Психология
Гочияева П.И., Аджнева Л.А.
социокультурные аспекты представлений молодежи о мотивах коррупционного поведения1
Актуальность. В условиях глобального развития общества и усиления общемировых и локальных векторов гуманистического развития общества [2, 3, 10, 18, 24], коррупционные правонарушения наносят ущерб экономическому развитию государства, подрывают авторитет политических и правовых институтов, деформируют правосознание населения [7, 11, 14, и др.]. К примеру, в своем докладе Совету Федерации Генеральный прокурор России Ю. Чайка отметил, что в 2018 году ущерб от коррупционных преступлений составил 65,7 миллиарда рублей, а к ответственности привлечены 16 тысяч коррупционеров, в том числе более десяти тысяч должностных лиц. К опосредованному экономическому ущербу от коррупции принято относить снижение собираемости налогов и сборов, усиление бюджетного дефицита, снижение конкуренции среди производителей, рост теневой экономики, отток квалифицированных кадров за рубеж [5, 12, 20, 25; и др.].
Коррупция имеет и психологические особенности проявления [15, 16, 19]. Так, россияне продолжают считать коррумпированными судебные и правоохранительные органы, органы государственной власти, сферы образования и медицины, военные комиссариаты и таможенные службы [22]. Или же, выявлено, что молодые люди склонны считать коррупцию «неотъемлемой частью деловых отношений», что создает угрозу национальной безопасности государства [8, 9,17].
Вместе с тем, мировой опыт показывает губительное воздействие коррупции на многие социальные процессы, протекающие в обществе [6, 13, 21, 23]. Россия
1 Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ № 18-013-01143 42
продолжает оставаться в списках высоко коррумпированных государств: по итогам 2018 года она занимает 138 место, оказавшись в одной группе с такими странами, как Иран, Мексика, Ливан.
Методические основы исследования. Изучение отношения молодежи к взяточничеству проведено в 2019 году, в рамках исследования представленности коррупции в правосознании молодежи (грант РФФИ №№ 18-013-01143). В исследовании приняли участие 160 студентов московских вузов (78 юношей и 82 девушки). Опросный лист разработан в ходе пилотажного исследования в 2018 году, посредством обработки ответов на вопросы проективных методик [1, 4]. В рамках данной работы анализируются три вопроса. Первый вопрос носил закрытый характер и звучал следующим образом: «Любой ли подарок должностному лицу является взяткой?». Далее респондентам предлагалось ответить на два открытых вопроса и продолжить предложения: «Взятки дают потому, что...»; «Подарок должностному лицу нельзя считать взяткой, если...». Исследование проводилось в письменной форме, анонимно. Обработка полученных результатов производилась с помощью контент-анализа и путем количественного подсчета ключевых слов.
Эмпирические результаты исследования. Ответы на первый вопрос «Как вы думаете, почему люди дают взятки», обобщены и представлены в таблице (таб. 1). Частотный анализ ответов респондентов позволил выделить 14 причин, способствующих предложению взятки должностному лицу (по мнению студентов). Полученные результаты позволяют утверждать, что ведущие мотивы коррупционного поведения связаны с получением определенной выгоды (дополнительной - 11,25 или незаконной - 10,0) или желанием уйти от ответственности перед законом за совершенные правонарушения (уйти от ответственности перед законом - 11,25% или выпутаться из неприятностей - 10,0%). Сюда же, к получаемым выгодам, можно отнести намерение по уменьшению сумм официальных выплат (налогов, штрафов, пени). Такое предположение высказывают 4,38% респондентов.
Значительное влияние на мотивы коррупционного поведения, по мнению молодых людей, оказывает фактор времени (намерение ускорить решение вопроса - 9,38%) или желание сберечь энергетические ресурсы личности (сэкономить силы и время - 6,25%).
Самостоятельным мотивом коррупционного поведения рассматривается желание застраховать себя от неприятностей (защититься от недобросовестных действий других - 6,25%; подстраховаться от неприятностей - 3,13%). В частности, звучат такие позиции: «чтобы операцию сделали добросовестно» или же «чтобы воспитательница не обижала ребенка в детском саду».
