О.А. Николаева, студент
Научный руководитель — Ю.И. Тарасова, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова
O. Nikolaeva, student
Scientific advisor Yu. Tarasova, Associate Professor
Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Размещение Кванториума в Новосибирске
The placement of a Quantorium in Novosibirsk
Обозначена актуальность создания и размещения Кванториумов на территории России, продиктованная стремительным развитием новых технологий и стремлением молодёжи к реализации своего научно-технического потенциала. Определены цели и задачи исследования, которые заключаются в изучении вариантов территорий для размещения детского технопарка и выборе наиболее удачного земельного участка для проектирования, в выявлении специфики выбранной территории, введении понятия Кванториума. Перечислены и описаны перспективные направления образовательной программы Кванториума — квантумы, представляющие собой блоки, которые объединяют в себе наборы специализированных научно-технических дисциплин. Выявлены их ключевые особенности. Представлены графические схемы к анализу развития территории для строительства Кванториума в Новосибирске. Сделаны общие выводы о факторах, недостатках и достоинствах возможных вариантов участков для проектирования и размещения детского технопарка, о перспективности выбранной территории, обусловленной возможностью становления местом создания мощного образовательного кластера. Представлены графические схемы, отражающие ход и результаты анализа. Создан концептуальный вариант схемы планировочной организации земельного участка с посадкой здания Кванториума на рельеф. Определена практическая значимость результатов исследования.
Ключевые слова: Кванториум, детский технопарк, дополнительное образование, наука, технологии, территория
The urgency of creating and placing "Quantoriums" on the territory of Russia is indicated, dictated by the rapid development of new technologies and the aspiration of young people to realize their scientific and technical potential. Defines the goals and objectives of the study are to explore options territories for the children's Technopark and choosing the most successful land for designing, identifying the specifics of the selected areas, the introduction of the concept of "Quantorium". The perspective directions of the "Quantorium" educational program are listed and described — quantums, which are blocks that combine sets of specialized scientific and technical disciplines. Their key features are revealed. Graphic schemes for the analysis of the de-
velopment of the territory for the construction of the "Quantorium" in Novosibirsk are presented. General conclusions are drawn about the factors, disadvantages and advantages of possible site options for the design and placement of a children's technopark, about the prospects of the chosen territory, due to the possibility of becoming a place for creating a powerful educational cluster. Graphical diagrams reflecting the course and results of the analysis are presented. The conceptual version of the layout of the land with landing the building, "Quantorium" in relief. The practical significance of the research results is determined.
Keywords: Quantorium, children's technopark, additional education, science, technology, territory
Введение
Идея размещения в Новосибирске таких объектов, как Кванториум, является актуальной, поскольку на новом этапе технологического развития общества особое внимание уделяется изучению и развитию направлений, связанных с информационными, биомедицинскими, энергетическими, ядерными технологиями и космосом. Первые два из них являются приоритетными и ключевыми для Новосибирска и области. Современная молодёжь, в свою очередь, так же активно интересуется данными направлениями. Внедрение детских технопарков доступно для тиражирования во всех регионах страны [7]. Их миссия заключается в помощи ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала российской молодёжи.
Согласно источникам: в 2015 году В. Путиным была подписана стратегическая инициатива «Новая модель дополнительного образования детей». В этой стратегической инициативе было предусмотрено создание детских центров «Кванториум» во всех регионах РФ, что подтверждает актуальность приведённой темы, выводя её на уровень государственной важности. «Сейчас в стране действуют 89 „Кванториумов" в 62 регионах России. К 2024 году планируется, что в каждом городе с населением более 60 тысяч жителей, будет как минимум один „Кванториум"» [5].
На данный момент не разработано чётких правил для проектирования Кванториумов. [3, 10, 11] В действующих методических рекомендациях1 указаны лишь общие требования, не включающие в себя информацию по архитектурно-планировочным и объёмно-пространственным решениям. Этой теме посвящено лишь несколько работ российских студентов, архитекторов и учёных, следовательно, тема малоизучена и требует дальнейших исследований [1, 2, 9].
Объектом исследования является детский технопарк «Кванториум».
1
' Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» (от 01.03.2019 г.)
Предметом исследования является архитектурно-градостроительное решение детского технопарка «Кванториум».
Цель статьи: выявить архитектурно-градостроительную специфику территории для размещения Кванториума в Новосибирске.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «Кванториум» и описать его существующие направления.
