Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность специалиста социальной сферы как профессионально-значимый феномен'

Коммуникативная компетентность специалиста социальной сферы как профессионально-значимый феномен Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
75
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Здобнухина М. С.

Коммуникативная компетентность выступает как необходимая составляющая профессиональной компетентности специалиста социальной сферы. Объективация гуманистической направленности в деятельности каждого конкретного социального работника осуществляется преимущественно через коммуникативную составляющую его профессионализма. Из этого следует, что развитие коммуникативной компетентности будущего специалиста социальной сферы выступает в качестве одной из наиболее значимых задач высшего образования в области социального образования. На сегодняшний день нет трактовки понятия «коммуникативная компетентность специалиста социальной сферы». Представленные структурные компоненты коммуникативной компетентности и перечень коммуникативно значимых качеств специалиста позволяют судить об уровне коммуникативной компетентности специалиста социальной сферы как профессионально значимом феномене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Здобнухина М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность специалиста социальной сферы как профессионально-значимый феномен»

3. Крупская Н.К. Пед. соч.: В 10 т. Т. 3. - М., 1980.

4. Общая методика преподавания обществознания в школе / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М., 2008.

5. Стратегия модернизации содержания общего образования. - М., 2001.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ ФЕНОМЕН

© Здобнухина М.С.*

Филиал Российского государственного социального университета,

г. Серпухов

Коммуникативная компетентность выступает как необходимая составляющая профессиональной компетентности специалиста социальной сферы. Объективация гуманистической направленности в деятельности каждого конкретного социального работника осуществляется преимущественно через коммуникативную составляющую его профессионализма. Из этого следует, что развитие коммуникативной компетентности будущего специалиста социальной сферы выступает в качестве одной из наиболее значимых задач высшего образования в области социального образования. На сегодняшний день нет трактовки понятия «коммуникативная компетентность специалиста социальной сферы». Представленные структурные компоненты коммуникативной компетентности и перечень коммуникативно значимых качеств специалиста позволяют судить об уровне коммуникативной компетентности специалиста социальной сферы как профессионально значимом феномене.

Профессию социального работника можно назвать коммуникативной, поскольку ее практическая деятельность подразумевает общение, и успех этой деятельности значительно зависит от ее коммуникативной компетентности - в межличностной коммуникации, в межличностном взаимодействии, межличностном восприятии [2].

Термин «коммуникативная компетентность» не новый в педагогике, психологии, социологии. Однако, практически отсутствуют работы, которые рассматривают это понятие по отношению к профессии социального работника.

В теории социального образования совокупность профессионально обусловленных требований к специалисту социальной сферы выражается в разных терминах: «квалификационная характеристика», «профессиограмма личности», «профессиональная готовность», «профессиональная компетент-

* Старший преподаватель кафедры Социальной работы.

ность». В общем, характеризуя один и тот же феномен, названные категории имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах.

Некоторые понятия, связанные с характеристикой деятельности специалиста социальной сферы, требуют более глубокого и разностороннего рассмотрения. Наиболее близки между собой понятия «готовность» и «компетентность», но они не тождественны, как не тождественны внутренний потенциал и его воплощение в реальность.

Если «готовность» есть некая характеристика потенциального состояния, позволяющего молодому специалисту войти в профессиональное сообщество и развиваться в профессиональном отношении, то «компетентность» объективна только в реальной деятельности.

Толковый словарь русского языка определяет компетентного человека как «обладающего достаточными знаниями, сведущего в какой-либо области». Следовательно, компетентность может быть определена как совокупность знаний, умений и навыков человека в какой-либо области деятельности. Исходя из этого, коммуникативная компетентность может быть определена как совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку эффективно общаться [1, с. 38].

Анализируя социально-педагогическую и психологическую литературу, мы пришли к выводу, что не существует однозначной трактовки понятия «коммуникативная компетентность», а тем более «коммуникативная компетентность специалиста социальной сферы». Так, под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Являясь, по мнению Н.В. Яковлевой, интегративным личностным качеством, коммуникативная компетентность предполагает ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения [1, с. 39].

В конечном итоге коммуникативная компетентность может рассматриваться как нравственно-психологическая категория, регулирующая всю систему отношений человека к природному и социальному миру, а также к самому себе как к синтезу обоих миров [1, с. 41].

Анализ литературы показывает, что, несмотря на некоторые различия в трактовке коммуникативной компетентности, разные авторы сходятся во мнении о наличии в структуре коммуникативной компетентности трех компонентов: теоретического, практического и личностного. Но характеристика личностного компонента выявляет разноречивость мнений авторов, рассматривающих вопрос о профессиональных способностях, и о направленности личности, и о мотивационно-целевом отношении к профессии, и о личностных качествах, которые также понимаются и трактуются неоднозначно.

Понятие «коммуникативная компетентность» - комплексное понятие, поэтому оно не сводимо ни к профессиональным способностям, ни к ансамблю личностных черт, так как трактовка возможностей специалиста

социальной сферы оказывается односторонней. Поиски новых и варианты сочетания уже использованных языков описания компетентности позволяют нам представить коммуникативную компетентность специалиста социальной сферы как согласованность между между его ценностными ориентациями, знаниями, практическими умениями и реальным поведением, проявляющимися в процессе профессионального общения. В структуре коммуникативной компетентности, как в интегративном личностном образовании можно выделить две составляющие. Первая составляющая определяет проявление коммуникативной компетентности непосредственно в общении, коммуникативном поведении человека. Это непосредственные действия в акте коммуникации (умения и навыки общения) и знания о закономерностях общения, о коммуникативных свойствах себя и других.

