Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / профессиональная направленность / психолого-педагогические условия / цифровизация / электронная образовательная среда / higher education / professional orientation / psychological and pedagogical conditions / digitalization / electronic educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова Оксана Ильисовна, Озерова Надежда Анатольевна, Горшкова Анастасия Анатольевна

Целью статьи «Психолого -педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов вузов» является изучение сущности профессиональной направленности в образовании и его методологических основ. В статье обосновывается значимость реализации психолого-педагогических условий профессиональной направленности студентов вузов на современном этапе развития мирового социума. Для обоснования потребности реализации психолого-педагогических условий профессиональной направленности студентов вузов в работе проанализированы основные методологические аспекты данного вопроса в образовании. В статье проанализированы изменения в современной профессиональной сфере. Рассмотрены специфические особенности формирования профессиональной направленности будущих специалистов в электронной образовательной среде университета на примере преподавания дисциплин «Математика», «Информатика» и «Математическое моделирование в профессиональной деятельности». Проанализирован методологический подход к понятиям «профессиональная направленность», «электронная образовательная среда», «психолого-педагогические условия». Выделены виды условий (дидактические, психологические, материально-технические, организационно-методические). Описан инструментарий внедрения условий (дидактические, психологические, материально-технические, организационно-методические), который был применен к профессиональной подготовке студентов. Разработка данной проблематики в педагогической науке вызвана осознанием роли и последствий процессов цифровизации и других социокультурных процессов, характеризующих данный этап развития современного мирового общества. В статье используются ключевые понятия и предоставляется аргументированное их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садыкова Оксана Ильисовна, Озерова Надежда Анатольевна, Горшкова Анастасия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Не purpose of the article "Psychological and pedagogical conditions for the formation of professional orientation of university students" is to study the essence of professional orientation in education and its methodological foundations. The article substantiates the importance of the implementation of psychological and pedagogical conditions of professional orientation of university students at the present stage of the development of world society. To substantiate the need for the implementation of psychological and pedagogical conditions of professional orientation of university students, the main methodological aspects of this issue in education are analyzed in the work. The article analyzes the changes in the modern professional sphere. The specific features of the formation of the professional orientation of future specialists in the electronic educational environment of the university are considered on the example of teaching the disciplines "Mathematics", "Computer Science" and "Mathematical modeling in professional activity". The methodological approach to the concepts of "professional orientation", "electronic educational environment", "psychological and pedagogical conditions" is analyzed. The types of conditions (didactic, psychological, logistical, organizational and methodological) are highlighted. The article describes the tools for the implementation of conditions (didactic, psychological, logistical, organizational and methodological), which was applied to the professional training of students. The development of this problem in pedagogical science is caused by the awareness of the role and consequences of digitalization processes and other socio-cultural processes that characterize this stage of development of modern world society. The article uses key concepts and provides their reasoned content.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

финансы, люди, техника, технологии. В-третьих, невозможность ее полного обеспечение из-за изменения потребностей, интересов студентов в течение процесса обучения. Потребности, интересы могут меняться достаточно часто и это реальность. Обеспечить все изменения такого рода системе образования очень сложно. В-четвертых, не соответствующая структура рабочего времени преподавателей вуза, которая не может обеспечить реализацию потребностей каждого студента. Зависимость нагрузки преподавателей от выбора студентов приводит к их нестабильному положению в трудовых отношениях, к психологическому напряжению, что сказывает как на здоровье преподавателей, так и на качестве их профессионального труда. В-пятых, увеличение неравенства между вузами. Вузы, имеющие более высокий статус, значительно легче могут обеспечить персонализированное образование и привлечь более подготовленных абитуриентов. В-шестых, риск потери навыков коммуникации и сотрудничества. Минимизация рисков возможна при уточнении всех похожих понятий и выборе одного определяющего; при тиражировании имеющейся практики ИОТ; при обеспечении права вузам выбирать реализацию персонализированного образования или отказаться от нее.

