ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ
© Мамедова Л.В.*, Курпетко О.В.*
СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри
В данной статье рассматривается понятие и сущность социально-коммуникативной компетентности. Сравниваются взгляды ученых и делаются свои выводы. Описываются этапы развития и структура социально-коммуникативной компетентности.
Ключевые слова подростки, социально-коммуникативная компетентность, развитие, обучающиеся.
Важное место в современном развитии общества уделяется общению, без которого невозможно полноценное формирование и становление личности. Необходимость общения определяется тем, что в процессе взаимодействия люди вынуждены общаться. Общение способствует организации общественной деятельности, а также ее обогащению новыми связями и отношениями между людьми.
Особое значение общение приобретает в подростковом возрасте, поскольку для подростка общение - это основной вид деятельности. В процессе общения подросток должен обладать способностями, навыками и умениями коммуникативной компетентности для достижения взаимопонимания между общающимися.
Все свои знания и умения, применяемые при коммуникации подростки приобретают, начиная с самого рождения. Конечно же, не все подростки обладают достаточными знаниями в области межличностного общения, поэтому необходимо эти навыки развивать. Поскольку в подростковом возрасте большую часть времени ребенок проводит в школе, то развитию социально-коммуникативной компетентности должен способствовать педагог-психолог, для эффективного развития которой он должен обладать умением правильно подбирать методы развития.
Проблема развития социально-коммуникативной компетентности подростка представляется чрезвычайно актуальной, о чем также свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время, как в России, так и за рубежом. Развитие социально-коммуникативной компетентности рассматривали многие ученые с различных точек зрения: с философской (Г.М. Андреева, И.В. Дубровина, Б.Я. Гальперин и др.); социально-пе-
* Заведующий кафедрой ПиМНО, к.п.н., доцент.
* Студент 5 курса.
дагогической (Т.Ю. Сидоркина, Т.А. Ингайбекова, О.И. Муравьева и др.); психологической (Н.С. Колмогорова, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др.).
В социальной психологии социально-коммуникативная компетентность личности понимается как «высший уровень социальной активности личности - освоения и развития социальной действительности, достигаемый в процессе деятельности, поведения, общения, созерцания и т.д., благодаря гармонизации осознания социальных проблем и ценностных ориентаций» [35, с. 10].
У некоторых авторов встречаются похожие трактовки этого понятия.
Например, Г.Э. Белицкая полагает, что «важной стороной социально-коммуникативной компетентностью является моральная и правовая зрелость личности» [6, с. 13].
Также Н.С. Колмогорова рассматривает социально-психологическую компетентность как «развитие и интеграцию психологических и социально -психологических проблем социального познания, социальных представлений, социальной логики, памяти, чувств и т.д.» [32, с. 11].
По мнению С.В. Титовой, социально-коммуникативную компетентность -это «понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами». Автор предлагает расценивать социально-психологическую компетентность как адаптационное явление, причем функционирование адаптационного механизма обеспечивает социально-психологическая подготовленность» [31, с. 48-50].
Исходя из вышесказанного, под социально-коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Социально коммуникативная компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению.
Галагузова Ю.Н. выделяет, что категория «социально -коммуникативная компетентность - феномен междисциплинарный, который непосредственно связан и с особенностями играемых человеком социальных ролей» [12, с. 47-54].
Также, она предполагает адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения и может рассматриваться как категория, регулирующая систему отношений человека к самому себе, природному и социальному миру.
Таким образом, и индивидуально-личностные качества, и социально-культурный и исторический опыт способствуют формированию компетентности в общении.
В определении С.А. Учуровой, «социально-коммуникативная компетентность - это базисная, интегральная характеристика личности, отражаю-
щая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации, в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями» [цит. по: 2, с. 31].
Таким образом, социально-коммуникативная компетентность - это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия. Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности. Средства регуляции коммуникативных актов являются частью человеческой культуры, и их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что и освоение и преумножение культурного наследия в целом.
