами предполагает формирование у обучающихся системы знаний, умений, навыков.

В качестве критериев отбора содержания учебной дисциплины целесообразно использовать следующие положения:

- целостное отражение в содержании обучения задач формирования всесторонне развитой личности;

- высокая научная и практическая значимость содержания;

- соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям обучающихся;

- соответствие объёма содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета;

- соответствие содержания имеющейся технологической (учебно-методической) и материально-технической базе вуза [3].

Реализация данных критериев на практике способствует формированию общих профессионально значимых качеств и компетенций обучающихся.

Организационно-деятельностный блок включает в себя деятельность субъектов процесса обучения (преподавателей и студентов). Взаимодействие между субъектами осуществляется в форме полилога. Мы считаем, что принцип приоритета полилогической речи способствует формированию у студентов таких общих профессионально значимых качеств, как коммуникабельность (способность к совместной работе, к общению, к передаче информации), гуманность (способ существования межличностных отношений, при которых каждый член коллектива относится к другому, как к самому себе, и к себе, как к другому, исходя из целей и задач совместной деятельности), демократичность (открытость в общении), - выступающих в роли внутренних условий, «проходя» через которые внешние характеристики и требования деятельности преобразуются в коммуникативную компетенцию.

Формирование профессионально значимых качеств, под которыми понимаются индивидуальные качества, значимые особенности личности, способствующие эффективному освоению деятельности в ходе обучения и обеспечивающие эту деятельность посредством развития компетенций, рассматривалось при проектировании модели с позиций деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов. Деятельностный подход позволяет рассматривать формирование профессионально значимых качеств студентов как будущих специалистов в условиях процесса обучения как вида деятельности, выявлять основные компоненты, анализировать её результаты с позиции деятельности. Ком-петентностный подход позволяет определять результат и логику формирования профессионально значимых качеств через структуру и содержание деятельности студентов. Применение лично-

стно-ориентированного подхода к осуществлению процесса обучения означает направленность на формирование студента как личности, полной реализации внутренних ресурсов на основании взаимопомощи, сотрудничества, совместного творчества субъектов образовательного процесса.

Исходя из положений личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов при разработке данной модели под формированием профессионально значимых качеств в процессе обучения гуманитарным дисциплинам понимался целенаправленный процесс позитивных изменений, которые определяют развитие особенностей личности студента, подготавливают его к деятельности посредством становления коммуникативной, информационной и специальной компетенций (самообразовательной и проектировочной). Под понятием «компетенция» понималась способность человека применять имеющиеся у него знания, умения и личные качества в деятельности.

Своё обучение согласно нашей модели студент осуществляет на основе проектирования собственной деятельности, что является наиболее актуальным при существующей в настоящее время тенденции к самообучению и саморазвитию в соответствии с Концепцией 2010 и моделью 2020. При проектировании образование становится личностно значимой деятельностью обучающегося. В основе проектировочной деятельности студента, развития его самостоятельности лежит процесс, построенный на принципах самодеятельности, самоорганизации и саморазвития. Принцип самодеятельности определяет мотивационную сторону проектирования. Суть его в том, чтобы студенты чувствовали себя полноправными субъектами этого процесса, свободными в творческом достижении принятых целей, в поиске новых знаний. Из принципа самоорганизации следует, что студента нужно вооружить инструментарием, средствами и научить способам самоконтроля своей деятельности, способам формирования и самоконтроля уровня сформи-рованности общих профессионально значимых качеств и компетенций. Принцип саморазвития заключается в самостоятельности, которую можно сформировать только при условии отчётливо выраженной потребности личности в самоизме-нении, саморазвитии. Реализация данных принципов оказывает непосредственное влияние на развитие следующих общих профессионально

значимых качеств личности: целеустремлённости, самостоятельности, ответственности, организованности, творчества, критичности, самокритичности, осознанности, рефлексии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение критериев сформированности общих профессионально значимых качеств осуществлялось на основе дисциплины «Иностранный язык», входящей в цикл гуманитарных, обладающей, по нашему мнению, большим потенциалом развивающего воздействия на личность студента, способствующей, кроме приобретения знаний и умений, совершенствованию общих профессионально значимых качеств, так как основной задачей при изучении иностранного языка является его практическое применение, а это непосредственно связано с развитие личности человека, его творческих способностей. К таким критериям следует отнести:

- мотивационный критерий, включающий положительную внешнюю и внутреннюю мотивацию к обучению, заинтересованность в положительном результате учебной деятельности и выполнении самостоятельных, творческих заданий, положительное отношение и готовность применять иностранный язык в будущей трудовой деятельности;

- когнитивный критерий, показателями которого являются владение лексическими единицами, умение воспринимать иностранную речь на слух, правильное использование разных языковых средств в устной и письменной речи, понимание документации на иностранном языке, умение вести беседу на иностранном языке;

- деятельностный критерий, предполагающий практическое применение иностранного языка: составление делового письма, резюме, анкеты, использование профессионально направленной лексики, умение вести переговоры юридического характера на иностранном языке; саморегуляция поведения; принятие творческих решений; самоконтроль и самостоятельность учебной деятельности.

