дований. Москва, 2017.
12. Проблемы социальных конфликтов в современной психологии: сущность, детерминанты, регулирование. Москва, 2018.
13. Психологические исследования глобальных процессов. Москва, 2018.
14. Соснин В.А., Журавлёв А.Л., Китова Д.А., Юревич А.В. Коррупция в предметном поле психологических исследований / Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. Москва, 2017. С. 1981-1989.
15. Формирование психологической готовности молодежи к предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса. Карачаевск, 2011.
16. Формирование экономического правосознания молодежи как стратегический фактор развития современного общества. Карачаевск, 2011.
17. Юревич А.В., Соснин В.А., Китова Д.А., Нестик Т.А. Массовое сознание и поведение как объекты исследования в социальной психологии // Институт психологии российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 4. С. 71-105.
Салпагарова Ф.И., Семенова Ф.О.
психолого-педагогические условия
формирования рефлексивной компетентности в подростковом возрасте
Условия формирования рефлексивной компетентности представляют собой совокупность взаимосвязанных условий, целенаправленно воздействующих на формирование рефлексивной компетентности подростков в учебном и воспитательном процессах в образовательных учреждениях [1, 4]. Условия социальной среды с учетом социобиологических факторов, присущих данному возрасту, могут в значительной степени влиять на формирование рефлексивной компетентности как уникального феномена активизирующего когнитивные, мотивационные и поведенческие процессы личности в подростковом возрасте. Л.С. Выготский говорил, о необходимости создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования в подростковом возрасте [7].
Психолого-педагогические условия следует понимать как определенный способ взаимосвязанных мер в учебном и воспитательном процессах, направленных на формирование и развитие личностных качеств обучающихся,
учитывая особенности возраста воспитанников [21]. Так, И.А. Федякова понятие «психолого-педагогические условия» достаточно тесно связывает с понятием «педагогический процесс», поскольку условия проявляются именно в образовательном процессе и создаются в целях оптимизации данного процесса [20].
В свою очередь, Е.А. Ганин под психолого-педагогическими условиями понимает совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса с использованием современных информационных технологий, обеспечивающих формирование личности с заданными качествами, а, следовательно, и формирование рефлексивной компетентности [8].
Исходя из теоретического анализа трудов отечественных и зарубежных психологов и ученых, посвященных данной проблеме (Э.Х. Эриксон, Д.А. Леонтьев, С.Б. Каверин, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божевич, М.И. Лисина, А.Ф. Лазурский, Б.Г. Ананьев, А.В.Мудрик, А.А.Реан, Д.И. Фельдштейн, Е.А. Ганин и др.), выявлены и обоснованы условия, способствующие эффективному формированию рефлексивной компетентности подростка. Мы сгруппировали их следующим образом: социально-организационные условия; педагогическиеусловия;психологическиеусловия.Рассмотримихболееподробно.
Социально-организационные условия формирования рефлексивной компетентности подростка. Социальная среда, где подросток осуществляет свою жизнедеятельность, оказывает существенное влияние на формирование и развитие его личности, соответственно и на формирование рефлексивной компетентности. Социально-организованные условия, необходимые для формирования рефлексивной компетентности подростка, сосредоточены в наиболее актуальных для подростка сферах деятельности: в образовательной деятельности; в подростковом возрасте все еще действенны условия семейной среды; и особое влияние на личность подростка оказывает среда сверстников [21].
А.В. Мудрик разделяет социальные условияразвития личностина три группы факторов, составляющих данный процесс: первая группа, это макрофакторы, включающие планету, страну, государство и общество. Автор предполагает, что эти факторы определяют принадлежность человека определенному обществу. Вторая группа, это мезофакторы, сюда входят типология поселения и этнокультурные условия. Третья группа - микрофакторы, включающие условия среды, влияющие на людей и их взаимоотношения. Это - семья, соседство, среда сверстников, разнообразные общественные, религиозные или государственные организации, микросоциум [13].
Учитывая данные факторы, социально-организационные условия, существенно влияющие на формирование рефлексивной компетентности в подростковом возрасте, можно условно разделить на организационно-деятельностные и социокультурные.