Литература:

1. Бордовская, Н.В. Технологии выбора индивидуального образовательного маршрута / Н.В. Бордовская // Universum: вестник Герценовского университета. - 2012. - № 1,- С. 40-44

2. Булаева, М.Н. Персонализированный подход в образовании / М.Н. Булаева, Я.В. Зубкова, Д.Д. Мельников // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-3. - С. 4-6

3. Горбунова, Н.В. Реализация индивидуальных образовательных траекторий в вузе на основе персонализированного подхода / Н.В. Горбунова, A.C. Фетисов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2022. - Т. 14. - № 2. -С. 25-30.-DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-2-25-30

4. Зеер, Э.Ф. Персонализированная учебная деятельность обучающихся как фактор их подготовки к профессиональному будущему / Э.Ф. Зеер // Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - № 1. - С. 104-114. -DOI: 10.24412/2307-4264-2021-01-104-114

5. Индивидуальные образовательные траектории в российских вузах // Министерство науки и высшего образования РФ. Официальный сайт, 2023. - URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/21499/ (дата обращения 23.08.2023)

6. Индивидуальные образовательные траектории в университетах: как понять, что они действительно работают? / Информио: сайт, 2023. - URL: https://www.informio.ru/news/id36887/Individualnye-obrazovatelnye-traektorii-v-universitetah-kak-ponjat-chto-oni-deistvitelno-rabotayut (дата обращения 02.09.2023)

7. Казакова, Б.И. Персонализированная модель образования: методическое пособие / Б.И. Казакова, Д.С. Брмаков, П.Н. Кириллов. - Москва: AHO «Платформа новой школы», 2019. - 36 с.

8. Лаврентьева, З.И. Модель подготовки тьюторов для обеспечения персонализации обучения магистрантов / З.И Лаврентьева, O.A. Лаврентьева // Социально-политические исследования. - 2022. - № 4 (17). - С. 147-159

9. Лопанова, Б.В. Соотношение понятий персонализация, персонификация и кастомизация образования / Б.В. Лопанова, Н.В. Савина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-4. - С. 181-184

10. Персонализация как подход к образованию / A.B. Конобеев, Ю.А. Юхимук, В.Д. Войцеховская, М. Щекич // Профессиональный дискурс и коммуникация. - 2020. - Т. 2. - №3. - С. 118-138. - https://doi.org/10.24833/2687-0126-2020-2-3-118-138

11. Сафронова, М.А. Персонализация образования в России / М.А. Сафронова, A.A. Сафронов // Педагогика. - 2020. -№11. - Том 84,-С. 5-14

12. Савина, Н.В. Персонализированное образование: взгляд студентов / Н.В. Савина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-4. - С. 321-324

13. Barbara, Bray. A step-by-step guide to personalize learning / Barbara Bray, Kathleen McClaskey 11 Learning & Leading with Technology. - May, 2013.

14. Hanna, Dumont. On the promise of personalized learning for educational equity / Hanna Dumont, Douglas D. Ready 11 Science of Learning.-2023,-https://doi.org/10.1038/s41539-023-00174-x

15. McQuiggan, S. Mobile learning: a handbook for developers, educators, and learners / S. McQuiggan, L. Kosturko, J. McQuiggan, J. Sabouri. -2015, Wiley. - 379 p. -URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/9781118938942.ch2/summary

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Садыкова Оксана Ильисовна

Российский университет транспорта (МНИТ) (г. Москва); старший преподаватель Озерова Надежда Анатольевна Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); старший преподаватель Горшкова Анастасия Анатольевна

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация. Целью статьи «Психолого -педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов вузов» является изучение сущности профессиональной направленности в образовании и его методологических основ. В статье обосновывается значимость реализации психолого-педагогических условий профессиональной направленности студентов вузов на современном этапе развития мирового социума. Для обоснования потребности реализации психолого-педагогических условий профессиональной направленности студентов вузов в работе проанализированы основные методологические аспекты данного вопроса в образовании. В статье проанализированы изменения в современной профессиональной сфере. Рассмотрены специфические особенности формирования профессиональной направленности будущих специалистов в электронной образовательной среде университета на примере преподавания дисциплин «Математика», «Информатика» и «Математическое моделирование в профессиональной деятельности». Проанализирован методологический подход к понятиям «профессиональная направленность», «электронная образовательная среда», «психолого-педагогические условия». Выделены виды условий (дидактические, психологические, материально-технические, организационно-методические). Описан инструментарий внедрения условий (дидактические, психологические, материально-технические, организационно-методические), который был применен к профессиональной подготовке студентов. Разработка данной проблематики в педагогической науке вызвана осознанием роли и последствий

процессов цифровизации и других социокультурных процессов, характеризующих данный этап развития современного мирового общества. В статье используются ключевые понятия и предоставляется аргументированное их содержание.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональная направленность, психолого-педагогические условия, цифровизация, электронная образовательная среда.

