Научная статья на тему 'КОМПОНЕНТЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО КОГНИТИВНОМУ КРИТЕРИЮ'

КОМПОНЕНТЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО КОГНИТИВНОМУ КРИТЕРИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / УСЛОВИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА / КОГНИТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ / COMPONENTS AND CONDITIONS OF THE COMPETITIVENESS / INDICATORS / LEVELS OF SPECIALIST COMPETITIVENESS / COGNITIVE CRITERION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харьковский Национальный Педагогический Университет Имени Г.С. Сковороды, Мороз Галина Николаевна

В статье затронута проблема поиска компонентов и условий, способствующих формированию конкурентоспособности будущих специалистов фармацевтической отрасли в процессе профессиональной подготовки в вузе высшего образования. Замечено, что реализуется важнейшее требование современного образования - формирование у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля профессиональной деятельности для приобретения черт, присущих конкурентоспособности, будущим конкурентоспособным врачом или фармацевтом. Выяснено, что предложенные условия способствуют развитию интереса студентов к обучению и квалифицированного овладения своей профессии - для этого необходимым условием является овладение профессией на основе системы профессионально ориентированных знаний; для формирования у студентов профессиональных умений и качеств на уровне инноваций - для этого необходимым условием является включение в профессионально ориентированную деятельность с целью развития профессиональных качеств и умений; для формирования конкурентоспособности и компетентности у будущих специалистов медицины и фармации - для этого необходимым условием является организация познавательной рефлексии. Показаны основные направления повышения конкурентоспособности будущих специалистов врачебной и фармацевтической отраслей. Также автор подчеркивает, что для повышения конкурентоспособности будущих специалистов больничной и фармацевтической сфер деятельности на рынке труда надо основываться на зарубежном опыте интеграции производства, образования и науки. Формирования конкурентоспособности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки возможно при условии: создание акмеологического среды в учебном процессе; установления диалогового взаимодействия как основа сотворчества всех участников профессионального процесса; привлечение студентов к различным видам профессиональной деятельности на основе использования квази-игровых и интерактивных технологий обучения. Проанализирована проблема влияния структуры этих компонентов на развитие черт, присущих конкурентоспособности. На основании выявленных структурных компонентов и их показателей, установлены уровни сформированности конкурентоспособности специалиста: низкий, средний и высокий. Было проведено детальное математический анализ результатов эксперимента с когнитивным критерием, в ходе исследования было признано эффективным. Таким образом, компонентно-структурный и ревнивый анализы помогают определить пути управления формированием конкурентоспособности будущих специалистов фармацевтической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харьковский Национальный Педагогический Университет Имени Г.С. Сковороды, Мороз Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPONENTS AND CONDITIONS THAT CONTRIBUTE TO THE COMPETITIVENESS OF FUTURE PROFESSIONALS IN THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY AND THE RESULTS ON THE COGNITIVE EXPERIMENT CRITERION