2. Изучить возможные варианты территорий для размещения детского технопарка по проектам планировки Новосибирска и выбрать наиболее удачный земельный участок для проектирования
3. Определить особенности территории для размещения Кванториума через градостроительный анализ.
Методы и материалы
В ходе исследования использовались следующие методы: сбор информации по теме из литературы, размещённой в сети Интернет, фотофиксация местности с целью очного знакомства с территорией, изучение окружающей застройки, позволяющее определить прежде всего внешние параметры будущего объекта и его влияние на существующие постройки, изучение особенностей рельефа для определения сложности и возможности проектирования, анализ транспортной и пешеходной доступности. Применяется графоаналитический метод в выявлении специфики выбранной территории для размещения Кванториума.
Понятие «Кванториум»
Под понятием «Кванториум» подразумевается пространство, где формируется научная и инновационная среда, обеспечивающая развитие у детей креативного, творческого и изобретательского мышления. Реализация объектов проходит на базе организаций, осуществляющих обучение по дополнительным общеразвивающим программам технических и естественнонаучных перспективных направлений: автоквантум, аэроквантум, биоквантум, геокван-тум, космоквантум, наноквантум, промробоквантум, промдизайнквантум, энерджиквантум, DATA-квантум, IT-квантум, VR/AR-квантум, хай-тек цех, ла-зерквантум, нейроквантум, медиаквантум (см. приложение).
Обоснование выбранной территории
Для разработки проекта детского технопарка был выбран г. Новосибирск. В Новосибирске есть Кванториум, однако он не отвечает современным требованиям — сформирован на базе существующего здания и требует преобразований. Поэтому реализация нового Кванториума для крупного города России и его области актуальна.
На первом этапе было отобрано 3 территории по проекту планировки: 1) Ключ-Камышенское плато; 2) Кольцово; 3) Академгородок.
Выбор участка проектирования производился с учетом перспективы градостроительного развития Новосибирска. Поэтому, проведя необходимый анализ, окончательный выбор пал на территорию Ключ-Камышенское плато. В будущем, по проекту планировки, прогнозируется масштабное развитие данной территории, формирование нескольких транспортных узлов, строительство нового моста. Также планируется организация образовательного кластера, обслуживающего не только близлежащие зоны, но и другие районы. Данная площадка выгодна расположением таких прилегающих зон, как: зона объектов начального и среднего общего образования, территория детско-юношеского астрологического центра. Однако также в проекте планировки предусматривается зона военных и иных режимных объектов.
Из минусов можно выделить то, что участок находится в относительной удаленности от плотнозаселенного центра, имеется трудноступность с точки зрения транспорта.
Особенностью же данной территории является существенный рельеф, который можно использовать для оригинального представления объёмно-пространственной модели и выразительности архитектурного образа, что является, несомненно, плюсом.
Также стоит отметить, что по проекту планировки данный участок территории относится к зоне культуры и спорта, а рядом планируется целый образовательный кластер, новый транспортный узел и плотная застройка [4]. Так что в будущем вышеперечисленные проблемы будут устранены.
Для успешного размещения здания следует провести анализ участка для проектирования (рис. 1).
Началом стало изучение существующей застройки выбранной территории рядом с Новосибирским Детско-юношеским центром «Планетарий». Границы участка для проектирования назначены на основе проекта планировки. Площадь участка составляет 50 000 кв. м.
Проведён анализ улично-дорожной сети и составлена транспортная схема (рис. 2). Определены объекты транспортной инфраструктуры, которые показывают, что данная территория полностью удовлетворяет требованиям пешеходной доступности (соответствует нормативному расстоянию от остановок общественного транспорта) и является удобной с точки зрения транспортной доступности. Обозначение улиц различного значения (магистральные, транспортно-пешеходные, улицы в жилой застройке, основные проезды, железная дорога) позволяет определить такие параметры как: нагрузку транспортного трафика, ширину улично-дорожного полотна, скоростные режимы и т.д. Основной артерией, ведущей к проектируемому объекту, принята улица Взлётная. Преимуществом выбранного участка является тот факт, что в будущем планируется строительство новой станции метро «Камышенская», которая обеспечит дополнительный и удобный способ связи территории с плотно населённой центральной частью города.
