Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования проектировочных умений студентов ссуза в процессе научно-исследовательской деятельности'

Педагогические условия формирования проектировочных умений студентов ссуза в процессе научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЯ / ПРОЕКТНЫЕ УМЕНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / DESIGN SKILLS / RESEARCH ACTIVITIES / CREATING PEDAGOGICAL CONDITIONS GENERAL-EDUCATIONAL SKILLS / ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровина О.С.

В статье рассматриваются педагогические условия, необходимые для формирования у студентов ССУЗа проектировочных умений при организации научно-исследовательской деятельности. Организация этой деятельности способствует также формированию общеучебных умений и навыков, нужных для проектирования профессиональной деятельности будущими специалистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DESIGN SKILLS FORMATION OF SECONDARY VOCATIONAL COLLEGES STUDENTS IN THE RESEARCH ACTIVITY

The article discusses the pedagogical conditions necessary for the formation of students’ skills of designing colleges in the organization of research activities. The organization of this activity also contributes to the formation of general-educational skills needed for designing future career professionals.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования проектировочных умений студентов ссуза в процессе научно-исследовательской деятельности»

2. Шевцова, И. Тренинг личностного роста [Электронный ресурс] / И. Шевцова. — Режим доступа : http://www.shevtsova.rU/shkola/pers.php#2.

3. Михайлова, Е. В. Самопрезентация : Теории, исследования, тренинг [Текст] / Е. В. Михайлова. — СПб. : Речь, 2007. — 224 с.

УДК 377.5 О. С. Дубровина, зав. лабораторией

проблем профессионального воспитания Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ССУЗА В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются педагогические условия, необходимые для формирования у студентов ССУЗа проектировочных умений при организации научно-исследовательской деятельности. Организация этой деятельности способствует также формированию общеучебных умений и навыков, нужных для проектирования профессиональной деятельности будущими специалистами.

Ключевые слова: умения, проектные умения, научно-исследовательская деятельность, создание педагогических условий, общеучебные умения и навыки.

Формирование проектировочных умений у студентов среднего профессионального образовательного учреждения сегодня представляет собой одну из важнейших педагогических проблем, решение которой направлено на улучшение качества профессиональной подготовки. Специалист любого профиля, а тем более экономического, должен обладать профессиональной мобильностью и умениями, позволяющими ему оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся обстоятельства как в профессиональной деятельности, так и в обществе в целом. Важным элементом такого образования является вовлечение студентов в решение актуальных проблем современного социума через организацию научно-исследовательской деятельности в учреждениях профессионального образования.

Главное назначение научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении — привлечение студентов к самостоятельной исследовательской и поисковой работе. Исследовательская деятельность позволяет развивать познавательный интерес и творческие способности студентов, формировать их проектировочные умения, способность к разнообразным видам деятельности.

Умения в педагогике определяются как подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, созна-

тельно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях [1, с. 153]. Под проектировочными умениями нами понимаются умения студентов ставить профессиональные и личные цели, определять возможности их достижения в конкретных условиях и проектировать комплекс соответствующих задач. Проектировочные умения — это интегративные способности личности, которые не только обеспечивают стратегическую направленность профессиональной деятельности, но и проявляются в умении проектировать сам профессиональный процесс, его результаты, условия, перспективы развития, позволяют будущему специалисту эффективно адаптироваться к реальной профессиональной обстановке, проектировать и конструировать свою профессиональную деятельность в дальнейшем.

Вопросам развития проектировочных умений посвящено большое количество психолого-педагогических исследований (Г. Б. Голуб, А. Н. Леонтьев, Н. Ю. Пахомова и др.) [2; 3; 4]. Мы в своем исследовании анализируем возможности формирования рассматриваемых умений в рамках научно-исследовательской деятельности студентов.

Научно-исследовательская деятельность студентов — необходимое средство формирования профессионального облика будущего специалиста, причем любого профиля. Исследовательский характер деятельности формирует умение проектировать личную и профессиональную жизнь, способствует воспитанию у студентов инициативности, самостоятельности, активного отношения к эксперименту, развитию их способностей.

Успешность данного вида деятельности может быть обеспечена при наличии комплекса педагогических условий, учитывающих назначение и содержание деятельности будущего специалиста, особенности учебного процесса в конкретном заведении.

