Научная статья на тему 'Личностная компетентность студентов педагогического вуза: сущностные характеристики'

Личностная компетентность студентов педагогического вуза: сущностные характеристики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1835
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ / PERSONALITY COMPETENCE / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL QUALITIES / PERSONALITY MODEL OF A FUTURE SPECIALIST IN EDUCATION SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синенко Татьяна Николаевна

Дается теоретический анализ понятия «личностная компетентность» будущего специалиста сферы образования. Проанализированы подходы российских и зарубежных ученых к построению модели личности будущего специалиста сферы образования. Выделены четыре блока профессионально значимых личностных качеств, составляющих личностную компетентность будущего специалиста сферы образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality competence of Pedagogical University students: common characteristics

There is given a theoretical analysis of the notion "personality competence" of a Pedadogical University student. There are discussed Russian and abroad scientists' theories about the personality model of a future specialist in education sphere. Four blocks of professional and personal qualities that form the personality competence of a future specialist in education sphere are described

Текст научной работы на тему «Личностная компетентность студентов педагогического вуза: сущностные характеристики»

непрерывное профессиональное образование

Т.Н. СИНЕНКО (Волгоград)

личностная компетентность студентов педагогического вуза: сущностные характеристики

Дается теоретический анализ понятия «личностная компетентность» будущего специалиста сферы образования. Проанализированы подходы российских и зарубежных ученых к построению модели личности будущего специалиста сферы образования. Выделены четыре блока профессионально значимых личностных качеств, составляющих личностную компетентность будущего специалиста сферы образования.

Ключевые слова: личностная компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, профессионально значимые качества, модель личности будущего специалиста сферы образования.

Для достижения поставленных перед системой образования целей необходимо, чтобы преподаватель обладал не только профессиональной, но и личностной компетентностью. очевидно, что образование не сводится только к получению знаний, умений, навыков в избранной сфере деятельности (т.е. приобретению профессиональных компетенций). Полноценное педагогическое образование обязательно стремится развить такие основополагающие характеристики, как профессиональное самосознание, рефлексия, эмпатия, доброта, ответственность, гражданственность, справедливость и др. С одной стороны, профессионально значимые качества личности являются основой для профессионального становления специалиста сферы образования в начале его обучения в вузе, с другой стороны, они же выступают в качестве результата (пусть и промежуточного на пути дальнейшего профессионального становления и совершенствования) по окончании высшего учебного заведения.

Профессионально значимые качества личности и составляют личностную компетентность специалиста сферы образования, благодаря которым возможны как индивидуальный стиль преподавания, так и становление педагогического мастерства. Проанализировав определения понятий «компетенция» и «компетентность» в работах российских ученых (А. вербицкий, Е.Н. огарев, в.в. Сериков), мы пришли к выводу о том, что понятие «компетенция» связано с наличием определенных знаний, умений, навыков, соответствующих образовательному стандарту по определенной специальности (т.е. носит обезличенный характер, оно нейтрально и подразумевает владение набором функциональных характеристик, необходимых для выполнения определенного рода деятельности), в то время как понятие «компетентность» характеризуется наличием у специалиста таких качеств, как ответственность, стремление к совершенствованию, постоянному саморазвитию, выработке индивидуального стиля деятельности и, как следствие, к высокому профессионализму. Таким образом, компетентность имеет индивидуальный, личностный характер. Более того, личностная компетентность является стержневой, пронизывающей профессиональную компетентность специалиста, структурой и, следовательно, служит своеобразным каркасом для становления профессионально значимых качеств. в исследованиях российских ученых мы не встретили описания личностной компетентности будущего специалиста сферы образования. Учитывая важность данного вопроса, мы обратились к работам зарубежных исследователей (СшА, Канада, великобритания, германия, Австрия), чтобы проанализировать смысл, вкладываемый учеными различных стран в понятие «личностная компетентность».

Необходимо отметить тот факт, что термин «компетентность» первоначально был введен в СшА для того, чтобы описать те поведенческие особенности человека, которые способствуют его успешности. впервые термин появился благодаря White (1959),

© Синенко Т.Н., 2009

позднее, в 1973 г., понятие компетентности получило широкое распространение в работах последователя White, профессора психологии D. McClelland (1917 - 1998).

McClelland в 1956 - 1998 гг. работал над созданием тестов, предназначенных для определения тех характеристик человека, которые способствуют эффективному выполнению работы и успешности человека [6], и пришел к выводу о том, что компетенции являются поведенческими характеристиками; он предполагал, что интеллект и индивидуальность возможно формировать в процессе обучения и развития, при этом особое внимание ученый уделял роли мотивации. Из этого можно сделать вывод, что в СшА получил распространение поведенческий подход к определению личностной компетентности.

