2. Шевцова, И. Тренинг личностного роста [Электронный ресурс] / И. Шевцова. — Режим доступа : http://www.shevtsova.rU/shkola/pers.php#2.
3. Михайлова, Е. В. Самопрезентация : Теории, исследования, тренинг [Текст] / Е. В. Михайлова. — СПб. : Речь, 2007. — 224 с.
УДК 377.5 О. С. Дубровина, зав. лабораторией
проблем профессионального воспитания Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ССУЗА В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются педагогические условия, необходимые для формирования у студентов ССУЗа проектировочных умений при организации научно-исследовательской деятельности. Организация этой деятельности способствует также формированию общеучебных умений и навыков, нужных для проектирования профессиональной деятельности будущими специалистами.
Ключевые слова: умения, проектные умения, научно-исследовательская деятельность, создание педагогических условий, общеучебные умения и навыки.
Формирование проектировочных умений у студентов среднего профессионального образовательного учреждения сегодня представляет собой одну из важнейших педагогических проблем, решение которой направлено на улучшение качества профессиональной подготовки. Специалист любого профиля, а тем более экономического, должен обладать профессиональной мобильностью и умениями, позволяющими ему оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся обстоятельства как в профессиональной деятельности, так и в обществе в целом. Важным элементом такого образования является вовлечение студентов в решение актуальных проблем современного социума через организацию научно-исследовательской деятельности в учреждениях профессионального образования.
Главное назначение научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении — привлечение студентов к самостоятельной исследовательской и поисковой работе. Исследовательская деятельность позволяет развивать познавательный интерес и творческие способности студентов, формировать их проектировочные умения, способность к разнообразным видам деятельности.
Умения в педагогике определяются как подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, созна-
тельно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях [1, с. 153]. Под проектировочными умениями нами понимаются умения студентов ставить профессиональные и личные цели, определять возможности их достижения в конкретных условиях и проектировать комплекс соответствующих задач. Проектировочные умения — это интегративные способности личности, которые не только обеспечивают стратегическую направленность профессиональной деятельности, но и проявляются в умении проектировать сам профессиональный процесс, его результаты, условия, перспективы развития, позволяют будущему специалисту эффективно адаптироваться к реальной профессиональной обстановке, проектировать и конструировать свою профессиональную деятельность в дальнейшем.
Вопросам развития проектировочных умений посвящено большое количество психолого-педагогических исследований (Г. Б. Голуб, А. Н. Леонтьев, Н. Ю. Пахомова и др.) [2; 3; 4]. Мы в своем исследовании анализируем возможности формирования рассматриваемых умений в рамках научно-исследовательской деятельности студентов.
Научно-исследовательская деятельность студентов — необходимое средство формирования профессионального облика будущего специалиста, причем любого профиля. Исследовательский характер деятельности формирует умение проектировать личную и профессиональную жизнь, способствует воспитанию у студентов инициативности, самостоятельности, активного отношения к эксперименту, развитию их способностей.
Успешность данного вида деятельности может быть обеспечена при наличии комплекса педагогических условий, учитывающих назначение и содержание деятельности будущего специалиста, особенности учебного процесса в конкретном заведении.
Совокупность педагогических условий, на наш взгляд, должна представлять собой три их подсистемы, к которым мы отнесли:
1) дидактические — наличие комплекса теоретических, практических и методологических компетенций, которыми должны овладеть как преподаватели, организующие исследовательскую деятельность, так и студенты в образовательном процессе;
2) мотивационные — наличие комплекса условий, позволяющего всем участникам исследовательской деятельности испытывать положительное отношение к участию в ней, личностное принятие, свободу выбора, раскрытие творческого потенциала, формирование профессиональной активности;
3) организационные — наличие комплекса мер, направленного на создание среды, способствующей регулярному и целенаправленному использованию научно-исследовательской деятельности в процессе овладения профессиональными, в том числе проектировочными, умениями.
