Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ИГРОВОГО АМПЛУА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ИГРОВОГО АМПЛУА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВОЛЕЙБОЛИСТЫ / ИГРОВОЕ АМПЛУА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кожевников Илья Михайлович, Болотин Александр Эдуардович, Иванов Валерий Геннадьевич

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психологопедагогических условий, необходимых для использования дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа. К ним относятся: разработка модели дифференцированной подготовки квалифицированных волейболистов с учетом их игрового амплуа; применение упражнений для расширения технического арсенала волейболистов в соответствии с задачами игрового амплуа; обеспечение физической, технической и психологической соревновательной готовности у волейболистов; проведение мероприятий по повышению уровня методической подготовленности тренеров волейбольных команд. Значимыми условиями являются: применение индивидуальных нагрузок, в соответствии с особенностями игрового амплуа; использование специальных показателей, обеспечивающих объективный контроль над уровнем готовности волейболистов к соревнованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кожевников Илья Михайлович, Болотин Александр Эдуардович, Иванов Валерий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR THE USE OF DIFFERENTIATED MEANS OF TRAINING QUALIFIED VOLLEYBALL PLAYERS TAKING INTO ACCOUNT THE PLAYING ROLE

The article presents the results of the authors' research on the justification of psychological and pedagogical conditions necessary for the use of differentiated means of training qualified volleyball players, taking into account the playing role. These include: developing a model for differentiated training of qualified volleyball players, taking into account their playing role; the use of exercises to expand the technical arsenal of volleyball players in accordance with the tasks of the playing role; ensuring physical, technical and psychological competitive readiness among volleyball players; carrying out measures to increase the level of methodological readiness of volleyball team coaches. Significant conditions are: the use of individual loads, in accordance with the peculiarities of the playing role; use of special indicators ensuring objective control over the level of readiness of volleyball players for competitions.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ИГРОВОГО АМПЛУА»

imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (200), pp.66-68.

8. Komarov, M.N., Zavalishina, S.Yu., Karpushkin, A.A., Malyshev, A.V. and Kumantsova, E. S. (2019), "Rehabilitation Potential of Physical Activity Complex with Elements of Sports and Health Tourism in Case of Dysfunction of the Cardiovascular System in Adolescence", Indian Journal of Public Health Research & Development, No.10 (10), pp.1814-1818.

9. Zavalishina, S.Yu. and Makhov, A.S. (2022), "Physical education for functional optimization of young body", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 58.

10. Zavalishina, S.Yu. and Makhov, A.S. (2022), "Physiological changes in body of physically in-trained young men who started swimming", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 99.

11. Shamsutdinova, M.E. and Miroshnichenko, I.V. (2016), "Features of external respiratory parameters in men with different levels of physical performance and endurance", Bulletin of the Orenburg State University, No. 11, pp. 75-79.

12. Vorobyeva, N.V., Glagoleva, T.I., Mal, G.S., Zavalishina, S.Y., Fayzullina, I.I. (2018), "Influence of physical exercise on the activity of brain processes", Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, Vol. 9, No. 6, pp. 240-244.

Контактная информация: ilmedv1@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.09.2022

УДК 796.89

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УПРАЖНЕНИЙ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

Игорь Анатольевич Колдашов, старший преподаватель, Анастасия Вениаминовна Стародубова, старший преподаватель, Анна Игоревна Колдашова, преподаватель, Анастасия Николаевна Мастерова, преподаватель, Татьяна Вадимовна Черлянцева,

преподаватель, Марина Викторовна Жданова, преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва

Аннотация

Введение - в настоящее всё большую популярность получают комплексные занятия с использованием упражнений из боевых искусств. Методика - в связи с нарастающим интересом к использованию разнонаправленных упражнений из единоборств, необходимо разработать методику физкультурно-кондиционных занятий для повышения физического состояния студентов. Полученные результаты - из полученных данных, виден прирост результатов по всем измеряемым показателям, что свидетельствует об эффективности используемой методики. Выводы - в ходе полученных результатов можно сделать вывод об эффективности занятий с элементами единоборств для студентов на занятиях по физической культуре.