Организационно-деятельностные условия, определяют конкретные формы
воздействия социума на подростков, с целью эффективного формирования рефлексивной компетентности. Данные условия, главным образом, требуют определенной стратегии, которая позволила бы преобразовать позицию подростка из пассивно-объектной в позицию активно-субъектную [19]. рациональная организация воспитательного процесса внутри семьи в соответствии с внутрисемейными установками, правами и обязанностями подростка, где подростку предоставляется возможность решать самому определенные задачи, за которые он несет ответственность, активизируют возможности психического потенциала и формирование рефлексивной компетентности. (Г.С. Абрамов, А.А. Реан, Н.В. Бодровская, С.И. Розум, А. Г. Харчев, Н.И. Новиков, Н.А. Добролюбов, Ф.О. Семенова и др.).
Социокультурные условия обеспечивают раскрытие и принятие подростком общественно-культурных явлений окружающей социальной среды, которые оказывают определенное влияние на формирование личности подростка и его рефлексивной компетентности. М. Мид стремилась раскрыть значимую роль, социокультурных факторов в психическом развитии подросткового возраста. Сравнивая особенности физиологических изменений и формирования структуры самосознания, самооценки у представителей разных народностей с присущими культурологическими особенностями [12].
Таким образом, социально-организационные условия, направленные на формирования рефлексивной компетентности, способствуют значительной ускоренности и эффективности протекания данного процесса, а также способствуют общему развитию личности подростка, с присущими возможностями самопознания и самовыражения в том социальном окружении, которому он принадлежит.
Педагогические условия формирования рефлексивной компетентности в подростковом возрасте. Педагогические условия формирования рефлексивной компетентности обусловлены факторами, сосредоточенными в образовательной среде, которая выступает как неотъемлемая и значительная часть жизнедеятельности подростка, где он развивается как личность, получает возможность реализовать свои личностные качества и образовательные способности. Н.М. Борытко педагогические условия объясняет, как внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на образовательный и воспитательный процессы в жизнедеятельности ребенка, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [4].
М. Ципро отмечает, что педагогические условия можно считать целостной моделью, которая может «упростить шкалу воспитательных средств, выявить в ней минимальное количество самых основных, которые особенно действенно формируют личность». Т.В. Минакова характеризует педагогические условия как определенные обстоятельства, способствующие развитию познавательной самостоятельности личности, личностных качеств и ориентированности, и сюда можно причислить и формирование рефлексивной компетентности [12].
Т.В. Минакова разделяет педагогические условия на следующие: когнитивные: интенсификация процесса обучения и усвоения знаний; обеспечение вариативности содержания; аксиологические: стимулирование мотивации достижения целей и овладение необходимыми навыками; формирование ценностного отношения подростка к изучению интересующего учебного материала; аксиологизация знаний в процессе обучения и формирование познавательной самостоятельности; праксиологические: построение в учебном процессе самостоятельной познавательной деятельности с целью формирования и развития интеллектуально познавательных умений, формирование рефлексивной компетентности; актуализация межсубъектных отношений посредством осуществления индивидуализации процесса обучения и учебного сотрудничества [12]. В свою очередь, Н.М. Борытко отмечает, что структурирование более эффективной педагогической системы может отражаться в разработке определенных авторских программ, для построения системы психологических и педагогических условий формирования рефлексивной компетентности. Для этого становиться необходимым выявить внешние факторы, существенно влияющие на процесс формирования рефлексивной компетентности подростка, а из них, выявить и обосновать, педагогически управляемые условия [6].
Таким образом, образовательная среда является неотъемлемой частью в жизнедеятельности подростка. Условия, сосредоточенные в образовательной системе в значительной степени, влияют на формирование рефлексивной компетентности в подростковом возрасте.
Психологические условия формирования рефлексивной компетентности в подростковом возрасте. Психологические условия формирования рефлексивной компетентности в подростковом возрасте обусловлены содержанием личностных психологических характеристик подростка, врожденными и приобретенными индивидуальными свойствами его личности. Структурное содержание психологических условий обосновывается индивидуальными качествами личности подростка, в процессе идентификации которых самим подростком и формируется рефлексивная компетентность [3].
Теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных ученых (А.Ф. Лазурский, М.Н. Берулава, Д.А. Леонтьев, А. Буземан и др.) позволил разделить психологические условия, способствующие формированию рефлексивной компетентности подростков на содержательно-познавательные, ценностно-мотивационные, эмоционально-потребностные.