Рассматривая социально-коммуникативную компетентность как личностное формирование, И.И. Лукьянова трактует данный феномен как «сознательное выражение личности, проявляющееся в ее убеждениях, взглядах, отношениях, мотивах, установках на определенное поведение, в сформиро-ванности личностных качеств, способствующих конструктивному взаимодействию» [цит. по: 15, с. 30].
Такое понимание сущности социально-коммуникативной компетентности автор дополняет своим видением ее структуры, предлагая в качестве компонентов рассматривать следующее:
1) «мотивационно-ценностный - это мотивы социальной деятельности, сформированность мотивации, стремление к достижениям, установки на социальное взаимодействие, отношение к нравственным нормам, ценности общественного и личностного порядка;
2) операционно-содержательный - это совокупность знаний, умений, навыков, позволяющая осуществлять критический анализ своих и чужих поступков, прогнозировать результат взаимодействия, осуществлять коммуникацию, влиять на других людей, ставить цели и добиваться их реализации; социальный компетентность подросток самоопределение;
3) эмоционально-волевой - способность осуществить выбор решения, способность к самоконтролю и саморегуляции, готовность взять на себя ответственность, решительность, уверенность в себе)» [цит. по: 18, с. 14].
По данным Ю. Емельянова «коммуникативная компетентность предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, умение быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнообразных коммуникативных ситуациях, овладение эффективной техникой общения» [цит по: 26, с. 15].
В исследовании Л. Петровской, коммуникативная компетентность - это умение эффективно быстро и адекватно ориентироваться в разнообразных
коммуникативных ситуациях, овладение эффективной техникой общения [18, с. 22].
Опираясь на мнение Д.А. Иванова коммуникативную компетентность можно рассмотреть, как «способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к изменению собственного коммуникативного поведения» [28, с. 48-50].
То есть коммуникативная компетентность заключается в эффективном применении личностью собственных коммуникативных ресурсов.
Также, Л. Лисина говорит о том, что «социальная компетентность - означает способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, и позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач» [цит. по: 33, с. 10].
Таким образом, можно сказать, что «коммуникативная компетентность означает готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей и позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач» [цит. по: 33, с. 23].
Объединение социальной и коммуникативной компетентностей в работе с подростками, на наш взгляд, оправдано, т.к. благодаря этим компетентно-стям у детей налаживаются контакты с разными людьми, устанавливается взаимодействие с ними, подросток находит свое «я» в обществе людей и учится видеть, использовать и уважать возможности других.
Итак, А.В. Барташев подразумевает развитие социально-коммуникативных умений:
1) «умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем;
2) умение получать необходимую информацию в общении;
3) умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
4) умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
5) умение спокойно отстаивать своё мнение;
6) умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
7) умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т.д.);
8) умение уважительно относиться к окружающим людям;
9) умение принимать и оказывать помощь;
10) умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях» [5, с. 16].
Таким образом, социально-коммуникативная компетентность как успешная коммуникативная деятельность, которая демонстрируется путем усвоенных средств и речевого общения, которое подкрепляется речевыми умениями и навыками.
Как показывает практика, определение социально-коммуникативной компетентности включает в себя два понятия - социальная компетентность и коммуникативная компетентность.
Булыгина Л.Н. говорит о том, что «коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, которые основаны на знании структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности» [цит. по: 13, с. 15].
Коммуникативные умения включают в себя:
1) «способность к организации адекватного текста сообщения;
2) речевые умения;
3) умение гармонизировать внешние и внутренние проявления;
4) умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др.» [13, с. 12].
Значимым направлением в развитие работы педагога-психолога с подростками, являются, коммуникативные способности, которые отвечают требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивают ее быстрое и успешное осуществление.
Также, Н. Велескова показывает, что социально-коммуникативная компетентность складывается из способностей:
1) «уметь прогнозировать социально-психологические ситуации, которые могут возникнуть в предстоящем общении;
2) уметь программировать общение в социально-психологическом аспекте, опираясь на особенность коммуникативной ситуации;
3) уметь управлять процессом общения в социально -психологическом аспекте, опираясь на особенность коммуникативной ситуации» [11, с. 13].
