Научная статья на тему 'Психологические факторы удовлетворенности личности условиями образовательного процесса'

Психологические факторы удовлетворенности личности условиями образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
267
2286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УСЛУГАМИ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / СВОЕВРЕМЕННОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ ЗНАНИЯ / ПОТРЕБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ / ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ / SATISFACTION WITH SERVICES / MOTIVATION OF TRAINING / TIMELINESS AND AVAILABILITY OF KNOWLEDGE / KNOWLEDGE CONSUMPTION / INTEREST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дотдуева Жанна Борисовна, Базарова Долгор Раднанимаевна, Чернова Анастасия Игоревна, Басхаева Ирина Иннокентьевна

Удовлетворенность или неудовлетворенность студента образовательными услугами имеет многозначительные последствия для него самого и, одновременно, влияет на выбор конкретного вуза. Если студент проявляет удовлетворенность предоставляемыми вузом услугами, у него повышается мотивация обучения и эффективность учебной деятельности. В обратном случае у студента снижается познавательный интерес, он замещает его иной формой побуждений и, зачастую, перестает проявлять интерес к учебе. Таким образом, удовлетворенность студента образовательными услугами выступает актуальной проблемой психолого-педагогической теории и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дотдуева Жанна Борисовна, Базарова Долгор Раднанимаевна, Чернова Анастасия Игоревна, Басхаева Ирина Иннокентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF PERSONAL SATISFACTION CONDITIONS OF EDUCATIONAL PROCESS

Satisfaction or dissatisfaction of the student with educational services has significant consequences for him and, at the same time, affects the choice of a particular University. If a student shows satisfaction with the services provided by the University, he / she will increase the motivation for learning and the effectiveness of learning activities. On the other hand, the student’s cognitive interest decreases, he replaces it with another form of motivation and often ceases to show interest in learning. Thus, the student’s satisfaction with educational services is an actual problem of psychological and pedagogical theory and practice.

Текст научной работы на тему «Психологические факторы удовлетворенности личности условиями образовательного процесса»

ЛИТЕРАТУРА

1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 2002.

2. Зимбардо Ф. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара: Изд. дом «Бахрах», 2003.

3. Корнеева Л. Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной" деятельности // Вестник ЛГУ, 1989. №. 4. С. 91-96.

4. Левин К. Теория поля в социальных науках. - М.: Академический проспект, 2017.

5. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал: структура и диагностика. - М.: Смысл, 2011.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие.

- М.: Юрайт, 2014.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2002.

8. Славнов С.В. Структурно-динамические характеристики успешного профессионала налоговой полиции// Психологический журнал, 2003. №.24. с.82-90.

9. Чампион К.Т. Стратегия решения личных проблем. Менталитет успеха.

- М.: ИП Наминач, 2007.

Дотдуева Ж.Б., Базарова Д. Р., Чернова А.И., Басхаева И.И.

психологические факторы удовлетворенности личности условиями образовательного процесса

В профессиональном образовательном пространстве происходят кардинальные изменения. В значительной степени эти изменения связаны с развитием глобальных процессов и информационных технологий [8, 13, 14]. Информационная революция расширила возможности как конкретного человека, так и групп, организаций, социальных сообществ и государств. С профессиональной точки зрения, каждый человек, имеющий доступ к Интернету, получает возможность выражения своей субъектности, становится активным участником и «творцом» глобальных процессов [1, 13].

При таком подходе, понятен непредсказуемый характер развития профессионального образования, исключающий возможность четкого определения эволюционирующих элементов, цепочки ожидаемых социальных событий, а также

характера и уровня востребованности профессионального знания в контексте продолжительного периода времени. Уже можно предположить, что тенденции развития профессионального образования в условиях глобальных процессов будут связаны с тем, что многие социальные «реальности» в новых условиях станут непригодны (или неэффективны) и им на смену ожидается появление новых профессий и видов деятельности. Вследствие этих изменений система профессионального образования будет вынуждена обратиться к ранее неизвестным «эмпирическим реалиям, порождаемым современным миром» [17]. Было бы важно продумать каковы эти реалии. Например, можно с уверенностью предположить, что придется разрабатывать способы профессионального взаимодействия в Интернете. Не сложно предположить, что любое профессиональное сообщество будет представлять собой многополюсное сетевое образование, взаимодействующее с потребителем специализированного знания, как в рамках привычных технологий контактного общения, так и в рамках инновационных форм, ранее не использовавшихся или не имевших технических возможностей для реализации [9, 11].

