Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия подготовки педагога к взаимодействию с детьми из гетерогенных групп'

Психолого-педагогические условия подготовки педагога к взаимодействию с детьми из гетерогенных групп Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ГЕТЕРОГЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРИНЦИПЫ / ТРЕБОВАНИЯ / СРЕДСТВА / МЕТОДЫ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MULTICULTURALISM / HETEROGENEITY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / PRINCIPLES / REQUIREMENTS / MEANS / METHODS / FORMS OF ORGANIZATION OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Греховодова Дарья Валерьевна, Сажина Наталья Михайловна

В статье авторы рассматривают психолого-педагогические условия подготовки студентов педагогических университетов и институтов к взаимодействию с детьми из гетерогенных групп. Важной задачей современного педагогического образования, постановка которой обусловлена усиливающейся поликультурностью общества, является формирование у будущих учителей готовности к взаимодействию с детьми из гетерогенных групп. Это требует от педагога наличия соответствующих психологических, педагогических, культурологических знаний, коммуникативных умений, ценностного отношения к каждому ребенку, невзирая на его индивидуальные особенности то есть, сформированной теоретической, мотивационно-ценностной и практической готовности взаимодействовать с обучающимися из гетерогенных групп. Следовательно, в образовательном процессе высшего учебного заведения должны быть созданы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование указанного профессионального качества будущего учителя. Теоретический анализ научной литературы, проведенный авторами, посвящен разным аспектам подготовки студентов к профессиональной деятельности, позволил авторам определить и иерархическую систему психолого-педагогических условий, создание которых в вузе позволит эффективно готовить студентов к взаимодействию с детьми из гетерогенных групп. Методологическим ядром этих условий выступают принципы, задающие ценностноцелевые ориентиры поведения и деятельности субъектов взаимодействия, выбора средств, методов и форм образовательной деятельности. Реализация психолого-педагогических условий в совокупности всех их составлявших достижима в рамках учебного процесса вуза только в том случае, если в учебном плане предусмотрены дисциплины, при изучении которых могут направленно формироваться различные содержательные элементы рассматриваемого качества, либо если существует возможность включения специальной контекстной дисциплины в учебный план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Греховодова Дарья Валерьевна, Сажина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical conditions of teacher training for interaction with children from heterogeneous groups

In the article, the authors consider the psychological and pedagogical conditions for preparing students of pedagogical universities and institutes to interact with children from heterogeneous groups. An important task of modern pedagogical education, the formulation of which is due to the growing multiculturalism of society, is the formation of future teachers' readiness to interact with children from heterogeneous groups. This requires the teacher to have appropriate psychological, pedagogical, cultural knowledge, communication skills, value attitude to each child, regardless of his individual characteristics that is, formed theoretical, motivational and value and practical readiness to interact with students from heterogeneous groups. Consequently, in the educational process of a higher educational institution, psychological and pedagogical conditions should be created to ensure the effective formation of the specified professional quality of the future teacher. The theoretical analysis of the scientific literature carried out by the authors is devoted to various aspects of preparing students for professional activity, which allowed the authors to determine the hierarchical system of psychological and pedagogical conditions, the creation of which at the university will effectively prepare students for interaction with children from heterogeneous groups. The methodological core of these conditions are the principles that set the value-targeted benchmarks of the behavior and activities of the subjects of interaction, the choice of means, methods and forms of educational activity. The implementation of psychological and pedagogical conditions in the aggregate of all of their constituents is achievable within the framework of the university’s educational proce ss only if the curriculum contains disciplines that can be studied by directing various substantive elements of the quality in question or if there is the possibility of including a special context plan.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия подготовки педагога к взаимодействию с детьми из гетерогенных групп»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/142PDMN618.pdf

Статья поступила в редакцию 13.12.2018; опубликована 09.02.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Греховодова Д.В., Сажина Н.М. Психолого-педагогические условия подготовки педагога к взаимодействию с детьми из гетерогенных групп // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/142PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Grekhovodova D.V., Sazhina N.M. (2018). Psychological and pedagogical conditions of teacher training for interaction with children from heterogeneous groups. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/142PDMN618.pdf (in Russian)

