Научная статья на тему 'Коррупция в предметном поле психологических исследований'

Коррупция в предметном поле психологических исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
599
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О КОРРУПЦИИ / ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К КОРРУПЦИИ / THE ATTITUDE OF THE POPULATION TOWARDS CORRUPTION / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / PSYCHOLOGICAL FACTORS AND CONDITIONS OF COMMITTING CORRUPTION CRIMES / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ И ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ / COUNTERACTION AND PREVENTION OF CORRUPTION / SENSE OF JUSTICE OF SENIOR PUPILS / THE YOUTH'S IDEAS ABOUT CORRUPTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Китова Джульетта Альбертовна, Журавлев Анатолий Лактионович, Соснин Вячеслав Александрович, Юревич Андрей Владиславович

Коррупция является острой социальной проблемой, которая неуклонно разрастается и становится угрозой развитию государства. В статье произведен теоретический и методологический анализ социально-психологических исследований коррупции в отечественной и зарубежной литературе, рассмотрены методы исследований. Представлены результаты эмпирического исследования: коррупционных факторов в экономическом правосознании несовершеннолетних (на примере старшеклассников); представлений молодежи о коррупции, сферах ее распространения и способах противодействия; отношения населения к коррупции и коррупционным правонарушениям; психологических факторов и условий совершения коррупционных преступлений. Показаны социально-психологические направления противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption in the field of psychological research

Corruption is a burning social problem that is steadily expanding and becoming a threat to the state. The article presents theoretical, methodological analysis of socio-psychological studies of corruption in national and foreign literature, and analyses research methods. The results of an empirical study of factors of corruption in minors' worldview (on the example of high school students) are shown; ideas of the youth about corruption, its distribution and ways of counteraction; attitudes of the population to corruption and corruption offenses; psychological factors and conditions of committing corruption crimes. Furthermore, it analyses socio-psychological aspects of counteracting corruption.

Текст научной работы на тему «Коррупция в предметном поле психологических исследований»

психология личности

Китова Д.А., Журавлев А.Л., Соснин Б.А., Юревич А.Б.

коррупция в предметном поле психологических исследований1

Актуальность проблемы. Коррупция является острой и многоаспектной проблемой современного общества, пронизывает многие социальные институты и становится серьезной угрозой стабильному развитию государства. Так, в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. коррупция названа в числе основных источников угроз национальной безопасности.

Исследователи отмечают, что в современном обществе происходит «корпо-ративизация коррупции» (Глинка, 2012), начинает формироваться феномен «принуждения к коррупции» (Макеев, 2016), коррупционное поведение превращается в «образ жизни» (Алексеев, 2011), а Россия причисляется не просто к коррумпированным, а «системно коррумпированным» государствам (Ниненко, 2012), где количество желающих дать взятку превышает «коррупционный спрос» (Алексеев, 2011; Журавлев, Юревич, 2012 и др.). Коррупция имеет и психологические последствия. Она угнетает субъективное благополучие человека (Китова, 2016), деформирует правосознание молодежи (Китова, 2016; Соснин, Журавлев, 2013).

состояние социально-психологических исследований коррупции. Коррупция исследуется с различных позиций (экономической, правовой, социальной, моральной и нравственной). В частности, коррупция рассматривается как исторически обусловленный социально-психологический феномен, общенациональная государственная проблема, источник прямой угрозы экономической безопасности государств, глобальная общемировая проблема (Д.И. Аминов, Е.А. Вандышева, И.А. Сапсай, В.Р. Соловьев, Й. Ламмерс, Э. Мигел, С. Роуз-Аккер-ман, Р. Фисман, А.А. Цвырко и др.).

Коррупция активно изучается и психологами, которые выделяют теоретические и практические аспекты проблемы, исследуют структурные, содержательные и процессуальные факторы коррупции (Ю.А. Антонян, О.В. Вановская, Е.Е. Гаврина, А.Л. Журавлев, Л.М. Закирова, Д.А. Китова, Т.А. Нестик, В.А. Соснин, А.В. Юревич). Психологами выделяются следующие направления исследований:

_- психология субъектов коррупционных отношений (А.Л. Журавлев, А.П.