Содержательно-познавательные условия состоят из содержания информации, которую подросток познает о собственной личности. Построение собственного психологического портрета и структурное изучения собственной личности имеет особую значимость, зачастую от этого зависит субъективная позиция подростка, в которой он проявляет или не проявляет собственную позицию в обществе с присущим чувством ответственности за свои действия. С.Б. Каверин полагает, что «чувство ответственности есть следствие морального
выбора. Нет выбора - не может быть и ответственности. Предоставление подростку права выбора означает расширение диапазона самостоятельности, тем самым активизируя рефлексивные процессы. Рефлексивная компетентность формируется в процессе выбора средства или направления, размышляя над эффективностью которых подросток обращается к самому себе, оценивая и анализируя собственные психологические качества. Но, так же не стоит забывать об особенностях данного возрастного периода, и необходимо иметь некоторый контроль предоставленной свободы [2].
В частности, С.Л. Рубинштейн писал: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним» [18]. Формирование рефлексивной компетентности неразрывно связано со становлением личности подростка как самоопределяющийся субъект, который сам свободно -произвольно определяет выбор и отвечает за него как личность способная к самосознанию и самоопределению, подросток становится субъектом собственной жизни, через осознание своих отношений другими людьми.
М.И. Лисина достаточно развернуто показывает, в своих работах процесс развития общения и его особую роль в воспитательном процессе. Автор установила, что с момента рождения человека общение есть потребность. Особенно в подростковом возрасте данная потребность отражается в стремлении к самопознанию, к познанию общества, в котором он находится с целью саморазвития. Процесс саморазвития неотделим от процесса формирования рефлексивной компетентности. Глубокое познание собственной личности в процессе рефлексии отражается в построении взаимоотношений с окружающими людьми, в адекватной оценке и самооценке. М.И. Лисина подчеркивает, что, правильно выбранный стиль общения с детьми подросткового возраста, является необходимым условием доверительных взаимоотношений, без которых воспитательный процесс не будет иметь успеха [10].
Ценностно-мотивационные условия формирования рефлексивной компетентности обуславливаются ценностями и идеалами, составляющими духовно-нравственное содержание личности подростка. Как известно, на ряду с развитием личности, духовно-нравственное составляющее личности формируется в течении всей жизни человека, начиная с семейных ценностей и завершая общепризнанными идеалами, но в подростковом возрасте происходит наиболее резкое смещение одних ценностей на совершенно другие. Исследования Ф.О. Семеновой показали, что от ценностных ориентаций зависит специфичность и уровень рефлексирования, то есть, от того - что является главным в процессе первичного анализа, осмысление принимаемой информации о собственной личности и восприятие [19].
Л.И. Божович отметила, что формирование нравственных ценностей подростка тесно связано с мотивационной сферой и рефлексивными процессами, которые существенно изменяются именно в данном возрасте. Усвоение подростком нравственного образца обуславливается необходимостью совершать
в реальности нравственные поступки, в значимых для него ситуациях, и в данном процессе активная рефлексия вызвана изменениями, происходящими в нравственной области личности подростка. Но, в связи с тем, что убеждения подростка, в силу особенностей возраста, находятся еще в неустойчивом состоянии, учет ценностно-мотивационных условий формирования рефлексивной компетентности позволяет сбалансировать данный процесс. Ценностно-мативационные условия в процессе формирования рефлексивной компетентности у подростков определяют содержательную сторону направленности личности, детерминируют мотивацию и имеют большое влияние на стиль мышления подростка. Ценностные ориентации являются основой как отдельной личности, так и социальной группы. Опираясь на данный факт, мы можем предположить, что признанные ценности в подростковой группе могут повлиять на формирование личностных характеристик каждого члена группы [5].
Эмоционально-потребностные условия отражают эмоции, потребности и влечения подростка, и существенно влияют на формирование рефлексивной компетентности. С. Л. рубинштейн трактовал эмоции как целостное отношение человека к миру они его поведение. В описании эмоций А.Н. Леонтьев отмечает, что они несут роль внутренних сигналов, которые служат котонизатором для формирования всех высших психических функций, в том числе и рефлексивной компетентности. По мнению Б.Д. Эльконина, в подростковом возрасте взаимодействие и общение со сверстниками является одной из главных потребностей для формирования и развития личностных черт и качеств.
В.С. Мухина обращает внимание на то, что психологические особенности общения в подростковой среде проявляются более тесным взаимоотношением, и взаимодействием друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и на сверстника. В.С. Мухина отмечает то, что отстаивание своей позиции, актуализации себя как индивидуальности, успехи и достижения в среде сверстников, представляют для подростка особую ценность. В связи с возникающей потребностью самоутверждения, демонстрации своих личностных качеств и возможностей, возникает потребность в самопознании, самоизучении и самоанализе, что способствует формированию рефлексивной компетентности
[14].