The article contains factors, compositions and conditions that promote the formation of future pharmacists in the pharmaceutical branch in the process of professional training in the Institution of Higher Education. It is defined by the author that for increasing the competitiveness of students we must create special organizational and pedagogical conditions. These conditions exist for the development of students' interest in learning for qualified mastery of their profession - for this, a prerequisite is the development of mastering a profession on the basis of professionally oriented knowledge; for the formation of students' professional skills and qualities at the level of innovation - for this, a prerequisite is the inclusion in a professionally oriented activities in order to develop professional skills and abilities; for the formation of competitiveness and competence of future Health Care and Pharmacy specialists for this, a necessary condition is organization of cognitive reflection. The main directions of improving the competitiveness of future medical and pharmacy specialists are covered. To create a model of the formation process of the future specialists' competitiveness like: creating acmeological environment in the training process; establishing conversational interaction as a basis for cooperation of all participants in the process; introduction to professional activities of quasi - game students and interactive technologies. The problem of the structure’s influence of these components on the development of characteristic features inherent in competitiveness has been considered. Based on the structural components and their data - the levels of competitiveness’s formation of a specialist have been established: low, medium and high. Thus, component-structural analyses help determining the ways of managing the formation of specialists’ competitiveness in the Pharmaceutical Branch. It is possible to consider that the structure of a specialist’s competitiveness in the Pharmaceutical Branch consists of the following components: motivational, value-motivational, cognitive, motivationally-cognitive, cognitively-active, axiological, praxeological, professionally-active, reflexive-evaluative, reflexive. It is also possible to identify the internal factors that affect the formation of a specialist’s competitiveness. External factors are considered: political, technological, economical and social, but internal factors are: professional competence; level and quality of education; motivation and organizational abilities: cultural, moral and life orientations. Professional essence of a specialist’s competitiveness is in its definition as a complex integral component that allows individuals to complete successfully in their field of activity. Thus, a specialist’s competitiveness is a model of labor’s quality. The above-mentioned characteristics of competitiveness are interdependent and only in unity ensured successfully of professional activity in the new economic conditions for a specialist’s competitiveness in the Labor Market. A detailed mathematical analysis of the experimental results was carried out according to the cognitive criterion, which turned out to be effective. Thus, component - structural and level analyses help to determine ways to manage the formation of competitiveness of future young pharmaceutical specialists.

Текст научной работы на тему «КОМПОНЕНТЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО КОГНИТИВНОМУ КРИТЕРИЮ»

МЕДИЦИНСКИЕНАУКИ

УДК [378.147.091.3:005.332.4]:615.1

КОМПОНЕНТЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ

ОБЛАСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО КОГНИТИВНОМУ

КРИТЕРИЮ

Мороз Галина Николаевна

соискатель по педагогике Харьковского национального педагогического университета

имени Г.С. Сковороды, Преподаватель иностранного языка Лингвистического центра ХНУ им. В.Н. Каразина, пл. Свободы, 4, г. Харьков, Украина.

THE COMPONENTS AND CONDITIONS THAT CONTRIBUTE TO THE COMPETITIVENESS OF FUTURE PROFESSIONALS IN THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY AND THE RESULTS ON

THE COGNITIVE EXPERIMENT CRITERION

M o

Аннотация. В статье затронута проблема поиска компонентов и условий, способствующих формированию конкурентоспособности будущих специалистов фармацевтической отрасли в процессо профессиональной подготовки в вузе высшего образования. z

Замечено, что реализуется важнейшее требование современного образования — формирование G субъектов образовательного процесса индивидуального стиля профессиональной деятельности для приобретения черт, присущих конкурентоспособности, будущим конкурентоспособным врачом или фармацевтом. Выяснено, что предложенные условия способствуют развитию интереса студентов к обучению и квалифицированного овладения своей профессии — для этого необходимым условием является овладение профессией на основе системы профессионально ориентированных знаний; для формирования у студентов профессиональных умений и качеств на уровне инноваций — для этого необходимым условием является включение в профессионально ориентированную деятельность с целью развития профессиональных качеств и умений; для формирования конкурентоспособности и компетентности у будущих специалистов медицины и фармации — для этого необходимым условием является организация познавательной рефлексии. Показаны основные направления повышения конкурентоспособности будущих специалистов врачебной и фармацевтической отраслей. Также автор подчеркивает, что для повышения конкурентоспособности будущих специалистов больничной и фармацевтической сфер деятельности на рынке труда надо основываться на зарубежном опыте интеграции производства, образования и науки.

Формирования конкурентоспособности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки возможно при условии: создание акмеологического среды в учебном процессе; установления диалогового взаимодействия как основа сотворчества всех участников профессионального процесса; привлечение студентов к различным видам профессиональной деятельности на основе использования квази-игровых и интерактивных технологий обучения.