1. Работа выполнена по гранту РНФ, проект № 14-18-03271

Лиферов, В.А. Соснин, A.B. Юревич);

- психологические особенности формирования коррупционного поведения у госслужащих (Е.Е. Гаврина, Д.В. Сочивко);

- психологические методы противодействия коррупции (Ю.А. Антонян, Е.Е. Гаврина, A.B. Молоткова, Т.А. Симакова);

- взаимосвязь коррупции и агрессии (А.В. Юревич, Д.В. Ушаков, И.П. Ца-пенко);

- психологические причины коррупционного поведения (Ю.М. Антонян);

- психологические особенности вымогательства и взяточничества (К.А. Болотова, О.М. Иванова, В.М. Статный, О.В. Цикайло);

- нравственные аспекты коррупционного поведения (А.В. Сульдина);

- коррупционная устойчивость личности (Э.П. Бахчеева);

- социально-психологические факторы коррупции (С.В. Алексеев, А.Л. Журавлев, А.В. Юревич);

- исторический анализ коррупционных преступлений (Ю.А. Антонян);

- представления молодежи о коррупции, отношение населения к коррупционным правонарушениям (Д.А. Китова).

Из литературных источников можно выделить новые, формирующиеся направления исследований коррупции: коррупции и греха; «бифуркационного» состояния современного мира как фактора распространения коррупции; влияния на коррупцию индивидуалистических и коллективистических концепций развития; коррупционных угроз государственного уровня и их психологических коррелят; психологических последствий коррупции для развития государства и рыночных отношений.

Методологические подходы к исследованию коррупции. Разнообразие теоретических позиций исследователей накладывает свой отпечаток на методологические подходы к исследованию коррупции. Вот некоторые их примеры:

- исследуя коррупцию, исходя из базового принципа бизнеса - «как можно больше прибыли для себя», Моррис с коллегами показали, что этическая ориентация руководящих менеджеров современных компаний скорее подтверждает их приверженность к коррупции, чем приверженность к следованию законодательным нормам государства (Morris, Rehbein, Hosseini, Armacost, 1995);

- влияние ситуационных параметров на коррупцию в организациях выявлялось с акцентом на такие эмпирические факторы как размер «сообщества», «время существования бизнес-организации» (Rabl, 2011);

- в основу экспериментального выявления типологии коррупционного поведения был положен механизм «оправдания» (Lascomes, Tomescu-Hatto, 2008);

- в основу исследования была заложена авторская модель коррупционного поведения: коррупционная среда — мотивация — коррупционное поведение и коррупционная саморегуляция (Климовицкий, Карепова, 2016) и др.

С методологических позиций целесообразно акцентировать внимание на междисциплинарном исследовании коррупции, необходимости разработки специфических методологических подходов к изучению различных уровней

коррупции, сложности разграничения коррупционных правонарушений и других видов экономических преступлений. Разнообразие методологических подходов накладывает дополнительные трудности на разработку конкретных исследовательских методик и их валидизацию.

эмпирические исследования коррупции. для борьбы с коррупцией важно изучение т.н. «третьей стороны» коррупционных сделок — «простого человека», а также норм и ценностей массового сознания.

Наиболее полно отношение личности к коррупции и коррупционным правонарушениям выражается в сфере ее экономического сознания. Исследование экономического сознания личности, тесно связанного с социально-экономической активностью, стало ведущим основанием изучения отношения к коррупции различных слоев населения (несовершеннолетних, молодежи, взрослых и др.). В основе эмпирического исследования лежит использование незавершенных предложений. В исследовании приняли участие более 500 респондентов (Социально-психологические исследования ..., 2016).

эмпирический анализ факторов коррупции в экономическом сознании старшеклассников позволил сформулировать ряд выводов.

