Научная статья на тему 'Теоретическая модель формирования автономии в подростковом возрасте'

Теоретическая модель формирования автономии в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОНОМИИ / AUTONOMY / FORMATION / ADOLESCENCE / MODEL OF THE FORMATION OF AUTONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доронцова О.А.

В настоящее время вопросы становления автономии приобретают особую значимость. В связи с этим данная статья посвящена формированию автономии в подростковом возрасте. Представлены принципы, структурные компоненты, критерии и уровни сформированности автономии у подростков. Приведена модель формирования автономии в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL MODEL OF THE FORMATION OF AUTONOMY IN ADOLESCENCE

Currently, the development of autonomy are of special importance. In this regard, this article focuses on the construction of autonomy in adolescence. Presents the principles, structural components, criteria and levels of development of autonomy in adolescents. The model of the formation of autonomy in adolescence.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель формирования автономии в подростковом возрасте»

В лексикографических описаниях наименований ягод объединяются разные подходы: во-первых, учитывается ботаническое описание (указывается способ произрастания: травянистое, кустарниковое или древесное растение - и отмечается систематический признак - место в систематике растений); во-вторых, используются агрономические характеристики (указывается зональность размещения - тропические или субтропические; специфика целевого использования растения или его части - плодовые, овощные или ягодные культуры); в-третьих, учитываются особенности наивного представления о ягодах (отмечается вкус, цвет, запах и под.).

В данной статье предпринята попытка описать структуру категории ЯГОДЫ, какой она видится носителям русского языка (структура представлена на Схеме 1); выявлена особенность категории ЯГОДЫ, которая заключается в отсутствии ядерного центра, что позволяет назвать изучаемое ментальное образование категорией с рассеянной структурой (в отличие, например, от категорий ОВОЩИ и ФРУКТЫ, которые являются категориями с плотной структурой); отработана методика анализа категорий языкового сознания; доказана идея о разнице в категориальной оценке ЯГОД в научной, торгово-экономической, кулинарной и наивной (бытовой) картинах мира.

The peculiarities of the categorization in the scientific (botanic, agronomical), lexicographical, trade (trade proper and custom), culinary and naïve

(household) worldviews are considered on the corpus of the naming units BERRIES.

Keywords: сognitive linguistics, category of the linguistic consciousness, the category BERRIES, worldview.

Список литературы

1. Чудинов А.П. Две когнитивных лингвистики // Политическая лингвистика: Изд-во Ур1 ПУ 2011. № 4(38). С. 296-299.

2. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника: учебник для вузов. СПб.: Изд-во СПХФА, 2001. - 647 с.

3. Потапов В.А., Фаустов В.В., Пильщиков Ф.Н. и др. Плодоводство / Под ред. В.А. Потапова, Ф.Н. Пильщикова. М.: Колос, 2000. - 432 с.

4. Анфимова Н.А. Кулинария: Учеб. пособие для нач. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

5. Большой толковый словарь русского языка / Под. ред. С.А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 1998 // URL: http://www.gramota.ru/slovari/info/bts (дата обращения: 12.05.2014).

6. ГОСТ 27521-87 «Фрукты. Номенклатура. Первый список» (введен Постановлением Государственного комитета СССР по стандартизации от 15.12.87 № 4540) [Электронный ресурс] // Библиотека ГОСТов и нормативных документов. URL: http://libgost.ru/gost/22351-GOST_27521_87.html (дата обращения: 04.04.2014).

7. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК004-93, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 года № 17) [Электронный ресурс] // Консультант-плюс. URL: http://www.consultant.ru/popular/okved-ch3-razdel-d-2430000/html (дата обращения: 12.12.2012).

8. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешней экономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» [Электронный ресурс] // Консультант-плюс. URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2014).

9. Федеральный закон от 17 октября 2008 года № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» [Электронный ресурс] // Консультант-плюс.ШЪ: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=81065.html (дата обращения: 12.12.2012).

10. ГОСТ 27523-87 «Овощи. Номенклатура. Первый список» (введен Постановлением Государственного комитета СССР по стандартизации от 15.12.87 № 4540) [Электронный ресурс] // База ГОСТов и нормативных документов. URL: http://www.gost-load.ru/Index/12/12066.html (дата обращения: 04.12.2012).

11. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 7 сентября 2007 № 304 «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания» [Электронный ресурс] // Консультант-плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=73969.html (дата обращения: 12.12.2012).

12. Prakticky kurz pripravy do skoly. Praha: Svojtka&Co, Nakladatélstvi, 2013. - 387 s.

13. Bobule // URL: http://cs.wikipedia.org/wiki/Bobule (дата обращения: 04.04.2014).

Об авторе

Дзюба Е.В. - кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», elenacz@mail.ru

УДК 159.9+37.0153

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОНОМИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

О.А. Доронцова

В настоящее время вопросы становления автономии приобретают особую значимость. В связи с этим данная статья посвящена формированию автономии в подростковом возрасте. Представлены принципы, структурные компоненты, критерии и уровни сформированному автономии у подростков. Приведена модель формирования автономии в подростковом возрасте. Ключевые слова: автономия, формирование, подростковый возраст, модель формирования автономии.

За последние годы существенно изменились социальные ценности и требования, предъявляемые обществом к своим гражданам. Возрастает потребность в людях, обладающих автономией, то есть способных проявлять самостоятельность, осуществлять личный свободный выбор, ставящих и достигающих своих целей, уверенных в себе и собственных решениях.

Формирование автономии является важнейшей задачей подросткового возраста. Этому способствуют соответствующие изменения в различных сферах жизни подростка, которые, в первую очередь, касаются переходящего на новый уровень самосознания, а также самооценки, самостоятельности, самоутверждения, волевых качеств, индивидуальности. Формирование чувства взрослости, в результате которого развивается способность отстаивать собственные взгляды, позволяет

принимать решения, обретать собственное мировоззрение и ответственность. Формирование автономии в подростковом возрасте определено и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (5-9 кл.). В числе ряда требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования выделены такие требования как: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности [10].

В педагогической психологии термин «формирование» используется достаточно часто. Формировать значит придавать чему-либо определенную форму, законченность.

«Формирование - содержательное обогащение человека, сопровождающееся его оформлением, возникновением и изменением внешне проявляющихся особенностей. Формирование не имеет признака «финальности», конца, доведения до некоторого совершенного состояния, на котором происходит остановка. Оно бесконечно и непрерывно в жизни человека» [9, с. 128].

Схема 1

Модель формирования автономии в подростковом возрасте

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Формы:

лекции, беседы, диалог; организационные дискуссии; психологическое сопровождение учебного процесса, выявление склонностей, интересов, способностей подростков, тренинга, индивидуальное консультирование, групповое кон сухгьп тр об а ние._

Т

Методы: -метод психологического информирования; -метод художественных аналогий, -мини-тр енттт

Под формированием автономии в подростковом возрасте мы будем понимать организацию и реализацию психолого-педагогической работы, направленной на становление и изменение (повышение) уровня сформированности автономии подростка.

Существенным фактором, определяющим подготовленность организации процесса формирования автономии в подростковом возрасте должно стать наличие модели, в которой необходимо выделить структурно-содержательные компоненты, принципы формирования, направления работы, уровни и критерии сформированности автономии у подростков.

Под моделированием понимается способ исследования объектов различного происхождения на их аналогах для определения или уточнения существующих или возникающих характеристик [9]. Модель может выступать заместителем оригинала на следующих уровнях: элементов, структур, поведения и функций, результатов. [9].

Модель призвана разъяснить влияние одних сторон изучаемого объекта на другие или на процесс в целом. Представленная ниже модель формирования автономии в подростковом возрасте выступает инструментом, отражающим специфические свойства, связи и отношения его предмета в виде простой формы, удобной и доступной для анализа.

Основными структурными компонентами модели формирования автономии в подростковом возрасте являются пять взаимосвязанных блоков:, целевой концептуальный, содержательный, технологический, оценочно-результативный.

Целесообразно более подробно рассмотреть содержание каждого из названных компонентов модели формирования автономии в подростковом возрасте.

