Научная статья на тему 'К вопросу о коммуникативной социальной компетентности'

К вопросу о коммуникативной социальной компетентности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
891
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ / THE COMMUNICATIONS / COMPETENCE / THE PERSON / DIALOGUE / SOCIALLY-COMMUNICATIVE / PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богачева Татьяна Геннадьевна

В статье проводится анализ понятия «коммуникативная социальная компетентность». Рассмотрены структура и содержание коммуникативной и социальной компетентностей в их интегративном взаимодействии. В структуре коммуникативной социальной компетентности как в интегративном личностном образовании выделяются два аспекта: во-первых, проявление коммуникативной компетентности непосредственно в общении и коммуникативном поведении человека; во-вторых, наличие коммуникативных ценностей, потребностей субъекта в общении, т.е. личностных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON COMMUNICATIVE SOCIAL COMPETENCE

In paper the author researches the concept «communicative social competence» and the structure and the maintenance of communicative and social competences in their integrative interaction. There are two aspects in structure of communicative social competence as in integrative personal formation: first, display of communicative competence in dialogue and communicative behaviour of the person; secondly, presence of communicative values, needs of the subject for dialogue, i.e. personal features.

Текст научной работы на тему «К вопросу о коммуникативной социальной компетентности»

УДК 159.9+316.6

Т. Г. Богачева

аспирант кафедры психологии личности и специальной психологии

ФГБОУВПО «Новосибирский государственный

педагогический университет»

К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

В статье проводится анализ понятия «коммуникативная социальная компетентность». Рассмотрены структура и содержание коммуникативной и социальной компетентностей в их интегративном взаимодействии. В структуре коммуникативной социальной компетентности как в интегративном личностном образовании выделяются два аспекта: во-первых, проявление коммуникативной компетентности непосредственно в общении и коммуникативном поведении человека; во-вторых, наличие коммуникативных ценностей, потребностей субъекта в общении, т.е. личностных особенностей.

Ключевые слова: коммуникация, компетентность, личность, общение, социально-коммуникативный, психолого-педагогический.

Коммуникативная социальная компетентность - понятие редкое в психолого-педагогической литературе, новое как в научной отечественной, так и зарубежной литературе. Социальный интеллект, социальная компетентность, компетентность в общении, коммуникативная компетентность - отсутствие единого понимания понятий коммуникативной и социальной компетентности, то есть «понятийный полиморфизм», в исследовательском проблемном поле «личность и общение» приводит к тому, что в литературе появляется много формулировок данных понятий. Так, Т.В. Калугина, педагог-психолог, в своей статье «Возможности сказкотерапии в развитии коммуникативно-социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста» дает совершенно иную формулировку, но расшифровки понятия не приводит [5]. Чаще всего в зарубежной, а также отечественной литературе распространено понятие социально-коммуникативной компетентности. Тот факт, что коммуникативную и социальную компетентность зачастую приводят в одной связке, вызывает в итоге, с одной стороны, много трудностей и сомнений в понимании и формулировке понятия, с другой стороны,

6

это указывает на то, что данные понятия соотносятся друг с другом, сохраняя автономность.

Термин «коммуникативная компетентность» не нов в психолого-педагогической литературе. Анализ научной литературы показывает, что вопрос о сущности данного научного понятия не решен в науке однозначно, несмотря на интерес к этой проблеме в последние пятнадцать лет и исследования в этой области (С.А. Беличева, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, М.П. Гурьянова, И.Г. Зайнышев, И.А. Зимняя, Н.П. Клушина, Н.Д. Павленок, В.А. Сластенин, Т.В. Черникова, Н.Б. Шмелева, В.Н. Ярская-Смирнова, Н.Н. Волоскова, Д.А. Карпенко и др.).

В широком смысле под коммуникативной компетентностью понимается определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и в обществе [2]. В психолого-педагогической литературе даются разные определения компетентности - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса (Савельева Н.Н., 1995); способность к осуществлению коммуникации в разных речевых сферах, способность к активному взаимодействию с другими речевыми субъектами и т.д. [8]; социально-психологическое понятие, означающее совокупность знаний, умений и навыков общения с людьми [7]; основывающаяся на знании закономерностей, принципов и техник общения, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика, сложная, системно-организованная, актуальная, формируемая личностными качествами человека, позволяющими ему самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные коммуникативные действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия в профессиональной деятельности [9]; владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии (Куницына В.Н., 2001).