Таким образом, в самом общем виде социально-коммуникативная компетентность предполагает определенный объем знаний и уровень сформи-рованности умений и навыков, позволяющих человеку адекватно ориентироваться в различных ситуациях общения, объективно оценивать себя и людей, осуществлять самоанализ и самоконтроль, прогнозировать поведение других, формировать необходимые отношения и успешно воздействовать на них, исходя из сложившихся условий.
Во многом приобретение коммуникативного опыта происходит не только в ходе непосредственного взаимодействия. Из литературы, театра, кино человек также получает сведения о характере коммуникативных ситуаций, проблемах
межличностного взаимодействия и способах их решения. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм.
Во многом приобретение коммуникативного опыта происходит не только в ходе непосредственного взаимодействия. Из литературы, театра, кино человек также получает сведения о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм.
«Одной из задач социально-коммуникативной компетентности является оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуаций. Для диагностики этой оценки в настоящее время имеется большой блок методик, основанных на анализе «свободных описаний» различных коммуникативных ситуаций» [20, с. 36].
Еще одним методом изучения социальной-коммуникативной компетентности является наблюдение в естественных или в специально организованных игровых ситуациях с привлечением технических средств и содержательным анализом полученной информации. В зависимости от целей исследования можно учитывать темп речи, интонации, паузы, невербальные техники, мимику и пантомимику, организацию коммуникативного пространства. Параметром диагностики может являться количество используемых техник или адекватность их применения.
Конечно же, такая система диагностики достаточно трудоемка и для качественного ее проведения требуются большие временные затраты и высокая квалификация наблюдателя. Трудность оценки коммуникативной компетентности состоит еще и в том, что люди в процессе коммуникации ориентируются на сложную систему правил регуляции совместных действий. И если ситуация взаимодействия может быть проанализирована, то правила, по которым люди вступают в эту ситуацию, не всегда осознаются.
Таким образом, можно сказать, что развитие социальной коммуникативной компетентности в общении предполагает адекватный выбор и использование всего набора средств, ориентированных на развитие личностных субъект-субъектных сторон общения и субъект-объектных составляющих этого процесса.
В самом широком смысле социально коммуникативную компетентность человека в общении можно определить как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии.
Таким образом, обобщая анализ психолого-педагогической литературы можно оттолкнуться, что социально-коммуникативная компетентность включает в себя:
1) «коммуникативную компетеность - готовность к получению необходимой информации в процессе диалога, а также умение отстаи-
вать свою позицию и точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к мнению других;
2) готовность к социальному взаимодействию - способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с людьми;
3) компетентность самосовершенствования, саморазвития и личностной рефлексии - способность понимать смысл жизни, анализировать свое профессиональное развитие;
4) готовность к разрешению проблем - способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь» [27, с. 18].
Развитию социально-психологической компетентности подростка может помочь программа «Социальный интеллект и эффективная коммуникация».
Данная программа направлена на развитие и формирование у подростков социальных и коммуникативных умений; на знакомство с приемами саморегуляции: происходит обучение рефлексии собственного поведения с целью понимания своих чувств и отношений с другими; на формирование временной перспективы и целеполагания, а также на увеличение чувства ответственности за свое поведение и на снижение напряженности, возникшей в результате дезадаптации в семейных либо социально-групповых взаимоотношениях.
Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. -376 с.
2. Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции 6-7 ноября 2002 г., - Минск, 2003. - С. 194-196.
3. Артемьева О.В. Алгоритм работы с подростками немотивированными заниматься с психологом [Электронный ресурс] // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2011-2012 уч. г. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/ аиШоге/239-952-335.
4. Асоев Х.М. Освоение учащимися подросткового возраста общечеловеческих ценностей: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Ин-т психологии АН СССР. - М., 2007. - 18 с.
