УДК 159.9+316.6
Т. Г. Богачева
аспирант кафедры психологии личности и специальной психологии
ФГБОУВПО «Новосибирский государственный
педагогический университет»
К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
В статье проводится анализ понятия «коммуникативная социальная компетентность». Рассмотрены структура и содержание коммуникативной и социальной компетентностей в их интегративном взаимодействии. В структуре коммуникативной социальной компетентности как в интегративном личностном образовании выделяются два аспекта: во-первых, проявление коммуникативной компетентности непосредственно в общении и коммуникативном поведении человека; во-вторых, наличие коммуникативных ценностей, потребностей субъекта в общении, т.е. личностных особенностей.
Ключевые слова: коммуникация, компетентность, личность, общение, социально-коммуникативный, психолого-педагогический.
Коммуникативная социальная компетентность - понятие редкое в психолого-педагогической литературе, новое как в научной отечественной, так и зарубежной литературе. Социальный интеллект, социальная компетентность, компетентность в общении, коммуникативная компетентность - отсутствие единого понимания понятий коммуникативной и социальной компетентности, то есть «понятийный полиморфизм», в исследовательском проблемном поле «личность и общение» приводит к тому, что в литературе появляется много формулировок данных понятий. Так, Т.В. Калугина, педагог-психолог, в своей статье «Возможности сказкотерапии в развитии коммуникативно-социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста» дает совершенно иную формулировку, но расшифровки понятия не приводит [5]. Чаще всего в зарубежной, а также отечественной литературе распространено понятие социально-коммуникативной компетентности. Тот факт, что коммуникативную и социальную компетентность зачастую приводят в одной связке, вызывает в итоге, с одной стороны, много трудностей и сомнений в понимании и формулировке понятия, с другой стороны,
6
это указывает на то, что данные понятия соотносятся друг с другом, сохраняя автономность.
Термин «коммуникативная компетентность» не нов в психолого-педагогической литературе. Анализ научной литературы показывает, что вопрос о сущности данного научного понятия не решен в науке однозначно, несмотря на интерес к этой проблеме в последние пятнадцать лет и исследования в этой области (С.А. Беличева, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, М.П. Гурьянова, И.Г. Зайнышев, И.А. Зимняя, Н.П. Клушина, Н.Д. Павленок, В.А. Сластенин, Т.В. Черникова, Н.Б. Шмелева, В.Н. Ярская-Смирнова, Н.Н. Волоскова, Д.А. Карпенко и др.).
В широком смысле под коммуникативной компетентностью понимается определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и в обществе [2]. В психолого-педагогической литературе даются разные определения компетентности - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса (Савельева Н.Н., 1995); способность к осуществлению коммуникации в разных речевых сферах, способность к активному взаимодействию с другими речевыми субъектами и т.д. [8]; социально-психологическое понятие, означающее совокупность знаний, умений и навыков общения с людьми [7]; основывающаяся на знании закономерностей, принципов и техник общения, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика, сложная, системно-организованная, актуальная, формируемая личностными качествами человека, позволяющими ему самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные коммуникативные действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия в профессиональной деятельности [9]; владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии (Куницына В.Н., 2001).
Таким образом, исходя из разнообразия приведенных определений коммуникативной компетентности, общим для всех является следующее: в ее структуре как в интегративном личностном образовании авторы выделяют два
7
аспекта: во-первых, проявление коммуникативной компетентности непосредственно в общении и коммуникативном поведении человека; во-вторых, наличие коммуникативных ценностей, потребность субъекта в общении, т.е. личностных особенностей. В первом аспекте можно выделить два подуровня: непосредственно действия в акте коммуникации (умения и навыки общения) и знания о процессе и закономерностях вербального и невербального общения, о коммуникативных свойствах себя и других.
Понятие социальной компетентности наиболее часто распространено в научной психологической отечественной и зарубежной литературе. Данное понятие также рассматривалось философскими и педагогическими течениями новейшего времени. Интерес к социальной компетентности возрос еще в XIX веке, когда все направления русской философии, педагогики и психологии в той или иной степени рассматривали данную проблему. Здесь также присутствует «научный полиморфизм» в определении и понимании понятия. Следует отметить, что понимание социальной компетентности заметно отличается в зарубежной и отечественной литературе. За рубежом научное сообщество склонно сводить социальную компетентность к производному от социального интеллекта, отечественные ученые рассматривают данное понятие несколько шире.