Таким образом, исходя из разнообразия приведенных определений коммуникативной компетентности, общим для всех является следующее: в ее структуре как в интегративном личностном образовании авторы выделяют два

7

аспекта: во-первых, проявление коммуникативной компетентности непосредственно в общении и коммуникативном поведении человека; во-вторых, наличие коммуникативных ценностей, потребность субъекта в общении, т.е. личностных особенностей. В первом аспекте можно выделить два подуровня: непосредственно действия в акте коммуникации (умения и навыки общения) и знания о процессе и закономерностях вербального и невербального общения, о коммуникативных свойствах себя и других.

Понятие социальной компетентности наиболее часто распространено в научной психологической отечественной и зарубежной литературе. Данное понятие также рассматривалось философскими и педагогическими течениями новейшего времени. Интерес к социальной компетентности возрос еще в XIX веке, когда все направления русской философии, педагогики и психологии в той или иной степени рассматривали данную проблему. Здесь также присутствует «научный полиморфизм» в определении и понимании понятия. Следует отметить, что понимание социальной компетентности заметно отличается в зарубежной и отечественной литературе. За рубежом научное сообщество склонно сводить социальную компетентность к производному от социального интеллекта, отечественные ученые рассматривают данное понятие несколько шире.

Анализируя отечественную психолого-педагогическую литературу, можно

отметить, что авторы приводят следующие дефиниции социальной

компетентности: интегративное личностное образование, включающее знания

об устройстве общества, функционировании социальных институтов,

социальных структурах, социальных процессах, протекающих в обществе;

знание обычаев, традиций, законов в различных сферах общественной жизни;

также знания и представления человека о себе как социальном субъекте, знание

ролевых требований и ожиданий; умения, навыки (ролевого поведения и

эффективного социального взаимодействия, владение средствами вербальной и

невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе

общения) и способности, формирующиеся в процессе социализации и

позволяющие человеку адекватно адаптироваться в социальной среде и

эффективно взаимодействовать с социальным окружением (Самсонова Т.И.,

2008); интегративное личностное образование, объединяющее когнитивно-

поведенческую образующую, включающую знания об обществе, самом себе в

обществе и навыки социального поведения, обеспечивающие успех в социально

значимой деятельности, и мотивационно-личностную образующую,

закрепленную в мотивах и ценностях самореализации личности в обществе и

8

личностных свойствах, обеспечивающих самореализацию [4]; целостное интегративное качество, позволяющее человеку быть эффективным в его жизнедеятельности, состоящее из трех компонентов: когнитивного - владение социальными знаниями и социальными навыками, поведенческого - умение решать профессиональные задачи с учетом личностного и социального опыта, готовность к совместной деятельности и мотивационного - стремление к удовлетворению социальных потребностей личностного роста, самосовершенствованию и самоактуализации одновременно с потребностью в результативности деятельности [3]; целостное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением (Маслова И. А., 2006).

Сущностный анализ понятий коммуникативной и социальной компетентности показывает, что существует определенная органичная связность данных понятий, хотя сам факт наличия обеих компетентностей подтверждает момент их различения. Основание, по которому авторы разграничивают понятия, определить достаточно трудно. Так, в понятии коммуникативной компетентности делается акцент на коммуникативный акт взаимодействия: владение вербальным и невербальным языком общения, знание коммуникационных средств передачи информации, навыки речевого и неречевого общения. В понятии социальной компетентности акцент смещается на социальный контекст ситуации: знание социальных правил, норм общения, позволяющих человеку адаптироваться в окружающей среде и эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Сложность различения понятий можно выразить в следующем противоречии: как в любом межличностном коммуникативном акте присутствует социальный контекст, так социальный аспект легко обнаружим в любом коммуникативном акте общения.

В связи с этим, в частности, Е.Е. Богданова (2007) предлагает, вследствие органической связности интерперсонального взаимодействия с социальным контекстом его реализации, в качестве наиболее корректного варианта обозначать коммуникативную и социальную компетентность понятием «социально-коммуникативная компетентность». В сравнении с часто используемыми терминами данное понятие более точно отражает реалии бытия субъектов, опосредованных общением различных видов профессиональной деятельности, поскольку подразумевает компетентность личности не только в ситуациях непосредственного межличностного контакта, но и в вопросах

9

регуляции функционирования и развития социальных процессов и систем, в контексте которых и осуществляется интерперсональное общение [1].

