Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ФАРМАЦЕВТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ФАРМАЦЕВТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИЯ / ФАРМАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотенко Инна Леонидовна, Тимохина Алёна Владимировна

Актуальность. Современное российское общество диктует свои требования к различным сферам деятельности, таким как образование и медицина. Особенно в условиях пандемии, загрязнения экологии возрос спрос на медицинские услуги и препараты. Ввиду того, что на врачей возложена большая нагрузка, необходимы компетентные специалисты в области фармации, которые способны оказывать профессиональную консультацию. Однако в высшем образовании не выработан механизм формирования профессиональной направленности фармацевтов, что не соответствует государственным реформам. Цель - разработать комплексную модель, которая будет направлена на профессиональную подготовку будущих высококвалифицированных фармацевтов, готовых решать поставленные перед ними государственные и общественные задачи и находить выход из ситуаций на высоком уровне профессионализма. Методы исследования. На основе научных исследований в статье приведён теоретический анализ методологических подходов учёных, методы изучения практико-ориентированных заданий к данной проблеме. Представлена обобщающая модель образования, направленная на разработку оценивания уровня сформированности профессиональной направленности к будущей профессии у студентов специальности «Фармация» (1-5 курсов) в ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Предложены основные методические рекомендации и система мероприятий по созданию психолого-педагогических условий самоопределения студентов, методика диагностики выявления рисков, мотивации и ценностей в овладении профессией. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость заключается в следующем: конкретизирован и уточнён категориально-понятийный аппарат исследования - «профессиональная направленность», «самоопределение», «этапы формирования профессиональной направленности»; обоснованы теории и концепции, необходимые для успешного формирования профессиональной направленности будущих фармацевтов в образовательных условиях университета; разработана и реализована динамическая модель эффективного формирования профессиональной направленности студентов.1 Практическое исследование проблемы профессиональной направленности студентов-фармацевтов может быть целесообразно для приращения знаний в области «Теория и методика профессионального образования», подготовки кадров в фармацевтической сфере и других педагогических работников. Результаты исследования. По итогам теоретический и практической работы модернизирована система заданий для студентов специальности «Фармация», ориентированных на формирование профессиональной направленности, которая может использоваться в колледжах и университетах; диагностические и исследовательские материалы (тесты, кейсы, проекты, творческие задания, квесты) могут при определенной адаптации транслироваться в различные образовательные организации для формирования профессиональной направленности студентов других специальностей. Результаты исследования могут быть использованы для повышения квалификации и профессиональной переподготовки фармацевтов в дополнительном образовании. Выводы. Таким образом, разработаны содержательные элементы дидактической модели в качестве системы практико-ориентированных методов, форм и средств обучения, которые эффективно могут оказывать влияние на уровень сформированности профессиональной направленности будущих фармацевтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотенко Инна Леонидовна, Тимохина Алёна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF FUTURE PHARMACISTS IN THE CONDITIONS OF THE UNIVERSITY:THEORETICAL ANALYSIS

Relevance. Modern Russian society dictates its own requirements for various fields of activity, such as education and medicine. Especially in the context of the pandemic, environmental pollution, the demand for medical services and drugs has increased. Since doctors have a great burden, competent specialists in the field of pharmacy are needed who are able to provide professional advice. However, higher education has not developed a mechanism for the formation of the professional orientation of pharmacists, which does not correspond to state reforms. Goal - to develop a comprehensive model that will be aimed at the professional training of future highly qualified pharmacists who are ready to solve the state and public tasks assigned to them, and find a way out of situations at a high level of professionalism. Procedure and methods. On the basis of scientific research, the article provides a theoretical analysis of the methodological approaches of scientists, methods of studying practice-oriented tasks to this problem. A generalizing model of education is presented, aimed at developing an assessment of the level of formation of a professional orientation towards a future profession among students of the specialty "Pharmacy" (1-5 courses) at TSPU. The main methodological recommendations and a system of measures to create psychological and pedagogical conditions for self-determination of students, a method for diagnosing risks, motivation and values in mastering a profession are proposed. Scientific Novelty and/or theoretical and/or practical significance. The scientific novelty of the research is as follows: the categorical-conceptual apparatus of the study is concretized and clarified: “professional orientation”, “personal orientation”, “self-determination”, “stages of formation of professional orientation”; theories and concepts necessary for the successful formation of the professional orientation of future pharmacists in the educational conditions of the university are substantiated; a dynamic model for the effective formation of students’ professional orientation has been developed and implemented. A practical study of the problem of the professional orientation of pharmaceutical students may be appropriate for increasing knowledge in the field of "Theory and Methods of Vocational Education", training in the pharmaceutical field and other teachers. Results. Based on the results of theoretical and practical work the system of tasks for students of the specialty "Pharmacy" has been modernized, focused on the formation of the professional orientation, which can be used in colleges and universities; diagnostic and research materials (tests, cases, projects, creative tasks, quests) can, with a certain adaptation, be broadcast to various educational organizations to form a professional orientation for students of other specialties. The results of the study can be used for advanced training and professional retraining of pharmacists in additional education. Conclusions. Thus, the content elements of the didactic model have been developed as a system of practice-oriented methods, forms and means of training, which can effectively influence the level of formation of the professional orientation of future pharmacists.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ФАРМАЦЕВТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

УДК 378.14.015.62

DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-139-151

формирование профессиональной направленности будущих фармацевтов в условиях вуза: теоретический анализ

Федотенко И. Л., Тимохина А. В.

Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого 300026, г. Тула, пр-т Ленина, д. 125, корп. 4, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность. Современное российское общество диктует свои требования к различным сферам деятельности, таким как образование и медицина. Особенно в условиях пандемии, загрязнения экологии возрос спрос на медицинские услуги и препараты. Ввиду того, что на врачей возложена большая нагрузка, необходимы компетентные специалисты в области фармации, которые способны оказывать профессиональную консультацию. Однако в высшем образовании не выработан механизм формирования профессиональной направленности фармацевтов, что не соответствует государственным реформам.

Цель - разработать комплексную модель, которая будет направлена на профессиональную подготовку будущих высококвалифицированных фармацевтов, готовых решать поставленные перед ними государственные и общественные задачи и находить выход из ситуаций на высоком уровне профессионализма.

Методы исследования. На основе научных исследований в статье приведён теоретический анализ методологических подходов учёных, методы изучения практико-ориентированных заданий к данной проблеме. Представлена обобщающая модель образования, направленная на разработку оценивания уровня сформированности профессиональной направленности к будущей профессии у студентов специальности «Фармация» (1-5 курсов) в ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Предложены основные методические рекомендации и система мероприятий по созданию психолого-педагогических условий самоопределения студентов, методика диагностики выявления рисков, мотивации и ценностей в овладении профессией. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость заключается в следующем: конкретизирован и уточнён категориально-понятийный аппарат исследования - «профессиональная направленность», «самоопределение», «этапы формирования профессиональной направленности»; обоснованы теории и концепции, необходимые для успешного формирования профессиональной направленности будущих фармацевтов в образовательных условиях университета; разработана и реализована динамическая модель эффективного формирования профессиональной направленности студентов.

Практическое исследование проблемы профессиональной направленности студентов-фармацевтов может быть целесообразно для приращения знаний в области «Теория и методика профессионального образования», подготовки кадров в фармацевтической сфере и других педагогических работников.

Результаты исследования. По итогам теоретический и практической работы модернизирована система заданий для студентов специальности «Фармация», ориентированных на формирование профессиональной направленности, которая может использоваться в колледжах и университетах; диагностические и исследовательские материалы (тесты, кейсы, проекты, творческие задания, квесты) могут при определенной адаптации транслироваться в различные образовательные организации для формирования профессиональной направленности

© CC BY Федотенко И . Л . , Тимохина А . В . , 2022.

студентов других специальностей. Результаты исследования могут быть использованы для повышения квалификации и профессиональной переподготовки фармацевтов в дополнительном образовании.

Выводы. Таким образом, разработаны содержательные элементы дидактической модели в качестве системы практико-ориентированных методов, форм и средств обучения, которые эффективно могут оказывать влияние на уровень сформированности профессиональной направленности будущих фармацевтов.

Ключевые слова: высшее образование, профессия, фармация, профессиональная направленность, динамическая модель, практико-ориентированные мероприятия

formation of the professional orientation of future pharmacists in the conditions of the university: theoretical analysis

I. Fedotenko, A. Timokhina

Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy pr. Lenina, 125, str. 4, Tula 300026, Russian Federation

Abstract

Relevance. Modern Russian society dictates its own requirements for various fields of activity, such as education and medicine. Especially in the context of the pandemic, environmental pollution, the demand for medical services and drugs has increased. Since doctors have a great burden, competent specialists in the field of pharmacy are needed who are able to provide professional advice. However, higher education has not developed a mechanism for the formation of the professional orientation of pharmacists, which does not correspond to state reforms. Goal - to develop a comprehensive model that will be aimed at the professional training of future highly qualified pharmacists who are ready to solve the state and public tasks assigned to them, and find a way out of situations at a high level of professionalism.

Procedure and methods. On the basis of scientific research, the article provides a theoretical analysis of the methodological approaches of scientists, methods of studying practice-oriented tasks to this problem. A generalizing model of education is presented, aimed at developing an assessment of the level of formation of a professional orientation towards a future profession among students of the specialty "Pharmacy" (1-5 courses) at TSPU. The main methodological recommendations and a system of measures to create psychological and pedagogical conditions for self-determination of students, a method for diagnosing risks, motivation and values in mastering a profession are proposed. Scientific Novelty and/or theoretical and/or practical significance. The scientific novelty of the research is as follows: the categorical-conceptual apparatus of the study is concretized and clarified: "professional orientation", "personal orientation", "self-determination", "stages of formation of professional orientation"; theories and concepts necessary for the successful formation of the professional orientation of future pharmacists in the educational conditions of the university are substantiated; a dynamic model for the effective formation of students' professional orientation has been developed and implemented.