Совокупность педагогических условий, на наш взгляд, должна представлять собой три их подсистемы, к которым мы отнесли:

1) дидактические — наличие комплекса теоретических, практических и методологических компетенций, которыми должны овладеть как преподаватели, организующие исследовательскую деятельность, так и студенты в образовательном процессе;

2) мотивационные — наличие комплекса условий, позволяющего всем участникам исследовательской деятельности испытывать положительное отношение к участию в ней, личностное принятие, свободу выбора, раскрытие творческого потенциала, формирование профессиональной активности;

3) организационные — наличие комплекса мер, направленного на создание среды, способствующей регулярному и целенаправленному использованию научно-исследовательской деятельности в процессе овладения профессиональными, в том числе проектировочными, умениями.

При этом считаем важным заметить, что условиями, способствующими формированию у обучающихся проектировочных умений в процессе организации научно-исследовательской деятельности, могут стать:

- наличие в образовательном учреждении современной материальной базы как фундамента организации научно-исследовательской деятельности;

- использование в работе комплекса методических разработок для реализации исследовательских работ;

- организация творческой учебно-воспитательной работы по формированию проектировочных умений и их применение в научно-исследовательской деятельности.

Со стороны преподавателя к условиям, способствующим формированию проектировочных умений у студентов в процессе организации их научно-исследовательской деятельности, относятся:

- повышение уровня профессиональной подготовки, направленной на организацию научно-исследовательской деятельности обучающихся;

- модернизация методической работы в образовательном учреждении;

- сотрудничество с социальными партнерами и работодателями;

- материальное поощрение за организацию научно-исследовательской деятельности студентов.

Организуя научно-исследовательскую деятельность студентов с целью формирования у них проектировочных умений, следует помнить о факторах успешности, к которым относятся:

- соблюдение принципа добровольности занятия этим видом работы;

- максимальная самостоятельность студентов в процессе проведения исследования;

- компетентное и заинтересованное руководство преподавателя студенческой исследовательской работой;

- уважительное отношение к исследовательской деятельности студентов всех заинтересованных сторон;

- осознание студентами значимости и полезности выполняемой ими работы [5, с. 146].

Следует также обратить внимание на то, что эффективность научно-исследовательской деятельности студентов будет выше, если она организуется в рамках учебного процесса при преподавании специальных дисциплин, поскольку в данном случае она подчинена образовательным целям, а конечный результат отличается профессиональной направленностью. Такая организация учебного процесса позволяет будущим специалистам быстрее адаптироваться к реальным условиям работы, активнее включаться в производственный процесс. Так, при преподавании экономических дисциплин в Челябинском техникуме торговли и художественных промыслов студенты активно вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность по дисциплинам «Менеджмент» и «Бизнес-планирование». В первом случае студенты разрабатывают исследовательский проект «Создание малого предприятия», во втором — составляют бизнес-план предприятия с учетом всех необходимых параметров. Для выполнения данных работ им требуется изучить целый ряд нормативно-правовых доку-

ментов; проанализировать состояние внешней среды с учетом политических, экономических и социальных факторов; разработать продукт (товары или услуги); спланировать маркетинговые мероприятия, включающие как исследование рынка потенциальных потребителей, так и проведение коммуникативных (рекламных) мероприятий продвижения продукта на рынок. В процессе создания малого предприятия студенты исследуют отрасль производства, в которой будет функционировать предприятие; моделируют процессы управления, применяя различные виды индивидуальной, кооперативной или коллективной мыслительной деятельности; организуют, контролируют и регулируют реальные и виртуальные процессы изменения организованной жизнедеятельности предприятия. Задания, выполняемые студентами, постепенно усложняются. В целом в процессе обучения специальным дисциплинам у студентов формируются проектировочные умения, положительная мотивация к творческой исследовательской профессиональной деятельности, а также общая профессиональная подготовленность.

Необходимо отметить, что научно-исследовательская деятельность, в которую с увлечением погружаются студенты, формирует не только проектировочные умения, но и способствует развитию во взаимосвязи общеучебных умений и навыков. В ходе реализации научно-исследовательской деятельности студентов развиваются организационные, общеинтеллектуальные и коммуникативные навыки.

Организационные навыки.

- планирование исследовательской деятельности (осознание учебной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их достижения; определение последовательности и продолжительности этапов деятельности; построение модели (алгоритма) деятельности);

- организация исследовательской деятельности (соблюдение режима работы; самодисциплина; определение порядка и способов умственной деятельности; организация рабочего пространства — наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение).

Общеинтеллектуальные навыки.