Annotation. Не purpose of the article "Psychological and pedagogical conditions for the formation of professional orientation of university students" is to study the essence of professional orientation in education and its methodological foundations. The article substantiates the importance of the implementation of psychological and pedagogical conditions of professional orientation of university students at the present stage of the development of world society. To substantiate the need for the implementation of psychological and pedagogical conditions of professional orientation of university students, the main methodological aspects of this issue in education are analyzed in the work. The article analyzes the changes in the modern professional sphere. The specific features of the formation of the professional orientation of future specialists in the electronic educational environment of the university are considered on the example of teaching the disciplines "Mathematics", "Computer Science" and "Mathematical modeling in professional activity". The methodological approach to the concepts of "professional orientation", "electronic educational environment", "psychological and pedagogical conditions" is analyzed. The types of conditions (didactic, psychological, logistical, organizational and methodological) are highlighted. The article describes the tools for the implementation of conditions (didactic, psychological, logistical, organizational and methodological), which was applied to the professional training of students. The development of this problem in pedagogical science is caused by the awareness of the role and consequences of digitalization processes and other socio-cultural processes that characterize this stage of development of modern world society. The article uses key concepts and provides their reasoned content.

Key words: higher education, professional orientation, psychological and pedagogical conditions, digitalization, electronic educational environment.

Введение. В современном мире цифровизации происходят в настоящее время значительные перемены в профессиональной сфере подготовки будущих специалистов, на первый план выдвигают социально важные специальности: инженер, врач, и д.р.. Создание психолого-педагогических условий формирования профессиональной направленности студентов вузов -это одна из важнейших задач исследований на современном этапе.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время в университетах России большое значение в образовательном процессе уделяют профессиональной направленности процесса обучения. Однако не каждый обучающийся готов сразу освоиться в электронной образовательной среде вуза, влиться в образовательный процесс, проявить самостоятельность в обучении, найти контакт с одногруппниками и педагогами. Целью нашего исследования является выявление психолого-педагогических условий, которые будут способствовать профессиональной направленности студентов в процессе аудиторной и внеаудиторной работы. Для решения представленных проблем мы реализовали различные методы: теоретические и практические. К практическим методам отнесем: опросы, наблюдения, педагогический эксперимент.

В обеспечении устойчивости государства состоит значение транспорта в современном обществе. Транспорт обладает возможностями маневрировать ресурсами, оперативно разрешать любые нештатные ситуации.

В последнее время в свете сложившихся эпидемиологических и военных событий такая профессиональная сфера, как врач-лечебник так же приобрела новый важный статус в современном обществе: врачи предотвращают заболевания, диагностируют различные патологии и ведут профилактическую работу, а также широкое развитие приобрела военная медицина. Врачи в современном обществе цифровизации оказывают людям медицинскую помощь, в том числе и в дистанционном формате. Математическое моделирование позволяет устанавливать всё более глубокие и сложные взаимосвязи между медицинской теорией и практикой.

В связи с этим изучение информатики, математики, математического моделирования в вузе приобретает наиболее важное значение как при подготовке инженеров транспортников, так и при подготовке врачей-лечебников. Такая роль этих профессий объясняет необходимость подготовки специалистов данных профессий в современных условиях электронной среды вузов и создания психолого-педагогических условий профессиональной направленности в процессе обучения студентов.