A practical study of the problem of the professional orientation of pharmaceutical students may be appropriate for increasing knowledge in the field of "Theory and Methods of Vocational Education", training in the pharmaceutical field and other teachers.

Results. Based on the results of theoretical and practical work the system of tasks for students of the specialty "Pharmacy" has been modernized, focused on the formation of the professional orienta-

tion, which can be used in colleges and universities; diagnostic and research materials (tests, cases, projects, creative tasks, quests) can, with a certain adaptation, be broadcast to various educational organizations to form a professional orientation for students of other specialties. The results of the study can be used for advanced training and professional retraining of pharmacists in additional education.

Conclusions. Thus, the content elements of the didactic model have been developed as a system of practice-oriented methods, forms and means of training, which can effectively influence the level of formation of the professional orientation of future pharmacists.

Keywords: higher education; profession; pharmacy; professional orientation; dynamic model; practice-oriented activities

ВВЕДЕНИЕ

Изучение профессиональной подготовки будущих фармацевтов в Тульской области обусловлено высокой значимостью этой специальности в медицинской сфере деятельности. Связана данная потребность с тем, что Тула относится к одному из загрязнённых городов, где происходят частые выбросы ядовитых газов и тяжёлых металлов с производств, что негативно влияет на состояние здоровья В нынешней ситуации возросшей заболеваемости коронавирусом СОУШ-19 также на врачей возложена огромная нагрузка, и чтобы оказывать дополнительные медицинские услуги на высоком уровне, необходимы фармацевты, которые предложат соответствующую консультацию Во время эпидемии значимость этой профессии в массовом сознании возросла, она стала занимать приоритетные позиции в ценностной иерархии человечества. Как одна из важных профессий в области естественных и социально-общественных наук, фармация наиболее полно синтезирует взаимосвязь химии лекарств, анатомии, физиологии человека и владении профессиональной этикой Успешная практическая деятельность в фармацевтической сфере определяется совокупностью систематизированных качеств, знаний, умений, навыков и компетенций, которые непосредственно оказывают влияние на формирование высококвалифицированного специалиста Высокие требования к обучению студентов в данном направлении включает в

себя улучшение системы профессиональных знаний, умений и навыков, также постоянное личностное развитие в будущей профессиональной деятельности Профориентационная подготовка будущих студентов-фармацевтов представляет особый интерес как в психолого-педагогической теории, так и в реальной практике. Это связано с тем, что фармацевту необходимо руководствоваться во всех вопросах медицины, но особенно в практических: производстве, хранении и отпуске лекарств, консультировании Однако для создания, исследования и поиска новых качественных медицинских продуктов фармацевт должен обладать высоким профессионализмом [13].

Однако ряд позиций учёных не конкретизирован для специальности «Фармация»:

- формирование профессиональной направленности фармацевтов не было предметом целенаправленного, адресного исследования в психолого-педагогической литературе;

- не выявлены механизмы развития основных компонентов структуры профессиональной направленности;

- не разработана динамическая модель развития профессиональной направленности современных студентов-фармацевтов с учётом их специфических особенностей;

- не выявлены психолого-педагогические условия, повышающие эффективность формирования профессиональной направленности будущих фармацевтов;

V14y

- не обоснованы наиболее адекватные и действенные технологии формирования профессиональной направленности [10].

Следовательно, предметом исследования является теоретические основы и образовательная модель профессиональной подготовки будущих фармацевтов в процессе обучения в вузе.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель и задачи исследования. Цель исследования: теоретически обосновать разработанную образовательную модель и психолого-педагогические условия, направленные на формирование профессиональной подготовки будущих фармацевтов

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2. Обосновать и реализовать образовательную модель, нацеленную на формирование профессиональной направленности

3 . Определить психолого-педагогические условия, способствующие внедрению и трансляции модели в высших образовательных организациях

Для реализации цели и задач были изучены работы отечественных и зарубежных учёных, посвящённых исследованию проблем формирования профессиональной ориентации специалистов:

- теория профессионального самоопределения (Дж. Холланд, Э . Гинзберг, Д . Сьюпер, Е . А. Климов, Э . Ф . Зеер);

- теоретико-методические основы преподавания химических наук в высшей школе (Н. Е. Кузнецова, М. С. Пак, Г. М . Чернобельская, И. Л . Федотенко);

- системный подход (Б . Г. Ананьев, В . Д. Шадриков, Е. Г. Юдин, И. В . Блау-берг);

- полисубъективный подход (К. А. Абулханова-Славская, С. Л. Рубинштейн, Л М Митина);

- аксиологический подход (Н А Асташова, Е П Белозерцев,

И . Ф . Исаев, Н . Д . Никандров, Л . П . Раз-бегаева, В А Сластёнин, Г И Чижакова, Е . Н . Шиянов);

- культурологический подход (С . И. Гессен, М. С. Каган, Э . Касси-рер, А Дистервег, Е В Бондаревская, Е . Н . Шиянов);

- деятельностный подход (Л С Выготский, А Н Леонтьев, С . Л . Рубинштейн)12.