Проанализирована проблема влияния структуры этих компонентов на развитие черт, присущих конкурентоспособности. На основании выявленных структурных компонентов и их показателей, установлены уровни сформированности конкурентоспособности специалиста: низкий, средний и высокий. Было проведено детальное математический анализ результатов эксперимента с когнитивным критерием, в ходе исследования было признано эффективным. Таким образом, компонентно-структурный и ревнивый анализы помогают определить пути управления формированием конкурентоспособности будущих специалистов фармацевтической отрасли.

Abstract. The article contains factors, compositions and conditions that promote the formation of future pharmacists in the pharmaceutical branch in the process of professional training in the Institution of Higher Education.

It is defined by the author that for increasing the competitiveness of students we must create special organizational and pedagogical conditions. These conditions exist for the development of students' interest in learning for qualified mastery of their profession - for this, a prerequisite is the development of mastering a profession on the basis of professionally oriented knowledge; for the formation of students' professional skills and qualities at the level of innovation - for this, a prerequisite is the inclusion in a professionally oriented activities in

order to develop professional skills and abilities; for the formation of competitiveness and competence of future Health Care and Pharmacy specialists for this, a necessary condition is organization of cognitive reflection. The main directions of improving the competitiveness of future medical and pharmacy specialists are covered.

To create a model of the formation process of the future specialists' competitiveness like: creating acmeological environment in the training process; establishing conversational interaction as a basis for cooperation of all participants in the process; introduction to professional activities of quasi - game students and interactive technologies.

The problem of the structure's influence of these components on the development of characteristic features inherent in competitiveness has been considered. Based on the structural components and their data — the levels of competitiveness's formation of a specialist have been established: low, medium and high. Thus, component -structural analyses help determining the ways of managing the formation of specialists' competitiveness in the Pharmaceutical Branch. It is possible to consider that the structure of a specialist's competitiveness in the Pharmaceutical Branch consists of the following components: motivational, value-motivational, cognitive, motivationally-cognitive, cognitively-active, axiological, praxeological, professionally-active, reflexive-evaluative, reflexive.

It is also possible to identify the internal factors that affect the formation of a specialist's competitiveness. External factors are considered: political, technological, economical and social, but internal factors are: professional competence; level and quality of education; motivation and organizational abilities: cultural, moral and life orientations.

Professional essence of a specialist's competitiveness is in its definition as a complex integral component that allows individuals to complete successfully in their field of activity. Thus, a specialist's competitiveness is a model of labor's quality.

The above-mentioned characteristics of competitiveness are interdependent and only in unity ensured successfully of professional activity in the new economic conditions for a specialist's competitiveness in the Labor Market.

A detailed mathematical analysis of the experimental results was carried out according to the cognitive criterion, which turned out to be effective.

Thus, component - structural and level analyses help to determine ways to manage the formation of competitiveness of future young pharmaceutical specialists.

Ключевые слова: компоненты конкурентоспособности; условия конкурентоспособности; показатели; уровни сформированности конкурентоспособности специалиста; когнитивный критерий.

Key words: components and conditions of the competitiveness, indicators, levels of specialist competitiveness, cognitive criterion.

Введение

Научная новизна темы заключается в том, что: впервые научно обосновано, разработан и экспериментально проверены организационно-педагогические условия (или этапы) формирования конкурентоспособности будущих специалистов высшего учебного заведения фармацевтической отрасли в процессе профессиональной подготовки.

Актуальность и целесообразность научных решений выбранной проблемы усугубляется необходимостью устранения противоречий, объективно влияющих на качество профессиональной подготовки будущих специалистов фармацевтической отрасли между:

- потребностью общества в современных конкурентоспособных специалистах фармацевтической отрасли и недостаточным уровнем внимания формированию конкурентоспособных качеств, которые актуализируют конкурентоспособность студентов определенной отрасли в содержании их профессиональной подготовки;

- современными требованиями рынка труда к специалистам фармацевтической отрасли и ограниченными возможностями их удовлетворения современной системой учебного заведения;

- Акмеологическая потребностями личности в профессиональном, интеллектуальном и культурном развитии, что обеспечивает ее конкурентоспособность на рынке труда, и ограниченностью методологии, теории и технологии обучения для достижения прогрессивных целей;

- целостным характером процесса формирования субъекта как конкурентоспособного специалиста и неопределенностью этапов и педагогических условий его эффективности.