Исходя из выше сказанного, на этапе профессиональной подготовки студентов любой специальности, необходимо систематически формировать профессиональную направленность как доминирующий феномен установки на качественное овладение будущей профессией Г11- Так в процессе профессионального обучения необходимо делать акцент на процесс приобретения научных знаний, подчеркивая профессиональную специфику. Науку, можно определить, как активную, творческую и интеллектуальную деятельность, направленную на овладение, обоснование и систематизацию новых знаний (понятий, законов, теорий) в определенной профессиональной сфере. Наука и ее практическое применение есть всегда творческий процесс, и предполагает научный поиск. Так как период студенческой жизни обучающегося, независимо от возраста, относится к периодам наиболее активного аксиологического, нравственного, эстетического развития личности, именно в этот период происходит овладение новой социально важной профессией и становление самой личности. Самостоятельность - это характерная черта личности студента, которая получает развитие в процессе обучения в Вузе. При определенных условиях возможно воздействовать на личность обучающегося, направляя его деятельность, развитие, развивая его самостоятельность. Однако для значительного большинства студентов характерен такой феномен, как студенческий инфантилизм, который необходимо преодолеть при формировании профессиональной направленности [2]. Важным фактором влияния на формирование личности в современном обществе цифровизации является создание цифрового социального образовательного пространства, так как время учебы в университете отличается сложностью профессионального и личностного становления студентов. В работах отечественных ученых отмечается, что становление личности студентов реализуется через формирование профессиональной направленности, которая является динамичным явлением и содержит системообразующие компоненты [8]. Исследователи по-разному определяют профессиональную направленность:

- через отношения (Е.А. Климов),

- через интересы (С.П. Крягжде, М.И. Дьяченко),

- через склонности (Л.М. Митина, М.И. Кузьмина),

- через мотивы (А.К. Маркова, Л.М. Митина),

- через установку (A.C. Ткаченко),

- через потребности, цели, убеждения (А.П. Сейтешев),

- через мотивационно-ценностные ориентации, профессиональную позицию, социально профессиональный статус (Э.Ф. Зеер).

Профессиональная направленность находит отражение через электронную образовательную среду. Существуют различные взгляды на понятие «электронная образовательная среда», так, например:

- Кастельс, рассматривает формирующуюся сегодня в глобальном масштабе социальную структуру как сетевое общество (электронную образовательную среду), важнейшей чертой которого выступает изменение направления и использования информации и знания, в результате чего главную роль в жизни людей обретают глобальные, сетевые структуры, вытесняющие прежние формы личной и вещной зависимости.

- Марк Пренски ввел такие понятия, как «цифровые аборигены»( люди родившиеся в конце прошлого века, которые живут в окружении компьютеров, видеоигр, плееров, видеокамер, мобильных телефонов) и «цифровыми иммигрантами» (остальные поколения, появившиеся на свет и выросшие до конца XX века). Согласно теории Пренски, «иммигранты» пытаются сочетать новейшие возможности с прежними.

- В. Штраус ввел «Теорию поколений», в основу которой лег тот факт, что у людей разных исторических периодов, различаются системы ценностей. Временной промежуток, в который рождаются представители одного поколения, - около 20 лет. Очень часто термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек». Поколение Z характеризуется следующими чертами: интерес к науке, технологиям и экономике.

- В.А. Ясвин, отмечал, что реализуемый комплекс природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, могут прямо или косвенно, кратковременно или длительно влиять на жизнь и деятельность личности студентов. В.А. Ясвин подчеркивал, что чем полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит активное саморазвитие.

- И.А. Баева, E.H. Волкова, Е.Б. Лактионова рассматривают образовательную среду как «совокупность влияний, которые изменяют и определяют развитие жизни, как все, что окружает, пронизывает, вовлекает субъекта в орбиту своей деятельности» [6].

Следовательно, формировать профессиональную направленность в процессе обучения студентов разной специализации по изучаемым дисциплинам - значит стимулировать у них научный интерес к будущей профессии, стремление совершенствовать свои профессиональные навыки после окончания вуза. В конечном счете, устойчивая профессиональная направленность способна обеспечить выполнение тех требований, которые предъявляются к нему современным обществом [5].

Нами были проведены исследования применительно к специальности 23.05.03 Подвижной состав железных дорог и к специальности 31.05.01 Лечебное дело.