Анализ представленных научных работ показывает, что основной целью исследований является разработка и совершенствование методической базы в университете Обоснована целесообразность усиления фундаментальной и прикладной подготовки выпускников по профильным дисциплинам

Таким образом, смысл научного исследования предполагает увеличение знаний в области «Теория и методика профессионального образования» за счёт расширения представлений о специфике направленности будущих фармацевтов Материалы исследования будут иметь прикладную ценность, т к содержат технологии, методы, средства формирования профессиональной ориентации студентов специальности «Фармация» .

Методология и методы исследования. Нами проанализированы и уточнены методологические концепции к пониманию категориально-понятийного аппарата «направленность личности», «профессиональная направленность», «самоопределение», «этапы формирования профессиональной направленности», «структура направленности» в процессе обучения, выделим наиболее значимые в педагогике и психологии

Одним из основополагающих подходов являются исследования С Л Рубин-

1 Зеер Э . Ф . Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов . 2-е изд . , перераб . и доп . Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003 . 336 с .

2 Зеер Э . Ф . Психология профессионального образования: учебное пособие. 2-е изд . Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003.480 с .

штейна [8], который выдвигал идею о том, что направленность выступает, как «комплекс ценностно-избирательных и эмоционально-волевых отношений личности обучающегося к определённому виду профессиональной деятельности» В соответствии с высказываниями учёного, основой формирования направленности является развитие когнитивных компонентов в процессе обучения Принципом для анализа данного феномена послужили работы Б . Ф . Ломова [7], в результате чего была выделена взаимосвязь «цель-мотив», которая является высшей сферой проявления сформированности личности будущего специалиста Важное значение в профессии имеет понимание психической структуры личности, которая заключается в изучении обратимости, силы, способностей и характера, как образований более высокого уровня Среди перечисленных элементов ведущая роль отводится направленности, содержание которой имеет цели, мотивы, субъективное отношение к различным типам общества

Учёный А. Н . Леонтьев [6] поддерживал изучение научной позиции по отношению к направленности в качестве «ядра личности специалиста, которое представляет комплекс относительно устойчивых и взаимосвязанных мотивов, побудителей к профессиональной деятельности» . Другой педагог Л . И . Божо-вич в своих исследованиях также выделяла развитие мотивационной сферы как основы формирования личности ученика, которая понимается как «изменение мотивов в соответствии с их содержанием, силой, интенсивностью и эффективностью» Следовательно, развитие мотивов играет важную роль для понимания закономерностей формирования направленности личности [1].

По мере развития будущего специалиста некоторые мотивы в процессе обучения могут доминировать, подчиняя действия других. Если рассматривать обучение в вузе, то важным критерием в выборе направления подготовки, а затем

профессии является профессиональная направленность. Идеи учёных Л . А. Го-ловей, Е . А. Климова, Л. М. Митиной, А. П. Сейтешева позволяют рассматривать профессиональную направленность как «масштабный, многомерный процесс со сложной структурой, образованный сочетанием образовательных компонентов» [11].

Конкретное определение профессиональной направленности специалиста отмечается в работах Э . Ф . Зеера . Учёный рассматривал данный феномен в своих исследованиях как одну из «важных характеристик личности специалиста, которая позволяет прогнозировать его будущее и представляет собой набор целевых и профильных программ, обуславливающих единство активного и целенаправленного развития личности» В структуре профессиональной направленности учёный выделял следующие компоненты: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы); ценностные ориентации (смысл труда, заработную плату, благосостояние, квалификацию, карьеру, социальное положение и др ); профессиональную позицию (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию); социально-профессиональный статус [9]

Итогом проанализированных подходов является то, что механизм формирования профессиональной направленности будущих специалистов представляет собой образовательный феномен, который обуславливает разработку комплексной динамической модели и психолого-педагогических условий Такое сочетание направит как преподавателей, так и студентов на построение индивидуально-личностной траектории как средства самоопределения студента

В основе модели заложена структура формирования профессиональной направленности, в которую входит комплекс компонентов: мотивационно-це-левой, эмоционально-когнитивный, контрольно-оценочный и регулятив-

V143;

ный, образующий в своей структуре три блока:

- мотивационно-целевой, который представлен взаимосвязью «цель-мотив» . На примере студентов специальности «Фармация» выделим особенности этого компонента: обучающийся на основе индивидуальной программы ставит перед собой цель, на которую опирается в течение обучения . Также перед преподавателями стоит задача применить систему аудиторных и внеаудиторных заданий, которые мотивируют профильную направленность студентов . Задачи следующего плана на примере дисциплины «Неорганическая химия», «Органическая химия»: «Определить концентрацию навески 9 г хлорида натрия, который взяли для приготовления 100 мл физиологического раствора». «Напишите уравнения реакций этапов синтеза пара-аминобен-зойной кислоты, которая относится к

одному из компонентов фолиевой (Витамин В6), из бензола» [16].