Цель исследования основывается на раскрытии условий процесса формирования субъекта как конкурентоспособного специалиста в процессе профессиональной деятельности, важно в системе непрерывного профессионального образования, обеспечивающей достижение высокого уровня профессионального мастерства.

Задача исследования: заключается в выявлении влияния теоретически обгрунтованних и экспериментально проверенных организационно-педагогических условий формирования конкурентоспособности будущего специалиста фармацевтической отрасли на качество профессиональной подготовки.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих специалистов фармацевтической

отрасли в заведении высшего образования.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособности будущих специалистов фармацевтической отрасли в процессе профессиональной подготовки.

В соответствии с предметом и целью исследования определены его основные задачи:

1. Уточнить сущность понятия «конкурентоспособность специалиста».

2. Выявить специфику конкурентоспособности профессиональной подготовки специалиста фармацевтической отрасли.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия эффективности процесса формирования конкурентоспособности студентов разных специальностей.

4. Уточнить критерии и показатели качества профессиональной подготовки будущих специалистов фармацевтической отрасли.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что процесс подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в фармацевтической отрасли будет происходить более успешно благодаря реализации таких организационно-педагогических условий:

- углубление правильности и личной направленности студентов на овладение профильной профессиональной информацией фармацевтической отрасли за счет усложнения целей и содержания обучения на различных этапах подготовки будущих специалистов;

- формирование у студентов субъектной позиции на основе применения активных форм и методов обучения по освоению опытом будущей профессиональной деятельности работника;

- обеспечение реализации корректирующей программы личностного развития студентов, осуществляет рефлексию формирования личности конкурентоспособного специалиста фармацевтической отрасли во время профессиональной подготовки.

Теоретическое обоснование проблемы обусловлено необходимостью реализации основных направлений развития высшего образования в Украине, среди которых одним из приоритетных является создание педагогического основу для качественной профессиональной подготовки будущих специалистов фармацевтической сферы из числа студентов НФАУ как иностранных, так и местных, как условия вступления конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Основной целью профессионального образования сегодня является подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, свободно владеющий своей профессией, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Анализ последних исследований по проблеме конкурентоспособности в процессе профессиональной подготовки было проведено благодаря публикациям Е. Евпиловой, Н. Журановой, Н. Корнейченко, Д. Котиков, Е. Зеера [2, а 40], В. Мезинова, А. Потаповой, А. Романовской [4, а 310], Ю. Завалевскому, Ж. Шуткина и других. Конкурентоспособность определяется высоким уровнем профессиональных знаний, владение профессиональными умениями и приемами, эффективностью и качеством ее применения в исполнении профессиональных задач.

В рамках экономических наук профессиональная конкурентоспособность рассматривается А. Дидковский, А. Бачинский, Н. Верхоглядова, Р. Камышников, В. Ожегову, М. Мовчан, В. Нимчук, В. Кличак, С. Батишев как фактор занятости, технического обновления производства и повышения его эффективности, что обусловлено способностью специалиста осуществлять различные перемещения в общем производстве, готовность к изменениям профессиональной отнесенности, места жительства.

Итак, акцентирование внимания на важном аспекте конкурентоспособности, оказывается в актуализации сознания необходимости профессионального самосовершенствования, чтобы быть профессионально состоятельным, и в факторе деятельности, детерминирует желание специалиста быть причастным к профессиональным мероприятий, требует исследования этого необходимого профессионального образования в связи с инновационными процессами, которые происходят в пределах определенных профессиональных сред.

Проблему профессиональной конкурентоспособности были рассмотрены в работах Л. Емельяновой, А. Майковский, Н. Скрипник, В. Сотченко и других ученых, и также доказывают целесообразность формирования профессионализма будущего специалиста, чтобы он был конкурентоспособным на рынке труда по окончании высшего учебного заведения.