Ключевые слова: боевые искусства, оздоровительная тренировка мужчин, тесты силовой подготовки, PWC 170.

УДК 796.325

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ

ПРИМЕНЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ИГРОВОГО

АМПЛУА

Илья Михайлович Кожевников, аспирант, Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург; Валерий Геннадьевич Иванов, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений), г. Петергоф

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для использования дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа. К ним относятся: разработка модели дифференцированной подготовки квалифицированных волейболистов с учетом их игрового амплуа; применение упражнений для расширения технического арсенала волейболистов в соответствии с задачами игрового амплуа; обеспечение физической, технической и психологической соревновательной готовности у волейболистов; проведение мероприятий по повышению уровня методической подготовленности тренеров волейбольных команд. Значимыми условиями являются: применение индивидуальных нагрузок, в соответствии с особенностями игрового амплуа; использование специальных показателей, обеспечивающих объективный контроль над уровнем готовности волейболистов к соревнованиям.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; квалифицированные волейболисты, игровое амплуа, соревновательная деятельность, дифференцированные средства подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p198-202

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR THE USE OF DIFFERENTIATED MEANS OF TRAINING QUALIFIED VOLLEYBALL PLAYERS TAKING INTO ACCOUNT THE PLAYING ROLE

Ilya Mikhailovich Kozhevnikov, the post-graduate student, Alexander Eduardovich Bolotin,

the doctor of pedagogical sciences, professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Valery Gennadievich Ivanov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Military Institute (Railway Troops and Military Communications), Peterhof

Abstract

The article presents the results of the authors' research on the justification of psychological and pedagogical conditions necessary for the use of differentiated means of training qualified volleyball players, taking into account the playing role. These include: developing a model for differentiated training of qualified volleyball players, taking into account their playing role; the use of exercises to expand the technical arsenal of volleyball players in accordance with the tasks of the playing role; ensuring physical, technical and psychological competitive readiness among volleyball players; carrying out measures to increase the level of methodological readiness of volleyball team coaches. Significant conditions are: the use of individual loads, in accordance with the peculiarities of the playing role; use of special indicators ensuring objective control over the level of readiness of volleyball players for competitions.

Keywords: psychological and pedagogical conditions; qualified volleyball players, playing roles, competitive activities, differentiated means of preparation.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время необходимо разрабатывать новые подходы к реализации и созданию совершенных систем проведения тренировочных занятий с волейболистами, обеспечивающих использование дифференцированных средств их подготовки с учетом игрового амплуа. Особое место в данной системе занимает обоснование психолого-педагогических условий, необходимых для использования дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа.

Указанные обстоятельства связаны с объективными изменениями условий организации тренировочного процесса квалифицированных волейболистов. Одним из следствий данной ситуации является повышение значимости учета в тренировочном процессе квалифицированных волейболистов их игрового амплуа.

В данный период наметилась тенденция к обострению существующих и появлению новых проблем, связанных с организацией подготовки квалифицированных волейболистов. К их числу относятся некоторые педагогические и психолого-педагогические подходы, касающиеся волейболистов, имеющих какие-либо различия в их подготовке с учетом игрового амплуа. Основными причинами этого являются: увеличение количества

игровых ошибок, высокие требования к поддержанию готовности квалифицированных волейболистов к соревновательной деятельности, недостаточный учет юридических норм организации тренировочного процесса. Все это приводит к снижению качества тренировочного процесса и эффективности соревновательной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рост количества игровых ошибок, высокие требования к поддержанию готовности квалифицированных волейболистов к соревновательной деятельности требуют пересмотра взглядов на организацию тренировочного процесса.

