Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования рефлексивной компетентности в подростковом возрасте'

Психолого-педагогические условия формирования рефлексивной компетентности в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
358
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / САМОАНАЛИЗ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / REFLEXIVE COMPETENCE / REFLECTION / ADOLESCENCE / SOCIAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL PROCESS / SELF-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салпагарова Фатима Исмаиловна, Семенова Файзура Ореловна

В данной статье описаны психолого-педагогические условия формирования рефлексивной компетентности в подростковом возрасте, отражена их классификация. Проведен теоретический анализ работ зарубежных и отечественных ученых и психологов по данной теме. Раскрываются определенные условия, влияющие на формирование рефлексивной компетентности в подростковом возрасте, сосредоточенные в образовательном и воспитательном процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Салпагарова Фатима Исмаиловна, Семенова Файзура Ореловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION REFLEXIVE COMPETENCE IN ADOLESCENT AGE

This article describes the psychological and pedagogical conditions of formation of reflexive competence in adolescence, reflects their classification. The theoretical analysis of the works of foreign and national scientists and psychologists on this topic is given. Certain conditions affecting the formation of reflexive competence in adolescence, concentrated in the educational and educational processes are revealed.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования рефлексивной компетентности в подростковом возрасте»

дований. Москва, 2017.

12. Проблемы социальных конфликтов в современной психологии: сущность, детерминанты, регулирование. Москва, 2018.

13. Психологические исследования глобальных процессов. Москва, 2018.

14. Соснин В.А., Журавлёв А.Л., Китова Д.А., Юревич А.В. Коррупция в предметном поле психологических исследований / Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. Москва, 2017. С. 1981-1989.

15. Формирование психологической готовности молодежи к предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса. Карачаевск, 2011.

16. Формирование экономического правосознания молодежи как стратегический фактор развития современного общества. Карачаевск, 2011.

17. Юревич А.В., Соснин В.А., Китова Д.А., Нестик Т.А. Массовое сознание и поведение как объекты исследования в социальной психологии // Институт психологии российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 4. С. 71-105.

Салпагарова Ф.И., Семенова Ф.О.

психолого-педагогические условия

формирования рефлексивной компетентности в подростковом возрасте

Условия формирования рефлексивной компетентности представляют собой совокупность взаимосвязанных условий, целенаправленно воздействующих на формирование рефлексивной компетентности подростков в учебном и воспитательном процессах в образовательных учреждениях [1, 4]. Условия социальной среды с учетом социобиологических факторов, присущих данному возрасту, могут в значительной степени влиять на формирование рефлексивной компетентности как уникального феномена активизирующего когнитивные, мотивационные и поведенческие процессы личности в подростковом возрасте. Л.С. Выготский говорил, о необходимости создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования в подростковом возрасте [7].

Психолого-педагогические условия следует понимать как определенный способ взаимосвязанных мер в учебном и воспитательном процессах, направленных на формирование и развитие личностных качеств обучающихся,

учитывая особенности возраста воспитанников [21]. Так, И.А. Федякова понятие «психолого-педагогические условия» достаточно тесно связывает с понятием «педагогический процесс», поскольку условия проявляются именно в образовательном процессе и создаются в целях оптимизации данного процесса [20].

В свою очередь, Е.А. Ганин под психолого-педагогическими условиями понимает совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса с использованием современных информационных технологий, обеспечивающих формирование личности с заданными качествами, а, следовательно, и формирование рефлексивной компетентности [8].

Исходя из теоретического анализа трудов отечественных и зарубежных психологов и ученых, посвященных данной проблеме (Э.Х. Эриксон, Д.А. Леонтьев, С.Б. Каверин, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божевич, М.И. Лисина, А.Ф. Лазурский, Б.Г. Ананьев, А.В.Мудрик, А.А.Реан, Д.И. Фельдштейн, Е.А. Ганин и др.), выявлены и обоснованы условия, способствующие эффективному формированию рефлексивной компетентности подростка. Мы сгруппировали их следующим образом: социально-организационные условия; педагогическиеусловия;психологическиеусловия.Рассмотримихболееподробно.

Социально-организационные условия формирования рефлексивной компетентности подростка. Социальная среда, где подросток осуществляет свою жизнедеятельность, оказывает существенное влияние на формирование и развитие его личности, соответственно и на формирование рефлексивной компетентности. Социально-организованные условия, необходимые для формирования рефлексивной компетентности подростка, сосредоточены в наиболее актуальных для подростка сферах деятельности: в образовательной деятельности; в подростковом возрасте все еще действенны условия семейной среды; и особое влияние на личность подростка оказывает среда сверстников [21].

