Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ИХ ИГРОВОГО АМПЛУА'

СТРУКТУРА ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ИХ ИГРОВОГО АМПЛУА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВОЛЕЙБОЛИСТЫ / ИГРОВОЕ АМПЛУА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевников Илья Михайлович, Сыромятников Олег Валерьевич, Мельничук Павел Вячеславович, Быстрова Ольга Леонидовна

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию факторов, определяющих необходимость использования дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа. К ним относятся: высокая значимость применения дифференцированных средств подготовки для повышения уровня готовности игроков разных амплуа к соревновательной деятельности; целевая направленность воздействия дифференцированных средств подготовки на основные показатели игроков разных амплуа; необходимость систематического применения дифференцированных средств подготовки для постоянного роста спортивного мастерства. Значимыми факторами являются: создание предпосылок для повышения уровня методической подготовленности тренеров волейбольных команд; вариативность применения дифференцированных средств подготовки в тренировочном процессе квалифицированных волейболистов разных амплуа; простота в применении дифференцированных средств подготовки для игроков разных амплуа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожевников Илья Михайлович, Сыромятников Олег Валерьевич, Мельничук Павел Вячеславович, Быстрова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF FACTORS DETERMINING NECESSITY OF APPLICATION OF DIFFERENTIATED MEANS OF TRAINING OF QUALIFIED VOLLEYBALL PLAYERS TAKING INTO ACCOUNT THEIR PLAYING ROLE

The article presents the results of the authors' research on the justification of the factors determining the need to use differentiated means of training for the qualified volleyball players, taking into account the playing role. These include: high importance of the use of differentiated training tools to increase the level of readiness of players of different roles for competitive activities; target focus of the impact of differentiated means of training on the main indicators of players of different roles; the need for systematic application of differentiated means of preparation for the continuous growth of sportsmanship. Significant factors are: creating prerequisites for increasing the level of methodological readiness of volleyball team coaches; variability in the use of differentiated training means in the training process of qualified volleyball players of different roles; simple application of differentiated means of training for players of different roles.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ИХ ИГРОВОГО АМПЛУА»

Контактная информация: calvaria@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.07.2022

УДК 796.325

СТРУКТУРА ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ИХ ИГРОВОГО

АМПЛУА

Илья Михайлович Кожевников, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург; Олег Валерьевич Сыромятников, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Павел Вячеславович Мельничук, кандидат педагогических наук, начальник кафедры физической подготовки

и спорта, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии, Саратов; Ольга Леонидовна Быстрова, кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию факторов, определяющих необходимость использования дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа. К ним относятся: высокая значимость применения дифференцированных средств подготовки для повышения уровня готовности игроков разных амплуа к соревновательной деятельности; целевая направленность воздействия дифференцированных средств подготовки на основные показатели игроков разных амплуа; необходимость систематического применения дифференцированных средств подготовки для постоянного роста спортивного мастерства. Значимыми факторами являются: создание предпосылок для повышения уровня методической подготовленности тренеров волейбольных команд; вариативность применения дифференцированных средств подготовки в тренировочном процессе квалифицированных волейболистов разных амплуа; простота в применении дифференцированных средств подготовки для игроков разных амплуа.

Ключевые слова: факторы; квалифицированные волейболисты, игровое амплуа, соревновательная деятельность, дифференцированные средства подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p201-205

STRUCTURE OF FACTORS DETERMINING NECESSITY OF APPLICATION OF DIFFERENTIATED MEANS OF TRAINING FOR THE QUALIFIED VOLLEYBALL

PLAYERS TAKING INTO ACCOUNT THEIR PLAYING ROLE Ilya Mikhailovich Kozhevnikov, the post- graduate student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Oleg Valerievich Syromyatnikov, the candidate of pedagogical sciences, deputy head of the department, Pavel Vyacheslavovich Melnichuk, the candidate ofpedagogical sciences, head of the Department, Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of National Guard Troops; Olga Leonidovna Bystrova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Ulyanovsk State University named after I.N. Ulyanova

Abstract

The article presents the results of the authors' research on the justification of the factors determining the need to use differentiated means of training for the qualified volleyball players, taking into account the playing role. These include: high importance of the use of differentiated training tools to increase the level of readiness of players of different roles for competitive activities; target focus of the impact of differentiated means of training on the main indicators of players of different roles; the need for systematic

application of differentiated means of preparation for the continuous growth of sportsmanship. Significant factors are: creating prerequisites for increasing the level of methodological readiness of volleyball team coaches; variability in the use of differentiated training means in the training process of qualified volleyball players of different roles; simple application of differentiated means of training for players of different roles.

Keywords: factors, qualified volleyball players, playing roles, competitive activities, differentiated means of preparation.

ВВЕДЕНИЕ

Систематическое повышение качества организации тренировочного процесса с квалифицированными волейболистами, а также учет их игрового амплуа и индивидуальных двигательных способностей в ходе тренировки - отражают главную черту совершенствования их подготовки, которая должна осуществляться в рамках юридических норм [1]. Важнейшим результатом этой подготовки является рост спортивного мастерства игроков [2-5].