Основной источник формирования и укрепления ресурсов готовности квалифицированных волейболистов к соревновательной деятельности - это высокая двигательная активность квалифицированных волейболистов на тренировках. Именно физическая подготовка, организация тренировочного процесса с использованием дифференцированных средств подготовки и современных методик тренировки квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа призваны формировать у них потребность в укреплении готовности к соревновательной деятельности.

Существенное внимание в настоящее время отводится физической подготовке квалифицированных волейболистов, которые принимают участие в соревновательной деятельности высокого уровня. Однако педагогические аспекты реализации новых научных подходов к организации тренировочного процесса и подготовки квалифицированных волейболистов к соревновательной деятельности рассмотрены недостаточно. Так, основное количество исследований не затрагивает вопросы, касающиеся специфики тренировочного процесса и подготовки квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа, а именно: особенности процесса сохранения спортивной формы длительное время, восстановления после соревновательной деятельности; адаптации к физической нагрузке; способов коррекции их функционального состояния.

Практически отсутствует целостная педагогическая концепция, направленная на обоснование комплексных воздействий по улучшению качества тренировочного процесса и подготовки квалифицированных волейболистов, с учетом игрового амплуа.

В современной ситуации растет необходимость в разнонаправленном развитии тренировочного процесса с целью повышения качества соревновательной деятельности. С этой целью осуществляется реформирование различных сторон тренировочного процесса, и выдвигаются все новые морально-психологические требования к физической подготовке квалифицированных волейболистов. Основным источником развития и укрепления ресурсов подготовки квалифицированных волейболистов является их регулярная двигательная активность на протяжении всей спортивной карьеры.

Основными особенностями подготовки квалифицированных волейболистов являются: соревновательная деятельность, связанная со значительным эмоциональным и физическим напряжением; высокий динамизм в условиях быстро меняющейся обстановки в игре; эмоциональное напряжение. Все это наряду с постоянным игровым эмоциональным напряжением нередко приводит к изменениям в эмоциональном статусе и сопровождается дезорганизацией психической деятельности волейболистов. Это ставит в ряд актуальных задач создание современной и действенной педагогической системы сохранения и укрепления физического и психического состояния квалифицированных волейболистов с помощью дифференцированных средств их подготовки к соревновательной деятельности с учетом игрового амплуа. Особое значение при этом приобретают мероприятия, базирующиеся на педагогических основах физической подготовки квалифицированных волейболистов: укреплении физической и психической готовности, обеспечении тренировочного процесса. Этого можно достичь за счет оптимального физического состояния, проявляющегося в ходе соревновательной деятельности. Двигательная активность с тренировочной направленностью у волейболистов рассматривается в настоящее время как

главный способ формирования их готовности к соревновательной деятельности.

Доказано, что основная роль в сохранении здоровья и поддержании боеготовности и боеспособности войск принадлежит физической подготовке.

Уровень готовности волейболистов к соревновательной деятельности в значительной степени определяется их умением грамотно и научно обоснованно использовать дифференцированные средства подготовки с учетом игрового амплуа.

Важную роль в повышении и особенно в реализации высокого уровня готовности квалифицированных волейболистов к соревновательной деятельности играет физическая подготовка. Сохранение и укрепление спортивной формы квалифицированных волейболистов при воздействии физических и психических нагрузок, повышение устойчивости организма к воздействию нагрузок, оптимизация физических нагрузок для поддержания работоспособности и укрепления, временно утраченных функций в результате соревновательной деятельности - основные задачи формирования готовности квалифицированных волейболистов к соревновательной деятельности. На наш взгляд необходима переориентация стратегии тренировочного процесса и подготовки квалифицированных волейболистов с диагностики на функциональную оценку адаптационных и физических резервов организма квалифицированных волейболистов. Стратегия построения системы подготовки квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа должна стать частью тренировочного процесса.

С целью разрешения данного противоречия нами был проведен опрос тренеров квалифицированных команд по волейболу. Всего в исследовании приняло участие 32 респондента. В ходе исследования были обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для использования дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа. Результаты этого исследования представлены в таблице.