- эмоционально-познавательный, включающий личностные качества специалиста в профессиональной деятельности и складывающийся из интеллектуальных, эмоциональных элементов Данный компонент реализуется в системе производственных практик в аптеках, фармацевтических фабриках, где практикующий студент может применить свои знания в реальной обстановке;

- «регулятивный, который формируется за счёт волевых, контрольных и рефлексивных элементов» (рис . 1) [4]. Формируется компонент в процессе как аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности, где обучающиеся могут проявить свои аналитические, коммуникативные и профессиональные умения при решении заданий фармацевтической направленности

Професснональнля направленность

Рис. 1 / Fig. 1. Структура профессиональной направленности / Professional focus structure

Источник: составлено авторами по публикации [12].

Исходя из поставленных компонентов, мы анализируемусловия профориен-тационногообучения подоминирующим мотивам обучающихся, которые делят на внешние и внутренние. Под внешними мотивами в деятельности фармацевтов понимаются те, которые играют важ-нуюроль в профессиональном решении: удовлетворённость заработной платой; авторитет среди коллег, клиентов и ра-

ботодателя; умение находить подход к покупателю; консультировать в выборе и использовании лекарств; страх осуждения и профессиональной неудачи Вторая категория включает социальную и личностную значимость фармацевтов: удовлетворённость творческим, коммуникативным икомпетентностнымхарак-теромличности[2]. Поэтому выборпро-фессии фармацевта - это многократное

и целеустремлённое решение, которое выполняется в процессе контроля профессиональной подготовки Будущий специалист, который регулярно занимается образованием, профессиональной деятельностью и профильными, научными исследованиями, добивается больших успехов По окончании обучения студент будет психологически подготовлен к профессиональной деятельности [14].

Организация исследования и ход работы. Экспериментальная работа по формированию профессиональной направленности будущих фармацевтов осуществлялась на базе Тульского государственного педагогического университета им Л Н Толстого, в котором участвовали студенты специальности «Фармация» с первого по пятые курсы (было задействовано 89 респондентов) Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и результативный Для исследования профессиональной направленности студентов-фармацевтов к будущей профессии был подобран комплекс образовательных диагностик, разработана система профориентационных заданий по профилю подготовки На начальном этапе констатирующего эксперимента обучающиеся были опрошены

на сформированность профессиональных и личностных интересов, мотивации и ценностей, профильной организации в процессе вузовского обучения Проведено комплексное исследование по известным и авторским психолого-педагогическим диагностическим инструментариям (табл . 1) [5].

На формирующем этапе эксперимента в процессе обучения студенты специальности «Фармация» принимали участие в разноуровневых профильных мероприятиях, представленных в качестве блоков образовательных компетенций Данные мероприятия направлены на оценку уровня мотивации, ценностей, профессиональных компетенций, когнитивных компонентов, которые заложены в формировании профессиональной направленности будущих фармацевтов (табл. 2).

Таким образом, был подобран адекватный диагностический инструментарий, проведён констатирующий этап опытно-экспериментальной работы со студентами специальности «Фармация» (1-5 курсы). На основе интерпретации анализа полученных результатов разработана система профильных мероприятий: практико-ориентированные задания, квесты, воркшопы, квизы, про-

Таблица 1 / Table 1

Диагностический инструментарий направленности студентов / Diagnostic tools for the orientation of students

Название диагностических методик Авторы

Общие психолого-педагогические методики

методика оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности Л. А. Йовайши

методика изучения профессиональной направленности (определение профессионально-ориентированного типа личности) Дж. Холланд

профориентационный тест Н . В. Пряжников

методика «концепция ежа» или три пересекающихся круга Дж. Коллинз

методика оценки профессиональных интересов и способностей И . Л . Соломин

методика «изучение мотивации профессиональной деятельности» К . Замфир в модификации А . А . Реана

методика изучения факторов привлекательности профессии В . Я . Ядов, в модификации Н . В . Кузьминой и А. А. Реана

Окончание табл. 1

Название диагностических методик Авторы

методика «мотивация успеха и боязнь неудачи» А . А . Реан

диагностика уровня профессиональной направленности Т. Д . Дубовицкая

уровень профессиональной самооценки студентов и уровня их притязаний Методика Дембо-Рубинштейн

Специфические авторские методики

диагностика «уровни сформированности профессиональной направленности фармацевтов» И . Л . Федотенко, А. В. Тимохина

мотивация медицинской деятельности А. П. Василькова

степень принятия студентами профессиональных норм и требований методика множественной идентификации В . Ф . Петренко по ролевым позициям «Мой идеал врача» и «Типичный врач»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено авторами по публикациям [4; 5; 15].