Анализируя отечественную психолого-педагогическую литературу, можно
отметить, что авторы приводят следующие дефиниции социальной
компетентности: интегративное личностное образование, включающее знания
об устройстве общества, функционировании социальных институтов,
социальных структурах, социальных процессах, протекающих в обществе;
знание обычаев, традиций, законов в различных сферах общественной жизни;
также знания и представления человека о себе как социальном субъекте, знание
ролевых требований и ожиданий; умения, навыки (ролевого поведения и
эффективного социального взаимодействия, владение средствами вербальной и
невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе
общения) и способности, формирующиеся в процессе социализации и
позволяющие человеку адекватно адаптироваться в социальной среде и
эффективно взаимодействовать с социальным окружением (Самсонова Т.И.,
2008); интегративное личностное образование, объединяющее когнитивно-
поведенческую образующую, включающую знания об обществе, самом себе в
обществе и навыки социального поведения, обеспечивающие успех в социально
значимой деятельности, и мотивационно-личностную образующую,
закрепленную в мотивах и ценностях самореализации личности в обществе и
8
личностных свойствах, обеспечивающих самореализацию [4]; целостное интегративное качество, позволяющее человеку быть эффективным в его жизнедеятельности, состоящее из трех компонентов: когнитивного - владение социальными знаниями и социальными навыками, поведенческого - умение решать профессиональные задачи с учетом личностного и социального опыта, готовность к совместной деятельности и мотивационного - стремление к удовлетворению социальных потребностей личностного роста, самосовершенствованию и самоактуализации одновременно с потребностью в результативности деятельности [3]; целостное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением (Маслова И. А., 2006).
Сущностный анализ понятий коммуникативной и социальной компетентности показывает, что существует определенная органичная связность данных понятий, хотя сам факт наличия обеих компетентностей подтверждает момент их различения. Основание, по которому авторы разграничивают понятия, определить достаточно трудно. Так, в понятии коммуникативной компетентности делается акцент на коммуникативный акт взаимодействия: владение вербальным и невербальным языком общения, знание коммуникационных средств передачи информации, навыки речевого и неречевого общения. В понятии социальной компетентности акцент смещается на социальный контекст ситуации: знание социальных правил, норм общения, позволяющих человеку адаптироваться в окружающей среде и эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Сложность различения понятий можно выразить в следующем противоречии: как в любом межличностном коммуникативном акте присутствует социальный контекст, так социальный аспект легко обнаружим в любом коммуникативном акте общения.
В связи с этим, в частности, Е.Е. Богданова (2007) предлагает, вследствие органической связности интерперсонального взаимодействия с социальным контекстом его реализации, в качестве наиболее корректного варианта обозначать коммуникативную и социальную компетентность понятием «социально-коммуникативная компетентность». В сравнении с часто используемыми терминами данное понятие более точно отражает реалии бытия субъектов, опосредованных общением различных видов профессиональной деятельности, поскольку подразумевает компетентность личности не только в ситуациях непосредственного межличностного контакта, но и в вопросах
9
регуляции функционирования и развития социальных процессов и систем, в контексте которых и осуществляется интерперсональное общение [1].
Исходя из того, что большинство авторов считают, что любая компетентность включает эмоционально-мотивационный, когнитивный, поведенческий компоненты, можно сделать вывод: коммуникативная социальная компетентность - это относительно стабильное, интегративное личностное качество, включающее социальную и коммуникативную компетенции и позволяющее индивиду в рамках способности к самоорганизации успешно и эффективно функционировать и взаимодействовать в обществе как в индивидуальном, так и социально-профессиональном плане, учитывая ситуационную специфику. Поскольку понятия «компетентность» и «компетенция» следует различать по основанию «актуальное-потенциальное», говорить о компетентности является справедливым в случае осуществления практической реализации компетенции. Но так как цель данной статьи - отразить сущность понятия коммуникативной социальной компетентности, то целесообразнее всего это сделать, исходя из целостного (гипотетического) понимания коммуникативной социальной компетентности как таковой, содержанием которой являются пока еще не реализованные коммуникативная и социальная компетенции.