Таблица - Ранговая структура психолого-педагогических условий необходимых для применения дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом их игрового амплуа (п=32, W>0,79)_

Значимость (ранг. место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (в %)

1 Разработка модели дифференцированной подготовки квалифицированных волейболистов с учетом их игрового амплуа 25,9

2 Применение упражнений для расширения технического арсенала волейболистов в соответствии с задачами игрового амплуа 24,1

3 Обеспечение физической, технической и психологической соревновательной готовности у волейболистов 17,3

4 Проведение мероприятий по повышению уровня методической подготовленности тренеров волейбольных команд 12,7

5 Применение индивидуальных нагрузок, в соответствии с особенностями игрового амплуа 11,2

6 Использование специальных показателей, обеспечивающих объективный контроль над уровнем готовности волейболистов к соревнованиям 8,8

В ходе данного исследования были обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для использования дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа.

К ним относятся: разработка модели дифференцированной подготовки квалифицированных волейболистов с учетом их игрового амплуа; применение упражнений для расширения технического арсенала волейболистов в соответствии с задачами игрового амплуа; обеспечение физической, технической и психологической соревновательной готовности у волейболистов; проведение мероприятий по повышению уровня методической подготовленности тренеров волейбольных команд. Значимыми условиями являются: применение индивидуальных нагрузок, в соответствии с особенностями игрового амплуа; использование специальных показателей, обеспечивающих объективный контроль над

уровнем готовности волейболистов к соревнованиям.

Проведенные нами исследования показали высокую значимость разработки модели дифференцированной подготовки квалифицированных волейболистов с учетом их игрового амплуа для повышения качества тренировочного процесса. Разработка модели дифференцированной подготовки квалифицированных волейболистов с учетом их игрового амплуа, по мнению респондентов, позволит оптимизировать тренировочный процесс.

В результате опроса тренеров квалифицированных волейбольных команд, была выявлена необходимость применения упражнений для расширения технического арсенала волейболистов в соответствии с задачами игрового амплуа. Было установлено, что применение упражнений для расширения технического арсенала волейболистов в соответствии с задачами игрового амплуа в значительной степени повышает качество тренировочного процесса.

Определена высокая значимость обеспечения физической, технической и психологической соревновательной готовности у волейболистов для постоянного роста спортивного мастерства. Установлена высокая эффективность физической, технической и психологической соревновательной готовности квалифицированных волейболистов, для эффективной соревновательной деятельности.

Проведение мероприятий по повышению уровня методической подготовленности тренеров волейбольных команд показывает их высокую эффективность для улучшения качества выполнения технических действий в ходе соревновательной деятельности. Создание данного условия обеспечивает целенаправленное использование дифференцированных средств подготовки для эффективной соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа.

Значимым психолого-педагогическим условием, необходимым для использования дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа, является применение индивидуальных нагрузок, в соответствии с особенностями игрового амплуа. Нагрузки должны подбираться не только с учетом игрового амплуа, но и на основании индивидуальных функциональных показателей каждого игрока.

Использование специальных показателей, обеспечивающих объективный контроль над уровнем готовности волейболистов к соревнованиям, по мнению респондентов, также является важнейшим психолого-педагогическим условием, необходимым для применения дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования свидетельствуют о высокой значимости обоснованных психолого-педагогических условия, необходимые для использования дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа.

Контактная информация: а_Ьо1ойп @шЬох.т

Статья поступила в редакцию 15.09.2022

УДК 796.89

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УПРАЖНЕНИЙ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

Игорь Анатольевич Колдашов, старший преподаватель, Анастасия Вениаминовна

Стародубова, старший преподаватель, Анна Игоревна Колдашова, преподаватель, Анастасия Николаевна Мастерова, преподаватель, Татьяна Вадимовна Черлянцева,

преподаватель, Марина Викторовна Жданова, преподаватель, Московский государ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.