Целевой блок содержит описание цели формирования автономии в подростковом возрасте. В качестве цели формирования автономии в подростковом возрасте выступает формирование личностных качеств: 1) самостоятельности при принятии решений для достижения собственных целей на основе личных убеждений, мировоззрения, 2) свободного осознанного выбора, 3) волевой регуляции управления поведением; 4) ответственного отношения к собственным решениям.

Концептуальный блок предполагает осознание концептуальных основ формирования автономии, включающих в себя теоретические подходы и принципы.

Для достижения данной цели использовались следующие теоретические подходы:

• системно-деятельностный подход, характеризующийся соединением системного и деятельностного подходов. Системный подход позволяет рассмотреть формирование автономии в виде целостной системы, которая состоит из взаимосвязанных компонентов, собранных в определенную структуру, обеспечивающую внутреннюю связь между компонентами, и внешнюю связь системы с другими системами в образовании. Деятельностный подход призван обозначить роль деятельности в формировании автономии в подростковом возрасте.

• личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития как индивида. По мнению Е.В. Бондаревской основным признаком личностно-ориентиро-ванного воспитания является отношение к ребенку как к субъекту, носителю активности, для проявления которой ему необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность автономизироваться, выбирать, оценивать, совершать поступки [1].

• аксиологический подход, определяет личность как высшую ценность и объясняет идеи гуманизации образования. Использование этого подхода позволяет раскрыть значимость автономии, играющую важнейшую роль в развитии личности подростка.

• рефлексивный подход, устанавливающий отношение ученика к собственному действию и обеспечивающий развитие у подростков умений самоанализа и самооценки собственных решений, поведения, деятельности, также способствующий ответственному отношению к своему выбору. Важно учитывать рефлексивный подход на протяжении всего процесса формирования автономии подростка, так как на каждом этапе необходимо определять соответствие результатов проделанной работы поставленным целям, выявлять положительные и отрицательные моменты.

• технологический подход при организации психолого-педагогичсекого взаимодействия позволяет учитывать возможности и особенности каждого ученика, выражается в создании таких условий, в которых подросток имеет возможность проявить, раскрыть себя и свои возможности.

Для реализации рассмотренных подходов к формированию автономии в подростковом возрасте нужно определиться с принципами, необходимыми для этого формирования. По мнению В.И. Загвязинского, Р Атаханова принципы - это исходные посылки, с учетом которых должна строиться любая теория [2].

В качестве основных принципов формирования автономии подростка в системе учебного взаимодействия необходимо выделить следующие: принцип субъектности, принцип сотрудничества, принцип самодеятельности, принцип учета возрастных особенностей

Принцип субъектности: при формировании автономии подросток выступает как активный субъект взаимодействия, с собственным субъектным опытом, который необходимо учитывать. Проблема субъектности находит свое отражение в трудах многих отечественных исследователей, среди которых В.А. Петровский, рассматривающий через категорию субъектности внутреннюю связь между личностным и субъектным. Он отмечает, что быть личностью - значит быть субъектом собственной жизни, предметной деятельности, общения, самосознания, что включает самооценку, открытие собственного «Я» и другие собственно-личностные составляющие [6].

Принцип сотрудничества подразумевает активное сотрудничество субъектов психолого-педагогического взаимодействия. Б.Ф. Ломов, характеризует сотрудничество как внутренний фактор совместной деятельности, определяющий ее эффективность [5]. Сотрудничество с педагогом предполагает не столько передачу знаний, которые должны, органично вписываться в реальную ситуацию развития личности учащихся, сколько полноценное индивидуально-личностное развитие ребенка. Сотрудничество со сверстниками способствует выработке критичности, самостоятельности суждений (Н.Ф. Талызина,1998), влияет на формирование контрольно-оценочных (Г.А.Цукерман,1985), рефлексивных действий (В.В. Рубцов,1987).

Принцип самодеятельности, согласно которому необходимо развитие природных задатков, способностей личности с помощью становления ее самостоятельности, формирования навыков саморегуляции, самоанализа, саморефлексии.

Благодаря самодеятельности у подростка возникает внутреннее побуждение к восприятию и накоплению опыта, инициативности, целеустремленности ответственности.