В основе коррупционного поведения могут лежать намерения о получении неких преференций относительно конкурентов (одержать верх над другими -6,25%). Эти мотивы не всегда соотносимы с бизнес-интересами, они могут быть связаны с получением определенной должности, в обход конкурентам, или же «бюджетного места» в детском саду.
Таблица 1.
Мотивы предложения взятки должностному лицу (по мнению студентов)
№ Мотивы Кол-во ответов (%)
1 Получить дополнительную выгоду 11,25
2 Уйти от ответственности перед законом 11,25
3 Получить незаконную выгоду 10,0
4 Выпутаться из неприятностей 10,0
5 Ускорить решение вопроса 9,38
6 Получить услуги высокого качества 8,75
7 Отсутствие иных альтернатив 8,75
8 Одержать верх над другими 6,25
9 Защититься от недобросовестных действий 6,25
10 Сэкономить силы и время 6,25
11 Уменьшить суммы официальных выплат 4,38
12 Низкий уровень морали 3,13
13 Подстраховаться от неприятностей 3,13
14 Обеспечить внимательное отношение 1,25
Интересны и предположения, связанные с намерением получить услуги более высокого качества, например, медицинские (8,75%) или же обеспечить внимательное к себе отношение (1,25%). Желание обеспечить чуткое отношение к себе может быть связано, к примеру, с услугами медсестер в больнице или обслуживающего персонала в санаториях.
Заметная часть респондентов (8,75%) указывает на вынужденное поднесение взятки, которое связано с вымогательством со стороны должностных лиц. При этом, на вымогательство со стороны должностных лиц, как причину коррупционных отношений, указывают менее 9% респондентов. Развивая эту позицию можно отметить, что основная масса студентов (более 90%) считает инициаторами коррупционного поведения граждан, а не должностных лиц.
Незначительная часть респондентов (3,13%) указывают на психологические мотивы коррупционного поведения, которые связывают с низким уровнем морали. В частности, респонденты называют такие моральные качества коррупционеров, как безответственность, беспринципность, эгоцентричность, указывают на отсутствие совести, социальной ответственности и чувства справедливости.
Подстраховаться от неприятностей
Защититься от недобосовестных действий
Ускорить решение вопроса
Получить дополнительную выгоду
0 2 4 6 3 10 12
Рис. 1 Мотивы коррупционного поведения (дачи взятки)
Для наглядности, мотивы коррупционного поведения визуализированы на диаграмме (диаграмма 1). Иерархизированная последовательность ответов позволяет наглядно сравнить факторы коррупционного поведения по мере увеличения (снижения) их веса.
Рис. 2 Ведущие мотивы коррупционного поведения (дачи взятки)
Далее мы произвели группировку выявленных 14 мотивов коррупционного поведения, основываясь на сходности ожидаемых преимуществ от коррупционной сделки. Нами объединены воедино позиции, связанные:
- с получением какой-либо выгоды - получить дополнительную выгоду, получить незаконную выгоду, уменьшить финансовые выплаты, обеспечить более внимательное отношение к себе;
- с избеганием неприятностей - уйти от ответственности перед законом, выпутаться из неприятностей;
- с желанием ускорить или упростить решение вопроса - ускорить решение вопроса и сэкономить силы и время.
Остальные позиции сохранены в изначальном виде и не подверглись группированию. Данный подход позволил выделить ведущие мотивы коррупционного поведения лиц, предлагающих взятку (позиции отражают мнение студентов).
Выводы. Отношения личности к явлениям действительности формируются в процессе общественного развития, изменяются в зависимости от конкретных условий внешней среды, могут иметь выраженные специфические особенности у представителей различных возрастных, социальных, этнических и иных групп.
В содержании доминирующих отношений человека заложены мировоззренческие установки, убеждения, ожидания и притязания, которые выступают регуляторами его поведения и деятельности.
