Научная статья на тему 'Организационно-методические условия раннего профессионального развития студентов педагогических направлений подготовки'

Организационно-методические условия раннего профессионального развития студентов педагогических направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
раннее профессиональное развитие / организационно-методические условия раннего профессионального развития / педагогический технопарк кванториум / технопарк универсальных педагогических компетенций / оборудование педагогического кванториума / бакалавр педагогического образования / professional development / organizational and methodological conditions of early professional development / pedagogical technopark quantorium / technopark of universal pedagogical competencies / equipment of pedagogical quantorium / bachelor of pedagogical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козловских Марина Евгеньевна, Плюхина Екатерина Николаевна, Устинова Наталья Николаевна

Авторы статьи на основе анализа нормативно-правовых актов, психолого-педагогической и методической литературы рассматривают условия раннего профессионального развития студентов педагогических направлений подготовки. Для реализации этих условий предполагается использовать потенциал оборудования таких технологических площадок современных педагогических вузов как технопарк универсальных педагогических компетенций и педагогический технопарк кванториум. В статье проанализированы подходы к определению понятия «профессиональное развитие», выделены организационно-методические условия его реализации в процессе освоения образовательных программ педагогических направлений подготовки. Рассмотрено оборудование технопарка и педагогического кванториума с точки зрения раннего профессионального развития будущих педагогов при изучении дисциплин коммуникативно-цифрового, психолого-педагогического, коммуникативного, предметно-методического модулей, модуля исследовательской и проектной деятельности, а также в процессе методического практикума, учебной и производственной практик. Реализация образовательной программы с учетом этих условий будет способствовать раннему профессиональному развитию обучающихся, и кроме того, обеспечит подготовку к применению современных методик и технологий в учебно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козловских Марина Евгеньевна, Плюхина Екатерина Николаевна, Устинова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and methodological conditions of early professional development of students of pedagogical areas of training

The authors of the article, based on the analysis of normative legal acts, psychological, pedagogical and methodological literature, consider the conditions of early professional development of students of pedagogical training areas. To implement these conditions, it is planned to use the potential of the equipment of such technological platforms of modern pedagogical universities as the technopark of universal pedagogical competencies and the pedagogical technopark quantorium. The article analyzes approaches to the definition of the concept of "professional development", highlights the organizational and methodological conditions for its implementation in the process of mastering educational programs of pedagogical training areas. The equipment of the technopark and the pedagogical quantorium is considered from the point of view of the early professional development of future teachers in the study of the disciplines of communicative-digital, psychological-pedagogical, communicative, subject-methodical modules, research and project activity module, as well as in the process of methodological practical training, educational and industrial practices. The implementation of the educational program, taking into account these conditions, will contribute to the early professional development of students, and in addition, will provide training for the use of modern methods and technologies in the educational process.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические условия раннего профессионального развития студентов педагогических направлений подготовки»

УДК 372

Марина Евгеньевна Козловских Екатерина Николаевна Плюхина Наталья Николаевна Устинова

г. Шадринск

Организационно-методические условия раннего профессионального развития студентов педагогических направлений подготовки

Аннотация

Авторы статьи на основе анализа нормативно-правовых актов, психолого-педагогической и методической литературы рассматривают условия раннего профессионального развития студентов педагогических направлений подготовки. Для реализации этих условий предполагается использовать потенциал оборудования таких технологических площадок современных педагогических вузов как технопарк универсальных педагогических компетенций и педагогический технопарк кванториум. В статье проанализированы подходы к определению понятия «профессиональное развитие», выделены организационно-методические условия его реализации в процессе освоения образовательных программ педагогических направлений подготовки. Рассмотрено оборудование технопарка и педагогического кванториума с точки зрения раннего профессионального развития будущих педагогов при изучении дисциплин коммуникативно-цифрового, психолого-педагогического, коммуникативного, предметно-методического модулей, модуля исследовательской и проектной деятельности, а также в процессе методического практикума, учебной и производственной практик. Реализация образовательной программы с учетом этих условий будет способствовать раннему профессиональному развитию обучающихся, и кроме того, обеспечит подготовку к применению современных методик и технологий в учебно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: раннее профессиональное развитие, организационно-методические условия раннего профессионального развития, педагогический технопарк кванториум, технопарк универсальных педагогических компетенций, оборудование педагогического кванториума, бакалавр педагогического образования.