Проанализирована и приведена схема функционального зонирования (рис. 3). Результатом анализа стало понимание выгоды выбранного участка,
так как согласно схеме, можно обнаружить, что основным окружением проектируемого участка являются озеленённые территории общего пользования и зона объектов культуры и спорта. В радиусе 1 км находится зона жилой застройки, что обеспечивает наличие наполненности будущего здания Кванториума.
Выполнена организация движения пешеходов (рис. 4), которая позволяет оценить верность планируемого местоположения будущего объекта, опираясь на обозначенные основные и второстепенные пути пешеходного движения, парковые дорожки. Благодаря представленной схеме наглядно просматриваются расстояния от остановок общественного транспорта до проектируемого объекта. Выделены основные точки притяжения (рис. 5).
Согласно схеме этажности, можно выделить преобладающей застройку многоэтажными жилыми домами (9-13) этажей (рис. 6).
Участок окружён с западной и южной стороны озеленением общего пользования, территория прилегает к парку (рис. 7). Благодаря сложному рельефу появляется возможность обзора выгодной панорамы города.
Рис. 1. Ситуационный анализ территории
Рис. 2. Анализ транспортных потоков
Рис. 3. Анализ функционального зонирования
Рис. 4. Анализ пешеходных потоков
Рис. 5. Схема основных точек притяжения
Рис. 6. Схема этажности
Рис. 7. Схема озеленения и рельефа Заключение
В результате исследования были изучены возможные варианты территорий для размещения детского технопарка по проектам планировки Новосибирска. Выбран и проанализирован земельный участок для проектирования. В результате анализа выявлены новые факторы и проблемы. Территория не застроена, но является перспективным участком для освоения. Перспективность обусловлена тем, что согласно изученным данным, на этой территории предполагается создание мощного образовательного кластера. В дополнение к существующему Детско-юношескому центру «Планетарий» планируется строительство школы «Бко!коуо» и несколько общеобразовательных школ.
Выполнен ряд графических схем, демонстрирующих существующую градостроительную ситуацию, обозначающих объекты транспортной инфраструктуры, элементы существующей и планируемой застройки, их этажность, озеленение и рельеф местности.
Рассмотрено понятие Кванториум и описаны его существующие направления, охватывающие обширное поле научно-технических дисциплин, таких как программирование, радиоэлектроника, геодезия, генетика, астрономия, робототехника.
Приведён возможный вариант схемы планировочной организации земельного участка с посадкой здания Кванториума на рельеф (рис. 8).
Определена практическая значимость, заключающаяся предположением о том, что результаты исследования могут послужить опорным материалом при проектировании на данной территории.
- КРАСНЫЕ ЛИНИИ - ПЛОЩАДКИ ОТДЫХА
- ЛИНИИ ОБЪЕЗДА ПОЖАРНОЙ МАШИНЫ
- РАЗГРУЗОЧНАЯ ПЛОЩАДКА
- ПЕШЕХОДНЫЕ ДОРОЖКИ
I - АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ - ВНУТРЕННИЙ ПАРК
Рис. 8. Схема планировочной организации земельного участка. Вариант размещения здания
Кванториума с благоустройством территории
Приложение
Автоквантум (наземный транспорт). Здесь дети знакомятся с общим устройством автомобилей, с основами их конструкций, изучают принципы работы двигателя и других механизмов на примере автомоделей различной конструкции и масштабов. Строят модели самых различных схем, размеров и назначения - от простейших до современных гоночных и управляемых по радио, с которыми участвуют в первенствах и чемпионатах по автомодельному спорту.
Аэроквантум (летательные аппараты). Это направление посвящено изучению малой беспилотной авиации. На простейших авиационных моделях дети получают знания по основам аэродинамики, радиоэлектроники и схемотехники, программированию и конструированию. Первые модели беспилотных летательных аппаратов, выходящие из рук обучающихся, уже имеют практическое применение: для составления карт местности, для поиска пострадавших в зоне чрезвычайных ситуаций и др.
Биоквантум. В нём дети знакомятся с биологией и микробиологией, ботаникой, физиологией и генетикой, также учатся работать с современными средствами исследования, такими как микроскоп, хроматограф и др., узнают как выращивать клеточные культуры, как применяются современные биотех-
нологии для очистки воды, размножения лекарственных растений, для улучшения жизни людей.