УДК 378 ГРНТИ 14.35.07

Греховодова Дарья Валерьевна1

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Россия

Аспирант E-mail: [email protected]

Сажина Наталья Михайловна2

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Россия Факультет «Педагогики, психологии и коммуникативистики» Заведующая кафедрой «Технологии и предпринимательства» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]

Психолого-педагогические условия подготовки педагога к взаимодействию с детьми из гетерогенных групп

Аннотация. В статье авторы рассматривают психолого-педагогические условия подготовки студентов педагогических университетов и институтов к взаимодействию с детьми из гетерогенных групп. Важной задачей современного педагогического образования, постановка которой обусловлена усиливающейся поликультурностью общества, является формирование у будущих учителей готовности к взаимодействию с детьми из гетерогенных групп. Это требует от педагога наличия соответствующих психологических, педагогических, культурологических знаний, коммуникативных умений, ценностного отношения к каждому ребенку, невзирая на его индивидуальные особенности - то есть, сформированной теоретической, мотивационно-ценностной и практической готовности взаимодействовать с обучающимися из гетерогенных групп. Следовательно, в образовательном процессе высшего учебного заведения должны быть созданы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование указанного профессионального качества будущего учителя.

1 https://ais.fadm.gov.ru/new-profile/1204908

2 https://kubsu.ru/public-portfolio/12155

https://mir-nauki.com

Теоретический анализ научной литературы, проведенный авторами, посвящен разным аспектам подготовки студентов к профессиональной деятельности, позволил авторам определить и иерархическую систему психолого-педагогических условий, создание которых в вузе позволит эффективно готовить студентов к взаимодействию с детьми из гетерогенных групп. Методологическим ядром этих условий выступают принципы, задающие ценностно-целевые ориентиры поведения и деятельности субъектов взаимодействия, выбора средств, методов и форм образовательной деятельности. Реализация психолого-педагогических условий в совокупности всех их составлявших достижима в рамках учебного процесса вуза только в том случае, если в учебном плане предусмотрены дисциплины, при изучении которых могут направленно формироваться различные содержательные элементы рассматриваемого качества, либо если существует возможность включения специальной контекстной дисциплины в учебный план.

Ключевые слова: поликультурность; гетерогенность; психолого-педагогические условия; принципы; требования; средства; методы; формы организации деятельности

Важной задачей современного педагогического образования, постановка которой обусловлена усиливающейся поликультурностью общества, является формирование у будущих учителей готовности к взаимодействию с детьми из гетерогенных групп. Гетегрогенность ученических коллективов российских школ характеризуется как этническое и конфессиональное разнообразие субъектов, наличие обучающихся с разными уровнями интеллектуального потенциала, творческих способностей, возможностей здоровья, а также школьников из семей разным материальным положением и социальным статусом [1; 2]. Все это требует от педагога наличия соответствующих психологических, педагогических, культурологических знаний, коммуникативных умений, ценностного отношения к каждому ребенку, невзирая на его индивидуальные особенности и т. д. - то есть, сформированной теоретической, мотивационно-ценностной и практической готовности взаимодействовать с обучающимися из гетерогенных групп. Следовательно, в образовательном процессе высшего учебного заведения должны быть созданы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование указанного профессионального качества будущего учителя.

Психолого-педагогические условия - это качественная характеристика основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, отражающая основные требования к организации деятельности [3], совокупность объективных возможностей и обстоятельств педагогического процесса, целенаправленно создаваемых и реализуемых в образовательном учреждении для решения поставленной задачи, комплекс мер, способствующих повышению эффективности данного процесса. Их представление возможно через описание основополагающих принципов деятельности образовательного учреждения в контексте оставленной цели, требований к личности субъектов деятельности, а также совокупности применяемых при решении задач средств, методов, форм организации деятельности [4].