В данной статье в качестве примера приведем обследование по специальности 31.05.01 Лечебное дело. Формирование профессиональной направленности не является глубоко изученной проблемой на современном этапе. Нами были проанализированы работы следующих современных ученых:

- теоретические и практические разработки проблемы формирования профессиональной направленности будущих медицинских работников в современных условиях (Т.Л. Бухарина, A.C. Ткаченко),

- исследования по вопросам деятельности медицинского работника, в которых проблема формирования профессиональной направленности затрагивается частично (И.С. Витенко, Т.С. Кавелина, Г.П. Кондратенко),

- работы A.C. Ткаченко, в которых он выделил условия формирования профессиональной направленности практически у всех учащихся средних медицинских учебных заведений возможно: включение учащихся в практическое освоение профессиональной деятельности на ранних этапах обучения, дифференцированный подход к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы на основе учета уровня развития их профессиональных интересов и психологической готовности к труду,

- работы Т.Л. Бухариной посвященные формам и методам развития профессионального интереса у будущих врачей,

- работы И.С. Витенко, Г.П. Кондратенко, В.И Ороховским, посвященные разработке пятиуровневая модель специалиста-медика.

Имеющиеся исследования в области профессиональной направленности личности студента медицинского учебного заведения показывают, что данное качество имеет ряд значений: она связана с самой сущностью медицинской деятельности; выступает как осознанная психологическая готовность к профессиональной деятельности; она имеет значение всеобъемлющего устойчивого интереса к профессии медицинского работника на основе имеющихся склонностей и способностей; это ответственное отношение будущего специалиста к решению профессиональных задач.

Поэтому перед нами была поставлена цель - изучить специфические особенности формирования профессиональной направленности студентов-врачей-лечебников и выделить приемлемые психолого-педагогические условия, которые будут способствовать их эффективной подготовке. Несомненно, что большой уклон при подготовке будущих врачей-лечебников строится на профильных знаниях (химические и биологические науки), коммуникативные, культура речи, но мы хотим сделать акцент на знания полученные в процессе преподавания таких дисциплин, как математика и информатика. Анализ исследований отечественных ученых Н.В. Ипполитовой, А.Я. Найн, Н.С. Стерховой, И.В. Шеститко, С.Н. Павловым, A.B. Маковчик и других, посвященных выявлению психолого-педагогических условий, способствующих решению тех или иных образовательных задач, позволяет выделить в них три основных группы:

1) информационные (содержание образования, познавательные процессы);

2) технологические (формы, средства, методы, приемы, этапы, способы организации и процессуально-методическая основа образования);

3) личностные (поведение, деятельность, общение, личностные качества студентов; психологическая основа образовательного процесса) [3].

На основе выше представленных высказываний, мы интерпретировали психолого-педагогические условия применительно к профессиональной подготовке студентов специальности 31.05.01 Лечебное дело:

- дидактические, определяющиеся как обстановка процесса обучения, являющаяся результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей. Так нами был разработан комплекс психологического и дидактического инструментария, который нашел отражение в процессе преподавания дисциплин «Математика», и «Информатика», основанным на популяризации специфичности и значимости знаний, полученных в результате обучения этим дисциплинам в профессии врача-лечебника. В рамках дисциплин были реализованы активные методы и виды контроля (составление вопросов по определенной теме, активное участие студентов на практикумах, решение ситуационных и практико-ориентированных заданий разной направленности). Во внеаудиторной деятельности отдается предпочтение профессиональной реализации через организацию самостоятельной работы студентов, создание отчетов и их представление на локальном уровне,

- материально-технические, представлены как комплекс инструментария, который является связующим звеном в профессиональной направленности. Так от обеспечения информационными технологиями зависит эффективность

подготовки врачей-лечебников. Для более быстрой адаптации студентов- преподавателями организуется психолого-педагогическая поддержка в электронной среде вуза и диагностика выявления образовательных рисков, консультирование по проблемам обучения, личностного самоопределения, система наставничества «студент-преподаватель». При встрече с начинающими студентами обсуждались значимость в выбранной профессии таких дисциплин, как математика и информатика в профессиональной деятельности, что способствует более успешной их адаптации в своей профессии. Значительный интерес вызвали у обучающихся психологические групповые дискуссии, где разбирались вопросы специфики и проблемы начинающих врачей-лечебников,

- организационно-методические, реализуются через систему взаимодействия «преподаватель-студенты», «студент-студент», если данная связь является эффективной и плодотворной, то повышается уровень профессиональной направленности [8]. Такие факторы, как применение преподавателями в процессе обучения активных методов и средств обучения, задач профессиональной направленности, способствуют мотивации в более углубленном изучении учебного материала.