Концепция экономической самореализации в основных своих чертах ко времени окончания школы формируется практически у всех старшеклассников, но у подавляющего их большинства она складывается стихийно, оказывается фрагментарной и неадекватной условиям рыночных отношений. Способы, которыми респонденты намерены достичь желаемого экономического благополучия, можно свести в шесть подгрупп: работать в бюджетной сфере; работать по полученной специальности; создать свой бизнес; работать там, где хорошо платят; занимать руководящие должности; работать за рубежом; позиция «пока ничего не могу сказать».

Многие старшеклассники связывают свою судьбу с государственными структурами, но весьма своеобразно: трудовая деятельность становится средством получения доступа к распределению материальных и духовных благ, которые находятся в ведении государства. Намерения части старшеклассников, по достижению экономического благополучия, характеризуется откровенно криминальной направленностью: ведущим является мнение, что значительное богатство можно нажить только посредством нарушения законодательства, в том числе и через участие в коррупционных сделках.

Старшеклассники связывают коррупцию с взяткой (а это еще целый ряд преступлений с использованием служебного положения), с деньгами (хотя это не только деньги, но и предоставление услуг или иных имущественных прав), с вымогательством (хотя это может быть добровольно выраженная благодарность, реализованная после оказания услуги), с незаконными действиями (но взятка за законные действия по службе - это тоже преступление), с платой за конкретные услуги (но это может быть плата за общее покровительство или попустительство по службе), с действиями должностного лица (но субъектом коррупционного правонарушения может стать любой человек, предлагающий или дающий

взятку должностному лицу), с крупным экономическим преступлением (вопреки распространенному заблуждению, у взятки фактически нет минимального размера), просто с благодарностью или подарком (но ни один из опрошенных старшеклассников не смог назвать отличия подарка от взятки).

Приведенные позиции демонстрируют многочисленные заблуждения старшеклассников в отражении экономических реалий. Эти негативные экономические явления могут стать опасными для общества и губительными для самой развивающейся личности.

эмпирический анализ представлений молодежи о коррупции показал, что большинство респондентов (83,7%) указывает на коррупцию как на разновидность экономических преступлений.

К ведущим социальным факторам коррупционного поведения личности респонденты относят наличие традиционно устоявшейся коррумпированной среды в государственных организациях, вынужденную необходимость следовать стереотипам коррупционного поведения.

Респонденты склонны считать, что пренебрежение культурно-исторической обусловленностью коррупции может расцениваться окружающими как вызов принятым правилам поведения и провоцировать социальное осуждение.

К экономическим детерминантам коррупционного поведения респонденты относят низкий уровень жизни представителей бюджетных организаций и населения в целом. эти социальные слои населения имеют еще и низкий уровень социальных гарантий со стороны государства, считают респонденты.

экономические и социальные детерминанты коррупционного поведения вызывают у многих респондентов сочувствие к коррупционерам, создают вокруг них ситуацию если не одобрения, то понимания их поведения.

В представлениях молодежи о коррупции актуализируются более 30 сфер ее распространения, которые имеют разный вес и величину.

Анализ полученных ответов позволяет говорить о том, что лишь десятая часть молодежи (9,75) осознает социальные последствия коррупции: рост социального неравенства, увеличение социальной напряженности, снижение качества государственных услуг, дисфункции системы государственного управления, снижение имиджа власти.

в ходе исследования было выявлено также отношение взрослой части населения к коррупции. Полагаясь на мнения респондентов, которым приходилось реально сталкиваться с коррупцией, обобщены социально-психологические характеристики коррупционеров, среди которых выделено несколько структурных блоков таких характеристик: система отношений коррупционера к окружающему миру; природные задатки и способности; психологические особенности поведения; морально-нравственные характеристики коррупционера; эмоциональная оценка внутреннего мира коррупционера; стилевые особенности поведения; отношение к работе.

в структуре отношения населения к коррупции обнаруживается наличие моральных, социальных, правовых и экономических противоречий, которые мо-

гут оказывать негативное влияние на социальное поведение и психологическое благополучие человека.