В настоящее время значительное внимание уделяется целенаправленному использованию дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом их игрового амплуа [3]. Опыт организации таких тренировочных занятий с квалифицированными волейболистами требует пересмотра взглядов на их проведение [3]. Необходим подбор таких упражнений, которые бы в наибольшей степени соответствовали особенностям игрового амплуа квалифицированных волейболистов [3]. Тренировочные занятия должны быть максимально приближены к решению задач игроками разных амплуа. Практика показывает, что при использовании дифференцированных средств подготовки с учетом игрового амплуа квалифицированные волейболисты быстрее адаптируются к соревновательной деятельности [3].

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Соревновательная деятельность квалифицированных волейболистов требует от них проявления высокого уровня мастерства, воли, игровой дисциплинированности и других качеств. Практика показывает, что задачи по повышению уровня мастерства квалифицированных волейболистов решаются без целенаправленного применения дифференцированных средств подготовки с учетом игрового амплуа спортсменов. У тренеров отсутствует единое понимание необходимости применения дифференцированных средств подготовки для повышения эффективности соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов.

С целью разрешения данного противоречия нами был проведен опрос тренеров по волейболу. Всего в исследовании приняло участие 32 респондента. В ходе исследования выявлялись факторы, определяющие необходимость применения дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом их игрового амплуа. Результаты этого исследования представлены в таблице.

Таблица - Ранговая структура факторов, определяющих необходимость применения дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом их игрового амплуа (п=32, W>0,79)_

Значимость (ранговое место) Факторы Ранговый показатель %

1 Высокая значимость применения дифференцированных средств подготовки для повышения уровня готовности игроков разных амплуа к соревновательной деятельности 25,7

2 Целевая направленность воздействия дифференцированных средств подготовки на основные показатели игроков разных амплуа 24,3

3 Необходимость систематического применения дифференцированных средств подготовки для постоянного роста спортивного мастерства 17,8

4 Создание предпосылок для повышения уровня методической подготовленности тренеров волейбольных команд 12,2

Значимость (ранговое место) Факторы Ранговый показатель %

5 Вариативность применения дифференцированных средств подготовки в тренировочном процессе квалифицированных волейболистов разных амплуа 11,3

6 Простота в применении дифференцированных средств подготовки для игроков разных амплуа 8,7

В ходе данного исследования были выявлены факторы, определяющие необходимость использования дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа.

К ним относятся: высокая значимость применения дифференцированных средств подготовки для повышения уровня готовности игроков разных амплуа к соревновательной деятельности; целевая направленность воздействия дифференцированных средств подготовки на основные показатели игроков разных амплуа; необходимость систематического применения дифференцированных средств подготовки для постоянного роста спортивного мастерства. Значимыми факторами являются: создание предпосылок для повышения уровня методической подготовленности тренеров волейбольных команд; вариативность применения дифференцированных средств подготовки в тренировочном процессе квалифицированных волейболистов разных амплуа; простота в применении дифференцированных средств подготовки для игроков разных амплуа.

Проведенные нами исследования показали высокая значимость применения дифференцированных средств подготовки для повышения уровня готовности игроков разных амплуа к соревновательной деятельности. Корреляционные связи эффективности соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов свидетельствуют о высокой зависимости этих показателей от использования дифференцированных средств подготовки.

Установлена также сильная зависимость высокого уровня физической работоспособности квалифицированных волейболистов от применения дифференцированных средств подготовки в тренировочном процессе спортсменов.

В результате опроса тренеров волейбольных команд, проводящих тренировочные занятия, была выявлена необходимость использования дифференцированных средств подготовки. Было установлено, что это в значительной степени повышает работоспособность квалифицированных волейболистов в тренировочном процессе спортсменов.

Определена высокая значимость фактора, определяющего необходимость систематического применения дифференцированных средств подготовки для постоянного роста спортивного мастерства квалифицированных волейболистов. Установлена высокая эффективность соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов в зависимости от целевой направленности воздействия дифференцированных средств подготовки на основные показатели игроков разных амплуа.

Необходимость целенаправленного применения дифференцированных средств подготовки для повышения уровня готовности игроков разных амплуа к соревновательной деятельности показывает их высокую эффективность для улучшения качества выполнения технических действий.

Кроме того, установлена необходимость проявления психологических качеств в ходе соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов. Практика показала, что данные качества в наибольшей степени формируются лишь при целенаправленном использовании дифференцированных средств подготовки для эффективной соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов.

Значимым фактором, определяющим необходимость использования дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа, является создание предпосылок для повышения уровня методической подготовленности тренеров волейбольных команд. Тренер высокой квалификации должен обладать глубоким пониманием точного технического выполнения игровых элементов квалифици-

рованными волейболистами, разбираться в психологии игроков, уметь составлять для них эффективную программу тренировки, с учетом игрового амплуа, основанную на индивидуальных показателях каждого игрока.