Психолого-педагогические условия, реализуемые в электронной образовательной среде студентов направлены на положительное формирование как профессиональных, так и личностных качеств будущих специалистов.

Выводы. Таким образом, в соответствии с поставленной целью мы сформулировали следующие выводы исследования:

- проанализированы понятия «электронная образовательная среда», «профессиональная направленность», «психолого-педагогические условия», которые непосредственно являются основополагающими в профессиональной подготовке студентов;

- правильно подобранные психолого-педагогические условия (дидактические, материально-технические, психологические, организационно-методические) будут способствовать повышению уровня сформированности профессиональной направленности студентов любой специальности.

Литература:

1. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург, 2003. - 336 с.

2. Караванова, Л.Ж. Психолого-педагогический условия профессиональнотрудовой социализации студентов вуза / Л.Ж. Караванова // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». -2016. - №2. - С. 101-111

3. Мантрова, A.B. Психолого-педагогические условия, необходимые для обучения студентов направления «Гостиничное дело» / A.B. Мантрова, ПЛ. Федотенко // Молодость. Интеллект. Инициатива. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2022. - С. 439-440

4. Шарабайко, О.Г. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности специалиста: научный анализ понятия / О.Г. Шарабайко // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. -2016.-№15.-С. 29-34

5. Шмидт, М.А. Профессиональная направленность личности студента: современное состояние, перспективы изучения проблемы / М.А. Шмидт // Наука и современность. - 2010. - №7-1. - С. 264-270

6. Югфельд, A.C. Образовательная среда современного университета: риски и ресурсы / A.C. Югфельд, И.Л. Федотенко, К.С. Шалагинова // Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на университетското образование: теории, технологии, управление. - Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2019. - С. 96-100

7. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 100 с.

8. Тимохина, A.B. Формирование безопасной образовательной среды в процессе профессиональной подготовки иностранных студентов-фармацевтов / A.B. Тимохина // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития». -2022. - С. 298-302

9. Садыкова, О.И. Математическое моделирование систем и процессов. Курс лекций: учебное пособие / О.И. Садыкова, О.Ю. Кривич. - Москва: РУТ (МИИТ): РОАТ, 2020. - ISBN 978-5-7473-1010-0. - 1 CD-ROM. - Текст: электронный.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат технических наук, доцент Салтанаева Елена Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (Казань); старший преподаватель Эшелиоглу Раиля Ильдаровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (Казань); кандидат экономических наук, доцент Логинова Ирина Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный аграрный университет» (Казань)

СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - НОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ

ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. В данной статье рассматривается роль информационных технологий в становлении новой формы педагогики, а именно цифровой педагогики. Объясняются причины цифровой трансформации образовательной среды. Характеризуются умения современного специалиста, владеющего цифровыми технологиями. Рассмотрены положительные стороны влияния цифровой педагогики на качество образования. Приведены способы реализации цифровой педагогики на практике, в частности развитие проектной деятельности. В качестве одного из элемента цифровой педагогики предлагается рассмотреть участие студентов в конкурсе стартапов. Дается оценка влияния стартапов как на развитие персональных компетенций студента, так и на сам образовательный процесс. Рассмотрены наиболее перспективные направления проектов по аналитике с привлечением искусственного интеллекта. Затронуты возможные опасности излишней цифровизации образовательной сферы. Применение машинного обучения и искусственного интеллекта в рамках цифровой педагогики может автоматизировать многие задачи образовательного процесса (разнообразная аналитика обучения, персонализированное образование). Также делается акцент на по-прежнему важной роли преподавателя в правильном применении цифровых технологий в образовательном процессе для эффективного соответствия целям образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.