Среди факторов коррупционного поведения (в частности, взяточничества) студенты выделяют определенный круг причин, которые можно свести к следующим позициям: избежать неприятностей, извлечь выгоду (различного плана), ускорить решение вопроса, повысить качество услуг, получить конкурентные преимущества, уступить требованиям должностных лиц. Коррупционное поведение может быть обусловлено низким уровнем моральных качеств лиц, предлагающих взятку.
По мнению абсолютного большинства студентов, инициаторами взятки выступают сами граждане, движимые мотивами личной выгоды или получения определенных преимуществ (об инициации коррупционного поведения должностными лицами говорят менее десяти процентов студентов).
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы социальной психологии и психологии профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во НИЦ-АРТ, 2015.
2. Апреликова Н.Р., Китова Д.А. Отношение пользователей социальных сетей к знаниям по психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3. № 2(10). С. 99-128.
3. Балова Д.Ю., Китова Д.А. Психологические особенности представлений студентов о создании семьи // Прикладная психология и психоанализ. 2011. № 1. С. 9.
4. Гараганов А.В., Китова Д.А. Методологические принципы исследования потребностей как основы социальной активности личности // Вестник УРАО, 2016. №2. С. 104-107.
5. Гармаев Ю.П., Китова Д.А. Экономико-правовая компетентность
личности: проблемы формирования в условиях рыночных преобразований // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2015. № 9. С. 56.
6. Дышеков Б.Н., Китова Д.А. Формирование психологической готовности личности к легитимной предпринимательской деятельности // Психология в экономике и управлении. 2011. № 1. С. 29-35.
7. Егизов У.С., Китова Д.А. Психологические особенности коррупционных представлений молодежи // Вестник УРАО. 2015. № 4. С. 50-54.
8. Журавлев А.Л., Китова Д.А. Глобальные процессы как объект социально-психологического исследования // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2017 (а). № 4(85). С. 4-9.
9. Журавлев А.Л., Китова Д.А. Социально-психологические детерминанты развития глобальной информационной сети // Наука. Культура. Общество. 2017 (б). № 3-4. С. 10-21.
10. Китова Д.А. Отечественная психология в условиях развития глобальных процессов // Психологический журнал. 2019б. Т. 40. № 2. С. 128-131.
11. Китова Д.А. Представления о коррупции в сознании старшеклассников // Гуманизация образования. 2016а. № 6. С. 131-140.
12. Китова Д.А. Психологические аспекты отношения населения к коррупции // Вестник УРАО. 2016б. № 5. С. 91-97.
13. Китова Д.А. Экономическая психология субъекта жизнедеятельности: теория, методология, практика // Экономическая психология в современном мире. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2012. С. 148-161.
14. Найманова Б.А., Китова Д.А. Правовые аспекты в представлениях студентов о способах достижения экономического благополучия // Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 1. С. 87-91.
15. Нестик Т.А., Соснин В.А., Китова Д.А., Юревич А.В. Массовое сознание и поведение как объекты исследования в социальной психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 4 (8). С. 71-105.
16. Проблемы социальных конфликтов в современной психологии: сущность, детерминанты, регулирование. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.
17. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.
18. Семенова Ф.О. Психология женской карьеры: личностный и этнический модусы. Ростов-на-Дону, 2010.
19. Соснин В.А., Китова Д.А., Журавлев А.Л., Юревич А.В. Коррупция как объект социально-психологических исследований: состояние и перспективы // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 3. С. 6-38.
20. Социально-психологические исследования коррупции. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.
21. Узденов Т.М., Китова Д.А. Представления студентов о целях и средствах
достижения экономического благополучия // Гуманизация образования. 2009. № 3. С. 129-133.
22. Формирование экономического правосознания молодежи как стратегический фактор развития современного общества. Карачаевск, 2011.
23. Хубиева Р.Т., Китова Д.А. Психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям в современных условиях // Гуманизация образования. 2009. № 1. С. 104-109.
24. Эбзеев М.М., Семенова Ф.О. Формирование конфликтологической компетентности будущего специалиста в процессе обучения в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 10 (92). С. 174-178.
25. Юревич А.В., Соснин В.А., Китова Д.А., Журавлев А.Л. Коррупция в предметном поле психологических исследований // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.