Геоквантум (геоинформационные технологии). Обучающие проходят в курсе программы геоквантума основы географии и геодезии, построение карт и 3D-моделей местности, работают с космическими снимками, аэрофотосъёмкой, данными GPS или ГЛОНАСС, решают задачи, связанные с экологией и созданием виртуальных туров.
Космоквантум (различные области космонавтики). Задачей этого направления является погружение детей в различные инженерные области космонавтики. На базе квантума ведётся изучение таких дисциплин как астрономия, космическая механика и программирование. Сделать процесс изучения наиболее увлекательным и наглядным помогают различные образовательные решения: макеты, имитирующие условия космического пространства, 3D моделирование и прочее.
Наноквантум (работа с наноматериалами). В программу наноквантума включено изучение, синтезирование и создание различных новых, современных и высококачественных материалов, погружение в смежные дисциплины, такие как химия и материаловедение, знакомство с существующими наноматериалами и принципами их разработки.
Промробоквантум (промышленная робототехника). В данном квантуме дети узнают основы робототехники, где каждый ребёнок учится делать не просто маленькие открытия, но и видеть реальные области их применения. Также предполагается изучение смежных дисциплин: математики и программирования, конструирования и мехатроники.
Промдизайнквантум (проектирование объектов массового производства). Данный квантум предлагает обучение основам рисунка, живописи, компьютерной графики, 3D моделирования, материаловедения и составление чертежей, все данные процессы способствуют развитию творческого и креативного мышления ребенка.
Энерджиквантум (энергетика). Главная задача энерджиквантума заключается в развитии у обучающихся навыков проектной работы на примере энергетики. На базовом модуле дети знакомятся с основными источниками энергии и структурой энергосистемы своего региона, на углублённом — выходят на реализацию полноценных проектов.
DATA-квантум (анализ информации). Направлен на получение навыков по планированию и проведению исследований интернет-пространства, количественному и качественному анализу информации, выявлению и систематизации информационных подходов.
IT-квантум (прикладные информационные технологии). Направлен на приобретение ребёнком фундаментальных знаний в сфере информационных технологий, изучение различных языков программирования, технологий IoT (интернет вещей), машинное обучение (ML), блокчейн, информационная безопасность посредством работы в команде с использованием кейс-технологий.
УР/ДР-квантум (виртуальная и дополненная реальность). В VR и АК-квантуме обучающиеся осваивают объёмную визуализацию, работают с виртуальной ), дополненной (АЙ), а также смешанной (MR) реальностью. Здесь дети разрабатывают образовательные приложения, проводят виртуальные туры по культурным и историческим достопримечательностям и т. д.
Хай-тек цех (умные технологии). Пространство хай-тек цеха является общей технологической площадкой для всех отделений Кванториума. Здесь установлено высококачественное оборудование для практических занятий и исследований. Цех состоит из двух основных частей:
- управляющая часть, где располагаются компьютеры со специальным программным обеспечением, позволяющим спроектировать и задать управляющие программы для различного оборудования (3D принтер, станки ЧПУ);
- производственная часть, где дети учатся не только основам современных производственных процессов, но и приобретению конкретных практических навыков.
Лазерквантум. Занимаясь в лазерквантуме, дети могут наглядно увидеть работу лазерного луча и получить первые практические результаты. Кроме того, дети попутно учатся основам работы со специализированным программным обеспечением для лазерной обработки и узнают основы точных наук.
Нейроквантум. Особенностью данной общеразвивающей программы Нейроквантума является то, что она направлена одновременно на задание необходимой теоретической базы в области нейротехнологий и нейробиоло-гии, а также на формирование практических навыков нейрохирургии и на формирование навыков нейроуправления максимального уровня сложности. Этот квантум даёт учащимся теоретические знания и практические навыки в новой динамически развивающейся области науки — в нейробиологии и нейрохирургии. Большое внимание уделяется изучению биосигналов человека, программированию и математике, всё обучение проходит через написание программ различной сложности, которые позволяют ребятам работать и взаимодействовать с оборудованием.
Медиаквантум. В медиаквантуме дети осваивают творческие умения в области видеопроизводства, создания сайта, разработки инновационных арт-проектов и специфики работы различных СМИ. [6, 8, 12].
Список литературы
1. Вяткина С.В., Шапшал Б.И. Детский технопарк — инновационная модель дополнительного образования // Наука XXI века: проблемы, поиски, решения : материалы XLI научнопрактической конференции, посвященной 70-летию Государственного ракетного центра имени академика В.П. Макеева (Миасс, 2017 г.). Миасс: Геотур, 2017. С. 133-138.