Прогностические направления профессиональной подготовки специалистов фармацевтической отрасли Украины были раскрыты в работах В. Слипчука, А. Хатько, С. Огарь, И.Бобковои, Л. Варлаховои, А. Ильенко.

Понятие «конкурентоспособность» специалиста довольно широким и не определенным окончательно. Так, анализ научных трудов А. Филь, Е. Гисматуллиной и других ученых показывает, что наряду с понятием «конкурентоспособность специалиста» как тождественные используются такие родственные понятия как «профессионализм», «профессиональная компетентность», «профессиональное мастерство» и другие.

Так, установлено, что понятие «конкурентоспособность» толкуется преимущественно как «способность к конкуренции» (В. Бусел), что в свою очередь понимается, как соперничество в области, борьба за достижение лучших последствий соревнования (В. Даль, Т. Ефремова, А. Евгеньева).

Конкуренция с точки зрения экономистов трактуется А. Смитом [5, а 11] как поведенческая категория, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке труда за более выгодные продажи и покупки соответственно. В Портера [3, а 53] суть конкуренции выражено угрозой появления новых конкурентов, угрозой появления товаров-заменителей, способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться, способностью покупателей торговаться и соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой. Й. Шумпетер [6, а 34] представляет конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями.

В. Быкова [1, а 9] утверждает, что конкурентоспособность специалиста представляет собой преимущества конкретного специалиста перед другими специалистами, выполняющими аналогичные трудовые операции в проявлении качеств, свойств, результатов собственной трудовой деятельности, наиболее значимых для обеспечения лидерства фирмы, организации , где он работает.

Методология и методы. К изучению исследуемой проблемы современной деятельности будущих специалистов фармацевтического профиля были использованы общенаучные подходы:

- личностно-деятельностный подход (А. Губа, А. Попова), который создает условия для личностной реализации будущего специалиста, раскрытия его способностей и качеств в процессе неполной профессиональной подготовки;

- акмеологический подход (В. Петрухин), оказывается, как условие повышения качества образования, в рамках которого профессиональной целью образования создание условий для развития личности будущего специалиста и обеспечивает возможность рассматривать приобретение субъектом конкурентоспособности, которая по своей сути является феноменом, направленным на достижения наивысшего качества - как процесс восхождения к вершинам «акме» - самой высокой точки самореализации профессионала;

- программно-целевой подход (С. Байкал, А. Радиш), который означает комплекс мер, направленных на улучшение учебно-воспитательной работы и ее результативности, влияет на развитие личности таким образом, что она становится конкурентоспособной, социально мобильной, компетентной и успешной.

Методы исследования

Для достижения цели и решения задач исследования, использован комплекс методов: теоретические - анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, сопоставление - для выяснения состояния разработанности проблемы, определение понятийно-категориального аппарата; обобщение и систематизация научных положений, контент-анализ содержания отраслевых стандартов, учебных программ, моделирование - для разработки и обоснования технологии формирования конкурентоспособности будущих специалистов фармацевтической отрасли в процессе профессиональной подготовки; эмпирические - анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, методы экспертных оценок и самооценки - для выявления уровня сформированности конкурентоспособности будущих специалистов в высшем учебном заведении; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы) - для проверки гипотезы исследования; методы математической статистики - для количественного и качественного анализа обработки эмпирических данных, доведение достоверности результатов экспериментального исследования.

Результаты и дискуссии основываются на поиске компонентов и условий, способствующих формированию конкурентоспособности будущих специалистов фармацевтической отрасли в процессе профессиональной подготовки в учреждениях высшего образования, важно в системе непрерывного профессионального образования, обеспечивающей достижение высокого уровня профессионального мастерства.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов базируется на собственный взгляд на структуру конкурентоспособности будущего специалиста фармацевтической отрасли как интегрального личностного образования. Она содержит следующие компоненты:

- мотивационный ( «мотивационно-ценностный», «циннисно-смысловой») (мотивы -профессиональные, познавательные, социальные, научные, потребности интересов, стремление)