Таблица 2 / Table 2

Разноуровневые профессиональные мероприятия / Multilevel professional events

Тип мероприятия Особенности организации

Универсальные компетенции

дискуссионный клуб организация дискуссионного клуба направлена на сплочение коллектива, обсуждение профильных вопросов, реализацию профессиональных идей и осуществление их в реальности

workshop система семинаров представляет форму совершенствования практических навыков, самостоятельности и управляемости своими действиями при решении сложных ситуаций

Общепрофессиональные компетенции

научно-практические конференции, посвященные году науки 2021 конференции направлены на демонстрацию опыта практической и научно-исследовательской деятельности фармацевтов

мастер-классы, квесты, квизы профессионалов данная форма предоставляет возможность познакомиться и самим вжиться в роль будущих фармацевтов, узнать пути совершенствования компетентности от профессионалов-фармацевтов

Профессиональные компетенции

практико-ориентированные, компетентностные задачи система заданий профессиональной направленности, состоящая из профориентационных задач для студен-тамов

цифровые профессиональные проекты и практики современные формы самостоятельного исследовательской плана, где студенты могут проявить профессионализм

клуб фармацевтов профессиональное объединение студентов-фармацевтов различного выпуска, в котором обучающиеся могут обменяться профессиональными проектами, идеями и разработками, оказать помощь и поддержку в достижении профессионализма

Источник: данные авторов .

фильное сообщество фармацевтов В контексте формирующего этапа проведены соответствующие аудиторные (лабо-раторно-практические и семинарские) и внеаудиторные (конференции, конкурсы, квизы, квесты, клубы) занятия

Результаты исследования и их обсуждение. Итогом анализа научной литературы исследования были выявлены следующие критерии профессиональной ориентации студентов специальности «Фармация», которые целесообразно применять в методическом комплексе построения динамической модели и включают:

- понимание социальной значимости выбранной специальности: связана данная категория с тем, что в эпидемиологической ситуации большая нагрузка возложена на медицинских работников, поэтому часть ответственности поручена фармацевтам как консультантам, супервизорам и психотерапевтам;

- эмоциональный настрой, направленный на стимулирование мотивации студентов-фармацевтов, на освоение будущей профессии через систему профильных лекций, семинаров, производственных практик в аптеках, фармпроиз-водствах;

- проявление активной и профессиональной позиции в коллективе, которая выражается в продуктивном общении и обмене информацией с коллегами, руководством, быстрой и качественной организацией собственного труда;

- самореализация через профессиональные курсы повышения квалификации фармацевтов [3];

- фиксированное отношение к профессии, появление профессиональных склонностей, уверенности в себе и своих действиях при консультировании и изготовлении лекарственных средств, понимание важной социальной цели для общества и ответственности, самостоятельности;

- твёрдая установка, устойчивый интерес и склонность к выбранной про-

фессии, энтузиазм обучением по специальности «Фармация», самоутверждение личности посредством профессиональной деятельности;

- сильное увлечение профессией, связь между человеком и делом, реализация потенциала, высокие профессиональные навыки в сфере фармакологии, фармакогнозии и биохимии12

Исходя из критериев профессиональной направленности фармацевтов, мы представим образовательную динамическую модель, которая целесообразна при подготовке студентов специальности «Фармация» в период их обучения (рис 2)

Итоговым результатом опытно-экспериментального исследования является разработанная динамическая модель, под которой понимается система активных и профильных методов, форм, средств, взаимосвязанных между собой и влияющих комплексно на формирование профессиональной направленности будущего фармацевта [10].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделав анализ проблемы исследования, обобщим вышесказанное:

1 Необходимым условием при выборе студентами фармацевтической профессии является формирование профессиональной направленности

2 Для овладения комплексом профессиональных компетенций фармацевтами важно построить образовательный процесс так, чтобы каждая аудиторная и внеаудиторная работа (лекции, семинары, практика, экскурсии, конференции) были взаимосвязаны с профильным направлением

1 Сунцова Я . С. Диагностика профессионального становления личности: учебно-методическое пособие . Ижевск: Удмуртский университет, 2012 . 144 с .

2 Зеер Э . Ф . Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб . и доп. Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003 336 с

Рис. 2 / Fig. 2. Модель формирования профессиональной направленности студентов специальности «Фармация» / The model of the formation of the professional orientation of students of the specialty "Pharmacy"

Источник: данные авторов .