Можно согласиться, что тенденции развития современного мира не всегда удается предугадать и возможны «разные, даже взаимоисключающие векторы развития глобальных процессов» [8], поэтому прогностические оценки характера предстоящего мирового развития будут порождать научные дискурсы по самым разнообразным направлениям. Хотелось бы представить такого рода прогнозы в области развития профессионального образования, которое будет связанно с уровнем удовлетворенности студентов образовательными услугами.

Удовлетворение потребностей студентов в образовательных услугах по своим основным характеристикам обусловлено сложными социально-экономическими условиями, в которых функционирует современное общество [5, 7, 10, 12], и удовлетворенность профессионала качеством образования, а как следствие, и качеством жизни становится актуальной проблемой современности [4]. Тем не менее, научный инструментарий пока мало используется для разрешения социальных проблем, а возможности удовлетворения образовательных потребностей студентов ограничены и негативно влияют на качество образования.

Неудовлетворенность студента образовательными услугами имеет многозначительные последствия. В лучшем случае она может выступать в качестве побудительной силы, вынуждающей студента продолжать процесс удовлетворения познавательной потребности иными, более эффективными способами. В худущем случае - студент утрачивает познавательный интерес, замещает его иной формой побуждений и перестает проявлять интерес к учебе [16].

Выявления образовательных потребностей и позиции студентов и преподавателей вуза, а также разработка психолого-педагогических условий удовлетворения образовательных потребностей является необходимым условием адаптации учебного процесса к условиям рыночной экономики [15].

По результатам исследования Д.А. Китовой и А.В. Гараганова «Удовлетворенность - это эмоционально окрашенное психическое состояние человека, возникающее на основе соответствия его намерений, установок, надежд, потребностей

с последствиями и результатами деятельности, взаимодействия с социальным и природным окружением» [4, с.103].Удовлетворенность связывается здесь с трудом, взаимоотношениями и общением, но об образовательных услугах и способах и формах их удовлетворения не проговаривается. Основная идея, развиваемая авторами, характерна тем, что она рассматривает удовлетворенность в широком контексте психологических явлений, а не «замыкает» удовлетворенность напрямую с потребностью, которая удовлетворяется в данный момент. По их мнению, между потребностью и ее удовлетворением функционируют, «вклиниваются» сложнейшие психические явления, в числе которых притязания, саморегуляция, уровень достижений и др. определенными требованиями к собственной деятельности» [там же, с.105]. В статье справедливо отмечается, что отечественная наука (да и социальная практика) по целому ряду причин уходила от должной оценки удовлетворенности, ограничиваясь ориентацией на изучение объективных результатов деятельности.

В ходе исследования психологических условий удовлетворенности студентов образовательными услугами (в исследовании приняли участие 129 студентов (Сев-КавГГТА и КЧГУ им. УД. Алиева) нами использовались адекватные предмету исследования методы, проверялась их теоретическая и методологическая обоснованность [подробнее см. 1]. Достоверность и обоснованность результатов исследования будет обеспечена использованием адекватных предмету методов исследования; проведением исследования в вузах различных форм собственности, участием в исследовании российских (92) и зарубежных (37) студентов. Получены следующие результаты:

- в условиях, когда студент осознает значимость приобретаемых знаний, то в процессе учебы формируется удовлетворенность образовательными услугами;

- образовательная услуга воспринимается студентом как ценность и эффективнее усваивается при следующих условиях: своевременность, обоснованность (с их точки зрения), доступность, осознаваемая полезность;

- если образовательная услуга отвечает интересам студента и может быть использована в практической деятельности;

- неудовлетворенность студента образовательными услугами наносит ущерб мотивации учебной деятельности;

- повышение уровня удовлетворенности студента образовательными услугами переводит его из пассивного потребителя знаний в заказчика, и он сознательно и самостоятельно выстраивает свою концепцию обучения;

- зарубежные студенты проявляют большую заинтересованность в знаниях прикладного характера.