А.В. Мудрик разделяет социальные условияразвития личностина три группы факторов, составляющих данный процесс: первая группа, это макрофакторы, включающие планету, страну, государство и общество. Автор предполагает, что эти факторы определяют принадлежность человека определенному обществу. Вторая группа, это мезофакторы, сюда входят типология поселения и этнокультурные условия. Третья группа - микрофакторы, включающие условия среды, влияющие на людей и их взаимоотношения. Это - семья, соседство, среда сверстников, разнообразные общественные, религиозные или государственные организации, микросоциум [13].

Учитывая данные факторы, социально-организационные условия, существенно влияющие на формирование рефлексивной компетентности в подростковом возрасте, можно условно разделить на организационно-деятельностные и социокультурные.

Организационно-деятельностные условия, определяют конкретные формы

воздействия социума на подростков, с целью эффективного формирования рефлексивной компетентности. Данные условия, главным образом, требуют определенной стратегии, которая позволила бы преобразовать позицию подростка из пассивно-объектной в позицию активно-субъектную [19]. рациональная организация воспитательного процесса внутри семьи в соответствии с внутрисемейными установками, правами и обязанностями подростка, где подростку предоставляется возможность решать самому определенные задачи, за которые он несет ответственность, активизируют возможности психического потенциала и формирование рефлексивной компетентности. (Г.С. Абрамов, А.А. Реан, Н.В. Бодровская, С.И. Розум, А. Г. Харчев, Н.И. Новиков, Н.А. Добролюбов, Ф.О. Семенова и др.).

Социокультурные условия обеспечивают раскрытие и принятие подростком общественно-культурных явлений окружающей социальной среды, которые оказывают определенное влияние на формирование личности подростка и его рефлексивной компетентности. М. Мид стремилась раскрыть значимую роль, социокультурных факторов в психическом развитии подросткового возраста. Сравнивая особенности физиологических изменений и формирования структуры самосознания, самооценки у представителей разных народностей с присущими культурологическими особенностями [12].

Таким образом, социально-организационные условия, направленные на формирования рефлексивной компетентности, способствуют значительной ускоренности и эффективности протекания данного процесса, а также способствуют общему развитию личности подростка, с присущими возможностями самопознания и самовыражения в том социальном окружении, которому он принадлежит.

Педагогические условия формирования рефлексивной компетентности в подростковом возрасте. Педагогические условия формирования рефлексивной компетентности обусловлены факторами, сосредоточенными в образовательной среде, которая выступает как неотъемлемая и значительная часть жизнедеятельности подростка, где он развивается как личность, получает возможность реализовать свои личностные качества и образовательные способности. Н.М. Борытко педагогические условия объясняет, как внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на образовательный и воспитательный процессы в жизнедеятельности ребенка, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [4].

М. Ципро отмечает, что педагогические условия можно считать целостной моделью, которая может «упростить шкалу воспитательных средств, выявить в ней минимальное количество самых основных, которые особенно действенно формируют личность». Т.В. Минакова характеризует педагогические условия как определенные обстоятельства, способствующие развитию познавательной самостоятельности личности, личностных качеств и ориентированности, и сюда можно причислить и формирование рефлексивной компетентности [12].

Т.В. Минакова разделяет педагогические условия на следующие: когнитивные: интенсификация процесса обучения и усвоения знаний; обеспечение вариативности содержания; аксиологические: стимулирование мотивации достижения целей и овладение необходимыми навыками; формирование ценностного отношения подростка к изучению интересующего учебного материала; аксиологизация знаний в процессе обучения и формирование познавательной самостоятельности; праксиологические: построение в учебном процессе самостоятельной познавательной деятельности с целью формирования и развития интеллектуально познавательных умений, формирование рефлексивной компетентности; актуализация межсубъектных отношений посредством осуществления индивидуализации процесса обучения и учебного сотрудничества [12]. В свою очередь, Н.М. Борытко отмечает, что структурирование более эффективной педагогической системы может отражаться в разработке определенных авторских программ, для построения системы психологических и педагогических условий формирования рефлексивной компетентности. Для этого становиться необходимым выявить внешние факторы, существенно влияющие на процесс формирования рефлексивной компетентности подростка, а из них, выявить и обосновать, педагогически управляемые условия [6].

Таким образом, образовательная среда является неотъемлемой частью в жизнедеятельности подростка. Условия, сосредоточенные в образовательной системе в значительной степени, влияют на формирование рефлексивной компетентности в подростковом возрасте.

Психологические условия формирования рефлексивной компетентности в подростковом возрасте. Психологические условия формирования рефлексивной компетентности в подростковом возрасте обусловлены содержанием личностных психологических характеристик подростка, врожденными и приобретенными индивидуальными свойствами его личности. Структурное содержание психологических условий обосновывается индивидуальными качествами личности подростка, в процессе идентификации которых самим подростком и формируется рефлексивная компетентность [3].

Теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных ученых (А.Ф. Лазурский, М.Н. Берулава, Д.А. Леонтьев, А. Буземан и др.) позволил разделить психологические условия, способствующие формированию рефлексивной компетентности подростков на содержательно-познавательные, ценностно-мотивационные, эмоционально-потребностные.

Содержательно-познавательные условия состоят из содержания информации, которую подросток познает о собственной личности. Построение собственного психологического портрета и структурное изучения собственной личности имеет особую значимость, зачастую от этого зависит субъективная позиция подростка, в которой он проявляет или не проявляет собственную позицию в обществе с присущим чувством ответственности за свои действия. С.Б. Каверин полагает, что «чувство ответственности есть следствие морального

выбора. Нет выбора - не может быть и ответственности. Предоставление подростку права выбора означает расширение диапазона самостоятельности, тем самым активизируя рефлексивные процессы. Рефлексивная компетентность формируется в процессе выбора средства или направления, размышляя над эффективностью которых подросток обращается к самому себе, оценивая и анализируя собственные психологические качества. Но, так же не стоит забывать об особенностях данного возрастного периода, и необходимо иметь некоторый контроль предоставленной свободы [2].

В частности, С.Л. Рубинштейн писал: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним» [18]. Формирование рефлексивной компетентности неразрывно связано со становлением личности подростка как самоопределяющийся субъект, который сам свободно -произвольно определяет выбор и отвечает за него как личность способная к самосознанию и самоопределению, подросток становится субъектом собственной жизни, через осознание своих отношений другими людьми.

М.И. Лисина достаточно развернуто показывает, в своих работах процесс развития общения и его особую роль в воспитательном процессе. Автор установила, что с момента рождения человека общение есть потребность. Особенно в подростковом возрасте данная потребность отражается в стремлении к самопознанию, к познанию общества, в котором он находится с целью саморазвития. Процесс саморазвития неотделим от процесса формирования рефлексивной компетентности. Глубокое познание собственной личности в процессе рефлексии отражается в построении взаимоотношений с окружающими людьми, в адекватной оценке и самооценке. М.И. Лисина подчеркивает, что, правильно выбранный стиль общения с детьми подросткового возраста, является необходимым условием доверительных взаимоотношений, без которых воспитательный процесс не будет иметь успеха [10].

Ценностно-мотивационные условия формирования рефлексивной компетентности обуславливаются ценностями и идеалами, составляющими духовно-нравственное содержание личности подростка. Как известно, на ряду с развитием личности, духовно-нравственное составляющее личности формируется в течении всей жизни человека, начиная с семейных ценностей и завершая общепризнанными идеалами, но в подростковом возрасте происходит наиболее резкое смещение одних ценностей на совершенно другие. Исследования Ф.О. Семеновой показали, что от ценностных ориентаций зависит специфичность и уровень рефлексирования, то есть, от того - что является главным в процессе первичного анализа, осмысление принимаемой информации о собственной личности и восприятие [19].

Л.И. Божович отметила, что формирование нравственных ценностей подростка тесно связано с мотивационной сферой и рефлексивными процессами, которые существенно изменяются именно в данном возрасте. Усвоение подростком нравственного образца обуславливается необходимостью совершать

в реальности нравственные поступки, в значимых для него ситуациях, и в данном процессе активная рефлексия вызвана изменениями, происходящими в нравственной области личности подростка. Но, в связи с тем, что убеждения подростка, в силу особенностей возраста, находятся еще в неустойчивом состоянии, учет ценностно-мотивационных условий формирования рефлексивной компетентности позволяет сбалансировать данный процесс. Ценностно-мативационные условия в процессе формирования рефлексивной компетентности у подростков определяют содержательную сторону направленности личности, детерминируют мотивацию и имеют большое влияние на стиль мышления подростка. Ценностные ориентации являются основой как отдельной личности, так и социальной группы. Опираясь на данный факт, мы можем предположить, что признанные ценности в подростковой группе могут повлиять на формирование личностных характеристик каждого члена группы [5].

Эмоционально-потребностные условия отражают эмоции, потребности и влечения подростка, и существенно влияют на формирование рефлексивной компетентности. С. Л. рубинштейн трактовал эмоции как целостное отношение человека к миру они его поведение. В описании эмоций А.Н. Леонтьев отмечает, что они несут роль внутренних сигналов, которые служат котонизатором для формирования всех высших психических функций, в том числе и рефлексивной компетентности. По мнению Б.Д. Эльконина, в подростковом возрасте взаимодействие и общение со сверстниками является одной из главных потребностей для формирования и развития личностных черт и качеств.