Marina Evgenievna Kozlovskikh Ekaterina Nikolaevna Plyukhina Natalia Nikolaevna Ustinova

Shadrinsk

Organizational and methodological conditions of early professional development of students of pedagogical areas of training

Abstract

The authors of the article, based on the analysis of normative legal acts, psychological, pedagogical and methodological literature, consider the conditions of early professional development of students of pedagogical training areas. To implement these conditions, it is planned to use the potential of the equipment of such technological platforms of modern pedagogical universities as the technopark of universal pedagogical competencies and the pedagogical technopark quantorium. The article analyzes approaches to the definition of the concept of "professional development", highlights the organizational and methodological conditions for its implementation in the process of mastering educational programs of pedagogical training areas. The equipment of the technopark and the pedagogical quantorium is considered from the point of view of the early professional development of future teachers in the study of the disciplines of communicative-digital, psychological-pedagogical, communicative, subject-methodical modules, research and project activity module, as well as in the process of methodological practical training, educational and industrial practices. The implementation of the educational program, taking into account these conditions, will contribute to the early professional development of students, and in addition, will provide training for the use of modern methods and technologies in the educational process.

Keywords: early professional development, organizational and methodological conditions of early professional development, pedagogical technopark quantorium, technopark of universal pedagogical competencies, equipment of pedagogical quantorium, bachelor of pedagogical education..

Введение Раннее профессиональное развитие студентов педагогических направлений подготовки является важной составляющей в реализации образовательных программ. Раннее профессиональное развитие направлено на формирование профессиональных навыков и умений, а также получения опыта их практического применения. Профессиональное развитие является предметом изучения в психологии, педагогике, социологии, методических

дисциплинах. Профессиональное развитие, его компоненты, условия реализации рассматривались в трудах таких ученых как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климова, С.Л. Рубинштейна и других [1, 3, 4, 10].

При этом проблема профессионального развития рассматривалась с разных точек зрения — изучение компонентов профессионального развития, факторов, влияющих на раннее профессиональное развитие, исследование психолого-педагогических и социально-психологических подходов, особенности целенаправленного управления процессом профессионального развития, педагогические инструменты профессионального развития [4, 6].

Понятие «профессиональное развитие» является междисциплинарным и рассматривается с разных точек зрения в отдельных областях науки. Так Э.Ф.Зеер [3] определяет профессиональное развитие через социальную ситуацию, уровень реализации в профессии и хронологический возраст человека. По мнению Е.А. Климова [4] профессиональное развитие -это процесс, который реализуется за счет систематического расширения, пополнения, усовершенствования и подкрепления базы знаний, путем развития личностных качеств, которые нужны для освоения и реализации новых профессиональных знаний, навыков и умений.

Таким образом, профессиональное развитие это процесс пополнения багажа знаний, умений и совершенствования личностных качеств, которые позволят успешно реализовть профессиональную деятельность. В ходе профессионального развития важным является аспектом является практическое решение задач значимых для будущей профессиональной деятельности. - познавательных, коммуникативных, морально-нравственных. Многие авторы [8] отмечают, что «профессиональное развитие педагога предполагает интеграцию профессионально значимых и личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений в педагогическую работу. В то же время педагог открыт новому опыту и знаниям».

Целью исследования является изучение организационно-методических условий обеспечения раннего профессионального развития студентов педагогических направлений подготовки.

Материалы и методы исследования

Для достижения цели использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ технической, методической литературы, нормативных документов, учебных программ, методических материалов); общенаучные (систематизация, педагогическое моделирование, проектирование и конструирование).