- ценностно-мотивационный (содержит различные виды мотивов в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов фармацевтической отрасли: понимание профильовои компетентности как одной из ведущих профессиональных и социальных ценностей, готовность и стремление к проявлению компетентности, ценностное отношение к профессиональной профессиональной деятельности и личностного роста, обеспечивает сформированность социальных мотивов, личностного и профессионального роста, познавательный интерес к приобретению новых знаний и формирование профессиональных умений; мотивация на успех в учит ны, потребность в саморазвитии и самовыражении)

- когнитивный ( «содержательный», «когнитивно-содержательный», «экономика знаний»), (знаниевую, что предполагает сформированность знаний и наличие определенного стиля мышления)

- мотивативно-когнитивный (обеспечивает мотивацию учебно-профессиональной деятельности,

профессионально-направленная ориентацию и мотивацию достижения, потребность в овладении профессией и саморазвития, высокий уровень требований профессиональных знаний;

- когнитивно-деятельностный (наличие системы знаний теоретического и технологического характера в фармацевтической отрасли, наличие объективно операционного стиля мышления, сформированность системы профессиональных умений;

- деятельностный («компетентности», «умение», «навыки», «результаты проявления», «способность», «готовность», «технологический»);

- личностный (эмоциональный интеллект, умение идти на разумный риск, целеустремленность и решительность)

- личностно-деятельностный («прагматичность», «мобильность», «активность», «доброжелательность», «развитость», «организованность»): содержит деловые качества (относительно профессиональной сферы) такие как дисциплинированность, трудолюбие, предприимчивость;

- аксиологический (мотивация на успех/неудачу, потребность в независимости/автономии): определяет ценностную направленность и мотивированность личности, ее деятельность и поступки;

- праксиологического: отображает поведенческие компетенции личности, обеспечивающих ее эффективную деятельность. Основу этого компонента составляют умения и навыки познания других людей, стремление к постоянному профессиональному росту, гибкость, творчество в деятельности и креативность

- профессионально-деятельностный (предусматривает сформированность профессиональных компетенций, которые позволяют решать отраслевые задачи, приобретение специалистом профессионального мастерства): содержит профессиональную, деятельностную и адапцийну компоненты:

а) профессиональная охватывает компетенции специалиста, определяющих профессионализм деятельности, отражается в качестве результатов, отражает социальный и профессиональный статус специалиста;

б) деятельностная - это соответствие требованиям работодателя, рабочего места в условиях соперничества;

в) адаптационная определяется процессами пребудовы деятельности и поведения личности в ответ на новые требования окружающей среды;

- рефлексивно-оценочный обеспечивает самоанализ, самоконтроль и самооценку, управления профессиональным ростом и саморазвитием;

- рефлексивный («эмоционально-волевой», «самосовершенствования», «личностного роста»).

Также на ситуацию влияют различные условия

- профессиональный опыт

- профессиональные умения и навыки

- индивидуальные базовые и профессиональные компетенции

- профессиональная пригодность • существующая материально-техническая база учебных заведений

• содержание и структура учебных программ

• степень отработанности и развитости практических навыков и теоретических знаний

• наличие уникальных знаний, умений и навыков

• развитость рынка труда и его условия

• обратная связь между учебными заведениями и работодателями

• качественные требования работодателей к рабочей силе

• стоимость услуг труда

На основании выявленных структурных компонентов, их показателей, установлены уровни сформированности конкурентоспособности специалиста: низкий, средний, высокий.

Высокий уровень. Студенты этого уровня отличаются ярко выраженной потребностью в достижении успеха, получении знаний для будущей профессиональной деятельности, инициативностью, уверенностью в себе, ответственностью, самостоятельностью в принятии решений, самодостаточностью.

Средний уровень. У студентов этого уровня являются высокие потребности в расширении кругозора, самообразованию, в достижении успеха, в рефлексии собственной деятельности, обновлении собственного опыта, проявления инициативности.