При этом считаем важным заметить, что условиями, способствующими формированию у обучающихся проектировочных умений в процессе организации научно-исследовательской деятельности, могут стать:
- наличие в образовательном учреждении современной материальной базы как фундамента организации научно-исследовательской деятельности;
- использование в работе комплекса методических разработок для реализации исследовательских работ;
- организация творческой учебно-воспитательной работы по формированию проектировочных умений и их применение в научно-исследовательской деятельности.
Со стороны преподавателя к условиям, способствующим формированию проектировочных умений у студентов в процессе организации их научно-исследовательской деятельности, относятся:
- повышение уровня профессиональной подготовки, направленной на организацию научно-исследовательской деятельности обучающихся;
- модернизация методической работы в образовательном учреждении;
- сотрудничество с социальными партнерами и работодателями;
- материальное поощрение за организацию научно-исследовательской деятельности студентов.
Организуя научно-исследовательскую деятельность студентов с целью формирования у них проектировочных умений, следует помнить о факторах успешности, к которым относятся:
- соблюдение принципа добровольности занятия этим видом работы;
- максимальная самостоятельность студентов в процессе проведения исследования;
- компетентное и заинтересованное руководство преподавателя студенческой исследовательской работой;
- уважительное отношение к исследовательской деятельности студентов всех заинтересованных сторон;
- осознание студентами значимости и полезности выполняемой ими работы [5, с. 146].
Следует также обратить внимание на то, что эффективность научно-исследовательской деятельности студентов будет выше, если она организуется в рамках учебного процесса при преподавании специальных дисциплин, поскольку в данном случае она подчинена образовательным целям, а конечный результат отличается профессиональной направленностью. Такая организация учебного процесса позволяет будущим специалистам быстрее адаптироваться к реальным условиям работы, активнее включаться в производственный процесс. Так, при преподавании экономических дисциплин в Челябинском техникуме торговли и художественных промыслов студенты активно вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность по дисциплинам «Менеджмент» и «Бизнес-планирование». В первом случае студенты разрабатывают исследовательский проект «Создание малого предприятия», во втором — составляют бизнес-план предприятия с учетом всех необходимых параметров. Для выполнения данных работ им требуется изучить целый ряд нормативно-правовых доку-
ментов; проанализировать состояние внешней среды с учетом политических, экономических и социальных факторов; разработать продукт (товары или услуги); спланировать маркетинговые мероприятия, включающие как исследование рынка потенциальных потребителей, так и проведение коммуникативных (рекламных) мероприятий продвижения продукта на рынок. В процессе создания малого предприятия студенты исследуют отрасль производства, в которой будет функционировать предприятие; моделируют процессы управления, применяя различные виды индивидуальной, кооперативной или коллективной мыслительной деятельности; организуют, контролируют и регулируют реальные и виртуальные процессы изменения организованной жизнедеятельности предприятия. Задания, выполняемые студентами, постепенно усложняются. В целом в процессе обучения специальным дисциплинам у студентов формируются проектировочные умения, положительная мотивация к творческой исследовательской профессиональной деятельности, а также общая профессиональная подготовленность.
Необходимо отметить, что научно-исследовательская деятельность, в которую с увлечением погружаются студенты, формирует не только проектировочные умения, но и способствует развитию во взаимосвязи общеучебных умений и навыков. В ходе реализации научно-исследовательской деятельности студентов развиваются организационные, общеинтеллектуальные и коммуникативные навыки.
Организационные навыки.
- планирование исследовательской деятельности (осознание учебной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их достижения; определение последовательности и продолжительности этапов деятельности; построение модели (алгоритма) деятельности);
- организация исследовательской деятельности (соблюдение режима работы; самодисциплина; определение порядка и способов умственной деятельности; организация рабочего пространства — наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение).
Общеинтеллектуальные навыки.
Библиографический список
- восприятие информации (библиографический поиск; чтение и конспектирование; работа со справочниками, словарями; осознание, восприятие информации, управление вниманием; наблюдение, избирательное запоминание);
- мыслительная деятельность (осмысление учебного материала, выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; классификация, обобщение, систематизация доказательств; построение рассказа, ответа, речи, аргументирование);
- оценка и осмысление результатов своей деятельности (самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; оценка достоверности изложения, верности решения; умение проверять правильность и прочность своих теоретических знаний и практических навыков; рефлексивный анализ учебной деятельности).