Организационно-методические условия обеспечения раннего профессионального развития студентов педагогических направлений подготовки могут быть следующими:

- организация учебного процесса в виде системы, которая предполагает включение специальных курсов, участие студентов в выборе дисциплин в соответствии с интересами;

- привлечение квалифицированных преподавателей и экспертов к проведению мастер-классов, лекций, консультаций, тренингов, которые позволят приобрести навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности, а также узнать о современном состоянии выбранной специальности;

- построение системы наставничества, которая предполагает реализацию образовательных модулей и практик, работу над проектами с поддержкой опытных наставников;

- привлечение студентов к участию в разработке и реализации практико-ориентированных проектов, стажировки, участие в инновационных стартапах, что обеспечит возможность применения полученных в ходе освоения образовательной программы знаний и умений в практической деятельности;

- создание условий для саморазвития за счет обеспечения доступа к широкому кругу информационных ресурсов, библиотекам, лабораториям, инновационным центрам,

технологическим площадкам, где студенты могут самостоятельно изучать новые материалы, развивая свои профессиональные качества;

- поддержка и мотивация обучающихся за счет привлечения к участию в конкурсах, использование поощрений (наград, стипендий и других поощрений);

- постоянная оценка и обратная связь, обсуждение достижений каждого студента в целях выявления сильных качеств, слабых сторон, разработки и корректировки индивидуальной стратегии раннего профессионального развития.

Все эти условия могут быть включены в процесс реализации образовательных программ педагогических направлений подготовки с целью обеспечения раннего профессионального развития студентов, что будет способствовать получению актуальных знаний и навыков, а также развитию профессиональных компетенций и накоплению потенциала для успешной карьеры в будущем.

Большим потенциалом в реализации указанных условий обладают новые технологические площадки, которые создаются в педагогических вузах по инициативе Министерства просвещения РФ в рамках реализации национальных проектов [2]. Так в ходе реализации комплексной программы по модернизации и стратегическому развитию педагогических вузов «Учитель будущего поколения России» в педагогических вузах были созданы технопарки универсальных педагогических компетенций. Оснащение технопарков отличается в разных вузах, в зависимости от потребностей и запросов конкретного учебного заведения. Но за основу берется обязательный список оборудования, рекомендованный Министерством просвещения [2]. На базе технопарка универсальных педагогических компетенций ФГБОУ ВО ШГПУ функционируют два кластера: 1Т-кластер и естественнонаучный кластер. В каждом кластере представлено лабораторное оборудование нескольких категорий. Так в 1Т-кластере можно выделить лабораторию робототехники, лабораторию виртуальной и дополненной реальности, лабораторию программирования, презентационную зону (или лекторий). ИТ кластер оснащен современными компьютерами и ноутбуками, образовательными наборами для изучения основ микропроцессорной техники и систем реального времени, наборами для сборки соревновательных роботов, конструкторами для создания манипуляционных робототехнических устройств, устройствами для разработки виртуальной и дополненной реальности, презентационным оборудованием [5]. Еще одна площадка оснащенная высокотехнологичным оборудованием это педагогический технопарк кванториум. Оборудование для педагогического кванториума приобретено в ходе реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Федеральный проект «Современная школа» направлен, в том числе, на обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников [7, 9].

Реализация организационно-методических условий раннего профессионального развития студентов педагогических направлений подготовки на базе технопарка универсальных педагогических компетенций и педагогического технопарка кванториум может быть проведена в ходе освоения дисциплин коммуникативно-цифрового модуля, психолого-педагогического модуля, модуля учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также предметно-методического модуля [11]. В освоении дисциплин и практик этих модулей может быть использовано оборудования оборудование технопарка универсальных педагогических компетенций и педагогического технопарка кванториум.