Теоретический анализ научной литературы, посвященной разным аспектам подготовки студентов (в том числе, будущих педагогов) к профессиональной деятельности (Е.Ф. Бехтенова, В.П. Беспалько, А.М. Столяренко, Т.Н. Черняева) [5-8], позволил нам определить и иерархическую систему психолого-педагогических условий, создание которых в вузе, по нашему мнению, позволит эффективно готовить студентов к взаимодействию с детьми из гетерогенных групп. Методологическим ядром этих условий выступают принципы, задающие ценностно-целевые ориентиры поведения и деятельности субъектов взаимодействия, выбора средств, методов и форм образовательной деятельности. В соответствии с сущностью и

задачами педагогического взаимодеиствия, ведущими принципами его организации являются следующие:

• гуманизации - полное признание прав участников взаимодействия и уважение к ним в сочетании с разумной требовательностью; опора на положительные качества; создание ситуаций успеха; защищенность и эмоциональная комфортность субъектов образования в педагогическом взаимодействии;

• демократизации - индивидуально-ориентированный характер педагогического взаимодействия, его организация с учетом национальных, социальных, психологических особенностей субъектов взаимодействия; создание открытого для общественного контроля и влияния педагогического процесса; нормативно-правовое обеспечение деятельности воспитателей и воспитанников, способствующее защите от неблагоприятных воздействий среды; введение самоуправления учащихся в процесс и жизнедеятельности; взаимоуважение, такт и терпение; широкое вовлечение родителей и общественности в организацию жизнедеятельности воспитанников в образовательных учреждениях [9];

• систематичность и последовательность - соблюдение логических связей в процессе организации и осуществления взаимодействия, его непрерывность, преемственность проводимых мероприятий;

• субъектность - развитие у каждого участника взаимодействия способности осознавать и принимать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми и миром; становление способности оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию; создание условий для развития личностью собственной индивидуальности и раскрытие духовных потенциальных возможностей.

Реализация данных принципов предполагает построение образовательного процесса в соответствии со следующими конкретными требованиями:

• учет и моделирование в учебном процессе содержания педагогического взаимодействия с детьми из гетерогенных групп;

• проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов в процессе профессиональной подготовки;

• индивидуально-дифференцированные выбор средств и методов развития личности учащихся и проектирование информационного и деятельностного содержания образования;

• выбор и реализация содержания образования (в совокупности информационного содержания, средств и методов, форм организации образовательного процесса), способствующего развитию структурных компонентов готовности;

• организация психолого-педагогического сопровождения развития готовности студентов к взаимодействию с детьми гетерогенных групп;

• организация учебной, практической и воспитательной деятельности в учебном заведении по развитию готовности студентов к взаимодействию с детьми гетерогенных групп.

Для успешной подготовки будущих педагогов к взаимодействию с детьми гетерогенных групп необходимо использование активных методов обучения [10]. К ним относятся:

Деловые игры, которые позволяют студентам овладеть умением творчески осмысливать знания, полученные при изучении той или иной дисциплины и применять их в ситуациях, моделирующих условия их профессиональной деятельности.

С помощью игровых форм развивается теоретическое и практическое мышление студента.

Дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какого-либо спорного или нерешенного вопроса с целью установления истинности. Результатом дискуссии должно стать общее мнение без разногласий.

Кроме того, в силу важности создания у студентов мотивационной основы для формирования и проявления готовности к взаимодействию с детьми из гетерогенных групп, а также важности формирования знаний и умений на уровне творчества, перспективным представляется использование еще двух групп методов:

• методов активизации творческого потенциала личности: метод внезапных запрещений (для решения проблемы вводятся запреты на использование определенных способов деятельности, конкретных действий, слов и пр.), метод мозгового штурма (заключается в совместном интенсивном поиске способов решения проблемы, способствует активизации творческих поисков), метафорический синтез (предполагает использование метафор и сравнений для возбуждения творческой мысли и направлен на то, чтобы «делать знакомое странным») [10];

• методов эмоционального воздействия: поощрение, учебно-эмоциональная игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор творческих заданий, побуждение к выбору альтернативных решений, подчеркивание личностной значимости участников взаимодействия [10].