Структуру коммуникативной компетенции составляют компоненты:
• когнитивный: знаю что? - виды, процесс и закономерности общения, коммуникативного поведения, средства вербального и невербального общения, виды коммуникативных барьеров и как? протекает коммуникативный акт в различных ситуациях межличностного, социально-профессионального общения, модели индивидуального поведения;
• эмоционально-мотивационный: потребность в общении, коммуникативные ценности, мотивы к положительному общению, мотивация к развитию компетентности; личностные качества и свойства: способности интеллектуальные, направленность, установки, эмоциональная стабильность, независимость, активность, чувствительность, открытость, уверенность, рефлексивность, самооценка, способность к саморегуляции, ценностные ориентации;
• поведенческий: навыки, умения успешного и эффективного коммуникативного общения, применяемые вербально и невербально с учетом ситуации, в которой происходит взаимодействие.
В структуру социальной компетенции также входят компоненты:
• когнитивный: знаю что? и как? - знания об устройстве общества, функционировании социальных институтов, социальных структурах, социальных процессах, протекающих в обществе, знание обычаев, традиций, законов в различных сферах общественной жизни; также знания и представления человека о действительности и о себе как социальном субъекте, знание ролевых требований и ожиданий;
• эмоционально-мотивационный: индивидуальный комплекс черт характера, мотивы и ценности самореализации личности в обществе и личностные свойства, обеспечивающие самореализацию, способности, формирующиеся в процессе социализации, субъективная готовность к самоопределению, готовность к совместной деятельности, стремление к удовлетворению социальных потребностей личностного роста, стремление к самосовершенствованию и самоактуализации одновременно с потребностью в результативности деятельности;
• поведенческий: умения, навыки ролевого поведения и эффективного социального взаимодействия, владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения, умение анализировать жизненные ситуации в аспекте деятельности социальных институтов и учреждений, умение решать профессиональные задачи с учетом личностного и социального опыта, способствующие, с одной стороны, успешному процессу социализации, социальной адаптации и эффективному взаимодействию с окружающей средой, а также интеграции в обществе; с другой - самореализации, самосовершенствованию личности.
В настоящее время при сущностном определении любого вида компетентности говорится об интегративном, относительно стабильном личностном качестве, позволяющем человеку в рамках самоорганизующей способности самостоятельно, творчески действовать, эффективно использовать многозначные речевые возможности, стили поведения и практические действия. В этом смысле слово «компетентность» произвело фурор в области современных идей по развитию, диагностике и тренировке компетентности.
Список литературы
1. Богданова Е.Е. Динамика личностных ограничений социально-коммуникативной компетентности на начальном этапе профессионального становления (на примере профессии медицинской сестры): автореф. дис. ...канд. психол. Краснодар, 2007. С.28.
2. Воронин В.В,. Сысоенко А.Н. Развитие коммуникативной компетентности управленца средствами акмеологического тренинга. М.: Lege Artis, 2004. 56 с.
11
3. Жиганов Б.А. О роли социальной компетентности в повышении эффективности управленческих кадров в сфере образования: автореф. дис. ... канд. психол. М., 2007. 22с.
4. Калинина Н.В. Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьников: автореф. ... д-ра психол. наук. Самара, 2006. С. 42.
5. Калугина Т.В. Возможности сказкотерапии в развитии коммуникативно-социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста // http://pedsowet.perm.ru/_pdocs/393.doc 1.07.07.
6. Краснокутская С.Н. Анализ состояния проблемы социальной компетентности в отечественной и зарубежной литературе // http://abiturient.ncstu.ru/Science/articles/hs/13/24.pdf/file_ download 1. 04. 09.
7. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник : в 2 ч. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Ч.1.
304 с.
8. Покусаева Т.Н. Метод творческих проектов как одна из технологий формирования коммуникативной компетентности // Материалы региональной научно-практической конференции. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного института повышения работников образования, 2004. 178 с.
9. Расторгуева Ю.П. Личностная обусловленность развития коммуникативной компетентности у студентов - будущих специалистов по социальной работе: автореф. дис. ... канд. психол.наук. Краснодар, 2007. 22 с.