В Великобритании при разработке модели профессиональной компетентности

G. Cheetham и G. Chivers [7] в 1996 г. выделили пять категорий компетенций, а именно: когнитивные, функциональные, этическая, метакомпетенции и личностные. Под личностными компетенциями исследователи понимают наиболее устойчивые характеристики личности, способствующие эффективному выполнению работы. Позднее, в 2000 г., этическая компетенция также была отнесена к личностным, что значительно расширило понятие «личностная компетентность», т.к. теперь данное понятие стало включать следующие личностные характеристики специалиста: личное мнение, профессиональные ценности специалиста и способность принимать основанные на них решения в ходе возникающих рабочих ситуаций. Таким образом, в Великобритании понятие личностной компетентности специалиста включает в себя не только поведенческие характеристики специалиста, необходимые для успешного выполнения работы, но и ценностные основания профессиональной деятельности наряду с когнитивной компетенцией (связанной, например, с принятием решений).

В связи с переходом немецкой системы образования (1996 г.) на новые учебные планы, которые были разработаны на основе компетентностного подхода, была предложена новая компетентностная модель образования. В Германии принято выделять так называемые «компетенции действия», социальные и личностные компетенции. Личностные компетенции включают в себя готовность и способность понимать, анализи-

ровать возможные пути развития, требования и ограничения в личной, трудовой и общественной жизни, совершенствовать собственные навыки, реализовывать их в жизни. Человек наряду с вышеперечисленными характеристиками, профессиональными и этическими ценностями должен обладать такими личностными компетенциями, как независимость, критические способности, уверенность в себе, надежность, чувство долга.

Австрийская квалификационная система во многом подобна системе Германии. Компетенции подразделяют на когнитивные, социальные и личностные. Под личностными компетенциями в Австрии принято понимать не только поведенческие особенности и ценностные основания, но и способности к саморазвитию, готовность к совершенствованию навыков, мотивацию, отношения (необходимые как на работе, так и в социуме).

Российский исследователь А.К. Маркова [4] рассматривает компетентность как индивидуальную характеристику, степень соответствия человека требованиям профессии, способность и умение выполнять трудовые обязанности и выделяет следующие виды профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную и индивидуальную. При этом в понятие личностной компетентности входят следующие характеристики: владение опытом личностной саморегуляции, приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности.

Е.И. Сахарчук [3] в качестве инвариантных признаков профессиональноличностной компетентности специалиста сферы образования называет мотивированное стремление к непрерывному профессионально-личностному образованию, профессионально-нравственные ценности, системное видение педагогической реальности, креативность и профессионально-личностную рефлексию. Размышляя о вопросах моделирования педагогической компетенции, В.Н. Введенский [2: 51] рассматривает компетентность в качестве некой личностной характеристики и отмечает тот факт, что в педагогической науке данное понятие трактуется как 1) совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; 2) объем навыков выполнения задачи; 3) комбинация личностных качеств и свойств; 4) ком-

плекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; 5) вектор профессионализации; 6) единство теоретической и практической готовности к труду; 7) способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др.

Как видно из приведенных выше определений, российские ученые связывают понятие личностной компетентности не только с поведенческими характеристиками, но еще и со здоровьесберегающими навыками и психологической грамотностью, направленными на противостояние деформациям личности. Личностная компетентность особенно актуальна в связи с таким понятием, как «пожизненное образование», распространение которого ведет к неформальному обучению. Появление европейской системы аккредитации навыков и карты личностных навыков (Personal Skills Card) продиктовано необходимостью проверки приобретенных навыков, особенно в условиях академической мобильности студентов и педагогического состава, претворения в жизнь положений Болонской декларации.

Следовательно, для достижения поставленных перед системой образования целей необходимо, чтобы преподаватель обладал не только профессиональной, но и личностной компетентностью. В этой связи нам необходимо рассмотреть существующие модели личности будущего специалиста, в том числе и сферы образования.

В так называемой «айсберговой» модели последователей профессора McClelland, представителей американской научной школы L.M. и S.M. Spencer [8], предпринявших попытку проанализировать личностную компетентность, на «вершине айсберга» - инструментальные знания и навыки, необходимые для выполнения определенных трудовых функций. На втором уровне данной модели - промежуточные умения (социальные и коммуникативные, умение ориентироваться в организационной среде). На третьем уровне модели - нормы, ценности, стандарты поведения, моральные критерии и владение правилами этикета. На четвертом (базовом) уровне «айсберговой» модели - личностные характеристики, а именно: энтузиазм, мотивы и самооценка. Авторы данной модели подчеркивают, что чем более значимой является та или иная составляющая компетентности, тем больше труда потребуется затратить на ее формирование.