Помимо вышеназванных, педагоги ВУЗа в работе со студентами, в зависимости от характера решаемых задач, могут использовать традиционные методы и приемы воздействия на мотивационную, интеллектуальную, эмоционально-волевую, деятельностную стороны личности. Для их характеристики мы воспользовались исследованиями, проведенными Ю.К. Бабанским, С.Н. Бегидовой, Н.В. Самсоновой, Г.К. Селевко [5; 10]:

• для развития интеллектуально-когнитивной сферы: методы проблемного обучения (проблемные лекции, семинары), задачные методы (решение ситуативно-проблемных задач), методы убеждения (способствуют воспитанию взглядов, понятий и установок);

• для творческого развития деятельностно-практической сферы: методы с широким спектром возможностей (в соответствии с классификацией Н.В. Самсоновой - дискуссии, диспуты, ролевые и деловые игры); методы организации деятельности и поведения (создание воспитывающих ситуаций, ситуаций нравственного выбора, реальная контекстная деятельность) [11];

• для развития мотивации к деятельности (в нашем случае - к педагогическому взаимодействию) - методы стимулирования: поощрение (одобрение, похвала, благодарность) и наказание (порицание, осуждение), соревновательные методы (соревнование выступает как элемент или условие применения иных методов: игровых, задачных и т. д.);

• для развития эмоционально-волевой сферы - методы воспитания чувств (трансляция когнитивного содержания в эмоциональное и наоборот, витагенный

прием апеллирования к жизненному опыту, тренинги эмпатии ), методы формирования навыков управления своими эмоциями (разъяснение сущности и причин возникновения тех или иных эмоциональных состояний, обучение способам их предъявления, подавления либо коррекции), метод упражнения в деятельности и поведении (имитационные тренинги, выполнение заданий, решение проблемных ситуаций), педагогическое требование.

Реализация психолого-педагогических условий в совокупности всех их составлявших достижима в рамках учебного процесса вуза только в том случае, если в учебном плане предусмотрены дисциплины, при изучении которых могут направленно формироваться различные содержательные элементы рассматриваемого качества, либо если существует возможность включения специальной контекстной дисциплины в учебный план.

Анализ учебного плана специальности 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) показал, что в рабочем учебном плане данной специальности существуют дисциплины, раскрывающие некоторые аспекты готовности педагога к взаимодействию с детьми из гетерогенных групп: «Этнопедагогика»; «Педагогическая антропология»; «Этика и психология делового общения»; «Основы педагогического мастерства»; «Специальная педагогика в технологическом образовании»; «Социальная педагогика»; «Инновационные процессы в образовании»; «Интерактивные технологии образования»; «Основы духовной культуры»; «Теоретические основы поликультурного воспитания»; «История воспитания и образования в России»; «Социально-психологические основы технологической подготовки»; «Экономика образования»; «Акмеология образования»; «Методы активного социально-психологического обучения»; «Современные технологии воспитательной работы»; «Теория и методика духовно-нравственного воспитания»; «Основы теории технологической подготовки»; «Практикум по психолого-педагогической документации классного руководителя»; «Игровые технологии»; «Методика проектного обучения»; «Современные средства оценивания результатов обучения»; «Технические и аудивизуальные средства обучения»; «Практикум по педагогическому общению»; «Введение в педагогическую деятельность»; «Специальная педагогика и психология»; «Здоровьесберегающие технологии»; «Психолого-педагогическая диагностика в образовании»; «Методология и методы психолого-педагогического исследования»; «Социальная психология». Однако, анализ рабочих программ данных дисциплин, в свою очередь, показал, что в данных дисциплинах недостаточно раскрыты вопросы по проблеме формирования готовности будущего педагога к взаимодействию с детьми гетерогенных групп. Данный пробел возможно восполнить путем обогащения данных дисциплин модулями по проблематике гетерогенного взаимодействия (табл.).

Таблица

Модули гетерогенного взаимодействия

Дисциплина Темы дисциплины, раскрывающие некоторые аспекты гетерогенности Авторский модуль (Блок)

Педагогическая антропология 1. Культура как антропологическое явление 2. Воспитание как антропологический процесс Культурная гетерогенность в образовательном процессе

Социальная психология Психология социальных сообществ. Социальная психология личности Психологические проблемы взаимоотношений в гетерогенных группах

Этика и психология делового общения Конфликты в деловом общении. Этика и культура поведения Причины и механизмы возникновения конфликтов в гетерогенной группе

Психолого-педагогическая диагностика в образовании Диагностика в воспитательной работе. Психолого-педагогическая диагностика на основе систематизированного перечня качеств личности Способы диагностики межличностных отношений в гетерогенной группе