Принцип учета возрастных особенностей. Согласно Е.Р. Калитеевской сущность подросткового кризиса заключается в конфликте между стремлением к автономии и недостаточным развитием психологических механизмов автономной регуляции поведения [3]. В работах Д.А. Леонтьева отмечается, что во время подросткового возраста происходит переход от внешней детерминации жизни и деятельности к личностной саморегуляции и самодетерминации. В ходе этих изменений источник и движущие силы развития смещаются внутрь самой личности, происходит формирование личностных механизмов -свободы и ответственности и их содержательное ценностное наполнение, что выражается в создании индивидуального мировоззрения, системы ценностей и обретении человеком духовности. Без духовности не может быть автономной личности. Разрешением подросткового кризиса является либо формирование перечисленных механизмов, либо отказ от автономии [4].

Опираясь на положения целевого и концептуального блока был сформирован содержательный блок модели формирования автономии в подростковом возрасте, который включает в себя диагностический и формирующий компонент.

Диагностический компонент содержит комплексную психодиагностическую оценку автономии подростка (комплекс диагностических методик, обеспечивающих контроль сформированное™ психологически важных характеристик автономии).

Содержание формирующего компонента предполагает целостность и единство четырех направлений взаимодействия:

• взаимодействие психолога с учителями (методические и обучающие семинары-практикумы по вопросам психолого-педагогического сопровождения формирования автономии у подростков),

• взаимодействие психолога с подростками (реализация комплексной программы «Путь к автономии»),

• взаимодействие психолога с родителями (мероприятия просветительского характера, где обсуждались вопросы, касающиеся особенностей формирования автономии),

• взаимодействие учителей с подростками и подростков между собой (реализация педагогических условий формирования автономии у подростков).

Технологический блок является по своей сути механизмом, позволяющим реализовать поставленные цели формирования автономии в подростковом возрасте. Он включает формы и методы реализации описанных направлений взаимодействия.

Формы реализации: лекции, беседы, диалог; организационные дискуссии; психологическое сопровождение учебного процесса, выявление склонностей, интересов, способностей подростков, тренинги, индивидуальное консультирование, групповое консультирование.

Методы реализации: метод психологического информирования, повышающий психологическую компетентность клиента в области обсуждаемых проблем; метод художественных аналогий, предназначенный для косвенного воздействия на мировоззренческие установки, стереотипы, мнения человека; мини-тренинг, формирующий необходимые конкретные навыки у консультируемого с помощью кратковременных тренировок.

Оценочно-результативный блок включает в себя критерии, уровни сформированности автономии подростка, планируемые результаты предлагаемой модели по соответствующим критериям.

Для определения эффективности модели формирования автономии в подростковом возрасте необходимо воспользоваться критериями сформированности автономии.

Нами выделены следующие критерии сформированности автономии подростков:

1) Когнитивный критерий включает в себя способность самостоятельного освоения знаний, целеполагание, самостоятельность мышления гибкость мышления, креативность.

2) Поведенческий критерий характеризуется саморегуляцией, способностью действовать на основании собственных решений, активностью.

3) Эмоционально-волевой критерий характеризуется уверенностью, эмоциональной устойчивостью, целеустремленностью, выдержкой.

4) Личностный критерий определяется ответственностью, рефлексией, самоконтролем.

Степень сформированности выделенных критериев определяется оптимальным, допустимым или критическим уровнем. Критический уровень характеризуется слабым проявлением большинства представленных критериев. Для оптимального уровня характерно неравномерное развитие данных критериев. Оптимальный уровень соответствует оптимальному развитию большинства или всех критериев.

В качестве предполагаемого результата формирования автономии в подростковом возрасте мы отмечаем - повышение уровня сформированности автономии подростка (по представленным критериям).

Предложенная модель воспроизводит структуру формирования автономии в подростковом возрасте в ее сложности и многоаспектности, раскрывает развивающий потенциал и многообразные возможности этого процесса.

Currently, the development of autonomy are of spécial importance. In this regard, this article focuses on the construction of autonomy in adolescence. Présents the principles, structural components, criteria and levels of development of autonomy in adolescents. The model of the formation of autonomy in adolescence.

Keywords: autonomy, the formation, adolescence, model of the formation of autonomy.

Список литературы

1. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1.

С. 17-24.

2. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2005. 208 с.

3. Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997. С. 231-238.

4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 43 с.