Выделенные общие профессионально значимые качества (целеустремлённость, самостоятельность, ответственность, организованность, творчество, критичность, самокритичность, осознанность, рефлексия) способны трансформироваться в информационную и специальную (самообразовательную и проектировочную) компетенции. Под информационной компетенцией понималась способность при помощи информа-

ционных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию; способность критического отношения к информации. В рамках специальной компетенции рассматриваются самообразовательная компетенция, связанная со способностью учиться на протяжении всей жизни как основой непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной жизни, а также проектировочная компетенция, связанная со способностью качественно организовывать свою деятельность.

Уровень сформированности компетенций следует определять по следующим критериям:

- мотивационный, определяющийся ценностями, мировоззрением, выполнением этических норм, мотивами (внешними и внутренними), целями, рефлексией, готовностью к гибкой переориентации в рамках своей деятельности и вне её;

- операциональный, заключающийся в способности к осуществлению деятельности, результативности деятельности; в знаниях, умениях, навыках, владении современными технологиями, индивидуальным стилем деятельности;

- социальной активности, предполагающий умение вступать в продуктивное взаимодействие, сотрудничество, понимание значимости своей деятельности и деятельности других.

Но не следует забывать, что одним из критериев эффективности организации обучения выступают ключевые характеристики профессиональной подготовки: знания, умения, навыки. Усвоение знаний происходит на разных уровнях: осознанного восприятия; актуального осознания способов применения знания; творческого применения усвоенной информации в новой ситуации, то есть на уровне кумуляции знаний. В соответствии с этими положениями в качестве наиболее существенных критериев оптимального усвоения студентами знаний, умений и навыков были выделены: объём, полнота, системность, осмысленность, прочность, действенность, мобильность.

Реализация организационно-деятельностного блока модели предполагает следующие этапы управленческой деятельности: формирование целей, информационной основы обучения, прогнозирования, принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля и оценки результатов, а также их коррекцию. Выделенные этапы детерминируют реализацию в рамках управления познавательной деятельностью студен-

тов соответствующие им функции управления: целеполагающую, информационную, прогностическую, проектировочную, организационную, коммуникативную, контрольно-оценочную и корректировочную [3].

Контрольно-коррекционный блок включает в себя оценку и контроль результатов обучения, его коррекцию. При этом качество обучения определяется уровнем достижения этих результатов по отношению к существующим нормам (ГОСам ВПО и квалификационным требованиям). По результатам контроля могут быть уточнены цели и содержание обучения, пересмотрены подходы к выбору организационных форм и методов обучения.

К показателям качества обучения следует отнести:

- соответствие полученных результатов поставленным целям обучения, представленное обученностью, под которой понимается способность студентов к действиям на основе полученных ими знаний и сформированных умений, навыков;

- мотивация обучения (под факторами, влияющими на формирование положительных мотивов к учению, понималось: осознание студентами непосредственных и перспективных целей обучения; теоретическая и практическая значимость усвоенных знаний; эмоциональная форма изложения научной информации; наращивание содержания и новизна научной информации; профессиональная направленность учебной деятельности; поддержание любознательности; адекватная организация педагогического контроля [5]);

- познавательная активность, связанная со стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий;

- сформированность профессионально значимых качеств;

- отношение к изучаемой дисциплине, определяющееся интересом, результативностью и удовлетворённостью студентов процессом обучения [2].

Результативный блок предполагает в соответствии с современной теорией и практикой преподавания гуманитарных дисциплин в вузе сфор-мированность у студентов системы знаний, умений и навыков по предмету, развитие общих профессионально значимых качеств личности, сфор-мированность компетенций.

Современное профессиональное образование должно ориентироваться на становление образа личности, адекватного содержанию профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает подготовку профессионалов - социально- и профессионально компетентных работников с хорошо выраженными профессионально значимыми качествами и компетенциея-ми, отличающихся индивидуальным стилем деятельности [1]. Таким образом, очевидна актуальность формирования общих профессионально значимых качеств личности, компетенций, которые следует рассматривать как результат обучения, а следовательно, совместно с системой знаний, умений и навыков, как показатель качества организации обучения гуманитарным дисциплинам в целом.

Библиографический список

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и пере-раб. - М.: Логос, 2001.

2. Изотова Н.В. Корректирующий контроль как фактор повышения качества обучения в вузе (на материале предметов гуманитарного цикла): Дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 2004.

3. Образцов П.И.., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы. - Орёл: Академия Спецсвязи России, 2004.

4. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 года / Под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина: Гос. университет - Высшая школа экономики. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

5. Столярова И.В. Педагогический контроль как фактор повышения качества обучения слушателей вузов МВД России: Дис. . канд. пед. наук. - СПб, 1999.

6. Трофимова О.Н. Формирование профессионально значимых качеств у будущих менеджеров средствами иностранного языка в условиях вуза: Автореф. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2008.

7. Яковлева Н. О. О педагогическом проектировании. // Профессиональное образование. -2001. - №>5. - С. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.