Н.К. Сергеев [5], рассматривая модель выпускника педагогического вуза, выделяет следующее «единство личностных блоков»: 1) мировоззренческие установки и нравственные качества, которые определяют «мотивационное ядро» не только профессионально-педагогической, но и познавательной направленности специалиста сферы образования; 2) способности, необходимые для становления индивидуального педагогического стиля (эмоциональность, стиль общения и др.); 3) система умений и навыков будущего педагога, необходимых для развития личности учащегося; 4) знания как научная картина мира, способствующая становлению личности школьника.

В основе модели развития личности учителя, предложенной М.Н. Мироновой (1998), находится смысловая вертикаль. Проекция личности представлена в виде спирали, помещенной в пространство таких плоскостей, как личностно-смысловое самосознание и личностная негэнтропия. Необходимо заметить, что направление оси спирали совпадает с направлением оси координат «личностные смыслы» [1:150].

Следовательно, многое зависит от профессиональной позиции педагога, его мотивации деятельности, педагогической направленности, способностей к самосовершенствованию и самореализации, профессионально значимых личностных качеств и, конечно же, степени сформированности личностной компетентности будущего специалиста сферы образования. Для того чтобы формировать личностную компетентность, необходимо выявить профессионально значимые качества, которые входят в данную компетентность. С этой целью мы изучили работы ряда исследователей, а именно: В.А. Сластенина, Д.А. Иванова, В.В. Кра-евского, А.В. Хуторского, В.В. Серикова, Г.В. Сорокиной, О.А. Лапиной, Н.Н. Пя-душкиной, Н.Б. Энкельманна, а также доклад «Расширение возможностей и развитие способностей молодежи. Новые задачи среднего образования» (США) и др. В результате анализа нами были выявлены четыре блока личностных качеств, входящих в личностную компетентность специалиста сферы образования, а именно:

• общечеловеческие ценности (высокая нравственность, справедливость, честность, беспристрастность, любовь к детям, стремление к духовному и интеллектуальному саморазвитию и пр.);

• качества, характеризующие педагога как психологически грамотного человека (навыки самопознания и самоконтроля, плодотворного общения, т.е. межличностного взаимодействия, коммуникативной гибкости, работы в сотрудничестве, здоровьесберегающее поведение);

• качества, способствующие самоактуализации личности (стремление к духовному и интеллектуальному саморазвитию, самопознанию; самокритичность и стремление к самообразованию);

• качества, обеспечивающие устойчивую профессиональную позицию педагога (мотивация, инициативность, креативность, способность отстаивать свою позицию, закрывать «образовательные бреши», требовательность, чувство собственного достоинства, стремление к самообразованию).

Наше исследование показало, что последний из вышеуказанных блоков личностных качеств является своеобразным связующим звеном между личностной и профессиональной компетентностью будущего специалиста сферы образования. Профессионально значимые личностные качества, обеспечивающие устойчивую профессиональную позицию будущего педагога, позволяют выработать индивидуальный стиль преподавания, более быстро адаптироваться к изменяющимся условиям работы, противостоять деформациям личности, т.е. способствуют становлению компетентного специалиста сферы образования.

Литература

1. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: монография. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006. 237 с.

2. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С.51 - 55.

3. Сахарчук Е.И. Управление качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный подход: монография. Волгоград: Перемена, 2003. 260 с.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 190 с.

5. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов. (Вопросы теории): монография: СПб.; Волгоград: Перемена, 1997. 166 с.

6. Testing for competence rather than for «intelligence» // American Psychologist. 1973. № 28. P. 1 - 14.

7. Cheetham G. Chivers. G. Towards a holistic model of professional competence // Journal of European Industrial Training. 1996. № 20(5). P. 20 - 30.

8. Spencer Lyle M., Spenser Signe M. Competence at work, model for superior performance. USA: John Wiley & Sons, Inc., 1993.

Personality competence of Pedagogical University students: common characteristics

There is given a theoretical analysis of the notion “personality competence” of a Pedadogical University student. There are discussed Russian and abroad scientists ’ theories about the personality model of a future specialist in education sphere. Four blocks of professional and personal qualities that form the personality competence of a future specialist in education sphere are described.

Key words: personality competence, competence, professional competence, professional qualities, personality model of a future specialist in education sphere.

Л.В. ПОЛЯКОВА (Волгоград)

теоретические основы подготовки будущего учителя к формированию педагогической культуры родителей

Дано определение понятия «педагогическая культура родителей», обоснована необходимость подготовки будущего учителя к формированию педагогической культуры родителей, выделены структурные компоненты профессиональной готовности будущего учителя к такому виду деятельности.

Ключевые слова: культура, педагогическая культура родителей, готовность учителя к формированию педагогической культуры родителей.

В связи с переоценкой ценностей на современном этапе изменились задачи не только школьного, но и семейного воспитания. Современная семья оказалась дезориентированной относительно своей роли

© Полякова Л.В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.