Эмоционально-потребностные условия отражают соответствие собственных личностных возможностей с внешней социальной средой, в которой подросток осуществляет свою жизнедеятельность, образование целей и задач, достижение их, самоорганизация, отчет своим действиям и управления ими, что определяет высокую степень сформированности рефлексивной компетентности.
Таким образом, анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что формирование рефлексивной компетентности в подростковом возрасте в значительной степени зависит от психолого-педагогических условий, сосредоточенных в социальной среде, в которой подросток осуществляет свою жизнедеятельность и развивается как личность. Значительно расширяющиеся
сферы деятельности, характерные для подросткового периода, позволяют выстраивать дополнительные психолого-педагогические условия, влияющие на формирование рефлексивной компетентности. Данные психолого-педагогические условия могут в значительной степени расширить возможности для самореализации, адекватного самовосприятия и саморазвития, что является отражением высокой степени сформированности рефлексивной компетентности. Важно помнить, что значительное воздействие на условия и программы формирования рефлексивной компетентности личности оказывает социальная среда [9, 17, 22] и происходящие в ней процессы социальной, экономической и политической трансформации [15, 16, 23].
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы социальной психологии и психологии профессиональной деятельности: коллективная монография. СПб.: Изд-во НИЦ-РАТ, 2015.
2. Алексеев А.Г. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения / А.Г. Алексеев, В.К. Зарецкий, И.С. Ладенко, И.Н. Семенов. - Новосибирск: ИИФиФ СО АН СССР, 1991.
3. Алексеев Н. Г., Ладепко И. С. Направления изучения рефлексии / Н.Г. Алексеев, И.Н. Семенов // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования - Новосибирск, 1987.
4. Апреликова Н.Р., Китова Д.А. Структура потребностей студенческой молодежи в знаниях по психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3. № 2 (10). С. 110-133.
5. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Институт практической психологии, 1996.
6. Борытко Н.М. Методологическая культура педагогов школы как условие ее инновационной деятельности // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: Методол. семинар памяти проф. В.С. Ильина. Волгоград, 1997. Вып. 4.
7. Выготский Л.С. Педагогия подростка: проблема возраста // Собр.соч.: в 6т. - М., 1984.
8. Ганин Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей // http://www.ito.su/2003/VII/VII-0- 1673.html.
9. Китов М.А., Китова Д.А. Проблемы интеграции психологических критериев в структуру моделей государственного управления // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2018. № 1 (86). С. 73-80.
10. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. Рузской
А.Г. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. - 384 с. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http:// psyjoumals.ru/authors/a19427.shtml
11. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М., 1988
12. Минакова Т.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка. Оренбург - 2008. https:// aldebaran.ru/author/v_minakova_t/
13. Мудрик А.В. Город как фактор социализации подрастающих поколе-ний / А.В. Мудрик //.Известия РАН. - 2001. - № 1.
14. Мухина В.С. Возрастная психология. / В.С. Мухина - М.: Академия,
2000.
15. Нестик Т.А, Журавлев А.Л., Соснин В.А, Китова Д.А., Юревич А.В. Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований. Издательство «Институт психологии РАН», М.: 2017.
16. Проблемы социальных конфликтов в современной психологии: сущность, детерминанты, регулирование. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.
17. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы: коллективная монография. Изд-во «Институт психологии РАН». Москва, 2018.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.,1989.
19. Семенова Ф.О. Психология женской карьеры: личностный и этнический модусы: автореферат дис. ... доктора психологических наук / Ин-т образоват. технологий. Сочи, 2011.
20. Федякова И.А. Психолого-педагогические условия формирования субъектных свойств личности младшего школьника // http://festival.1september. ru. 10 Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
21. Эбзеев М.М. Формирование компетентностей как стратегическая задача образования в современных условиях / М.М. Эбзеев / Научные проблемы гуманитарных исследовании // Научно-теоретический журнал. - Пятигорск, 2009. - Вып. 5 (1). - С. 83-89.
22. Формирование экономического правосознания молодежи как стратегический фактор развития современного общества. Карачаевск: Изд-во Карачаево-Черкесский гос. ун-т им. У Д. Алиева. Карачаевск, 2011.
23. Формирование психологической готовности молодежи к предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса. Карачаевск: Изд-во Карачаево-Черкесский гос. ун-т им. У Д. Алиева. Карачаевск, 2011.