В ходе исследования удовлетворенности образовательным процессом старшеклассников так же выявлены характерные особенности (опрошено 75 старшеклассников г. Москвы). Как оказалось, представления и ожидания выпускников школ в большей степени не соответствуют реальной действительности. Так, в представлениях о сфере своей будущей профессиональной деятельности старшеклассники демонстрируют отсутствие адекватных представлений о реальных

требованиях к выбранной профессии, о том, какие специалисты востребованы на современном рынке труда. Эти позиции влекут за собой случайный, внесоциаль-ный выбор профессионального будущего, приводит к напрасному растрачиванию личностных, временных и материальных ресурсов, подрывает веру в себя и свои силы. Кроме того, многие старшеклассники проявляют к профессиональной деятельности неустойчивый интерес, ситуативный характер оценки. Выпускники не справляются с задачей определения и оценки своей профессиональной перспективы, осознанием необходимости самостоятельного и ответственного выбора профессионального будущего, демонстрируют отсутствие навыков анализа своих индивидуальных, личностных склонностей, способностей и возможностей, а также не склоны соизмерять свои возможности с требованиями будущей профессии.

Возросшие требования к выпускникам школ и уровень их подготовленности к профессиональному самоопределению является источником большого количества противоречий. Одно из противоречий заключается в том, что склонности, способности, личные качества старшеклассника часто не соответствуют их профессиональным планам. Ведь впоследствии молодые люди, сделав выбор и приступив к трудовой деятельности, будут понимать, что ошиблись, поскольку не обладают качествами, которые требуются для успешной самореализации в избранной профессиональной сфере. Причинами этого являются недостаток информации у выпускников о мире профессий и требование сознательности и самостоятельности профессионального выбора, что должно стать прямой обязанностью образовательного учреждения. Для такого характера предоставления образовательных услуг необходимо исследование представлений старшеклассников о будущей профессии, выяснение взаимозависимости этих представлений и мотивов выбора, а также профильной обучения, исследование соответствия личностных качеств школьника профилю обучения и требованиям профессии, анализ вне учебных интересов [2, 3, 6]. Такой подход станет важным компонентом помощи выпускникам в осуществлении профессионального выбора, учитывающего способности и личностные качества ученика и основывающегося на реальных физических и интеллектуальных даных подростка и позволит достичь удовлетворенности старшеклассников образовательным процессом. Психологию выбора профессии в юности целесообразно рассматривать в контексте целостного развития личности [1].

В качестве методов исследования были использованы методики:

- «Тест смысложизненных ориентации Джеймса Крамбо и Леонарда Махо-лика, адаптации и модификации методики выполнена К.Муздыбаевым;

- «Тест осмысленности жизни» (ОЖ), разработанная и апробированная Д.А.Леонтьевым и некоторые другие.

Результаты исследования показали, что наибольший удельный вес в структуре событий, порождающих эмоционально окрашенные переживания и представления респондентов, приходится на экономическую сферу жизнедеятельности - 88,1%.

Интерпретация полученных результатов субшкал теста смысложизненных ориентаций старшеклассников показал следующее (результаты приводятся по

шкалам):

1. Цели в жизни. Низкие баллы по этой шкале демонстрируют как юноши (81/27), так и девушки (88/30).

2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Как оказалось, у девушек этот показатель выше, чем у юношей (25 и 22), у девятиклассников выше, чем у учащихся 11 классов (28 и 19). Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Низкие баллы по данной позиции, выявленные у старшеклассников по гендерному признаку (19 и 22) говорят о неудовлетворенности прожитой частью жизни.

4. Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, низкие баллы, полученные старшеклассниками (юноши-19, девушки - 22; учащиеся 9-х классов - 20 и учащиеся 11 классов - 25), говорят о неуверенности старшеклассников в своих силах контролировать события собственной жизни - найти хорошую работу, например.

Исследование показало, что многие респонденты подчиняются внешне навязанным программам поведения и деятельности и не проявляют собственной инициативы в организации и планировании жизненного пути.

Часть респондентов характеризуется внешним локусом контроля (62%). Им кажется, что события их жизни (в том числе и экономические) детерминированы внешними условиями среды и мало зависят от их собственных усилий.

Многие респонденты живут сегодняшним днем, у них нет четко обозначенного вектора своей будущей жизнедеятельности (73%).

Переходя к итогам исследования, хотелось бы отметить, что проблема выбора профессии равнозначна для учащихся с разной успеваемостью, она актуальна и для успешно усваивающих программу школьников, и для учащихся с более низкой успеваемостью. Это объясняется тем, что успеваемость старшеклассников не связана с определённостью профессионального выбора. Можно сделать вывод, что более уверенный выбор профессии не обусловлен знаниями, получаемыми в рамках школьной программы, следовательно, возникает необходимость дополнительной профориентационной работы в школе [1].