5. Батаршев А.В. Психодиагностика готовности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
6. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности. Сознание личности в кризисном обществе. - М., 2005. - 123 с.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 192 с.
8. Борщевецкая Л.А. Программа развития компетентности в личностном самопознании младших подростков [Электронный ресурс] // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2003-2004 уч. г. -Режим доступа: http://festival.1september.ru/authors/103-755-742.
9. Боянович Н.В. Дружба утверждает в человеке добро, гуманность, вселяет силу духа [Электронный ресурс] // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2010-2011 уч. г. - Режим доступа: http://fe-stival.1september.ru/authors/222-167-906.
10. Брудный А.А. О проблеме коммуникации // Методические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 2006. - 166 с.
11. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников // Вопросы психологии. - М.: Наука, 2010. - С. 149-152.
12. Булыгина Л.Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Ин-т психологии АН СССР. - М., 2013. - С. 31-34.
13. Бырдина О.Г. Формирование коммуникативной компетентности младших подростков во внеучебной деятельности / О.Г. Бырдина, Ю.П. Сахарова // Молодой ученый. - 2015. - № 3. - С. 735-737.
14. Варанник А.С. Методика формирования коммуникативных и рефлексивных умений подростков: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Ин-т психологии АН СССР. - М., 2012. - 29 с.
15. Веселкова Н., Прямикова Е. Социальная компетентность взросления. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 128 с.
16. Вилкова О.А. Групповое занятие по развитию сенситивности с учащимися 8-10-х классов [Электронный ресурс] // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2009-2010 уч. г. - Режим доступа: http://festival. 1 september.ru/ authors/211 -590-363.
17. Волков Б.С. Психология подростка. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 160 с.
18. Воронцов Д.Б. Формирование социальной компетенции подростков «группы риска»: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Ин-т психологии АН СССР. - М.: 2006. - 34 с.
19. Выгорбина А.Е. Специфика воспитательной работы социального педагога // Педагогика. - 2000. - № 5. - С. 36-40.
20. Выготский Л.С. Психология: учебное пособие для студентов, преподавателей и всех интересующихся вопросами психологии. - М., 2000. - 108 с.
21. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов / Ю.Н. Галагузова, Г.В. Сорвачева, Б.Н. Штинова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 220 с.
22. Гальперин Б.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Педагогика, 2008. - 424 с.
23. Демиденко И.А. Нужно ли человеку познать себя? Что такое самопознание? [Электронный ресурс] // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2009-2010 уч. г. - Режим доступа: http://festi-val.1september.ru/authors/209-265-324.
24. Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности подростков. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.
25. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. - М.: Просвещение, 2005. - 183 с.
26. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дисс. . док. психол. наук. -М., 1991. - 36 с.
27. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2007. - 96 с.
28. Забродина И.В. Формирование когнитивно-коммуникативных умений у учащихся подросткового возраста: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Ин-т психологии АН СССР. - М., 2006. - 16 с.
29. Злобина Т.В. Психологический тренинг Знание и понимание себя дают возможность управлять собой [Электронный ресурс] // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2010-2011 уч. г. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/authors/232-268-432.
30. Иванова С.П. Развитие социальных умений «трудных» подростков в процессе кооперативно-структурированной учебной деятельности // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005. -№ 2. - С. 64-69.
31. Иванова Ю.В. Развитие исследований социальной компетентности в период модернизации образования // Актуальные проблемы образования и воспитания: международный опыт и перспективы сотрудничества. Сборник научных статей. - 2012. - С. 48-50.
32. Кабдолова К.Л. Формирование компетенций как необходимое условие повышени качества образования // Открытая школа. - 2004. - № 5. - С. 45-47.
33. Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение. - Ульяновск: УИПК ПРО; М.: Академия, 2004. - 228 с.
34. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 16-21.
35. Кармодонова О.Ф. Развитие коммуникативных умений учащихся и коррекция общения подростков: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Ин-т психологии АН СССР. - Новосибирск, 2009. - 25 с.