В.С. Мухина обращает внимание на то, что психологические особенности общения в подростковой среде проявляются более тесным взаимоотношением, и взаимодействием друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и на сверстника. В.С. Мухина отмечает то, что отстаивание своей позиции, актуализации себя как индивидуальности, успехи и достижения в среде сверстников, представляют для подростка особую ценность. В связи с возникающей потребностью самоутверждения, демонстрации своих личностных качеств и возможностей, возникает потребность в самопознании, самоизучении и самоанализе, что способствует формированию рефлексивной компетентности

[14].

Эмоционально-потребностные условия отражают соответствие собственных личностных возможностей с внешней социальной средой, в которой подросток осуществляет свою жизнедеятельность, образование целей и задач, достижение их, самоорганизация, отчет своим действиям и управления ими, что определяет высокую степень сформированности рефлексивной компетентности.

Таким образом, анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что формирование рефлексивной компетентности в подростковом возрасте в значительной степени зависит от психолого-педагогических условий, сосредоточенных в социальной среде, в которой подросток осуществляет свою жизнедеятельность и развивается как личность. Значительно расширяющиеся

сферы деятельности, характерные для подросткового периода, позволяют выстраивать дополнительные психолого-педагогические условия, влияющие на формирование рефлексивной компетентности. Данные психолого-педагогические условия могут в значительной степени расширить возможности для самореализации, адекватного самовосприятия и саморазвития, что является отражением высокой степени сформированности рефлексивной компетентности. Важно помнить, что значительное воздействие на условия и программы формирования рефлексивной компетентности личности оказывает социальная среда [9, 17, 22] и происходящие в ней процессы социальной, экономической и политической трансформации [15, 16, 23].

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы социальной психологии и психологии профессиональной деятельности: коллективная монография. СПб.: Изд-во НИЦ-РАТ, 2015.

2. Алексеев А.Г. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения / А.Г. Алексеев, В.К. Зарецкий, И.С. Ладенко, И.Н. Семенов. - Новосибирск: ИИФиФ СО АН СССР, 1991.

3. Алексеев Н. Г., Ладепко И. С. Направления изучения рефлексии / Н.Г. Алексеев, И.Н. Семенов // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования - Новосибирск, 1987.

4. Апреликова Н.Р., Китова Д.А. Структура потребностей студенческой молодежи в знаниях по психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3. № 2 (10). С. 110-133.

5. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Институт практической психологии, 1996.

6. Борытко Н.М. Методологическая культура педагогов школы как условие ее инновационной деятельности // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: Методол. семинар памяти проф. В.С. Ильина. Волгоград, 1997. Вып. 4.

7. Выготский Л.С. Педагогия подростка: проблема возраста // Собр.соч.: в 6т. - М., 1984.

8. Ганин Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей // http://www.ito.su/2003/VII/VII-0- 1673.html.

9. Китов М.А., Китова Д.А. Проблемы интеграции психологических критериев в структуру моделей государственного управления // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2018. № 1 (86). С. 73-80.

10. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. Рузской

А.Г. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. - 384 с. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http:// psyjoumals.ru/authors/a19427.shtml

11. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М., 1988

12. Минакова Т.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка. Оренбург - 2008. https:// aldebaran.ru/author/v_minakova_t/

13. Мудрик А.В. Город как фактор социализации подрастающих поколе-ний / А.В. Мудрик //.Известия РАН. - 2001. - № 1.

14. Мухина В.С. Возрастная психология. / В.С. Мухина - М.: Академия,

2000.

15. Нестик Т.А, Журавлев А.Л., Соснин В.А, Китова Д.А., Юревич А.В. Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований. Издательство «Институт психологии РАН», М.: 2017.

16. Проблемы социальных конфликтов в современной психологии: сущность, детерминанты, регулирование. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.

17. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы: коллективная монография. Изд-во «Институт психологии РАН». Москва, 2018.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.,1989.

19. Семенова Ф.О. Психология женской карьеры: личностный и этнический модусы: автореферат дис. ... доктора психологических наук / Ин-т образоват. технологий. Сочи, 2011.

20. Федякова И.А. Психолого-педагогические условия формирования субъектных свойств личности младшего школьника // http://festival.1september. ru. 10 Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

21. Эбзеев М.М. Формирование компетентностей как стратегическая задача образования в современных условиях / М.М. Эбзеев / Научные проблемы гуманитарных исследовании // Научно-теоретический журнал. - Пятигорск, 2009. - Вып. 5 (1). - С. 83-89.

22. Формирование экономического правосознания молодежи как стратегический фактор развития современного общества. Карачаевск: Изд-во Карачаево-Черкесский гос. ун-т им. У Д. Алиева. Карачаевск, 2011.

23. Формирование психологической готовности молодежи к предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса. Карачаевск: Изд-во Карачаево-Черкесский гос. ун-т им. У Д. Алиева. Карачаевск, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.