Библиографический список

- восприятие информации (библиографический поиск; чтение и конспектирование; работа со справочниками, словарями; осознание, восприятие информации, управление вниманием; наблюдение, избирательное запоминание);

- мыслительная деятельность (осмысление учебного материала, выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; классификация, обобщение, систематизация доказательств; построение рассказа, ответа, речи, аргументирование);

- оценка и осмысление результатов своей деятельности (самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; оценка достоверности изложения, верности решения; умение проверять правильность и прочность своих теоретических знаний и практических навыков; рефлексивный анализ учебной деятельности).

Коммуникативные навыки.

- общение в ходе исследовательской деятельности (умения точно, корректно и развернуто излагать свои мысли; задавать вопросы и отвечать на них; корректно возражать; слышать собеседника и встать на его точку зрения; отстаивать свою позицию; адаптироваться к меняющимся обстоятельствам).

Необходимость включения студентов в научно-исследовательскую деятельность с целью формирования проектировочных умений определяется исходя из следующих положений.

- проектировочные умения должны стать неотъемлемым элементом обучения и воспитания студентов в современных социально-экономических условиях;

- проектировочные умения помогут в будущем правильно понимать общественные и производственные процессы и активно в них участвовать, принимать правильные решения в разнообразных ситуациях в настоящем и будущем.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что организация в ССУЗе научно-исследовательской деятельности обучающихся, с одной стороны, способствует развитию проектировочных умений студентов, а с другой — влияет на образовательный процесс в учреждении, способствуя развитию научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения в целом.

1. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М. : Академия, 2000. — С. 153.

2. Голуб, Г. Б. Основы проектной деятельности школьника [Текст] : метод. пособие по преподаванию курса / Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова ; под ред. проф. Е. Я. Когана. — Самара, 2006. —224 с.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М. : Академия, 2004. — 352 с.

4. Пахомова, Н. Ю. Освоение учителем технологии проектного обучения [Текст] / Н. Ю. Пахомова // Школьные технологии. — 2006. — № 6. — С. 109-113.

5. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М. : Академия, 2008. — 365 с.

УДК 377:069 В. А. Нагорная, доц. Челябинского института

развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЗДАНИЮ «ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ КУЛЬТУРЫ И БЫТА КАЗАЧЕСТВА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ»

В статье освещаются вопросы, связанные с историей формирования музейной педагогики, даются базовые формы организации музейной работы, определяются цели и задачи, связанные с созданием виртуального музея. Предствлены технологии разработки телекоммуникационных проектов по созданию коллекции экспонатов виртуального музея, планы описания проекта и доминирующие методы, а также разработана конкретная тематика, используемая для создания презентаций и видеороликов при формировании музейной экспозиции в виртуальном пространстве.

Ключевые слова: интерактивное искусство, музейная педагогика, комплексность, проектная деятельность, казачество.

Первый шаг в истории формирования музейной педагогики принадлежит отечественным ученым и общественным деятелям. Педагогическая деятельность музеев в области профессиональной подготовки учителей зародилась в России по инициативе органов народного образования Санкт-Петербурга в 1864 г. В 1865 г. в России возник Русский педагогический музей, который выступил в роли общественного научного и просветительского центра, разрабатывающего актуальные вопросы педагогической науки [1]. Не раскрывая подробно историю развития музейной педагогики, отметим, что в 1934 г. К. Фризен предложил ввести термин «музейная педагогика», под которым подразумевались «традиции художественного воспитания музейными средствами, опирающимися на просветительскую работу и музейную дидактику». Немецкие ученые, изучая педагогические возможности музея, заложили основы представлений о развивающем характере музейной среды [2].

Содержание культурно-образовательной деятельности отечественного музея любого типа

выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, во взаимодействии с системой образования. Большинство исследователей выделяют такие базовые формы, как: лекции, экскурсии, консультации, научные чтения, кружки, студии, клубы, литературные вечера, киносеансы, концерты, встречи с интересными людьми, праздники, исторические игры, конкурсы и викторины. Сегодня образовательные учреждения все чаще в своей работе обращаются к практике виртуальных музеев, примером тому выступает кафедра искусствоведения и культурологии Южно-Уральского государственного университета, а также другие вузы страны [1].

«Интерактивное искусство» — это современный термин в списке выражений, которые используются для идентификации теоретической и практической деятельности, определяющей искусство во всем его многообразии. Понятие это относится скорее к области деятельности, определяющей искусство во всем его многообразии; оно обозначает очень широкий круг экспериментов и подлинных художественных достижений в области художест-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.