Цель психолого-педагогического сопровождения студентов - формирование профессиональной направленности обучающихся к будущей профессии в образовательных условиях пространства вуза

Преподаватели Участники образовательного процесса Студенты направления «Фармация»

Создание образовательных и психолого-педагогических условий Эффективное овладение знаниями, умениями, навыками и профессиональными компетенциями

Повышение качества образовательной деятельности Содействие в профессиональной ориентации и личностном развитии

Психологическая поддержка и оказание консультативной помощи в отношении развития творческих способностей и личностного роста студентов Активное участие в творческих и профессиональных мероприятиях

Повышение психолого-педагогической и профессиональной компетентности Стимулирование толерантного сознания

Методы обучения Формы обучения Средства обучения

Семинары, конкурсы, конференции, лабораторно-практические занятия, лекции Индивидуальные, групповые, дистанционные, внеурочные 1Т-технологии, лабораторное оборудование и реактивы, мультимедийные установки, информационные платформы

Результаты обучения

Создание психолого-педагогических условий для повышения мотивации обучающихся в овладении профессиональными компетенциями в профессии фармацевта

3 . Формирование профессиональной направленности будущих фармацевтов реализуется через динамическую модель и систему психолого-педагогических условий

4 Практический потенциал полученных исследований реализуется в следующих позициях:

- модернизирована система заданий для студентов специальности «Фармация», ориентированных на формирование профессиональной направленности, которая может использоваться в колледжах и университетах;

- результаты исследования могут быть использованы для повышения квалификации и профессиональной пере-

подготовки фармацевтов в дополнительном образовании;

- полученные результаты, диагностические и исследовательские материалы (тесты, кейсы, проекты, творческие задания, квесты) могут при определённой адаптации транслироваться в различные образовательные организации для формирования профессиональной направленности студентов других специальностей .

Таким образом, проведённое исследование имеют теоретическое и прикладное значение, как для педагогической науки, так и для образовательной практики различных регионов России .

Статья поступила в редакцию 02.12.2021

V14V

ЛИТЕРАТУРА

I. Изучение мотивации поведения детей и подростков: сборник статей / под ред. , с предисл. Л . И . Божович, Л. В. Благонадеждиной. Москва: Педагогика, 1972. 351 с.

2 . Головей Л . А . Кризисы развития субъекта деятельности на начальных этапах профессионали-

зации // Вестник Московского государственного университета. Серия 14. Психология . 2016. № 4. С. 47-54.

3 . Головей Л . А . Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы,

кризисы // На пороге взросления: сборник научных статей III Всероссийской научно-практической конференции / Москва, 23-25 ноября 2011 г. / под ред. Л . Ф . Обуховой, И . А . Корепановой . Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2011. С. 62-77. 4. Дубовицкая Т. Д . Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование . 2004. № 2 . С. 82-86.

5 . Ильин Е. П . Дифференциальная психология профессиональной деятельности. Санкт-

Петербург: Питер, 2008 С 322-327

6 . Леонтьев А . Н . Деятельность . Сознание . Личность . Москва: Смысл, 2005. 431 с .

7 . Ломов Б . Ф . Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: Наука, 1999. 349 с.

8 . Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Москва: Питер, 2009. 705 с.

9 . Сейтешев А . П . , Кожевникова О . В . Профессиональная направленность личности: теория и

практика воспитания . Алма-Ата: Наука, 1990. 336 с .

10 . Тимохина А . В . , Федотенко И . Л . Профессиональная направленность студентов и пути её фор-

мирования // Исследовательский потенциал молодых учёных: взгляд в будущее: сборник материалов XVI Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов и молодых учёных / Тула, 20 февраля-13 марта 2020 г. / под ред. К. А . Подрезова . Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л . Н . Толстого, 2020. С. 215-219 .

II. Федотенко И . Л. , Тимохина А . В . Различные подходы к пониманию сущности профессиональной направленности будущего специалиста // Образование. Культура. Общество: сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции / Санкт-Петербург, 28 декабря 2020 г. Санкт-Петербург: Нацразвитие, 2020. С. 38-40.

12 . Федотенко И . Л. Развитие субъектных характеристик личности в контексте особенностей со-

временного студента // Становление субъективности студентов педагогического вуза как критерий качества современного образования: монография / под ред . К. С. Шалагиновой . Варшава: 18аепсе, 2019. 192 с.

13 . Хожаева Т. А. Формирование профессиональных компетенций студентов при подготовке бу-

дущих специалистов-фармацевтов // Инновационное развитие профессионального образования. 2014. № 1 (5). С. 69-71. 14. Шадриков В. Д . Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Москва: Наука,

15 . Holland J. L. Making vocational choice: A theory of careers . N . Y. : Prentice-Hall, 1973. 220 p .

16 . Rabow M. W. Repression of Personal Values and Qualities in Medical Education // Family Medicine .

2013 .Vol. 45 . № 1. P. 13-18 .

1. Bozhivich L. I . , Blagonadezhdina L. V. , eds . Izuchenie motivacii povedeniya detej i podrostkov: sbornik statej [Studying the motivation of the behavior of children and adolescents: a collection of articles]. Moscow, Pedagogika Publ. , 1972. 351 p.

2 . Golovej L . A . [Crises in the development of the subject of activity at the initial stages of professionali-

zation]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya [Bulletin of the Moscow State University Series 14. Psychology], 2016, no. 4, pp. 47-54.