В рамках реализации первого из выделенных условий в образовательные программы педагогических направлений подготовки включаются курсы, обновляются программы практик, планируется учебно-исследовательская и проектная деятельность так, чтобы в полной мере задействовать возможности технопарка универсальных педагогических компетенций и педагогического технопарка кванториум. Применяя новейшее оборудование, студенты принимают участие в научно-исследовательской деятельности, анализируют полученные

данные и делают выводы. Это помогает в развитии аналитического и критического мышления, позволяет приобрести ценные навыки для дальнейшей профессиональной деятельности.

В освоении дисциплин коммуникативно-цифрового модуля и в ходе практики, направленной на формирование информационно-коммуникативных компетенций и цифровой грамотности педагога, может быть задействовано презентационное оборудование технопарка универсальных педагогических компетенций и педагогического кванториума. Все это будет способствовать формированию и развитие у обучающихся коммуникативных компетенций, позволит сформировать готовность к осуществлению деловой коммуникации и реализации социального взаимодействия. Важным при этом является умение задействовать информационно-коммуникационные технологии в разных видах деятельности. В результате освоения дисциплин данного модуля должны сформироваться профессиональные компетенции, связанные с медийно-информационной грамотностью, обеспечивающие готовность к профессиональной деятельности в цифровом пространстве [5]. Сформированные компоненты универсальных компетенций помогут в дальнейшем использовать специальное оборудование при изучении дисциплин здоровьесберегаюшего модуля (цифровые лаборатории для изучения физиологии, интерактивный анатомический атлас, оборудование и программное обеспечение виртуальной и дополненной реальности), модуля учебно-исследовательской и проектной деятельности (презентационное оборудование, оборудование виртуальной и дополненной реальности), предметно-методического модуля (цифровые лаборатории, робототехнические системы, наборы для изучения альтернативной энергетики и другое).

Оснащение технопарка и педагогического кванториума дает новые инструменты для привлечения студентов к участию в разработке и реализации практико-ориентированных проектов, прохождения стажировок, участия в инновационных стартапах, что позволит студентам получить дополнительные знания и умения, а также развить навыки освоения нового оборудования. Так студенты второго курса при освоении модуля учебно-исследовательской и проектной деятельности могут реализовывать собственные проекты с использованием оборудования естественно-научного кластера, лаборатории виртуальной и дополненной реальности технопарка, кабинетов технологической и естественно-научной направленности педагогического кванториума. Выбор оборудования осуществляется с учетом профилей подготовки, интересов и способностей студентов. Начиная с третьего курса, при освоении дисциплин предметно-методического модуля, обучающиеся могут участвовать в разработке дидактических и демонстрационный материалов с использованием оборудования технопарка и кванториума, а также создавать карточки, инструкции по применению разных видов программного и аппаратного обеспечения. Студенты четвертого и пятого курсов изучая дисциплины предметно-методического модуля и модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также в ходе практик, предусмотренных данными модулями, принимают участие в разработке сценариев образовательных событий (презентаций оборудования, экскурсий, мастер-классов) с использованием оборудования инновационных площадок.

Оборудование технопарка и педагогического кванториума позволяет предоставить для обучающихся доступ к широкому кругу информационных ресурсов (оборудование ^-кластера технопарка), лабораториям и технологическим площадкам (оборудование виртуальной и дополненной реальности ^-кластера технопарка, оборудование естественно-научного калстера технопарка, оборудование кабинетов для проведения занятий технологической и естественнонаучной направленности педагогического кванториума). В ходе изучения и применения в проектной и исследовательской деятельности разных видов оборудования реализуются условия для саморазвития, для самостоятельного изучения новых материалов, технологий, методик. Все это способствует развитию профессиональных качеств, к реализации инновационной деятельности в своей будущей профессии.