Вторая составляющая включает коммуникативные ценности, ориентации и специфику мотивации в целом у данного субъекта, его потребность в общении.

Структурные компоненты коммуникативной компетентности взаимосвязаны и взаимозависимы. Ведущее место занимают коммуникативные ценности и ориентации, которые не только предопределяют наличие тех или иных мотивов, но и оказывают значительное влияние на собственно действия специалиста социальной сферы в непосредственном общении с клиентами, а также стимулируют возникновение потребности у будущего специалиста в приобретении профессионально значимых коммуникативных знаний. Поэтому ценностные ориентации, личностный смысл профессии имеют принципиальное значение для формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности, определяя его характер.

Эффективность профессиональной деятельности специалиста по социальной работе во многом определяется степенью сформированности ценностных ориентаций.

В качестве профессиональных ценностей социального работника можно выделить социальную значимость труда специалиста, возможность самореализации в профессии и общении с клиентами.

Не менее проблемным нам представляется вопрос о профессионально значимых коммуникативных качествах специалиста социальной сферы. К этим качествам в профессии специалиста по социальной работе исследователи относят различные личностные качества. С позиции нашего исследования, особый интерес представляют такие коммуникативно значимые качества специалиста по социальной работе, которые способствуют эффективному и продуктивному общению с клиентами. Характер деятельности специалиста социальной сферы приводит к осознанию необходимости измениться, проявлять свою креативность в сегодняшнем изменчивом мире вообще и в изменчивых ситуациях общения с клиентами в частности. Динамизм личности специалиста по социальной работе объясняется необхо-

димостью быстрой адаптации к особенностям разных социальных групп, а также необходимостью варьировать средства, формы, приемы коммуникации в зависимости от возрастных особенностей клиентов, их индивидуальных характеристик и их социального уровня. Решение любых профессиональных задач - процесс творческий, личностно-ориентированный, предполагающий отказ от готовых рецептов, шаблонов, стандартов. Поэтому повышение коммуникативной компетентности зависит не от усвоения им неких нормативных образцов, эталонов, а расширения возможного спектра поведения. Это станет реальным при достаточно хорошо развитом качестве - гибкости в общении. Поскольку специалист по социальной работе является инициатором решения профессиональных задач, ему следует уметь рассматривать разные варианты взаимодействия с конкретным клиентом.

Совокупность таких качеств, как гибкость в общении, эмпатия, коммуникабельность, предполагают выраженность у профессионала способности к сотрудничеству. Это личностное качество возникает на основе искреннего интереса к партнеру, к деятельности, на основе желания работать вместе, принимать участие в общем деле. Способность к сотрудничеству интегрирует, вбирает в себя комбинирующие ее способности и умения: формулировать свою точку зрения, слушать и слышать другого, выяснять точки зрения своих партнеров, разрешать разногласия с помощью логической аргументации, не переводить логические противоречия в плоскость личных отношений, поощрять активность другого и своевременно проявлять свою инициативу; оказывать другому эмоциональную и содержательную поддержку, а первоначально - увидеть, кто в этом особенно нуждается; предоставлять другому возможность утвердиться в себе, попробовать силы в разных видах деятельности; стать на точку зрения другого и координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями, занимать диалогичную, а не монологичную позицию; органически сочетать «ролевые» и «межличностные» позиции, деловые и человеческие отношения. В единстве своих характеристик, способность к сотрудничеству предполагает открытость специалиста любому содержанию и готовность к любым формам взаимодействия.

Предлагаемый перечень коммуникативно значимых качеств - гибкость в общении, эмпатия, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, эмоциональная устойчивость - можно рассматривать с разных позиций: как на перечень профессиональных требований к специалисту; как на качества, которые указывают на предрасположенность к профессии специалиста социальной сферы; как на характеристику социальной культуры специалиста. Особенность перечисленных качеств заключается в том, что каждое из них интегративно, комплексно характеризуется многоуровневой структурой. Все эти качества находятся в тесной взаимосвязи между собой, сочетаются друг с другом и образуют определенную целостность и единство.

Понимание коммуникативной компетентности как сложной личностной характеристики, включающей в себя коммуникативные способности и умения, социально-педагогические знания, свойства личности, психологические состояния, проявляющиеся в общении с людьми, позволило нам определить структуру коммуникативной компетентности. Она представлена двумя уровнями: коммуникативные ценности и коммуникативное поведение. Причем последний включает в себя умения и навыки общения, а также социально-педагогические знания.

Ведущая роль в этой структуре принадлежит коммуникативным ценностям, которые отвечают за ориентацию и мотивацию в целом у социального работника, за его потребность в общении.

Выделенные коммуникативно-значимые качества являются интегра-тивными, объединяют в себе множество более узких и конкретных показателей, через которые проявляются в непосредственном общении. Оценивая эти конкретные проявления можно судить об уровне коммуникативной компетентности специалиста социальной сферы как профессионально значимом феномене.

Список литературы:

1. Прозорова Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности будущего учителя в процессе высшего профессионального образования (на материале изучения педагогических дисциплин): Дисс. ... канд.пед.наук. - Хабаровск, 1998. - 212 с.

2. Шумилова И.Н., Левина Ю.В. Коммуникативная деятельность и ее значение в профессиональной подготовке социальных работников // Вестник Филиала Российского государственного социального университета: Красноярск. - Красноярск, 2006.

3. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. - М.: Ключ-С, 1998. - С. 66.

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

© Кифа Л.Л.*

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

В статье проведен анализ дефиниции «компетенция», на основе которого было сформулировано определение технологической компетентности студента-менеджера по персоналу и ее структура.

* Старший преподаватель кафедры «Менеджмент организации», соискатель ученой степени кандидата педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.