Так, практически все респонденты (97,3%) указывают на недопустимость преступлений против внешнеполитических интересов государства (что может свидетельствовать даже о высоком уровне патриотизма), но при этом абсолютное большинство из них (87,9%) считает допустимыми те или иные экономические правонарушения, направленные против государства и (или) государственной собственности.

Представления респондентов о коррупции противоречат друг другу в зависимости от того, оценивает ли человек свои действия со стороны «дающего» или «берущего» взятку: разница в ответах на одни и те же вопросы в пользу «берущего» составляет 44,9%.

Основная масса респондентов (92,6%) признает коррупцию острой проблемой современного общества. Тем не менее, 69,7% из них утверждают, что им уже приходилось участвовать в коррупционных сделках; более 60% допускают возможность нечестной уплаты налогов в бюджет государства; 37,3% признают, что прибегли бы к «даче взятки» для положительного разрешения своих личных экономических или социальных проблем.

Одними из главных препятствий в борьбе с коррупцией в современной России являются коррумпированность значительной части чиновников, размытость границ между высшей государственной властью и властвующей элитой, практическая безнаказанность крупных коррупционеров и др. Основными направлениями участия психологов в борьбе с коррупцией могут стать мониторинг проектов законов антикоррупционной направленности; выявление психологических особенностей чиновников и построение социально-психологической типологии; психологический отбор к выполнению профессиональный деятельности; применение социально-психологических методов диагностики и профилактики коррупционного поведения.

Можно выделить следующие перспективные направления социально-психологического исследования коррупции: макропсихологические факторы коррупции; социально-психологические особенности и типы коррупционеров; социально-психологические характеристики коррумпирующих; личностные и групповые факторы отношения к коррупции в обществе; социально-психологические меры противодействия коррупции; этнопсихологические и региональные особенности коррупционного поведения и некоторые другие.

Заключение. Коррупция в современном обществе является острой социальной проблемой, сложность противодействия которой обусловлена историческими традициями и коррумпированностью среди самих чиновников.

Проблемы коррупции в современной психологической науке находятся пока в недостаточно разработанном состоянии.

Субъектами коррупционного поведения и одновременно - объектами социально-психологического исследования коррупции выступают должностные лица и население.

Наиболее полно отношение личности к коррупции выражается в сфере его экономического сознания.

в сознании части несовершеннолетних (старшеклассников) экономический фактор порождает негативные эмоциональные переживания, граничащие с коррупционными намерениями.

Многие молодые люди (студенты) уверены, что коррупционные угрозы связаны с низким уровнем жизни населения и наличием относительно устоявшейся коррумпированной среды в современном обществе.

В структуре отношений взрослой части населения к коррупции актуализированы психологически обусловленные противоречия, которые могут оказывать негативное влияние на их самочувствие и поведение.

Основными социально-психологическими технологиями противодействия коррупции являются психологическая экспертиза проектов законодательных актов и диагностика психологических характеристик личности, а перспективными направлениями исследований - формирование антикоррупционных установок и ценностей, норм и правил поведения среди различных социальных групп российского населения, особенно детей, подростков и молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журавлев А.Л., Соснин В.А. Феномен коррупции в России как социопо-литическая и психологическая проблема // Прикладная юридическая психология. 2013. № 2. С. 8-24

2. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Коррупция в современной России: психологический аспект // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 56-65

3. Китова Д.А. Представления о коррупции в сознании старшеклассников // Гуманизация образования. 2016. № 6. С. 131-140

4. Китова д.А. Психологические аспекты отношения населения к коррупции // Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 5. С. 91-97.

5. Соснин В.А., Журавлев А.Л. Коррупция в России как политическая и социально-психологическая проблема // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2013. № 4 (67). С. 6-16.

6. Социально-психологические исследования коррупции / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.А. Китова, В.А. Соснин. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017

7. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Психологические факторы коррупции в современной России // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 3. С. 43-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.