3 . Golovej L . A . [Professional self-determination on the threshold of adulthood: indicators, factors, cri-

ses]. In: Obuhova L. F. , Korepanova I . A . , eds. Na poroge vzrosleniya: sbornik nauchnyh statej III Vs-erossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Moskva, 23-25 noyabrya 2011 g. [On the threshold of adulthood: a collection of scientific articles of the III All-Russian Scientific and Practical Conference / Moscow, November 23-25, 2011]. Moscow, Moscow State Psychological and Pedagogical University Publ. , 2011, pp. 62-77.

1982. 185 с.

REFERENCES

4. Dubovickaya T. D. [Diagnostics of the level of professional orientation of students]. In: Psihologiches-kaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2004, no . 2, pp . 82-86.

5 . Il'in E. P Differencialnayapsihologiyaprofessional'noj deyatelnosti [Differential psychology of profes-

sional activity]. St. Petersburg, Piter Publ. , 2008, pp . 322-327.

6 . Leont'ev A . N . Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity Consciousness]. Moscow, Smysl Publ. , 2005.

431 p .

7 . Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii [Methodological and theoretical

problems of psychology]. Moscow, Nauka Publ. , 1999. 349 p .

8 . Rubinshtejn S . L. Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of general psychology]. Moscow,

Piter Publ. , 2009. 705 p .

9 . Sejteshev A . P. , Kozhevnikova O. V. Professionalnaya napravlennost' lichnosti: teoriya i praktika vos-

pitaniya [Professional orientation of personality: theory and practice of education]. Alma-Ata, Nauka Publ. , 1990. 336 p.

10 . Timohina A . V. , Fedotenko I . L. [Professional orientation of students and ways of its formation]. In:

Podrezov K. A . , ed. Issledovatel'skijpotencial molodyh uchyonyh: vzglyad v budushchee: sbornik materi-alov XVIRegional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii magistrantov, aspirantov i molodyh uchyonyh / Tula, 20 fevralya-13 marta 2020 g. [Research potential of young scientists: a look into the future: collection of materials of the XVI Regional scientific and practical conference of undergraduates, graduate students and young scientists / Tula, February 20 - March 13, 2020]. Tula, Tul'skij Tula State Pedagogical University named after L. N . Tolstoy. Publ . , 2020, pp. 215-219 . 11. Fedotenko I . L . , Timohina A . V. [Different approaches to understanding the essence of the professional orientation of the future specialist]. In: Obrazovanie. Kul 'tura. Obshchestvo: sbornik izbrannyh statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii / Sankt-Peterburg, 28 dekabrya 2020 g. [Education . Culture . Society: a collection of selected articles based on the materials of the International Scientific Conference / St Petersburg, December 28, 2020] St Petersburg, Nacrazvitie Publ , 2020, pp 38-40

12 . Fedotenko I . L. [Development of the subjective characteristics of a personality in the context of the

characteristics of a modern student]. In: Shalaginova K. S . , ed. Stanovlenie sub"ektivnosti studentov pedagogicheskogo vuza kak kriterij kachestva sovremennogo obrazovaniya: monografiya [Formation of the subjectivity of students of a pedagogical university as a criterion for the quality of modern education: monograph]. Warsaw, iScience Publ. , 2019. 192 p.

13 . Hozhaeva T. A. [Formation of professional competencies of students in the preparation of future

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pharmacists]. In: Innovacionnoe razvitie professionalnogo obrazovaniya [Innovative development of professional education], 2014, no. 1 (5), pp. 69-71. 14. Shadrikov V. D. Problemy sistemogeneza professional'noj deyatelnosti [Problems of systemogenesis of professional activity]. Moscow, Nauka Publ. , 1982. 185 p .

15 . Holland J. L. Making vocational choice: A theory of careers. New York, Prentice-Hall, 1973. 220 p .

16 . Rabow M . W. Repression of Personal Values and Qualities in Medical Education // Family Medicine.

2013 .Vol. 45 . № 1. P. 13-18 .

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Федотенко Инна Леонидовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им . Л . Н . Толстого; e-mail: fedotenko@tsput . ru

Тимохина Алёна Владимировна - аспирант кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им Л Н Толстого; e-mail: alyona.timoxina@mail. ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Inna L. Fedotenko - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof of the Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Pedagogical University named after L. N . Tolstoy; e-mail: fedotenko@tsput . ru

Alyona V. Timokhina- Postgraduate Student of the Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Pedagogical University named after L . N . Tolstoy; e-mail: alyona.timoxina@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Федотенко И . Л . , Тимохина А . В . Формирование профессиональной направленности будущих фармацевтов в условиях вуза: теоретический анализ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 1. С. 139-151. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-139-151

FOR CITATION

Fedotenko I . L. , Timokhina A . V. Formation of the professional orientation of future pharmacists in the conditions of the university: theoretical analysis. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy, 2022, no . 1, рр . 139-151. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-139-151

Visy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.