Одним из способов решения проблемы профессионального самоопределения является профильное и предпрофильное образование, которое помогает определиться с направлением будущей профессиональной деятельности как можно раньше. Запаздывание такого выбора свидетельствует о задержках в формировании ценностно-смысловой сферы личности [1]. Профильное обучение, как осознанный выбор ученика, обусловленное переживанием за собственное будущее, оказывает значительное влияние на формирование жизненных планов старшеклассника. Оно выступает как начальный этап профессионального жизненного пути. Профильное обучение - это своего рода социальная технология адаптации выпускников школы к реалиям современного мира, предполагающая создание комплекса средств и условий психологической поддержки выбора жизненных перспектив.

Заключение. Возрастные особенности развития молодёжи связаны не только с тем, что молодость - это время выбора жизненного пути, определение своего места в обществе, но и время выбора профессионального жизненного пути. У молодых людей актуализируются проблемы оценки качества жизни под углом зрения собственного благополучия и выбор векторов своего будущего социального положения, что отражается в оценке учебного процесса. В силу этого удовлетворенность учебным процессом не может быть оторвана от проблем профессионального выбора и профессиональной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы социальной психологии и психологии профессиональной деятельности: коллективная монография. СПб, 2015.

2. Апреликова Н.Р., Китова Д.А. Структура потребностей студенческой молодежи в знаниях по психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3. № 2 (10). С. 110-133.

3. Балова Д.Ю., Китова Д.А. Психологические особенности представлений студентов о создании семьи // Прикладная психология и психоанализ. 2011. № 1. С. 9.

4. Гараганов А.В., Китова Д.А. Методологические принципы исследования потребностей как основы социальной активности личности // Вестник УРАО, 2016. № 2. С. 104-107.

5. Гочияев А.И., Китова Д.А. Психологические особенности формирования экономического сознания студентов // Гуманизация образования. 2011. № 3. С. 107-113.

6. Дышеков Б.Н., Китова Д.А. Формирование психологической готовности личности к легитимной предпринимательской деятельности // Психология в экономике и управлении. 2011. № 1. С. 29-35.

7. Егизов УС., Китова Д.А. Психологические особенности коррупционных представлений молодежи // Вестник Университета Российской академии образования. 2015. № 4. С. 50-54.

8. Журавлев А.Л., Китова Д.А. Глобальные процессы как объект социально-психологического исследования // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2017. № 4 (85). С. 4-9.

9. Китов М.А., Китова Д.А. Проблемы интеграции психологических критериев в структуру моделей государственного управления // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2018. № 1 (86). С. 73-80.

10. Китова Д.А. Психологические аспекты отношения населения к коррупции // Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 5. С. 91-97.

11. Нестик Т.А, Журавлев А.Л., Соснин В.А, Китова Д.А., Юревич А.В. Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических иссле-

дований. Москва, 2017.

12. Проблемы социальных конфликтов в современной психологии: сущность, детерминанты, регулирование. Москва, 2018.

13. Психологические исследования глобальных процессов. Москва, 2018.

14. Соснин В.А., Журавлёв А.Л., Китова Д.А., Юревич А.В. Коррупция в предметном поле психологических исследований / Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. Москва, 2017. С. 1981-1989.

15. Формирование психологической готовности молодежи к предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса. Карачаевск, 2011.

16. Формирование экономического правосознания молодежи как стратегический фактор развития современного общества. Карачаевск, 2011.

17. Юревич А.В., Соснин В.А., Китова Д.А., Нестик Т.А. Массовое сознание и поведение как объекты исследования в социальной психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 4. С. 71-105.

Салпагарова Ф.И., Семенова Ф.О.

психолого-педагогические условия

формирования рефлексивной компетентности в подростковом возрасте

Условия формирования рефлексивной компетентности представляют собой совокупность взаимосвязанных условий, целенаправленно воздействующих на формирование рефлексивной компетентности подростков в учебном и воспитательном процессах в образовательных учреждениях [1, 4]. Условия социальной среды с учетом социобиологических факторов, присущих данному возрасту, могут в значительной степени влиять на формирование рефлексивной компетентности как уникального феномена активизирующего когнитивные, мотивационные и поведенческие процессы личности в подростковом возрасте. Л.С. Выготский говорил, о необходимости создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования в подростковом возрасте [7].

Психолого-педагогические условия следует понимать как определенный способ взаимосвязанных мер в учебном и воспитательном процессах, направленных на формирование и развитие личностных качеств обучающихся,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.