Процесс раннего профессионального развития обучающихся педагогических направлений подготовки требует постоянной поддержки и мотивации обучающихся. Что может быть обеспечено за счет привлечения к участию в конкурсах, конференциях, использование поощрений (наград, стипендий, грантовой поддержки). Для участия в конкурсах и конференциях студенты разрабатывают ученые и методические материалы, проекты с использованием оборудования технологических площадок вуза (технопарк универсальных педагогических компетенций и педагогический технопарк кванториум)

Профессиональное развитие будущих педагогов требует качественного управления данным процессом, что реализуется за счет постоянной оценки педагогической деятельности и обратной связи. Обратная связь обеспечивается за счет анализа и обсуждения достижений каждого обучающегося с выявлением его сильных качеств, слабых сторон. На основе чего разрабатывается индивидуальный план раннего профессионального развития, который в дальнейшем может корректироваться и дополняться в соответствии с достижениями, пожеланиями обучающегося, при появлении новых педагогических технологий, нового оборудования и программного обеспечения профессиональной деятельности.

Результаты исследования: организационно-методические условия, выделенные в результате проведенного исследования, и материалы, разработанные для их реализации (планы проведения мероприятий, конспекты занятий, экскурсий, мастер-классов, планы работы над проектами, подготовки и проведения научных исследований) могут быть использованы для организации занятий, направленных на раннее профессиональное развитие обучающихся педагогических направлений подготовки.

Заключение:

В результате проведенного исследования получены следующие результаты и выводы:

- выделены организационно-методические условия раннего профессионального развития студентов педагогических направлений подготовки с использованием оборудования технопарка универсальных педагогических компетенций и педагогического технопарка кванториум;

- дальнейшее исследование может быть связано с изменением, дополнением и расширением выделенных условий с учетом дополнительного оборудования, содержания предметных дисциплин и практик в рамках различных профилей.

Таким образом, оборудование технопарка универсальных педагогических компетенций и педагогического технопарка кванториум является эффективным средством, позволяющим будущим педагогам проверить свои навыки на практике, получить опыт профессиональной деятельности и тем самым, расширить свой потенциал в будущей профессиональной деятельности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2023 году по теме «Организационно-методическое обеспечение раннего профессионального развития студентов при реализации проекта "Наставник-1" с использованием оборудования технопарка и педагогического кванториума» № 16-349 от 26.05.2023 г.)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Пашков А.Г. Педагогика профессионального образования. М., 2008. 368 с.

2. Двенадцать решений для нового образования: доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики. М., 2018. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ proek-ty%20doc/ED_Print.pdf

3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. - М.: Академия. 2015. -240 с.

4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. —М.: Академия, 2014. - 304 с.

5. Козловских М. Е. Организационно-методическая модель формирования универсальных педагогических компетенций на базе IT-кластера технопарка // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. С. 61. EDN HOPWHE.

6. Кручинин В.А. Психология и педагогика высшей школы [Текст]: учеб.-метод. пособие. / В.А. Кручинин, Н.Ф. Комарова; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т.- Н. Новгород: ННГА-СУ 2014. - 195 с.

7. Методические рекомендации по созданию и функционированию педагогических технопарков "кванториум" на базе образовательных организаций высшего образования

8. Миронова, М. Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности педагога / М. Н. Миронова // Вопросы психологии. - 2018. № 1.- С.44-54

9. Паспорт федерального проекта «Современная школа» [Электронный ресурс]. - URL: https://s3512015.gosuslugi.ru/netcat_files/68/980/ Pasport_proekta_Sovremennaya_shkola.pdf?ysclid=lo6seajz8f502158498

10. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2018. - 720 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki-125

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

М.Е. Козловских, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математического и информационно-технологического образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: marina_k76@mail.ru

Е.Н. Плюхина, студентка 4 курса института информационных технологий, точных и естественных наук, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: marina_k76@mail.ru

Н.Н. Устинова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физико-математического и информационно-технологического образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: podzep@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

M.E. Kozlovskikh, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physics, Mathematics and Information Technology Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: marina_k76@mail.ru

E.N. Plyukhina, 4th year student of the Institute of Information Technologies, Exact and Natural Sciences, Shadrinsky State University Pedagogical University", Shadrinsk, Russia, e-mail: marina_k76@mail.ru

N.N. Ustinova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physics, Mathematics and Information Technology Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: podzep@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.