Профессиональный уровень тренеров должен оцениваться квалифицированными волейболистами как высокий. При этом авторитет тренера во многом определяется доверием к нему со стороны игроков. Росту авторитета тренера лучше всего будет способствовать успешное выступление его волейбольной команды на соревнованиях. Такие результаты приведут к единой продуктивной атмосфере доверия между тренером и квалифицированными волейболистами. В противном случае игроки будут оценивать профессионализм тренера, как невысокий. Обычно предпосылками этому служат: прекращение профессионального роста тренера, использование только либо своего старого спортивного опыта, либо старых знаний по организации тренировочного процесса волейбольных команд. Тренер должен всегда находиться на уровне современных знаний и технологий организации тренировочного процесса волейбольных команд.

Вариативность применения дифференцированных средств подготовки в тренировочном процессе квалифицированных волейболистов разных амплуа тренеры выделили в качестве значимого фактора, определяющие необходимость использования дифференцированных средств подготовки. Соревновательная деятельность квалифицированных волейболистов представляет собой комплекс игровых действий, требующий особого напряжения разных мышечных групп. Это особый вид соревновательной деятельности, связанный с техническими действиями и высоким нервно-эмоциональным напряжением. [1-2].

Весь процесс тренировки квалифицированных волейболистов должен соответствовать особенностям их соревновательной деятельности, с учетом игрового амплуа. Поэтому в ходе организации тренировочного процесса необходимо готовить квалифицированных волейболистов к соревновательной деятельности, с учетом игрового амплуа. Для повышения уровня развития навыков командной игры у квалифицированных волейболистов необходимо избирательно оказывать педагогическое воздействие на отдельные стороны их технической подготовки с учетом особенностей игрового амплуа [3].

Установлено, что эффективность соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов зависит от их физической, технической, тактической, психологической подготовленности и организации тренировочного процесса на основе учета особенностей игрового амплуа, который должен занимать ведущее место в тренировочном процессе. Практика показывает, что во время соревновательной деятельности квалифицированные волейболисты испытывают большие физические нагрузки. Поэтому высокий уровень эффективности соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов определяется качеством восстановительного периода со своей спецификой, применяемых упражнений для игроков разных амплуа.

Качество восстановления после соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов заметно отражается на показателях дыхательной и других систем организма спортсменов. Поэтому требуется проводить постоянный мониторинг функциональных показателей организма квалифицированных волейболистов. Поэтому тренеру важно разработать содержание тренировочного процесса квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа, его конкретные параметры: интенсивность, продолжительность и характер работы с мячом. По данным параметрам можно говорить о направленности упражнений на развитие определенных технических действий у квалифицированных волейболистов, с учетом игрового амплуа.

Установлено, что простота в применении дифференцированных средств подготовки для игроков разных амплуа является одним из значимых факторов, определяющих необходимость использования дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов.

В последнее время наблюдается увеличение скоростных тренировок у квалифицированных волейболистов. Такой подход к организации тренировочного процесса квалифицированных волейболистов приводит к интенсификации подготовки и улучшению работы их нервно-мышечного аппарата [3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, установлено, что для роста спортивного мастерства у квалифицированных волейболистов необходимо избирательно оказывать педагогическое воздействие на организм спортсменов с учетом особенностей игрового амплуа.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных факторов, определяющих необходимость использования дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин А.Э., Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2013. - № 7 (101). - С. 31-35.

2. Болотин А.Э. Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков// Вестник спортивной науки. -2014. - № 1. - С. 3-5.

3. Болотин А.Э., Условия повышения специальной физической и технической подготовленности волейболисток / А.Э. Болотин, А.Б. Тинюков // «Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения». Труды XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2018. -том 13, часть 2. - С. 580-592.

REFERENCES

1. Bolotin A.E. and Bityutskaya O.V. (2013), "Pedagogical model of management of the development of legal literacy among the heads of the GPN EMERCOM of Russia", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No.7, pp. 31-35.

2. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2014), "Scientific and theoretical approaches to improving the process of physical education of students in universities", Bulletin of sports science, No. 1, pp. 3-5.

3. Bolotin, A.E. and Tinyukov A.B. (2018), "Conditions for increasing the special physical and technical fitness of volleyball players, "Health - the basis of human potential: problems and ways to solve them", Proceedings of the XIII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, St. Peresburg, Volume 13, Part 2, pp. 580-592.

Контактная информация: a^ @inbox.ru

Статья поступила в редакцию 14.07.2022

УДК 796.015.68:159.9

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Никита Алексеевич Колесниченко, преподаватель, Алексей Александрович Частихин,

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры, Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени Н.Е.

Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж; Татьяна Анатольевна Селитреникова, доктор педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Дмитрий Сергеевич Ярцев, курсант Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.