2. Галеева Р.И. Детский технопарк — для юных и одаренных // Ватандаш. 2018. № 10 (256). С. 102-110.
3. ГОСТ Р 56425-2015 Технопарки. Требования (с Изменением N 1).
4. Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска. [Электронный ресурс]. URL: http://dsa.novo-sibirsk.ru/ru/site/1957.html.
5. Детские технопарки «Кванториум»: растим инженеров. [Электронный ресурс]. URL: https://rostec.ru/news/detskie-tekhnoparki-kvantorium-rastim-inzhenerov.
6. Детский технопарк «Кванториум Ставрополь». [Электронный ресурс]. URL: https://kvantorium.stavdeti.ru/education/.
7. Карта сети детских технопарков «Кванториум». [Электронный ресурс]. URL: https://www.roskvantorium.ru/.
8. Кванториум. [Электронный ресурс]. URL: http://kvantorium.ru/ (дата обращения: 16.11.2020).
9. Костычева А.А., Астахова Е.С. Архитектура детских технопарков // Вестник ТГАСУ. 2019. №5. С. 62-73 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/arhitektura-detskih-tehnoparkov (дата обращения: 16.11.2020).
10. СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования (с Изменениями N 1, 2, 3).
11. СП 252.1325800.2016 Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования (с Изменением N 1).
12. Что такое детский технопарк «Кванториум»? [Электронный ресурс]. URL: https://atanorgroup.ru/sectorial-decisions/education/chto-takoe-detskij-texnopark-kvantorium/.
References
1. Vyatkina S.V., Shapshal B.I. Detskii tekhnopark — innovatsionnaya model' dopolnitel'nogo obrazovaniya [Children's technopark — an innovative model of additional education]. Miass, 2017, pp. 133-138.
2. Galeeva R.I. Detskii tekhnopark — dlya yunykh i odarennykh [Children's technopark — for the young and gifted]. Ufa, 2018, pp. 102-110.
3. GOST R 56425-2015 Tekhnoparki. Trebovaniya (s Izmeneniem N 1) [ SS R 56425-2015 Technoparks. Requirements (with Change N 1)].
4. Detskie tekhnoparki "Kvantorium": rastim inzhenerov [Children's technoparks "Quantorium": we raise engineers]. URL: https://rostec.ru/news/detskie-tekhnoparki-kvantorium-rastim-inzhenerov.
5. Detskii tekhnopark "Kvantorium Stavropol'" [Children's technology Park "Kvantorium Stavropol"] URL: https://kvantorium.stavdeti.ru/education.
6. Karta seti detskikh tekhnoparkov "Kvantorium" [Map of the network of children's technoparks "Quantorium"] URL: https://www.roskvantorium.ru.
7. Kvantorium. [Quantorium.] URL: http://kvantorium.ru.
8. Kostycheva A.A., Astakhova E.S. Arkhitektura detskikh tekhnoparkov [Architecture of children's technopark]. Tomsk, 2019, pp. 62-73. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-detskih-tehnoparkov (data obrashcheniya: 16.11.2020).
9. SP 251.1325800.2016 Zdaniya obshcheobrazovatel'nykh organizatsii. Pravila proektirovaniya (s Izmeneniyami N 1, 2, 3) [CR 251.1325800.2016 Buildings of general education organizations. Design rules (with Changes N 1, 2, 3)]
10. SP 252.1325800.2016 Zdaniya doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsii. Pravila proektirovaniya (s Izmeneniem N 1) [CR 252.1325800.2016 Buildings of preschool educational organizations. Design Rules (with Change N 1)].
11. Chto takoe detskii tekhnopark" Kvantorium"? [What is the children's technopark "Quantorium"?]. URL: https://atanorgroup.ru/sectorial-decisions/education/ chto-takoe-detskij-texnopark-kvantorium.
Николаева Ольга Андреевна, студент кафедры архитектуры НГУАДИ. E-mail: krocker_ [email protected]
Тарасова Юлия Игоревна, доцент кафедры архитектуры НГУАДИ. E-mail: [email protected]
Для цитирования | For citation:
Николаева О.А. Размещение Кванториума в Новосибирске // Ноэма [Архитектура. Урбанистика. Искусство]. — 2021. — № 1. — С. 119-130.
Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 21.01.2021