Низкий уровень. Студенты этого уровня не нуждаются знаний, успеха, самореализации, самообразования, расширении кругозора, расширении своего опыта, самообразования.

Апробация педагогических условий формирования конкурентоспособности будущих молодых специалистов, подтверждение эффективности их внедрения в процессе профессиональной подготовки определяется, прежде всего, достижением положительных результатов применения соответствующих мер при проведении формирующего этапа эксперимента. Цель его заключается в экспериментальной апробации предлагаемых педагогических условий, которые рассматривались как неотъемлемая составляющая гипотезы данного исследования, определении ее эффективности в достижении запланированного результата по развитию конкурентоспособности будущих специалистов фармацевтической отрасли. В педагогическом эксперименте были задействованы группы по специальностям: «Фармация», «Клиническая фармация», «Технология парфюмерно-косметических

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

средств», «Технология фармацевтических препаратов», «Лабораторная диагностика», «Биотехнология», «Экономика предприятия», «Маркетинг» и «Менеджмент организаций». Педагогическое исследование было направлено на внесение умышленных изменений прогрессивного характера в образовательный процесс с целью получения более высоких результатов и связана с последующей их проверкой, оценкой и возможностью воспроизведения в других условиях.

После математической обработки собранных эмпирических данных результаты диагностического контрольного среза сформированности основных показателей конкурентоспособности будущих фармацевтов по компонентам, которые, на мой взгляд, являются наиболее важными для процесса формирования конкурентоспособности будущих молодых специалистов. По когнитивному критерию результаты выглядят следующим образом: из 370 студентов экспериментальной группы высокий и средний уровень имели соответственно 18,4% и 48,6% (анализ по общему результату), тогда как в контрольной группе этот показатель изменился незначительно и составлял 9,9% и 33,2%. Ощутимо отличаются числовые показатели, характеризующие количество студентов с низким уровнем: в экспериментальной группе - 33%, контрольной группе - 56,9%. Соответственно эти показатели, на первом этапе были следующими: в экспериментальной группе высокий уровень имели 8,8% студентов, средний уровень - 26,4%, низкий - 64,8%, в контрольной группе высокий уровень имели 7,5% студентов, средний уровень - 25,7%, низкий - 66,8% студентов. Полученные результаты сведены в таблицу 1.

Предварительный анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что по всем показателям результаты диагностического контрольного среза для студентов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп к проведению опытно-экспериментальной работы были близки по значениям, а после проведения опытно-экспериментальной работы соответствующие результаты для студентов экспериментальной группы стали лучше результаты контрольной группы.

Таблица 1

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ФАРМАЦЕВТОВ ПО КОГНИТИВНОМУ КРИТЕРИЮ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ _ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА_

Показнатели критерия % %

КГ II ЭГ КГ II ЭГ

до исследовательско-экспериментальной работы после исследовательско-экспериментальной работы

В С Н В С Н В С Н В С Н

наличие у фармацевтов операционных знаний, которые выполняются в процессе решения профессиональных задач 7,4 24,9 67,7 8,7 25,6 65,7 9,8 32,4 57,8 18,3 47,8 33,9

понимание фармацевтами конкуренции 7,9 27,1 65 9,2 27,8 63 10,3 34,6 55,1 18,8 50 31,2

Наличие фундаментальных знаний о процедуре оценивания собственного потенциала самооценки личности 7,2 25,1 67,7 8,5 25,8 65,7 9,6 32,6 57,8 18,1 48 33,9

Итого: 7,5 25,7 66,8 8,8 26,4 64,8 9,9 33,2 56,9 18,4 48,6 33

На рисунках 1, 2 приведены графические иллюстрации данных Таблицы 1, которые позволяют упростить сравнительный анализ результатов диагностики контрольной и экспериментальной групп и делают приведенную информацию более наглядной.