Дисциплина Темы дисциплины, раскрывающие некоторые аспекты гетерогенности Авторский модуль (Блок)

Социально-психологические основы технологической подготовки Теоретические основы применения методов активного социально -психо ло гическо го обучения в технологическом образовании Психологические барьеры в коммуникации: бартеры непонимания, социокультурных различий, отношения и психологической защиты

Таким образом, теоретический поиск позволил констатировать, что ключевыми психолого-педагогическими условиями формирования у будущих учителей готовности к взаимодействию с детьми из гетерогенных групп выступают: принципы, средства, методы и формы образовательной деятельности соответствии с определенными требованиями. Учебные планы педагогических специальностей содержат ряд дисциплин, обогащение содержания которых вопросами о сущности гетерогенности, характеристиках гетерогенных групп и т. п. позволит эффективно решать рассматриваемую в данной работе проблему. Проверка справедливости данного предположения составляет цель нашего дальнейшего исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Титма М.Х. Жизненные пути одного поколения. Таллинн, 1992.

2. Кенкман П.О. и др. Социальное самоопределение поколений / П.О. Кенкман, Э.А. Саар, М.Х. Титма // Советская социология. Т. 2. - М., 1982. - С. 82-110.

3. Бехтенова Е.Ф., Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся (на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Ф. Бехтенова. -Новосибирск, 2006. - 23 с.

4. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки: Монография / С.А. Хазова. - Майкоп, 2011.

5. Бабанский Ю.К., Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения // Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989.

6. Беспалько В.П., Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

7. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 431 с.

8. Черняева, Т.Н. Формирование творческого опыта педагогической деятельности студентов педвуза: на материале учебно-воспитательной практики: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Н. Черняева. - Саратов, 1998. - 24 с.

9. Даурова, М.Р. Формирование социального опыта младших школьников в условиях педагогического взаимодействия: дис. ... канд. пед. наук: - Майкоп, 2012. - 231 с.

10. Бегидова, С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста по физической культуре и спорту / С.Н. Бегидова. -Майкоп, 2001. - 270 с.

11. Иванова, И.П. Развитие творческого мышления студентов в условиях проблемно-деятельностного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.П. Иванов. -Ставрополь, 2002.

https://mir-nauki.com

Grekhovodova Daria Valer'evna

Kuban state university, Krasnodar, Russia E-mail: [email protected]

Sazhina Natalia Mikhaylovna

Kuban state university, Krasnodar, Russia E-mail: [email protected]

Psychological and pedagogical conditions of teacher training for interaction with children from heterogeneous groups

Abstract. In the article, the authors consider the psychological and pedagogical conditions for preparing students of pedagogical universities and institutes to interact with children from heterogeneous groups. An important task of modern pedagogical education, the formulation of which is due to the growing multiculturalism of society, is the formation of future teachers' readiness to interact with children from heterogeneous groups. This requires the teacher to have appropriate psychological, pedagogical, cultural knowledge, communication skills, value attitude to each child, regardless of his individual characteristics - that is, formed theoretical, motivational and value and practical readiness to interact with students from heterogeneous groups. Consequently, in the educational process of a higher educational institution, psychological and pedagogical conditions should be created to ensure the effective formation of the specified professional quality of the future teacher. The theoretical analysis of the scientific literature carried out by the authors is devoted to various aspects of preparing students for professional activity, which allowed the authors to determine the hierarchical system of psychological and pedagogical conditions, the creation of which at the university will effectively prepare students for interaction with children from heterogeneous groups. The methodological core of these conditions are the principles that set the value-targeted benchmarks of the behavior and activities of the subjects of interaction, the choice of means, methods and forms of educational activity. The implementation of psychological and pedagogical conditions in the aggregate of all of their constituents is achievable within the framework of the university's educational proce ss only if the curriculum contains disciplines that can be studied by directing various substantive elements of the quality in question or if there is the possibility of including a special context plan.

Keywords: multiculturalism; heterogeneity; psychological and pedagogical conditions; principles; requirements; means; methods; forms of organization of activity

142PDMN618

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.