Исходя из того, что большинство авторов считают, что любая компетентность включает эмоционально-мотивационный, когнитивный, поведенческий компоненты, можно сделать вывод: коммуникативная социальная компетентность - это относительно стабильное, интегративное личностное качество, включающее социальную и коммуникативную компетенции и позволяющее индивиду в рамках способности к самоорганизации успешно и эффективно функционировать и взаимодействовать в обществе как в индивидуальном, так и социально-профессиональном плане, учитывая ситуационную специфику. Поскольку понятия «компетентность» и «компетенция» следует различать по основанию «актуальное-потенциальное», говорить о компетентности является справедливым в случае осуществления практической реализации компетенции. Но так как цель данной статьи - отразить сущность понятия коммуникативной социальной компетентности, то целесообразнее всего это сделать, исходя из целостного (гипотетического) понимания коммуникативной социальной компетентности как таковой, содержанием которой являются пока еще не реализованные коммуникативная и социальная компетенции.

Структуру коммуникативной компетенции составляют компоненты:

• когнитивный: знаю что? - виды, процесс и закономерности общения, коммуникативного поведения, средства вербального и невербального общения, виды коммуникативных барьеров и как? протекает коммуникативный акт в различных ситуациях межличностного, социально-профессионального общения, модели индивидуального поведения;

• эмоционально-мотивационный: потребность в общении, коммуникативные ценности, мотивы к положительному общению, мотивация к развитию компетентности; личностные качества и свойства: способности интеллектуальные, направленность, установки, эмоциональная стабильность, независимость, активность, чувствительность, открытость, уверенность, рефлексивность, самооценка, способность к саморегуляции, ценностные ориентации;

• поведенческий: навыки, умения успешного и эффективного коммуникативного общения, применяемые вербально и невербально с учетом ситуации, в которой происходит взаимодействие.

В структуру социальной компетенции также входят компоненты:

• когнитивный: знаю что? и как? - знания об устройстве общества, функционировании социальных институтов, социальных структурах, социальных процессах, протекающих в обществе, знание обычаев, традиций, законов в различных сферах общественной жизни; также знания и представления человека о действительности и о себе как социальном субъекте, знание ролевых требований и ожиданий;

• эмоционально-мотивационный: индивидуальный комплекс черт характера, мотивы и ценности самореализации личности в обществе и личностные свойства, обеспечивающие самореализацию, способности, формирующиеся в процессе социализации, субъективная готовность к самоопределению, готовность к совместной деятельности, стремление к удовлетворению социальных потребностей личностного роста, стремление к самосовершенствованию и самоактуализации одновременно с потребностью в результативности деятельности;

• поведенческий: умения, навыки ролевого поведения и эффективного социального взаимодействия, владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения, умение анализировать жизненные ситуации в аспекте деятельности социальных институтов и учреждений, умение решать профессиональные задачи с учетом личностного и социального опыта, способствующие, с одной стороны, успешному процессу социализации, социальной адаптации и эффективному взаимодействию с окружающей средой, а также интеграции в обществе; с другой - самореализации, самосовершенствованию личности.

В настоящее время при сущностном определении любого вида компетентности говорится об интегративном, относительно стабильном личностном качестве, позволяющем человеку в рамках самоорганизующей способности самостоятельно, творчески действовать, эффективно использовать многозначные речевые возможности, стили поведения и практические действия. В этом смысле слово «компетентность» произвело фурор в области современных идей по развитию, диагностике и тренировке компетентности.

Список литературы

1. Богданова Е.Е. Динамика личностных ограничений социально-коммуникативной компетентности на начальном этапе профессионального становления (на примере профессии медицинской сестры): автореф. дис. ...канд. психол. Краснодар, 2007. С.28.

2. Воронин В.В,. Сысоенко А.Н. Развитие коммуникативной компетентности управленца средствами акмеологического тренинга. М.: Lege Artis, 2004. 56 с.

11

3. Жиганов Б.А. О роли социальной компетентности в повышении эффективности управленческих кадров в сфере образования: автореф. дис. ... канд. психол. М., 2007. 22с.

4. Калинина Н.В. Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьников: автореф. ... д-ра психол. наук. Самара, 2006. С. 42.

5. Калугина Т.В. Возможности сказкотерапии в развитии коммуникативно-социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста // http://pedsowet.perm.ru/_pdocs/393.doc 1.07.07.

6. Краснокутская С.Н. Анализ состояния проблемы социальной компетентности в отечественной и зарубежной литературе // http://abiturient.ncstu.ru/Science/articles/hs/13/24.pdf/file_ download 1. 04. 09.

7. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник : в 2 ч. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Ч.1.

304 с.

8. Покусаева Т.Н. Метод творческих проектов как одна из технологий формирования коммуникативной компетентности // Материалы региональной научно-практической конференции. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного института повышения работников образования, 2004. 178 с.

9. Расторгуева Ю.П. Личностная обусловленность развития коммуникативной компетентности у студентов - будущих специалистов по социальной работе: автореф. дис. ... канд. психол.наук. Краснодар, 2007. 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.