8,7%

65,7%

25,6%%

Високий Середнш Низький

18,3%%

33,9%%

47,8%%

Високий ■ Середнш ■ Низький

в) г)

Рисунок 1 - Результаты диагностики по показателю «наличие у фармацевтов операционных знаний, которые выполняются в процессе решения професионального задания» когнитивного критерия для КГ до (а) и после (б) проведення исследовательско-экспериментальной работы и для ЭГ до (в) та после (г) проведения исследовательско-

экспериментальной работы

100,% 50,0 0,0

67,765,7

7,4 8,7

80,0 % 60,0 40,0 20,0 0,0

47,8

57,8

Високий Середнш Низький

Контрольна група Експериментальна група

Високий Середнш Низький

Контрольна група I Експериментальна група

а) б)

Рисунок 2.10 - Сравнение результатов диагностики по показателю «наличие у фармацевтов операционных знаний, которые выполняются в процессе решения професионального задания» когнитивного критерия для студентов КГ и ЭГ до (а) и посля (б) проведенния исследовательско-экспериментальной работи

Подводя итоги проведенного статистического анализа, делаем вывод о том, что состояния контрольной и экспериментальной групп к проведению опытно-экспериментальной работы совпадают по каждому отдельному показателю когнитивного критерия, а также по критерию в целом, а после проведения этой работы - отличаются, а именно: средний уровень результатов экспериментальной группы стал выше среднего уровня результатов контрольной группы после проведения опытно -экспериментальной работы как по отдельным показателям когнитивного кризиса Терри, так и по всем критерием в целом.

Выводы

Выяснилось, что компонентно-структурный и уровневый анализ конкурентоспособности специалиста позволяет четко представить сущность исследуемого понятия и его содержание и помогает определить пути управления формированием конкурентоспособности у будущих специалистов фармацевтической отрасли.

С авторского видения сущности феномена конкурентоспособности будущего специалиста фармацевтической отрасли, которая является сложным многоуровневым свойством, которое позволяет личности участвовать в выбранной сфере профессиональной деятельности, представлена проблема конкурентоспособности и ее решения.

Итак, профессиональная сущность конкурентоспособности специалиста заключается в ее определении как сложным многоуровневым интегральным свойством, которое позволяет личности, согласно ее интеллектуальным способностям, интересам и потребностям, иметь преимущества в конкурентных отношениях в выбранной для себя сфере профессиональной деятельности, что приводит к перспективам дальнейших исследований в этом направлении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Бикова В.О. Рефлек^. Вюник Дшпропетровського ушверситету iменi Альфреда Нобеля. Серiя: Педагопка i психолопя. 2012. №1 (3). С. 9.

Зеер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности. Психологический журнал. 2004. Т. 18. №6. С. 35-44.

Портер М. Международная конференция / Международные отношения, 1996. - 896 с. Романовська О.О. Конкурентоспроможшсть як штегральна яшсть особистосп фах1вця. Педагопка i психолопя формування творчо! особистостi: проблеми i пошуки: зб. наук. праць. Запорiжжя, 2008. Вип. 51. С. 308-312.

Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. Москва: Ось-89, 1997. 255 с. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Москва: Прогресс, 1982. 244 с.

REFERENCES:

Bykova V.O. Refleksia [Reflection]. Visnyk Dnepropetrovskoho universitetu imeni Alfreda Nobelya. Seria: Pedagogika i psykhologiya. 2013 N1 (3). C. 9. [in Ukrainian].

Zeer E. F. Krizisy professionalnogo stanovleniya lichnosti [Crises of a professional formation of personality]. Psikhologicheskiy zhurnal [in Russian].

Porter M. Mezhdunarodnaia konferentsiya / Mezhdunarodnye otnosheniya [International Relations]. [in Russian].

Romanovska O.O. Konkurentospromozhnist' iak integralna iakist' osobystosti fakhivtsia [Competitiveness as an Integral Quality of a specialist's personality]. Zaporizhzhia [in Ukrainian].

Smit Adam. Issledovanie o prirode i prichinah bogatstva narodov. Moskva: Os'-89 [in Russian]. Shumpeter J. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [Theory of Economic Development]. Moskva: Progress [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.