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 350с.

6. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов н/Д: РГПУ 1993. 212 с.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы обшей психологии. СПб.: Питер, 2010. 713с.

8. Словарь-справочник психолого-педагогических терминов/авт.-сост. Е.Р. Горюнова, Т.Е. Исаева; Ростов н/Д.: Рост. гос. ун-т путей сообщения. 2011. 176 с.

9. Столяренко A.M. Психология и педагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 423 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010. [Электронный ресурс] //URL: http: www.edu.ru.

Об авторе

Доронцова О.А. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского,

olimpiada1502@yandex.ru

УДК 53:372.8

О ФИЗИЧЕСКОМ СОДЕРЖАНИИ И ФОРМУЛИРОВКАХ КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ

Г.В. Егоров

В статье анализируются физическое содержание и рзличные формулировки квантовой механики, проводится сравнение разных формулировок, отмечаются особенности различных подходов к построению квантовой теории, аргументируется возможность применения принципа множественности и единства моделей в процессе изложения материала данной темы в курсе физики.

Ключевые слова: преподавание физики, методология, формулировки квантовой механики, гармонический осциллятор, принцип множественности и единства моделей.

Многообразие окружающего мира проявляется в том, что для описания его сущности необходимо использовать различные инструменты. Применительно к физике это означает, что часто требуются различные модели для более полного понимания того или иного физического явления. Ранее автором было указано на роль принципа множественности и единства моделей в процессе преподавания физики [1]. В данной статье с этой точки зрения рассматривается наиболее спорная физическая теория 20 века - квантовая механика, ее физическое содержание, различные формулировки и интерпретации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Квантовая механика была разработана в 20-е годы 20 века. С самого начала при ее создании возникло два разных, на первый взгляд, варианта теории. Исторически первой была создана матричная квантовая механика, автором которой является немецкий физик В. Гейзенберг [2]. В 1925 году, исследуя спектральные закономерности, он получил теорию атома, устанавливающую соотношения между непосредственно измеряемыми в экспериментальных исследованиях величинами («наблюдаемыми» величинами, по терминологии Гейзенберга) — частотой излучения спектральных линий, их интенсивностью, поляризацией и т. п. «Ненаблюдаемые» величины, такие как координаты электрона, его скорость и т. д., не должны, по мнению Гейзенберга, использоваться в теории атома.

В ходе работы над новой теорией Гейзенберг принимал за первооснову важнейший принцип, выдвинутый одним из основоположников квантовой теории Н. Бором, - принцип соответствия. В 1923 году Нильс Бор предположил, что любая новая теория, являющаяся развитием проверенной классической, не отвергает её полностью, а включает в себя классическую теорию, указывая границы её применения, причём в определённых предельных случаях новая теория переходит в старую.

Строгую математическую форму идеям Гейзенберга в том же 1925 г. придали немецкие физики М. Борн и П. Иордан [3]. Они показали, что те величины, которые Гейзенберг поставил в соответствие классическим величинам, являются матрицами, и с математической точки зрения переход от классической или полуклассической теории к квантовой механике заключается в замене обычных величин и действий над ними матрицами. Основными являются матрица координат q и матрица импульса р. Из этих матриц можно образовать матрицы других физических величин, полагая, что между матрицами существуют те же соотношения, что и между аналогичными классическими величинами. Так, например, можно составить матрицу, соответствующую полной энергии системы или гамильтониану:

Н = ^+U(q) .

2m

Независимо от матричной механики развивалась волновая квантовая механика, которая была разработана на основе волновой гипотезы, предложенной Л. де Бройлем в 1924 году. Основываясь на волновых представлениях, в 1926 году Э. Шредингер получил уравнение, из которого можно определить волновую функцию содержащую в себе информацию о свойствах системы [4]. При этом Шредингер исходил из оптико-механической аналогии Гамильтона. В работе «О соотношении квантовой механики Гейзенберга, Борна, Иордана и моей» Шредингер впервые установил связь между квантовой и волновой механикой [5], которую уточнил в последующих работах. Он показал, что при всем различии исходных физических положений эти теории математически эквивалентны.

Матричный вариант квантовой механики создавался при принципиальном отказе от использования какой-либо кар-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.