Коммуникативные навыки.
- общение в ходе исследовательской деятельности (умения точно, корректно и развернуто излагать свои мысли; задавать вопросы и отвечать на них; корректно возражать; слышать собеседника и встать на его точку зрения; отстаивать свою позицию; адаптироваться к меняющимся обстоятельствам).
Необходимость включения студентов в научно-исследовательскую деятельность с целью формирования проектировочных умений определяется исходя из следующих положений.
- проектировочные умения должны стать неотъемлемым элементом обучения и воспитания студентов в современных социально-экономических условиях;
- проектировочные умения помогут в будущем правильно понимать общественные и производственные процессы и активно в них участвовать, принимать правильные решения в разнообразных ситуациях в настоящем и будущем.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что организация в ССУЗе научно-исследовательской деятельности обучающихся, с одной стороны, способствует развитию проектировочных умений студентов, а с другой — влияет на образовательный процесс в учреждении, способствуя развитию научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения в целом.
1. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М. : Академия, 2000. — С. 153.
2. Голуб, Г. Б. Основы проектной деятельности школьника [Текст] : метод. пособие по преподаванию курса / Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова ; под ред. проф. Е. Я. Когана. — Самара, 2006. —224 с.
3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М. : Академия, 2004. — 352 с.
4. Пахомова, Н. Ю. Освоение учителем технологии проектного обучения [Текст] / Н. Ю. Пахомова // Школьные технологии. — 2006. — № 6. — С. 109-113.
5. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М. : Академия, 2008. — 365 с.
УДК 377:069 В. А. Нагорная, доц. Челябинского института
развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЗДАНИЮ «ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ КУЛЬТУРЫ И БЫТА КАЗАЧЕСТВА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ»
В статье освещаются вопросы, связанные с историей формирования музейной педагогики, даются базовые формы организации музейной работы, определяются цели и задачи, связанные с созданием виртуального музея. Предствлены технологии разработки телекоммуникационных проектов по созданию коллекции экспонатов виртуального музея, планы описания проекта и доминирующие методы, а также разработана конкретная тематика, используемая для создания презентаций и видеороликов при формировании музейной экспозиции в виртуальном пространстве.
Ключевые слова: интерактивное искусство, музейная педагогика, комплексность, проектная деятельность, казачество.
Первый шаг в истории формирования музейной педагогики принадлежит отечественным ученым и общественным деятелям. Педагогическая деятельность музеев в области профессиональной подготовки учителей зародилась в России по инициативе органов народного образования Санкт-Петербурга в 1864 г. В 1865 г. в России возник Русский педагогический музей, который выступил в роли общественного научного и просветительского центра, разрабатывающего актуальные вопросы педагогической науки [1]. Не раскрывая подробно историю развития музейной педагогики, отметим, что в 1934 г. К. Фризен предложил ввести термин «музейная педагогика», под которым подразумевались «традиции художественного воспитания музейными средствами, опирающимися на просветительскую работу и музейную дидактику». Немецкие ученые, изучая педагогические возможности музея, заложили основы представлений о развивающем характере музейной среды [2].
Содержание культурно-образовательной деятельности отечественного музея любого типа
выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, во взаимодействии с системой образования. Большинство исследователей выделяют такие базовые формы, как: лекции, экскурсии, консультации, научные чтения, кружки, студии, клубы, литературные вечера, киносеансы, концерты, встречи с интересными людьми, праздники, исторические игры, конкурсы и викторины. Сегодня образовательные учреждения все чаще в своей работе обращаются к практике виртуальных музеев, примером тому выступает кафедра искусствоведения и культурологии Южно-Уральского государственного университета, а также другие вузы страны [1].
«Интерактивное искусство» — это современный термин в списке выражений, которые используются для идентификации теоретической и практической деятельности, определяющей искусство во всем его многообразии. Понятие это относится скорее к области деятельности, определяющей искусство во всем его многообразии; оно обозначает очень широкий круг экспериментов и подлинных художественных достижений в области художест-